КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Начало. 4 страница. При нём колоссально выросла роль личности, индивидуума в истории, и у нас есть одно свидетельство, которое это подтверждает: мы не знаем
При нём колоссально выросла роль личности, индивидуума в истории, и у нас есть одно свидетельство, которое это подтверждает: мы не знаем, как выглядели шумерские цари до Саргона, потому что до него никто не догадался сделать их портретов. Есть портреты богов, изображения непонятные и стандартные, большое количество статуэток молящихся людей, но как конкретно выглядели правители, например, каким был Урукадина, мы не знаем. Первый портрет – это скульптурный портрет Саргона, который хранится в Лувре, и именно с Саргона месопотамские правители научились себя изображать, у них появился вкус к тому, чтобы приказывать создавать свои портреты. Саргон научил человека уважать личность, поэтому в последние годы его правления, его даже стали негласно считать богом, настолько необычным человеком он, видимо, был. До нас дошли имена собственные типа “Саргон-мой Бог”.
9. Итоги правления Саргона Таким образом, Саргона можно считать первым реформатором в южной Месопотамии, и можно даже сказать, что произведённый им переворот был необратим, и никто потом уже не вернулся к тому порядку вещей, какой существовал в Шумере до него. Одновременно он прекратил и постоянные распри между шумерских городов за политическое превосходство: присвоив их все, став царём севера и юга Месопотамии, он прекратил междоусобицу, а это означало, что начался интенсивный рост населения. Появилась чёткая вертикаль власти (каждый человек чётко знал свою должность и своё место), установились твёрдые расценки за исполнение должностей. Установилось чёткое представление о времени на территории всего государства. И, в результате, подданными Саргона захотели быть люди других регионов. Ему начали клясться в верности царьки Сирии, Малой Азии, и Саргон этим воспользовался: он совершил военный поход, дошёл до Средиземного моря, и объявил своими данниками всех правителей по ходу его армии. Таким образом, вся Сирия, часть Малой Азии, сирийская пустыня на границе Месопотамии – всё это отныне было территорией данников Саргона. Так возникли предпосылки к созданию государства имперского типа, но это было не ко времени. Империя в то время ещё не могла быть создана, потому что не сложились ещё объективные условия, но в западной литературе пишут, что Саргон создал такие предпосылки. Некоторые учёные даже пишут об империи Саргона, хотя с исторической точки зрения это не верно. Далее с конца XXIV по начало XXII века Месопотамия находится под властью Саргонидов (династия потомков Саргона) или иначе Аккадской династии. Великая Ольга
19.09.2011 §5. Саргониды и третья династия Ура.
Саргон правил в Месопотамии в районе 55 лет. Потом приходили к власти его потомки. Династия, основанная Саргоном, называется династией Саргонидов или династией Аккада. Первым преемником Саргона был Римуш. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%88) 1. Римуш Римуш оставил о себе чрезвычайно недолгую память, потому что при нем была предпринята попытка отстранить от власти все шумерские роды, которые раньше были в числе знати. Это была такая систематическая борьба с шумерской аристократией, с шумерской властной верхушкой. Борьба эта привела к затяжной кровопролитной войне, и, как отмечает Римуш в своих надписях: «Было убито десять тысяч человек», - имеется в виду, разумеется, противник, потому что победители на Древнем Востоке никогда не писали о числе собственных потерь. 10 000 человек из войска противника итого. Римуш ввёл в политику практику ослепления пленных, и он сообщает в своих надписях о том, что было ослеплено около 3 000 человек. Конечно, трудно себе представить масштаб этого злодеяния, потому что ни один из правителей Месопотамии пленных не ослеплял и не уничтожал своих политических противников в таких масштабах. Неудивительно, что Римуш, правивший 10 лет, окончил свои дни чрезвычайно плохо. Против него составился заговор и он был убит каменными печатями. Его просто забили печатями. Такая вот была странная смерть. Потом, когда прошли уже сотни лет, память об этой нелепой смерти сохранилась в народе Ближнего Востока, и когда хотели напугать какого-то правителя, говорили, что вот тебя постигнет судьба того, кто был убит каменными печатями, и правитель знал, что точно имеется в виду. И дальше своих инициатив не развивал. Вообще, само имя Римуш означает «дикий бык его». Его – имеется в виду какого-то бога. Так что своё имя дикого быка он вполне оправдал. Имя, разумеется, тронное. Оно было дано ему при восшествии на престол. Саргон и Римуш окончательно закрепили за Аккадом статус политической столицы Месопотамии. Покровительницей царской династии стала богиня Иштар. Богиня Иштар - семитская богиня любви и войны. По шумерски она называлась Инанна. Иштар – по аккадски. Я вам напомню, что эта богиня некогда соблазнила Саргона, как свидетельствует легенда. Она ему предложила стать её мужем. Но только после того, как он согласился, она вручила ему царство. Для всех потомков Саргона она была главной покровительницей.
2. Маништусу После гибели Римуша на престол вступил следующий потомок Саргона – Маништусу.(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%88%D1%82%D1%83%D1%88%D1%83). Этот правитель ничем особым не прославился, но от него дошёл очень интересный документ. Он хранится в Лувре, сделан он из камня и называется обелиск Маништусу. Чем этот документ интересен? Это записанный на большой каменной стеле договор о купле-продаже земли в окрестностях города Киша. Из этого документа, также как и из нескольких других хозяйственных текстов, мы узнаём удивительную правду о том, как обстояло дело с куплей-продажей земли в Месопотамии в этот период, а это удивительно. Как я уже говорил, земля была поделена в каждом городе на храмовую и на общинную. Большесемейные общины держали земельные участки в своих руках и крайне неохотно с этими участками расставались. Так что если кто-то решал купить землю, то он должен был пройти через чудовищно сложный и материально обременительный процесс. Во-первых, он должен был заплатить цену покупаемого земельного участка. Во-вторых, он должен был бы внести приплату как некую компенсацию за то, что эта земля будет утрачена продавцом и его родственниками. За что же полагалась эта приплата? Земля считалась телом общины. Человек, который продавал землю, как бы отсекал часть тела у общины. Следовательно, полагалась эта морально-психологическая компенсация – приплата за продажу части общинного тела. В-третьих, не стоит забывать и о кормлении. Покупатель должен был накормить бедных родственников продавца (представьте большесемейную общину – это около 500 человек, бедных могло быть и 200 и 300 и т.д.), притом разовым кормлением дело не ограничивалось, нужно было всех наделить какими-то продуктами и товарами. На обелиске Маништусу мы видим полный список родственников продавца. Под этим списком говорится, что все эти люди «по воле царя хлеб ели». Маништусу всех накормил. Интересно, что одно из имён, которое мы встречаем на обелиске Маништусу, это имя Урукагины. Там написано «Урукагина, сын Энгильса». До сих пор историки гадают – это тот Урукагина, который сбежал из Лагаша, когда на него наступили войска Лугальзагеси, или это какой-то другой Урукагина. Если это тот самый Урукагина, автор незадавшихся реформ, то ему в это время должно было быть к сотне уже. Но кто знает? Но для чего создавался обелиск Маништусу? Он должен был закрепить за царём проданную землю, потому что эта земля принадлежит именно Маништусу, и вот был заключен такой договор, выполненный в камне. Обычно в конце таких договоров всегда были формулы проклятья. Они звучали так: «Если кто-нибудь посмеет эту стелу передвинуть, надпись с неё стереть, саму стелу разбить, то великие боги ему…». И дальше идёт перечисление, что великие боги, конкретно каждый из них, а их много, с этим человеком и с его потомством сделают. Как правило, эта формула проклятья заканчивается тем, что с его места они его скинут, в пыль его посадят. И его семя, и его корень исторгнут, т.е. прекратят его род. Это была самая страшная угроза. Обелиск Маништусу – это документ о купле-продаже земли. Мы видим, насколько люди Южной Месопотамии были привязаны к своей земле. Они не хотели с ней расставаться. Они воспринимали её как часть своего тела. Отсюда понятно, почему до нас дошло такое небольшое количество документов о купле-продаже земли именно с юга Месопотамии. Очень неохотно расставались с зёмлей. Второй момент – кто бы ещё, кроме царя, мог накормить двести родственников продавца? Поэтому земельные участки покупали или начальники храмовых администраций (тоже очень богатые люди), или цари. Человек простой или человек менее чиновный вряд ли мог позволить себе такую роскошь. Так обстояло дело на юге Месопотамии. На севере была немножко другая картина, в том смысле, что там с землёй расставались более охотно, земля часто переходила из рук в руки, торговля землёй была прибыльна. Но дело в том, что земля на Севере Месопотамии не столь плодородна, она каменистая. Поэтому она и ходила из рук в руки. На Юге была чрезвычайно плодородная земля, её старались удерживать, как только могли. Маништусу, также как и его предки – Саргон и Римуш, воевал с многочисленными горными племенами, нападавшими на Южную Месопотамию. Маништусу отбивал их атаки и ничем особым больше не прославился.
3. Нарам-Суэн Преемником Маништушу был действительно замечательный человек, его звали Нарам-Суэн. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%A1%D1%83%D1%8D%D0%BD) Это первый правитель Южной Месопотамии, который получил статус бога. Первый обожествлённый правитель. Долгое время историки спорили: как воспринимали Нарам-Суэна? Как бога с самого начала, или он получил титул бога за какие-то свои заслуги? Потом был обнаружен документ, который помог нам понять – что же такое статус бога для жителей того времени в Месопотамии? В этом документе сказано, что Нарам-Суэн одержал победу над горным племенем луллубеев. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BB%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B8) Он загнал луллубеев туда, на западные горы и победил, взял в плен массу луллубейских воинов, обратих их в рабство, луллубейского вождя поразил копьём, и это был великий подвиг. Потому что луллубеи уже давно доставали аккадских царей и вот, наконец, Нарам-Суэн с ними расправился. Городское собрание этой общины за военные заслуги Нарам-Суэна испросило разрешения у великих богов именовать Нарам-Суэна богом. Нарам-Суэну было пожаловано звание «бог» (бог Аккада) за военные заслуги. Сделало это народное собрание города Аккада, которое попросило у остальных богов право на причисление Н.-С. к ним. Фактически это означало, что теперь перед именем Нарам-Суэна будет ставиться специальный клинописный значок, означающий «бог». В честь Нарам-Суэна будет построен храм, утверждён его культ с жертвоприношениями, ему будет воздвигнут памятник, у него появятся свои жрецы. Но при этом каждый общинник понимал, что Нарам-Суэн – это обычный человек. Никто его богом по происхождению не считал. Все знали что он – потомок Саргона. Происходить от Саргона было почётно, но Саргон-то и сам не был богом, поэтому можно рассматривать обожествление Нарам-Суэна как выдачу ему почётного звания. Нарам-Суэн, после того, как стал богом, больше всего опасался, что традиционная знать, а особенно жречество, будет обвинять его в непочтительности ко всем другим богам. Он очень старался и перечислял большие суммы на содержание храмов в честь верховных богов. Он перечислял большие средства для починки, для реставрации храмов, в частности, на кирпичах храма в городе Ниппуре стоит личная печать (19-57, тут Максим очень сильно кашляет, поэтому ничего не разобрать - Ксюша), (эквалайзер мне в помощь – редактор) с его именем, что означает «Нарам-Суэн, великий строитель и восстановитель храма». Нарам-Суэн боялся правильно - люди в Древней Месопотамии не любили обожествлённых царей. Как-то косо они на них смотрели. Они его сделали сами богом, и они же против него устроили заговор, в результате которого он был убит. Впоследствии про Нарам-Суэна была сочинена злая и несправедливая легенда, в которой он был обвинён в гибели самого города Аккада. История была такая: великие боги потребовали, чтоб Нарам-Суэн и его люди ушли из Аккада, потому что боги приговорили Аккад к смерти. Но Н-С не послушался великих богов. Он стал им перечить и разрушил главный храм города Ниппура, потому что он считал себя богом главнее, чем все остальные. Затем боги наслали на Аккад потоп. Потопом были дикие горные племена, которые назывались кутии. Кутии нахлынули на Аккад, осадили его и город погиб. Впоследствии Аккад был занесён песками. Текст имел такую мораль: «Если бы не было неблагочестивого Н-С, который возгордился и возомнил себя главным богом, то Аккад был бы жив. Он был приговорён богами, но потом боги возродили бы в нём жизнь. Это было обычное явление – сперва боги собирались, чтобы погубить какой-нибудь город, а затем его восстанавливали сами. Но из-за неблагочестивого поступка Нарам-Суэна город Аккад никогда не был возрождён. Вот такая мораль. Берегитесь неблагочестивых правителей!» Эта легенда – злая и абсолютно несправедливая, потому что Нарам – Суэн не только не разрушал храм в городе Ниппуре, но он и восстанавливал его несколько раз. Но вот, тем не менее, его обвинили во всех смертных грехах именно потому, что он получил титул бога. А при каких обстоятельствах был получен титул, все забыли. Вот такая странная судьба у Нарам-Суэна. Памятник ему действительно был поставлен, это стела Нарам-Суэна, которая хранится в Лувре. Очень интересный памятник. Изображает винтовой ход армии Нарам-Суэна вверх, в горы. На самом верху стелы изображено солнце, гора. На горе стоит Н-С, у него на голове тиара с бычьими рогами. Все боги носили такие тиары. Быть богом значило быть быком. Бык – символ власти. Кто рогат, у того и власть. На этом памятнике Н-С был действительно причислен к богам, а рядом с ним извивался в страшных корчах вождь племени луллубеев, у которого в горле было копьё. Памятник очень выразительный. Но ни этот памятник, ни какие-либо другие последующие тексты не помогли ему остаться в веках благочестивым правителем. Наоборот. Его старались всячески причислить к таким, по вине которых гибли целые города, из-за их неблагочестия.
4. Шаркалишарри Наследником Нарам-Суэна и его сыном был Шаркалишарри (имя означает «царь всех царей»). Когда он вступил на престол, то в первый год своего правления он ещё носил титул бога, подражая отцу. Логично, что у Бога сын тоже должен быть бог. Но во втором году этой титулатуры уже нет, видимо добрые люди подсказали Шаркалишарри, что с ним может быть так же, как с отцом. Лучше богом не именоваться от греха подальше. Шаркалишарри снял с себя титулатуру правителя божественного происхождения и остался простым царём Аккада. В этом качестве он ходил в походы на Средиземное море, в район Ливана, где постоянно жителям Месопотамии были нужны кедры. Он ходил и на территорию Малой Азии, и в общем-то занятием всех правителей из династии Аккада был сбор дани, их боялись как сильных лидеров мелкие князьки Палестины и Сирии, мечтая находиться под покровительством Аккада, поэтому они приносили присягу Аккаду на верность. И так это продолжалось до конца правления Шаркалишарри, он был последним сильным царём Аккада, после него наступил период власти очень слабых правителей, никто их не боялся, и от которых люди отлагались как только могли. Последним из этих правителей был человек по имени Дуду. Этот самый Дуду допустил вторжение кутиев на территорию Южной Месопотамии. Их было два таких слабака: одного звали Шутуруль, другого – Дуду. Они и положили конец своему государству.
5. Конец государства Саргона Отдельный большой вопрос – почему государство слабеет? Дело в том, что государство, созданное волей одного человека, как правило, не живёт больше 70 лет. Государство, созданное Саргоном ещё некоторое время держалось на авторитете его потомков (ближайших потомков – Римуш, Нарам-Суэн). Как только люди перестают одерживать военные победы, интерес к ним у окружающего мира снижается. Как только перестаёт развиваться общество, в какой-то стране, Тоже интерес снижается. Ещё один важный фактор- большое количество кочевников. Территория Южной Месопотамии со всех сторон открыта, у неё нет границ. Через неё мог ходить кто угодно. С востока, со стороны Иранского нагорья, с южной стороны Месопотамии напали многочисленные племена. В клинописных текстах они называются кутиями. Никто не знает их происхождения, потому что от них сохранились только имена собственные их вождей. Кутии были абсолютно неграмотны. Никаких клинописных текстов не создавали. Кутии напали на Аккад и его окрестности. Распространились по всей Южной Месопотамии, их было много. Провозгласили одного их вождей царём. Но, как писал шумерский народ: «Кутии – народ, ни царя, ни языка не знающий. Образом своим сущие обезьяны». Кути - дикие, первобытные племена, решили, что если у них есть вождь, то он непременно царь. Но как управлять захваченной территорией, они не знали. Поэтому кути, в начале 22 в. став хозяевами Южной Месопотамии, почли для себя за благо оставить прежних руководителей на местах. Кутии стали требовать с местных администраторов поставки ежегодной дани. Они также лишили их прав на военные инициативы. Правители городов не могли воевать без разрешения кутейского начальства. Но в остальном у правителей Южной Месопотамии была полная свобода (так как кутии не знали, как управлять). Разумеется, при кутиях выдвинулись некоторые фавориты и особенно фаворитом стал г. Лагаш (его правители давали самую богатую дань – собирали раз в год, но иногда даже два раза в год). Кутиев это устраивало и взамен они многое позволяли Лагашу.
6. Гудеа Самым известным шумерским энси в эпоху владычества кутиев был Гудеа. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B0) Правил он достаточно долго. За время своего правления стал самым могущественным царём Южной Месопотамии. Титул «царь» не имел, так как тот принадлежал кутейскому вождю. Умер примерно в 2123 г до нэ. Гудеа – человек божественного происхождения, он был отпрыском священного брака и воспитывался государством. Вырос он при храме своей божественной матери. Когда подрос, то стал самым выгодным кандидатом в женихи для дочери предыдущего энси. Довольно-таки быстро стал зятем энси. Потом предыдущий энси передал ему свою власть. Так Гудеа стал правителем Лагаша. Это случилось уже при кутиях. Поэтому статус лугаля Гудеа не получил. Его инициативу ничего не сковывало, потому что он собирал с жителей своего города самую богатую дань, вывозил всё подчистую. Люди страдали страшно, но кутии были довольны. Эпоха Гудеа – один из самых интересных моментов, потому что Гудеа, не имея возможности воевать, стал развивать культуру. При Гудеа появляется самое красивое шумерское письмо – монументальное. Появляются монументы из диарита. При Гудеа организуются географические экспедиции, который носят экономический характер. Гудеа отправляет своих людей на поиски камня и леса для строительства главного храма в Лагаше. Его люди побывали в Ливане, на красном море, дошли до Индии. Совершены удивительные по расстоянию географические походы, при этом сугубо мирные. Нам остались максимально подробные для своего времени описания стран, через которые шли экспедиции Гудеа. Они были преимущественно водными. Но часть пути нужно было преодолевать и по суше. Чрезвычайно расширился кругозор шумеров и аккадцев при Гудеа. Было построено более 20 культовых объектов в Лагаше и пригородах. В каждом из храмов, в святилище в специальных часовенках, стояла статуя самого правителя. Статуя поставлена для того, чтобы приносить постоянные жертвы правителю, который уже ушёл на тот свет и этими жертвами его кормить на том свете. Все статуи – место принесения ритауальных жертв. Таких статуй до нас дошло столько же, сколько построено культовых сооружений, т.е. больше 20. Ни один правитель Д.В. не оставил после себя столько собственных изображений сколько оставил Гудеа. При Гудеа в Древней Месопотамии появляется скульптура в 22 в. до нэ. (жанр ранее неизвестный). Существовали барельефы, цилиндрические печати. А скульптуры не было. Самый удивительный памятник- два больших глиняных цилиндра, на которых записан рассказ о том как и при каких обстоятельствах был построен главный храм города Лагаша. На первом цилиндре рассказывается о том, что предшествовало строительству храма. На втором сосуде – строительство и праздник, который происходил. Гудеа пришёл ночью в храм и лёг там спать. Ему явился бог Лагаша. (сюжет, известный по «стеле коршунов»). Бог приказал построить его храм. Бог говорил невнятными знаками и Гудеа ничего не понял. Когда проснулся, решил ехать к толковательнице снов. Описывается путешествие к толковательнице. Длинная экспедиция по воде. Толковательница расшифровывает.
Был в моём сне человек, был небесам он подобен, был он подобен земле; был он в тиаре, как бог, на плече его — птица Анз, в ногах его был ураган, справа и слева его лежало по льву. Он повелел мне выстроить храм, я не постиг его смысла. Солнце взошло над землёй; женщина — кто б это был? — держала в руке священную трость, была у неё таблица благих созвездий небес, ' сама с собой она совещалась. Был и второй человек, таблицу из ляпис-лазури держал он в руке, рисунок храма чертил он. Передо мной положил он святую корзину, положил он священную глину. Осёл улёгся на землю справа от моего государя» Отвечает энси мать его Нина: «О мой пастырь, твой сон я тебе разъясню. Человек, что подобен небу, что подобен земле, головою подобный богу, с птицей Анзу на плече, с ураганом у ног, у которого справа и слева лежало по льву, был это брат мой Нингирсу; повелевал он тебе построить храм свой Э-нинну. Солнце — то, что взошло над землёй, это твой бог, Нингишзида; над землёй он восходит как солнце. Женщина — та, что в руке держала священную трость, у которой была таблица благих созвездий, та, что совещалась сама с собою, сестра моя это, Нидаба; звезду построения храма она возвещала тебе. А вот другой человек, таблицу из ляпис-лазури державший в руке, бог это был Ниндуб; он чертил тебе образ храма. Корзина, которую он положил пред тобой, и священная глина, и положенный в глину Кирпич Судьбы — это чистый кирпич для Э-нинну; а осёл, что улёгся на землю справа от своего государя, это сам ты; в Э-нинну так ты возляжешь. В Гирсу, во храме Лагаша, поставишь ты ногу; сними печати с подвалов, вынеси дерево прочь, изготовь колесницу своему государю, осла в неё запряги, золотом эту повозку изукрась ты и ляпис-лазурью, дышло её да блестит наподобие дня. ***(у В.В. Емельянова перевод другой) Это – перевод В.К. Шилейко.
Потом Гудеа отправляет экспедицию за материалами для храма (ливанский кедр, можжевеловые стволы, диорит, базальт, лазурит и т.п.). Все материалы провозят на огромных подводах, начинается строительство, которое продлилось год. В новом году проходит великий праздник по случаю того, что великих богов, а точнее их статуи вводят в храм. Этот праздник длится неделю. Описание праздника: во втором цилиндре говорится, что весь существующий в мире порядок переворачивается: люди ведут себя не так как обычно. Плеть не била, Бич не бил. Мать дитя своё не била. В руках управляющего, инспектора, Надзирателя, сборщика налогов, Взирающего на работу, Надзор был подобен мягкой чёсаной шерсти. На городском кладбище лопата не лежала, Тело земле не предавали. Певчие арфу не приносили, Погребального плача не заводили. Плакальщиков слеза не проливалась. Никто в пределах Лагаша подсудимого к месту клятвы не приводил. Ни один кредитор в дом человека не входил. Раб под руку со своим господином прохаживался. Рабыня вместе с госпожой своей ела.
Вот такое вот полное нарушение порядков, когда мир переворачивается. В этнографии это называется «карнавальная ситуация». Ситуация праздника, когда перевёрнут мир. Все события, описанные в отрывке, для человека того времени – праздник. После такого праздника состоялся обряд священного брака между двумя жрецами главных богов Лагаша, которые с удовольствием сделали это в новом храме. На этом заканчиваются цилиндры Гудеа. Фактически перед нами текст, в котором подробно описывается ритуал, и процедуры, предшествующие строительству храма и следующие за ним. Очень интересный текст. Кроме Гудеа такое ни один правитель не оставил. Культурная политика Гудеа способствовала усилению авторитета Лагаша, как в Южной Месопотамии, так и за ее пределами. Храмы Гудеа, статуи Гудеа, экспедиции Гудеа были известны повсюду. Однако всё это великолепие было следствием максимального угодничества Гудеа по отношению к кутиям. То, что Гудеа покровительствовали оккупанты, впоследствии забыто не было.
7. Свержение власти кутиев После смерти Гудеа в 2123 г. Против кутиев начинает создаваться военная сила. Она состояла из правителей трех шумерских городов. Эта военная сила в 2109 году объявляет кутиям открытое сражение. Откуда мы знаем что-то про 2109 год? Тексты сообщают, что на время начала военных действий пришлось солнечное затмение. В своё время специалисты института теоретической астрономии рассчитали, какое это могло быть затмение. Сошлись на 2109 году. Очень похоже: 14 лет после смерти Гудеа. Сошлись два войска. Первое – армия кутиев (предводительствовал царь Тиррикан.) Против кутиев – войска трёх городов. (Ур, Урук, Лагаш). Однако, когда произошло солнечное затмение, решили открытого сражения не устраивать, потому что испугались. Обе стороны, увидев, что затмевается солнце, восприняли это как негативный знак для себя. Война свелась к мелким атакам друг друга. Кутейские войска шли по деревням. Отнимали у людей последнее, за что не снискали себе всенародной любви. Поэтому когда Кутии укрывались в деревнях, а шумеры наступали, местные жители их вязали и выдавали в деревянных колодках шумерским военачальникам. В такой же деревянной колодке был выдан и царь Терикан. Можно сказать, что именно в 2109 году правление кутиев закончилось. Они были побеждены. Дальше началось самое интересное. Победителей было трое. Утухенгаль, сын вяльщика рыбы. Был провозглашен царём города Урука. Его считали героем всей войны с кутиями. По поводу Утухенгаля был сочинён торжественный гимн «Поэма об Утухенгале». Никто не сомневался в том, что именно Утухенгаль станет главным правителем. Однако один гадательный текст говорит: «Утухенгаль, осматривая плотину, оступился и упал в воду». Сам ли он оступился, или ему оступиться помогли, но больше Утухенгаля никто не видел. Одним конкурентом было меньше. Царь города Лагаша. Вспомнили, что этот царь является потомком того самого Гудеа, которому хорошо жилось при оккупантах. Город Лагаш был обвинён в пособничестве и вычеркнут из всех хроник, как будто его никогда не было. До нас дошли т.н. «царские списки» - списки всех шумерских городов и царей. Там нет Лагаша. Лагашу пришлось создавать свою собственную версию всемирной истории. До нас отдельной табличкой дошёл текст по истории Лагаша. До такой степени его унизили, что он больше никогда не поднялся как политический центр. Понятно, что одним конкурентом стало меньше. Остался город Ур, расположенный недалеко от Персидского залива. Ур – самый богатый город Персидского залива, потому что по нему шла торговля лазуритом. Это был транзитный пункт. Лазурит шёл из Афганистана, из района Бактрии. Всё это проходило через урских купцов. Это означает, что прямо по берегам Ура были основаны ювелирные лавки, и часть этого лазурита использовалась при создании украшений. Украшения эти продавались по бешеным ценам. Купцы и ювелиры богатели. Вторая статья дохода – в Уре располагались маленькие предприятия по обогащению медной руды. Медники и купцы, содержащие эти предприятия, тоже были страшно богаты. Ур, действительно, был городом-купцом Месопотамии. Географическое положение Ура было таково, что он со всех сторон был окружён болотами. Значит, не очень туда и пройдёшь. А на юге он упирается в море. Это создало предпосылки для некоторой изоляции города и как следствие этого – изолированной политической жизни. Разумеется, через все болота были проложены мостки, но статус Ура оставался уникальным. Урским вождём, одним из трех победителей кутиев, был Ур-Намму. Именно этому человеку было суждено основать Третью династию города Ура, и эта Третья династия стала самым могущественным государством Южной Месопотамии в 3 тысячелетии до нэ.
8. Первая династия Ура Однако прежде, чем говорить о 3 династии Ура, нужно вспомнить о 1 династии Ура. Ур – один из самых старых городов Южной Месопотамии. Его основной культ – культ лунного бога, которого звали Нанну. У Нанну были всегда свои верховные жрицы, которые вступали с ним в священный брак. В городе Уре возникла первая известная нам школьная библиотека. (28 до н.э.) Вполне вероятно, что жители Ура первыми перешли от рисуночного письма к словесно-слоговому. То, что вы должны обязательно знать, это гробница царицы Пуаби. Датируется концом первой династии Ура (конец 26 - нач.25 вв.). В 1929 -1931 гг. экспедиция английского археолога Леонарда Вулли обнаружила на территории Ура очень странный склеп. В этом склепе стояли запряжённые скелеты мулов, сидели скелеты музыкантов, игравшие на арфах, на кровати под балдахином лежал разукрашенный, разубранный скелет некой женщины в роскошной лазуритовой тиаре. Когда Вулли начел считать количество скелетов, он понял, что там уже за двадцать. Оказалось, что была погребена царица Пуаби. (скорее всего была жрицей бога луны, называлась в документах женой урского царя). Была погребена таким образом, что вместе с ней ушли в подземный мир все её слуги. Это единственный известный нам пример во всей Месопотамии, чтобы вместе с царской или жреческой особой хоронили всех слуг. Причём они явно согласились уйти туда добровольно. Они сидели в расслабленных позах, явно ожидая конца и стремясь к нему. Они были отравлены, как показала экспертиза скелетов. Они были абсолютные добровольцы, они сопровождали свою госпожу туда. Интересно, что после этого времени таких попыток никогда уже не было. Предметы, найденные в Урской гробнице Пуаби, представляют собой необыкновенную ценность. Ни в одном городе ещё найдены они не были, чудесные музыкальные инструменты: арфы, лиры с различными струнами, инкрустированные золотом и лазуритом, с изображениями быков на резонаторах. С другой стороны было изображение людей-скорпионов. Необыкновенной красоты вещи сейчас хранятся преимущественно в Америке в Пенсильванском музее, Филадельфия. Эти музыкальные инструменты впоследствии «заговорили», т.к. в клинописных библиотеках были найдены ноты. Первая цивилизация, которая записала свою музыку особыми знаками – шумерская цивилизация. В городе Ниппуре, в конце третьего тысячел.была записана музыка. Когда эти арфы были отреставрированы, на них зазвучала та самая музыка. В Америке есть специальный человек – Анна Келмер, которая эту музыку расшифровала, и даже было сделано несколько записей. Если бы не гробница Пуаби, мы бы никогда не имели представления о том, что такое музыка Древней Месопотамии. Там же, в этой гробнице, было обнаружено огромное количество ювелирных изделий, прекрасно сохранившихся. Мы знаем, что основой ювелирного дела в Уре того периода и последующего были лазурит, сердолик, серебро и очень редко золото. Очень любили шумеры лазурный цвет. Многочисленные бусы, тиары, браслета, ножные браслеты – всё это было обнаружено в гробнице Пуаби. Роскошный памятник первой династии Ура.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |