Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заявка команды 18 страница




Ратификации сан-францисских договоров в Японии предше­ствовали бурные дискуссии и острая политическая борьба с уча­стием как политических партий, так и профсоюзов и других об­щественных организаций. Однако главные критики договоров так и не сумели преодолеть разногласий в собственной среде. В ок­тябре 1951 г. на VIII чрезвычайном съезде СПЯ левые социалисты высказались против обоих договоров, а правые — отвергли «дого­вор безопасности», но одобрили заключение мирного договора. В результате произошел раскол СПЯ на Левую и Правую социали­стические партии Японии, продолжавшийся 4 года. В октябре-ноябре 1951 г. японский парламент ратифицировал оба подписанных в Сан-Франциско договора. В палате представи­телей за мирный договор голосовало 307, против 47 депутатов, за «договор безопасности» — 289, против — 71. В палате советников — за мирный договор 174, против — 45, за «договор безопасности» 147, против—76. Против обоих договоров голосовали депутаты Левой СПЯ, КПЯ и Рабоче-крестьянской партии. Правая СПЯ, поддержав мир­ный договор, голосовала против «договора безопасности». Не­большая часть депутатов Народно-демократической партии, неко­торых мелких парламентских фракций и независимые также не поддержали эти договоры. Однако общие результаты голосования sso Часть 1. Япония в период оккупации свидетельствовали о большом успехе Либеральной партии и пра­вительства Ёсида. * * * Сан-Францисский мирный договор и японо-американский «до­говор безопасности» вступили в силу 28 апреля 1952 г. Оккупа­ция Японии завершилась, штаб главнокомандующего оккупацион­ными войсками был ликвидирован. В памяти большинства японцев оккупационный период остал­ся, в первую очередь, как время гражданского и политического освобождения. Однако, несмотря на очевидную Конструктивность послевоенных реформ, их оценка никогда не была однозначной. В частности, в Советском Союзе была распространена точка зре­ния, что реформы эти были вынужденными, половинчатыми, на­правленными на ослабление революционно-демократического движения в Японии и защиту интересов «японо-американской ре­акции». Говорилось также, что «прогрессивные» поначалу рефор­мы были выхолощены в результате изменений в американской политике в последние годы оккупации. С учетом всех факторов, воздействовавших на оккупационную политику, можно сказать, что в области реформ в то время уда­лось продвинуться настолько далеко, насколько объективно было возможно. Ведь реформированию одновременно подверглись эко­номика, политика, социальная структура, право и т.д. В этом про­цессе сложным образом сочетались интересы народных масс, пра­вящих кругов Японии, американских оккупационных властей и руководства США, различных сил мировой политики. Последую­щая история показала, что результирующей этого процесса стали глубокие изменения всех сторон общественной жизни Японии. Характерные для второй половины периода оккупации консерва­тивные и реакционные тенденции, возникшие в условиях «холод­ной войны», не смогли поколебать общей решимости японского народа следовать по демократическому и мирному пути. В целом японское общество оказалось объективно готовым к восприятию произошедших после войны сдвигов и обогатило ми­ровой опыт успешных радикальных преобразований собственным историческим примером. Часть 2 ЯПОНИЯ НА ПУТИ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ СТАТУСА МИРОВОЙ ДЕРЖАВЫ Сан-Францисский мирный договор подвел черту под периодом оккупации Японии американскими войсками. Теперь страна стала строить внутреннюю и внешнюю политику без прямого американ­ского вмешательства. За следующие 20 лет Япония совершила гигантский рывок и приобрела статус мировой державы со вторым после США эконо­мическим потенциалом, причем на новой, невоенной основе. Эти достижения стали результатом синтеза элементов передовой де­мократической и рыночной модели общественного устройства с устойчивой традиционной культурой, ядро которой не было разру­шено оккупационной политикой США. Соединение этих двух начал придало всем внутренним струк­турам японского общества особую гибкость и адаптивность, фено­менальную способность к выживанию и развитию. В результате, обретение политических свобод не привело к разрушительным по­следствиям, а социальные противоречия, иногда достигавшие большой остроты, в