КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Великая Ольга. 1. Приход Урукагины к власти
17.09.2011 §4. От Урукагины к Саргону.
1. Приход Урукагины к власти В результате восстания Лугаланда был лишён своего статуса царя, но закончилось всё это для него вполне благополучно. Конфискации имущества не было, и сам Лугаланда через год, его жена через 5 лет были похоронены за государственный счёт. К власти пришёл ставленник храмовой знати, который вошёл в историю под именем Урукагина. Его имя мы до сих пор считаем условным, потому что клинописный знак “к” в этом имени может также читаться, как и “ним”, и есть 2 версии чтения этого имени - Урукагина или Уруинимгина. В разных учебниках вы можете встретить разные версии этого чтения. Как точно и правильно читать не знает никто до сих пор. Этот человек правил примерно с 2318 по 2313 г.до н.э. (даты по средней хронологии). Он, видимо, был человеком незнатного рода, он нигде не упоминает, что он сын царя или энси. Различаются 1 год правления Урукагина-энси и 6 лет правления Урукагина-царя (всего 7 лет). Дело в том, что, по истечении первого года правления Урукагина, Лугаланда, прежний царь, умер, и титул лугаля перешёл Урукагину. Он, наконец-то, перестал называться энси и принял титул лугаля, который позволил ему провести, так называемую, реформу. Так называемую, потому что характер, проведённых Урукагиной мероприятий до сих пор изучается. И есть большой вопрос это реформа или, наоборот, возвращение людей к некому правопорядку. Об этом речь пойдёт далее.
2. Конусы Урукагины Уже на 2 год правления Урукагина записывает текст законодательного характера на 3-х глиняных конусах. В истории этот текст так и называется - Конусы Урукагины. До последнего времени они были известны в 3-х экземплярах, но 3 года назад в Лувре был обнаружен 4-й экземпляр конуса, сильно побитый, и в настоящее время мы знаем, что их было как минимум 4. Все конусы содержат однообразную надпись, состоящую из 4–х частей. В первой части своей надписи Урукагина сообщает, какие прекрасные здания и каналы были построены им для бога своего города. Среди них и дворец, и помещение для стрижки овец в храме, и стена города, и храм, то есть в первые годы правления Урукагина было построено немало новых сооружений. Во второй части надписи сообщается о тех правонарушениях и отступлениях от изначального порядка, которые были допущены в городе при Лугаланде. Здесь говорится о том, что предыдущий энси, не называя его имени, забрал себе землю бога, отдал землю богини своей жене, а землю детей бога своим детям, то есть вся храмовая земля была отобрана энси в пользу своей собственной семьи. И это было страшно, потому что от храмовой земли кормилась вся большая городская община, а теперь, если всю землю забрал себе правитель, это означает, что ни одного участочка, ни одного клочка этой земли не достанется в обработку простым людям, и все продукты, весь урожай с этой храмовой земли окажется не у Бога, не у храма в амбаре, а у правителя в амбаре. Это было прямое посягательство на имущество городского бога и экономически и ритуально страшное преступление. Во-вторых, Урукагина говорит о том, чтобы чиновники взимали поборы с членов храмового персонала. За исполнение своей должности должны были платить чиновникам рыбаки пастухи, лодочники, рабочие, и эти поборы стали уже абсолютно естественными, каждый знал, сколько нужно дать чиновнику, для того, чтобы тот разрешил ему работать. В-третьих, от имени государства, а, на самом деле, в пользу энси, взималась довольно высокая плата за похороны и за лечение больных, и эта сумма подходила уже к тому уровню, когда ни лечить, ни хоронить стало невозможно, люди просто не могли за это расплачиваться. А плата, разумеется, была такой высокой потому, что чиновники энси получали значительную часть средств в свой карман. Далее, при Лугаланде люди имущие, знатные могли беспрепятственно претендовать на землю, сад, иногда и на дом людей бедных, неимущих и частенько получалось так, что богатый вламывался в сад бедняка или вдова, этот сад обирал, и ничего ему не было, никакого наказания по суду. Точно также богатый мог беспрепятственно забрать у бедняка осла, если тот не хотел ему этого осла продавать. В эпоху Лугаланды практиковались массовые аресты неугодных, людей задерживали в тюрьме без суда на долгие сроки, человека могли арестовать прямо на улице, и никто из его родных не знал, где он находится, человеку могли присудить наказание за вину, которой у него нет и за преступление, которое он не совершал. То есть это был массовый отход от принципов справедливости, и общество так жить уже не могло. Во второй части законов Урукагины сказано, что когда в городе существовал беспорядок, то люди под название игинуду пользовались водой из общего колодца. Это таинственная фраза, которую мы до конца понять ещё не можем. Кто такие игинуду? Само это шумерское слово делится на 3 слова, иги - “глаз”, ну - “нет”, ду - “поднимать” - “не поднимающие глаз”. Одни исследователи считали, что это ослеплённые пленники, другие полагают, что речь идёт о неких, как бы сказали индусы, “париях”, то есть о людях, которым не дозволялось пользоваться совместной пищей и пить общую воду с другими людьми. То есть это были какие-то люди, поражённые в правах, и они назывались “игинуду”. И Урукагина особенно подчёркивает, что беспорядок до его воцарения состоял ещё и в том, что эдинуду пользовались водой наравне со всеми, и той водой, которая была колодезной, то есть из колодца черпали все, и той водой, которую можно было брать из канала. В этом состоял беспорядок, который нужно было устранить. Фраза эта тем более таинственна, что это слово “игинуду” больше не встречается нам больше нигде, за исключением текстов из раннего Лагаша. Реформы Урукагины – это последний текст, где встречается нам это слово. Видимо, потом эта категория людей как-то сама по себе исчезает. Интересного много. Есть, например, такой таинственный памятник тоже из Лагаша. Мы не знаем, при ком он был составлен при Энметене или Урукагине. Он называется условно “овальная пластинка”. Она содержит ряд очень странных, с нашей точки зрения, законов, похожих на то, что мы встречаем в конусах Урукагины. Там есть, например, такой пункт, что прежние времена, когда существовал беспорядок, женщина могла иметь два мужа, и могла в любой момент уйти от своего мужа к другому, а ныне же, поскольку наступил порядок, то женщины будут за такие поступки наказаны. У неё должен быть один муж, и она не может от него уйти просто так, только по закону. Следовательно, существовали какие-то очень древние, архаичные нормы (мы знаем общества, которые называются полиандрические, где практикуется многомужество женщин), и, вполне возможно, что шумерское общество в ранней древности было полиандрическим обществом. Роль женщины в Шумере очень велика. Культ женщины, женских божеств, мифы, связанные с женщинами, всё это буквально пронизывает шумерскую религию и шумерскую мифологию. Достаточно сказать, что человек не может стать царём, не пройдя через обряд священного брака, то есть свои царскую силу он получает в результате священного соития с женщиной, представляющей богиню, и власть тоже получается через женщину. Таким образом, это были некие старые нормы, которые в последствие были признаны неправильными, и роль женских божеств, начиная со второй половины III тыс. до н.э. начинает постепенно уменьшаться, женские божества постепенно сменяются мужскими, и, если женщина считалась создательницей всего мира, матерью, то к концу III тыс. до н.э. в шумерской мифологии создателем всех людей уже считается мужчина (мужской бог создаёт всех людей из глины), то есть абсолютно меняется представление о том, кто лидер общества. Конусы Урукагины передают небольшие кусочки этих старых представлений. Когда Урукагина приходит к власти, начинается 3 часть конусов – те мероприятия, которые провёл сам Урукагина. Он: 1) упорядочил плату жрецам и отменил поборы с них со стороны царских чиновников 2) чиновникам запрещалось взимать в свою пользу часть доходов со …, рыбной ловли и пользование ладьями 3) было восстановлено право собственности богов на храмовое хозяйство, или иными словами, было восстановлено право собственности общины (всех общинников) на храмовое хозяйство (люди могли в голодные годы пользоваться урожаями с храмовой земли) 4) были введены законы, охранявшие частную собственность, в особенности частную собственность мало имущих 5) были освобождены незаконно осужденные, и были введены царские суды 6) люди, которые не являлись членами городской общины, были отстранены от пользования колодцами и арыками на общей территории (подчёркивая свои заслуги Урукидина говорит, что “игинуду не могли больше пользоваться водой из канала и из колодца, когда я пришёл, а мои подданные получили такую возможность…”) Подданными царя являлись граждане городской общины, следовательно все, кто не принадлежали к городской общине, не имели статуса полноправного члена города, не могли пользоваться водой в этом установленном порядке, либо они пользовались ею за плату. Последняя часть конусов заканчивается такими словами: “…Жители Лагаша от подушной подати, воровства, убийства, заключения я избавил. Их возвращение к матери (освобождение) я установил, чтобы бедняк и вдова человеку сильному не предавались (чтобы сильный не имел власти над бедняком и вдовой). Со своим богом Урукагина этот договор заключил”. Последняя 4-ая часть конусов – это сообщение о том, что в честь своего бога, которого звали Нингирсу, Урукагина прокопал маленький канал на территории города и назвал его в честь богини справедливости. Этот канал он установил соединив его с предыдущим, посвященным главному лагашскому богу Нингирсу. Таким образом, были объединены 2 канала, фактически на территории Лагаша появилась новая ирригационная система.
3. Характеристика Конусов И всё же, это были реформы или, наоборот, консервативные мероприятия, которые были проведены царём с целью возвращения общества к первоначальному порядку? В настоящее время наука склоняется ко второму, и тут нужно сказать несколько слов о том, как шумеры вообще представляли мир. Дело в том, что очень большое место в мировоззрении шумеров отводилось такому концепту, как “возвращение на своё место”. Шумеры воспринимали мир циклически, они считали, что любой беспорядок, любой хаос, приходит к своему концу и время начинается заново, подобно тому, как каждый год обновляется время на празднике нового года. И вот Шумерские, а в последствии и вавилонские цари, приходя к власти, издавали, так называемые “указы о справедливости” (или эдикты о справедливости). Это интересное явление в истории Востока, так как, похоже, что ни один народ в таком виде их не знает. “Эдикт о справедливости” отменял все основные события, прежде всего договора, контракты, судебные приговоры, которые были вынесены в предыдущем году. Время как бы очищалось от событий. Объявлялась всеобщая амнистия. Особенно важно это было для рабов-должников, которые, попав под Эдикт о справедливости, возвращались из домов своих кредиторов к себе. Это их автоматически освобождало. Точно так же возвращались со своих работ, с исполнения повинностей люди, которые были на них заняты. То есть отменялось решительно всё, потому что время начиналось заново. Это была такая восстановленная космическая справедливость. Конусы Урукагины – это пример такого текста, когда время возвращается к прежнему порядку, существовавшему изначально, и мы видим в текстах такую формулу как “ с тех пор как семя вышло” (с давних времён, с “зачатия” мира). Затем Урукагина говорит, что он “восстанавливает прежний порядок”, то есть он восстанавливает некое изначальное божественное установление ритуал. В самих конусах есть слово “божественный порядок, божественный ритуал” (по-шимерски это “билуда”), то есть Уркадина восстанавливает “билуда” (бож. ритуал), который был нарушен, и теперь он приводит его в норму. Таким образом, мы не можем назвать это реформой, так как реформа это движение общества вперёд, какие-то прогрессивные шаги, а когда правитель возвращает отнятую землю богу, отнимает у чиновников их постоянные доходы, выпускает арестованных, это не воспринимается им самим как нечто новое, это воспринимается как восстановление исходной справедливости. То есть реформа состояла в восстановлении первоначального ритуала. А изменили ли ли конусы что-то реально? Мы видим лишь декларацию. Если мы посмотрим хозяйственные тексты, мы увидим, что Урукагина побоялся сделать самое главное, для того, чтобы его реформа была успешной: он побоялся сменить чиновников, контролировавших храмовые и ремесленные хозяйства. Эти люди остались на своих местах, они срослись имущественно и кланово с храмовой администрацией, поэтому, скорее всего, и нас нет оснований говорить, что взяток стали брать меньше. То чего царь хотел, он, по большому счёту, не добился, потому что посягнуть на людей, у которых в руках были реальные деньги и реальная власть в стране, он не мог. Может быть, ему не хватало политической воли, возможно, внешнеполитические обстоятельства не позволили, но, к сожалению, конусы Урукагина, содержат только декларацию того, что могло быть сделано, но, по большому счёту, не было осуществлено. К тому же, Урукагина не мог остановить общественное расслоение. В это время в Лагаше и прилегающих шумерских городах возникла уже хорошо сформированная верхушка общества, которая ни при каких обстоятельствах не стала бы делиться своей властью. Члены храмовой администрации были одновременно общинниками, держателями личных наделов. Они получали двойной доход: c одной стороны им платил храм за исполнение должности, с другой стороны – они получали урожай у себя дома, на своём участке. Если они при этом ещё брали взятки, поборы с ремесленников, пастухов и т.д., то у них образовывался дополнительный объём капитала, за счёт которого они могли прикупать землю. Таким образом, скоро они становились крупными землевладельцами, которые могли нанимать рабочий персонал. В южной Месопотамии довольно рано уже появляются батраки, которые по весне нанимались на сезонную работу. Участков, на которых требовался их труд, было огромное количество, потому что крупный землевладелец, скупавший участки не мог только силами своей семьи обработать эту землю.
4. Финансовая система в Месопотамии Какие же были в то время деньги? За счёт чего создавались первые капиталы? Бумажных денег или металлических монет не было, они появляются очень поздно. Первая монета появляется только в 7 в до н.э. в Лидии на территории Малой Азии. А до этого люди в странах Древнего Востока расплачивались различными драгоценными металлами по весу. В частности в Месопотамии это был серебряный лом, который взвешивали. По-аккадски он назывался сигль (сикль) или шекель (от глагола “шакАлю” – взвешивать, отвешивать). Следовательно, первый способ расплатиться – это отвесить серебряный лом. Второй способ расплатиться - заплатить ячменём (так же по весу). Если человек скапливал себе капитал, он делал это в серебре или ячмене. К золоту как менному эквиваленту пришли также достаточно поздно, и с самого начала как деньги оно не использовалось. Об этом речь пойдёт позже. Образовался слой зажиточных людей, которые получали плату у себя на месте, в храме(в храмовой администрации), пользовались доходами с личного участка, прикупали землю и пользовались урожаем с этой земли, а также принимали участие в войнах (на Древнем Востоке мужчины обязательно воевали).
5. Вооруженные силы Месопотамии Важный вопрос для нашего рассказа: из кого состояла армия? Несколько мы знаем из дошедших до нас текстов и изображений, в Шумерском городе Лагаше армия состояла из 3-х родов войск, которые напрямую зависели от имущественного ценза семьи, потому что оружие и всё оснащение человек покупал на собственные средства и государство ему ничего не давало. 1) Легко вооружённая пехота 2) Тяжело вооруженная пехота 3) Колесничные войска В Шумере легко вооруженные пехотинцы – это были самые бедные люди, которые не могли себя хорошо защитить. У них были дротики, которые он метали, боевые палицы, булавы. Война всегда начиналась с этой несчастной легко вооружённой пехоты, которую били первыми. Потом шла тяжело вооруженная пехота, причём она шла сомкнутым строем и вперёд, чем производила очень грозное впечатление (что-то вроде клина). Она состояла из людей в длинных шлемах с тяжёлыми длинными копьями. Зачастую одно такое копьё несли 2 воина. Тяжело вооружённая пехота была крайне неповоротливая, потому что оружие в то время было медное или бронзовое, и носить его было очень тяжко. Всё, и шлемы, и рубашки типа панцирей, было тяжёлым, и бросаясь всей своей массой на врага, она его просто давила. И, наконец, когда возникала необходимость, где-то в середине сражения, тяжело вооруженная пехота раздвигалась, и выходили колесничные войска. На колеснице мог сперва умещаться только один человек. Он управлял мулом (в то время колесницы были запряжены мулами) и одновременно метал дротики, но потом там стали располагаться 2 человека – возница и стрелок. Плохо было то, что не было лучников. Вся эта громоздкая машина, которая имела устрашающий вид и шла только вперёд, не была манёвренной и не умела воевать из засады. Поэтому любой маленький отрядик, засевший где-нибудь в кустах с луками, мог легко их всех перебить, но пока такого противника не обнаруживалось. О чём свидетельствует такое массивное суровое тяжёлое войско? О том, что большое количество богатых людей вкладывались в оружие, которое было не просто военными доспехами, но было ценностью, куда вкладывались средства человек, имевший много такого оружия, считался очень богатым. По мере того, как в шумерских городах за счёт земледелия, торговли, прикупа земель, взяток и т.д. люди всё богатели и богатели, общество расслаивалось, но появлялось большое количество людей, которые, имея у власти всё, хотели ещё большей власти. То есть их город уже не устраивал, они претендовали на руководство всеми городами. И вот этот период правления Урукагины заканчивается весьма странным образом: на границах города Лагаша оказывается войско соседнего города Уммы, извечного противника Лагаша, и это умийское войско возглавляет царь, которого звали Лугальзагеси. К моменту, когда он пришёл в окрестности Лагаша, он уже захватил 5 городов, и во всех них он провозгласил себя царём (лугалем). Стало быть на его стороне было по мимо войск его собственного города ещё 4 армии. Лугальзагеси разграбил 16 поселений в окрестностях Лагаша. А что же делал Урукагина? Организовал ли он оборону своего города, увидев противника лицом к лицу? Ничего подобного. Он сбежал, и его следы теряются как раз в 2312 году. Куда он сбежал, знают только шумерские боги, но до нас дошло одно очень любопытное свидетельство. Есть такой памятник, который называется “Обелиск Маништусу”. (Миништусу – это один из царей, который покупал землю в окрестностях города Киша), на котором, среди других продавцов земли значится Урукагина. И вот тепрь историки гадают тот это Урукагина или не тот: если тот, то ему во времена Маништусу должно было быть около 100 лет. Следы Урукагины теряются и Лугальзагеси хочет войти в Лагаш, и никто ему особо не препятствует, поскольку особой обороны не было, сопротивления никто не оказывал. Но! войти в Лагаш он не успевает, потому что не встречу ему наперевес направляется войско под предводительством семитского царя Саргона, и он объявляет Лугальзагеси войну.
6. Начало правления Саргона Аккадского А откуда он собственно появился? Саргон был царским чиновником, который поднял восстание, сверг своего хозяина, собрал большую армию и захотел быть царём всего. Он был очень умелым реформатором. Он понял, что, чтобы победить эти неповоротливые тяжело вооружённые войска и нагруженные дротиками колесницы, которые тоже двигались крайне медленно, запряженные мулами (неповоротливее лошадей), можно только быстротой, натиском, внезапностью, а все эти качества присущи лучникам. Саргон создал армию нового типа. Она могла стрелять из укрытий, могла организовывать засады, разделяться на засадные полки, и, самое главное, в этой армии была очень большая дальнобойность луков. Они метко стреляли на большие расстояния, и поэтому армии Саргона не смог противостоять никто. К сожалению, у нас нет описания войны между Лугальзагеси и Саргоном, древние источники никогда не писали о ходе войны, но мы знаем, что она закончилась поражением Лугальзагеси, и, только представьте себе, Саргон со своей небольшой, но хорошо обученной армией взял в плен 5 армий других городов. Дальше было самое тяжёлое – понять, что делать. Для того, чтобы ты стал царём, нужно было получить признание всех шумерских богов, а это могло произойти только в священном городе Ниппур, где собрались бы делегаты из всех городов и где бы его торжественно провозгласили “царём Вселенной”. С Лугальзагеси так и произошло. Когда он покорил 5 городов, Ниппур уже не стал ждать, пока он покорит остальные 5, и они позвали его и провозгласили “царём Вселенной”. Поэтому Саргон понимал, что Лугальзагеси, с одной стороны, в плену, но, с другой, он по-прежнему царь, его признали боги, а сам же он пока только бунтовщик против истинного царя. Он придумал гениальную штуку: он провёл Лугальзагеси через ворота Энлиля наоборот, и это показало, что Лугальзагеси как бы возвращает из своего прежнего царского состояния в первоначальное. Таким интересным ритуалом Саргон уничтожил в религиозном смысле право Лугальзагеси называться царём, и воцарился сам. Возникает следующий вопрос: а что всё это время делали люди (пока Лугальзагеси принимал царствование, потом воцарялся Саргон, кто-то с кем-то воевал)? Кого из них они признавали узурпатором, а кого нет? Тут есть интересный момент. Есть такая старая формула, которая в Месопотамии всё всегда оправдывает “Нет власти не от Бога”. Жрецы в Месопотамии признают власть того человека, который у власти находится, и они его не могут считать его узурпатором, так как его привели сюда сами великие боги. Следовательно, кто бы не приходил к власти в Месопотамии, он всегда будет признан как законный правитель. Но! с этого законного правителя будут требовать то, что мы сейчас называем соцобеспечение, то есть покровительство храму (жрецы: если ты нас кормишь – мы тебя признаём, а если забываешь – то ты нехороший и мы можем устроить против тебя заговор). Это было главное и единственное условие. Каждый правитель Месопотамии, приходя к власти знал, что он должен он должен “кормить богов” (то есть кормить знать). Если знать сыта – всё будет хорошо. Саргон был умный человек. Он, придя к власти, объявил себя верховным попечителем главного храма Южной Месопотамии, и блестяще удержался. Но своего хозяйства у него не было, и это значило, что он должен был добывать пропитание путём войны. И вот, представьте себе, что на протяжении 25 лет своей государственной деятельности Саргон находился в военных походах. Он воевал четверть века (чтобы кормить всех этих бездельников).
7. Биография Саргона А кто такой был Саргон? Он правил 55 лет, из которых 25 был в походах. Пока он воюет, мы о нём что-то знаем, поскольку он оставляет надписи. Как только он прекращает воевать и запирается у себя во дворце, мы перестаём о нём что-то хорошо знать. И только последние годы Саргона, которые были омрачены восстаниями против него, нам известны из текстов очень странного жанра, а именно гадательных текстов, так называемых оминах (оменах). В этих гадательных текстах очень часто можно встретить описание исторических событий. Особенно интересны тексты предсказаний по печени жертвенного животного (ягнёнка или козлёнка). Они ценны для историков одной своей дорогой чертой: в них вторая часть, которая называется по-гречески “аподезис”, содержит исторически факты, а первая часть всегда содержит описание того, что происходит с печенью. Например, если в правой части скопилась желчь, и она имеет форму того-то, то произойдёт со страной тоже самое, что было с Саргоном, когда этот царь сидел во рву возле своего дворца и не мог выйти, потому что он был окружён мятежниками. Бывали, и более странные сообщения, которые можно интерпретировать по-разному. Например, если в желчном протоке по правую сторону внизу темно, то будет, как с царём Бурсином, который умер от укуса своей туфли (может быть, у него была гангрена, или кто подложил ему в туфлю скорпиона). Что касается Саргона, эти гадательные тексты рассказывают нам о последних годах его жизни, и мы кое-что можно узнать. Что же касается первых 25 лет, то помимо военных походов, Саргон проводил реформы, и его можно назвать первым в истории южной Месопотамии царём-реформатором. Саргон по своему происхождению семит, первый семитский правитель, который имел статус царя. Он был человеком незнатного происхождения, и само его имя, а правильно не Саргон, а Шаррукен, означает “истинный царь”. Имя давалось человеку неслучайно, это тронное имя, он его получил после воцарения, и оно подтверждало легитимность царя. О происхождении Саргона была создана легенда (трудно сказать в какой степени ей можно доверять) [полезная ссылка - http://ulenspiegel.od.ua/skazanija-o-sargone - О.С.]: матерью Саргона была безбрачная жрица, а отцом простой человек из маленького городка … (?) Естественно, что безбрачная жрица, которая родила, могла быть катастрофой для города. Если бы её поймали с ребёнком, её бы, по правилам того времени, просто утопили. Есть другая версия, что она была не совсем безбрачная, а ей дозволялось иметь ребёнка в результате обряда “священного брака”, который происходил раз в год, но она мало правдоподобна (это скорее всего была случайная связь). Таким образом, матери Саргона, имени которой мы не знаем, пришлось спасать себя и ребёнка. Она посадила его в корзинку и пустила по Евфрату (то есть, скорее всего, легенда о Моисее, которая была гораздо позже, была списана с легенды о Саргоне). Корзинку подобрал царский водонос, которого звали Акка, он воспитал Саргона, и мальчик начал служить при дворе в городе Кише. Когда будущий Саргон стал юношей, в него влюбилась прекрасная богиня Инанна, которая сказала, что если он станет её мужем, она даст ему власть. И он согласился. После обряда “священного брака” с этой богиней, он объявил её покровительницей всей своей будущей династии. Так как во время обряда “священного брака” роль богини играла верховная жрица, вполне возможно, что в него влюбилась какая-то жрица, пообещала ему власть, и он в союзе с этой жрицей устроил мятеж, схватил законного кишского царя, сверг его, а это уже исторический факт, и провозгласил себя начальником армии, после чего началось его триумфальное восхождение к власти. Это была, конечно, легенда, но значительная, так как ни о ком из предыдущих шумерских правителей так не рассказывали. Итак, он победил Лугальзагеси, был специально призван в Нипур и дальше на протяжении 25 лет проводил реформы, государственную, военную, календарную, которые затронули даже такую область духовной культуры как искусство. Реформа Саргона – это одна из самых значительных реформаторских эпох в истории Древнего мира.
8. Реформы Саргона Когда он пришёл к власти, он увидел, что мешало предыдущим шумерским правителям организовывать население своих городов и бороться со взятками – горизонтальная клановая структура – все были родственниками. Для того, чтобы изменить положение дел, нужно было изменить вертикаль власти. И Саргон – первый, кто это делает. Он отменяет горизонтальные клановые связи, и вводит вертикальную связь начальник-подчинённый. А что для этого делать? Нужно, чтобы на государственных постах работали люди разных национальностей, которые не являются родственниками, чтобы разбить родственные привязанности. При Саргоне выдвигается большое количество семитов и людей с восточных гор, и эламитов, и т.д. Он берёт на службу всех, и его государственный аппарат, становится полностью вертикальным. Он каждый год назначает своих специальных царских чиновников, создаёт бюрократическую систему, которая подчиняется ему напрямую, объединяет все местные царские суды в один царский суд, делает первую столицу государства (до этого у шумеров никогда не было столицы) – город Аккад, где помещает главную канцелярию. Затем он превращает городские ополчения в регулярно действующую армию, которая получает довольствие непосредственно из царской казны. Он поощряет развитие торговли, ростовщичества, при нём появляются первые случаи, когда деньги хранятся в чём-то типа современных банков (люди приносили денежные суммы и хранили там, но, в отличии от сегодняшних банков, они их получали обратно без процентов). Несмотря на покровительство людей разных национальностей. На главные посты храмов (посты главных жриц), Саргон назначает своих дочерей, а их у него было очень много, потому что у него был гарем, у него были дети от разных браков, с разными иноземными принцессами. Это были очень удобные места для разведчика (она могла писать донесения, о том, что происходит в городе), и все прекрасно понимали, что какой-нибудь город находится под негласным контролем дочери Саргона. Кроме того, он провёл календарную реформу. Дело в том, что в каждом шумерском городе существовал свой календарь. Новый год везде начинался примерно одинаково – в конце марта-начале апреля, но месяцы назывались по-разному и шли в разное время. Саргон это всё упорядочил, ввёл согласование местных календарей по эталонному календарю из города Ниппур. Точно так же Саргон поступил с системой мер и весов. При нём были введены гири стандартного размера, установлена единая плата в серебре и в зерне ячменя, установились расценки, в частности цены на рабов окончательно установились при Саргоне. Он поощрял свободную коммерцию, которой раньше не было, так как торговые агенты торговали от храмов (теперь появились свободные торговцы). Он поощрял куплю-продажу земли, садов, полей. При нём колоссально выросла роль личности, индивидуума в истории, и у нас есть одно свидетельство, которое это подтверждает: мы не знаем, как выглядели шумерские цари до Саргона, потому что до него никто не догадался сделать их портретов. Есть портреты богов, изображения непонятные и стандартные, большое количество статуэток молящихся людей, но как конкретно выглядели правители, например, каким был Урукадина, мы не знаем. Первый портрет – это скульптурный портрет Саргона, который хранится в Лувре, и именно с Саргона месопотамские правители научились себя изображать, у них появился вкус к тому, чтобы приказывать создавать свои портреты. Саргон научил человека уважать личность, поэтому в последние годы его правления, его даже стали негласно считать богом, настолько необычным человеком он, видимо, был. До нас дошли имена собственные типа “Саргон-мой Бог”.
9. Итоги правления Саргона Таким образом, Саргона можно считать первым реформатором в южной Месопотамии, и можно даже сказать, что произведённый им переворот был необратим, и никто потом уже не вернулся к тому порядку вещей, какой существовал в Шумере до него. Одновременно он прекратил и постоянные распри между шумерских городов за политическое превосходство: присвоив их все, став царём севера и юга Месопотамии, он прекратил междоусобицу, а это означало, что начался интенсивный рост населения. Появилась чёткая вертикаль власти (каждый человек чётко знал свою должность и своё место), установились твёрдые расценки за исполнение должностей. Установилось чёткое представление о времени на территории всего государства. И, в результате, подданными Саргона захотели быть люди других регионов. Ему начали клясться в верности царьки Сирии, Малой Азии, и Саргон этим воспользовался: он совершил военный поход, дошёл до Средиземного моря, и объявил своими данниками всех правителей по ходу его армии. Таким образом, вся Сирия, часть Малой Азии, сирийская пустыня на границе Месопотамии – всё это отныне было территорией данников Саргона. Так возникли предпосылки к созданию государства имперского типа, но это было не ко времени. Империя в то время ещё не могла быть создана, потому что не сложились ещё объективные условия, но в западной литературе пишут, что Саргон создал такие предпосылки. Некоторые учёные даже пишут об империи Саргона, хотя с исторической точки зрения это не верно. Далее с конца XXIV по начало XXII века Месопотамия находится под властью Саргонидов (династия потомков Саргона) или иначе Аккадской династии.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |