Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 5 страница. Саргон по своему происхождению семит, первый семитский правитель, который имел статус царя




Саргон по своему происхождению семит, первый семитский правитель, который имел статус царя. Он был человеком незнатного происхождения, и само его имя, а правильно не Саргон, а Шаррукен, означает “истинный царь”. Имя давалось человеку неслучайно, это тронное имя, он его получил после воцарения, и оно подтверждало легитимность царя. О происхождении Саргона была создана легенда (трудно сказать в какой степени ей можно доверять) [полезная ссылка - http://ulenspiegel.od.ua/skazanija-o-sargone - О.С.]: матерью Саргона была безбрачная жрица, а отцом простой человек из маленького городка … (?) Естественно, что безбрачная жрица, которая родила, могла быть катастрофой для города. Если бы её поймали с ребёнком, её бы, по правилам того времени, просто утопили. Есть другая версия, что она была не совсем безбрачная, а ей дозволялось иметь ребёнка в результате обряда “священного брака”, который происходил раз в год, но она мало правдоподобна (это скорее всего была случайная связь). Таким образом, матери Саргона, имени которой мы не знаем, пришлось спасать себя и ребёнка. Она посадила его в корзинку и пустила по Евфрату (то есть, скорее всего, легенда о Моисее, которая была гораздо позже, была списана с легенды о Саргоне). Корзинку подобрал царский водонос, которого звали Акка, он воспитал Саргона, и мальчик начал служить при дворе в городе Кише. Когда будущий Саргон стал юношей, в него влюбилась прекрасная богиня Инанна, которая сказала, что если он станет её мужем, она даст ему власть. И он согласился. После обряда “священного брака” с этой богиней, он объявил её покровительницей всей своей будущей династии. Так как во время обряда “священного брака” роль богини играла верховная жрица, вполне возможно, что в него влюбилась какая-то жрица, пообещала ему власть, и он в союзе с этой жрицей устроил мятеж, схватил законного кишского царя, сверг его, а это уже исторический факт, и провозгласил себя начальником армии, после чего началось его триумфальное восхождение к власти. Это была, конечно, легенда, но значительная, так как ни о ком из предыдущих шумерских правителей так не рассказывали. Итак, он победил Лугальзагеси, был специально призван в Нипур и дальше на протяжении 25 лет проводил реформы, государственную, военную, календарную, которые затронули даже такую область духовной культуры как искусство. Реформа Саргона – это одна из самых значительных реформаторских эпох в истории Древнего мира.

 

8. Реформы Саргона

Когда он пришёл к власти, он увидел, что мешало предыдущим шумерским правителям организовывать население своих городов и бороться со взятками – горизонтальная клановая структура – все были родственниками. Для того, чтобы изменить положение дел, нужно было изменить вертикаль власти. И Саргон – первый, кто это делает. Он отменяет горизонтальные клановые связи, и вводит вертикальную связь начальник-подчинённый. А что для этого делать? Нужно, чтобы на государственных постах работали люди разных национальностей, которые не являются родственниками, чтобы разбить родственные привязанности. При Саргоне выдвигается большое количество семитов и людей с восточных гор, и эламитов, и т.д. Он берёт на службу всех, и его государственный аппарат, становится полностью вертикальным. Он каждый год назначает своих специальных царских чиновников, создаёт бюрократическую систему, которая подчиняется ему напрямую, объединяет все местные царские суды в один царский суд, делает первую столицу государства (до этого у шумеров никогда не было столицы) – город Аккад, где помещает главную канцелярию. Затем он превращает городские ополчения в регулярно действующую армию, которая получает довольствие непосредственно из царской казны. Он поощряет развитие торговли, ростовщичества, при нём появляются первые случаи, когда деньги хранятся в чём-то типа современных банков (люди приносили денежные суммы и хранили там, но, в отличии от сегодняшних банков, они их получали обратно без процентов).

Несмотря на покровительство людей разных национальностей. На главные посты храмов (посты главных жриц), Саргон назначает своих дочерей, а их у него было очень много, потому что у него был гарем, у него были дети от разных браков, с разными иноземными принцессами. Это были очень удобные места для разведчика (она могла писать донесения, о том, что происходит в городе), и все прекрасно понимали, что какой-нибудь город находится под негласным контролем дочери Саргона.

Кроме того, он провёл календарную реформу. Дело в том, что в каждом шумерском городе существовал свой календарь. Новый год везде начинался примерно одинаково – в конце марта-начале апреля, но месяцы назывались по-разному и шли в разное время. Саргон это всё упорядочил, ввёл согласование местных календарей по эталонному календарю из города Ниппур. Точно так же Саргон поступил с системой мер и весов. При нём были введены гири стандартного размера, установлена единая плата в серебре и в зерне ячменя, установились расценки, в частности цены на рабов окончательно установились при Саргоне. Он поощрял свободную коммерцию, которой раньше не было, так как торговые агенты торговали от храмов (теперь появились свободные торговцы). Он поощрял куплю-продажу земли, садов, полей.

При нём колоссально выросла роль личности, индивидуума в истории, и у нас есть одно свидетельство, которое это подтверждает: мы не знаем, как выглядели шумерские цари до Саргона, потому что до него никто не догадался сделать их портретов. Есть портреты богов, изображения непонятные и стандартные, большое количество статуэток молящихся людей, но как конкретно выглядели правители, например, каким был Урукадина, мы не знаем. Первый портрет – это скульптурный портрет Саргона, который хранится в Лувре, и именно с Саргона месопотамские правители научились себя изображать, у них появился вкус к тому, чтобы приказывать создавать свои портреты. Саргон научил человека уважать личность, поэтому в последние годы его правления, его даже стали негласно считать богом, настолько необычным человеком он, видимо, был. До нас дошли имена собственные типа “Саргон-мой Бог”.

 

9. Итоги правления Саргона

Таким образом, Саргона можно считать первым реформатором в южной Месопотамии, и можно даже сказать, что произведённый им переворот был необратим, и никто потом уже не вернулся к тому порядку вещей, какой существовал в Шумере до него. Одновременно он прекратил и постоянные распри между шумерских городов за политическое превосходство: присвоив их все, став царём севера и юга Месопотамии, он прекратил междоусобицу, а это означало, что начался интенсивный рост населения. Появилась чёткая вертикаль власти (каждый человек чётко знал свою должность и своё место), установились твёрдые расценки за исполнение должностей. Установилось чёткое представление о времени на территории всего государства. И, в результате, подданными Саргона захотели быть люди других регионов. Ему начали клясться в верности царьки Сирии, Малой Азии, и Саргон этим воспользовался: он совершил военный поход, дошёл до Средиземного моря, и объявил своими данниками всех правителей по ходу его армии. Таким образом, вся Сирия, часть Малой Азии, сирийская пустыня на границе Месопотамии – всё это отныне было территорией данников Саргона. Так возникли предпосылки к созданию государства имперского типа, но это было не ко времени. Империя в то время ещё не могла быть создана, потому что не сложились ещё объективные условия, но в западной литературе пишут, что Саргон создал такие предпосылки. Некоторые учёные даже пишут об империи Саргона, хотя с исторической точки зрения это не верно.

Далее с конца XXIV по начало XXII века Месопотамия находится под властью Саргонидов (династия потомков Саргона) или иначе Аккадской династии.

Великая Ольга

 

19.09.2011

§5. Саргониды и третья династия Ура.

 

Саргон правил в Месопотамии в районе 55 лет. Потом приходили к власти его потомки. Династия, основанная Саргоном, называется династией Саргонидов или династией Аккада. Первым преемником Саргона был Римуш. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%88)

1. Римуш

Римуш оставил о себе чрезвычайно недолгую память, потому что при нем была предпринята попытка отстранить от власти все шумерские роды, которые раньше были в числе знати. Это была такая систематическая борьба с шумерской аристократией, с шумерской властной верхушкой. Борьба эта привела к затяжной кровопролитной войне, и, как отмечает Римуш в своих надписях: «Было убито десять тысяч человек», - имеется в виду, разумеется, противник, потому что победители на Древнем Востоке никогда не писали о числе собственных потерь. 10 000 человек из войска противника итого. Римуш ввёл в политику практику ослепления пленных, и он сообщает в своих надписях о том, что было ослеплено около 3 000 человек. Конечно, трудно себе представить масштаб этого злодеяния, потому что ни один из правителей Месопотамии пленных не ослеплял и не уничтожал своих политических противников в таких масштабах. Неудивительно, что Римуш, правивший 10 лет, окончил свои дни чрезвычайно плохо. Против него составился заговор и он был убит каменными печатями. Его просто забили печатями. Такая вот была странная смерть. Потом, когда прошли уже сотни лет, память об этой нелепой смерти сохранилась в народе Ближнего Востока, и когда хотели напугать какого-то правителя, говорили, что вот тебя постигнет судьба того, кто был убит каменными печатями, и правитель знал, что точно имеется в виду. И дальше своих инициатив не развивал. Вообще, само имя Римуш означает «дикий бык его». Его – имеется в виду какого-то бога. Так что своё имя дикого быка он вполне оправдал. Имя, разумеется, тронное. Оно было дано ему при восшествии на престол. Саргон и Римуш окончательно закрепили за Аккадом статус политической столицы Месопотамии. Покровительницей царской династии стала богиня Иштар. Богиня Иштар - семитская богиня любви и войны. По шумерски она называлась Инанна. Иштар – по аккадски. Я вам напомню, что эта богиня некогда соблазнила Саргона, как свидетельствует легенда. Она ему предложила стать её мужем. Но только после того, как он согласился, она вручила ему царство. Для всех потомков Саргона она была главной покровительницей.

 

2. Маништусу

После гибели Римуша на престол вступил следующий потомок Саргона – Маништусу.(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%88%D1%82%D1%83%D1%88%D1%83). Этот правитель ничем особым не прославился, но от него дошёл очень интересный документ. Он хранится в Лувре, сделан он из камня и называется обелиск Маништусу. Чем этот документ интересен? Это записанный на большой каменной стеле договор о купле-продаже земли в окрестностях города Киша. Из этого документа, также как и из нескольких других хозяйственных текстов, мы узнаём удивительную правду о том, как обстояло дело с куплей-продажей земли в Месопотамии в этот период, а это удивительно. Как я уже говорил, земля была поделена в каждом городе на храмовую и на общинную. Большесемейные общины держали земельные участки в своих руках и крайне неохотно с этими участками расставались. Так что если кто-то решал купить землю, то он должен был пройти через чудовищно сложный и материально обременительный процесс. Во-первых, он должен был заплатить цену покупаемого земельного участка. Во-вторых, он должен был бы внести приплату как некую компенсацию за то, что эта земля будет утрачена продавцом и его родственниками. За что же полагалась эта приплата? Земля считалась телом общины. Человек, который продавал землю, как бы отсекал часть тела у общины. Следовательно, полагалась эта морально-психологическая компенсация – приплата за продажу части общинного тела. В-третьих, не стоит забывать и о кормлении. Покупатель должен был накормить бедных родственников продавца (представьте большесемейную общину – это около 500 человек, бедных могло быть и 200 и 300 и т.д.), притом разовым кормлением дело не ограничивалось, нужно было всех наделить какими-то продуктами и товарами. На обелиске Маништусу мы видим полный список родственников продавца. Под этим списком говорится, что все эти люди «по воле царя хлеб ели». Маништусу всех накормил. Интересно, что одно из имён, которое мы встречаем на обелиске Маништусу, это имя Урукагины. Там написано «Урукагина, сын Энгильса». До сих пор историки гадают – это тот Урукагина, который сбежал из Лагаша, когда на него наступили войска Лугальзагеси, или это какой-то другой Урукагина. Если это тот самый Урукагина, автор незадавшихся реформ, то ему в это время должно было быть к сотне уже. Но кто знает? Но для чего создавался обелиск Маништусу? Он должен был закрепить за царём проданную землю, потому что эта земля принадлежит именно Маништусу, и вот был заключен такой договор, выполненный в камне. Обычно в конце таких договоров всегда были формулы проклятья. Они звучали так: «Если кто-нибудь посмеет эту стелу передвинуть, надпись с неё стереть, саму стелу разбить, то великие боги ему…». И дальше идёт перечисление, что великие боги, конкретно каждый из них, а их много, с этим человеком и с его потомством сделают. Как правило, эта формула проклятья заканчивается тем, что с его места они его скинут, в пыль его посадят. И его семя, и его корень исторгнут, т.е. прекратят его род. Это была самая страшная угроза. Обелиск Маништусу – это документ о купле-продаже земли. Мы видим, насколько люди Южной Месопотамии были привязаны к своей земле. Они не хотели с ней расставаться. Они воспринимали её как часть своего тела. Отсюда понятно, почему до нас дошло такое небольшое количество документов о купле-продаже земли именно с юга Месопотамии. Очень неохотно расставались с зёмлей. Второй момент – кто бы ещё, кроме царя, мог накормить двести родственников продавца? Поэтому земельные участки покупали или начальники храмовых администраций (тоже очень богатые люди), или цари. Человек простой или человек менее чиновный вряд ли мог позволить себе такую роскошь. Так обстояло дело на юге Месопотамии.

На севере была немножко другая картина, в том смысле, что там с землёй расставались более охотно, земля часто переходила из рук в руки, торговля землёй была прибыльна. Но дело в том, что земля на Севере Месопотамии не столь плодородна, она каменистая. Поэтому она и ходила из рук в руки. На Юге была чрезвычайно плодородная земля, её старались удерживать, как только могли. Маништусу, также как и его предки – Саргон и Римуш, воевал с многочисленными горными племенами, нападавшими на Южную Месопотамию. Маништусу отбивал их атаки и ничем особым больше не прославился.

 

3. Нарам-Суэн

Преемником Маништушу был действительно замечательный человек, его звали Нарам-Суэн. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%A1%D1%83%D1%8D%D0%BD) Это первый правитель Южной Месопотамии, который получил статус бога. Первый обожествлённый правитель. Долгое время историки спорили: как воспринимали Нарам-Суэна? Как бога с самого начала, или он получил титул бога за какие-то свои заслуги? Потом был обнаружен документ, который помог нам понять – что же такое статус бога для жителей того времени в Месопотамии? В этом документе сказано, что Нарам-Суэн одержал победу над горным племенем луллубеев. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BB%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B8) Он загнал луллубеев туда, на западные горы и победил, взял в плен массу луллубейских воинов, обратих их в рабство, луллубейского вождя поразил копьём, и это был великий подвиг. Потому что луллубеи уже давно доставали аккадских царей и вот, наконец, Нарам-Суэн с ними расправился. Городское собрание этой общины за военные заслуги Нарам-Суэна испросило разрешения у великих богов именовать Нарам-Суэна богом. Нарам-Суэну было пожаловано звание «бог» (бог Аккада) за военные заслуги. Сделало это народное собрание города Аккада, которое попросило у остальных богов право на причисление Н.-С. к ним. Фактически это означало, что теперь перед именем Нарам-Суэна будет ставиться специальный клинописный значок, означающий «бог». В честь Нарам-Суэна будет построен храм, утверждён его культ с жертвоприношениями, ему будет воздвигнут памятник, у него появятся свои жрецы. Но при этом каждый общинник понимал, что Нарам-Суэн – это обычный человек. Никто его богом по происхождению не считал. Все знали что он – потомок Саргона. Происходить от Саргона было почётно, но Саргон-то и сам не был богом, поэтому можно рассматривать обожествление Нарам-Суэна как выдачу ему почётного звания.

Нарам-Суэн, после того, как стал богом, больше всего опасался, что традиционная знать, а особенно жречество, будет обвинять его в непочтительности ко всем другим богам. Он очень старался и перечислял большие суммы на содержание храмов в честь верховных богов. Он перечислял большие средства для починки, для реставрации храмов, в частности, на кирпичах храма в городе Ниппуре стоит личная печать (19-57, тут Максим очень сильно кашляет, поэтому ничего не разобрать - Ксюша), (эквалайзер мне в помощь – редактор) с его именем, что означает «Нарам-Суэн, великий строитель и восстановитель храма». Нарам-Суэн боялся правильно - люди в Древней Месопотамии не любили обожествлённых царей. Как-то косо они на них смотрели. Они его сделали сами богом, и они же против него устроили заговор, в результате которого он был убит. Впоследствии про Нарам-Суэна была сочинена злая и несправедливая легенда, в которой он был обвинён в гибели самого города Аккада. История была такая: великие боги потребовали, чтоб Нарам-Суэн и его люди ушли из Аккада, потому что боги приговорили Аккад к смерти. Но Н-С не послушался великих богов. Он стал им перечить и разрушил главный храм города Ниппура, потому что он считал себя богом главнее, чем все остальные. Затем боги наслали на Аккад потоп. Потопом были дикие горные племена, которые назывались кутии. Кутии нахлынули на Аккад, осадили его и город погиб. Впоследствии Аккад был занесён песками. Текст имел такую мораль: «Если бы не было неблагочестивого Н-С, который возгордился и возомнил себя главным богом, то Аккад был бы жив. Он был приговорён богами, но потом боги возродили бы в нём жизнь. Это было обычное явление – сперва боги собирались, чтобы погубить какой-нибудь город, а затем его восстанавливали сами. Но из-за неблагочестивого поступка Нарам-Суэна город Аккад никогда не был возрождён. Вот такая мораль. Берегитесь неблагочестивых правителей!» Эта легенда – злая и абсолютно несправедливая, потому что Нарам – Суэн не только не разрушал храм в городе Ниппуре, но он и восстанавливал его несколько раз. Но вот, тем не менее, его обвинили во всех смертных грехах именно потому, что он получил титул бога. А при каких обстоятельствах был получен титул, все забыли. Вот такая странная судьба у Нарам-Суэна.

Памятник ему действительно был поставлен, это стела Нарам-Суэна, которая хранится в Лувре. Очень интересный памятник. Изображает винтовой ход армии Нарам-Суэна вверх, в горы. На самом верху стелы изображено солнце, гора. На горе стоит Н-С, у него на голове тиара с бычьими рогами. Все боги носили такие тиары. Быть богом значило быть быком. Бык – символ власти. Кто рогат, у того и власть. На этом памятнике Н-С был действительно причислен к богам, а рядом с ним извивался в страшных корчах вождь племени луллубеев, у которого в горле было копьё. Памятник очень выразительный. Но ни этот памятник, ни какие-либо другие последующие тексты не помогли ему остаться в веках благочестивым правителем. Наоборот. Его старались всячески причислить к таким, по вине которых гибли целые города, из-за их неблагочестия.

 

4. Шаркалишарри

Наследником Нарам-Суэна и его сыном был Шаркалишарри (имя означает «царь всех царей»). Когда он вступил на престол, то в первый год своего правления он ещё носил титул бога, подражая отцу. Логично, что у Бога сын тоже должен быть бог. Но во втором году этой титулатуры уже нет, видимо добрые люди подсказали Шаркалишарри, что с ним может быть так же, как с отцом. Лучше богом не именоваться от греха подальше. Шаркалишарри снял с себя титулатуру правителя божественного происхождения и остался простым царём Аккада. В этом качестве он ходил в походы на Средиземное море, в район Ливана, где постоянно жителям Месопотамии были нужны кедры. Он ходил и на территорию Малой Азии, и в общем-то занятием всех правителей из династии Аккада был сбор дани, их боялись как сильных лидеров мелкие князьки Палестины и Сирии, мечтая находиться под покровительством Аккада, поэтому они приносили присягу Аккаду на верность. И так это продолжалось до конца правления Шаркалишарри, он был последним сильным царём Аккада, после него наступил период власти очень слабых правителей, никто их не боялся, и от которых люди отлагались как только могли. Последним из этих правителей был человек по имени Дуду. Этот самый Дуду допустил вторжение кутиев на территорию Южной Месопотамии. Их было два таких слабака: одного звали Шутуруль, другого – Дуду. Они и положили конец своему государству.

 

5. Конец государства Саргона

Отдельный большой вопрос – почему государство слабеет?

Дело в том, что государство, созданное волей одного человека, как правило, не живёт больше 70 лет. Государство, созданное Саргоном ещё некоторое время держалось на авторитете его потомков (ближайших потомков – Римуш, Нарам-Суэн). Как только люди перестают одерживать военные победы, интерес к ним у окружающего мира снижается. Как только перестаёт развиваться общество, в какой-то стране, Тоже интерес снижается. Ещё один важный фактор- большое количество кочевников. Территория Южной Месопотамии со всех сторон открыта, у неё нет границ. Через неё мог ходить кто угодно. С востока, со стороны Иранского нагорья, с южной стороны Месопотамии напали многочисленные племена. В клинописных текстах они называются кутиями. Никто не знает их происхождения, потому что от них сохранились только имена собственные их вождей. Кутии были абсолютно неграмотны. Никаких клинописных текстов не создавали.

Кутии напали на Аккад и его окрестности. Распространились по всей Южной Месопотамии, их было много. Провозгласили одного их вождей царём. Но, как писал шумерский народ: «Кутии – народ, ни царя, ни языка не знающий. Образом своим сущие обезьяны». Кути - дикие, первобытные племена, решили, что если у них есть вождь, то он непременно царь. Но как управлять захваченной территорией, они не знали. Поэтому кути, в начале 22 в. став хозяевами Южной Месопотамии, почли для себя за благо оставить прежних руководителей на местах. Кутии стали требовать с местных администраторов поставки ежегодной дани. Они также лишили их прав на военные инициативы. Правители городов не могли воевать без разрешения кутейского начальства. Но в остальном у правителей Южной Месопотамии была полная свобода (так как кутии не знали, как управлять). Разумеется, при кутиях выдвинулись некоторые фавориты и особенно фаворитом стал г. Лагаш (его правители давали самую богатую дань – собирали раз в год, но иногда даже два раза в год). Кутиев это устраивало и взамен они многое позволяли Лагашу.

 

6. Гудеа

Самым известным шумерским энси в эпоху владычества кутиев был Гудеа. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B0) Правил он достаточно долго. За время своего правления стал самым могущественным царём Южной Месопотамии. Титул «царь» не имел, так как тот принадлежал кутейскому вождю. Умер примерно в 2123 г до нэ. Гудеа – человек божественного происхождения, он был отпрыском священного брака и воспитывался государством. Вырос он при храме своей божественной матери. Когда подрос, то стал самым выгодным кандидатом в женихи для дочери предыдущего энси. Довольно-таки быстро стал зятем энси. Потом предыдущий энси передал ему свою власть. Так Гудеа стал правителем Лагаша. Это случилось уже при кутиях. Поэтому статус лугаля Гудеа не получил.

Его инициативу ничего не сковывало, потому что он собирал с жителей своего города самую богатую дань, вывозил всё подчистую. Люди страдали страшно, но кутии были довольны. Эпоха Гудеа – один из самых интересных моментов, потому что Гудеа, не имея возможности воевать, стал развивать культуру. При Гудеа появляется самое красивое шумерское письмо – монументальное. Появляются монументы из диарита. При Гудеа организуются географические экспедиции, который носят экономический характер. Гудеа отправляет своих людей на поиски камня и леса для строительства главного храма в Лагаше. Его люди побывали в Ливане, на красном море, дошли до Индии. Совершены удивительные по расстоянию географические походы, при этом сугубо мирные. Нам остались максимально подробные для своего времени описания стран, через которые шли экспедиции Гудеа. Они были преимущественно водными. Но часть пути нужно было преодолевать и по суше. Чрезвычайно расширился кругозор шумеров и аккадцев при Гудеа. Было построено более 20 культовых объектов в Лагаше и пригородах. В каждом из храмов, в святилище в специальных часовенках, стояла статуя самого правителя. Статуя поставлена для того, чтобы приносить постоянные жертвы правителю, который уже ушёл на тот свет и этими жертвами его кормить на том свете. Все статуи – место принесения ритауальных жертв. Таких статуй до нас дошло столько же, сколько построено культовых сооружений, т.е. больше 20. Ни один правитель Д.В. не оставил после себя столько собственных изображений сколько оставил Гудеа. При Гудеа в Древней Месопотамии появляется скульптура в 22 в. до нэ. (жанр ранее неизвестный). Существовали барельефы, цилиндрические печати. А скульптуры не было. Самый удивительный памятник- два больших глиняных цилиндра, на которых записан рассказ о том как и при каких обстоятельствах был построен главный храм города Лагаша.

На первом цилиндре рассказывается о том, что предшествовало строительству храма. На втором сосуде – строительство и праздник, который происходил. Гудеа пришёл ночью в храм и лёг там спать. Ему явился бог Лагаша. (сюжет, известный по «стеле коршунов»). Бог приказал построить его храм. Бог говорил невнятными знаками и Гудеа ничего не понял. Когда проснулся, решил ехать к толковательнице снов. Описывается путешествие к толковательнице. Длинная экспедиция по воде. Толковательница расшифровывает.

 

Был в моём сне человек, был небесам он подобен,

был он подобен земле; был он в тиаре, как бог,

на плече его — птица Анз,

в ногах его был ураган,

справа и слева его лежало по льву.

Он повелел мне выстроить храм,

я не постиг его смысла. Солнце взошло над землёй;

женщина — кто б это был? —

держала в руке священную трость,

была у неё таблица благих созвездий небес, '

сама с собой она совещалась.

Был и второй человек,

таблицу из ляпис-лазури держал он в руке,

рисунок храма чертил он.

Передо мной положил он святую корзину,

положил он священную глину.

Осёл улёгся на землю

справа от моего государя»

Отвечает энси мать его Нина:

«О мой пастырь, твой сон я тебе разъясню.

Человек, что подобен небу, что подобен земле,

головою подобный богу,

с птицей Анзу на плече, с ураганом у ног,

у которого справа и слева лежало по льву,

был это брат мой Нингирсу;

повелевал он тебе построить храм свой Э-нинну.

Солнце — то, что взошло над землёй,

это твой бог, Нингишзида;

над землёй он восходит как солнце.

Женщина — та, что в руке держала священную трость,

у которой была таблица благих созвездий,

та, что совещалась сама с собою,

сестра моя это, Нидаба;

звезду построения храма

она возвещала тебе.

А вот другой человек,

таблицу из ляпис-лазури державший в руке,

бог это был Ниндуб; он чертил тебе образ храма.

Корзина, которую он положил пред тобой,

и священная глина, и положенный в глину Кирпич Судьбы —

это чистый кирпич для Э-нинну;

а осёл, что улёгся на землю справа от своего государя,

это сам ты; в Э-нинну так ты возляжешь.

В Гирсу, во храме Лагаша, поставишь ты ногу;

сними печати с подвалов, вынеси дерево прочь,

изготовь колесницу своему государю,

осла в неё запряги,

золотом эту повозку изукрась ты и ляпис-лазурью,

дышло её да блестит наподобие дня.

***(у В.В. Емельянова перевод другой) Это – перевод В.К. Шилейко.

 

Потом Гудеа отправляет экспедицию за материалами для храма (ливанский кедр, можжевеловые стволы, диорит, базальт, лазурит и т.п.). Все материалы провозят на огромных подводах, начинается строительство, которое продлилось год. В новом году проходит великий праздник по случаю того, что великих богов, а точнее их статуи вводят в храм. Этот праздник длится неделю. Описание праздника: во втором цилиндре говорится, что весь существующий в мире порядок переворачивается: люди ведут себя не так как обычно.

Плеть не била,

Бич не бил.

Мать дитя своё не била.

В руках управляющего, инспектора,

Надзирателя, сборщика налогов,

Взирающего на работу,

Надзор был подобен мягкой чёсаной шерсти.

На городском кладбище лопата не лежала,

Тело земле не предавали.

Певчие арфу не приносили,

Погребального плача не заводили.

Плакальщиков слеза не проливалась.

Никто в пределах Лагаша подсудимого к месту клятвы не приводил.

Ни один кредитор в дом человека не входил.

Раб под руку со своим господином прохаживался.

Рабыня вместе с госпожой своей ела.

 

Вот такое вот полное нарушение порядков, когда мир переворачивается. В этнографии это называется «карнавальная ситуация». Ситуация праздника, когда перевёрнут мир. Все события, описанные в отрывке, для человека того времени – праздник. После такого праздника состоялся обряд священного брака между двумя жрецами главных богов Лагаша, которые с удовольствием сделали это в новом храме. На этом заканчиваются цилиндры Гудеа. Фактически перед нами текст, в котором подробно описывается ритуал, и процедуры, предшествующие строительству храма и следующие за ним. Очень интересный текст. Кроме Гудеа такое ни один правитель не оставил. Культурная политика Гудеа способствовала усилению авторитета Лагаша, как в Южной Месопотамии, так и за ее пределами. Храмы Гудеа, статуи Гудеа, экспедиции Гудеа были известны повсюду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.