конечном счете, разрешались путем компро­мисса. Рыночная и конкурентная среда в экономике сочеталась с мощным и глубоко проникающим влиянием государства, прида­вавшим рыночным силам осмысленную целенаправленность и, од­новременно, оберегавшим общество от хаоса. Неизбежные в эпо­ху перемен трудовые конфликты гасились стремлением сторон к поиску взаимоприемлемых решений. В результате, сложилась уникальная система взаимодействия труда и капитала. Это было отнюдь не идеальное, в значительной мере вынужденное, но кполне сознательное партнерство, при котором над всеми кон­фликтами довлела наивысшая социально-политическая ценность общества - его стабильность, предсказуемость и управляемость. Точно так же не были идеальными и изначально гармоничны­ми отношения элементов современного демократического уст­ройства с традиционными структурами, среди которых было не­мало отжившего и консервативного. Потребовались многие годы для полного утверждения демократических начал общества, сво­боды слова, прав человека, равноправного социального положе­ния женщин, свободного выезда за границу и т.п. Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы Глава 1 ПОСЛЕОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1952-1960) Завершение восстановления экономики В первой половине 50-х годов никто в Японии не помышлял о быстрых темпах экономического роста, первые признаки которых появились лишь в середине десятилетия. Задачи были прозаич­нее: накормить страну, сократить бедность и материальную нуж­ду. Требовалось найти экономическую модель, которая позволила бы быстро обеспечить основные жизненные потребности общест­ва. В таких условиях японская правящая элита продемонстриро­вала трезвое понимание характера взаимосвязи экономических и политических проблем, стоявших перед страной. „ Ь Именно в этот период формируется систе- «Доктрина Есида» г ма стратегических приоритетов, получив- шая название «доктрина Ёсида» — концепция сосредоточения на­циональных ресурсов на решении, в первую очередь, экономиче­ских задач при обеспечении внутренней стабильности и обороны от внешней угрозы за счет тесного союза с Соединенными Шта­тами. На первый взгляд, этот союз был навязан Японии исходом второй мировой войны. Проигравший должен был следовать в русле политики победителя, нередко повинуясь диктату. Однако следует отдать должное японской политической элите — она сде­лала, в целом, правильные выводы из уроков прошлого. Победа американцев в войне была воспринята как доказательство эффек­тивности их модели общественного устройства, способной обес­печить более высокий уровень экономического и технического развития. Политика ориентации на США в решающей мере была след­ствием осмысленного рационального выбора. Те, кто определял стратегию страны, понимали, что опора на Соединенные Штаты, наиболее богатую и развитую страну, может дать Японии преиму­щества в ликвидации последствий войны, что, в свою очередь, по­зволило бы за счет повышения жизненного уровня населения по­дорвать социальную базу левого, в частности, коммунистического движения, весьма влиятельного в послевоенной Японии. Исторически ставка на приоритет экономических задач, без­условно, оправдалась. Созидание мощной индустриальной базы, в конечном счете, стало предпосылкой и для выравнивания от- Глава 1, Послеоккупационный период (1952-1960) ношений с США, развития этих отношений на основе равнопра­вия, взаимной выгоды и уважения национального достоинства. Однако для решения этой задачи нужно было пройти еще боль­шой путь. По окончании бума, вызванного Ко-Первые экономиче- рейской войной, промышленное про-ские достижения по- ИЗВ0ДСТВ0 Японии продолжало быстро слевоеннои Японии развиватьсЯ(и к 1957 г. пр0цесс по­слевоенного восстановления экономики был полностью завершен. Большинство предприятий были восстановлены и частично пере­оборудованы, и объем промышленного производства превысил до­военный уровень в 2,5 раза, а экспорт достиг 90% от уровня сере­дины 30-х годов. Интересно отметить, что в период войны в Корее началось по­степенное воссоздание «старых дзайбацу». Огромное значение при этом имело то, что роспуск дзайбацу не затронул их головные банки, благодаря чему они смогли стать центрами, вокруг кото­рых началось воссоединение предприятий. Во второй половине 50-х годов группы «Мицуи», «Мицубиси» и «Сумитомо» уже впол­не оформились и взяли под свой контроль существенную часть промышленности и финансов страны. (Что касается «новых дзай­бацу», возникших на волне японской колонизации и политики ми­литаризма, то их воссоздание произошло лишь в 60-е годы, так как из-за потери колоний они лишились значительной части сво­их «империй», и им потребовалось больше усилий на восстановле­ние и реструктуризацию производства). Позитивные сдвиги произошли в сельском хозяйстве страны. После проведения земельной реформы жизнь деревни стала до­вольно быстро налаживаться. Высокие цены на продовольствие в первые послевоенные годы, обесценение крестьянских долгов вследствие инфляции, а с начала 50-х годов возрастающие воз­можности получить дополнительные заработки в городе, привели к быстрому росту доходов крестьянских семей. Это, в свою оче­редь, позволило крестьянам закупать больше удобрений, пестици­дов, механических средств, а также диверсифицировать производ­ство. Рис, разумеется, оставался основной культурой, но из года в год росло производство овощей и фруктов, мяса животных и пти­цы. В целом питание японцев стало более разнообразным и кало­рийным. Таким образом, примерно к середине 50-х годов процесс по­слевоенного восстановления японской экономики был завершен. Страна вступила в качественно новый этап своего экономическо­ Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы го развития, получивший название «периода высоких темпов рос­та». Вступление Япо- Американская оккупация сопровожда-нии в научно-тех- лась привнесением в японскую жизнь ннческую гонку элементов американской материальной цивилизации. Это привело к одному из важных последствий оккупации — психологическому шоку, испы­танному японцами от осознания того, насколько их страна отста­ла в техническом отношении от Соединенных Штатов. В опреде­ленной мере это было повторением шока мэйдзийской эпохи, ко­гда страна ужаснулась, поняв, что ей грозит, если не удастся лик­видировать огромное отставание от Запада. Осознание масштабов отставания претворилось в общественном сознании в националь­ную задачу «догнать и перегнать» Америку. В этот же период в принципе сформировалась национальная концепция научно-технического развития. Суть ее заключалась в ч максимальном использовании достижений зарубежной мысли и реализации их в отечественном производстве. Жадный поиск технических новинок, интересных фундамен­тальных идей, способных быть воплощенными в массовом произ­водстве товаров ежедневного спроса и длительного пользования, стал нормой поведения японских компаний. Так, изобретение в США полупроводников осталось незамеченным американскими компаниями, и было подхвачено японцами, сумевшими воплотить их в производстве радиоаппаратуры и электробытовых товаров. В этот период начинают выходить на отечественный, а потом и мировой рынок такие компании как «Тбсиба», «Хитати», «Со­ни», «Мацусита дэнки». Уже в 1955 г. «Тосиба», а затем и осталь­ные, наладила массовое производство телевизоров, холодильни­ков, стиральных машин, электропечей, миксеров и пр. Результаты научно-технического рывка оказались совершенно 'поразительными. Уже в 1957 г. Япония занимала первое место в мире в судостроении, производстве керамической посуды, пряжи, штапеля, сульфата аммония, вылову рыбы, второе-третье место по производству хлопчатобумажных нитей, искусственного шел­ка, синтетических волокон, ткацких станков, фотоаппаратов, швейных машин, радиоприемников и производству риса. Начался массовый выход японских товаров на зарубежные рынки. В 1957 г. Японии принадлежало первое место в экспорте хлопчатобумажных и синтетических тканей, пряжи, судов, цемен­та, швейных машин, ткацких станков, посуды, игрушек, второе-третье место в экспорте листового стекла, консервных изделий, Глава 1. Послеоккупационный период (1952-19Щ фотоаппаратов, велосипедов, сельскохозяйственных удобрений, железнодорожных вагонов, сульфата аммония. Конвейер на фа­брике в Косугэ. В 50-х годах весь мир заполонили японские игруш­ки. Всего через несколько лет за нимн последуют миллионы настоя­щих автомобилей Это было началом внешнеторговой экспансии обновленной японской экономики. В отличие от довоенных времен, когда япон­ские товары пользовались репутацией «дрянных, зато дешевых», теперь японским производителям удалось добиться победы в кон­курентной борьбе с продукцией развитых стран. Со временем по­пулярность японских товаров значительно выросла по мере роста их качества и налаживания разветвленной сети послепродажного обслуживания. Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы Создание «политической системы 1955 года» Расстановка по­литических сил Послеоккупационный период японской истории стал не только рубежом начала быстрых темпов экономического роста на базе новой экономической модели, но и, одновременно, временем окончательного формирования политической структуры, которую принято называть «политической системой 1955 года». После окончания оккупации в Японии про­должился процесс структуризации полити­ческих сил. В формировавшемся политиче­ском спектре, в целом, можно было выделить два лагеря: правя­щий консервативный и оппозиционный, причем последний был в высокой степени левоориентированным. Отношения между ними приобретали весьма конфронтационный характер. Консервативный лагерь был достаточно пестр, однако в нем явственно обнаруживалась тенденция к консолидации. Здесь дей­ствовали две основные политические фигуры, вокруг которых блокировалась консервативная элита — Ёсида Сигэру и Хатояма Итирб. Оба эти политика были связаны с находившейся в то время у власти Либеральной партией. В свое время Ёсида наследовал пост ее председателя у Хатояма, сформировавшего ее в 1945 г. на базе довоенной партии Сэйюкай. Лишь вмешательство американ­цев и принудительное устранение Хатояма с политической арены не позволило ему прийти к власти в апреле 1946 г., когда на пар­ламентских выборах Либеральная партия заняла первое место. Поэтому после окончания оккупации и политической реабилита­ции Хатояма его приход к власти стал вопросом времени. Оппозиционное движение имело несколько составляющих — общедемократическое движение в защиту и за развитие реформ, начатых при американской оккупации, левое марксистское дви­жение, социальное движение, связанное с ростом политической силы профсоюзов и движение за «независимость» от США, имев­шее националистический оттенок. На практике идеология всех этих движений была сильно перемешана. Так, леворадикальное молодежное движение, связанное поначалу, в основном, с ком­партией Японии, быстро восприняло антиамериканские национа­листические лозунги и впоследствии заняло крайне враждебные КПЯ позиции, обвиняя коммунистов в оппортунизме и соглаша­тельстве. Наиболее влиятельный среди оппозиции левый лагерь бы представлен, прежде всего, Социалистической и Коммунистич Глава 1. Послеоккупационный период (1952-1960) ской партиями. В Социалистической партии произошел раскол, и выделившиеся два крыла — левое и правое — постепенно продви­гались в сторону создания двух самостоятельных партий. В ком­партии царила более строгая партийная дисциплина, которая до поры до времени позволяла сохранять единство партийных рядов. Но уже в тот период внутри нее началась подспудная борьба раз­ных политических ориентации, и после того, как она была под­вергнута критике Коминформом, в ней начался процесс дробле­ния. Токийский парк Хибия, 1 иая 1952 г. Полиция бежит от разъяренных демонстрантов, вооруженных палками н камнями Левое движение в послеоккупационные годы было весьма мощным политическим соперником консерваторов. 1952 г. был крайне напряженным с точки зрения поддержания внутренней стабильности. Первомайская демонстрация 1952 г. была первой, с которой японским властям следовало справиться самостоятельно, без помощи штаба оккупационных сил. Ее масштабы явно напуга­ Часть 2, Япония на пути к статусу мировой державы ли правительство Ёсида, и сдерживание левого движения стало лейтмотивом его внутренней политики. В этих условиях правительство предприняло ряд мер по укре­плению режима и его государственных институциональных эле­ментов. Был принят закон о предотвращении подрывной деятель­ности и расширены полицейские силы. Существовавший в годы оккупации «резервный полицейский корпус» в 1953 г. был реорга­низован в «силы национальной безопасности», а в следующем го­ду— в «силы самообороны», поначалу явно предназначенные для подавления массовых беспорядков внутри страны. В конце 1954 г. в Японии произошла сме-Перемены в лаге- на политического лидера. К руководству ре консерваторов страной прищел Хатояма Итир5 В ноябре 1954 г. путем слияния ряда консервативных групп была образована новая Демократическая партия Японии, предсе­дателем которой стал Хатояма. Хатояма возглавлял старую поли­тическую элиту в лагере консерваторов, подвергшуюся репресси­ям в период чистки американцами государственного аппарата. В лагерь его единомышленников входили такие известные деятели, как Киси Нобусукэ, Сигэмицу Мамору, Исибаси Тандзан и Исии Мицудзиро. Эта группа лидеров выступала оппонентами курсу Ёсида, ко­торый они считали слишком проамериканским. По их мнению, конституция 1947 г. должна была быть пересмотрена, и Японии следовало иметь полноценную сильную армию — непременный ат­рибут государственного суверенитета и фактор силы во внешней политике. Хатояма был убежден; что Японии следует поскорее по­кончить с состоянием «прострации», охватившим страну после жестокого поражения, и возродить былой дух великой независи­мой нации. Курс на усиление самостоятельности и независимости японской политики и экономики получил отражение и в програм­ме Демократической партии. Впрочем, выдвижение на политическую авансцену старой по­литической элиты не означал возврата к прошлому. Более того, она, если и не стала горячо проповедовать демократические прин­ципы в политике, то, по крайне мере, воспользовалась плодами послевоенных политических реформ. В отличие от Ёсида, «отца японской демократии», придерживавшегося закулисных методов управления страной и не любившего гласной политики, Хатояма активно апеллировал к общественному мнению, стремясь добиться популярности среди широких слоев населения. Глава 1. Послеоккупационный период (1952-1960) Первый кабинет Хатояиа Ити-сь. В первом ряду в центре —-премьер, второй справа во вто­ром ряду — министр иностран­ных дел Снгэмицу Мамору В отличие от Ёсида, выходца из бюрократической элиты, Хато-яма представлял политический клан. Его отец Хатояма Кадзуо одно время возглавлял нижнюю палату японского парламента, а сам он, тогда 32-летний адвокат, был впервые избран депутатом в 1915г. То, что Хатояма прошел се­рьезную политическую школу, принесло ему высокий личный авторитет и популярность даже среди политиков оппозиционно­го лагеря. Социалисты, резко критикуя «реакционную» поли­тику кабинета, не связывали ее с личностью премьера. Один из видных социалистов Каваками Дзётарб заявлял, что он испыты­вал глубокую симпатию только к двум политикам того времени — Хатояма и социалисту Катаяма. 6 декабря 1954 г. на внеоче­редной сессии парламента голо- сами Демократической партии и левых и правых социалистов был вынесен вотум недоверия правительству. На следующий день по­следний— пятый — кабинет Ёсида ушел в отставку. Новое прави­тельство Японии возглавил Хатояма Итирб. Образование Ли- 1955 год оказался знаменательным с точ-берально-демокра- Ки зрения политического развития после- тической партии в°еннои Яп0НИИ- 15 НОябрЯ ПР0И30ШЛ0 объединение двух консервативных партии —Либеральной и Демократической — в единую Либерально-демо­кратическую партию (ЛДП). 5 апреля 1956 г. на внеочередном съезде ЛДП ее председателем был избран действующий премьер-министр Японии Хатояма Итиро. Объединение двух партий было инициировано, главным обра­зом, объективными моментами: стране была необходима сильная консолидированная власть, способная решать насущные задачи, такие как обеспечение условий для быстрых темпов экономиче­ Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы ского роста, достижение равноправных отношений в рамках сою­за с США, противодействие левому и рабочему движению. * * * Объединение двух консервативных партий — Либеральной и Демократической — означало завершение формирования полити­ческой структуры, характеризовавшейся конфронтацией буржу­азно-консервативного и левого лагерей. Образовались два поли­тических центра, привлекших к себе более мелкие партии и груп­пировки. Их противоборство охватывало практически все вопро­сы социально-экономического развития страны, а также все ас­пекты внешней и внутренней политики. Фактическим центром консолидации левых сил стала Социа­листическая партия, опиравшаяся на мощную поддержку проф­союзного движения. В октябре 1956 г. СПЯ смогла временно пре­одолеть внутренние разногласия и провела свой XII «объедини­тельный» съезд. Объединенная СПЯ обладала внушительным представительством в парламенте страны — ей принадлежало 154 места в нижней палате. Тем не менее, левое движение в Японии при всем его расцвете в 40-е-50-е годы не имело серьезных шансов на успех. Традицион­ные общественные структуры и психологические особенности, строгая иерархичность отношений в рамках социальных групп, глубоко укоренившийся в японском обществе патернализм обре­кали его на неудачу. Эти же факторы определяли специфичность философии и организационных принципов левого движения в Японии, а также его крайнюю раздробленность и фракционность. Поэтому биполярная политическая структура (или «система 1955 года») отличалась важной особенностью — отсутствием ре­альной альтернативы политическому господству ЛДП. Оппозиция фактически не принимала конструктивного участия в формирова­нии национальной политики. Ее роль ограничивалась лишь функ­циями критики правящей партии и определенного парламентского контроля над ее деятельностью. Такая ситуация сохранялась без малого 40 лет—вплоть до 1993 г. Поиск места в системе международных отношений Благодаря заключению Сан-Францисского мирною договора Япония стала равноправным членом международного сообщества. Но сепаратный характер этого договора и заключение «договора безопасности» с США порождали многие препятствия развитию отношений Японии с ее ближайшими соседями. Возникшая в годы Глава 1. Послеоккупационньій период (1952-1960) оккупации большая зависимость от США, будучи закреплена в договорной форме, побуждала Японию в ее международной поли­тике приспосабливаться к американским интересам, следовать в фарватере мировой стратегии Соединенных Штатов. В 1952-1954 гг. были завершены основные контуры первого японо-американского военно-политического союза с элементами американского диктата и неравноправия сторон. Реализация этой задачи стала главным содержанием внешнеполитической дея­тельности правительства Ёсида и его Либеральной партии. „ В 1952 г. президентом США был избран "азвитие японо- р» ' Д.Эизенхауэр. Его администрация ставила американских своей целью резкое усиление американ-отношении» « ских позиции на международной арене в условиях конфронтации и консолидацию связей со своими страте­гическими партнерами. К этому времени возникла реальная угроза американскому влиянию в Азии в лице недавно образовавшейся КНР. Диплома­тия тогдашнего государственного секретаря Дж.Ф.Даллеса виде­ла в пекинском руководстве своего основного противника в реги­оне и рассматривала стратегическое окружение и изоляцию ком­мунистического Китая как свою главную задачу на Дальнем Вос­токе. Поэтому значение Японии как союзника США в этом районе мира сделалось критически важным. Стремление укрепить союзнические отношения с Японией проявилось, в частности, в том, что американцы начали постепен­но возвращать Японии ее бывшие территории в Тихом океане. Первыми в 1953 г. стали о-ва Амамиосима. Начался процесс, за­вершившийся в начале 70-х годов передачей Японии администра­тивных прав на архипелаг Рюкіб (Окинава). Одновременно с принятием внешнеполитических решений, направленных на усиление японо-американского союза, шла от­ладка институциональной инфраструктуры «договора безопасно­сти». Его важнейший элемент — «административное соглашение» — из-за больших привилегий для американских вооруженных сил, ущемлявших суверенитет Японии, подвергался критике оппози­ции чаще, чем сам «договор безопасности». В сентябре 1953 г. США согласились внести поправки в «ад­министративное соглашение», распространив на Японию принци­пы, применявшиеся внутри блока НАТО. В результате японские власти получили ограниченную уголовную юрисдикцию над лич­ным составом американских войск, размещенных в Японии. Та­ 562_Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы ким образом, был смягчен один наиболее раздражающих факто­ров в японо-американских отношениях. „ ~ Закрепление статуса американского Японо-«китаискии» г * Яф 1ft.. союзника требовало от Японии де-мирныи договор 1952 г. м r г монстрации своей лояльности по от- ношению к старшему партнеру. Важнейшим таким актом стал ее мирный договор с Тайванем, который, в значительной мере, был и уступкой, и шагом навстречу США. Этот договор, подписанный 28 апреля 1952 г., т.е. в день всту­пления в действие Сан-Францисского мирного договора, был пред­ставлен как основополагающий документ послевоенного урегули­рования с Китаем — главной жертвой японской агрессии в Азии. Таким образом, гоминьдановское правительство рассматривалось как единственное законное правительство Китая, а руководству КНР было отказано в праве представлять китайский народ. Для Японии открытая конфронтация с материковым Китаем была трудным и в значительной мере вынужденным шагом. Кроме многовековых культурных связей Японию влекли к Китаю и серь­езные экономические интересы — ее довоенная экономическая структура была напрямую связана с китайским рынком. Но тако­ва была плата Токио за близкие отношения с США и за американ­ский «ядерный зонтик». Договор определял: окончание состояния войны между двумя странами (ст.1); отказ Японии, согласно Сан-Францисскому мир­ному договору, от всех прав, правооснований и претензий на о-в Тайвань, о-ва Пэнхуледао и Спратли (ст.2) и от всех особых прав Японии в отношении Китая, зафиксированных в протоколах, под­писанных в Пекине 7 сентября 1901 г.; процедуру решения иму­щественных претензий и проблем рыболовства и установления воздушного сообщения между Тайбэем и Токио. Японо-«китайский» договор 1952 г. стал частью нового геопо­литического баланса на Дальнем Востоке и знаком жесткого раз­межевания двух глобальных военно-политических блоков. „ Ко времени объединения консервати- Начало самостоятель- вных сил национальные задачи Япо-нои внешней политики нии существенно изменились. Если целью кабинетов Ёсида было достижение наиболее выгодных ус­ловий послевоенного развития на основе тесного союза с США, то теперь политическая элита пыталась вывести японскую внешнюю политику на уровень глобальных отношений. Отсюда вытекали и главные направления международной деятельности новообразо­ванной ЛДП и ее лидера. Глава І.Послеоккупационный период (1952-1960) 563 Первое из них заключалась в исправлении перекосов, возник­ших в результате политики сближения с США, и проявилось в стремлении добиться подлинно партнерских отношений со своим главным союзником. В результате был поставлен вопрос о пере­смотре «договора безопасности» для придания ему более равно­правного характера. Вторым направлением был активный выход на международ­ную арену для обеспечения доступа к мировым сырьевым и экс­портным рынкам, чего настойчиво стала требовать быстро разви­вавшаяся японская экономика. Это воплотилось в активном курсе на восстановление дипломатических отношений с СССР, во всту­плении в ООН, в попытках нормализации отношений с КНР. „ В октябре 1956 г. была подписана Сов- Косстэнов пенис местная советско-японская декларация, дипломатических обширный документ, положивший конец отношении с состоянию войны между двумя странами. Этому предшествовала трудная дипломатическая подготовка. В самом японском правительстве не было единства по вопросу о характере и конечных целях переговоров с СССР. Премьер-ми­нистр Хатояма и его сторонники считали необходимым юридиче­ски прекратить состояние войны между Японией и СССР, обме­няться послами, а затем приступить к поэтапному урегулирова­нию спорных вопросов в двусторонних отношениях. Однако ми­нистр иностранных дел Сигэмицу предлагал начать заведомо дли­тельные переговоры по заключению полномасштабного мирного договора, которому должно были предшествовать решение всех советско-японских проблем. Главной из них была территориальная проблема, касавшаяся суверенитета над островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и груп­пой маленьких островов Хабомаи. Этот спор так и не был урегу­лирован и до сих пор мешает заключению полнокровного мирного договора России с Японией. С июня 1955 по март 1956 г. в Лондоне проходили предвари-) тельные советско-японские переговоры по нормализации двусто­ронних отношений. На них японская сторона выдвинула претен- ' зии на Южный Сахалин и Курильские о-ва. Это прямо противоре­чило условиям подписанного и ратифицированного Японией Сан-Францисского мирного договора, в котором говорилось, что «Япо­ния отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские о-ва и на ту часть о-ва Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Порт­смутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы Понимая слабость своей позиции, японская делегация в даль­нейшем модифицировала ее, предложив исключить острова Иту­руп и Кунашир и острова Малой Курильской гряды из понятия «Курильские острова» как «исконно японские территории» на том основании, что они никогда не принадлежали никакому иному го­сударству помимо Японии. Таким образом были сформулированы территориальные претензии Японии к СССР, которые и по сей день «по наследству» осложняют российско-японские отношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.