Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заявка команды 19 страница




Желая способствовать продвижению вперед переговоров, со­ветская сторона сообщила о своей готовности рассмотреть вопрос о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан при условии окончательного урегулирования территориального спора между двумя странами при заключении мирного договора. В августе 1956 г. советско-японские переговоры возобнови- лись, на этот раз в Москве, куда приехал министр иностранных дел Японии Сигэмицу. Нормализации советско-японских отношений серьезно пре­пятствовали действия США. Еще перед началом лондонских пе­реговоров государственный секретарь Даллес направил Хатояма послание, в котором предостерегал японское правительство про­тив улучшения отношений с СССР, угрожая в противном случае прекратить оказывать помощь Японии. А в августе 1956 г. Даллес от имени американского правительства заявил, что если Япония согласится признать Южный Сахалин и Курильские о-ва частью территории Советского Союза, то США навечно сохранят за со­бой о-ва СвкЯд. Заявление Даллеса вызвало бурю возмущения в Японии. Вме­сте с тем, противники компромиссов с СССР стали активно доби­ваться отставки правительства Хатояма. За их спиной стояли, прежде всего, финансовые и промышленные круги, деловые инте­ресы которых были связаны с США, и которые опасались охлаж­дения японо-американских отношений. Японское правительство оказалось в сложном положении. Тем не менее, Хатояма проявил твердость и 7 октября 1956 г. сам от­правился в Москву. Результатом переговоров на высшем уровне стало подписание 19 октября Совместной советско-японской дек­ларации, основное содержание которой выглядело следующим об­разом: «1. Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Рес­публик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей Декларации, и между ними восстанавливается мир и добрососедские дружественные отношения. Глава Л Послеоккупационный период (19S2-1960) 2. Между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией восстанавливаются дипломатические и консульские отношения.... 3. Союз Советских Социалистических Республик и Япония под­тверждают, что они в своих отношениях будут руководствоваться принципами Устава Организации Объединенных Наций... СССР и Япония подтверждают, что, в соответствии со статьей 51 Ус­тава Организации Объединенных Наций, каждое из государств имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную са­мооборону. СССР и Япония взаимно обязуются не вмешиваться прямо или кос­венно во внутренние дела друг друга по любым мотивам экономи­ческого, политического или идеологического характера. 4. Союз Советских Социалистических Республик поддержит просьбу Японии о принятии ее в члены Организации Объединенных Наций. 5. Все осужденные в Союзе Советских Социалистических Республик японские граждане со вступлением в силу настоящей Совместной Дек­ларации будут освобождены и репатриированы в Японию.... 6. Союз Советских Социалистических Республик отказывается от всех репарационных претензий к Японии.... 7. Союз Советских Социалистических Республик и Япония соглашаются в возможно короткий срок вступить в переговоры о заключении дого­воров или соглашений для того, чтобы поставить на прочную и друже­ственную основу их отношения в области торговли, торгового море­плавания и другие коммерческие взаимоотношения. 8. Конвенция о рыболовстве в открытом море в северо-западной части Тихого океана между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией и Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией о сотрудничестве при спасении людей, терпящих бедствие на море, подписанные в Москве 14 мая 1956 года, вступят в силу одновременно со вступлением в силу настоящей Совместной Декларации.... 9. Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоры о заключении Мирного Договора. При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя на­встречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государ­ства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова у, Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Япо- Ч/ нии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией. 10. Настоящая Совместная Декларация подлежит ратификации. Она вступит в силу в день обмена ратификационными грамотами». Накануне подписания Совместной декларации был подписан меморандум между первым заместителем министра иностранных дел А.А.Громыко и полномочным представителем Японии на мир­ных переговорах с СССР Мацумото Сюнъити о согласии сторон продолжить переговоры о заключении мирного договора. Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы Толкование международно-правовых аспектов Совместной де­кларации до сих пор остается предметом споров. Тем не менее, ее значение состоит в том, что она составляет основу послевоенных отношений между Россией и Японией. Более того, декларация — единственный документ, который регулирует эти отношения, т.е. составляет их международно-правовую базу. Декларация была ра­тифицирована японским парламентом и Верховным Советом СССР и обрела силу закона. Ни одно последующее решение (в ча­стности, заявление советского правительства в 1960 г.) юридиче­ски не «достигало» уровня этого документа и не может рассматри­ваться как акт, меняющий или уточняющий его — хотя бы в силу того, что является позицией одной из сторон, не подтвержденной соответствующим постановлением верховного органа власти. R Прекращение состояния войны между дву- Я онии в ООН МЯ стРанами оживило искусственно сдержи­вавшиеся советско-японские отношения. Стала активно развиваться двусторонняя торговля, перспективы которой казались особенно радужными в первой половине 60-х го­дов. Советский Союз после восстановления дипломатических от­ношений с Японией выполнил свое обещание и поддержал ее просьбу о вступлении в ООН, которому ранее советская диплома­тия, пользуясь правом вето в Совете Безопасности, препятствова­ла под разными предлогами в течение нескольких лет. 18 декабря 1956 г. Япония стала 80-м членом ООН. Вступле­ние страны в эту международную организацию завершило про­цесс восстановления международных позиций Японии после ми­ровой войны. Впоследствии Япония расширила свое участие в ООН, став вторым после США финансовым донором этой органи­зации. Вместе с тем, особенно в первые годы, стал проявляться про­тиворечивый характер деятельности Японии в ООН. Японская дипломатия пыталась играть несколько ролей: представителя Азии, тесного партнера США и страны, ориентирующейся на це­ли и идеалы ООН. С самого начала японская дипломатия стреми­лась ввести принцип сотрудничества с ООН как один из самых важных принципов своей внешней политики. Однако в реально­сти обязательства и соображения, связанные с тесным сотрудни­чеством с США, превалировали над принципами ориентации на ООН и азиатские страны. Возврат к «док- Несмотря на определенные успехи в укреп-трине Ёсида» лении международных позиций Японии, по­ложение самого Хатояма все более осложня­ Глава 1. Послеоккупационный период (1952-1960) лось. Его относительно независимый внешнеполитический курс вызывал все большее давление со стороны как правительства США, так и проамериканских сил внутри Либерально-демократи­ческой партии. В итоге полной неудачей (в первую очередь, из-за крайне нега­тивной реакции США) закончились попытки Хатояма нормализо­вать отношения с КНР. Та же судьба постигла и его шаги в сторо­ну ревизии конституции. 31 января 1956 г. в нижней палате пар­ламента Хатояма недвусмысленно высказался за пересмотр глав­ного закона страны. Но из-за резко отрицательной реакции со сто­роны американцев и части правящей партии ему пришлось спустя несколько дней дезавуировать свое заявление. В конце 1956 г. Хатояма ушел в отставку. Из обширной про­граммы пересмотра послевоенного наследства ему удалось осу­ществить лишь нормализацию отношений с СССР. Завершился период попыток старой политической элиты во главе с Хатояма радикально пересмотреть итоги оккупационного периода и вернуть стране статус самостоятельного центра силы на международной арене. Успех первых лет экономического рос­та, меняющееся общественное сознание определили приход к вла­сти тех, кто стремился сохранить курс, очерченный в «доктрине Ёсида» — концентрация сил и энергии на решении экономических задач при использовании тесного союза с США как фактора, по­зволяющего экономить (и существенно) на обороне и активной внешней политике. и я Смена политического курса в Японии КабинетИсибаси произошла поэтапно. На политической арене в качестве переходной фигуры выступил Исибаси Тандзан, политический деятель, близкий Хатояма. 23 декабря 1956 г. он стал новым премьер-министром Японии, правда, всего лишь на два месяца. Исибаси был известным ученым-экономистом, блестящим журналистом, обладал энциклопедическими познаниями. Его пе­ру принадлежат многочисленные работы по политэкономии. Он основал ныне действующее издательство «Тбё кэйдзай». По своим убеждениям, которые он отстаивал и в довоенные годы, Исибаси был либералом и демократом. Исибаси пришел к власти в результате внутрипартийных вы­боров. На пост председателя партии претендовали трое — сам Исибаси, генеральный секретарь партии Киси Нобусукэ и Исии Мицудзиро из клана Ёсида. В первом туре голосования больше Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы всего голосов набрал Киси, но во втором тура с небольшим пере­весом победил Исибаси. Его поддержали сторонники Исии. Для Исибаси эта победа оказалась недолгой. Уже 31 января 1957 г. из-за тяжелой болезни он приостановил свои полномочия и назначил исполняющим обязанности премьер-министра мини­стра иностранных дел Киси Нобусукэ, а 23 февраля и вовсе подал в отставку. _, Тот факт, что Исибаси стал премье- Формирование фракци- ѕ г - г г тжтжтгг ром в результате внутрипартийных о иной структуры ЛДП л л fj jr выборов, прошедших по необычной демократической схеме (традиционно пост председателя как бы «завещался» предшественником), свидетельствовал о том, что в тот период сложилась и начала по-настоящему действовать фрак­ционная структура ЛДП. При ней партия выступает не как единое целое, а как политический альянс разных влиятельных сил и групп. Посты в партии и в правительстве распределяются соглас­но числу набранных депутатских мест. Фракционность ЛДП таила в себе как минусы, так и плюсы. Явным минусом было то, что при такой системе политические по­сты распределялись не столько на основе рационального отбора наиболее подходящих по своим деловым качествам партийных функционеров, сколько в результате торгов и компромиссов меж­ду фракциями, часто с использованием принципа пропорциональ­ного представительства различных группировок. К плюсам следу­ет отнести охват партией широкого спектра интересов и полити­ческих взглядов, которые позволял за счет борьбы между фрак­циями обеспечивать динамику политического процесса, что было особенно важно в отсутствие реальной многопартийности, так как оппозиция не могла реально претендовать на приход к власти, хотя и была важной политической силой. 25 февраля новым премьер-министром Внешняя полити- Японии стал Киси Нобусукэ, имя которо-ка кабинета Киси го вошло в японскую историю в связи с драматическими, бурными событиями, сопровождавшими заклю­чение нового «договора безопасности» с США. Киси был вторым из трех братьев в семье некоего Сатб Юсукэ из префектуры Ямагути (еще в школьные года Киси по настоянию отца взял фамилию одного из близких родственников, не имевше­го наследника), каждый из которых вошел в японскую историю. Старший брат Сиро сделался вице-адмиралом, а младший брат Эй-саку через 8 лет стал, как и Киси, премьер-министром Японии. Это единственная семья, давшая стране двух премьер-министров. Глава 1. Послеоккупаицонный период (1952-1960) В довоенные годы Киси приобрел репутацию чиновника с от­носительно либеральными взглядами. В годы войны он входил в кабинет Тбдзё, из-за чего при чистке госаппарата американцами был отнесен к группе «А» военных преступников, лишен полити­ческих прав и заключен в тюрьму. ваться как антиамериканские. Но в качестве главы кабинета ми­нистров Киси прославился как раз как «проамериканский» поли­тик. Впрочем, «проамериканизм» Киси можно считать, скорее, по­литическим ярлыком. Киси не были чужды идеи укрепления неза­висимости и самостоятельности Японии. Но путь достижения этих целей виделся ему иначе, чем его предшественникам. Он вернулся к сути доктрины Ёсида — концентрации усилий на эко­номическом развитии при экономии на оборонных и внешнеполи­тических усилиях за счет тесного партнерства с США. Во внеш­ней политике Киси стремился наладить новое партнерство с Со­единенными Штатами, несколько подорванное за годы правления Хатояма, и добиться от США уступок при заключении нового «до­говора безопасности». Видимо, у Японии не было более рационального и реального сценария послевоенного развития. Тесный союз с США принес Японии большие дивиденды. А идеологические символы и краси­вые фразы о «независимости» и «самостоятельности», рассужде­ния об ущемленной национальной гордости, и необходимости возрождения «национального духа» остались в прошлом. В конеч­ном счете, все эти цели были достигнуты не за счет политической или, тем более, военной конфронтации с Соединенными Штата­ми, а за счет формирования мощного экономико-технологического Киси в рабочем кабинете премьера После окончания оккупа­ции Киси был полностью реабилитирован и скоро вернулся на политиче­скую арену. Ему потребо­валось лишь 5 лет, чтобы стать премьер-министром. Любопытно, что его поли­тическая карьера состоя­лась в рядах Демократи­ческой партии Хатояма, выступившей с политиче­скими установками, кото­рые могли даже расцени- Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы центра, сопоставимого с двумя другими — США и Европейским Союзом. В годы правления Киси резко усилилось азиатское направле­ние японской дипломатии. В середине мая 1957 г. премьер посе­тил 6 стран Юго-Восточной Азии. Здесь он предложил идею соз­дания Азиатского фонда развития. Фактически с этого момента стала реализовываться японская стратегия глубокого проникнове­ния в Азию за счет использования торгово-экономических рыча­гов. Вместе с тем в Восточной Азии Киси столкнулся с целым ря­дом проблем, как политического, так и психологического плана. Наиболее сложными были отношения с Южной Кореей. После того, как в 1952 г. Ли Сынман объявил обширное водное про­странство вдоль берегов Южной Кореи зоной, на которую распро­страняется ее суверенитет, отношения между Токио и Сеулом за­метно ухудшились. Оказались ущемленными интересы японских рыбаков, т.е. промысла, который имел жизненно важное значение для страны. Конфликт по поводу «линии Ли Сынмана» затрагивал чувствительные стороны двусторонних отношений, связанных с недавним прошлым, отчего реакция обеих сторон была особенно болезненной и эмоциональной. К этому моменту японо-южнокорейские переговоры по заклю­чению мирного договора оказались в тупике и были прерваны. Киси удалось добиться согласия Сеула на возобновление перего­воров и о взаимном освобождении задержанных в результате кон­фликта рыбаков. В отношении Тайваня японское правительство сохраняло ли­нию Ёсида на признание гоминдановского правительства в каче­стве единственно законного представителя Китая. Вместе с тем с годами стал усиливаться курс на установление с КНР неформаль­ных отношений по линии частных торговых контактов. Это не могло не вызвать обеспокоенности в Тайбэе, но японцам удалось сгладить противоречия с Чан Кайши и убедить его, что эти кон­такты не означают какого-либо политического сближения. К тому же произошедший 2 мая 1958 г. инцидент, когда был сорван го­сударственный флаг КНР на выставке почтовых марок в Нагаса­ки, резко осложнил обстановку в отношениях с Пекином и нанес серьезный урон попыткам Японии наладить с ним неформальные каналы связи. Украшением азиатской дипломатии правительства Киси стал визит в ноябре 1957 г. в Токио популярнейшего политического деятеля, яркого представителя «третьего мира» премьер-министра Глава 1. Послеоккупаицонный период (1952-1960) Индии Джавахарлала Неру. В совместном заявлении двух пре­мьер-министров от 13 ноября 1957 г. подчеркивалась солидар­ность азиатских стран, а официальный Токио обещал играть роль защитника интересов Азии. Джавахарлал Неру на приеме у японского императора. Слева направо — император Хирохито, дочь Неру Индира Ганди (будущий премьер-ми­нистр Индии), Неру, императрица Нагако, наследный принц (нынешний император) Акнхнто Визит Неру оказал серьезную моральную поддержку усилиям японской дипломатии по поискам новой роли в Азии, ее попыткам гармонизировать свои интересы в Азии с тесными отношениями с США. В середине июня 1957 г. Киси отправился в Соединенные Штаты, где в ходе перего­воров с Эйзенхауэром добился от США определенных уступок — в частности, согласия на создание спе­циальной комиссии по изучению вопроса о заключении нового «Договор безо­пасности» 1960 г. Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы «договора безопасности» и сокращении контингента сухопутных сил США на базах в Японии. После возвращения из Вашингтона Киси приступил к реализа­ции планов пересмотра «договора безопасности». Для этого, в первую очередь, он реорганизовал кабинет министров, достав­шийся ему в наследство от Исибаси. Весь 1959 г. был посвящен работе над проектом нового «договора безопасности» с Соединен­ными Штатами. Окончательный проект был к началу 1960 г. и был пописан 19 января в Вашингтоне. Документ, получивший официальное название «Договор о вза­имном сотрудничестве и гарантиях безопасности», обязывал сто­роны «в соответствии с положениями и процедурами конституций каждой из сторон предпринимать действия по отражению общей угрозы в случае признания, что вооруженное нападение на одну из сторон на территории, находящихся под японской юрисдикци­ей, ставит под угрозу мир и безопасность данной страны» (ст.5). Кроме того, в целях защиты безопасности Японии, а также для «внесения вклада в обеспечение международного мира и безопас­ности на Дальнем Востоке» он предоставлял США право разме­щать свои сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы на ее территории (ст. 6). В отличие от редакции 1951 г. договор определял необходи­мость взаимных консультаций при приведении его в действие. По сути, это означало, что США могли использовать свои базы на японской территории только с согласия японской стороны (ст.4). Кроме того, для реализации договора должно было быть заключе­но новое административное соглашение, которое определяло бы порядок размещения и функционирования американских баз на японской территории. Как известно, предыдущее административ­ное соглашение предоставляло американцам фактическое право экстерриториальности. Осложнение советско- После подписания Совместной декла-японских отношений Рации 1956 г" советско-японские отно- шения стали быстро развиваться. Японская общественность, в целом, приветствовала восстановле­ние отношений с СССР. Когда Хатояма 1 ноября 1956 г. вернулся в Токио, в аэропорту Ханэда его приветствовали восторженные толпы. 27 ноября Совместная декларация и другие подписанные в Москве документы были единогласно ратифицированы нижней палатой японского парламента (правда, около 60 депутатов де­монстративно не явились на заседание). 3 декабря последовала ратификация верхней палатой (224 голоса «за», 3 — «против»). 8 Глава 1. Послеоккупационный период (1952-1960) декабря, после утверждения ратификации императором Хирохито и ратификацией документов Президиумом Верховного совета с со­ветской стороны, соглашения вступили в силу. Нормализация советско-японских отношений привела к за­метному развитию научных, культурных и деловых связей между двумя странами. Большой интерес к торговле с СССР стали про­являть как деловые круги Токио и Осака, так и бизнесмены из японских городов, расположенных на побережье Японского моря. 6 декабря 1957 г. в Токио был подписан советско-японский торговый договор. Согласно ему был предоставлен «режим наибо­лее благоприятствуемой нации в отношении всех видов таможен­ных пошлин, сборов, таможенных формальностей и других пра­вил, связанных с импортом товаров другой Договаривающейся Стороны и с экспортом своих товаров в другую Договариваю­щуюся Сторону» (ст.2). В Японии было учреждено советское тор­говое представительство (ст. 11). Однако подъем в советско-японских отношениях продлился недолго. Несмотря на некоторые признаки смягчения междуна­родной напряженности, глобальное противостояние СССР и США продолжалось. Поэтому советское руководство нервно прореаги­ровало на заключение нового японо-американского «договора бе­зопасности». 27 января 1960 г., через 9 дней после подписания в Вашингто­не японо-американского договора, министр иностранных дел СССР Громыко вручил японскому послу в Москве Кадоваки «Па­мятную записку советского правительства», составленную в очень жестких выражениях. В ней, в частности, говорилось: «19 января с.г. подписан т.н. "Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности" между Японией и США.... Увековечение договором фактической оккупации Японии, предос­тавление ее территории в распоряжение иностранной державы, отрыв от Японии островов Окинава и Бонин, неизбежно вытекающая из по­ложений договора военная, экономическая и политическая зависимость Японии — все это вызывает законный вопрос, что же в действитель­ности останется от суверенитета Японии после вступления в силу дого­вора? Уже тот факт, что в Японии будут и впредь стоять иностранные войска, означает, что страна ограничена в своих действиях. По сущест­ву дело обстоит таким образом, что, заключая новый военный договор, Япония собственными руками передает иностранной державе значи­тельную часть своих прав как суверенного государства, теряет свою на­циональную независимость. В прямой связи с этим находится и зафиксированное в договоре обя­зательство Японии наращивать свой военный потенциал. Ни для кого не секрет, что в программе ее перевооружения, которое поизван (dodch­ Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы ровать этот договор, особое место отводится оснащению вооруженных сил Японии, как и размещенных на ее территории иностранных войск, ракетно-ядерным оружием. Тем самым Япония открыто становится на путь широкой ремилитаризации, вопреки многократным заверениям ее правительства о миролюбии, вопреки своей конституции, которая про­возглашает отказ Японии навечно от войны и от угрозы применения во­енной силы.... ...Советский Союз не может, разумеется, проходить мимо такого ша­га, как заключение Японией нового военного договора, подтачивающе­го устои мира на Дальнем Востоке, создающего препятствия развитию советско-японских отношений. В связи с тем, что этот договор факти­чески лишает Японию независимости и иностранные войска, находя­щиеся в Японии в результате ее капитуляции, продолжат свое пребыва­ние на японской территории, складывается новое положение, при кото-\_У ром невозможно осуществление обещания Советского правительства о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотана. Соглашаясь на передачу Японии указанных островов после заклю­чения мирного договора. Советское правительство шло навстречу по­желаниям Японии, учитывало национальные интересы японского госу­дарства и миролюбивые намерения, выражавшиеся в то время японским правительством в ходе советско-японских переговоров. Но Советское правительство, учитывая, что новый военный договор, подписанный правительством Японии, направлен против Советского Союза, как и против Китайской Народной Республики, не может содействовать тому, чтобы передачей указанных островов Японии была бы расширена тер­ритория, используемая иностранными войсками. Ввиду этого Советское правительство считает необходимым заявить, что только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии, как это было предусмотрено совместной Дек­ларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 г.». «Памятная записка» советского правительства была весьма противоречивым документом. С одной стороны, она отражала справедливую обеспокоенность советского руководства развити­ем военно-политической ситуации на Дальнем Востоке. Не сек­рет, что японо-американский «договор безопасности» своим ост­рием был направлен против СССР и союзной ему в то время КНР. Он, несомненно, непосредственно затрагивал вопросы безопасно­сти Советского Союза, и советское правительство имело все ос­нования выразить свою озабоченность по этому поводу. С другой стороны, «Памятная записка» содержала в себе ряд сомнительных утверждений, таких как тезисы о грядущем пере­вооружении японской армии ракетно-ядерным оружием или о не­избежной утрате Японией своей независимости. Текст японо-аме­риканского договора сам по себе не давал оснований для таких выводов. Кроме того, подписание Японией договора с США фор­ Глава 1. Послеоккупационный период (1952—1960) мально не противоречило советско-японской Совместной деклара­ции 1956 г., ст. 3 которой подтверждала, что «в соответствии со ст. 51 Устава Организации Объединенных Наций, каждое из госу­дарств имеет неотъемлемое право на индивидуальную или кол­лективную самооборону». Но, главное, «Памятная записка» фактически подвергла реви­зии содержание Совместной декларации, ратифицированной пар­ламентами обеих стран и составляющей (вплоть до будущего за­ключения мирного договора) международно-правовую основу со­ветско-японских отношений. Она ввела новые, не предусмотрен­ные в ней условия (вывод всех иностранных войск с японской тер­ритории) передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан. Созда­лась ситуация, весьма необычная в истории международных отно­шений и международного права. Хотя «поправки» к Совместной декларации, содержавшиеся в «Памятной записке», касались, скорее, будущего советско-япон­ских отношений, они осложнили их настоящее. В дальнейшем проблема возврата к положениям Совместной декларации 1956 г. не раз обсуждалась в контексте улучшения и развития советско-японских, а затем и российско-японских отношений. Массовое движение Развернувшееся в стране движение про-протеста против «до- теста ПР0ТИВ заключения и, особенно, говора безопасности» Ратификации нового «договора безопас­ности» в конце 1959-первой половине 1960 г. было беспрецедентным по накалу и масштабам. Это был, безусловно, пик массового социально-политического движения в послевоенные годы. Оно было не только и, может быть, не столько движением про­тив японо-американского договора, сколько общенациональным социальным движением на переломном этапе японской истории, при переходе от одной фазы социально-политического развития к другой. Вместе с тем, эти выступления, несомненно, были связа­ны и с пробуждением национального сознания японцев, отходом от комплекса неполноценности и вины, возникшего после пораже­ния в войне. Американское военное присутствие символизировало и реаль­но воплощало тяжелое историческое прошлое. Поэтому движение протеста против заключения нового «договора безопасности» но­сило массовый характер: в нем участвовали не только левые силы и профсоюзы, традиционные политические противники консерва­торов, но и представители бурно нарождающегося среднего клас­са, подавляющее большинство интеллигенции, учащаяся моло­ S76_Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы дежь и политические партии умеренного крыла. Движение затро­нуло и те политические, экономические и духовные структуры общества, которые в целом не выступали против тесного союза с США, но хотели более достойной международной роли для своей страны. Размах протеста усиливали тактическая безграмотность и рас­терянность самого Киси и членов его кабинета. Особое возмуще­ние японской общественности вызывало то, что правительство, вопреки японским традициям стремления к консенсусу, взяло курс на силовое протаскивание договора голосами одной только правящей партии при бойкоте заседаний парламента оппозицией. В январе 1960 г. была достигнута договоренность о первом в истории двусторонних отношений визите американского прези­дента в Японию. Эйзенхауэр должен был прибыть в Токио 19 ию­ня, после завершения планировавшейся поездки в Советский Со­юз (сорвавшейся из-за инцидента с американским самолетом-раз­ведчиком U-2). Киси рассчитывал к этому времени провести рати­фикацию нового «договора безопасности» и превратить визит во внушительную демонстрацию японо-американской дружбы и «но­вого партнерства». 19 мая 1960 г. руководство ЛДП предложило продлить сессию парламента с тем, чтобы ратифицировать договор. Оппозиция по­пыталась помешать председателю нижней палаты провести голо­сование по этому вопросу. Тогда в здание парламента была введе­на полиция, которая силой удалила оппозиционных депутатов из зала заседаний. После этого сессия была продлена, и новый япо­но-американский «договор безопасности» был ратифицирован го­лосами только депутатов от ЛДП (часть из которых также отказа­лась принять участие в голосовании). На следующий день крупнейшая оппозиционная партия СПЯ объявила ратификацию недействительной и начала бойкот заседа­ний парламента. Одновременно была развернута беспрецедентная кампания массовых акций, демонстраций, забастовок, транспорт­ных блокад и т.п., направленных против Киси и «его американ­ских хозяев». 10 июня в рамках подготовки к приезду Эйзенхауэра в Токио прилетел его пресс-секретарь Хагэрти, Уже в аэропорту его встре­тили тысячи демонстрантов. Когда Хагэрти попытался проехать сквозь толпу, его машина была блокирована, и все попытки поли­ции освободить его не увенчались успехом. Дело кончилось тем, что на выручку ему был брошен американский военный вертолет, и пресс-секретарь был эвакуирован с помощью люльки. 16 июня Глава 1. Послеоккупационный период (1952-1960) Киси, который ранее не раз заявлял о своей уверенности в том, что визит американского президента пройдет без инцидентов, был вынужден отменить приглашение Эйзенхауэру посетить Японию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.