КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заявка команды 18 страница
Ратификации сан-францисских договоров в Японии предшествовали бурные дискуссии и острая политическая борьба с участием как политических партий, так и профсоюзов и других общественных организаций. Однако главные критики договоров так и не сумели преодолеть разногласий в собственной среде. В октябре 1951 г. на VIII чрезвычайном съезде СПЯ левые социалисты высказались против обоих договоров, а правые — отвергли «договор безопасности», но одобрили заключение мирного договора. В результате произошел раскол СПЯ на Левую и Правую социалистические партии Японии, продолжавшийся 4 года. В октябре-ноябре 1951 г. японский парламент ратифицировал оба подписанных в Сан-Франциско договора. В палате представителей за мирный договор голосовало 307, против 47 депутатов, за «договор безопасности» — 289, против — 71. В палате советников — за мирный договор 174, против — 45, за «договор безопасности» 147, против—76. Против обоих договоров голосовали депутаты Левой СПЯ, КПЯ и Рабоче-крестьянской партии. Правая СПЯ, поддержав мирный договор, голосовала против «договора безопасности». Небольшая часть депутатов Народно-демократической партии, некоторых мелких парламентских фракций и независимые также не поддержали эти договоры. Однако общие результаты голосования sso Часть 1. Япония в период оккупации свидетельствовали о большом успехе Либеральной партии и правительства Ёсида. * * * Сан-Францисский мирный договор и японо-американский «договор безопасности» вступили в силу 28 апреля 1952 г. Оккупация Японии завершилась, штаб главнокомандующего оккупационными войсками был ликвидирован. В памяти большинства японцев оккупационный период остался, в первую очередь, как время гражданского и политического освобождения. Однако, несмотря на очевидную Конструктивность послевоенных реформ, их оценка никогда не была однозначной. В частности, в Советском Союзе была распространена точка зрения, что реформы эти были вынужденными, половинчатыми, направленными на ослабление революционно-демократического движения в Японии и защиту интересов «японо-американской реакции». Говорилось также, что «прогрессивные» поначалу реформы были выхолощены в результате изменений в американской политике в последние годы оккупации. С учетом всех факторов, воздействовавших на оккупационную политику, можно сказать, что в области реформ в то время удалось продвинуться настолько далеко, насколько объективно было возможно. Ведь реформированию одновременно подверглись экономика, политика, социальная структура, право и т.д. В этом процессе сложным образом сочетались интересы народных масс, правящих кругов Японии, американских оккупационных властей и руководства США, различных сил мировой политики. Последующая история показала, что результирующей этого процесса стали глубокие изменения всех сторон общественной жизни Японии. Характерные для второй половины периода оккупации консервативные и реакционные тенденции, возникшие в условиях «холодной войны», не смогли поколебать общей решимости японского народа следовать по демократическому и мирному пути. В целом японское общество оказалось объективно готовым к восприятию произошедших после войны сдвигов и обогатило мировой опыт успешных радикальных преобразований собственным историческим примером. Часть 2 ЯПОНИЯ НА ПУТИ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ СТАТУСА МИРОВОЙ ДЕРЖАВЫ Сан-Францисский мирный договор подвел черту под периодом оккупации Японии американскими войсками. Теперь страна стала строить внутреннюю и внешнюю политику без прямого американского вмешательства. За следующие 20 лет Япония совершила гигантский рывок и приобрела статус мировой державы со вторым после США экономическим потенциалом, причем на новой, невоенной основе. Эти достижения стали результатом синтеза элементов передовой демократической и рыночной модели общественного устройства с устойчивой традиционной культурой, ядро которой не было разрушено оккупационной политикой США. Соединение этих двух начал придало всем внутренним структурам японского общества особую гибкость и адаптивность, феноменальную способность к выживанию и развитию. В результате, обретение политических свобод не привело к разрушительным последствиям, а социальные противоречия, иногда достигавшие большой остроты, в конечном счете, разрешались путем компромисса. Рыночная и конкурентная среда в экономике сочеталась с мощным и глубоко проникающим влиянием государства, придававшим рыночным силам осмысленную целенаправленность и, одновременно, оберегавшим общество от хаоса. Неизбежные в эпоху перемен трудовые конфликты гасились стремлением сторон к поиску взаимоприемлемых решений. В результате, сложилась уникальная система взаимодействия труда и капитала. Это было отнюдь не идеальное, в значительной мере вынужденное, но кполне сознательное партнерство, при котором над всеми конфликтами довлела наивысшая социально-политическая ценность общества - его стабильность, предсказуемость и управляемость. Точно так же не были идеальными и изначально гармоничными отношения элементов современного демократического устройства с традиционными структурами, среди которых было немало отжившего и консервативного. Потребовались многие годы для полного утверждения демократических начал общества, свободы слова, прав человека, равноправного социального положения женщин, свободного выезда за границу и т.п. Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы Глава 1 ПОСЛЕОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1952-1960) Завершение восстановления экономики В первой половине 50-х годов никто в Японии не помышлял о быстрых темпах экономического роста, первые признаки которых появились лишь в середине десятилетия. Задачи были прозаичнее: накормить страну, сократить бедность и материальную нужду. Требовалось найти экономическую модель, которая позволила бы быстро обеспечить основные жизненные потребности общества. В таких условиях японская правящая элита продемонстрировала трезвое понимание характера взаимосвязи экономических и политических проблем, стоявших перед страной. „ Ь Именно в этот период формируется систе- «Доктрина Есида» г ма стратегических приоритетов, получив- шая название «доктрина Ёсида» — концепция сосредоточения национальных ресурсов на решении, в первую очередь, экономических задач при обеспечении внутренней стабильности и обороны от внешней угрозы за счет тесного союза с Соединенными Штатами. На первый взгляд, этот союз был навязан Японии исходом второй мировой войны. Проигравший должен был следовать в русле политики победителя, нередко повинуясь диктату. Однако следует отдать должное японской политической элите — она сделала, в целом, правильные выводы из уроков прошлого. Победа американцев в войне была воспринята как доказательство эффективности их модели общественного устройства, способной обеспечить более высокий уровень экономического и технического развития. Политика ориентации на США в решающей мере была следствием осмысленного рационального выбора. Те, кто определял стратегию страны, понимали, что опора на Соединенные Штаты, наиболее богатую и развитую страну, может дать Японии преимущества в ликвидации последствий войны, что, в свою очередь, позволило бы за счет повышения жизненного уровня населения подорвать социальную базу левого, в частности, коммунистического движения, весьма влиятельного в послевоенной Японии. Исторически ставка на приоритет экономических задач, безусловно, оправдалась. Созидание мощной индустриальной базы, в конечном счете, стало предпосылкой и для выравнивания от- Глава 1, Послеоккупационный период (1952-1960) ношений с США, развития этих отношений на основе равноправия, взаимной выгоды и уважения национального достоинства. Однако для решения этой задачи нужно было пройти еще большой путь. По окончании бума, вызванного Ко-Первые экономиче- рейской войной, промышленное про-ские достижения по- ИЗВ0ДСТВ0 Японии продолжало быстро слевоеннои Японии развиватьсЯ(и к 1957 г. пр0цесс послевоенного восстановления экономики был полностью завершен. Большинство предприятий были восстановлены и частично переоборудованы, и объем промышленного производства превысил довоенный уровень в 2,5 раза, а экспорт достиг 90% от уровня середины 30-х годов. Интересно отметить, что в период войны в Корее началось постепенное воссоздание «старых дзайбацу». Огромное значение при этом имело то, что роспуск дзайбацу не затронул их головные банки, благодаря чему они смогли стать центрами, вокруг которых началось воссоединение предприятий. Во второй половине 50-х годов группы «Мицуи», «Мицубиси» и «Сумитомо» уже вполне оформились и взяли под свой контроль существенную часть промышленности и финансов страны. (Что касается «новых дзайбацу», возникших на волне японской колонизации и политики милитаризма, то их воссоздание произошло лишь в 60-е годы, так как из-за потери колоний они лишились значительной части своих «империй», и им потребовалось больше усилий на восстановление и реструктуризацию производства). Позитивные сдвиги произошли в сельском хозяйстве страны. После проведения земельной реформы жизнь деревни стала довольно быстро налаживаться. Высокие цены на продовольствие в первые послевоенные годы, обесценение крестьянских долгов вследствие инфляции, а с начала 50-х годов возрастающие возможности получить дополнительные заработки в городе, привели к быстрому росту доходов крестьянских семей. Это, в свою очередь, позволило крестьянам закупать больше удобрений, пестицидов, механических средств, а также диверсифицировать производство. Рис, разумеется, оставался основной культурой, но из года в год росло производство овощей и фруктов, мяса животных и птицы. В целом питание японцев стало более разнообразным и калорийным. Таким образом, примерно к середине 50-х годов процесс послевоенного восстановления японской экономики был завершен. Страна вступила в качественно новый этап своего экономическо Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы го развития, получивший название «периода высоких темпов роста». Вступление Япо- Американская оккупация сопровожда-нии в научно-тех- лась привнесением в японскую жизнь ннческую гонку элементов американской материальной цивилизации. Это привело к одному из важных последствий оккупации — психологическому шоку, испытанному японцами от осознания того, насколько их страна отстала в техническом отношении от Соединенных Штатов. В определенной мере это было повторением шока мэйдзийской эпохи, когда страна ужаснулась, поняв, что ей грозит, если не удастся ликвидировать огромное отставание от Запада. Осознание масштабов отставания претворилось в общественном сознании в национальную задачу «догнать и перегнать» Америку. В этот же период в принципе сформировалась национальная концепция научно-технического развития. Суть ее заключалась в ч максимальном использовании достижений зарубежной мысли и реализации их в отечественном производстве. Жадный поиск технических новинок, интересных фундаментальных идей, способных быть воплощенными в массовом производстве товаров ежедневного спроса и длительного пользования, стал нормой поведения японских компаний. Так, изобретение в США полупроводников осталось незамеченным американскими компаниями, и было подхвачено японцами, сумевшими воплотить их в производстве радиоаппаратуры и электробытовых товаров. В этот период начинают выходить на отечественный, а потом и мировой рынок такие компании как «Тбсиба», «Хитати», «Сони», «Мацусита дэнки». Уже в 1955 г. «Тосиба», а затем и остальные, наладила массовое производство телевизоров, холодильников, стиральных машин, электропечей, миксеров и пр. Результаты научно-технического рывка оказались совершенно 'поразительными. Уже в 1957 г. Япония занимала первое место в мире в судостроении, производстве керамической посуды, пряжи, штапеля, сульфата аммония, вылову рыбы, второе-третье место по производству хлопчатобумажных нитей, искусственного шелка, синтетических волокон, ткацких станков, фотоаппаратов, швейных машин, радиоприемников и производству риса. Начался массовый выход японских товаров на зарубежные рынки. В 1957 г. Японии принадлежало первое место в экспорте хлопчатобумажных и синтетических тканей, пряжи, судов, цемента, швейных машин, ткацких станков, посуды, игрушек, второе-третье место в экспорте листового стекла, консервных изделий, Глава 1. Послеоккупационный период (1952-19Щ фотоаппаратов, велосипедов, сельскохозяйственных удобрений, железнодорожных вагонов, сульфата аммония. Конвейер на фабрике в Косугэ. В 50-х годах весь мир заполонили японские игрушки. Всего через несколько лет за нимн последуют миллионы настоящих автомобилей Это было началом внешнеторговой экспансии обновленной японской экономики. В отличие от довоенных времен, когда японские товары пользовались репутацией «дрянных, зато дешевых», теперь японским производителям удалось добиться победы в конкурентной борьбе с продукцией развитых стран. Со временем популярность японских товаров значительно выросла по мере роста их качества и налаживания разветвленной сети послепродажного обслуживания. Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы Создание «политической системы 1955 года» Расстановка политических сил Послеоккупационный период японской истории стал не только рубежом начала быстрых темпов экономического роста на базе новой экономической модели, но и, одновременно, временем окончательного формирования политической структуры, которую принято называть «политической системой 1955 года». После окончания оккупации в Японии продолжился процесс структуризации политических сил. В формировавшемся политическом спектре, в целом, можно было выделить два лагеря: правящий консервативный и оппозиционный, причем последний был в высокой степени левоориентированным. Отношения между ними приобретали весьма конфронтационный характер. Консервативный лагерь был достаточно пестр, однако в нем явственно обнаруживалась тенденция к консолидации. Здесь действовали две основные политические фигуры, вокруг которых блокировалась консервативная элита — Ёсида Сигэру и Хатояма Итирб. Оба эти политика были связаны с находившейся в то время у власти Либеральной партией. В свое время Ёсида наследовал пост ее председателя у Хатояма, сформировавшего ее в 1945 г. на базе довоенной партии Сэйюкай. Лишь вмешательство американцев и принудительное устранение Хатояма с политической арены не позволило ему прийти к власти в апреле 1946 г., когда на парламентских выборах Либеральная партия заняла первое место. Поэтому после окончания оккупации и политической реабилитации Хатояма его приход к власти стал вопросом времени. Оппозиционное движение имело несколько составляющих — общедемократическое движение в защиту и за развитие реформ, начатых при американской оккупации, левое марксистское движение, социальное движение, связанное с ростом политической силы профсоюзов и движение за «независимость» от США, имевшее националистический оттенок. На практике идеология всех этих движений была сильно перемешана. Так, леворадикальное молодежное движение, связанное поначалу, в основном, с компартией Японии, быстро восприняло антиамериканские националистические лозунги и впоследствии заняло крайне враждебные КПЯ позиции, обвиняя коммунистов в оппортунизме и соглашательстве. Наиболее влиятельный среди оппозиции левый лагерь бы представлен, прежде всего, Социалистической и Коммунистич Глава 1. Послеоккупационный период (1952-1960) ской партиями. В Социалистической партии произошел раскол, и выделившиеся два крыла — левое и правое — постепенно продвигались в сторону создания двух самостоятельных партий. В компартии царила более строгая партийная дисциплина, которая до поры до времени позволяла сохранять единство партийных рядов. Но уже в тот период внутри нее началась подспудная борьба разных политических ориентации, и после того, как она была подвергнута критике Коминформом, в ней начался процесс дробления. Токийский парк Хибия, 1 иая 1952 г. Полиция бежит от разъяренных демонстрантов, вооруженных палками н камнями Левое движение в послеоккупационные годы было весьма мощным политическим соперником консерваторов. 1952 г. был крайне напряженным с точки зрения поддержания внутренней стабильности. Первомайская демонстрация 1952 г. была первой, с которой японским властям следовало справиться самостоятельно, без помощи штаба оккупационных сил. Ее масштабы явно напуга Часть 2, Япония на пути к статусу мировой державы ли правительство Ёсида, и сдерживание левого движения стало лейтмотивом его внутренней политики. В этих условиях правительство предприняло ряд мер по укреплению режима и его государственных институциональных элементов. Был принят закон о предотвращении подрывной деятельности и расширены полицейские силы. Существовавший в годы оккупации «резервный полицейский корпус» в 1953 г. был реорганизован в «силы национальной безопасности», а в следующем году— в «силы самообороны», поначалу явно предназначенные для подавления массовых беспорядков внутри страны. В конце 1954 г. в Японии произошла сме-Перемены в лаге- на политического лидера. К руководству ре консерваторов страной прищел Хатояма Итир5 В ноябре 1954 г. путем слияния ряда консервативных групп была образована новая Демократическая партия Японии, председателем которой стал Хатояма. Хатояма возглавлял старую политическую элиту в лагере консерваторов, подвергшуюся репрессиям в период чистки американцами государственного аппарата. В лагерь его единомышленников входили такие известные деятели, как Киси Нобусукэ, Сигэмицу Мамору, Исибаси Тандзан и Исии Мицудзиро. Эта группа лидеров выступала оппонентами курсу Ёсида, который они считали слишком проамериканским. По их мнению, конституция 1947 г. должна была быть пересмотрена, и Японии следовало иметь полноценную сильную армию — непременный атрибут государственного суверенитета и фактор силы во внешней политике. Хатояма был убежден; что Японии следует поскорее покончить с состоянием «прострации», охватившим страну после жестокого поражения, и возродить былой дух великой независимой нации. Курс на усиление самостоятельности и независимости японской политики и экономики получил отражение и в программе Демократической партии. Впрочем, выдвижение на политическую авансцену старой политической элиты не означал возврата к прошлому. Более того, она, если и не стала горячо проповедовать демократические принципы в политике, то, по крайне мере, воспользовалась плодами послевоенных политических реформ. В отличие от Ёсида, «отца японской демократии», придерживавшегося закулисных методов управления страной и не любившего гласной политики, Хатояма активно апеллировал к общественному мнению, стремясь добиться популярности среди широких слоев населения. Глава 1. Послеоккупационный период (1952-1960) Первый кабинет Хатояиа Ити-сь. В первом ряду в центре —-премьер, второй справа во втором ряду — министр иностранных дел Снгэмицу Мамору В отличие от Ёсида, выходца из бюрократической элиты, Хато-яма представлял политический клан. Его отец Хатояма Кадзуо одно время возглавлял нижнюю палату японского парламента, а сам он, тогда 32-летний адвокат, был впервые избран депутатом в 1915г. То, что Хатояма прошел серьезную политическую школу, принесло ему высокий личный авторитет и популярность даже среди политиков оппозиционного лагеря. Социалисты, резко критикуя «реакционную» политику кабинета, не связывали ее с личностью премьера. Один из видных социалистов Каваками Дзётарб заявлял, что он испытывал глубокую симпатию только к двум политикам того времени — Хатояма и социалисту Катаяма. 6 декабря 1954 г. на внеочередной сессии парламента голо- сами Демократической партии и левых и правых социалистов был вынесен вотум недоверия правительству. На следующий день последний— пятый — кабинет Ёсида ушел в отставку. Новое правительство Японии возглавил Хатояма Итирб. Образование Ли- 1955 год оказался знаменательным с точ-берально-демокра- Ки зрения политического развития после- тической партии в°еннои Яп0НИИ- 15 НОябрЯ ПР0И30ШЛ0 объединение двух консервативных партии —Либеральной и Демократической — в единую Либерально-демократическую партию (ЛДП). 5 апреля 1956 г. на внеочередном съезде ЛДП ее председателем был избран действующий премьер-министр Японии Хатояма Итиро. Объединение двух партий было инициировано, главным образом, объективными моментами: стране была необходима сильная консолидированная власть, способная решать насущные задачи, такие как обеспечение условий для быстрых темпов экономиче Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы ского роста, достижение равноправных отношений в рамках союза с США, противодействие левому и рабочему движению. * * * Объединение двух консервативных партий — Либеральной и Демократической — означало завершение формирования политической структуры, характеризовавшейся конфронтацией буржуазно-консервативного и левого лагерей. Образовались два политических центра, привлекших к себе более мелкие партии и группировки. Их противоборство охватывало практически все вопросы социально-экономического развития страны, а также все аспекты внешней и внутренней политики. Фактическим центром консолидации левых сил стала Социалистическая партия, опиравшаяся на мощную поддержку профсоюзного движения. В октябре 1956 г. СПЯ смогла временно преодолеть внутренние разногласия и провела свой XII «объединительный» съезд. Объединенная СПЯ обладала внушительным представительством в парламенте страны — ей принадлежало 154 места в нижней палате. Тем не менее, левое движение в Японии при всем его расцвете в 40-е-50-е годы не имело серьезных шансов на успех. Традиционные общественные структуры и психологические особенности, строгая иерархичность отношений в рамках социальных групп, глубоко укоренившийся в японском обществе патернализм обрекали его на неудачу. Эти же факторы определяли специфичность философии и организационных принципов левого движения в Японии, а также его крайнюю раздробленность и фракционность. Поэтому биполярная политическая структура (или «система 1955 года») отличалась важной особенностью — отсутствием реальной альтернативы политическому господству ЛДП. Оппозиция фактически не принимала конструктивного участия в формировании национальной политики. Ее роль ограничивалась лишь функциями критики правящей партии и определенного парламентского контроля над ее деятельностью. Такая ситуация сохранялась без малого 40 лет—вплоть до 1993 г. Поиск места в системе международных отношений Благодаря заключению Сан-Францисского мирною договора Япония стала равноправным членом международного сообщества. Но сепаратный характер этого договора и заключение «договора безопасности» с США порождали многие препятствия развитию отношений Японии с ее ближайшими соседями. Возникшая в годы Глава 1. Послеоккупационньій период (1952-1960) оккупации большая зависимость от США, будучи закреплена в договорной форме, побуждала Японию в ее международной политике приспосабливаться к американским интересам, следовать в фарватере мировой стратегии Соединенных Штатов. В 1952-1954 гг. были завершены основные контуры первого японо-американского военно-политического союза с элементами американского диктата и неравноправия сторон. Реализация этой задачи стала главным содержанием внешнеполитической деятельности правительства Ёсида и его Либеральной партии. „ В 1952 г. президентом США был избран "азвитие японо- р» ' Д.Эизенхауэр. Его администрация ставила американских своей целью резкое усиление американ-отношении» « ских позиции на международной арене в условиях конфронтации и консолидацию связей со своими стратегическими партнерами. К этому времени возникла реальная угроза американскому влиянию в Азии в лице недавно образовавшейся КНР. Дипломатия тогдашнего государственного секретаря Дж.Ф.Даллеса видела в пекинском руководстве своего основного противника в регионе и рассматривала стратегическое окружение и изоляцию коммунистического Китая как свою главную задачу на Дальнем Востоке. Поэтому значение Японии как союзника США в этом районе мира сделалось критически важным. Стремление укрепить союзнические отношения с Японией проявилось, в частности, в том, что американцы начали постепенно возвращать Японии ее бывшие территории в Тихом океане. Первыми в 1953 г. стали о-ва Амамиосима. Начался процесс, завершившийся в начале 70-х годов передачей Японии административных прав на архипелаг Рюкіб (Окинава). Одновременно с принятием внешнеполитических решений, направленных на усиление японо-американского союза, шла отладка институциональной инфраструктуры «договора безопасности». Его важнейший элемент — «административное соглашение» — из-за больших привилегий для американских вооруженных сил, ущемлявших суверенитет Японии, подвергался критике оппозиции чаще, чем сам «договор безопасности». В сентябре 1953 г. США согласились внести поправки в «административное соглашение», распространив на Японию принципы, применявшиеся внутри блока НАТО. В результате японские власти получили ограниченную уголовную юрисдикцию над личным составом американских войск, размещенных в Японии. Та 562_Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы ким образом, был смягчен один наиболее раздражающих факторов в японо-американских отношениях. „ ~ Закрепление статуса американского Японо-«китаискии» г * Яф 1ft.. союзника требовало от Японии де-мирныи договор 1952 г. м r г монстрации своей лояльности по от- ношению к старшему партнеру. Важнейшим таким актом стал ее мирный договор с Тайванем, который, в значительной мере, был и уступкой, и шагом навстречу США. Этот договор, подписанный 28 апреля 1952 г., т.е. в день вступления в действие Сан-Францисского мирного договора, был представлен как основополагающий документ послевоенного урегулирования с Китаем — главной жертвой японской агрессии в Азии. Таким образом, гоминьдановское правительство рассматривалось как единственное законное правительство Китая, а руководству КНР было отказано в праве представлять китайский народ. Для Японии открытая конфронтация с материковым Китаем была трудным и в значительной мере вынужденным шагом. Кроме многовековых культурных связей Японию влекли к Китаю и серьезные экономические интересы — ее довоенная экономическая структура была напрямую связана с китайским рынком. Но такова была плата Токио за близкие отношения с США и за американский «ядерный зонтик». Договор определял: окончание состояния войны между двумя странами (ст.1); отказ Японии, согласно Сан-Францисскому мирному договору, от всех прав, правооснований и претензий на о-в Тайвань, о-ва Пэнхуледао и Спратли (ст.2) и от всех особых прав Японии в отношении Китая, зафиксированных в протоколах, подписанных в Пекине 7 сентября 1901 г.; процедуру решения имущественных претензий и проблем рыболовства и установления воздушного сообщения между Тайбэем и Токио. Японо-«китайский» договор 1952 г. стал частью нового геополитического баланса на Дальнем Востоке и знаком жесткого размежевания двух глобальных военно-политических блоков. „ Ко времени объединения консервати- Начало самостоятель- вных сил национальные задачи Япо-нои внешней политики нии существенно изменились. Если целью кабинетов Ёсида было достижение наиболее выгодных условий послевоенного развития на основе тесного союза с США, то теперь политическая элита пыталась вывести японскую внешнюю политику на уровень глобальных отношений. Отсюда вытекали и главные направления международной деятельности новообразованной ЛДП и ее лидера. Глава І.Послеоккупационный период (1952-1960) 563 Первое из них заключалась в исправлении перекосов, возникших в результате политики сближения с США, и проявилось в стремлении добиться подлинно партнерских отношений со своим главным союзником. В результате был поставлен вопрос о пересмотре «договора безопасности» для придания ему более равноправного характера. Вторым направлением был активный выход на международную арену для обеспечения доступа к мировым сырьевым и экспортным рынкам, чего настойчиво стала требовать быстро развивавшаяся японская экономика. Это воплотилось в активном курсе на восстановление дипломатических отношений с СССР, во вступлении в ООН, в попытках нормализации отношений с КНР. „ В октябре 1956 г. была подписана Сов- Косстэнов пенис местная советско-японская декларация, дипломатических обширный документ, положивший конец отношении с состоянию войны между двумя странами. Этому предшествовала трудная дипломатическая подготовка. В самом японском правительстве не было единства по вопросу о характере и конечных целях переговоров с СССР. Премьер-министр Хатояма и его сторонники считали необходимым юридически прекратить состояние войны между Японией и СССР, обменяться послами, а затем приступить к поэтапному урегулированию спорных вопросов в двусторонних отношениях. Однако министр иностранных дел Сигэмицу предлагал начать заведомо длительные переговоры по заключению полномасштабного мирного договора, которому должно были предшествовать решение всех советско-японских проблем. Главной из них была территориальная проблема, касавшаяся суверенитета над островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и группой маленьких островов Хабомаи. Этот спор так и не был урегулирован и до сих пор мешает заключению полнокровного мирного договора России с Японией. С июня 1955 по март 1956 г. в Лондоне проходили предвари-) тельные советско-японские переговоры по нормализации двусторонних отношений. На них японская сторона выдвинула претен- ' зии на Южный Сахалин и Курильские о-ва. Это прямо противоречило условиям подписанного и ратифицированного Японией Сан-Францисского мирного договора, в котором говорилось, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские о-ва и на ту часть о-ва Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы Понимая слабость своей позиции, японская делегация в дальнейшем модифицировала ее, предложив исключить острова Итуруп и Кунашир и острова Малой Курильской гряды из понятия «Курильские острова» как «исконно японские территории» на том основании, что они никогда не принадлежали никакому иному государству помимо Японии. Таким образом были сформулированы территориальные претензии Японии к СССР, которые и по сей день «по наследству» осложняют российско-японские отношения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |