Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 7 страница. У шумер впервые появляется Парламент




 

5. Шумерский парламент

У шумер впервые появляется Парламент. Тот строй, который существовал в шумерских городах – государствах, американский шумеролог Т.Якобсон (не наш В.А.Якобсон, а американский – ударение, соответственно, на первый слог) назвал – военная демократия. Действительно, у шумеров было народное собрание, состоявшее из 2 палат: из совета отцов города, из совета юношей города. И каждый из этих палат настаивал на своем, существовали между ними ссоры, и стоило больших усилий спикеру такого парламента их помирить. Это был реально действующий орган, который принимал решения о налогах, военных походах, о заключении договоров с другими городами. Действительно именно у шумеров были зачатки демократии и парламентского правления. Ни одно государство этого времени ничего подобного не знало.

Соответственно у шумеров была ограничена власть монарха. Впоследствии даже не смотря на то, что существовали царские династии, ни один царь не мог предъявить права на все земли государства. Это было невозможно, потому что земля принадлежала общинам. Если царь хотел себе какой-то земельный участок, он должен был его купить. Значит, претензий на всю землю у него быть не могло. Точно так же у него не было претензии на власть во всех городах страны, потому что всюду его власть ограничивалась местными городскими парламентами. В Шумере не могло быть того строя, который был назван в Западной науке – западная тирания или восточная деспотия. Деспотов там не было. Правителя могли свергнуть, заменить на другого, более объективного. Так что можно сказать, что, основы той государственности, которая впоследствии будет наиболее прогрессивной, тоже были заложены в Шумере.

 

6. Шумерская религия

Если говорить о религиозной стороне, то в первой книге Библии «Книга бытия» содержится много шумерских мифов, которые были переработаны евреями за время их пребывания в Вавилонском плену. В частности такие мифологические сюжеты, как: грехопадение, рассказ о вавилонской башне, история Каина и Авеля, история потопа. Все эти библейские сюжеты имеют шумерское происхождение. На этические заповеди «Ветхого завета» оказали влияние законы шумерских городов-государств.

Нужно сделать одну принципиальную оговорку, когда мы упоминаем шумерскую культуру, мы имеем ввиду не культуру шумеров, как некой нации, как этноса, а культура народов Месопотамии, которые в то время говорили преимущественно на шумерском. По-шумерски говорило много народов, не только шумеры. И вавилоняне, и ассирийцы, и эламиты, и хурриты, и какие-то племена восточных гор, которые проживали в Шумере. Их всех объединял язык. Поэтому то, что мы называем шумерской культурой, это та культура 3-ого тыс., которая создавалась многочисленными народами древней Месопотамии.

Конечно, следует сказать о том, что именно шумерское культурное наследие, было заимствованно народами малой Азии, Сирией, Палестиной, Иранским нагорьем. Существовали связи между Шумером и западной Индией, между такими государствами как шумерский Ур и Индийская Хараппа. Потому что на территории этих государств, были найдены печати городов. Вот, прежде всего между ними существовали интенсивные торговые отношения.

 

7. Шумерское мироощущение

Если говорить о шумерском мироощущении, то шумеры были классически политеисты. С одной стороны, каждый шумерский город возникал вокруг своего главного храма, и Бог этого храма считался хозяином города. С другой стороны, шумеры верили в существование собрания всех богов, в городе Ниппуре, поэтому все важнейшие государственные дела решались там представителями городов. У шумеров был военно-политический союз городов, который идеологически рассматривался, как союз богов. При классическом политеизме верховного Бога нет, потому что каждый бог правил совместно с другими, они правили по очереди. Кроме того, каждый шумерский бог обязательно был хозяином какого-нибудь месяца. Он был связан с определенным сезоном года, в честь него устраивался праздник, ему приносились жертвы. Поэтому абсолютной, постоянной власти ни один бог иметь не мог, когда проходило его время, он сменялся следующим богом.

И даже более того, у шумеров существовало представление о священных категориях, которые были намного важнее богов, и которые определяли деятельность, как богов, так и людей. Важнейшей из этих категорий была категория – Ме. (Емельянов: «пишется мЕ, читается мЭ»). Категория ме, она не определима, ей нельзя дать какое-то определение. В различных контекстах ме означает – сила, желание, потенция, слово, тайна, и вообще ме – это действительно некие потенции, некие сущности различных вещей. Шумеры считают, что все ме хранятся на небе, в резе престола Небесного Бога. И он эти ме порциями спускает вниз, и там эти ме превращаются в различные виды деятельности, черты характера, богов, людей, в разные предметы, начиная от царского скипетра, заканчивая, скажем, музыкальными инструментами. Вся человеческая цивилизация была бы невозможна без ме. Вся человеческая цивилизация является способом превращение ме в разные предметы и качества. Так вот если бог не обладает ме, он не может ничего делать. Главная задача бога эту ме получать, или украсть у другого бога. Поэтому шумерская мифология изобилует сюжетами, где один бог подпаивает другого, крадет его ме. Лишившись ме, бог лишается власти, а тот, кто получает ме, наоборот становится господином над всеми другими городами.

Довольно занятная получается история: ме – это источник власти, и тогда все неприятности, которые происходит с людьми, объясняются одним простым способом: у бога мало ме, либо их не додали, либо их украли, похитили. Если с городом все в порядке, значит ме достаточно. Для того, чтобы ме было достаточно, необходимо вовремя богов кормить жертвами, потому что боги насыщаются жертвами, и у них появляется необходимая для жизни ме. Очень интересная сама по себе мифологическая история. Так вот ме – это необходимое условие, чтобы была жизнь, была власть, чтобы было развитее общества.

Простые люди, и вообще люди не обладают ме. У них есть судьба, индивидуальная судьба, которую шумеры называли словом - Нам. Считалось, что судьба – это все, что дано человеку от рождения до смерти. Вся его жизнь и совокупность событий - это и есть судьба. И пока человек жив, его судьба индивидуальна, она неповторима. Человек имеет собственное имя, своих родителей, потом он вырастает, поступает на службу, получает должность, заводит детей, получает место в народном собрании, его жизнь протекает в соответствии с индивидуальной судьбой – нам. Как только человек умирает, его постигает судьба всех людей – он лишается своей судьбы и попадет в подземный мир, который шумеры называют – Страна без возврата. А шумерский подземный мир – это мрачное помещение, абсолютно темное, где нет ни воды, ни пищи, нет ничего в общем, где умершие превратились в крылатые существа, но не смотря на то, что них есть крылья, они очень хотят есть и пить. Следовательно, их надо кормить.

И вот задача родственников всех людей, которых уже ушли на тот свет, заключается прежде всего в том, чтобы снабжать пищей своих отцов, дедов, всех, кого помнят. Осуществлялось загробное кормление. Если же этого не делать и не поддерживать дух предков, то предок в подземном мире превращался в голодного духа, выходил из подземного мира и начинал разносить разные неприятности, различные болезни, например. Так вот допускать этого было нельзя, поэтому необходимо было кормить и кормить. В общем ничего хорошего шумеров на том свете не ждало. Поэтому, они были гедонистично настроенные люди, любили жизнь, любили веселье и удовольствие, песни, танцы, обожали устраивать собрания за пивными чашами, много пили пиво, старались пить вино, хотя вино в южной Месопотамии не выращивалось, это был дорогой привозной товар и только богатые могли себе это позволить, тем не менее шумеры наслаждались всеми напитками, которые они могли достать.

Это были крайне эмоциональные люди, если плач, то слёзы ручьем, если радость, то невероятно бурная, существует даже словарь эмоциональных состояний, в которых пребывали шумеры, их очень много. Это были гениальные люди, у них был культ знания, они любили заниматься разными науками, один из самых почитаемых богов в Шумере – бог бездны, потому что считалось, что на глубине, где текут подземные воды, находится вся мудрость человечества, которую необходимо из этой глубины потихоньку вытаскивать. Эта водная бездна называлась – Аббу. Вот у шумеров был культ Аббу. Это был культ не самой по себе подземной воды или колодезной, а культ мудрости, культ тайного знания, которое существует и которое обязательно нужно использовать. При чем под тайной знания, они понимают не знания оккультные, никакого оккультизма у них не было, а то знание, которое еще не известно, которое нужно добыть объективным, рациональным путем, но оно еще не на поверхности, а в глубине, и его нужно извлечь, и тогда оно будет всеобщим достоянием.

Поэтому в шумерском обществе наиболее почитаем был мудрец, а мудрецом считался человек, который располагал тайным знанием, еще пока не известным людям. Символом мудрости считались также рыбы, т.к. они обитают на глубине. Были почитаемы особые бородатые рыбы (рыбу-усач, носителя высшей мудрости, приносили в жертву богу мудрости), козленок – т.к. гадание по печени жертвенного козленка приносило знание о будущем.

У шумеров было своеобразное сочетание прагматического и идеалистического начала. Между тем они были абсолютные политеисты, они не верили в то, что мир был создан каким-то Богом. У них существовало очень простое представление и очень эмоциональное, о том, что когда-то небо и земля были одним существом – Анки (т.е. – небо и земля), а потом они отошли друг от друга, чтобы посмотреть друг на друга, и ужасно друг другу не понравились. Начали друг на друга кричать и ссориться, а потом полюбили друг друга и поженились. Ссора закончилась свадьбой. Это само по себе очень интересная мифологическая конструкция, ссора закончилась свадьбой, после чего они стали жить вместе, но при этом небо - наверху, земля – внизу, а между ними образовалась как бы пуповина, которая их связывала и не позволяла верху упасть на низ. И этой пуповины был храм города Ниппура. Этот храм так и назывался – Пуповина Небес и Земли, или Великая гора. Вот в чем собственно назначение храма: не дать небу упасть на землю, чтобы быть посредником между верхним и нижним мирами. И после этого Небо и Землю начали населять различные боги, которые стали порождать друг друга в браках, поколение за поколением. И когда этих богов стало очень много, то они образовали пантеон, т.е. собрание (своеобразный божественный парламент) в этом парламенте они посадили на главные места старейшин, т.е. богов первого поколения, и начали править этим собранием по очереди. Очень демократично. И вот боги, когда они принимают решение о чем-нибудь, то они непременно спускают на землю какое-то количество ме, для того, чтобы осуществить деятельность.

Вся ответственность за государство, по мнению шумер, лежит на царе. Если царь не достаточно благочестив, то боги могут наслать на город бедствие. Например, наводнение или нападение соседей. И вина за это событие будет целиком на царе, т.е. если в городе неурожай, если в городе наводнение, значит, виноват царь, и он недостаточно благочестив, что означает попросту - мало кормил Богов, мало совершал необходимых обрядов. Вот боги и рассердились. Соответственно, такого царя надо менять на более благочестивого. Отсюда понятно, что человек, который принимал ответственность за Шумер, заранее становился подготовленной жертвой. Как только в городе происходило какое-то несчастье, то было понятно, что виноват именно он.

У шумеров существовало представление о таком ме, которое означало царственность. Царственность – это субстанция власти, она ведет себя как хочет. В шумерское время создавались так называемые – царские списки. В этих царских списках рассказана вся история династий шумерских городов, но основной идеей каждого из таких списков является идея царственности. И там, в частности сказано, что когда земля отделилась от неба, то царственность была дана первым пяти городам, а потом пришел потоп, и когда воды потопа нахлынули, то царственность испугалась воды и забралась на небо. Там она и сидела, пережидала, пока воды схлынут. Когда воды схлынули, то царственность вернулась на землю и начала странствовать по городам. Куда царственность приходила, там начиналось преуспеяние, благоденствие, этот город захватывал лидирующие позиции, а потом царственности надоело там жить, и она уходила. И лидерство перенимал следующий город, где эта царственность поселялась. Т.е. она абсолютно свободная субстанция, она ходит куда хочет. Этим объяснился тот исторический факт, что существовало очень много царских династий, они соперничали друг с другом, и господство переходило то к одному городу, то к другому. Объяснение очень простое - царственность перешла. Причем эта система совершенно открытая, т.е. сейчас царственность здесь, а потом она все равно перейдет.

И шумеры знали, что не бывает вечной власти. Это удивительная вещь, они знали, что не бывает вечной власти и не бывает вечной жизни, потому что каждый город по прошествии времени должен умереть. Однако, эта смерть города, она тоже не вечная, потому что время возвращается к своему началу, и за каждой катастрофой, которая происходит, обязательно следует возрождение. Ну вот у шумеров было такое представление о возвращении всего на свое место. И из этого религиозного представления вышла целая политическая практика, потому что в Древней Месопотамии выходили так называемые указы о справедливости. Когда выходили такие указы, то время возвращалось к своему началу: отменялись все сделки, выпускали преступников, разрывались все договора, всё нужно было делать заново. Время обнулялось. И для кого-то это было прекрасно, для кого-то это целое несчастье, т.к. человек купил себе много земли, например, а теперь все заново делать. Но сам факт очень интересен. Шумеры считали, что обновляется время, и каждый год наступает новый год, точно так же и обновляется социально- политическая жизнь. Нет такой катастрофы, которая была бы окончательна, но нет такого успеха, которое длилось бы вечно.

Шумеры убеждены были, что человека покидает страдание, только потому, что он родился и живет. Но если ты живешь, ты обязательно будешь страдать, потому что в этой жизни будут происходить какие-то события, не всегда для тебя приятные. И поэтому, они говорили, что человек, выйдя из материнского лона, сразу становится грешным, он не знает того великого количества запретов, табу, которые наложены великими Богами на людей, а незнание табу не освобождает от ответственности. Следовательно, как только человек рождается, он начинает что-то нарушать, а в последствии количество этих нарушений накапливается, что приводит к его страданиям.

Вот такова в целом их была мировоззренческая позиция. Мы продолжаем изучать мировоззрение шумеров – это очень интересная задача, публикуют все больше и больше текстов, и мы понимаем что они не выработали философии как таковой, но их мышление во многом было предфилософским. Они уже пытались сформулировать те идеалистические категории (типа ме, царственности, судьбы), которые впоследствии появляются в восточных философских традициях, а затем и у Платона. Можно сказать, что шумеры были первыми в истории идеалистическими мыслителями.

Мама-утка

 

24.09.2011 - 26.10.2011

§7. Старовавилонский период.

(XX - начало XVI века до н.э.)

1. Эпоха Иссина и Ларсы

После разгрома города Ура в 2003 г. до н.э. последний урский царь Ибби-син, был в колодках отправлен в Элам. И дальше его следы теряются. Эламиты, разграбив Ур, возвращаются в свою страну, но амореям возвращаться некуда. Они основывают в шумерских городах свои царские династии. Каждый аморейский вождь провозглашает себя царем, а потом борется с другими аморейскими вождями. Так постепенно амореи разделяются на городских жителей и на кочевых, степных амореев, и уже городские начинают воевать со степными.

Время с 20 по 18 в. до н.э. называется в Истории Древнего Востока Эпоха Иссина и Ларсы. Иссин и Ларса – два самых могущественных города в этот период. История Старовавилонского периода начинается с политического противостояния городов- государств. В Южной Месопотамии появляется сильные города, и вот прежде всего, это названные - Иссин и Ларса, но таких городов порядка 10, они соперничают друг с другом за политическое превосходство. Однако возникает вопрос: на чем была основана сила этих городов.

Когда амореи пришли в Южную Месопотамию, они поняли очень простую вещь, что они не умеют управлять государством. И они не знают никаких законов, связанных с землей, с собственностью. Откуда они могли это знать, они кочевники! Они выросли в степи, они пасли ослов, верблюдов, такого государственного опыта у них не было. И вот они оказались достаточно разумными людьми для того, чтобы пустить ситуацию на самотек. Они решили: пусть люди выживают, как знают сами. И в Южной Месопотамии в начале 2 тыс. до н.э. стихийно организуется рынок. А когда стихийно организуется рынок, то это означает, что продается абсолютно все, что происходит массовое разорение основной части общества, а именно рядовых общинников-земледельцев, что происходит колоссальное имущественное расслоение, и как следствие этого – усиливается уголовная преступность. Вот именно такие процессы и происходят в Южной Месопотамии в начале 2 тыс. до н.э.

Покупается все, вплоть до жреческих должностей. Богатый человек может позволить себе носить титул жреца, не зная ни одной молитвы, за него храмовые службы исполняет другой человек, сам же он именуется жрецом. Ну конечно, жреческий титул это не главное, главное – скупались земли. Земли скупались состоятельными людьми плюс амореями. Они такие большие участки сами обрабатывать не могли, а значит появлялись арендаторы земли, которые платили третьим урожаем. Появлялись многочисленные батраки, нанимавшиеся по весне. Наряду с укрупнением земледельческих хозяйств, происходило разорение малоимущих граждан, они продавали свои участки тем, кто мог их купить, а сами уходили в ремесленники, пополняли собой городские цехи, либо (очень частый вариант) уходили в бандиты. И в очень скором времени на территории Сирийской пустыни (у границы Месопотамии) образовался целый бандитский анклав. Впоследствии эти уголовники стали называть себя отдельным государством.

Но в это время (20-19 вв.) происходит массовое разорение людей и укрупнение богатств богатых. Но кто такие богатые? Это крупные чиновники, которые пошли на службу к аморейским царям, добились их расположения и стали владеть большими земельными и садовыми участками. И таких чиновников было не мало, т.к. каждый город теперь опять независимым государством. Чиновник мог не подчиняться верховной администрации, а сидеть на своем месте и прикупать все новые и новые земли. Страна в это время опять нуждается в грамотных людях, т.к. нужно считать рационы, заключать торговые сделки, по всей территории Месопотамии амореи начинают ходить в школу, причем в школу ходят наделенные сединами мужи. Происходит массовое образование. Люди учат шумерский язык, т.к. ими движет желание стать наследниками шумер, вписаться в эту культуру, они проходят множество наук, и вот где-то уже 2-3-е поколение амореев – это грамотные люди, грамотные управленцы, которые активно торгуют со странами Персидского залива, с Бактрией, Иранским Нагорьем, с Ливаном.

Каждый из крупных городов в это время пытается увеличить свою власть путем международной торговли. Аморейские цари и крупные чиновники даже хотят породниться с наиболее богатыми купцами. Но между собой они постоянно воюют. Такие города, как Иссин, Ларса, Эшнунна, Урук находятся в непрерывном соперничестве, непрерывной войне. Кроме того, городские амореи борются с амореями кочевыми, пытающимися захватить их добро.

Но вот не известно чем бы закончилась эта ситуация войны всех против всех, если бы не возникла фигура одного провинциального царя, жившего в небольшом городишке (по сути это была торговая пристань). Городишко этот назывался Вавилон.

 

2. Вавилон

Вавилон известен еще с эпохи Третьей династии Ура. Он хорошо известен, как маленький город, у которого тогда было имя - Бабилюм, что, по-видимому, означает переносящий, переводящий. И ничего особенного в этом городе не было. Главный храм города – храм бога Мардука, небольшая пристань, царский дворец и никакого участия в политической жизни. Маленький торговый город. Но именно в этом, маленьком торговом городе, появился правитель, который впоследствии сделал Вавилон столицей всей Древней Месопотамии. Это был царь Хаммурапи. Он был 6-ой правитель Первой Вавилонской династии, по происхождению аморей, и его имя само по себе означает – «Дядя лекарь» (имеется в виду, что его некий родственник был врачом, целителем, имя указывающее почетное происхождение, он был из целителей). Имя аморейское, т.е. западно-семитское.

Вот этот человек пришел к власти в 1792 году, умер 1750 г. и ему было отведено 42 года правления. За эти 42 года, он подчинил себе всю Месопотамию от юга до севера и сделал Вавилон столицей Месопотамии. Именно при Хаммурапи меняется и этимология самого слова Вавилон. Если раньше он назывался Бабилюм, что означает переводящий, переносящий, то теперь он стал называться - «Вав и ля ни», что означает «Врата богов», т.е. поменялась и этимология, и это было связано с тем, что Вавилон, как сказали бы в старину, приобрел имперский статус. И действительно Вавилон стал столицей, пусть еще не империи, но крупного централизованного государства. Хаммурапи сочетал в себе выдающегося полководца, хозяйственного деятеля, политика и дипломата. Это было уникальное сочетание качеств. Именно эти качества позволили ему стать самым могущественным для своего времени государем Ближнего Востока.

И его основным приемом при захвате власти был впоследствии сформулированный в Риме «Разделяй и властвуй». Он заключал договор с одним сильным городом против другого сильного города, вместе с ним разбивал своего противника, а потом заключал договор с этим третьим городом и разбивал своего бывшего союзника. И так ему удавалось ссорить города друг с другом; города слабели и после этого подвергались нападению его армии. Классический римский прием, который, может быть, еще не был сформулирован Хаммурапи, но уже входил в арсенал его средств.

 

3. Приход Хаммурапи к власти

Итак, Хаммурапи приходит к власти в 1792 году, и уже на второй год своего правления он выпускает эдикт о справедливости. Фактически это означало амнистию преступников и освобождение долговых рабов. Это была обычная царская практика в Вавилоне. Хаммурапи начинает вполне традиционно.

На протяжении последующих пяти лет он строит храмы и объявляет себя верховным попечителем всех главных храмов, расположенных в окрестностях Вавилона, а с 1787 начинается его военная деятельность. Тогда им были взяты штурмом 2 города – Иссин и Урук. Хаммурапи хотел даже взять Ларсу, но у него было слишком мало сил, и ему пришлось временно заключить мир с царем Ларсы.

В 1783 он заключил союз с аморейским вождем Шамшиададом I, который подчинил себе всю Северную Месопотамию и в это время владел ею. Военный Союз был заключен против Эшнунны - третьего по могуществу города после Иссины и Ларсы. Через два года, в 1781, Хаммурапи поставил своего человека в городе Мари на среднем Евфрате и выгнал предыдущего царя. Фактически это означало, что на город Мари стала распространяться власть Вавилона.

После этого Хаммурапи на долгое время перестал устраивать крупные военные походы и сосредоточился на хозяйстве своего города. Но в 1764 он разбил армию нескольких городов, в том числе Эламмы и Эшнунны. В конце этого же года он захватывает Ниппур, священную столицу южной Месопотамии. В 1762 году он осаждает Ларсу и принимает титул отца амореев. В 1757 году он полностью подчиняет себе Ассирию, и фактически после этого времени, то есть с 1757 по 1750 год Хаммурапи – единственный владыка всей территории Месопотамии. Он называет себя верховным попечителем всех храмов Месопотамии, что означает обязательство кормить местное жречество.

 

4. Законы Хаммурапи

Будучи правителем такого огромного государства, он должен был упорядочить его жизнь посредством закона, и последние годы своего правления – он официально издаёт свод законов, которые вошли в историю под названием “Законы Хаммурапи”. Законы были начертаны на черной базальтовой стеле, верх которой был украшен рельефом, на котором был изображен царь Хаммурапи в почтительной позе перед богом солнца Шамашу, который считался покровителем справедливого суда, а внизу, под этим рельефом шли статьи закона. В клинописи старовавилонского времени не было словоразделов, поэтому законы шли сплошняком, не отделяясь друг от друга, знаков препинания тоже не существовало, потому та структура, о которой я буду говорить дальше, была вычленена из текста современной наукой. Законы Хаммурапи делятся на три части:

1. Пролог.

2. 282 параграфа законов

3. Эпилог

В прологе Хаммурапи выстраивает новую модель вертикали власти (впервые после Саргона). Согласно прологу, небесные боги передают вавилонскому богу Мардуку все права на власть, а Мардук делает ответственным за Вавилон и его жителей царя Хаммурапи. Таким образом, Хаммурапи просто назначается чиновником Мардука, а остальные жители получают приказы непосредственно от царя и его администрации.

В чём новшество этой модели, по сравнению с шумерской? Как я уже говорил, шумеры верили в существование коллектива, пантеона богов, которые заседают в собрании и принимают коллегиальные решения по всем вопросам. Хаммурапи отменяет совет богов. Существует два небесных бога, управляющих всем мирозданием – это небесный бог Ан и бог воздуха Энлиль. Он передают всю полноту власти Мардуку, фактически он принимает решения самолично. Хаммурапи был очень умный. Он понял, что обожествление невыгодно, и остался простым смертным. Пролог законов Хаммурапи подчеркивает единовластие правителя, но оно не деспотическое. Это принятие на себя ответственности за решения, установленные Мардуком.

Но ведь нужны священные принципы, и они есть - киттум и мишарум. Слово киттум переводится с аккадского как "истина", а мишарум как "справедливость". Киттум обозначает постоянство, то есть вавилонянин понимал истину как следование постоянным принципам, а справедливость понимается как равенство - равенство перед законом. В киттум еще заложено понятие праведности. Принципы затем были обожествлены, и появились боги Киттум и Мишарум. Это две силы, которые направляют Хаммурапи в его законодательной деятельности. Покровители Хаммурапи: Мардук - начальник Хаммурапи; Шамаш - бог солнца, покровительствует суду. Солнце ведь свидетель всех дел человеческих. На этой идеологической базе Х. мог провозглашать новое законодательство. Тут он был реформатором.

Это первая попытка социальной стратификации и закрепления разного объема прав за разными слоями. Хаммурапи делит подвластную ему страну на социальные страты - авилумы, мушкенумы, вардумы.

Авилум - член городской общины, имеет земельный участок, переданный ему по наследству. Этот факт делает его полноправным членом общины. Его жизнь и имущество превыше всего. Государство защищает авилумов. Авилум - мужчина, хозяин.

Мушкенум - человек, который получил земельный надел и дом за исполнение должности. Это чиновник, воин, солдат или офицер. Как только перестает исполнять должность, у него отбирают имущество. Не полноправный член общины. Меньше ценится, чем авилум, и даже чем то, чем он обладает по должности. Мушкенумы "не полностью свои".

Вардумы, попросту говоря, это рабы. Означает "спущенный", это были пленные с Востока, их спускали с гор. Не имеет собственности, сам принадлежит господину. Еще меньше ценится, чем мушкенум.

Таким образом, законы Хаммурапи устанавливают степень защищенности жителей Вавилона. Лучше всего быть авилумом. Однако с них и требуют немало. Государство обязуется защищать жизнь и собственность авилумов, а они должны соблюдать законы и подчиняться власти. В отличие от законодательств шумерского времени, где субъектом права была общесемейная община, законы Х. делают ставку на собственника-авилума. Это безусловное новшество. За провинность отвечает он сам, а не весь коллектив.

В законах всего 282 параграфа, но на стеле с законами Хаммурапи их меньше. Дело в том, что через пять веков после смерти Хаммурапи эламский царь вторгся в Вавилон и увез стелу в Сузы. Он решил стереть законы и написать собственные. Стер он только 27, а потом погиб. Потом оказалось, что были еще и копии законов на глиняных табличках. Так что у нас есть все 282 параграфа законов.

Что качается эпилога, то в нем - проклятье тому, кто посмеет стереть или изменить законы. Проклятье, что характерно, сбылось - эламский царь погиб.

 

5. Содержание Законов Хаммурапи

Первый раздел законов - статьи про отправление правосудия. Второй - охрана собственности царя, храма и авилума. Третий - охрана имущества, полученного за службу. Четвертый - операции с недвижимостью. Пятый - регулирование торговли. Шестой - семейное право. Седьмой - ответственность за телесные повреждения. И восьмой - операции с движимым имуществом.

Первая статья: "Если ты не доказал свое обвинение в убийстве, брошенное авилуму, ты будешь убит".

Вторая: "Если бросил ты на человека обвинение в колдовстве и не доказал его, то обвиняемый должен погрузиться в реку. Схватит его река - сможешь забрать дом, если выберется человек - будешь убит, а обвиняемый заберет твой дом". В основном при Хаммурапи было принято, что если тебя уличили в колдовстве, то расправятся и без закона. При исполнении же подобных приговоров человека бросают в реку несвязанным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.