КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заявка команды 17 страница
Война в Корее и японская экономика 1 окннскии аэроаор г нэда, 16 апреля Ю$| " Макартур в»щ. г' покидает Ящп to Ния не ованиц Служи- Как страна оккупированная, могла возражать против испощ, ее территории и ресурсов для вания американских вооруженных сил, принимавших корейской войне. В Японии располагались военные штабы В ционные и военно-морские базы США, она играла рольтьц' ЭВ"а перевалочной базы, была местом боевой подготовки и омьк. и е- *г *а лич- ного состава после возвращения с поля боя. Там ремонту поврежденная военная техника, пополнялись необходим СЬ ведения войны материальные запасы. Разумеется, даже положение косвенного участниками. та было рискованным. При эскалации войны японская тесвь?!!!?" для Часть 1. Япония в период оккупации могла стать объектом ударов со стороны противников США. Однако этого не случилось, и Япония извлекла из корейской трагедии существенные экономические выгоды. Американские «специальные заказы» на военные нужды, а также благоприятная конъюнктура на мировых рынках, получившая название «корейского бума», помогли японской промышленности выйти из состояния застоя. Если индекс промышленного производства в 1949 г. по отношению к довоенному составлял 71,0, то в 1951 г. —114,4. Резко увеличились долларовые поступления, связанные с различными видами обслуживания американских военнослужащих, что содействовало преодолению инфляции. В период корейской войны благодаря военным заказам Япония ежегодно получала около 500 млн. долл., что составляло более 4% ее ВНП. Однако американские платежи Японии за военные поставки продолжались и после окончания войны в Корее, когда они были связаны с оплатой товаров и услуг, предоставленных размещенным на ее территории американским войскам. Всего за 1952-1956 гг. Япония получила от американской армии около 3,4 млрд. долл., что было эквивалентно четверти стоимости ее импорта за это время. Расширились возможности внешней торговли, особенно импорта необходимого сырья для японской промышленности из США, чему американская сторона активно содействовала. Неуклонно возрастал объем экспорта японских промышленных товаров. В 1949 г. Япония во внешней торговле имела дефицит в 62 млн. долл., в 1950 г. превышение экспорта над импортом составило 38 млн. долл. (не считая дохода от «специальных поставок» в 62 млн. долл.), а в 1953 г. — 830 млн. долл. Доход от «специальных поставок» в 1951-1953 гг. достиг уровня, превышающего 60% общего объема внешней торговли. Начало перевоору- 8 июля 1950 г., вслед за началом корей-жения Японии ск°й воины' генерал Макартур потребовал от правительства Японии учредить «резервный полицейский корпус» численностью 75 тыс. чел., а также увеличить личный состав управления морской безопасности, что мотивировалось необходимостью «защиты безопасности демократического общества». Это указание стало отправным пунктом перевооружения Японии. Кабинет Ёсида не стал медлить с исполнением. 10 августа, не обращаясь к парламенту, правительство издало соответствующий «потсдамский» указ и немедленно приступило к формированию «резервного полицейского корпуса». Таким обоазом. был сделан Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 537 первый шаг к возрождению японских вооруженных сил, что отвергалось конституцией 1947 г. Позднее, в январе 1952 г. Ёсида заявил в парламенте уже о намерении вместо «резервного полицейского корпуса» учредить «войска обороны», утверждая, что это не будет противоречить конституции. Как свидетельствует быстрая реакция Токио на указание Макартура, оно отвечало желаниям японских правящих кругов. Однако правительство, включая премьер-министра Ёсида, стремилось избежать крупных расходов на перевооружение, которые затруднили бы решение задачи экономического возрождения. Обладание ограниченными, предназначенными исключительно для целей обороны вооруженными силами, в принципе, не противоречило настроениям большинства японцев. Вместе с тем, широкомасштабное перевооружение Японии было невозможно без пересмотра конституции, а к этому общественное мнение относилось отрицательно. Разумеется, в консервативных политических кругах, в том числе в правящей партии, было немало тех, кто открыто или в душе мечтал о восстановлении былой военной мощи Японии. Его желали в среде отстраненных от дел профессиональных военных. Интересам многих предпринимателей отвечало бы получение выгодных военных заказов. Но такие настроения не были преобладающими даже среди консерваторов. Что касается дальнейших шагов правительства в формировании армии и военно-морского флота, то они делались постепенно и осторожно. Наращивание вооруженных сил («сил самообороны») осуществлялось в ограниченных размерах, не допускалось прямое влияние военных на государственную политику. Мирные положения конституции и существование парламентской оппозиции, выступавшей против перевооружения страны, поставили труднопреодолимый заслон сторонникам возрождения Японии в качестве военной державы. Война в Корее, непосредственным участником которой были американские вооруженные силы, оказала громадное, многостороннее воздействие на Японию, продолжавшую находиться под американской оккупацией. Во-первых, война ускорила восстановление японской экономики. Во-вторых, окончательно оформился курс США на превращение Японии в своего стратегического союзника. С этих позиций стал решаться вопрос о заключении с ней мирного договора. Часть I Япония в период оккупации Правительство США повело дело к договорному оформлению союзнических отношений с Японией и сохранению американских войск на ее территории и после прекращения оккупации, а также перешло к поощрению перевооружения Японии. В-третьих, события в Корее отразились на внутриполитической обстановке в Японии. Конфронтация на международной арене в крайней форме ее проявления — войне — вызвала там горячие споры о выборе внешнеполитической ориентации после завершения оккупации. Внутриполитическая борьба в последние годы оккупации Сп«р»>і вокруг Опасность того, что Япония будет втянута в внежжінеполити- разгоравшуюся поблизости, на Корейском п-ческого выбора ове, полномасштабную войну, боязнь оказаться жертвой американо-советской конфронтации придали популярность требованиям заключения всестороннего мирного договора, вступления Японии на путь нейтралитета и отказа от участия в военных союзах на чьей-либо стороне- Использовался, особенно коммунистами, также лозунг «борьбы за независимость» Японии, имевший антиамериканскую направленность. Большинство сторонников нейтралитета Японии и заключения всестороннего мирного договора за исключением, пожалуй, коммунистов чаще всего руководствовалось отнюдь не идеологическими соображениями. Выдвижение этих лозунгов было вызвано, в первую очередь, желанием сохранить возможность нормализации отношений со всеми без исключений соседними странами как фактора взаимовыгодного развития торговых и прочих связей с ними- Помня ужасы атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, 6,4 млн. японцев подписалось под опубликованным в марте 1950 года Стокгольмским воззванием Всемирного совета мира за безусловное запрещение ядерного оружия. В апреле 1950 г. с совместным заявлением, где содержался призыв к миру, нейтралитету и заключению всестороннего договора, выступил консультативный совет по внешней политике оппозиционных партий. В таком же духе высказывались и многие средства массовой информации. Первоначально главным контраргументом японского правительства было утверждение об «утопичности» нейтралитета на фоне реально складывавшейся международной обстановки. После Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948 -1952) jj? начала корейской войны, которая стала рассматриваться какКРи' мер «агрессивности коммунизма», ряды не идеологизирован сторонников нейтралитета Японии и «всестороннего мирного Д0' говора» сократились. Тем более что оккупационные власти и Пра' вительство Японии стремились представить их, наряду с коЛ" нистами, как пособников, а иногда и просто «агентов» заруби' ных стран. Тем не менее, заглушить нарождающееся массовое движеН за мир, против перевооружения Японии было уже невозмоЖи° Правительству Японии приходилось, в конечном счете, считав с распространившимися среди различных слоев населения ъ0' фистскими настроениями, что, в частности, проявилось в его сДеР' жанной, рациональной позиции по проблеме перевооружения. * * * На заключительной стадии оккупационного периода ряд вНУ" триполитических событий привел к крупным переменам в соо0' шении противоборствующих политических сил и оказал влияй на исход споров относительно внешнеполитической ориентаЧйИ Японии. Политическое „о- В июне-августе 1949 г. три инцидеН'» взволновали японцев. Все они были связан"" ражение ком пар- Л, пЯ. г у г с железными дорогами, борьба вокруг «г ционализации» которых оказалась в цеШг внимания японской общественности. Первым была смерть преэИ' дента государственных железных дорог Симояма, тело котор0 нашли на железнодорожном полотне. Затем на станции Мит3 (г. Токио) электричка без машиниста совершила наезд на людеИ И, наконец, недалеко от станции Мацукава (префектура ФукусИ ма) произошло крушение поезда, причиной которого стала дивеР сия. Во всех случаях подозрения в совершении преступлений леГ ли на профсоюзных активистов, прежде всего коммунистов. ЁсИ да, не дожидаясь расследования, публично заявил, что «комму*й сты провоцируют общественные беспорядки». Обстоятельства смерти Симояма (убийство или самоубийсТ во) остались нераскрытыми. Обвинение в коллективном сговор' по «делу Митака» было отвергнуто судом в 1950 г. Большая грУп па коммунистов из профсоюза железнодорожников, осужден1 по «делу Мацукава» к суровым наказаниям, в том числе к смерт ной казни, 14 лет спустя была решением верховного суда призН3 на невиновной. Тем не менее, инциденты и развернутая вокрУ них пропаганда нанесли большой урон профсоюзному движенИ" и, особенно, компартии Японии в глазах общественного uupuua, Часть 1. Япония в период оккупации При крушении близ станции Мацукава погибли 3 человека Еще в начале 1948 г. КПЯ приняла курс на создание «национально-демократического» фронта, одной из целей которого должно было стать «обеспечение независимости Японии». Позже усилению антиамериканского акцента в деятельности КПЯ способствовала публикация в январе 1950 г. статьи в газете Коминфор-ма — международного органа коммунистических партий того времени. Статья ориентировала японских коммунистов на борьбу за «независимость Японии», за «безотлагательное заключение справедливого мирного договора», «скорейший вывод американских войск» и т.д. Уничтожающей критике подверглись взгляды одного из руководителей КПЯ Носака Сандзб о наличии в послевоенной Японии предпосылок «для осуществления мирного перехода к социализму даже в условиях оккупационного режима». К этому времени в японском обществе, в частности, в связи с упоминавшимися выше инцидентами, стало формироваться представление о коммунистах как о «смутьянах», сторонниках «насильственной революции». Появление статьи Коминформа, а затем того же рода статьи в органе КПК «Жэньмин жибао» создавало почву для обвинений японских коммунистов в злонамеренных действиях по указаниям из-за рубежа. В начале июня 1950 г. оккупационные власти распорядились птстоанить от политической пеятрльнлгти 9Л ч.прнгш ПК" КПЯ я Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 541 затем 17 ответственных работников газеты коммунистов «Акаха-та». С началом корейской войны штаб Макартура запретил ее издание. КПЯ продолжала деятельность на полулегальном положении. С июля 1950 г. по указанию оккупационных войск развернулась «чистка красных», начавшаяся с увольнения коммунистов и сочувствующих им людей из органов массовой информации. Затем она распространилась и на частные предприятия, причем широко использовались списки членов КПЯ, представленные правительству по упоминавшемуся выше указу о «контроле над организациями». С июля по ноябрь 1950 г. число лишившихся работы в результате «чистки красных» превысило 12 тыс. чел. В условиях спровоцированного публикацией Коминформа раскола КПЯ в октябре 1951 г. сторонники генерального секретаря ЦК КПЯ Токуда Кіоити приняли «Программу 1951 года», разработанную после консультаций в Пекине, а затем и в Москве, в том числе непосредственно со Сталиным. Хотя программа не содержала прямых призывов к применению вооруженных методов осуществления «национально-освободительной демократической революции», она, тем не менее, способствовала тому, что в практической дея-Токуда Кюитн тельности КПЯ на некоторое время утвердился «военный курс». Была сделана попытка применить китайский опыт «народной войны», вплоть до формирования военных баз в горах, создания крестьянских организаций самообороны и ведения вооруженной борьбы. Впрочем, чаще всего это не выходило за пределы намерений, поскольку реальных условий для проведения в жизнь «военного курса» в Японии не было. Увлечение японских коммунистов политическим радикализмом не соответствовало интересам большинства населения, желавшего, прежде всего, стабильности и улучшения своего материального положения. «Ультра-левизна» КПЯ привела к резкому падению престижа партии и на несколько лет фактически вычеркнула ее из политической жизни страны. КПЯ растеряла свое прежнее влияние и в рабочем движении. Реорганизация В 1950 г' в пР°Фсоюзах ВВИДУ недовольства профсоюзного деятельностью в их руководстве коммунис- „„„„.«„„„ тов, навязывавших «курс на насильственную движения _, революцию», началась работа по формирова Часть 1. Япония в период оккупации нию нового национального профцентра — Генерального совета профсоюзов Японии (Сбхё). Замысел образования Сбхё, имевший антикоммунистическую подоплеку, встретил благожелательное отношение штаба оккупационных войск и правительства и был поддержан из-за рубежа Американской федерацией труда и Международной конфедерацией свободных профсоюзов. Учредительный съезд Сбхё (июль 1950 г.) провозгласил «полное несогласие с разрушительным ультралевым рабочим движением, которое мешает стабилизации экономики и процветанию общества». Но в то же время новый профцентр остался на позиции «классовой борьбы». Провозглашение полной независимости от любых партий сопровождалось выдвижением курса на солидарность с СПЯ как с партией, «ставящей целью достижение социалистического общества мирными конституционными средствами». Образование Сохе означало глубокую реорганизацию японского профсоюзного движения. Сохё стал крупнейшим в истории Японии национальным профцентром. В 1951 г. Сохе объединил профсоюзы с 2,9 млн. членов (51% общего числа в стране). Японская федерация профсоюзов (Сбдбмэй), представлявшая правый фланг профдвижения, насчитывала 313 тыс. членов. А в бывшем оплоте коммунистов и самом крупном профцентре первых послевоенных лет — Всеяпонском конгрессе производственных профсоюзов— осталось 47 тыс. членов (он был распущен в 1957 г.). Хотя появление Сбхё знаменовало собой утрату влияния КПЯ в рабочем движении, надежды оккупационных властей и правительства Японии на лояльность нового профцентра не оправдались. Правда, учредительный съезд Сбхё, состоявшийся вскоре после начала корейской войны, осудил «северокорейскую агрессию», поддержал формирование «войск ООН». Но годом позже Сохе заявил уже о приверженности «четырем принципам»: заключению всестороннего мирного договора, нейтралитету Японии, отказу от предоставления военных баз, отказу от политики вооружения. Фактически, образование нового профцентра и формирование блока Сбхё-СПЯ, укрепило позиции левого крыла внутри СПЯ. Усиление левого Социалистическая партия Японии находи- «<-Л Л лась в активной оппозиции внешнеполити- крыла Социали- «_ ческому курсу правительства Есида. Вме-стическои партии J Jr J --, сте с тем внутри СПЯ не было единства взглядов на эти проблемы. Более того, внутрипартийные разногласия привели СПЯ, в конечном счете, к расколу. Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 543 По инициативе левых социалистов V съезд СПЯ (январь 1950 года) одобрил «три принципа мира» (заключение всестороннего мирного договора Японии с ее бывшими противниками, постоянный нейтралитет, отказ от предоставления японской территории для военных баз другой страны). Вскоре был добавлен «четвертый принцип» — борьба против ремилитаризации Японии. Правое крыло, выразив недовольство инициативой левых социалистов, покинуло СПЯ. Раскол продолжался 75 дней. Затем правое крыло поддержало «мирные принципы» и вернулось в СПЯ. С образованием Генерального совета профсоюзов Японии левое крыло социалистов получило в его лице мощную поддержку. Инициатива в организации выступлений против втягивания Японии в «холодную войну» перешла от быстро терявших авторитет и влияние коммунистов к социалистам, действовавшим в тесном контакте с Сбхё. Успех Либераль- В т0 время как на левом крыле политической партии ких сил обозначились упадок КПЯ и отсутствие единства среди социалистов, положение консерваторов, имевших превосходство в парламенте, напротив, упрочивалось. При этом наблюдалась тенденция к консолидации консервативных сил вокруг правящей партии. В конце 1949 г. внутри Демократической партии, находившейся в оппозиции, усилились настроения в пользу коалиции с правящей Демократическо-либеральной партией. Лидер ДЛП Ёсида выразил согласие с идеей объединения консервативных сил. В марте 1950 г. в результате слияния ДЛП с фракцией сторонников коалиции из Демократической партии была образована Либеральная партия. Ее председателем был избран Ёсида. Демократическая партия, ослабленная уходом сторонников коалиции, в апреле 1950 г. пошла на объединение с Народно-кооперативной партией. Результатом стало создание Народно-демократической партии. В июле 1951 г. Либеральная партия обратилась ко всем партиям, за исключением КПЯ, с призывом о сотрудничестве в проблеме заключения мирного договора. Народно-демократическая партия после некоторых колебаний откликнулась на этот призыв. Заключение мирного договора и окончание оккупации На пути к сепарат- Американская оккупация затянулась на ному мирному дого- срок, беспрецедентно долгий в отношени-вору с Японией ях между крупными странами — 6 лет и 8 Часть 1. Япония в период оккупации мес. В течение этого времени намерения США относительно сроков и способов заключения мирного договора с Японией, а также его содержания, претерпели большие изменения. В феврале 1946 г. госсекретарь США Д.Бирнс заявил о желании заключить мирные договоры с Японией и Германией в течение года, но оккупацию Японии сохранить «лет на пятнадцать». В первой из разработок американского проекта мирного договора (март 1947 г.) имелись положения об одновременном заключении договора о невооруженном статусе Японии и о создании механизма длительного контроля, включая размещение инспекционных войск на срок до 25 лет. Второй вариант проекта (август 1947 г.), составленный в Вашингтоне с учетом мнения Макартура, который возражал тогда против длительного присутствия иностранных войск в Японии, также содержал положения о демилитаризации, а контроль предполагалось осуществлять через комиссию послов стран-участниц Дальневосточной комиссии с постоянным аппаратом, размещенным в Японии на определенное время. Советский Союз не согласился тогда с американским предложением созвать в 1947 г. конференцию по составлению мирного договора с Японией в составе всех стран-участниц Дальневосточной комиссии. В Москве считали, что эта работа должна быть поручена Совету министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Китая по установленной в нем процедуре, включавшей принцип единогласия. Осенью 1949 г. руководители дипломатических ведомств США, Великобритании и Франции согласовали свои взгляды по дальневосточной проблеме, фактически придя к решению о разработке мирного договора с Японией сепаратно, без участия Советского Союза. В апреле 1950 г. президент Г.Трумэн назначил государственным секретарем Дж.Ф.Даллеса, поручив ему заняться подготовкой мирного договора с Японией. Главной целью при этом стало создание условий для превращения Японии в лояльного союзника США и сохранения на ее территории американских войск. Начало войны в Корее побудило США ускорить подготовительную работу. Разработанный американцами проект согласовывался с каждой из заинтересованных стран по отдельности. Однако, поскольку США не признавали законности правительства КНР, то от подготовки договора была отстранена страна, понесшая наибольший урон от японской агрессии. Заключительным этапом должен был стать созыв международной конференции, но не для обсуждения, а только для подписания согласованного пред, Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 545 варительно мирного договора. Тем самым правительство США старалось до предела сократить возможности Советского Союза оказывать влияние на его содержание. В марте 1951 г. госдепартамент США разослал подготовленный им проект мирного договора с Японией 15 странам-членам Дальневосточной комиссии, в том числе и СССР, с просьбой высказать собственное мнение. Сравнив данный проект с текстом заключенного позже договора, можно увидеть, что первый был намного более приемлемым для Советского Союза. В нем, в частности, по территориальному вопросу четко указывалось: «Япония возвратит СССР южную часть Сахалина, а также все острова, прилегающие к нему, и передаст Советскому Союзу Курильские о-ва». Были учтены также некоторые другие советские настояния. Однако руководство СССР продолжало требовать, чтобы мирный договор был всесторонним, отстаивая, в особенности, право участия КНР в его обсуждении и заключении. Для рассмотрения «имеющихся проектов мирного договора» предлагалось созвать конференцию всех государств, «участвовавших своими вооруженными силами в войне с Японией». США отклонили советские возражения и продолжали переговоры по урегулированию частичных разногласий со странами, входившими в сферу их влияния. Япония не считалась участником подготовки договора, но американцы поддерживали постоянный контакт с японским правительством, добиваясь, прежде всего, согласия на то, чтобы их войска остались на японской территории. В январе 1951 г. по результатам токийских встреч Даллеса и Ёсида было заявлено, что правительство Японии «приветствует оставление американских войск». В июле 1951 г. после внесения ряда поправок в американский вариант, новый проект мирного договора, представленный в виде совместного американо-английского, вновь был разослан странам-членам Дальневосточной комиссии. Вслед за этим США и Великобритания разослали государствам, объявившим в свое время войну Японии, приглашение на конференцию для подписания мирного договора в Сан-Франциско. Окончательный проект мирного договора был опубликован США и Великобританией 15 августа 1951 г. Сан-Францисскии Мирная конференция в Сан-Франциско со-мнрный договор стоялась 4-8 сентября 1951 г. с участием представителей 52 стран, включая Японию. Это было время, когда начавшиеся переговоры о перемирии в Корее то и дело прерывались возобновлявшимися боевыми лейст Часть 1. Япония в период оккупации виями. На конференцию не были приглашены представители КНР и Тайваня. Индия и Бирма отказались от участия, высказав несогласие по поводу отсутствия КНР и с решением проблемы репараций. Советский Союз был представлен делегацией во главе с заместителем министра иностранных дел А.А.Громыко. Участники конференции имели возможность высказать свое мнение по содержанию мирного договора, но ее процедура не предполагала внесения в него каких-либо поправок. По этой причине советские предложения, поддержанные делегатами Чехословакии и Польши, остались без последствий. Еснда выступает на Сан-Францисскон мирной конференции (7 сентября 1951 г.). Председательствует Д.Ачесон 8 сентября мирный договор с Японией был подписан представителями 48 стран, абсолютное большинство которых в войне с Японией реально не участвовали. Делегации СССР, Польши и Чехословакии отказались поставить свои подписи. В тот же день в Сан-Франциско госсекретарь США Д.Ачесон и премьер-министр Японии Ёсида Сигэру подписали двусторонний «договор безопасности». Заключение мирного договора было этапным событием в японской истории. С момента ратификации договора основными его Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 547 участниками завершалась оккупация Японии, страна вступала в международное сообщество в ином качестве, отличном от прежнего облика империалистической военной державы. Помимо декларации о прекращении состояния войны и определения дальнейших отношений подписавших договор стран с Японией как «суверенных» и «равных», Сан-Францисский мирный договор содержал положения, определявшие территорию Японии, взаимные обязательства по обеспечению безопасности, условия политического и экономического сотрудничества, разрешения взаимных имущественных и прочих претензий. Договор окончательно аннулировал результаты прежней агрессивной японской политики. Япония признала независимость Кореи, отказалась от нрав на Формозу (Тайвань) и Пескадорские о-ва, от «всех особых прав и интересов в Китае» и т.д. Японией были признаны также приговоры Международного военного трибунала для Дальнего Востока и других судов над военными преступниками. Важное значение имело принятие Японией на себя обязательств следовать в международных отношениях положениям устава ООН, включая разрешение своих международных споров мирными средствами. Устанавливая в целом не слишком обременительный для Японии порядок урегулирования разнообразных проблем, возникших в результате войны, в том числе репарационных, договор открывал перед ней возможность для развития всесторонних отношений с большинством стран мира. Однако это не касалось, в частности, ближайших ее соседей — СССР, не подписавшего договор, КНР и КНДР, полностью отстраненных от процесса подготовки и заключения договора. Сепаратный характер Сан-Францисского мирного договора породил труднопреодолимые помехи нормализации отношений Японии с этими странами. Хотя в нем была провозглашена готовность Японии к заключению двусторонних мирных договоров «на тех же или в основном на тех же условиях», это обязательство Япония брала на себя только на 3 года. Сан-Францисский договор оставил неразрешенной проблему территориального размежевания между СССР и Японией. В его пункте С ст. 2 записано: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские о-ва и на ту часть о-ва Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Часть 1. Япония в период оккупации Однако эта формулировка, как показали дальнейшие события, оказалась недостаточно четкой, поскольку в договоре не было указано, в чью пользу Япония отказывалась от «всех прав, право-оснований и претензий». Кроме того, отсутствие под договором подписи советского представителя ослабляло возможности СССР ссылаться на него. Нельзя сказать, что Сан-Францисский мирный договор привел к окончательному решению территориальной проблемы и в японо-американских отношениях. Япония соглашалась с «любыми предложениями» США по поводу ряда прежних японских территорий на Тихом океане, включая,острова Ркжю и Бонин. За США там сохранялось право «осуществлять всю административную, законодательную и судебную власть» (ст.З). Наконец, декларируя быстрейший вывод оккупационных войск из Японии, мирный договор одновременно содержал принципиальную оговорку, легализующую их фактическое оставление. В ст. 6 указывалось: «Ничто не должно воспрепятствовать размещению или сохранению иностранных вооруженных сил на японской территории в соответствии или вследствие каких-либо двусторонних или многосторонних отношений». Разумеется, ни для кого не было секретом, что под «иностранными вооруженными силами» подразумеваются американские, а не какие-либо другие. * «Договор бе- Согласно японо-американскому «договору безо-„..,..,...,.,.1.,. пасности», подписанному в Сан-Франциско, Япо- 30ПаСН0СТИ>>» ния предоставляла США «право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи нее». Для суверенного государства, каким Япония провозглашалась по Сан-Францисскому договору, возможность использования американских вооруженных сил трактовалась необычайно широко: не только для «поддержания мира и безопасности на Дальнем Востоке» и обеспечения безопасности Японии, но и «для подавления крупных внутренних бунтов и беспорядков в Японии». Иначе говоря, США оговорили за собой право на силовое вмешательство во внутренние дела Японии. Конкретные условия, регулирующие размещение вооруженных сил США в Японии, были определены подписанными позже соглашениями. Центральным из них являлось «административное соглашение» от 26 января 1952 г., согласно которому США закрепили за собой право создавать военные базы в любых районах Японии и размещать там войска фактически неограниченной численности. Помимо того, американские войска могли также пользоваться японскими портами, аэродромами, предприятиями обще Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 549 ственного пользования. Американским военнослужащим и их семьям "предоставлялось право экстерриториальности. В районе Дальнего Востока и Тихого океана японо-американский «договор безопасности» стал четвертым в системе договоров, которые США заключали в соответствии со своей концепцией «сдерживания». Ему предшествовало подписание двусторонних договоров США «о взаимной помощи и обороне» с Республикой Корея (26 января 1950 г.) и «о взаимном обеспечении безопасности» с Филиппинами (30 августа 1951 г.), а также трехстороннего «пакта безопасности» с Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС, 1 сентября 1951 г.). На Японию возлагалась, таким образом, небезопасная роль звена в формировавшейся США цепи военных баз поблизости от восточного побережья азиатского континента, предназначенной противостоять «коммунистической угрозе» со стороны Советского Союза и КНР. Правда, другие партнеры США должны были участвовать в совместной обороне не только собственных территорий, но и американских владений на Тихом океане. Япония таких обязательств не имела, поскольку ее конституция запрещала посылку войск за рубеж.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |