Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заявка команды 16 страница




В канун введения в действие конституции состоялись выборы палаты советников (20 апреля 1947 г.) и палаты представителей (25 апреля). В палату советников было избрано 108 независимых депутатов, от СПЯ — 47, от Либеральной партии — 38, от Демо­кратической партии (образованной путем слияния Прогрессивной партии с частью Либеральной партии и Народно-кооперативной Часть 1. Япония в период оккупации партии) — 29, от Народно-кооперативной партии— 10, от КПЯ — 4, от мелких партий и групп — 13. В палате представителей пер­вой по числу депутатов стала СПЯ (143), на втором месте оказа­лась Либеральная партия (131), на третьем — Демократическая партия (124). Народно-кооперативная партия получила 31 ман­дат, КПЯ—4. Такой состав парламента сделал невозможным образование однопартийного правительства. Избранный парламентом премьер-министром социалист Катаяма Тэцу образовал правительство из представителей Социалистической, Демократической и Народно-кооперативной партий. Кабинет министров Катаяма сумел удер­жаться только 8 месяцев (июнь 1947 г.-февраль 1948 г.), его сме­нил коалиционный кабинет министров того же партийного соста­ва, но во главе с лидером Демократической партии Асида Хитоси (март-октябрь 1948 г.). Недолговечность коалиционного правительства Катаяма во многом определялась специфичностью его положения. С одной стороны, это правительство должно было действовать в соответ­ствии с политическим соглашением четырех партий (Tpex,t участ­вовавших в кабинете, и Либеральной, которую возглавлял Ёсида), достигнутого их лидерами до избрания премьер-министра. С дру­гой стороны, Катаяма, опиравшийся на правое крыло социали­стов, не мог рассчитывать на полную поддержку собственной пар­тии. Он был вынужден уйти в отставку после того, как левое кры­ло социалистов фактически отказалось от сотрудничества с пра­вительством, и на съезде СПЯ в январе 1948 г. было принято ре­шение об аннулировании четырехстороннего соглашения. Повод для отставки кабинета Асида был более прозаичен — разоблачение фактов коррупции политиков и правительственных чиновников, незаконного получения ими пожертвований на пар­тийную деятельность от компании «Сева дэнкб». В число обвиня­емых в причастности к коррупции попали, в частности, замести тель премьер-министра, видный деятель правого крыла СПЯ Ни-сио, а после отставки правительства — и лидер Демократической партии Асида. В сфере экономики коалиционные каби- Экономическая по- * £. неты Катаяма и Асида практически про-литика коалицион- г., г - должали курс, определенный при прави- ных кяоннетов «г-, тельстве Есида. Большие споры в парла­менте вызвал инициированный социалистами законопроект о го­сударственном контроле над предприятиями угольной промыш­ Глава 2. Первый этап оккупации (1945-1948) ленности, принятый в итоге в компромиссном, сильно смягченном варианте. Политика расширения производства путем предоставления дотаций предприятиям приоритетных отраслей промышленности и кредитования восстановления экономики давала определенные позитивные результаты. Начался рост производства угля, стали, хотя ожидаемые результаты не были достигнуты. За счет конвер­сии предприятий военной промышленности, среди которых было множество мелких, налаживался выпуск товаров народного по­требления. Правительственная финансовая политика имела и оборотную сторону. Из-за принятия Банком Японии обязательств по круп­ным капиталовложениям на восстановление экономики росли объемы денежной массы, что мешало укротить инфляцию. А меха­низм государственных дотаций и установления твердых цен не ослаблял функционирования «черного рынка», рост цен на кото­ром вел к быстрому увеличению стоимости жизни. Профсоюзы требовали повышения зарплаты; увеличение зар­платы вело к росту себестоимости производимой продукции; пра­вительство было вынуждено пересматривать официальные цены и тарифы. Естественно, что беспомощность правительства в борьбе с ин­фляцией вела к разочарованию профсоюзов и тех слоев населе­ния, которые возлагали надежды на участие социалистов в прави­тельстве. Помимо того, именно на долю правительств с участием соци­алистов пришлась реализация требования оккупационных влас­тей пересмотреть закон о государственных служащих, чтобы огра­ничить их права на защиту условий труда. В соответствии с пись­мом Макартура премьер-министру Асида, правительство в июле 1948 г. издало «потсдамский указ» № 201, лишивший работников государственных учреждений и предприятий права на коллектив­ные переговоры с администрацией и проведение забастовок. Первый период оккупации, окончание которого можно услов­но отнести ко второй половине 1948 г., принес в жизнь Японии громадные перемены. Примерно за год-полтора, начиная с сентября 1945 г., в соот­ветствии с директивами оккупационных властей была осуществ­лена демилитаризация страны, ликвидированы политическая по­лиция, ультранационалистические, шовинистические и правые организации, арестованы и преданы суду Международного трибу­ Часть 1. Япония в период оккупации нала главные военные преступники. Были также освобождены по­литические заключенные, легализованы политические партии, провозглашена свобода критики императорской системы, прове­дена чистка государственных учреждений от лиц, связанных в прошлом с милитаристской деятельностью. Принятие новой конституции и других законодательных актов заложило основу коренной перестройки и демократизации поли­тического строя в Японии. Начали функционировать необходимые элементы гражданского общества, присущие демократическим го­сударствам: политические партии разной идейно-политической ориентации, профсоюзы и предпринимательские объединения, иные общественные организации, органы местного самоуправле­ния, свободные от цензуры средства информации. В ходе земельной реформы были разрушены отсталые произ­водственные отношения, мешавшие прогрессу сельского хозяй­ства и выходу деревни из нищеты и создававшие социальную базу политического экстремизма. Благодаря роспуску дзайбацу и вве­дению антимонопольного законодательства включился механизм рыночной экономики с ее принципом свободной конкуренции. Одновременно принятие трудового законодательства на уровне передовых демократических стран дало наемным работникам воз­можность отстаивать свои социальные права, добиваться улучше­ния условий труда, материального положения. Вместе с тем многие из начатых реформ в те годы не были еще доведены до конца, а работа по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства не принесла достаточно ощутимых для народных масс результатов. Конкретная политика экономиче­ского возрождения продолжала оставаться в стадии разработки и корректировки. Глава 3 «ОБРАТНЫЙ КУРС» В ПОЛИТИКЕ ОККУПАЦИИ (1948-1952) Новый курс американской политики в Японии Переход американских оккупационных властей от политики поощрения профсоюзов как важного элемента демократизации к сдерживанию их выступлений и ограничению прав значительной их части в государственном секторе был одним из признаков того, что ледяные ветры «холодной войны» со всей силой вторглись на Японские о-ва. Основные события второй половины оккупацион­ного периода разворачивались под прямым или косвенным воз­действием обострявшейся конфронтации между США и Совет­ским Союзом на международной арене. Обострение «хо- С окончанием второй мировой войны США лодной войны» стали самой могущественной страной капита­листического мира, его экономическим цент­ром и военно-политическим лидером. Американские правящие круги претендовали на переустройство международных отноше­ний под своим руководством и в соответствии с представлением о «мире по-американски» — «Рах Americana*. В Вашингтоне был разработан внешнеполитический курс на обеспечение националь­ных интересов США в любой точке мира с опорой на военную си­лу, в том числе с учетом монопольного обладания ядерным ору­жием. В то же время и руководство СССР, сыгравшего главную роль в разгроме гитлеровской Германии, стремилось использовать по­беду для расширения советского влияния в Восточной и Цен­тральной Европе и создания там политических режимов по собст­венному образцу, а также активизировало поддержку различных национально-освободительных движений, в первую очередь, в Азии. Противоречия между США и Советским Союзом, прежними союзниками по антигитлеровской коалиции, а на последнем этапе — ив войне с Японией, переросли в глобальную конфронтацию, что проявлялось буквально в каждой из возникавших междуна­родных проблем на всех континентах. В США была разработана политика «сдерживания» Советского Союза и предупреждения S26 Часть 1. Япония в период оккупации «коммунистической опасности». На таком фоне начался пере­смотр и американской политики в отношении Японии. Во-первых, американские правящие круги и оккупационные власти в Японии взяли курс на сворачивание демократических реформ, стремясь не допустить использования политических сво­бод коммунистическим движением. Прямая поддержка умеренно консервативных политических сил стала сопровождаться поощ­рением их борьбы с левыми радикальными политическими тече­ниями и рабочим движением, вплоть до применения репрессий. Совместная деятельность американских оккупационных властей и японского правительства в этом направлении названа в япон­ской историографии «обратным курсом». Во-вторых, ухудшение отношений между США и Советским Союзом, а также перспектива прихода к власти в Китае комму­нистов вынудили американцев изменить свой подход к Японии. В Вашингтоне пришли к решению содействовать экономической ста­билизации и возрождению Японии как передовой промышленной страны, неуязвимой для коммунистического проникновения и слу­жащей витриной капиталистического мира на Дальнем Востоке. В-третьих, американская политика демилитаризации Японии сменилась поощрением ее перевооружения. Более того, была по­ставлена задача сделать Японию военно-политическим союзни­ком, надежной опорой в проведении на Дальнем Востоке глобаль­ной внешнеполитической стратегии США. Пересмотр американского курса в отношении Японии не был разовым актом, он происходил по мере изменения международной обстановки, в первую очередь, на азиатском континенте, а также на основе тщательного изучения положения в самой Японии. Реа­лизация нового подхода происходила при опоре на японское пра­вительство, главным образом на третий кабинет Ёсида. Образование третье- Отставка кабинета Асида в связи со го кабинета Ёсида скандальным «делом „Сева дэнко», на­несшим сильный удар по престижу пар­тий правящей коалиции, дала шанс на образование правительства Демократическо-либеральной партии во главе с Ёсида Сигэру. Однако положение второго кабинета Ёсида было непрочным. В декабре 1948 г. оппозиция добилась выражения парламентского недоверия правительству, на что Ёсида ответил применением кон­ституционного права на роспуск палаты представителей и на­значение новых выборов. Выборы палаты представителей, состоявшиеся в январе 1949 года, создали новую расстановку политических сил в парламенте. Глава і. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 52 7 Демократическо-либеральная партия, имевшая ранее в этой пала­те 151 место, получила 264 места, т. е. твердое большинство. Рез­ко сократился депутатский корпус партий, участвовавших в пра­вящей коалиции при правительствах Катаяма и Асида: Демокра­тической и, особенно, Социалистической и Народно-кооператив­ной. В совокупности их представительство уменьшилось с 242 до 139 депутатских мест. На этом фоне выделялся заметный успех коммунистов, неизменно остававшихся оппозиционной силой. Число их депутатов возросло с 4 до 35. В целом же результаты выборов свидетельствовали о серьезном консервативном поворо­те в настроениях электората. Третий кабинет Ёсида, образованный 16 февра­ля 1949 г., вплоть до конца оккупационного периода опирался на прочное парламентское большинство. Важным было и то, что Ёсида своей прежней полити­ческой деятельностью в период оккупации (на постах министра ино­странных дел, а затем премьер-министра) за­служил полное доверие американцев. Не слу­чайно, как выяснилось позднее, американские спецслужбы помогали Есида Сигару (1948 г.) раскручивать «дело „Се- ва дэнко"», чтобы спо­собствовать падению коалиционного правительства Асида и рас­чистить путь партии Ёсида к власти. Ёсида признавал преимущества западного демократического устройства, но не был сторонником его слепого копирования. С американскими правящими кругами его сближали неприятие со­циалистической идеологии, готовность в борьбе с «коммунистиче­ским проникновением» применять «двойной стандарт», отступа­ясь от принципов демократии. Как политик Ёсида опирался на богатый профессиональный опыт дипломатической работы и был последовательным прагма­ 52» Часть L Япония в период оккупации тиком. Он предпочитал определять политический курс страны в соответствии со складывавшейся международной обстановкой, стремясь использовать ее в национальных интересах Японии. В условиях обострявшейся советско-американской конфронтации Ёсида осознанно встал на сторону США, поскольку рассчитывал извлечь из тесного сотрудничества с ними выгоды, необходимые для экономического возрождения собственной страны. В этом он видел единственно возможный путь и к восстановлению полити­ческой самостоятельности Японии. Конкретизация но- В течение 1948 г. центр тяжести усилий вой американской оккупационных властей переместился с политики в Японии институциональных и политических ре­форм на вопросы восстановления экономи­ки. Стало очевидно, что обнищавшая и разрушенная Япония от­нюдь не отвечает стратегическим интересам Вашингтона на Дальнем Востоке. Кроме того, помощь, которую США вынуждены были оказывать ей, ложилась довольно тяжелым бременем на плечи американских налогоплательщиков. Весной 1948 г. для изучения обстановки на месте в Японию прибыли Кеннан, известный как разработчик концепции «сдержи­вания», и Дрейпер, представлявшие, соответственно, госдепар­тамент и министерство армии. Их рекомендации были учтены в основах новой американской политики в отношении Японии, одобренных в октябре 1948 г. Советом национальной безопасно­сти. Новый курс предполагал усиление японских полицейских сил, ограничение полномочий администрации главнокомандующего оккупационными войсками за счет их передачи правительству Японии, свертывание реформ, отказ от практики отстранения ак­тивных сторонников прежней милитаристской политики от зани­маемых ими должностей, завершение судов над военными пре­ступниками и т.п. В сфере экономики намечалось продолжить по­мощи Японии, но в сокращенных размерах, поощряя при этом ча­стное предпринимательство путем снятия имевшихся ограниче­ний для внешней торговли и восстановления промышленности, сокращения масштабов трудовых конфликтов, сдерживания ин­фляции и достижения сбалансированности японского государст­венного бюджета. В ноябре 1948 г. штаб Макартура опубликовал «три принципа рационализации» — запретить повышение заработной платы, от­менить дотации, ведущие к дефициту государственного бюджета и Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 529 росту цен, добиваться разрешения проблем собственными усилия­ми предприятий. В развернутом виде программа экономической политики для Японии была сформулирована (с учетом мнения японского прави­тельства) в форме «девяти принципов экономической стабилиза­ции» — совместного заявления штаба главнокомандующего окку­пационными войсками в Японии, госдепартамента и министерства армии США. План экономической стабилизации включал следую­щие требования («принципы»): - сбалансировать государственный бюджет; - увеличить налоговые сборы, строго пресекая уклонение от их уплаты; - объекты субсидирования ограничить предприятиями, вносящими вклад в экономическое возрождение; - стабилизировать заработную плату; - усилить ценовое регулирование, расширить его сферу; - усилить контроль над внешней торговлей и валютными операциями, передать его японской стороне; - улучшить систему распределения материалов, необходимых для рас­ширения экспорта; - расширить производство важнейших видов местного сырья и товаров; - повысить эффективность системы поставок продовольствия. «Линия Доджа» В ДекабРе 1948 г- Макартур передал прави­тельству Японии план экономической стабили­зации, а в феврале 1949 г. для руководства его осуществлением в Японию в качестве специального посла президента Г.Трумэна прибыл банкир Д.Додж, принимавший ранее участие в проведе­нии западногерманской денежной реформы и имевший отношение к разработке «девяти принципов» для Японии. «Линия Доджа», как стали называть мероприятия по прове­дению американского плана экономической стабилизации, хотя и включала в себя некоторые элементы прежней экономической по­литики японского правительства, существенно отличалась от нее. Она носила исключительно жесткий характер, в частности, пре­дусматривая освобождение в течение года цен на большинство видов товаров, установление жесткого контроля Банка Японии над бюджетными расходами и денежной эмиссией, заморажива­ние заработной платы на ряде крупных предприятий, введение единого фиксированного курса иены. Принятый кабинетом Асида план экономического возрожде­ния, основывавшийся на концепции постадийной стабилизации, был отменен, поскольку расходился с «линией Доджа» на едино­ Часть 1. Япония в период оккупации временную, быструю экономическую стабилизацию путем своего рода «шоковой терапии». В соответствии с ориентирами, выдвинутыми штабом Макар­тура, Д.Додж настоял на разработке японским правительством государственного бюджета на 1949/50 фин. г. на принципах обя­зательного постатейного сбалансирования с превышением дохо­дов над расходами. Было решительно отвергнуто правительствен­ное субсидирование восстановления экономики, которого настой­чиво домогались промышленные круги. Теперь правительство ока­зывало финансовую поддержку частным банкам, которым вменя­лось в обязанность кредитование под собственную ответствен­ность компаний в важнейших отраслях промышленности. Формировался новый механизм японо-американских экономи­ческих отношений, который должен был уменьшить зависимость Японии от американской помощи. Начиная с сентября 1945 г., США предоставляли продоволь­ствие, удобрения и другие товары первоочередной необходимости из фондов ГАРИОА (Правительственные ассигнования для оказа­ния помощи на оккупированных территориях) и ЭРОА (Экономи­ческое восстановление оккупированных территорий). По этой, действовавшей до 1951 г. включительно, линии в Японию посту­пило американских товаров, преимущественно продовольствия (пшеницы), на общую сумму около 2 млрд. долл. Чтобы сократить размеры американской помощи, а также повысить ее эффектив­ность, в государственном бюджете Японии с 1949 г. вводился спе­циальный счет возвращения долга. Средства, получаемые от про­дажи в Японии американских товаров, теперь не растворялись в государственном бюджете, а поступали в «эквивалентный фонд», предназначенный для долгосрочного кредитования частных пред­приятий под непосредственным контролем оккупационных вла­стей. В апреле 1949 г. меморандумом главнокомандующего оккупа­ционными войсками был установлен согласованный с японским правительством единый обменный курс иены (360 иен за 1 долл. США). Для японской промышленности того времени такой курс означал покупку сырья по высоким ценам и продажу переработан­ной продукции по низким, но вносил во внешнюю торговлю Япо­нии необходимый фактор стабильности. С началом реализации плана экономической стабилизации в мае 1949 г. в Японию прибыла группа специалистов для обследо­вания японской налоговой системы во главе с профессором Ко­лумбийского университета К.Шоупом. Длительная и обстоятель­ ГлаваЗ. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 531 ная работа «миссии Шоупа» завершилась подготовкой аргументи­рованных рекомендаций. В сентябре 1949 г. они были опублико­ваны и использованы при составлении дополнительного бюджета 1949 г. и бюджета 1950 г., а также в ходе налоговой реформы, осуществленной в 1950 г. Будучи звеном нового курса американской политики, работа «миссии Шоупа» имела свои отличительный черты. Она была на­правлена на реформирование архаичной японской налоговой сис­темы исходя из долговременной перспективы. Главной целью раз­работчиков рекомендаций было достижение эффективности нало­гообложения. Они предлагали установить распределение налого­вого бремени, которое было бы справедливым по существу (оди­наковый вклад в государственный бюджет при примерно одинако­вых совокупных доходах от любых источников доходов — труда, собственности, предпринимательства) и именно таким, справед­ливым, воспринималось бы налогоплательщиками. Американские оккупационные власти были заинтересованы в том, чтобы «линия Доджа» была поддержана крупным японским капиталом. Этому способствовало осуществленное в 1949 г. смяг­чение антимонопольного законодательства в той его части, кото­рая касалась образования картелей и слияния предприятий. Та­ким образом, США отказались от ранее поддержанного ими плана Дальневосточной комиссии, направленного на исключение чрез­мерной экономической концентрации в Японии. В то же время, в марте 1949 г., «потсдамским указом» япон­ского правительства были созданы условия для привлечения за­рубежных инвестиций и предпринимательской деятельности ино­странцев в Японии. В мае 1949 г. правительство США отказалось и от собствен­ных предложений, сделанных в 1947 г. в Дальневосточной ко­миссии по программе «промежуточных репараций» (передача час­ти японского производственного оборудования Китаю, Филиппи­нам, Индонезии и Великобритании). Оно заявило, что «изъятие дальнейших репараций серьезно угрожало бы успеху программы стабилизации Японии». «Линия Доджа», или японский вариант политики «шоковой те­рапии», которую Токио проводил под американским нажимом и контролем, стала тяжелым испытанием для Японии. До начала осуществления «линии Доджа», когда правитель­ство поощряло расширение производства, стремясь мягко, по­этапно обуздать инфляцию, экономический рост шел, хотя и мед­ленно, но непрерывно. К 1949 г. промышленное производство в Часть 1. Япония в период оккупации целом было восстановлено на 70-80% от довоенного уровня. По­требление также стало приближаться к довоенному, особенно в деревне. Принятые в соответствии с американским планом экономиче­ской стабилизации жесткие меры по сокращению расходов госу­дарственного бюджета выявили большую эффективность в сдер­живании инфляции. Но эти же меры в начальный период осущест­вления плана стабилизации оказали негативное влияние на про­изводственную деятельность. В 1949/50 фин. г. рост производ­ства в обрабатывающей промышленности практически прекратил­ся. Более всего пострадалОмашиностроение. Застой в промышленном производстве происходил как от не­достатка капиталовложений, так и от неготовности японской про­мышленности с ее отсталыми технологиями и устаревшим произ­водственным оборудованием вступить в жесткую конкуренцию во внешней торговле при неблагоприятных для Японии условиях единого обменного курса иены. Японии не оставалось ничего другого, как перейти на режим «затягивания поясов» — сдерживания зарплаты на прежнем низ­ком уровне, массовых увольнений, строжайшей экономии всех ре­сурсов, одновременно ускоряя перестройку промышленности, и, с учетом снятия прежних ограничений во внешней торговле, ориен­тируя ее на производство продукции для зарубежных рынков. В мае 1949 г. путем слияния нескольких министерств и управ­лений было создано министерство внешней торговли и промыш­ленности, призванное добиваться органичного взаимодействия внутренней промышленности и внешнеторговой политики. В сен­тябре 1949 г. кабинет Ёсида принял курс «рационализации про­мышленности», главной целью которого было сближение внутрен­них и мировых цен на японскую продукцию. Правительство брало на себя задачу создать благоприятные условия для проявления инициативы, творчества и умения частных предпринимателей, ак­тивно содействовать повышению производительности труда и внедрению передовой техники и технологии. Социальные послед- Американская помощь в восстановле-ствия плана экономи- нии донской экономики сопровожда-ческой стабилизации лась требованием к правительству Япо- нии добиваться преодоления многих «препятствий, связанных с расточительными политическими кон­фликтами, несправедливой борьбой рабочего класса и разруши­тельными идеологическими давлениями». «Это потребует, — пи­сал генерал Макартур, излагая „план экономической стабилиза­ Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 533 ции", — перестройки мышления и действий японцев, усиления ре­жима экономии во всех отраслях жизни и временного отказа от некоторых привилегий и свобод, присущих свободному обществу». Кабинет Ёсида действовал в духе указаний главнокомандую­щего оккупационными войсками. По его инициативе парламент, невзирая на возражения депутатов от СПЯ, КПЯ и Рабоче-крес­тьянской партии, принял законодательные акты, переводившие на постоянную основу некоторые временные, введенные ранее, огра­ничения прав работников учреждений и предприятий государст­венного и коммунального секторов на коллективную защиту их интересов. В мае 1949 г. был пересмотрен закон о профсоюзах, принятый в 1946 г. Этот шаг был предпринят для того, чтобы воспрепятст­вовать политизации профсоюзного движения, привить «деловой унионизм американского типа», исключить договорную практику и правовые нормы, мешавшие подъему производства и повыше­нию его эффективности. На ограничение конституционных политических прав был на­целен «потсдамский» указ правительства «о контроле над органи­зациями» (апрель 1949 г.). Политические организации были обя­заны представлять списки своих членов, сведения об идеологиче­ском и политическом направлении деятельности, они могли быть распущены приказом начальника юридического управления каби­нета министров. Формально указ предназначался для сдержива­ния правых и левых радикалов, а фактически был направлен про­тив компартии и организаций, находившихся в сфере ее влияния. С того же времени прекратилась практика отстранения от должностей и запретов на политическую и общественную дея­тельность для лиц, активно участвовавших в годы войны в прове­дении милитаристской политики. Началась их реабилитация в созданной штабом Макартура апелляционной комиссии (в начале 1951 г. ее функции были переданы японским властям). Экономическая стабилизация по американскому плану, пред­полагавшая неизбежную консервацию бедности значительной части трудящихся, вызвала сопротивление японских профсоюзов. Главным организатором акций протеста, особенно в связи с мас­совыми увольнениями на государственных железных дорогах, на­чавшимися в 1949 г., стал Всеяпонский конгресс производствен­ных профсоюзов, в руководстве которым продолжали главенство­вать коммунисты. Японская федерация профсоюзов также выра­жала протест по поводу сокращения рабочих мест, урезания зар­платы, ухудшения Других условий труда, но стремилась отмеже­ Часть 1. Япония в период оккупации ваться от имевших откровенно политическую окраску массовых выступлений, к которым призывали коммунисты. Внутри Все­японского конгресса производственных профсоюзов также было немало противников засилья коммунистов в его руководстве, и они начали объединяться в Лигу за демократизацию профсоюзов. В результате жесткой и последовательной реализации «линии Доджа-Шоупа» в течение одного года в Японии была достигнута финансовая стабилизация; денежная эмиссия была практически прекращена, инфляция подавлена, большинство цен либерализо­вано, и введен единый обменный курс иены. Обратной стороной такой политики стало падение производства в ряде отраслей, рост безработицы и числа банкротств предприятий, однако втянуться в глубокую депрессию японской экономике «помешала» начавшая­ся в июне 1950 г. корейская война. Война в Корее и Япония Развитие корей- В конце 40-х годов правящие круги США по-ского кризиса терпели серьезное поражение на азиатском континенте. В Китае гражданская война меж­ду сторонниками коммунистической партии и получавшим амери­канскую поддержку гоминдановским правительством заверши­лась победой коммунистов. 1 октября 1949 г. в Пекине было про­возглашено образование Китайской Народной Республики. Го­миндановцы смогли сохранить свою власть лишь на территории Тайваня, бывшей японской колонии. 14 февраля 1950 г. между СССР и КНР был заключен Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Попытки США помешать советско-китайскому сближе­нию, в котором они видели угрозу американским национальным интересам, остались безрезультатными. Одновременно происходил рост напряженности на Корейском п-ове. После того, как СССР и США в ходе войны против Японии ввели свои войска, соответственно, в северную и южную части Кореи, обе державы, исходя из собственных политических и стра­тегических интересов, содействовали тому, чтобы там фактически образовались два государства с разными социально-экономиче­скими и политическими системами. Граница между ними по 38-й параллели разъединила корейскую нацию. Руководство обоих корейских государств, спекулируя на стремлении нации к воссоединению, выдвигало заведомо непри­емлемые друг для друга предложения об «объединении», что вело лишь к нагнетанию напряженности. Обе стороны прибегали к уг- Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-195$ розам применения силы. В накалившейся обстановке ц провокаций вспыхнула полномасштабная война. аимнь. Начавшееся 25 июня 1950 г. наступление войск КНДР по линии границы на третий день привело к захвату Сеу,ц гт ь экстренно организовали международное осуждение «севе" V ской агрессии» и добились оказания прямой военной щ ной из воюющих сторон — Южной Корее — под флагом OQj Непосредственными участниками сражений на КорейСком ове на стороне Юга стали американские войска (участие Ч стран в «войсках ООН» было незначительным), а нескодРѴ же на стороне Севера — китайские. КНДР получала рщ ЛП°Ѵ ную военную помощь от Советского Союза. Война грозщ -\ за пределы Кореи. Генерал Макартур, на которого былов ВЫИтк но общее руководство американски- злож ми войсками, участвовавшими в ко­рейской войне, публично требовал от правительства США приступить к бомбардировкам Китая и применить ядерное оружие. Дальнейшая эска­лация войны могла привести к пре­вращению ее из локальной в миро­вую. Осознание этого привело проти­воборствующие стороны за стол пере­говоров о мирном урегулировании. Президент США Г.Трумэн 11 апреля 1951 г. вынужден был заменить Мак-артура на посту главнокомандующе­го. Длительные и трудные перегово­ры завершились подписанием 27 ию­ля 1953 г. соглашения о перемирии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.