Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История всемирной литературы 97 страница. При всем при том XVIII в




При всем при том XVIII в. существенно способствовал вовлечению стран мира в единый исторический процесс, однако неравномерность их развития не только сохранилась, но и усилилась в XVIII в.

Вклад европейского, или точнее, европо-американского, XVIII в. в мировую культуру был огромным. Этот вклад был прежде всего связан со всем комплексом передовых идей, воплощенных в художественном творчестве писателей-просветителей. Литература Просвещения не только способствовала обогащению духовного мира современников, — были созданы художественные ценности, составляющие и в наше время весомую составную часть великого наследия человеческой культуры.

Существует вместе с тем преемственная связь между идеями Просвещения и передовой идеологией нового века. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Святом семействе» отмечали: «Не требуется большой остроты ума, чтобы усмотреть необходимую связь между учением материализма о прирожденной склонности людей к добру и равенстве их умственных способностей, о всемогуществе опыта, привычки, воспитания, о влиянии внешних обстоятельств на человека, о высоком значении промышленности, о правомерности наслаждения и т. д., — и коммунизмом и социализмом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 145—146).

Историческое значение приобрели и те процессы, которые происходили в развитии европейской идеологии на исходе века Просвещения. По словам Ф. Энгельса, XVIII в. (в Европе) «не разрешил великой противоположности, издавна занимавшей историю и заполнявшей ее своим развитием, а именно: противоположности субстанции и субъекта, природы и духа, необходимости и свободы; но он противопоставил друг другу обе стороны противоположности во всей их остроте и полноте развития и тем самым сделал необходимым уничтожение этой противоположности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 600).

Какими бы ни были определяющими метафизические моменты в идеологии Просвещения, безостановочно шел процесс накопления новых элементов, подготавливавших преодоление, снятие этой метафизики.

Перечисляя круги в философии от античности до Маркса, В. И. Ленин так обозначает круг, связанный с переходом от XVIII в. к XIX: «Гольбах — Гегель (через Беркли, Юм, Кант)» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 321).

Но едва ли не раньше путь к всестороннему диалектическому познанию прокладывает художественная

656

литература. Речь идет не столько о том, что диалектические прозрения были запечатлены в живых образах. Эти прозрения составляли органическую часть самого художественного мышления. Именно в этом контексте следует оценивать слова Ф. Энгельса в «Анти-Дюринге» о диалектике Дидро и Руссо и указание на диалектику в «Фаусте» Гёте в «Людвиге Фейербахе».

Диалектический ход мыслей проявляется у Руссо в его знаменитых трактатах, но не менее значимо умение видеть жизнь в ее кричащих противоречиях, как оно отразилось в художественной прозе Руссо, в частности, в его сентиментальном романе.

Нередко понятие сентиментализма ограничивают характеристикой его как искусства, в основе которого лежит изображение чувств. На этом основании наряду с классическими произведениями европейской литературы к нему относят, например, книги некоторых восточных авторов, которые в XVIII в. также описывали человеческие чувства. Но чувство изображалось в искусстве разных эпох. В сентиментализме же оно является не просто предметом изображения или темой — оно провозглашается определяющим критерием в оценке человеческого характера. Наконец, — и это особенно важно для оценки итогов XVIII столетия, — эпохальным завоеванием европейского сентиментализма в лице его ведущих мастеров — Стерна, Руссо, молодого Гёте — явилось новаторское изображение человеческого характера как арены битвы противоречивых тенденций, в сложном соотношении с понятиями добра и зла.

Р. Роллан отмечал у Руссо «острое чувство динамизма, греческого «все течет», и этот динамизм, составляющий такой резкий контраст со статическим рационализмом прошлого, вплотную подводит современную мысль к гетевскому «stirb und werde!» («Умри, чтобы возродиться!»).

Важным итогом восемнадцатого столетия явился стремительный подъем российского государства. Реформы Петра I вывели Россию из средневекового состояния, создали мощный импульс для формирования светской культуры, а во второй половине века русская литература стала органической частью литературы европейского Просвещения.

В восемнадцатом веке были заложены основы русской культуры Нового времени. Великие свершения русских писателей XIX в. были подготовлены художественным опытом всего Просвещения — новаторством поэзии Державина, прозы Карамзина, общественным пафосом книги Радищева и, не в последнюю очередь, всеми завоеваниями европейской мысли и литературы XVIII в. И когда Ф. М. Достоевский, сам оказавший огромное влияние на мировую литературу, подводил итоги стремительного развития русской литературы в XIX в., он не преминул вспомнить о традициях европейского XVIII в., а о Шиллере сказал, что он «в душу русскую всосался».

Это творческое взаимодействие литературы в XIX в. было во многом предвосхищено веком предшествующим. И хотя идея мировой литературы впервые выдвинута Гете в 1827 г., она была подготовлена не только идейными процессами всей послереволюционной эпохи (и прежде всего эстетическими исканиями романтиков), но и усилиями ряда мыслителей XVIII в. — от Вико до Гердера. И потому уже на рубеже XVIII—XIX вв. в европейской эстетике начало складываться представление о единстве мирового литературного процесса, хотя сведения о множестве литератур, развивавшихся за пределами Европы, были еще скудными и отрывочными. Те общие черты и тенденции, которые ныне, глядя из XX в., можно установить, например, между отдельными жанрами европейских литератур и литератур Восточной Азии в XVIII в., разумеется, еще не были открыты современниками, но они реально существовали, предвосхищая будущее единство многих и разных литератур народов мира.

Европейский XVIII век завершается не только политической революцией, но и революцией литературной. Романтики взрывают эстетические платформы, на которых держалась литература Просвещения.

Романтикам нельзя отказать во многих гениальных догадках и прозрениях, позволявших им диалектически снимать противоречия идеологии Просвещения. Тем самым они начинают новый этап в художественном развитии человечества.

Смена художественных этапов на рубеже двух веков, новые эстетические открытия, уже заявленные ранними романтиками в последнее десятилетие XVIII в. и реализованные в первой половине XIX в., еще более углубляют неравномерность в развитии мирового искусства.

В большинстве литератур стран Востока и в конце XVIII в. не происходит никаких качественных сдвигов — первая половина XIX в. здесь составляет одну эпоху с XVIII в. и даже второй половиной XVII в.

Но диалектика исторического развития сказалась и в том, что если, с одной стороны, отдельные европейские и одна страна в Америке (США) в XVIII в. стремительно вырвались вперед, углубив неравномерность развития, то вместе с тем новая идеология, которая в них сложилась, явится той организующей силой, что

657

спустя столетие ускорит развитие большинства отсталых районов мира.

В 1785 г., за четыре года до революции, французский художник Луи Давид выставил картину иа сюжет древнеримской легенды — «Клятва Горациев». Старик Гораций вручает своим сыновьям мечи — они же клянутся на них до победного конца сражаться за честь родины. И, подобно старику Горацию, восемнадцатый век как боевые мечи вручал свои идеи последующим векам.

Известны слова В. И. Ленина о том, что на долю XIX в. выпала задача доделывать по частям то, что начали французские революционеры (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 307).

Само собой разумеется, что несоотносимость между собой стадий развития литератур в разных странах и художественная значимость произведений, созданных в эту эпоху, в том числе и в странах, отстававших в своем общественном развитии, — это разные вопросы.

В сокровищницу мировой культуры вошли «Робинзон Крузо» и «Фауст», лирика Бернса и стихи Хо Суан Хыонг, «Разбойники» Шиллера и «Гонец в преисподнюю» Тикамацу, «Сон в красном тереме» Цао Сюэ-циня, «Бедная Лиза» Карамзина.

Опыт европейского Просвещения XVIII в. не только не утрачивал своего значения, но был творчески осмыслен во многих странах в разных регионах мира. Просветительское движение в большинстве стран Востока в последние десятилетия XIX в. и в начале XX в., разумеется, развивалось исходя из тех задач, которые стояли перед каждой отдельной страной на новом этапе ее развития. Но даже если просветительская литература в той или иной стране не испытывала непосредственного влияния Дефо или Вольтера, Стерна или Шиллера, возможны типологически сходные явления в литературе — жанровая структура, герои — носители передовых идей эпохи, тот пафос перемен в самых разных сферах жизни, которым ознаменовано «прощание с прошлым», освобождение от догм Средневековья и формирование нового мышления. Более того, в XX в. в ряде литератур Востока впервые становятся достоянием читателей имена ряда мыслителей XVIII в. (в Японии, Корее), которые далеко опережали свое время, а смелость и неординарность их идей не могли найти признания у современников, да и цензурные условия не позволяли выйти на встречу с тогдашними читателями.

Итак, литература Просвещения, обстоятельно раскрытая в главах, посвященных литературам Западной Европы, а также в ряде глав в разделе Восточной Европы (посвященных прежде всего России и Польше), не только важный этап в развитии литературы этих стран, но несет в себе во многом типологический смысл как одно из явных проявлений той идеологии и художественной системы, лучшие признаки которой просматриваются в литературах разных регионов на разных этапах их развития.

И как бы ни были различны идейные и художественные позиции, на которых стояли авторы этих книг, их сближало критическое отношение к догмам Средневековья, социальному неравенству, к тем моральным и юридическим установлениям, которые тормозили развитие человеческой личности.

Одни из этих идей уже обозначали собой наступление нового времени, отражая революционный переворот и в положении и в сознании людей, другие лишь отдаленно подготавливали наступление новой эпохи.

Но, отражая разные стадии исторического развития, эти и многие другие творения — крупный шаг в художественном развитии мировой культуры.

 

658

БИБЛИОГРАФИЯ

Библиография к пятому тому «Истории всемирной литературы» построена по единым принципам, принятым для издания в целом.

Библиография повторяет структуру тома, иерархию его разделов, глав и параграфов. Однако здесь сделаны некоторые отступления от этого правила. Так, в том случае, если творчество какого-либо очень крупного писателя (например, Вольтера, Гете, Шиллера) рассматривается в нескольких параграфах тома, перечень посвященной ему научной литературы дается один раз. Если творчество какого-либо писателя четко различается по жанровому принципу и рассматривается в разных параграфах (и это находит отражение и в научной литературе), то перечень соответствующих работ также группируется в соответствии со структурой тома. Выделена без особой рубрикации научная литература, специально посвященная «Фаусту» Гете. Некоторые отступления от структуры тома сделаны также в построении библиографии по истории русской литературы и некоторых других литератур (введены дополнительные рубрики, иногда, напротив, несколько рубрик объединено в одну и т. д.); все это должно облегчить пользование библиографией.

Следует учитывать, что пятый том «Истории всемирной литературы» охватывает XVIII век, который для многих стран был очень значительным периодом в их культурной истории — эпохой Просвещения. Научная литература, посвященная этой эпохе, поистине необозрима. Это заставило составителей библиографии производить очень строгий отбор. Предпочтение отдавалось обобщающим, концептуальным работам, оснащенным к тому же солидным справочным аппаратом. В целях экономии места более решительно, чем в предыдущих томах, исключались ссылки на ранее упомянутые научные издания (справочники, общие истории отдельных литератур и т. п.) Обращение к библиографии пятого тома предполагает знакомство с библиографиями предшествующих томов.

Библиография составлена Научно-библиографическим отделом Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы под наблюдением В. П. Алексеева и В. Т. Данченко — по литературам зарубежных стран и по общей библиографии к тому (в этой работе принимали участие Г. М. Агеева, В. П. Алексеев, Т. В. Балашова, С. Я. Белоусов, А. А. Волгина, Е. Ю. Гениева, В. Г. Гинько, И. К. Глаголева, Н. Л. Глазкова, М. А. Горшкова, В. Т. Данченко, О. В. Емельянова, Б. А. Ерхов, А. М. Кайгородов, И. Л. Курант, Г. И. Лещинская, М. В. Линдстрем, Л. П. Лихачева, Н. И. Лопатина, И. Ю. Мельникова, Б. М. Парчевская, Г. С. Пещериков, Ю. А. Рознатовская, А. С. Райтенбурд, Н. А. Толмачев, Е. Б. Туева); В. Б. Черкасским — по русской литературе; институтами литературы и языка академий наук Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Белорусской ССР, Грузинской ССР, Казахской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Украинской ССР, Эстонской ССР под редакцией В. Б. Черкасского — по литературам народов СССР.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ
МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

Маркс К. Введение: (Из зкономических рукописей 1857—1858 годов). — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 709—710.

Маркс К. Капитал. Т. 1. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 86—87, 367.

Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 296—297.

К. Маркс — Ф. Лассалю, 28 апр. 1862 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 30, с. 512.

К. Маркс — Ф. Энгельсу, 15 апр. 1869 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 32, с. 242.

Маркс К. Философский манифест исторической школы права. — Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т. 1, с. 85—88.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч. 2-е изд., т. 3, с. 409—414.

Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. — Соч. 2-е изд., т. 2, с. 144—148.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 16—17, 19—20, 143—145, 267—268.

Энгельс Ф. Введение к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке». — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 310—311.

Энгельс Ф. Из подготовительных работ к «Анти-Дюрингу». — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 636—637.

Ф. Энгельс — К. Каутскому, 20 сент. 1884 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 36, с. 181.

Ф. Энгельс — К. Марксу, 19 нояб. 1869 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 32, с. 319.

Энгельс Ф. Какое дело рабочему классу до Польши? — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 164—165.

659

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 277, 287, 289, 290.

Энгельс Ф. Материалы по истории Франции и Германии. — Арх. Маркса и Энгельса. М., 1948, т. 10, с. 345—348.

Энгельс Ф. Немецкий социализм в стихах и прозе. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 223—248.

Энгельс Ф. Речь Луи Блана на банкете в Дижоне. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 385—386.

Энгельс Ф. Рукописи по истории Англии и Ирландии. — Арх. Маркса и Энгельса. М., 1948, т. 10, с. 216, 218, 219.

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — Полн. собр. соч., т. 18 (Дж. Беркли, П. А. Д. Гольбах, Ж. Л. Даламбер, Д. Дидро, И. Кант, Э. Б. Кондильяк, И. Г. Фихте, Д. Юм).

Ленин В. И. Можно ли запугать рабочий класс «якобинством»? — Полн. собр. соч., т. 32, с. 374.

Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся. — Полн. собр. соч., т. 2, с. 519—520, 541.

РАБОТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

История зарубежной литературы XVIII века: Страны Европы и США: Учеб. для вузов / Под ред. В. П. Неустроева. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1984.

Проблемы Просвещения в мировой литературе. — М., 1970.

Русская культура XVIII века и западноевропейские литературы / Отв. ред. М. П. Алексеев. — Л., 1980.

Русский и западноевропейский классицизм: Проза / Отв. ред. А. С. Курилов. — М., 1982.

Эпоха Просвещения: Из истории междунар. связей рус. лит. Отв. ред. М. П. Алексеев. — Л., 1967.

Aspects of the eighteenth century / Ed. E. R. Wasserman. — Baltimore, 1965.

Nicolson H. The age of reason (1700—1789). — L., 1960.

Palmer R. R. The age of the democratic revolution: A political history of Europe and America, 1760—1800. — Princeton (N.J.), 1959.

Rostworowski E. Historia powszechna, wiek XVIII. — W-wa, 1977.

Studies in eighteenth-century culture: Proc. the Amer. soc. for eighteenth-century studies. — Cleveland; L., 1971.

Studies on Voltaire and the eighteenth-century. Vol. 1 —. — Genève, 1955. —. Изд. продолжается.

I. ЛИТЕРАТУРЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

ОБЩИЕ РАБОТЫ

Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII—XVIII вв. — М., 1978.

Бахмутский В. Я. и др. История зарубежной литературы XVIII века. — М., 1967.

Гетнер Г. История всеобщей литературы XVIII века. — Спб., 1896—1897. Т. 1—3.

Западноевропейская художественная культура XVIII века. — М., 1980.

Кагарлицкий Ю. И. Западноевропейский театр эпохи Просвещения в оценке русской и советской критики (1870—1930-е годы). — М., 1976.

Ливанова Т. Н. Западноевропейская музыка XVII—XVIII веков в ряду искусств. — М., 1977.

Реализм XVIII века на Западе: Сб. ст. / Под ред. Ф. П. Шиллера. — М., 1936.

Современные зарубежные исследования по литературе XVII—XVIII веков: Сб. обзоров. — М., 1981. Вып. 2.

Соколянский М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: Проблемы типологии. — Киев; Одесса, 1983.

Тураев С. В. Введение в западноевропейскую литературу XVIII века. — М., 1962.

Тураев С. В. От просвещения к романтизму: Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевр. лит. конца XVIII — начала XIX в. — М., 1983.

Apollonio M. Storia del teatro: Il Seicento e il Settecento. — Torino, 1962.

Black F. G. The epistolary novel in the late eighteenth-Century: A descriptive and bibliographical study. — Eugene (Ore.), 1940.

Brenner P. J. Die Krise der Selbstbehauptung: Subjekt und Wirklichkeit im Roman der Aufklärung. — Tübingen, 1981.

Brissenden R. F. Virtue in distress: Studies in the novel of sentiment from Richardson to Sade. — L., Basingstoke, 1974.

Călinescu M. Clasicismul european. — Buc., 1971.

Chaunu P. La civilisation de l’Europe des Lumierès. — P., 1971.

Dédéyan Ch. Jean-Jacques Rousseau et la sensibilité littéraire à la fin du XVIIIe siècle. — P., 1966.

Dieckmann H. Studien zur europäischen Aufklärung. — München, 1974.

Dix-huitième siecle: Revue annuelle publ. par la Société Française d’Étude du 18e siècle. — P., 1969. Vol. 1. — Изд. продолжается.

Durant W., Durant A. The age of Voltaire: A history of civilization in Western Europe from 1715 to 1756, with special emphasis on the conflict between religion and philosophy. — N. Y., 1965.

Durant W., Durant A. Rousseau and Revolution: A history of civilization in France, England and Germany from 1756 and in the remainder of Europe from 1715 to 1789. — N. Y., 1967.

Europäische Aufklärung / Hrsg. V. J. von Stackelberg, R. Baader et al. — Wiesbaden, 1980.

Folkierski W. Entre le classicisme et le romantisme: Étude sur l’esthétique et les esthéticiens du XVIIIe siècle. — Cracovie; P., 1925.

Gockel H. Mythos und Poesie: Zum Mythosbegriff in Aufklärung und Frühromantik. — Frankfurt a. M., 1981.

Gove P. B. The imaginary voyage in prose fiction: A history of its criticism and a guide for its study. — L., 1961.

Hautecour L. Rome et la renaissance de 1’antiquité à la fin du XVIIIe siècle. — P., 1912.

Hazard P. La pensée européenne du XVIIIe siècle de Montesquieu á Lessing. — P., 1946.

Hinck W. Europäische Aufklärung. T. 1. — Frankfurt a. M., 1974.

Literatur im Epochenumbruch: Funktionen europäischer Literaturen im 18. und beginnen den 19. Jahrhundert / Hrsg. G. Klotz et. al. — В.; Weimar, 1977.

Literaturgeschichte als geschichtlicher Auftrag: In memoriam W. Krauss / Hrsg. H. Scheel. — В., 1978.

Lezioni sull’illuminismo: Atti del Seminario di studi organizzato dalla Provincia di Reggio Emilia ott. 1978 — febr. 1979 / Introd. di P. Rossi. — Milano, 1980.

Mc Nutt D. J. The eighteenth-century gothic novel:

660

an annotated bibliography of criticism and sel. texts. — Folkestone (Ky.), 1975.

Munteanu R. Cultura europeană în epoca luminilor: In 2 vol. — Buc., 1981.

Munteanu R. Literatura europeană în epoca luminilor: Iluminism, preromantism, Sturm und Drang, neoumanismul german. — Buc., 1971.

Neue Beiträge zur Literatur der Aufklärung. — B., 1964.

Noel T. Theories of the fable in the eighteenth century. — N. Y.; L., 1975.

Olteanu T. Morfologia romanului european în secolul al XVIII-lea. — Buc., 1974.

Le préromantisme; hypothèque ou hypothèse? / Actes du colloque étab. et pres, par P. Viallaneix. — P., 1975.

Rèau L. L’Europe française au siècle des lumières. — P., 1938.

Robertson J. B. Studies in the genesis of romantic theory in the eighteenth century. — N. Y., 1962.

Roman et lumières au XVIIIe siècle. — P., 1970.

Roth S. Aventure et aventuriers au dix-huitiame siècle: Eissai de sociologie littéraire: En 2 vol. — Lille, 1980.

Schmidt E. Richardson, Rousseau und Goethe: Ein Beitrag zur Geschichte des Romans im 18 Jahrhundert. — Jena, 1924.

Studies in eighteenth-century culture. — Cleveland; L., 1971. Vol. 1—. Изд. продолжается.

Studies in eighteenth-century literature / Ed. M. J. Szenczi, L. Ferenczi. — Bp, 1974.

Le Tournant du siècle des Lumières. 1760—1820: Les genres en vers des Lumières au romantisme / Sous la dir. de G. M. Vajda. — Bp., 1982.

Valjavec F. Geschichte der abendländischen Aufklärung. — Wien; München, 1961.

Van Tieghem P. Le préromantisme: Études d’histoire littéraire européenne: En 3 vol. — P., 1946—1948.

Van Tieghem P. Le sentiment de la nature dans le préromantisme européen. — P., 1960.

Глава первая

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОБЩИЕ РАБОТЫ

Cordasco F. Eighteenth century bibliographies. — Methuen (N. Y.), 1970.

*

Алексеев М. П. Русско-английские литературные связи (XVIII век — первая половина XIX века). — М., 1982.

Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. — М., 1966.

Зайченко Г. А. Джон Локк. — М., 1973.

Из истории демократической литературы в Англии XVIII—XX веков / Под ред. М. П. Алексеева. — Л., 1955.

История английской литературы. — М.; Л., 1945. Т. 1, вып. 2.

Нарский И. С. Философия Джона Локка. — М., 1960.

Battestin M. C. The providence of wit. Aspects of form in Augustan literature and the arts. — Oxford, 1974.

Béranger F. Les hommes de lettres et la politique en Angleterre de la révolution de 1688 à la mort de George Ier. — Bordeaux, 1968.

Bronson B. H. Facets of the Enlightenment: Studies in English literature and its contexts. — Berkeley; Los Angeles, 1968.

Cox S. D. «The stranger within thee»: concepts of the self in late-eighteenth-century literature. — Pittsburgh, 1980.

Daiches D. A critical history of English literature: In 3 vol. Vol. 3 The Restoration to 1800. — L., 1975.

The eighteenth century. / Ed. P. Rogers. — L., 1978.

Fussell P. The rhetorical world of Augustan humanism: Ethics and imagery from Swift to Burke. — L., 1965.

Guikhamot L. The sincere ideal: Studies on sincerity in eighteenth-century English literature. — Montreal; L., 1974.

Leavis Q. D. Fiction and the reathing public. — L., 1939.

Müllenbrock H.-F. Literatur des 18. Jahrhunderts. — Düsseldorf, 1977.

Oliphant M. The literary history of England in the end of the eighteenth and beginning of the nineteenth century: In 2 vol. — N. Y., 1886.

Paulson R. Popular and polite art in the age of Hogarth and Fielding. — Notre Dame, 1979.

Quintana R. Two Augustants: John Locke, Jonathan Swift. — Madison (Wis.), 1978.

Scott W. Lives of the novelists. / introd. A. Dobson. — L., 1906.

Sherburne G. A literary history of England. Vol. 3. The Restoration and eighteenth century (1660—1789). — N. Y., 1948.

Spacks P. A. M. Imagining a self: Autobiogr. and novel in eighteenth-century England. — Cambridge (Mass.), 1976.

Stephen L. English literature and society in the Eighteenth Century. — L., 1940.

Studies in the literature of the Augustan age. / Ed. R. C. Boys. — N. Y., 1966.

Sutherland F. English satire. — L.; N. Y., 1958.

Ward A. W., Waller A. R. The Cambridge history of English literature: In 15 vol. Vol. 9, 10. — Cambridge, 1932.

Watt I. The rise of the novel: Studies in Defoe, Richardson and Fielding. — L., 1957.

Wolff E. Shaftesbury und Bedeutung für die englische Literatur des 18. Jhs. — Tübingen, 1960.

НРАВООПИСАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Лазурский В. Ф. Сатирико-нравоучительные журналы Стиля и Аддисона. — Одесса, 1909—1916. Т. 1—2.

Alkon P. K. Samuel Johnson and moral discipline. — Evanstone, 1967.

Bailey J. Dr. Johnson and his circle. — L., 1937.

Bate W. J. Samuel Johnson. — N. Y.; L., 1979.

Bloom E. A. Samuel Johnson in Grubstreet. — Providence, 1957.

Boswell J. Boswell’s life of Samuel Johnson. — N. Y., 1931.

Connely W. Sir Richard Steele. — Port Wash., 1967.

Courthope W. J. Addison. — N. Y., 1902.

Damrosch L. Samuel Johnson and the tragic sense. — Princeton, 1972.

Dobson A. Richard Steele. — L., 1888.

Elioseff L. A. The cultural milieu of Addison’s literary criticism — Austin, 1963

Golden M. The self observed. Swift, Johnson, Wordsworth. — Baltimore, 1972.

Goldgar B. A. The curse of party: Swift’s relations with Addison and Steele. — Lincoln, 1961.

Graham W. English literary periodicals. — N. Y. 1930.

Greene D. Samuel Johnson. — N. Y., 1970.

Hagstrum J. H. Samuel Johnson’s literary criticism. — Chicago; L., 1968.

Johnson: The critical heritage / Ed. J. T. Boulton. — L., 1971.

Lannering J. Studies in the prose style of Joseph Addison. — Upsala, 1951.

Macaulay T. B. Life and writings of Addison / Ed. W. P. Trent. — Boston, 1896.

Macaulay T. B. The life of Johnson / Ed. S. L. Garrison. — N. Y., 1923.

661

McIntosh C. The choice of the Samuel Johnson and the world of Fiction. — New Haven; L., 1973.

Marr G. The periodical essayists of the eighteenth century. — L., 1923.

Rogers P. Grub street: studies in a subculture. — L., 1972.

Segar M. G. Essays from eighteenth-century periodicals. — L., 1947.

Sinko L. «Monitor» wobec angielskiego «Spectatora». — Wrocław, 1956.

Spector R. D. English literary periodicals and the climate of opinion during the Seven Years’ War. — The Hague, 1966.

Stephen L. Samuel Johnson. — L., 1880.

Studies in the early English periodical / Ed. R. P. Bond. — Chapell Hill, 1957.

Wain J. Samuel Johnson. — N. Y., 1975.

СВИФТ И ДРУГИЕ САТИРИКИ

Васильева Т. Н. Английская сатирическая поэзия XVIII в., 1760—1800. — Кишинев, 1981.

Дубашинский И. А. Памфлеты Свифта. — Рига, 1968.

Дубашинский И. А. «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. — М., 1969.

Левидов М. Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. — М., 1964.

Муравьев В. С. Путешествие с Гулливером. (1699—1970). — М., 1972.

Урнов Д. М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев. — М., 1973.

Alexander Pope / Ed. P. Dixon. — L., 1972.

The art of Jonathan Swift / Ed. C. T. Probyn. — L., 1978.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.144 сек.