Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 2 страница




3) Появление письменности.

4) Если говорить о религии – это появление святилищ нового типа, которые мы называем храмами. Храм – это святилище на высокой искусственной платформе, к которой ведут лестницы или пандусы. Для храма свойственна 3-х частная планировка: центральное помещение, зал или внутренний дворик, вокруг которого группируются боковые пристройки, наличие ниш и выступов, причём в нишах могут стоять статуи божеств. Храм – это вертикально ориентированное святилище, то есть такое святилище, которое может состоять из большого числа платформ (от 3 до 7). Храм ранней древности – это, в первую очередь, ступенчатое сооружение, и это не случайно. Надо сказать, что храм, как только он возникает, становится не только культовым, но и хозяйственным центром поселения. В пристройках к храму организуются амбары, где хранятся зерновые запасы, позволяющие поселению выжить в случае неурожая или нападения врага. Поэтому можно сказать, что храм становится центром любого земледельческого поселения.

Почему же он вертикально ориентирован? Люди, которые занимаются ирригационным земледелием, уже не хотят уходить со своих мест, они там приживаются, потому что земля плодородна, река их кормит, соответственно меняется их мировоззрение. Земледелец – это не человек, который бегает туда-сюда, а живёт на одном месте. Он видит, что основные фазы сельскохозяйственного процесса коррелируют с восхождениями и захождениями небесных тел. Его сознание начинает ориентироваться наверх, на небо, потому что, когда восходит одно созвездие – пора выводить упряжку волов на поле, пора пахать, когда восходит другое созвездие – пора выпускать воду из каналов, третье – пора бросать зерно и т.д. То есть это вертикальная ориентация земледельческого сознания. И появляется двумерное членение мира, которого более раннее сознание не знает: теперь существует верхний мир, мир небесный, который управляет всей жизнью, и нижний мир, который подчиняется и находится в русле небесных законов. И именно поэтому устанавливается вертикальная ориентация храмов. Храмы начинают называть пуповинами, соединяющими Небо и Землю. Второе название храма – Великая гора (тоже то, что соединяет верх и низ и даже поддерживает, не даёт небу упасть на землю). У человека коренным образом меняется сознание, оно становится ориентированным наверх.

Возникает представление о круговом движении времени, о цикличности существования, возникает земледельческий календарь.

5) Если говорить о социальных сдвигах энеолитического периода – это смена одного типа общины другим. Человечество развивалось, как совокупность родовых общин, и сперва это была община материнского рода, когда всех детей считали по их матерям, потом появился отцовский род во главе с патриархом. Но уже в неолите родовая община сменяется соседской, потому что в составе крупного земледельческого поселения входит несколько родовых общин, которые являются соседями друг другу, и совершенно не обязательно они являются родственниками. И, наконец, третий тип общины – это территориальное общение. Энеолит даёт территориальную общину. Что это такое? Это 15-20 крупных племён, у которых конечно, есть свои патриархи, но это уже настолько крупная организация, число ее доходит от 2000 до 10000, что подчиняться патриархам она не может. Тут необходима организация нового уровня, поэтому энелиотическая община, территориальная община уже знает социальную иерархию. Появляется титул главы общины, и он же жрец храма.

Итак, постепенно появляются предпосылки для перехода от крупного земледельческого поселения к городу-государству. Предпосылок этих, как я уже сказал, довольно много – это переход к развитому земледелию, международная торговля, социальная иерархия, изобретение письменности, вертикальная ориентация храмов и т.д.

И теперь мы можем сформулировать что же такое город, и каковы его основные функции. Если брать этимологию, то город - это ограждённое поселение.

Понятно, что основа города – это стена, за которой он находится, и это важно, так как первая функция города – это защита запасов продукции от нападения из вне.

Вторая функция города – это обмен и торговля излишками продукции.

Принудительная организация населения на выполнение трудовых повинностей, в особенности на рытьё каналов. Без такой принудительной организации древние города не жили, потому что работы очень тяжёлые, далеко не каждый хотел в них участвовать, а делать это было нужно. Соответственно для обеспечения такой принудительной организации была создана армия, тюрьмы, суды и т.д. Появляются и органы государства.

Главное, что даёт город человечеству – это переход от родовой солидарности людей к трудовой солидарности, к тому, чтобы совместными усилиями обрабатывать одну и ту же землю, невзирая на происхождение, национальность, степень знатности, город объединяет людей в труде, и таким образом, он стирает различия между племенами, местами происхождения. Очень важно понимать, что город – это место интернациональной сплочённости людей, и, начиная с ранней древности, мы видим, что это так и есть – люди идентифицируют себя не по своему происхождению или этносу, а по месту, где они живут, и каждый человек того времени, в первую очередь, скажет о себе “Я сын такого-то города”, а потом уже будет рассуждать о своих родителях.

Наконец, город – это место, где появляется храм и представление о божестве. С точки зрения горожанина, божество или бог – это хозяин территориальной общины, это существо, которое объединяет всех людей в труде.

Итак, теперь можно сформулировать в целом, что город – это место производства и перераспределения прибавочного продукта. Такова его основная историческая функция.

Великая Ольга

 

Глава 2

История Слонопотамии.

 

§3. История древней Месопотамии в раннединастический период.

 

1. Географическое положение Месопотамии

Слово “Месопотамия” в переводе с древнегреческого означает “Междуречье”. Это территория нынешней республики Ирак, расположенная между двумя полноводными реками Тигром и Евфратом. Территория разделяется на 4 геоклиматические зоны с севера на юг:

Зона предгорий. Почва в этом месте каменистая. Хлеб и другие сельскохозяйственные растения родятся не всегда, поэтому жители северной Месопотамии уже с древнейших времен занимались помимо земледелия торговлей (это была торговля по горам). Занимались они так же кузнечным делом, изготовлением оружия, и, впоследствии, они стали жить за счет войны. Эта территория северной Месопотамии получила историческое название «Ассирия».

Зона сухих степей(южнее). В древности она не была заселена. Через нее проходили караваны. Она не стала зоной цивилизации.

Зона пустыни (ещё южнее). Сюда заходит Сирийская пустыня, где жили кочевые племена, которые занимались разведением вьючных ослов, организацией торговых караванов. И здесь полноценная земледельческая цивилизация была невозможна.

Аллювиальная низменность (самая южная)(от слова «аллювий» — плодородный ил). Это слой почвы, нанесённый плодородным илом. Она появилась в результате регулярного разлива рек Тигра и Евфрата. Именно в этой последней, самой южной геоклиматической зоне возникает цивилизация. Там появляются первые города-государства Ближнего Востока, и там впервые возникает письменность. Почему? Дело в том, что почва, нанесённая плодородным илом, даёт очень большие урожаи, люди, раз получив такой урожай, уже не хотят переселяться на другие места. А если у семьи много хлеба, то создаются предпосылки для увеличения количества детей, скота. Создаются мощные земледельческо-скотоводческие хозяйства, и начинается экстенсивный период в развитии земледелия, когда главными показателями становятся количественные: сколько земли обрабатывается, сколько народа эта земля может прокормить, и насколько большой урожай получается. Люди, которые оседают на этой земле, понимают, что ничего лучшего они уже не найдут, и вдоль побережья Евфрата один за другим появляются города, причём каждый из них отводит от Евфрата собственный канал (1 город – 1 канал). Города располагаются на достаточном отдалении друг от друга. У каждого города автономное хозяйство, своя собственная ирригационная система. Это создаёт предпосылки для политической независимости городов-государств.

 

2. Предыстория Южной Месопотамии

Предыстория южной Месопотамии изучена уже довольно неплохо. Мы знаем, что во 2 половине IV тыс. до н.э. здесь появляется поселение, которое современные арабы называют “Убэйд” или “эль Убэйд”. Появляется так называемая убэйдская культура, которая характеризуется высоким уровнем развития сельского и металлургии. У убэйдцев происходит переход от каменных орудий труда к медным, затем и к бронзовым. Но, к сожалению, убэйдцам не посчастливилось изобрести письменность, поэтому мы не знаем, на каком языке они говорили, каким богам они поклонялись. Остались только памятники материальной культуры.

Вслед за убэйдцами на юг Месопотамии приходит второй народ, который мы называем условно шумерами. Это название условно, потому что Шумер — это юг Месопотамии, и, следовательно, люди, которые жили на юге, должны были называться шумерами. Таково было предположение Юлиуса Оперта, и мы до сих пор пользуемся этой его гипотезой и называем их шумерами. Как они сами себя называли, никто не знает. Они приходят в самом конце IV тыс., и мы до сих пор не знаем откуда. И точно также мы не знаем языки, родственные шумерскому. В мировой лингвистике существует несколько таких загадок – непонятно откуда происходящие языки (язык басков, язык гаушасков, эламский язык), и точно также мы не знаем родственников шумерского языка. Пока это не установлено, но существует множество гипотез. Последняя из них была высказана в 1997 году И. М. Дьяконовым. Он предположил родство шумерского языка и языков народов мунда (доарийских племен северной Индии). В настоящее время всё больше исследователей предполагают восточное происхождение шумеров. Считается, что они пришли в южную Месопотамию из северных районов Индии или северного Ирана, через иранское нагорье.

Третий народ, который появляется в южной Месопотамии в начале III тыс. до н.э. — это восточные семиты, которые в науке обычно называются аккадцами (от имени города Аккад). Они говорили на языке, родственном арабскому, арамейскому, еврейскому (то есть это семитский народ).

Эти три народа, убэйдцы, шумеры и аккадцы, создают на юге Месопотамии первые города государства. Три названных народа действуют как один. Из шумерских и аккадских текстов мы знаем, что они называли себя одним и тем же именем, «черноголовые» (шумеры и аккадцы точно, и, наверное, убэйдцы, хотя они не оставили надписей). Таким образом, они себя воспринимали как один народ, живущей на одной земле, занимающийся одним и тем же делом. Именно они создали первые города-государства, и это первый в истории пример мультикультурной цивилизации. Здесь никогда не было никакой межнациональной розни, межрелигиозных конфликтов, конфликтов между племенами и этносами. Если они были, то совершенно другого рода: за власть, за собственность, за землю, за богатство. Но люди, которые принимали участие в этих конфликтах, не обвиняли других людей по национальному признаку. Это был мультикультурализм с самого начала.

Пришли они все туда, потому что с этой земли собирались большие урожаи ячменя, полбы, пшеницы. Здесь можно было также собирать большие урожаи фиников и инжира, о чём я ещё расскажу впоследствии. Это само по себе привлекало древнего человека, потому что создавало предпосылку, как для увеличения семьи, так и для его территориальной экспансии, для расширения его влияния над пространством.

 

3. Условия жизни в Месопотамии

Но территория Древней Месопотамии таила также множество опасностей: здесь встречались (ются) 50 видов ядовитых змей, большое количество скорпионов, в древности было очень много кошачьих, причём крупных (леопарды, львы), и все эти “кисы” встречались буквально за углом, но, к несчастью, обычай месопотамских царей охотится на львов и леопардов очень быстро положил этому конец. (Змей по-прежнему 50 видов, а крупную кошку пойди найди J. В настоящее время в Багдаде один несчастный лев сидит в зоопарке. И львы, и леопарды с 1924 года занесены в Красную книгу, то есть их практически не осталось.) Обилие смертоносной фауны – это была одна неприятность, а другая – очень малое количестве полезных ископаемых. Не было ничего своего: не было строительного камня, и за ним нужно было куда-то ходить, не было необходимого строительного леса – это тоже означало, что должны были быть военные походы. Зато всегда была в изобилии нефть, но древнему человеку она не пригождалась! Он называл её просто «плохим маслом» (то есть масло, которое нельзя было употребить в пищу). Аккадцы говорили, что “это масло, которое вспыхивает”. Не было своего битума, асфальта, своего гипса – сплошные проблемы: нехватка полезных ископаемых по всей территории. Не было также высоких деревьев – сплошные кустарники или плантации финиковых пальм. Месопотамия – равнинная земля. Там есть холмы, но совсем нет гор, и человеку под палящим солнцем негде было скрыться. Он шёл по этой равнине и, если у него было убежище в виде жилища, то он мог скрыться, а если нет, то это было проблемой, поскольку финиковая пальма, листья которой растут на достаточно большой высоте, хорошо скрыть от солнца не могла. Жить было не удобно. Средняя температура летом — +45. Тени нет нигде.

Весной, в конце марта – начале апреля, начинался разлив рек. Он проходил бурно, смывая все на своем пути, поэтому жилища строили на сваях, которые становились всё более высокими, храмы создавались на платформах, чтобы очередное половодье не подмыло их. В этом бурном водовороте в ранней древности погибал скот, было много человеческих жертв, размывало кладбища, и тела плыли по рекам и по каналам. Всё было очень непросто. Нужно было собрать воду разлива в канал или в бассейн, для того, чтобы потом равномерно подавать её на поля. Весна была тяжёлым временем. Вода спадала начиная с середины мая, то есть это было довольно долгое половодье. Период с мая по июль — это было неплохое время. Как правило, оно уходило на восстановление порушенных жилищ и святилищ, и всё это время было посвящено богу кирпича, что неслучайно, поскольку это было время строительных и восстановительных работ. Люди знали, что потом будет гораздо хуже, поскольку потом наступало лето.

Лето – это, как правило, период войн (на Древнем Востоке войны проводились именно в летнее время). Помимо этого лето – время страшнейшей засухи, отсутствия дождя и резкого увеличения температуры. Кто выжил летом, начинал себя неплохо чувствовать в конце августа, когда температура понижалась, и изливались пока что небольшие дожди. Люди облегчённо вздыхали. Это был период, когда можно было начинать сеять хлеб. Ячмень сеяли осенью. Причём были две культуры – ранний и поздний ячмень. Нужно было успеть его посеять до середины октября, поскольку в этот время начинался сезон дождей, который продолжался до конца февраля. В этот период дождь шёл, не переставая. Это была тяжёлая ситуация, так как дожди сопровождались разливами воды в канале, усилением южного ветра со стороны Персидского залива. Вся эта ситуация, когда льёт сверху и льёт снизу, воспринималась древним человеком как потоп. Самая распространенная месопотамская мифологема - это мифологема потопа, и это неудивительно, так как сама природа располагала к такому мироощущению. Посеянный осенью ячмень нужно было сжать весной, в марте, до того, как начнётся разлив рек. Нужно было опередить разлив, так как потом было уже поздно. Люди быстро сжимали ячмень, и потом наступала вода, первое новолуние после начала разлива рек считалось Новым годом, и люди праздновали. Это была новая точка отсчёта времени, когда считалось, что мир творится заново.

Я описал сельскохозяйственный круг человека Древней Месопотамии, и вы видите, насколько им было тяжело, насколько мало было просветов в жизни древнего человека. Ситуация в целом была суровой, выжить на этой земле было непросто. Но люди её не покидали, потому что слишком хороши были урожаи. Вот по этой причине люди самых разных национальностей, племен собирались на территории вдоль берегов Евфрата, а потом и Тигра, принимали участие в очень трудоемких и опасных ирригационных работах и создавали первые города. К началу III тыс. до н.э. в Месопотамии существовало около 20 городов-государств. Наиболее известные из них - Ур, Урук, Джемдет-Наср, Эреду, Лагаш, Умма и др. В дальнейшем речь пойдёт именно о них.

4. Месопотамские города-государства

В XXX веке до н.э. в городе Уруке появляется письменность. Там создаются хозяйственные документы, записанные рисуночным письмом, поэтому именно город Урук может считаться родиной письма на Ближнем Востоке. Это уже не прежнее предметное письмо, это письмо на глиняных табличках.

Здесь нужно сказать о тех материалах, которые создали месопотамскую культуру.

Как я уже сказал, не было камня и леса, но была глина в большом количестве и очень высокого качества, был тростник самых разных сортов, была финиковая пальма, были высокие кустарники тамариска, практически деревья – и все это было основой основ для месопотамской экономики. На основе глины, смешанной с песком и тростником создавался кирпич-сырец, из которого строились жилища, преимущественно богатых людей, и храмы. Жилища людей поплоше состояли только из тростника (сплетённый тростник, в доме тростниковые циновки, сиденья). Жилища богатых — это двухэтажные здания из кирпича-сырца. В первом этаже такого здания была кладовая, комнаты для прислуги и гостевая (гостей принимали на первом этаже). Во втором этаже жили хозяева, причём он был поделён на мужскую и женскую половины. Дети сначала жили при матери, а потом, если это были мальчики, по достижении совершеннолетия переходили к отцу на его половину. Окон не было. Свет проходил через проём в крыше, и сама она была необыкновенно важна для жилища: на ней могли спать в особо жаркую погоду, там нередко приносились жертвы богам. Крыши часто служили наблюдательная площадками, когда люди хотели посмотреть на звездное небо и поклониться богам. Из глины можно было прекрасно лепить таблички любой формы, которые потом высушивались, а если их предполагали хранить очень долго, то и обжигались. Все дошедшие до нас тексты – это тексты на глиняных табличках. Они в абсолютной сохранности, поскольку огонь им не вредит. Единственная проблема — это выступание соли на поверхности, если их неверно хранить.

Финиковая пальма. (Есть такая замечательная книга ассириолога Бенно Ландсбергера [Benno Landsberger “The date palm and its by-products according to the cuneiform sources” – О.С.], которая называется “Финиковая пальма и продукты из неё”, которая описывает более 100 продуктов, которые можно изготовить из финиковой пальмы). Буквально из каждой её части можно было что-то изготовить: это как продукты питания (каша, патока, вино, пиво, пирожные); так и различные технические приспособления. Человек, имевший плантацию финиковых пальм, мог с гарантией выжить в условиях любого кризиса. Такие люди считались очень состоятельными.

Тамариск. Он был очень хорош для изготовления рукоятей сельскохозяйственных орудий, особенно рукоятей плуга, поэтому его активно использовали в ремесленных технологиях.

Это немного, но это немногое человек в Древней Месопотамии использовал на 100%.

Когда цивилизация развивается таким способом, когда мало продуктов, мало своего леса, камня, что при этом происходит? А происходят очень интересные вещи. Если у тебя мало своего, то ты идешь к соседям, и дальше у тебя 2 способа получить то, что ты хочешь: либо ты воюешь с соседями и отбираешь у них это, либо ты торгуешь тем, что у тебя есть, или обмениваешь. Но для того, чтобы с соседями говорить, нужно для начала знать тот язык, на котором они говорят. Поэтому особенность месопотамской цивилизации в том, что для людей в этом регионе не существовало языковых барьеров, потому что они постоянно общались с соседями: с кем-то воевали, с кем-то вступали в переговоры и т.п. Каждый месопотамский человек был полиглот. Ребёнка учили сразу говорить на двух языках - на шумерском и на аккадском, а в дальнейшем он, втягиваясь в эту жизнь, учил еще 2-3 языка, на которых общался. Оказывается, нехватка природных ресурсов приводит к мультикультурализму и полиглотии, погружению в чужую культуру => цивилизованности, накоплению духовных ресурсов (в Египте — прямо обратная ситуация). Тонкая, сложная дипломатия.

С появлением письменности возникает и традиция обучения письму. Переход от рисуночного к словесно-слоговому. Первые библиотеки относятся к XXVIII-XXVII вв. до н.э. И вот уже тогда — перед нами информационная цивилизация.

Какова структура общества? Каждый город располагается вокруг своего главного храма. Бог, живущий в этом храме — хозяин города.

Верховный жрец главного храма города — «эн» (господин, обладатель) или «энси». Основная культовая функция — участие в обряде священного брака, где он выступает в роли бога. Культ плодородия: соитие гл. жреца и гл. жрицы, имитирующее соитие богов. Главный результат — рождение ребенка, который считался ребенком богов. Повзрослев, мог претендовать на место правителя города. Обряд проходил сразу после нового года. Главный религиозный обряд. Без него никакая власть и никакой урожай не считался возможным. Как следствие всего описанного эн был главным в городской иерархии.

На второй ступени стоял администратор храма, распоряжавшийся материальными ресурсами, еще ниже — храмовая администрация, разные жрецы. За свой труд им полагалась натуральная плата из храмового фонда. У храма была земля — «земля бога», которую обрабатывали общинники-земледельцы по очереди. Были списки очередников. Позднее получал либо часть урожая, либо натуральную выдачу. Урожай в целом отходил в неприкосновенный запас в храм — на случай неурожая, войны и т.д. Оттуда же кормили жрецов. При храмовой организации сущ-ли также ремесленные мастерские и торговые агенты. Всю выручку храму, взамен — натуральные отчисления.

Но город-государство не ограничивался храмом. Большая часть земли принадлежала т.н. «большесемейным общинам», до 500 человек каждая. Это были главные собственники земли. Городская община имела свой орган управления — народное собрание. Состав: «отцы города» — старейшины, «юноши» — воины. Председателем городской общины был эн, но народное собрание не подчинялось эну! Складывалсь интересная ситуация: постоянное соревнование общины и царской власти (во всех городах-государствах Месопотамии).

Экономика была двухсекторная: большая часть земли принадлежит общинам, меньшая — храмам (позднее дворцам). Разумеется, царская власть всегда хотела большего объема власти, но община не давала ей. Отсюда проистекал постоянный конфликт, система сдержек и противовесов! Никогда ни одна ветвь не получала абсолютной власти! Поэтому нельзя говорить об абсолютной деспотической власти на Древнем Ближнем Востоке — ни в Израила, ни в Шумере, ни в Ассирии, нигде…

Еще одна должность, выше должности эна — «Лугаль» (большой человек). Поначалу это была должность военного вождя, объединяющего военные отряды разных городов и выводящих их на битву с общим врагом. Все лугали происходили из энси. Потом лугаль стал обозначать царя. Сперва лугаля выбирали в Ниппуре — священном городе. Там собирались кандидаты от каждого города для выборов. Но где-то с XXV века власть стала передаваться по наследству — однако обязательно проводились формальные выборы в лугали, хотя они уже и стали чистой видимостью. Общины, тем не менее, не хотели допускать, чтобы власть лугалей была пожизненной и наследственной.

5. Военно-политические союзы городов Южной Месопотамии.

Лидер у союзов менялся каждый год. Но затем произошла история, существенно изменившая расклад сил — война между Уруком и Кишем (ок. XXVII в.). Эти события изложены в эпической песне «Гильгамеш и Агга». Из Киша в Урук пришли гонцы с требованием, чтобы Гильгамеш, эн Урука, отрядил своих людей копать колодцы в Киш. Это был приказ старшего — Агга, тогдашний правитель Киша, был в то время лугалем. Но Гильгамеш отказался. Он собрал народное собрание и спросил совета: старейшины, разумеется, сказали отправлять — таков был обычай. Воины сказали — нет, будем воевать, не хотим, чтобы наши люди были слугами другого города. Гильгамеш был избран лугалем, вторым лугалем. Он победил Агга и обеспечил себе, таким образом, право быть старшим — теперь уже не на год, а пожизненно. После этого начинается междоусобица среди шумерских городов. И с XVII до конца XXIV века длится раннединастический период, т.к. в каждом городе возникли свои династии лугалей.

В этот период очень важно было закрепить за собой статус правителя — что ты сделал, построил, завоевал и т.д. Тогда-то и появляются первые царские надписи. Сначала просто закрепление статуса, потом чей сын и внук, затем — какому богу что построил, и т.д. Это царские самодекларации, которые становятся для нас основными историческими источниками. Из них мы узнаем о социальном составе общества Южной Месопотамии.

Основная масса населения в то время называет себя сынами своего города. Идентификация происходит не по племени, а по местности, откуда человек родом («гражданин» или «сын» такого-то города). Потом он уже может перечислить имя отца, деда.

Помимо сынов города, существуют лица, «посвященные храму». Прежде всего (первая категория) это те, кто пострадал от засухи, урожая — а потому они пришли в храм в поисках приюта. Храм привечал их, а они выполняли то, что приказывали, и за это получали пропитание. Вторая категория — это беженцы. Третья категория — заведения, называвшиеся «гагумы». Там жили женщины, которым не дозволялось вступать в брак или иметь детей. Они были посвящены богу или богине. Если эта женщина беременела до это считалось за осквернение города. Женщину топили в реке, а город освящали. Нам довольно мало известно об этих заведениях, только из косвенных источников.

Еще одна социальная группа — рабы. Существует три типа, три источника рабства:

В первую очередь это пленные. По обычаям они — «живые убитые». Уже не принадлежат самим себе. Вместе с др. трофеями. Поселялся в доме господина, питался сего стола, привлекался к надомной работе. Рабы этого статуса жили неплохо. Могли иметь семью, строить дом, владеть земельным участком. Ему не позволялось лишь оспаривать свой рабский статус — но в последствии и это разрешалось, он мог оспорить в суде, хотя никогда ему не давали положит. ответа.

Второй тип рабства — это рабство-должничество. Раба-должника можно было держать в хозяйстве до трех лет. Иногда вместо должника брали его детей.

Рабство-заложничество. В городах оно мало практиковалось. В основном разбойники в пустыне держали рабов для получения выкупа, а если выкуп не получали, то продавали раба на рынке.

Бежавших рабов клеймили, надевали на них ошейники, находили свидетелей. Попытки бегства заканчивались печально.

Воины. Поначалу в городах существовало ополчение. Но с появлением царских династий вокруг царей стали возникать гвардии, преобразовавшиеся позднее в армии. Минимум с XXVI века существует армейская иерархия и офицерство. У армии было несколько функций.

Внутренние цели — сгон населения и принуждение его к ирригационным работам.

Внешние цели — дальние походы, преимущественно на восток, на Иранское нагорье, за лесом и камнем. Горцы, жившие там, не хотели отдавать материалы, поэтому их либо склоняли к обмену, либо воевали с ними, обычно летом. Стало правилом, что молодой человек, не имевший семьи, уходил в поход. Если выживал, то приходил домой с богатыми трофеями. И тогда уже мог свататься к богатой невесте, а впоследствии строить свой дом. Таким образом, главный источник богатства в то время — война.

6. Важные источники по истории Месопотамии

«Стелла коршунов» царя Эанатума. На ней изображены коршуны, терзающие трупы вражеских воинов, армия с длинными копьями и в шлемах. Это конец XXV века. По всей протяженности стелы — надпись, которая повествует о войне между Лагашем и Умой. Между городами был заключен договор. Приграничная земля городов-государств принадлежала Лагашу, а Умма могла брать эту землю только в аренду. Но затем стелла с договором была разбита жителями Уммы, а гонцы Лагаша были прогнаны уммийским царем. Пришлось Лагашу воевать. Дело в том, что когда царю нужно было сделать что-то важное, он должен был пойти в главный храм и там поспать, чтобы увидеть во сне бога, который все ему разъяснит. Эанатуму боги сказали воевать, потому что он победит и будет прав. Было убито 36000 вражеских воинов — т.е. очень много (это отнюдь не точная цифра). Царь Уммы был доставлен к царю Лагаша и поклялся не посягать на приграничные земли. После клятв царя Уммы отправили восвояси. Но царь Лагаша разошелся и пошел дальше воевать и завоевал все земли до Элама, сильно пограбил, хотя и не удержал. Эанатум остался в шумерских хрониках как великий завоеватель.

Конусы Энметена. Прошло сто лет, и Умма опять позарилась на приграничные земли Лагаша. Тогда Лагаш засыпал канал Уммы и лишил жителей воды. Опять уммийцев вынудили к клятвенным заверениям. То есть в совокупности война длилась около 150 лет и была чисто экономической — вот как долго могли длиться такого рода междоусобицы.

В конце XXIV века в Месопотамии правил энси Лугаланда. Он совершил неслыханную наглость — отнял у храмов их земли. Земли богини стала землями жены энси, земли бога — его собственными. Другие земли он поделил среди членов своей семьи, ввел платные лицензии для ремесленников на производство различных товаров, право кладбищенских поборов. В стране начала развиваться коррупция и грабеж населения. Все это привело к тому, что Лугаланду свергли и поставили своего человека, незнатного рода, Урукагину. Это был исключительно интереснейший человек — реформатор, автор первого законодательного документа, где говорится о реформах (2318-2312). Но что же с Лугаландой? Сначала все считали, что его убили. Но потом нашли новые тексты — оказалось, что с него не сняли титула Лугаля, оставили дом и имущество, дали пожизненную пенсию и похороны за государственный счет. Но он, естественно, был отстранен от власти. Скончался Лугаладнда через год, через пять лет — его супруга. И все обещания в отношении отстраненного лугаля были исполнены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.