Действуя по разным каналам, используя влиятельные политические и академические фигуры, организуя встречи специалистов с участием лиц, близких к государственному департаменту и министерству обороны США, Токио усиливал давление на Вашингтон. В октябре 1967 г. на японо-американской встрече в верхах Сатб удалось добиться согласия Вашингтона на возвращение о
Глава 2. Период высоких темпов экономического роста
вов Огасавара (Бонин) и обещания в течение ближайших лет определить срок передачи Окинавы. А в 1969 г. был решен вопрос об удалении ядерного оружия с островов. Соединенные Штаты, энергично выступавшие за скорейшее подписание всеми странами мира договора о нераспространении ядерного оружия, вынуждены были пойти на уступки — на вывод ядерного оружия с Окинавы в целях сохранения безъядерного статуса Японии.
В конце 1968 г. на президентских выборах в США победил кандидат республиканской партии Р.Никсон. Пост помощника президента по вопросам национальной безопасности в новой администрации занял Г.Киссинджер, оказавший огромное влияние на формирование новой американской политики в Азии. Новая администрация резко изменила стратегический и тактический курс в регионе. Суть ее политики заключалась в свертывании войны во Вьетнаме и нормализации отношений с Пекином.
К этому моменту в японо-американских отношениях стали появляться новые элементы — торгово-экономические противоречия, связанные с массированным японским экспортом на американский рынок. В конце 60-х годов очень острой стала проблема американского импорта японского текстиля, который наносил ущерб интересам американских производителей. Соглашение по Окинаве должно было создать основу для нового партнерства, в рамках которого могли бы решаться и другие проблемы. В ноябре 1969 г. на встрече Сатб с Никсоном было подписано соглашение о возвращении Японии Окинавы и распространения на острова режима японо-американского «договора безопасности», в частности и той его части, которая предусматривала необходимость предварительных консультаций в случае использования военных баз для участия в тех или иных военных действиях. _ Одно из этапных событий в исто-
Подписание мирного до- послевоенной японской ди-
говора с Южной Кореей плонатии _ подписание мирного договора с Южной Кореей. Переговоры шли очень трудно. Позиция Сеула была жесткой и крайне неуступчивой. Сеул добивался не только политических, но и экономических уступок. Конфликтными были такие вопросы как урегулирование имущественных и репарационных претензий Сеула к Японии, рыболовство, границы между двумя странами, включая спор о принадлежности о-вов Такэсима, и особенно юридический статус корейцев, проживающих в Японии.
В этот период в Южной Корее у власти находился авторитарный военный режим Пак Чжонхи. Его целью была ускоренная ин
Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы
дустриализация, которую он проводил при жестком подавлении любой оппозиции. Южная Корея в тот период испытывала бурные внутренние потрясения, ожесточенные стычки полиции со студентами. Режим Пака открыто выступил на стороне США в их войне во Вьетнаме. В Японии Пак Чжонхи имел репутацию деспота и реакционера. Именно поэтому против нормализации японо-южнокорейских отношений резко протестовали левые оппозиционные партии. Социалистическая партия призвала правительство прекратить переговоры с Сеулом.
В своем продвижении к соглашению с Южной Кореей Токио приходилось учитывать позицию проживающих в Японии этнических корейцев, которых насчитывалось около 700 тыс. Корейская община в Японии была политически неоднородна. В тот период подавляющее большинство в ней ориентировалась на Пхеньян и, следовательно, было в оппозиции к японскому правительству.
Уличная агитация в Нагасаки за возвращение корейцев в КНДР
Решающую роль в заключении договора сыграли США, которые энергично подталкивали своих главных союзников в Восточной Азии к скорейшему примирению и установлению полноценных отношений.
22 июня 1966 г. в резиденции японского премьер-министра состоялось подписание японо-южнокорейского договора об основах взаимоотношений и трех соглашений: по рыболовству, о юридическом статусе корейцев, проживающих в Японии и по южнокорейским претензиям.
Договор об основах взаимоотношений был по существу мирным договором. Он устанавливал дипломатические отношения
Глава 2. Период высоких темпов экономического роста
между двумя странами при обмене посольствами и другими дипломатическими учреждениями. Он объявлял недействительными все договора и соглашения, заключенные между двумя сторонами, включая Акт о присоединении Кореи от 22 августа 1910 г. По договору Токио в качестве единственного законного правительства Кореи признавал сеульское правительство (ст.З).
Ратификация договора в японском парламенте прошла крайне тяжело. Либерал-демократам помогли правые социалисты. Сработали старые связи Сатб с лидерами этой партии. Ее председатель Нисимура Эйити заявил о согласии проголосовать за ратификацию договора. Это вызвало политический скандал в самой партии. Но договор в итоге был ратифицирован.
Договор был встречен в штыки не только японской, но и южнокорейской оппозицией. В августе 1965 г. в Сеуле состоялись мощные студенческие демонстрации протеста против ратификации договора.
Несмотря на подписание мирного договора отношения между двумя странами развивались в течение всего последующего периода подчас весьма мучительно. Сеул болезненно реагировал на любые контакты японцев с Севером, пытаясь поставить их под свой контроль. В июле 1966 г. японское правительство согласилось на выдачу въездных виз для группы северокорейских специалистов по приему оборудования для завода химического волокна, проданного Северной Корее одной из японских компаний. Сеул не только выступил с резким протестом, но и на время закрыл японцам въезд в Южную Корею. Давление оказалось действенным. Японские фирмы одна за другой отказались от северокорейских контрактов.
Советско-япон- своей стратегии глобального противостоя-ские отношения ния капитализму и империализму в лице Соединенных Штатов Н.С.Хрущев пытался выстроить активную политику в отношении Японии. При этом была сделана ставка на экономический фактор — реальную заинтересованность Токио в природных ресурсах Сибири и Дальнего Востока. Заметными событиями в советско-японских отношениях стала промышленная выставка Советского Союза в Японии в августе
1961 г. Вырос японский экспорт в Советский Союз. В августе
1962 г. был подписан крупный контракт в размере почти 100 млн. долл. на поставки японских судов. Были заключены соглашения по рыболовству и добыче морской капусты. В октябре 1963 г. металлургические компании Японии заключили контракт на приобретение советской технологии непрерывной разливки стали.
Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы
В этот период японскому правительству вновь пришлось столкнуться с сопротивлением Вашингтона, обеспокоенного ростом экономических связей своего союзника с СССР. В сентябре 1964 года японское правительство разрешило крупной промышленно-финансовой корпорации «Мицуи» поставить Советскому Союзу комплексное химическое оборудование с отсрочкой платежей на 8 лет. В ответ на это госдепартамент США выступил с официальным заявлением, выразив «сожаление» по этому поводу.
Тем не менее, несмотря на все сложности и отягчающие обстоятельства, советско-японские отношения продолжали развиваться. В январе 1966 г. Советский Союз посетил с первым за 10 лет официальным визитом японский министр иностранных дел Сиина Эцусабурб. В ходе переговоров было подписано соглашение об установлении прямого воздушного сообщения между Москвой и Токио. Через полгода в японскую столицу приехал министр иностранных дел СССР А.А.Громыко. С этого времени стали проводиться регулярные консультации на уровне министров иностранных дел, на которых обсуждались как вопросы двусторонних отношений, так и проблемы международной политики. Японо-китайские 0тношен™ с Китаем, в общем, остава-отношения лись на пРежнеи отметке, но в них уже
можно было различить новые тенденции. Это в первую очередь проявилось в установлении нового канала торгово-экономических связей. Соглашение о торговле, известное под именем «Ляо-Такасаки», заметно расширило сферу торгово-экономических взаимосвязей. В апреле 1964 г. в токийском портовом районе Харуми открылась большая торгово-экономическая выставка Китая, в связи с чем Токио посетила представительная китайская делегация. В то же время между Японией и Китаем начался обмен журналистами, и были открыты представительства группы связи по осуществлению соглашения «Ляо-Такасаки».
Позже японское правительство рассмотрело вопрос о предоставлении Китаю торговых займов японского «Эксимбанка», что по существу нарушало основы японской политики в отношении коммунистического Китая и Тайваня, определенные в японо-тайваньском мирном договоре и других соглашениях правительства Ёсида с Чан Кайши.
Оживление экономических связей с Китаем уравновешивалось усилиями по сохранению тесных связей с Тайбэем. После шока вызванного дипломатическим признанием Китая Францией, в Тайбэй отправился Ёсида Сигэру, главный «архитектор» после
Глава 2. Период высоких темпов экономического роста
военных отношений с Тайванем. Здесь он трижды встречался с Чан Кайши и обсуждал сложившуюся ситуацию.
Правительство Сатб последовательно проводило в отношении Китая политику «отделения политики от экономики». Дело доходило до курьезов. В январе 1968 г. при подписании японо-китайского меморандума по торговле китайская сторона настаивала на внесении в него критических замечаний о политике японского правительства. Японская сторона согласилась удовлетворить это необычное требование.
Однако несмотря на все усилия Японии, политические неурядицы в Китае, связанные с «великой пролетарской культурной революцией», объективно препятствовали развитию экономических связей между двумя странами. Во второй половине 60-х годов товарооборот между ними топтался на месте: в стоимостном выражении он опустился с 558 млн. долл. в 1967 г. до 494 млн. в 1968 году и затем несколько поднялся до 625 млн. в 1969 г.
Неудача кампании СР0К действия включенного в 1960 г.
«борьбы 70-го года» японо-американского «договора безо-г пасности» не был точно определен. Он
должен был выполняться до тех пор, пока «не вступят в силу такие мероприятия Организации Объединенных Наций, которые будут удовлетворительным образом обеспечивать поддержание международного мира и безопасности в районе Японии». Вместе с тем, договор включал в себя положение, согласно которому по истечении 10 лет его действия «любая из сторон может уведомить другую сторону о своем намерении прекратить действие договора, и в этом случае действие договора прекращается через год осле такого уведомления».
Истечение указанного 10-летнего срока стало поводом для подготовки т.н. «борьбы 1970 г.», т. е. нового этапа борьбы против японо-американского «договора безопасности». Предполагалось, что оппозиционные партии смогут использовать этот момент для того, чтобы развернуть широкую кампанию протеста против военно-политического союза с США, и для критики политики ЛДП в целом.
Левое крыло оппозиции, которое по-прежнему доминировало в лагере противников либерал-демократов, готовилось к «борьбе 1970 г.» на протяжении всей второй половины 60-х годов. Уточнялись позиции по этому вопросу, что выразилось в издании ряда политических документов, предпринимались попытки наладить сотрудничество в предстоящей борьбе.
610 Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы
Социалистическая партия в целом продолжала придерживаться взглядов, которые были сформулированы еще в период борьбы против пересмотра «договора безопасности» в конце 50-х годов. В мае 1966 г. СПЯ опубликовала проект плана «За безопасность и мир Японии, за мирное сосуществование на основе пяти принципов мира и позитивного нейтралитета», где предусматривалось расторжение «договора безопасности» в случае прихода социалистов к власти в период решения вопроса о продлении договора. К началу 1968 г. был создан специальный документ под названием «Путь Японии к социализму и борьба 1970 года» («Нихон-ни-окэру ся-кайсюги-э-но мити то 1970 нэн-но тбсб»).
Коммунистическая партия также продолжала выступать против «договора безопасности», за «мирную и нейтральную Японию». Ее позиция имела существенное значение, поскольку во второй половине 60-х годов происходил заметный рост ее популярности. От выборов к выборам увеличилось количество голосов (и в абсолютном значении, и в процентном отношении), подававшихся за кандидатов-коммунистов, что привело к усилению позиций КПЯ в парламенте.
В 60-х годах партии центра преимущественно вели поиски своего места в политической структуре. Не обладая еще возможностями самостоятельно влиять на формирование политического курса страны, они были поставлены перед необходимостью занять ту или иную сторону в продолжавшейся конфронтации левых и консерваторов. Именно стремлением завоевать политическое влияние и, одновременно, активно заявить о себе объяснялось то, что в 60-х годах партии центра в той или иной степени примыкали к левым силам.
Довольно далеко шагнула в этом направлении Кбмэйтб. Руководство партии конкретизировало идею об отмене японо-американского «договора безопасности». План Комэйто предусматривал поэтапную ликвидацию американских военных баз на японской территории, введение обязательных предварительных консультаций по поводу любых изменений вооружения и оборудования американских баз и любых действий американских войск, немедленное аннулирование соглашения между Японией и США о взаимопомощи в вопросах обороны и ряд других пунктов.
Партия демократического социализма также постаралась использовать политическую ситуацию. По вопросу о продлении «договора безопасности» ПДС в феврале 1969 г. на своем XI съезде выдвинула тезис о необходимости «обеспечения безопасности Японии без размещения войск США на ее территории» как шага к
Глава 2. Период высоких темпов экономического роста 611
поэтапному отказу от «договора безопасности». Правда, эти идеи не получили отражения в практической политике партии.
Несмотря на все заявления, проблема достижения единства действий оппозиции осталась неразрешенной даже в рамках хотя бы ее левого крыла. В августе 1965 г. XXVI внеочередной съезд СПЯ принял решение о необходимости укрепления союза «всех демократических сил», включая КПЯ, что в перспективе должно было привести к созданию общенационального органа, подобного Национальному совету борьбы против пересмотра «договора безопасности» прошлых лег. Но это решение натолкнулось на сопротивление как в самой СПЯ, так и в Сбхё. Поэтому, как и прежде, сотрудничество обеих партий левого крыла оппозиции фактически ограничилось отдельными совместными акциями, лишенными руководства в национальном масштабе. Что же касается антикоммунистических установок партий центра, то они остались неизменными.
Однако главным было даже не отсутствие координации в руководстве движением протеста, а недостаток общественного энтузиазма. В итоге, хотя акции, приуроченные к дате автоматической пролонгации договора (23 июня), носили довольно широкий характер (по различным данным, в них приняло участие от 600 тыс. до 1,5 млн. чел.), они были несопоставимы по своим масштабам с выступлениями 1960 г. В парламенте страны три оппозиционные партии — КПЯ, СПЯ, Комэйто — выступили с требованием прекратить действие «договора безопасности», что, учитывая реальное соотношение сил, носило демонстративный характер. В целом же «борьба 1970 года» не принесла ощутимых политических результатов.
В событиях на рубеже 60—70-х годов отразилось своеобразное переходное состояние, в котором находилась тогда японская политическая жизнь. ЛДП и СПЯ, доминировавшие в предшествующие годы, продолжали оставаться на авансцене, однако политическая структура уже начала меняться, росла политическая значимости центристских партий, другим становилось и соотношение сил. Последствия этого процесса более полно сказались в 70-е и 80-е годы, выразившись в становлении менее идеологизированной, более гибкой и прагматичной модели общественно-политической жизни, характерной для общества с устоявшимися демократическими институтами.
ЧАСТЬ 3
ЯПОНИЯ В ЧИСЛЕ ЛИДЕРОВ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Три неполных десятилетия (1971-1997 гг.) японской истории отмечены не столько яркими событиями, сколько глубинной динамикой. Это годы, когда Япония, вышедшая в результате быстрого экономического взлета на уровень передовых стран, должна была адаптироваться к положению одного из трех, наряду с США и Западной Европой, центров современного мира.
Окончание периода высоких темпов экономического роста
отставание от ведущих капиталистических стран по уровню промышленного развития, изменить структуру производства и экспорта в пользу тяжелой промышленности, добиться положитель-» ного сальдо платежного баланса, обеспечить занятость рабочей силы.
В этот период Япония совершила огромный скачок в своем экономическом развитии. Из среднеразвитой страны с преобладанием легкой промышленности и сельского хозяйства она превратилась в одну из ведущих индустриальных держав мира. Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте за 1957-1973 гг. сократилась с 18,7% до 5,9%, а доля промышленности возросла с 32,3% до 44,7%. Из страны, имевшей постоянный дефицит торгового баланса, Япония превратилась в страну с его большим положительным сальдо, что позволило ей стать одним из крупных экспортеров капитала.
Вместе с тем, быстрый рост экономики породил ряд крупных проблем. Наиболее острой из них было загрязнение окружающей среды из-за чрезмерного развития материалоемких отраслей про- ч,; мышленности. Одновременно, все более сказывались нехватка
Глава 1
УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РОЛИ ЯПОНИИ В МИРЕ (1971-1980)
Социально-экономические итоги периода высоких темпов роста
Бурное экономическое развитие позволило Японии решить задачи, стоявшие перед ней в первые послевоенные десятилетия — ликвидировать
Глава 1. Утверждение самостоятельной роли Японии
земли и воды для промышленного использования, крайне неравномерное размещение производства по территории страны, дефицит рабочей силы (особенно молодых возрастов), перенакопление основного капитала в ряде отраслей.
Кроме того, по уровню жизни населения Япония еще сильно отставала от ведущих капиталистических стран. Хотя реальная j заработная плата в промышленности в тот период возросла почти в 2 раза, средняя почасовая оплата труда была все еще существенно ниже, чем в развитых странах (в 1969 г. лишь 25% от уровня США и 60% от уровня Англии и ФРГ).
Неважно обстояло в Японии дело и с обеспеченностью жильем. Из-за быстрой концентрации населения в крупных промышленных центрах условия жизни большинства городских семей не У претерпели значительных изменений, несмотря на существенно возросшие масштабы жилищного строительства: в конце 60-х годов примерно пятая часть городских семей жила в квартирах, где на одного человека приходилось менее 4 кв. м площади.
Япония по-прежнему значительно уступала развитым странам и по калорийности рациона питания. Так, в 1969 г. в Японии на J одного человека приходилось в среднем 2447 ккал в день, в то время как в США — 3420, в Великобритании — 3280, в ФРГ — 2960, во Франции —3180.
Пожалуй, единственным показателем, по которому Япония прочно заняла место в одном ряду с развитыми капиталистическими странами, был уровень обеспеченности населения предметами длительного пользования: в начале 70-х годов холодильники имели 90,8% японских семей, стиральные машины — 91,6, пыле-сосы — 73,8, телевизоры — 89,8%. Планы структурной На рубеже 60-70-х годов становилось перестройки япон- все более очевидным, что в развитие ской экономики экономики Японии и, прежде всего,
промышленности должны быть внесены существенные коррективы. Факторы, определявшие бурный подъем ее экономики как «догоняющей страны», стали исчерпываться, а темпы роста замедляться. Перед Японией встала перспектива конкуренции со странами Запада на примерно равных условиях.
В качестве новых стратегических, развитие которых было способно помочь Японии преодолеть возникшие проблемы и обеспечить ей успех в соперничестве на мировых рынках, были избраны интеллектуалоемкие отрасли, требующие применения передовой технологии, больших затрат квалифицированного труда и значи-
Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира
тельных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).
К этой категории были отнесены: наукоемкие отрасли (производство компьютеров, самолетов, промышленных роботов, интегральных схем, оборудования АЭС, тонкие химические технологии); отрасли сложной сборки (оборудование связи, станки с числовым программным управлением (ЧПУ), учебное оборудование, автоматизированные склады, комплектное заводское оборудование); отрасли модных товаров (высококачественная одежда, мебель, бытовая электроника, акустическая аппаратура); индустрия информации (услуги по сбору, обработке и предоставлению информации).
Разработанная правительственными экс-Японская экономя- пертами программа предусматривала ка и мировой энер- плавное и постепенное реформирова-гетическии кризис ние производственной структуры Японии, но разразившийся в 1973-1974 гг. энергетический кризис резко ускорил этот процесс. 4-кратное удорожание энергии внутри страны привело к тому, что многие компании, занятые в энер-го- и материалоемких отраслях промышленности, энергетике и на транспорте, оказались на грани краха. В большинстве отраслей резко снизился уровень загрузки оборудования, упали прибыли, начались увольнения рабочих. Уровень промышленного производства в период наинизшей точки падения (январь-март 1975 г.) составил лишь 80,3% максимального предкризисного уровня.
Оживление началось лишь в 1976 г., однако оно затронуло далеко не все отрасли. В целом ряде отраслей, получивших название «структурно-больных», производство продолжало снижаться, загрузка оборудования не увеличивалась, продолжались увольнения рабочих и служащих. К этой группе относились, прежде всего, энерго- и материалоемкие производства (черная металлургия, нефтехимия, производство алюминия, химических удобрений), а также судостроение, пострадавшее из-за сокращения заказов на крупные танкеры вследствие спада в мировых перевозках нефти.
Тем не менее, можно сказать, что по сравнению с другими развитыми странами Япония относительно благополучно пережила кризисные явления в мировой экономике, осуществив переход к новой модели экономического роста и перестройку производственной структуры. Однако урок энергетического кризиса в сочетании с общим ухудшением конъюнктуры международного рынка ресурсов, необходимых для промышленного производства, поставил первоочередной целью японской политики обеспечение
Глава 1, Утверждение самостоятельной роли Японии 615
национальной экономической безопасности. Одновременно Япония стремилась укрепить собственное политическое влияние на решение всех интересующих ее международных дел.
Активизация японской дипломатии
Вступив в 70-е годы, Япония продолжала приспосабливать свою внешнюю политику к глобальной конфронтационной стратегии США, концентрируя главные усилия на отстаивании национальных экономических интересов.
Тем не менее, в 70-80-е годы японская внешняя политика заметно видоизменилась. Япония стала ощущать неадекватность своей политической роли в международных делах достигнутому ей положению второй экономической державы капиталистического мира. Оставаясь на одной из сторон биполярной схемы мирового устройства, Япония провозгласила переход от преимущественно экономической дипломатии, которая давала повод зарубежным критикам пренебрежительно навешивать на Японию ярлыки «экономического животного» и «политического карлика с большим кошельком», к «многосторонней дипломатии». Начался процесс глобализации японской внешней политики.
Подвижкам во внешнеполитической деятельности Японии способствовали три главных фактора. Во-первых, укрепление экономических позиций Японии в мире и превращение ее в крупного экспортера капитала предполагало проведение самостоятельной и активной внешней политики в районах размещения японских инвестиций, прежде всего, в Азии. Во-вторых, из-за хронически нестабильной обстановки на Ближнем Востоке обеспечение экономической безопасности Японии требовало диверсификации источников сырья и энергоносителей. В-третьих, американская дипломатия, искавшая выход из ставшего очевидным тупика вьетнамской войны, предприняла неожиданные и односторонние действия в Азии без должного учета интересов Японии как своего военно-политического партнера. Последнее обстоятельство стало как бы сигналом для выхода Японии в самостоятельное внешнеполитическое плавание, к которому страна была уже готова в силу объективных причин. «Шок Никсона» В июле 1971 г. президент США Р. Никсон, не поставив в известность Японию, заявил о своем намерении посетить Пекин. Поездка американского президента в Китай состоялась в феврале 1972 г. В результате США и КНР договорились установить дипломатические отношения.
Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира
Неожиданный визит американского президента в Пекин и нормализация двусторонних американо-китайских отношений стали для японского правительства настоящим потрясением. В Японии за этим политическим эпизодом прочно закрепилось название «шок Никсона». Во-первых, Токио был обескуражен тем, что США совершили столь крутой поворот в своей политике, не только не посоветовавшись со своим главным стратегическим партнером в регионе, но даже не поставив его об этом в известность. Во-вторых, шаг американцев застал японскую дипломатию врасплох, и она вынуждена была в спешке искать какие-то контрмеры, чтобы «сохранить лицо».
Ситуация усугублялась тем, что непосредственно перед сенсационным поворотом в американской азиатской политике Никсон объявил об отмене золотого паритета доллара и о введении 10%-го налога на импорт, что особенно больно ударило именно по Японии, имевшей огромные долларовые запасы и считавшей США приоритетным направлением для развития своего товарного экспорта.
Действия американцев вызвали определенный кризис в правящей Либерально-демократической партии. Вместо «законного» претендента на пост председателя партии и главы кабинета Фуку-да Такэо пришел Танака Какуэй, что не только нарушило преемственность власти, но и внесло дестабилизирующие элементы в весь политический процесс. С этого момента вплоть до конца 80-х годов Танака и его последователи обладали в нижней палате парламента самой мощной фракцией, которая фактически определяла выбор последующих премьер-министров страны. Финансовые возможности фракций и их лидеров стали играть определяющую роль в их политической судьбе. Концепция «многосто- Начало «многосторонней диплома-ронней дипломатии» ТИИі> был0 положено при кабинете
Танака. Ее суть — расширение круга партнеров по международному, в первую очередь, экономическому, сотрудничеству при сохранении приоритета за японо-американскими отношениями.
Реализация концепции «многосторонней дипломатии» началась на весьма благоприятном фоне: 15 мая 1972 г. состоялась официальная церемония передачи под японский суверенитет Окинавы и других островов СЯдкЯд, в течение всего послевоенного времени находившихся под оккупацией американских войск. Восстановление японского суверенитета над о-вами СЯдкЯд было оче
Глава 1. Утверждение самостоятельной роли Японии 617
видным внешнеполитическим успехом и представляло собой политический актив Либерально-демократической партии.
Танака развил беспрецедентную активность на дипломатическом поприще. В 1972-1974 гг. он выезжал, помимо обычных визитов в Вашингтон, на трудные переговоры в Пекин и Москву, побывал в столицах стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. По его поручению японские дипломаты развернули бурную деятельность в странах Ближнего и Среднего Востока, впервые обозначили японское присутствие в Африке. Япония установила дипломатические отношения с Монголией (1972 г.), Германской Демократической Республикой и Демократической Республикой Вьетнам (1973 г.). В 1975 г. делегация депутатов парламента от правящей партии впервые выехала
шие от деловых кругов, оппозиционных партий и общественных движений, даже немалого числа политиков из ЛДП, фактически демонстрировали пренебрежение к Пекину, солидаризируясь в этом с США.
После «шока Никсона» Танака предпринял энергичные усилия, чтобы не отстать от США. Получив приглашение из Пекина, он принял его и в сентябре 1972 г. выехал в Китай, предварительно проконсультировавшись с американской стороной на перегово-
в КНДР.
Установление отношений с КНР
Предыдущие японские правительства, несмотря на настойчивые требования нормализации отношений с КНР, исходив-
Танака Какуэй и Чжоу Эвьлай (Пекин, 25 сентября 1972 г.)
Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира
На переговорах в Пекине наибольшую сложность для Японии представляла проблема ее отношений с Тайванем, закрепленных договором и получивших большое развитие и в экономической, и в политической сферах. Китайская делегация во главе с премьером Государственного совета Чжоу Эньлаем требовала официального признания «трех принципов»: КНР — единственное законное правительство, представляющее Китай; Тайвань — неотъемлемая часть территории КНР; японо-тайваньский договор 1952 г. не имеет силы.
Японская сторона приняла непростое решение и согласилась с китайскими требованиями. 29 сентября 1972 г. в Пекине было подписано совместное заявление Японии и КНР, провозгласившее /установление дипломатических отношений. Япония признала правительство КНР единственным законным правительством Китая, заявила о «полном понимании и уважении» позиции правительства КНР, считающего Тайвань неотъемлемой частью территории КНР. Третий китайский «принцип» был удовлетворен сделанным при подписании публичным высказыванием японского министра иностранных дел Охира Масаёси, что японо-тайваньский договор «утратил смысл своего существования и поэтому прекратил действие».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление