КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заявка команды 24 страница
Органы местного самоуправления стали объявлять свои территории безъядерными зонами и требовали твердого соблюдения Японией «трех неядерных принципов». На конец 1986 г. такие декларации провозгласили 7 префектур, 6 крупнейших и 382 других городов (всего 1105 органов местного самоуправления), на территории которых проживало более половины населения страны. Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира В отличие от предыдущих лет, когда большая часть массовых антивоенных выступлений, проводилась по инициативе организаций, связанных либо с КПЯ (Японский совет борьбы за запрещение атомного и водородного оружия — Гэнсуйкё и др.), либо с СПЯ (Японский национальный конгресс борьбы за запрещение ядерного оружия — Гэнсуйкин), антиядерное движение приобрело более выраженный надпартийный характер. При этом выступления потеряли преимущественно антиамериканский характер и были направлены теперь против ядерного оружия независимо от его принадлежности. * * * В 70-х годах во внутриполитической жизни Японии стали намечаться изменения, отразившиеся на функционировании парламентской демократии в стране. Хотя политическая борьба по-прежнему носила конфронтационный характер, партии левого крыла и профсоюзы постепенно освобождались от радикализма. Усиливался надпартийный характер массовых гражданских движений. В соответствии с внутренними и международными переменами в спорах политических сил происходил поворот от идеологических вопросов в сторону практических нужд человека, повышения качества его жизни, расширения народного участия в решении актуальных проблем. Вместе с тем длительная несменяемость власти одной — Либерально-демократической — партии порождала коррозию всей политической системы, что, в свою очередь, тормозило перестройку страны для ее успешного развития в усложняющихся условиях. Глава 2 ЯПОНИЯ НА ПОСЛЕДНЕМ ЭТАПЕ БЛОКОВОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ (1980-1989) Японская экономика после структурной перестройки За годы, прошедшие после энергетического кризиса 1973-1974 гг., Япония совершила огромный скачок в своем экономическом развитии и по многим экономическим показателям не только догнала, но и опередила ведущие капиталистические страны. Опираясь на использование достижений научно-технического прогресса (НТП), она фактически совершила переход от индустриальной к постиндустриальной системе производительных сил. Именно на основе интенсивного внедрения достижений НТП были достигнуты поразительные успехи в области экономии сырья и энергии, обеспечено значительное повышение технического уровня производства во многих отраслях, освоено производство огромного числа качественно новых продуктов и услуг. НТП стимулировал также крупные сдвиги в отраслевой структуре производства и занятости, результатом которых стало превращение японской экономики в «экономику услуг»: за 1970-1994 гг. доля сферы услуг в структуре производства возросла с 49,4 до 62,2%, а по числу занятых—соответственно с 46,5 до 61 %. Преодоление по-?°cf энергетического кризиса 1973-следствий энерге- 1974 гг началась коренная перестройка тического кризиса энеРгетики Японии. Ее приоритетным направлением стало максимальное ослабление зависимости энергобаланса страны от импортируемой нефти за счет развития атомной энергетики и освоения альтернативных нефти источников энергии (в том числе и таких экзотических, как геотермальная энергия, энергия солнца, ветра, приливов и отливов). Работы по этим направлениям, объединенные в программу «Солнечный свет», были объектом приоритетного государственного финансирования. Одновременно была принята программа «Лунный свет», предусматривавшая разработку энергосберегающих технологий для различных отраслей. В 1979 г. был принят «Закон о рациональном использовании энергии», который предусматривал разработку норм расхода тепла и энергии на производстве для всех отраслей народного хозяйства и установление строгого государственного контроля над их соблюдением. Для этого министерством внешней Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира торговли и промышленности был создан отряд специальных контролеров, инспектировавших частные предприятия и обладавших правом применять к нарушителям штрафные санкции. Результаты этих усилий говорят сами за себя: по сравнению с предкризисным временем к концу 80-х годов удельная энергоемкость промышленного производства была снижена на 31%, и сейчас по удельному потреблению энергии на единицу валового национального продукта Япония занимает место в ряду самых передовых стран. Кроме того, резко изменилась структура энергетического баланса Японии. Доля нефти сократилась с 67,5% в начале 70-х до 57% в начале 90-х годов. Резко выросло значения атомной энергии (соответственно, с 0,1% до почти 13%), а также природного газа (с 2,2% до 10,6%). Теперь по объему мощностей атомных электростанций Япония занимает третье место в мире после США и Франции. Политика в отноше- елью оздоровления экономики на-нии «структурно- чиная с 1977 г. японское правительст- больных» отраслей во предприняло ряд важных мер. Прежде всего, в указанном году было разрешено создание или возобновление деятельности антидепресси-онных картелей. Это должно было предотвратить крах предприятий в ряде важных производств и предоставить правительству и бизнесу время для разработки программы выхода из кризиса. В течение 1977 г. картели были созданы в десяти «структурно-больных» отраслях и производствах. А в 1978 г. был принят «Базисный план стабилизации экономики», основу которого составляла программа структурной перестройки промышленности. Основными ее направлениями стали: свертывание производства в энерго- и материалоемких отраслях; ускоренное развитие отраслей и производств с высокой степенью наукоемкости; обновление производственного аппарата во всех отраслях на основе последних достижений НТП. На основании двух специальных законов — «О временных мерах по стабилизации отраслей, охваченных структурным кризисом» (1978 г.) и «О чрезвычайных мерах по структурной перестройке некоторых отраслей» (1983 г.) — в Японии началось широкомасштабное скрапирование (т.е. демонтаж оборудования с последующей переплавкой) мощностей в ряде отраслей, еще в начале 70-х годов составлявших основу и гордость японской промышленности. К середине 80-х годов мощности судостроительной промышленности были сокращены, на треть, алюминиевой про- Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния мышленности — почти на 60%, нефтехимии — более, чем на треть, промышленности химических удобрений — более, чем на 50%, производства синтетических волокон — на 20%. В черной металлургии было ликвидировано мартеновское производство, демонтирована треть мощностей по выпуску электростали, а из 65 домен в эксплуатации были оставлены лишь 39. Наряду с мерами по оздоровлению «структурно-больных» отраслей и производств правительство предпринимало шаги по стимулированию развития новой промышленной структуры Японии. Приоритет был отдан, прежде всего, различным видам машиностроения: самолетостроению, производству тяжелого электрооборудования, промышленного электронного оборудования, интегральных схем, компьютеров. Предприятиям этих отраслей предоставлялись субсидии на проведение НИОКР и другие цели. Банк Японии осуществлял их льготное кредитование, на них была распространена система льготной амортизации, введено льготное налогообложение и т.д. В результате, во второй половине 70-х - 80-х годов их развитие шло ускоренными темпами, и объем производства увеличился в десятки раз. Что касается «структурно-больных» отраслей, то в некоторых из них во второй половине 80-х годов были осуществлены дополнительные программы скрапирования. На этот раз прибегнуть к этому болезненному шагу вынудило стремительное повышение с конца 1985 г. курса иены, нанесшее серьезный удар по конкурентоспособности японского экспорта. Так, в 1986-1988 гг. на 20% были сокращены мощности в судостроении и в нефтеперерабатывающей промышленности. В черной металлургии в 1988-1990 гг. были остановлены еще 12 домен (таким образом, число действующих домен сократилось до 27). Изменение облика Надо отметить, что во второй полови- японской экономики не 7°-ч и в 80"х ro*ax во всех без исключения отраслях японской промышленности — старых и новых, «структурно-больных» и наукоемких — осуществлялась модернизация оборудования на основе последних достижений научно-технического прогресса. Говоря о резком расширении влияния НТП на развитие японской экономики, следует особо подчеркнуть, что со второй половины 70-х годов Япония во все большей степени опирается на собственные научно-технические разработки, хотя и сейчас она остается крупнейшим покупателем лицензий, расходуя на эти цели суммы, в 2-3 раза превышающие аналогичные расходы других стран. 636 Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира Росту научно-технического потенциала страны способствовало, прежде всего, значительное увеличение расходов на НИОКР: за 1975-1993 гг. они возросли почти в 6 раз, и по их абсолютным размерам Япония опередила все развитые страны за исключением США. Но если в начале 70-х годов разрыв между нею и США был 8-кратным, то в начале 90-х годов он сократился до 25%. В результате, облик японской промышленности заметно преобразился. Если еще в середине 70-х годов его формировали, главным образом, отрасли среднего уровня наукоемкости (автомобилестроение, бытовая электроника, судостроение, производство стали), то в конце 80-х-начале 90-х годов — прежде всего наукоемкие, высокотехнологичные производства. В начале 90-х годов на долю Японии приходилось около 2/3 мирового производства роботов, около половины — станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и продуктов «чистой керамики», около 3/4 мирового выпуска сверхбольших интегральных схем, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров. По масштабам использования таких прогрессивных видов промышленного оборудования, как станки с ЧПУ, роботы и гибкие производственные системы, Япония значительно опередила даже США. В то же время Япония сохранила лидирующие позиции в мировом автомобилестроении, производстве бытовой электротехники и электроники. При этом на основе начавшейся со второй половины 70-х годов массовой «электронизации» этой продукции (т.е. оснащения ее микроэлектронными устройствами) технические характеристики, комфортабельность и экономичность этих изделий были значительно повышены. Доля Японии в мировом производстве автомобилей составляла в начале 90-х годов около 30%, в мировом выпуске цветных телевизоров (с учетом производства на зарубежных филиалах японских компаний) — более 60%, видеомагнитофонов — свыше 90%, стереофонической аппаратуры— около 50%, магнитофонов—около 30%. Высокие достижения японской промышленности были бы невозможны без огромных изменений в других сферах японской экономики, прежде всего, без адекватного развития транспорта и связи. На транспорте была значительно усовершенствована техническая база всех его видов. На первое место выдвинулся автомобильный транспорт. В конце 80-х годов на него приходилось уже более 50% грузо- и около 60% пассажироперевозок. Значительное развитие получила автодорожная сеть. В 80-е годы все города Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния 637 Японии с населением более 500 тыс. чел. были соединены сетью скоростных автомагистралей общей протяженностью более 4 тыс. км. К концу 80-х годов автомобильный парк страны увеличился почти в 5 раз по сравнению с 1971 г. и составил около 60 млн. автомобилей (свыше 30 млн. — легковых). Как ни странно, это не оказало негативного воздействия на состояние окружающей среды, поскольку одновременно существенно повысились технические характеристики японских автомобилей (снизился удельный расход топлива, уменьшилась токсичность выхлопных газов и т.д.). Более того, так как аналогичные усилия были предприняты в промышленности, энергетике и других отраслях, к концу 80-х годов состояние окружающей среды в Японии заметно улучшилось, и по степени ее загрязненности она заняла одно из последних мест среди промышленно развитых стран. В 80-е годы было завершено строительство сети высокоскоростных железных дорог со средней скоростью движения поездов 200 км/час. В те же годы были соединены между собой железнодорожными мостами и туннелями четыре главных острова — Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кіосіо. В системе управления железными дорогами была внедрена электронно-вычислительная и информационная техника. К концу 80-х годов Япония вышла на второе место в мире после США по уровню развития средств связи. До середины 70-х годов их выбор в Японии не отличался большим разнообразием, и практически вся информация передавалась по каналам почтовой, телеграфной и телефонной сети. Однако во второй половине 70-х годов появились и получили быстрое развитие новые виды электронной коммуникации, такие как кабельное телевидение, факсимильная и другие виды связи. Наряду с прогрессом в области информационно-вычислительной техники появление этих новых видов связи оказало огромное влияние на развитие различных отраслей японской экономики. В промышленности использование новых систем связи и передачи информации резко повысило оперативность и эффективность управления производством, позволив полнее учитывать изменения на рынке и быстрее реагировать на них. В сфере оптовой и розничной торговли на их основе были созданы системы автоматизированного управления складскими запасами; в сфере обслуживания — автоматизированные системы заказов номеров в отелях и авиабилетов; на транспорте — системы автоматизированного управления доставкой грузов.. Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира В банковской сфере были автоматизированы операции с вкладами, внедрена система автоматических расчетов с населением через кредитные электронные карточки, создана межбанковская электронная сеть взаимных расчетов и обмена финансовой информацией, организованы новые виды информационно-консультационного обслуживания клиентов на основе двусторонней электронной связи. Несколько противоречиво развивалась ситуация в сельском хозяйстве Японии. В 80-е годы заметно повысился уровень технического оснащения сельскохозяйственного производства. К концу десятилетия были практически полностью механизированы крупные животноводческие хозяйства и птицефермы, а также, в основном, завершена комплексная механизация рисоводства (начиная со вспашки земли и высадки рассады и кончая уборкой урожая и сушкой зерна). С конца 70-х годов в сельском хозяйстве начала появляться техника, оснащенная микропроцессорами. Для регулирования атмосферы в тепличных хозяйствах, для выработки оптимального режима кормления скота, для анализа почв и определения рациональных норм внесения удобрений стали применяться компьютеры. Тем не менее, по уровню производительности труда в сельском хозяйстве Япония значительно отстает от США и развитых европейских стран. Причина этого заключается в преобладании мелких и мельчайших хозяйств, сохранившемся со времени послевоенной аграрной реформы. Хотя к началу 90-х годов численность занятых в аграрном секторе сократилось до 4 млн. чел. (в середине 70-х годов оно составляло около 8 млн.), структура крестьянских хозяйств почти не претерпела изменений: по-прежнему две трети хозяйств имеют не более 1 га земли, а на относительно крупные по японским масштабам хозяйства, т.е. имеющие более 3 га земли, приходится менее 4% их общего числа. При этом доля доходов от занятий сельским хозяйством в совокупных доходах крестьянских семей за эти годы заметно уменьшилась: в конце 80-х годов она составляла уже менее 20%. Лишь около 15% крестьянских хозяйств занимались только сельским хозяйством, остальные сочетали его с другими видами деятельности. Для определенной части семей занятие сельским хозяйством стало уже не столько источником дохода, сколько своего рода хобби, приносящим удовольствие от общения с природой. Из-за высоких издержек производства в мелких хозяйствах их продукция неконкурентоспособна на внутреннем и мировом рын Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния ках. Поэтому, несмотря на протекционистские меры, Япония является крупнейшим в мире импортером продовольствия — в начале 90-х годов на ее долю приходилось около 14% общего объема такого импорта в капиталистическом мире. Особенно велика зависимость Японии от ввоза пшеницы, ячменя, соевых бобов, кукурузы и сахара. В целом за 1975-1992 гг. уровень самообеспеченности страны продовольствием снизился с 77 до 65%. В то же время за счет собственного производства Япония удовлетворяет свои потребности в рисе на 100%, в молоке и молочных продуктах — на более чем 80%, в мясе — на 65%, во фруктах — примерно на 60%. На путях интенсивной структурной перестройки Японии удалось не только сохранить, но и упрочить свои позиции крупнейшей промышленной державы мира. За 1975-1989 гг. доля Японии в общем объеме промышленного производства развитых капиталистических стран возросла с 13% до 18%, а в их совокупном экспорте—с 8% до 13%. Возрастание экономической и научно-технической мощи страны привело к значительному повышению уровня жизни. В конце 80-х годов Япония вышла на одно из первых мест в мире по производству ВНП на душу населения (в 1988 г. — 23,4 тыс. долл., в 1992 г. — 28,2 тыс. долл.). В те же годы она заняла первое место среди развитых стран по уровню почасовой заработной платы, опередив ФРГ и США. К концу 80-х-началу 90-х гг. Японии удалось значительно сгладить отставание от других развитых стран в сфере жилищных условий. Так, к началу 90-х годов доля владельцев собственных домов в Японии поднялась до 60%, что лишь немного ниже, чем в Великобритании (67,6%) или США (64,2%). При этом средние размеры жилой площади японского дома (около 93 кв. м) приблизились к среднеевропейскому уровню (хотя все еще ниже, чем в США, где они составляют около 160 кв. м). Правда, говоря о высоком уровне жизни, достигнутом в Японии, следует иметь в виду, что цены на товары и услуги там в среднем в 1,5-2 раза выше, чем в других развитых странах, а цены на жилье — выше на порядок (главным образом из-за чрезвычайно высоких цен на землю). Возрастание экономической мощи Японии и усиление ее позиций в рамках мирового капиталистического хозяйства привели к тому, что к концу 80-х годов Япония вышла на первое место среди развитых стран по размерам золотовалютных резервов, дос Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира тигших в конце 1989 г. почти 85 млрд. долл. С 1986 г. она заняла первое место в мире по объему экспорта капитала и стала крупнейшим кредитором. Занимая еще в середине 80-х годов третье место (после США и Великобритании) по размерам зарубежных активов (около 440 млрд. долл.), Япония смогла уже к концу 80-х годов увеличить их до 1 трлн. долл. и достичь уровня США. Модернизация производственной структу-Вынос произ- рЫ японской промышленности сопровож- водства за рубеж далась непрерывным нарастанием масштабов зарубежного предпринимательства японских фирм. Причем наряду с переносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоемких производств происходила передислокация и некоторых видов машиностроения. Когда речь идет о переносе производства в развивающиеся или «новые индустриальные страны» (НИС), решающим критерием при принятии решения становится экономия издержек на рабочую силу. Так, малолитражные автомобили, производимые по лицензиям японских фирм в Южной Корее, стоят примерно на 1,5 тыс. долл. дешевле аналогичных моделей японского производства, а продукция бытовой электроники южнокорейского производства в среднем на 30-40% дешевле японских товаров. В случае же, когда принимается решение о строительстве предприятий в развитых странах (например, завода «Хонда» в США), речь идет, прежде всего, о завоевании рынка и преодолении барьеров, выстраиваемых на пути японского экспорта. Перенос производства за рубеж получил заметное ускорение с конца 1985 г., когда началось стремительное повышение курса иены. Резко снизив прибыльность экспортных операций японских компаний, оно подтолкнуло их к сокращению экспорта продукции и замене его организацией производства за рубежом, прежде всего в развитых странах. На конец 1992 г. объем прямых зарубежных инвестиций японских компаний достиг 386,5 млрд. долл., из них 303 млрд., или около 80%, были инвестированы за 1986-1992 гг. При этом доля США в японских зарубежных инвестициях возросла до 42%, европейских стран—до 20%, а азиатских стран несколько снизилась и составила 15,5%. В результате столь резкого увеличения масштабов зарубежных инвестиций японских фирм существенно возросла и доля зарубежного производства в общем выпуске продукции японских компаний. В начале 90-х годов на зарубежные филиалы и дочерние компании японских фирм приходилось в среднем уже около четверти общего объема производимой ими продукции. Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния 641 Причем, если в развитых странах Япония строит в основном предприятия, производящие сложную, высокотехнологичную продукцию, то в азиатские страны она переводит главным образом «нижние этажи» своей промышленной структуры. Так, освоив во второй половине 80-х годов производство сверхбольших интегральных схем, Япония начала переводить в «новые индустриальные страны» Азии — Южную Корею, Тайвань, Гонконг и Сингапур — производство их более ранних поколений, еще в начале 80-х годов считавшихся наивысшим достижением научно-технического прогресса в этой области. Компании бытового электромашиностроения, передав в НИС производство магнитофонов, радиоприемников, цветных телевизоров и т.д., в самой Японии переключились на производство более сложной техники (телевизоров высокой четкости изображения, многофункциональных телефонных аппаратов, оборудования для автоматизации домашнего хозяйства). На фоне динамичного развития Начало административ- частного сектора экономическая но-финансовои реформы деятеЛьность японского государства выглядела далеко не блестяще. Поэтому на первый план политической борьбы в 80-х годах вышла проблема административно-финансовой реформы. Ее актуальность объяснялась рядом трудностей, с которыми столкнулась японская экономика. Углубился кризис государственных финансов: бюджет неоднократно формировался на одну треть за счет займов, размер государственного долга приблизился к половине ВНП. Неизменной критике подвергалась неэффективность работы государственных предприятий. С большим дефицитом, в частности, функционировали государственные железные дороги. Росли расходы на содержание чиновничьего аппарата, который становился все более громоздким и бюрократизированным. Чрезмерное вмешательство государства в дела частных предприятий ослабляло их самостоятельность и сковывало инициативу. В Японии вызрела идея серьезного пересмотра экономической роли государства, повышения действенности его руководства путем концентрации усилий на стратегически важных направлениях и отказа от некоторых социально-экономических функций. Предполагалось, что реформа должна расширить сферу действия частного капитала, освободить его от излишней правительственной опеки, создать более благоприятные условия для проявления предприимчивости. Такого рода намерения соответствовали духу поднимавшейся в других развитых капиталистических странах Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира неоконсервативной волны, ярко проявившейся в политике Р.Рейгана в США и М.Тэтчер в Великобритании. В Японии инициатором и настойчивым проводником административно-финансовой реформы в духе неоконсерватизма стал Накасонэ Ясухиро. Будучи начальником административного управления в кабинете министров Судзуки, он возглавил разработку плана реформы, получившего в 1981 г. одобрение правительства. В том же году специальным законом был учрежден временный консультативный совет по делам администрации, призванный подготовить рекомендации, конкретизирующие план реформы. Главой этого консультативного органа при премьер-министре был назначен почетный президент Федерации экономических организаций Докб Тосио. В 1981-1983 гг. совет представил правительству пять докладов с предложениями по реорганизации структуры и рационализации работы государственного аппарата, пересмотру принципов финансовой политики и программе приватизации государственных предприятий. Эти предложения затрагивали интересы различных слоев населения, поскольку предполагали сокращения персонала в государственном аппарате и на предприятиях общественного сектора, а также урезание бюджетных расходов на социальные цели под предлогом отказа от «социального иждивенчества». Приватизация железных дорог и других государственных предприятий грозила также опасностью разрушения влиятельных профсоюзных структур, являвшихся важной опорой левых сил. Реализацией рекомендаций временного консультативного совета занялось правительство, которое в конце 1982 г. возглавил Накасонэ. Решающим обстоятельством для его избрания стала мощная поддержка наиболее влиятельной среди либерал-демократов фракции Танака. Кроме того, деловые круги увидели в Накасонэ сильную и энергичную личность, готовую решительно отста ивать их интересы. Осуществление административно-финансовой реформы стало главной задачей Накасонэ и его кабинета, с ней связывались наметки индикативного государственного плана «Перспективы и ориентиры социально-экономического развития на 80-е годы». Относительно легко парламент утвердил группу правительственных законопроектов, касавшихся некоторой реорганизации центральных министерств и управлений и их местных представительств. Несравненно труднее принимались законодательные акты о реорганизации и приватизации государственных предприятий, особенно таких крупных, как телеграфно-телефонная кор Глава 2. Япония на последнем этапе противостояния порация, государственные железные дороги, соляная и табачная монополии. Разделяя естественное беспокойство ряда крупных профсоюзов (только в профсоюзе работников государственных железных дорог насчитывалось более 500 тыс. членов), опасавшихся, что вслед за приватизацией последуют массовые увольнения, СПЯ и КПЯ высказались против приватизации. Однако в движение протеста включилась только часть профсоюзов — членов Сбхё, а большинство других, в особенности, работников частного сектора, поддержки им не оказали. ПДС и профсоюзы Домэй признавали реформу в принципе необходимой. Тем не менее, развернувшиеся вокруг реформы бурные дебаты способствовали тому, что по каждому из объектов приватизации принимались индивидуальные решения о ее формах, этапах и способах предотвращения отрицательных социальных последствий. В результате осуществленной в 1985-1987 гг. приватизации государственный сектор заметно сократился. В 1985 г. на долю государственного имущества приходилось 18,4% национального богатства, а в 1990 г. — 15,8%. Уменьшилось и государственное вмешательство в экономику. Были отменены или ослаблены положения многих законов, устанавливающих лицензирование и другие виды административного регулирования хозяйственной деятельности предприятий. Вместе с тем, правительство стремилось оставить за собой рычаги воздействия на передаваемые в руки частного капитала предприятия общественного значения. Так, железнодорожные компании, представляющие собой род естественных монополий, согласно принятым законам, обязывались утверждать тарифы на перевозку в министерстве транспорта. Совокупность мероприятий в рамках административно-финансовой реформы при кабинете Накасонэ привела к сокращению зависимости бюджета страны от государственных займов. За 5 лет (1982-1987 гг.) она снизилась с 29,7 до 21%. Однако до полного оздоровления государственных финансов было еще далеко. Глобализация японской внешней политики Отмечая в 1985 г. 30-летие своего существования и, одновременно, пребывания у власти, ЛДП приняла «Особую декларацию» и новую политическую программу. Главный итог своей деятельности она видела в том, что «вместе с трудолюбивым, способным народом» «преодолела множество политических кризисов и оставила в неизменности политическую систему, основанную на ли Часть 3. Япония в числе лидеров современного мира берализме и парламентской демократии», осуществила стремительный подъем экономики и жизни народа, добилась «быстрого возвращения Японии в международное сообщество» и доверия с его стороны. Вместе с тем либерал-демократы акцентировали внимание на том, что «небывалый расцвет, переживаемый Японией», не является чем-то вечным, нерушимым. Необходима, отмечалось в декларации, разработка японского пути адаптации к новым условиям, что должно содействовать «созиданию мировой цивилизации и развитию азиатско-тихоокеанского региона». Опираясь на достигнутые Японией крупные экономические успехи, ЛДП поставила на первое место цели глобального порядка как важного условия приспособления к меняющемуся миру. Япония должна вносить свой вклад в международное сообщество, достичь «более почетного места в мире», содействовать поддержанию международного мира, прогрессу в осуществлении всеобщего разоружения, включая ядерное. На достижение «более почетного места в мире» была направлена и политика «подведения послевоенных итогов», объявленная премьер-министром Накасонэ. Смысл «подведения итогов» заключался в освобождении японцев от синдрома военного поражения и в реализации претензий Японии на роль великой державы в мировой политике. Постановка этой задача сопровождалась пропагандой «здорового национализма» — своеобразного сочетания идей патриотизма и приверженности «японским ценностям» с призывами адаптироваться к интернационализации, а также осуществлять «цивилизаторскую миссию» за рубежом. Многие аспекты «подведения итогов», за которыми скрывались чрезмерные националистические амбиции, встретили упорное сопротивление оппозиции и не вызвали оптимизма даже среди либерал-демократов. Однако идея сильной Японии, не ограничивающейся защитой своих экономических интересов, а активно участвующей в решении всех глобальных проблем в соответствии со своей экономической мощью, была положительно воспринята японской общественностью.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |