КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заявка команды 16 страница
В канун введения в действие конституции состоялись выборы палаты советников (20 апреля 1947 г.) и палаты представителей (25 апреля). В палату советников было избрано 108 независимых депутатов, от СПЯ — 47, от Либеральной партии — 38, от Демократической партии (образованной путем слияния Прогрессивной партии с частью Либеральной партии и Народно-кооперативной Часть 1. Япония в период оккупации партии) — 29, от Народно-кооперативной партии— 10, от КПЯ — 4, от мелких партий и групп — 13. В палате представителей первой по числу депутатов стала СПЯ (143), на втором месте оказалась Либеральная партия (131), на третьем — Демократическая партия (124). Народно-кооперативная партия получила 31 мандат, КПЯ—4. Такой состав парламента сделал невозможным образование однопартийного правительства. Избранный парламентом премьер-министром социалист Катаяма Тэцу образовал правительство из представителей Социалистической, Демократической и Народно-кооперативной партий. Кабинет министров Катаяма сумел удержаться только 8 месяцев (июнь 1947 г.-февраль 1948 г.), его сменил коалиционный кабинет министров того же партийного состава, но во главе с лидером Демократической партии Асида Хитоси (март-октябрь 1948 г.). Недолговечность коалиционного правительства Катаяма во многом определялась специфичностью его положения. С одной стороны, это правительство должно было действовать в соответствии с политическим соглашением четырех партий (Tpex,t участвовавших в кабинете, и Либеральной, которую возглавлял Ёсида), достигнутого их лидерами до избрания премьер-министра. С другой стороны, Катаяма, опиравшийся на правое крыло социалистов, не мог рассчитывать на полную поддержку собственной партии. Он был вынужден уйти в отставку после того, как левое крыло социалистов фактически отказалось от сотрудничества с правительством, и на съезде СПЯ в январе 1948 г. было принято решение об аннулировании четырехстороннего соглашения. Повод для отставки кабинета Асида был более прозаичен — разоблачение фактов коррупции политиков и правительственных чиновников, незаконного получения ими пожертвований на партийную деятельность от компании «Сева дэнкб». В число обвиняемых в причастности к коррупции попали, в частности, замести тель премьер-министра, видный деятель правого крыла СПЯ Ни-сио, а после отставки правительства — и лидер Демократической партии Асида. В сфере экономики коалиционные каби- Экономическая по- * £. неты Катаяма и Асида практически про-литика коалицион- г., г - должали курс, определенный при прави- ных кяоннетов «г-, тельстве Есида. Большие споры в парламенте вызвал инициированный социалистами законопроект о государственном контроле над предприятиями угольной промыш Глава 2. Первый этап оккупации (1945-1948) ленности, принятый в итоге в компромиссном, сильно смягченном варианте. Политика расширения производства путем предоставления дотаций предприятиям приоритетных отраслей промышленности и кредитования восстановления экономики давала определенные позитивные результаты. Начался рост производства угля, стали, хотя ожидаемые результаты не были достигнуты. За счет конверсии предприятий военной промышленности, среди которых было множество мелких, налаживался выпуск товаров народного потребления. Правительственная финансовая политика имела и оборотную сторону. Из-за принятия Банком Японии обязательств по крупным капиталовложениям на восстановление экономики росли объемы денежной массы, что мешало укротить инфляцию. А механизм государственных дотаций и установления твердых цен не ослаблял функционирования «черного рынка», рост цен на котором вел к быстрому увеличению стоимости жизни. Профсоюзы требовали повышения зарплаты; увеличение зарплаты вело к росту себестоимости производимой продукции; правительство было вынуждено пересматривать официальные цены и тарифы. Естественно, что беспомощность правительства в борьбе с инфляцией вела к разочарованию профсоюзов и тех слоев населения, которые возлагали надежды на участие социалистов в правительстве. Помимо того, именно на долю правительств с участием социалистов пришлась реализация требования оккупационных властей пересмотреть закон о государственных служащих, чтобы ограничить их права на защиту условий труда. В соответствии с письмом Макартура премьер-министру Асида, правительство в июле 1948 г. издало «потсдамский указ» № 201, лишивший работников государственных учреждений и предприятий права на коллективные переговоры с администрацией и проведение забастовок. Первый период оккупации, окончание которого можно условно отнести ко второй половине 1948 г., принес в жизнь Японии громадные перемены. Примерно за год-полтора, начиная с сентября 1945 г., в соответствии с директивами оккупационных властей была осуществлена демилитаризация страны, ликвидированы политическая полиция, ультранационалистические, шовинистические и правые организации, арестованы и преданы суду Международного трибу Часть 1. Япония в период оккупации нала главные военные преступники. Были также освобождены политические заключенные, легализованы политические партии, провозглашена свобода критики императорской системы, проведена чистка государственных учреждений от лиц, связанных в прошлом с милитаристской деятельностью. Принятие новой конституции и других законодательных актов заложило основу коренной перестройки и демократизации политического строя в Японии. Начали функционировать необходимые элементы гражданского общества, присущие демократическим государствам: политические партии разной идейно-политической ориентации, профсоюзы и предпринимательские объединения, иные общественные организации, органы местного самоуправления, свободные от цензуры средства информации. В ходе земельной реформы были разрушены отсталые производственные отношения, мешавшие прогрессу сельского хозяйства и выходу деревни из нищеты и создававшие социальную базу политического экстремизма. Благодаря роспуску дзайбацу и введению антимонопольного законодательства включился механизм рыночной экономики с ее принципом свободной конкуренции. Одновременно принятие трудового законодательства на уровне передовых демократических стран дало наемным работникам возможность отстаивать свои социальные права, добиваться улучшения условий труда, материального положения. Вместе с тем многие из начатых реформ в те годы не были еще доведены до конца, а работа по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства не принесла достаточно ощутимых для народных масс результатов. Конкретная политика экономического возрождения продолжала оставаться в стадии разработки и корректировки. Глава 3 «ОБРАТНЫЙ КУРС» В ПОЛИТИКЕ ОККУПАЦИИ (1948-1952) Новый курс американской политики в Японии Переход американских оккупационных властей от политики поощрения профсоюзов как важного элемента демократизации к сдерживанию их выступлений и ограничению прав значительной их части в государственном секторе был одним из признаков того, что ледяные ветры «холодной войны» со всей силой вторглись на Японские о-ва. Основные события второй половины оккупационного периода разворачивались под прямым или косвенным воздействием обострявшейся конфронтации между США и Советским Союзом на международной арене. Обострение «хо- С окончанием второй мировой войны США лодной войны» стали самой могущественной страной капиталистического мира, его экономическим центром и военно-политическим лидером. Американские правящие круги претендовали на переустройство международных отношений под своим руководством и в соответствии с представлением о «мире по-американски» — «Рах Americana*. В Вашингтоне был разработан внешнеполитический курс на обеспечение национальных интересов США в любой точке мира с опорой на военную силу, в том числе с учетом монопольного обладания ядерным оружием. В то же время и руководство СССР, сыгравшего главную роль в разгроме гитлеровской Германии, стремилось использовать победу для расширения советского влияния в Восточной и Центральной Европе и создания там политических режимов по собственному образцу, а также активизировало поддержку различных национально-освободительных движений, в первую очередь, в Азии. Противоречия между США и Советским Союзом, прежними союзниками по антигитлеровской коалиции, а на последнем этапе — ив войне с Японией, переросли в глобальную конфронтацию, что проявлялось буквально в каждой из возникавших международных проблем на всех континентах. В США была разработана политика «сдерживания» Советского Союза и предупреждения S26 Часть 1. Япония в период оккупации «коммунистической опасности». На таком фоне начался пересмотр и американской политики в отношении Японии. Во-первых, американские правящие круги и оккупационные власти в Японии взяли курс на сворачивание демократических реформ, стремясь не допустить использования политических свобод коммунистическим движением. Прямая поддержка умеренно консервативных политических сил стала сопровождаться поощрением их борьбы с левыми радикальными политическими течениями и рабочим движением, вплоть до применения репрессий. Совместная деятельность американских оккупационных властей и японского правительства в этом направлении названа в японской историографии «обратным курсом». Во-вторых, ухудшение отношений между США и Советским Союзом, а также перспектива прихода к власти в Китае коммунистов вынудили американцев изменить свой подход к Японии. В Вашингтоне пришли к решению содействовать экономической стабилизации и возрождению Японии как передовой промышленной страны, неуязвимой для коммунистического проникновения и служащей витриной капиталистического мира на Дальнем Востоке. В-третьих, американская политика демилитаризации Японии сменилась поощрением ее перевооружения. Более того, была поставлена задача сделать Японию военно-политическим союзником, надежной опорой в проведении на Дальнем Востоке глобальной внешнеполитической стратегии США. Пересмотр американского курса в отношении Японии не был разовым актом, он происходил по мере изменения международной обстановки, в первую очередь, на азиатском континенте, а также на основе тщательного изучения положения в самой Японии. Реализация нового подхода происходила при опоре на японское правительство, главным образом на третий кабинет Ёсида. Образование третье- Отставка кабинета Асида в связи со го кабинета Ёсида скандальным «делом „Сева дэнко», нанесшим сильный удар по престижу партий правящей коалиции, дала шанс на образование правительства Демократическо-либеральной партии во главе с Ёсида Сигэру. Однако положение второго кабинета Ёсида было непрочным. В декабре 1948 г. оппозиция добилась выражения парламентского недоверия правительству, на что Ёсида ответил применением конституционного права на роспуск палаты представителей и назначение новых выборов. Выборы палаты представителей, состоявшиеся в январе 1949 года, создали новую расстановку политических сил в парламенте. Глава і. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 52 7 Демократическо-либеральная партия, имевшая ранее в этой палате 151 место, получила 264 места, т. е. твердое большинство. Резко сократился депутатский корпус партий, участвовавших в правящей коалиции при правительствах Катаяма и Асида: Демократической и, особенно, Социалистической и Народно-кооперативной. В совокупности их представительство уменьшилось с 242 до 139 депутатских мест. На этом фоне выделялся заметный успех коммунистов, неизменно остававшихся оппозиционной силой. Число их депутатов возросло с 4 до 35. В целом же результаты выборов свидетельствовали о серьезном консервативном повороте в настроениях электората. Третий кабинет Ёсида, образованный 16 февраля 1949 г., вплоть до конца оккупационного периода опирался на прочное парламентское большинство. Важным было и то, что Ёсида своей прежней политической деятельностью в период оккупации (на постах министра иностранных дел, а затем премьер-министра) заслужил полное доверие американцев. Не случайно, как выяснилось позднее, американские спецслужбы помогали Есида Сигару (1948 г.) раскручивать «дело „Се- ва дэнко"», чтобы способствовать падению коалиционного правительства Асида и расчистить путь партии Ёсида к власти. Ёсида признавал преимущества западного демократического устройства, но не был сторонником его слепого копирования. С американскими правящими кругами его сближали неприятие социалистической идеологии, готовность в борьбе с «коммунистическим проникновением» применять «двойной стандарт», отступаясь от принципов демократии. Как политик Ёсида опирался на богатый профессиональный опыт дипломатической работы и был последовательным прагма 52» Часть L Япония в период оккупации тиком. Он предпочитал определять политический курс страны в соответствии со складывавшейся международной обстановкой, стремясь использовать ее в национальных интересах Японии. В условиях обострявшейся советско-американской конфронтации Ёсида осознанно встал на сторону США, поскольку рассчитывал извлечь из тесного сотрудничества с ними выгоды, необходимые для экономического возрождения собственной страны. В этом он видел единственно возможный путь и к восстановлению политической самостоятельности Японии. Конкретизация но- В течение 1948 г. центр тяжести усилий вой американской оккупационных властей переместился с политики в Японии институциональных и политических реформ на вопросы восстановления экономики. Стало очевидно, что обнищавшая и разрушенная Япония отнюдь не отвечает стратегическим интересам Вашингтона на Дальнем Востоке. Кроме того, помощь, которую США вынуждены были оказывать ей, ложилась довольно тяжелым бременем на плечи американских налогоплательщиков. Весной 1948 г. для изучения обстановки на месте в Японию прибыли Кеннан, известный как разработчик концепции «сдерживания», и Дрейпер, представлявшие, соответственно, госдепартамент и министерство армии. Их рекомендации были учтены в основах новой американской политики в отношении Японии, одобренных в октябре 1948 г. Советом национальной безопасности. Новый курс предполагал усиление японских полицейских сил, ограничение полномочий администрации главнокомандующего оккупационными войсками за счет их передачи правительству Японии, свертывание реформ, отказ от практики отстранения активных сторонников прежней милитаристской политики от занимаемых ими должностей, завершение судов над военными преступниками и т.п. В сфере экономики намечалось продолжить помощи Японии, но в сокращенных размерах, поощряя при этом частное предпринимательство путем снятия имевшихся ограничений для внешней торговли и восстановления промышленности, сокращения масштабов трудовых конфликтов, сдерживания инфляции и достижения сбалансированности японского государственного бюджета. В ноябре 1948 г. штаб Макартура опубликовал «три принципа рационализации» — запретить повышение заработной платы, отменить дотации, ведущие к дефициту государственного бюджета и Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 529 росту цен, добиваться разрешения проблем собственными усилиями предприятий. В развернутом виде программа экономической политики для Японии была сформулирована (с учетом мнения японского правительства) в форме «девяти принципов экономической стабилизации» — совместного заявления штаба главнокомандующего оккупационными войсками в Японии, госдепартамента и министерства армии США. План экономической стабилизации включал следующие требования («принципы»): - сбалансировать государственный бюджет; - увеличить налоговые сборы, строго пресекая уклонение от их уплаты; - объекты субсидирования ограничить предприятиями, вносящими вклад в экономическое возрождение; - стабилизировать заработную плату; - усилить ценовое регулирование, расширить его сферу; - усилить контроль над внешней торговлей и валютными операциями, передать его японской стороне; - улучшить систему распределения материалов, необходимых для расширения экспорта; - расширить производство важнейших видов местного сырья и товаров; - повысить эффективность системы поставок продовольствия. «Линия Доджа» В ДекабРе 1948 г- Макартур передал правительству Японии план экономической стабилизации, а в феврале 1949 г. для руководства его осуществлением в Японию в качестве специального посла президента Г.Трумэна прибыл банкир Д.Додж, принимавший ранее участие в проведении западногерманской денежной реформы и имевший отношение к разработке «девяти принципов» для Японии. «Линия Доджа», как стали называть мероприятия по проведению американского плана экономической стабилизации, хотя и включала в себя некоторые элементы прежней экономической политики японского правительства, существенно отличалась от нее. Она носила исключительно жесткий характер, в частности, предусматривая освобождение в течение года цен на большинство видов товаров, установление жесткого контроля Банка Японии над бюджетными расходами и денежной эмиссией, замораживание заработной платы на ряде крупных предприятий, введение единого фиксированного курса иены. Принятый кабинетом Асида план экономического возрождения, основывавшийся на концепции постадийной стабилизации, был отменен, поскольку расходился с «линией Доджа» на едино Часть 1. Япония в период оккупации временную, быструю экономическую стабилизацию путем своего рода «шоковой терапии». В соответствии с ориентирами, выдвинутыми штабом Макартура, Д.Додж настоял на разработке японским правительством государственного бюджета на 1949/50 фин. г. на принципах обязательного постатейного сбалансирования с превышением доходов над расходами. Было решительно отвергнуто правительственное субсидирование восстановления экономики, которого настойчиво домогались промышленные круги. Теперь правительство оказывало финансовую поддержку частным банкам, которым вменялось в обязанность кредитование под собственную ответственность компаний в важнейших отраслях промышленности. Формировался новый механизм японо-американских экономических отношений, который должен был уменьшить зависимость Японии от американской помощи. Начиная с сентября 1945 г., США предоставляли продовольствие, удобрения и другие товары первоочередной необходимости из фондов ГАРИОА (Правительственные ассигнования для оказания помощи на оккупированных территориях) и ЭРОА (Экономическое восстановление оккупированных территорий). По этой, действовавшей до 1951 г. включительно, линии в Японию поступило американских товаров, преимущественно продовольствия (пшеницы), на общую сумму около 2 млрд. долл. Чтобы сократить размеры американской помощи, а также повысить ее эффективность, в государственном бюджете Японии с 1949 г. вводился специальный счет возвращения долга. Средства, получаемые от продажи в Японии американских товаров, теперь не растворялись в государственном бюджете, а поступали в «эквивалентный фонд», предназначенный для долгосрочного кредитования частных предприятий под непосредственным контролем оккупационных властей. В апреле 1949 г. меморандумом главнокомандующего оккупационными войсками был установлен согласованный с японским правительством единый обменный курс иены (360 иен за 1 долл. США). Для японской промышленности того времени такой курс означал покупку сырья по высоким ценам и продажу переработанной продукции по низким, но вносил во внешнюю торговлю Японии необходимый фактор стабильности. С началом реализации плана экономической стабилизации в мае 1949 г. в Японию прибыла группа специалистов для обследования японской налоговой системы во главе с профессором Колумбийского университета К.Шоупом. Длительная и обстоятель ГлаваЗ. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 531 ная работа «миссии Шоупа» завершилась подготовкой аргументированных рекомендаций. В сентябре 1949 г. они были опубликованы и использованы при составлении дополнительного бюджета 1949 г. и бюджета 1950 г., а также в ходе налоговой реформы, осуществленной в 1950 г. Будучи звеном нового курса американской политики, работа «миссии Шоупа» имела свои отличительный черты. Она была направлена на реформирование архаичной японской налоговой системы исходя из долговременной перспективы. Главной целью разработчиков рекомендаций было достижение эффективности налогообложения. Они предлагали установить распределение налогового бремени, которое было бы справедливым по существу (одинаковый вклад в государственный бюджет при примерно одинаковых совокупных доходах от любых источников доходов — труда, собственности, предпринимательства) и именно таким, справедливым, воспринималось бы налогоплательщиками. Американские оккупационные власти были заинтересованы в том, чтобы «линия Доджа» была поддержана крупным японским капиталом. Этому способствовало осуществленное в 1949 г. смягчение антимонопольного законодательства в той его части, которая касалась образования картелей и слияния предприятий. Таким образом, США отказались от ранее поддержанного ими плана Дальневосточной комиссии, направленного на исключение чрезмерной экономической концентрации в Японии. В то же время, в марте 1949 г., «потсдамским указом» японского правительства были созданы условия для привлечения зарубежных инвестиций и предпринимательской деятельности иностранцев в Японии. В мае 1949 г. правительство США отказалось и от собственных предложений, сделанных в 1947 г. в Дальневосточной комиссии по программе «промежуточных репараций» (передача части японского производственного оборудования Китаю, Филиппинам, Индонезии и Великобритании). Оно заявило, что «изъятие дальнейших репараций серьезно угрожало бы успеху программы стабилизации Японии». «Линия Доджа», или японский вариант политики «шоковой терапии», которую Токио проводил под американским нажимом и контролем, стала тяжелым испытанием для Японии. До начала осуществления «линии Доджа», когда правительство поощряло расширение производства, стремясь мягко, поэтапно обуздать инфляцию, экономический рост шел, хотя и медленно, но непрерывно. К 1949 г. промышленное производство в Часть 1. Япония в период оккупации целом было восстановлено на 70-80% от довоенного уровня. Потребление также стало приближаться к довоенному, особенно в деревне. Принятые в соответствии с американским планом экономической стабилизации жесткие меры по сокращению расходов государственного бюджета выявили большую эффективность в сдерживании инфляции. Но эти же меры в начальный период осуществления плана стабилизации оказали негативное влияние на производственную деятельность. В 1949/50 фин. г. рост производства в обрабатывающей промышленности практически прекратился. Более всего пострадалОмашиностроение. Застой в промышленном производстве происходил как от недостатка капиталовложений, так и от неготовности японской промышленности с ее отсталыми технологиями и устаревшим производственным оборудованием вступить в жесткую конкуренцию во внешней торговле при неблагоприятных для Японии условиях единого обменного курса иены. Японии не оставалось ничего другого, как перейти на режим «затягивания поясов» — сдерживания зарплаты на прежнем низком уровне, массовых увольнений, строжайшей экономии всех ресурсов, одновременно ускоряя перестройку промышленности, и, с учетом снятия прежних ограничений во внешней торговле, ориентируя ее на производство продукции для зарубежных рынков. В мае 1949 г. путем слияния нескольких министерств и управлений было создано министерство внешней торговли и промышленности, призванное добиваться органичного взаимодействия внутренней промышленности и внешнеторговой политики. В сентябре 1949 г. кабинет Ёсида принял курс «рационализации промышленности», главной целью которого было сближение внутренних и мировых цен на японскую продукцию. Правительство брало на себя задачу создать благоприятные условия для проявления инициативы, творчества и умения частных предпринимателей, активно содействовать повышению производительности труда и внедрению передовой техники и технологии. Социальные послед- Американская помощь в восстановле-ствия плана экономи- нии донской экономики сопровожда-ческой стабилизации лась требованием к правительству Япо- нии добиваться преодоления многих «препятствий, связанных с расточительными политическими конфликтами, несправедливой борьбой рабочего класса и разрушительными идеологическими давлениями». «Это потребует, — писал генерал Макартур, излагая „план экономической стабилиза Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-1952) 533 ции", — перестройки мышления и действий японцев, усиления режима экономии во всех отраслях жизни и временного отказа от некоторых привилегий и свобод, присущих свободному обществу». Кабинет Ёсида действовал в духе указаний главнокомандующего оккупационными войсками. По его инициативе парламент, невзирая на возражения депутатов от СПЯ, КПЯ и Рабоче-крестьянской партии, принял законодательные акты, переводившие на постоянную основу некоторые временные, введенные ранее, ограничения прав работников учреждений и предприятий государственного и коммунального секторов на коллективную защиту их интересов. В мае 1949 г. был пересмотрен закон о профсоюзах, принятый в 1946 г. Этот шаг был предпринят для того, чтобы воспрепятствовать политизации профсоюзного движения, привить «деловой унионизм американского типа», исключить договорную практику и правовые нормы, мешавшие подъему производства и повышению его эффективности. На ограничение конституционных политических прав был нацелен «потсдамский» указ правительства «о контроле над организациями» (апрель 1949 г.). Политические организации были обязаны представлять списки своих членов, сведения об идеологическом и политическом направлении деятельности, они могли быть распущены приказом начальника юридического управления кабинета министров. Формально указ предназначался для сдерживания правых и левых радикалов, а фактически был направлен против компартии и организаций, находившихся в сфере ее влияния. С того же времени прекратилась практика отстранения от должностей и запретов на политическую и общественную деятельность для лиц, активно участвовавших в годы войны в проведении милитаристской политики. Началась их реабилитация в созданной штабом Макартура апелляционной комиссии (в начале 1951 г. ее функции были переданы японским властям). Экономическая стабилизация по американскому плану, предполагавшая неизбежную консервацию бедности значительной части трудящихся, вызвала сопротивление японских профсоюзов. Главным организатором акций протеста, особенно в связи с массовыми увольнениями на государственных железных дорогах, начавшимися в 1949 г., стал Всеяпонский конгресс производственных профсоюзов, в руководстве которым продолжали главенствовать коммунисты. Японская федерация профсоюзов также выражала протест по поводу сокращения рабочих мест, урезания зарплаты, ухудшения Других условий труда, но стремилась отмеже Часть 1. Япония в период оккупации ваться от имевших откровенно политическую окраску массовых выступлений, к которым призывали коммунисты. Внутри Всеяпонского конгресса производственных профсоюзов также было немало противников засилья коммунистов в его руководстве, и они начали объединяться в Лигу за демократизацию профсоюзов. В результате жесткой и последовательной реализации «линии Доджа-Шоупа» в течение одного года в Японии была достигнута финансовая стабилизация; денежная эмиссия была практически прекращена, инфляция подавлена, большинство цен либерализовано, и введен единый обменный курс иены. Обратной стороной такой политики стало падение производства в ряде отраслей, рост безработицы и числа банкротств предприятий, однако втянуться в глубокую депрессию японской экономике «помешала» начавшаяся в июне 1950 г. корейская война. Война в Корее и Япония Развитие корей- В конце 40-х годов правящие круги США по-ского кризиса терпели серьезное поражение на азиатском континенте. В Китае гражданская война между сторонниками коммунистической партии и получавшим американскую поддержку гоминдановским правительством завершилась победой коммунистов. 1 октября 1949 г. в Пекине было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Гоминдановцы смогли сохранить свою власть лишь на территории Тайваня, бывшей японской колонии. 14 февраля 1950 г. между СССР и КНР был заключен Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Попытки США помешать советско-китайскому сближению, в котором они видели угрозу американским национальным интересам, остались безрезультатными. Одновременно происходил рост напряженности на Корейском п-ове. После того, как СССР и США в ходе войны против Японии ввели свои войска, соответственно, в северную и южную части Кореи, обе державы, исходя из собственных политических и стратегических интересов, содействовали тому, чтобы там фактически образовались два государства с разными социально-экономическими и политическими системами. Граница между ними по 38-й параллели разъединила корейскую нацию. Руководство обоих корейских государств, спекулируя на стремлении нации к воссоединению, выдвигало заведомо неприемлемые друг для друга предложения об «объединении», что вело лишь к нагнетанию напряженности. Обе стороны прибегали к уг- Глава 3. «Обратный курс» в политике оккупации (1948-195$ розам применения силы. В накалившейся обстановке ц провокаций вспыхнула полномасштабная война. аимнь. Начавшееся 25 июня 1950 г. наступление войск КНДР по линии границы на третий день привело к захвату Сеу,ц гт ь экстренно организовали международное осуждение «севе" V ской агрессии» и добились оказания прямой военной щ ной из воюющих сторон — Южной Корее — под флагом OQj Непосредственными участниками сражений на КорейСком ове на стороне Юга стали американские войска (участие Ч стран в «войсках ООН» было незначительным), а нескодРѴ же на стороне Севера — китайские. КНДР получала рщ ЛП°Ѵ ную военную помощь от Советского Союза. Война грозщ -\ за пределы Кореи. Генерал Макартур, на которого былов ВЫИтк но общее руководство американски- злож ми войсками, участвовавшими в корейской войне, публично требовал от правительства США приступить к бомбардировкам Китая и применить ядерное оружие. Дальнейшая эскалация войны могла привести к превращению ее из локальной в мировую. Осознание этого привело противоборствующие стороны за стол переговоров о мирном урегулировании. Президент США Г.Трумэн 11 апреля 1951 г. вынужден был заменить Мак-артура на посту главнокомандующего. Длительные и трудные переговоры завершились подписанием 27 июля 1953 г. соглашения о перемирии.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |