КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Послесловие 4 страница
Так шли дни, недели, месяцы, все печальнее и печальнее. Мать все раньше и раньше ложилась спать, и я, сидя один, невыразимо несчастный и печальный, думал о будущем. Я не мог перенести мысли потерять ее. Я старался, как мог, ободрить, развеселить ее, но усталость росла, и под конец она просила меня отнести ее в спальню. 9 января 1885 года я пошел поздравить знакомых с днем рождения. Вернулся домой к восьми вечера, отнес мать в спальню и ушел. Ночью она постучала ко мне, попросила принести воды, говоря, что чувствует себя худо. Через день я привел доктора, и только теперь он нашел рак и сказал, что конец неизбежен, дело лишь во времени. Я нашел сиделку и сам постоянно был при матери эти последние девять дней ее жизни. Она совершенно не обращала внимания на себя, для всех у нее находились слова любви и милосердия, она была даже весела, старалась ободрить меня, как и когда могла. По ночам она бредила. Предпоследняя ночь была ужасна. Болезнь, опустошив мускульную систему, начала разрушать нервную. В припадке безумия она металась и кричала: «Тилли, отпусти меня». Но я не мог сделать этого. Это было слишком невыносимо для меня. Перед лицом судьбы все мои духовные силы восстали в страшном протесте и горе. Я укладывал мать, старался сделать ей удобнее, и мгновение она лежала спокойно, но затем опять начинались нескончаемые вопли: «Почему ты меня не отпускаешь?» Так прошла вся эта кошмарная ночь. На следующий день она была спокойнее. Доктор сказал, что теперь это лишь вопрос нескольких часов. К вечеру мой отец, сиделка и я стояли, каждую минуту ожидая конца. Она была в беспамятстве. Мне было ужасно, что она может так умереть. В семь вечера я был с ней один, стоя на коленях у кровати. Мой мозг горел. Кошмар. Моя мать уже не живое существо, а автомат. Я — автомат. Нас обоих затягивает колесо какой-то огромной безжалостной, тупой, бессердечной, всесокрушающей машины. Пришел отец и вывел меня из комнаты; я думаю, это спасло меня от помешательства. Поздно ночью отец насильно уложил меня спать; я проспал до шести утра и затем пришел к матери, где и пробыл до конца. Мать стала еще слабее. Она нежно улыбнулась и поцеловала меня. Она была в полном сознании, но так слаба, что не могла говорить. Около полудня отец и сиделка ушли вниз. Я попросил мать, могу ли я помолиться с ней. Я никогда этого не делал, но мне казалось, это будет ей приятно. Она согласилась и была совершенно довольна. Стоя у ее ног, я кратко помолился Богу, чтобы Он милостиво освободил мать от страданий и взял ее к Себе, руководил и помогал мне в моем одиночестве. Затем я отвернулся на минуту к окошку. Когда я поглядел на мать — она умирала. Я позвал отца, и он успел к ее последнему вздоху. От избытка чувств я воскликнул: «Благодарение да будет Богу, ибо Он дал нам победу», и мне показалось, что дух матери кивнул мне в знак согласия. Мне казалось, что я стою перед Бесконечной Любовью. Ее я чувствовал всеми моими чувствами. Во время похорон и позже я был совершенно спокоен и умом, и душой, но потом этот неописуемый покой прекратился, и сознание невозвратимой потери заставило меня провести в слезах немало бессонных ночей. Теперь меня больше не беспокоят метафизические и философские затруднения в определении Бога, ибо теперь я знаю, что могу об ратиться к Нему, как к любящему отцу и другу. Меня уже перестали беспокоить рассуждения о промысле Божи-ем и видимое расхождение с ними повседневной жизни, ибо я видел на деле промысел Божий в событиях совершенно естественных, но если сопоставить ход их развития, то совершенно сверхъестественных. Теперь я уже не сомневаюсь больше, что Бог есть любовь. Я уже не интересуюсь спорами о бессмертии души, ибо я знаю, что теперь все хорошо, что моей матери хорошо, и как бы я ни был недостоин, я лично видел неизъяснимую славу любви, которую я получил, когда моя мать была отнята у меня». а) Д. У. У., судя по его рассказу, горячо стремился к духовному росту, а это, как известно, предрасполагает к озарению; б) в момент изменения его духовной природы ему был тридцать один год; в) явление субъективного света не наблюдалось; г) озарение разума ясно выражено; д) и еще лучше выражен нравственный подъем; е) хотя он и не сообщает подробностей — возможно, потому, что не в состоянии сделать это, — однако ясно, что он пережил нечто сходное с космическим видением, хотя и не видел блеска Брамы; ж) ощущение покоя и знания наблюдается во всех случаях достижения нирваны — космического сознания. Это ощущение, несомненно, наблюдалось у Д. У. У.; з) некоторая тождественность этого случая с предыдущими ясна для каждого вдумчивого читателя.
Глава 32 Уильяме Ллойд
«Вы просите меня дать вам краткое описание моей жизни и хода духовного развития. Я родился 4 июня 1857 года в Уэстфильде, штата Нью-Йорк. Мои родители были англичане. И отец, и мать учились всего лишь несколько месяцев. Отец — плотник, мать — швея. Мать была человеком широкой, нежной, духовной, поэтической природы, большая любительница чтения. Отец был ярко выраженный аболиционист. Я получил очень мизерное образование в уездном училище. Мы жили около большого леса. Я не любил детского общества. Почти все время был в лесу и читал. Я любил деревья, как сознательных друзей. Мне никогда не пришлось столкнуться с отрицательными сторонами религии. Будучи ребенком, я разговаривал с Богом, как с матерью. Мне попалось несколько старых философских книг, и я начал доискиваться до корня. Я читал Библию, комментарии к ней и книгу о «Всех религиях». В тринадцать лет я был атеистом, затем, по мере чтения, я последовательно перебывал кальвинистом, ар-минианом, последователем Сведенборга. Когда мне было пятнадцать лет, меня определили плотничьим подмастерьем. Через год работа прекратилась, и я сделался садовником. Семнадцати лет я был лидером в молитвенных собраниях, увещателем и спорщиком со священниками по вопросам правильности исповедания. Восемнадцати лет сделался работающим студентом в училище гигиены Тролла. Здесь мне пришлось столкнуться с вопросами радикализма, здесь же я познакомился с моей будущей женой. Тролл умер, училище закрылось, и я ушел в Канзас, где был поселенцем, пастухом, мелким фермером. В 1879 году женился. Был врачом для моих соседей. Сделался членом Свободной Религиозной Ассоциации. Трехлетняя засуха выгнала меня из Канзаса. Уехал в Уинтон в штат Айова, где был ассистентом в санатории. Сделался агностиком. Читал Ингерсоля и научные сочинения. В 1883 году перешел в гигиеническую колонию в Теннесси. Затем я опять работал в лесах.
Стал более уверенно писать стихи; я начал это как раз перед отправлением в Канзас. Четыре года отстаивал свободную любовь. Колония разорилась, я уехал в такую же колонию во Флориду. Здесь было много спиритуалистов. Прочел «Свободу» Токера — сделался воодушевленным анархистом. Затем занимался разведением апельсинов, был рабочим на ферме. Колония распалась, работа прекратилась. Уехал в Палатку. Здесь занимался птицеводством. Жена умерла в сентябре 1888 года, через десять лет счастливейшей семейной жизни. Уехал домой, на север, с двумя ребятами и стал профессиональным санитаром. Здесь нашлось множество книг. Прочел Эмерсона, Уитмена, Topo, Спенсера, Дарвина, Кар-пентера и Уильяма Морриса. Я любил трансценденталистов, но плохо понимал их. Жил социологией и поэзией. Теперь о моем озарении; я ехал по железной дороге в Нью-Йорк. Это было в январе 1897 года. Я читал Карпентера. Было чудное зимнее утро. «Мысль» озарила меня, когда поезд подходил к мосту. Какого-нибудь особого ощущения не было, мне казалось только, что со мной произошло что-то прекрасное и огромное, что я могу сравнить только со светом. Однако это было чисто умственное ощущение. Все казалось мне совершенно другим, отличным. Я ходил по городу спокойный, радостный и в повышенном настроении. Я помню, я все думал, надолго ли останется у меня это ощущение. Внутренне я скептически относился ко всему происходящему и думал, что это временное вдохновение, как поэма. Но проходили дни, недели, месяцы, а росток, пробившийся в то зимнее утро, все рос и рос, делался крепче и изменял всю мою жизненную обстановку. Я все время находился в выжидательном состоянии, исследовал самого себя и, наконец, год спустя, начал писать. Начало книги было написано ночами, когда я сидел с помешанным мальчиком. Он кричал, смеялся, ругался так, что комната тряслась. Но это мне совсем не мешало: я писал свободно, быстро, без всякого усилия сознания и несколько удивляясь тому, что я писал, — содержание книги не имело никакого отношения ко мне. Часть книги была написана следующим летом, когда я был дома, а часть — зимой 1899-1900 гг., когда она уже готовилась к печати. Все время я писал все с тем же ощущением свободы и вдохновения. И все-таки, когда я читал свою книгу, она казалась мне чужой — я не принимал участия в ее составлении. Что я ощущал в то время, когда мысль озарила меня, — это описано в начале вашей брошюры в следующих выражениях: «С интеллектуальным озарением приходит неописуемый нравственный подъем, интенсивная, экзальтированная веселость и вместе со всем этим ощущение бессмертия; не вера в будущую жизнь — это неважно, —■ а сознание, что теперешняя жизнь — жизнь вечная, что смерть лишь самое пустяковое явление, нисколько не нарушающее течения жизни. Далее происходит уничтожение чувства греха и силы разума, превосходящие не только те, что были до озарения, но работающие уже в новой, в более высокой области». Это чувство так же точно отмечено признаками архатства, как о нем учит Будда. То, что Уильяме Ллойд обладал космическим сознанием, видно не столько из его рассказа об озарении, сколько из написанной им книги [110а]. Каждый желающий проверить легко может сделать это, прочитав его книгу. Приход космического сознания в случае Ллойда произошел примерно так же, как и у Карпентера. У них момент появления света был ясно выражен, но действие озарения стало проявляться постепенно. Субъективный свет отсутствовал. Было ясно выраженное повышение умственных и нравственных сил. Но космического видения — Сияния Брамы — не было. Тем не менее книга Ллойда показывает проникновенный взгляд на космический порядок. Надо припомнить, что постепенно приходящее озарение может быть так же совершенно, как и появляющееся мгновенно. Пока еще невозможно объяснить, почему бывает такая разница в различных случаях. Насколько мы располагаем фактическим материалом, по-видимому, космическое чувство проявляется сразу, молниеносно в случаях, сопровождающихся субъективным светом. Это было с ап. Павлом, Данте, Иепесом, Паскалем и др. Но если субъективного света не было, тогда космическое чувство приходит постепенно. По-видимому, при этом явлении происходит какое-то молекулярное перемещение в мозговых центрах, и когда такое перемещение происходит сильно и внезапно, тогда получается субъективный свет.
Гораций Траубель
одился 19 декабря 1858 года. Первое озарение с ним произошло на тридцать первом году его жизни. Явления, происходившие с ним, сообщены здесь в его собственном изложении. Очень интересна деталь: Уитмен знал, что у Траубеля будет озарение. Траубель сделал свое сообщение по просьбе автора. «Вы хорошо знакомы с историей моего духовного развития. Вы знаете, что я стал таким, каков я есть, главным образом благодаря личному опыту, а не благодаря книгам, хотя я и поглощал самые разнообразные книги в ужасающем количестве. Но чтение не заглушило во мне моей личности. Кажется, больше всего я читал Эмерсона, Карлейля, Гюго и все что угодно по мифологии и христианской литературе. Я все время перечитываю «Leaves of Grass». Но до мая 1889 года, кажется, я не чувствовал тайны, которая придает этой книге ее главное, сверхъестественное значение. Это снизошло на меня тогда — в мае 1889 года и затем, спустя два года, — в 1891 году и в третий раз в 1893 году, в памятную для меня ночь, когда мне пришлось от лица протестовавшей группы этицистов быть в Филадельфии во время раскола в тамошнем Этическом Обществе. Май 1889 года — в ту захватившую меня ночь я стоял на палубе речного парохода, облокотившись на перила. Этот мир уступил место другому, и в горе и радости нескольких минут я увидел то, что раньше мне не дано было видеть. Те, с кем это случилось, поймут, что это значит, а у кого не было — не поймут или, быть может, для них это послужит намеком. Я не могу отделить физические явления того момента от психических. Мое физическое тело исчезло в духовном свете. Все суровое смягчилось перед лицом этого явления. Я слился воедино с Богом, любовью, вселенной и, наконец, увидел себя лицом к лицу с собою. Я ощущал страстные отклонения от нормы и приведение к норме моей нравственной и умственной природы. Во всем я ощущал полную непосредственность — неразрывное единство множества видов энер
гий моего существа, слившихся в одну общую силу. Казалось, не то я на пароходе, не то я лечу в воздухе или странствую в межпланетном пространстве. Я стоял так, пока пароход не причалил и уже собирался опять отчаливать. Один из знакомых матросов подошел ко мне, хлопнул меня по плечу и спросил, отчего я не схожу с парохода, и прибавил, что у меня очень счастливое выражение лица. Уитмена я видел лишь на другой день вечером. Все это время я находился в экстатическом состоянии, смешанном с сомнением, все ли у меня в порядке, не схожу ли я с ума, а не то, что я увидел какой-то свет. Первые же слова Уитмена разубедили меня: «Гораций, выражение лица показывает, что вы очень счастливы. В чем вам так посчастливилось?» Я присел и вкратце попытался передать ему, в чем мне посчастливилось, хотя, спрашивая меня, пожалуй, он подразумевал кое-что другое. Он нисколько не удивился моему рассказу, а только положил мне на плечо руку и сказал: «Я знал, что это будет с вами». Я ответил, что целый день сомневался, не помешан ли я. «Нет, здоровы, теперь вы здоровы». Прошел месяц, пока появился непосредственный результат этого явления. Рефлективное действие его, разумеется, перешло в постоянную форму! С того момента и до сегодня (1901 г.), могу сказать, у меня не было ни на одно мгновение отчаяния вследствие моих духовных отношений к людям или вселенной. Конечно, у меня существуют мои земные невзгоды и слабости. Но главное основание моей уверенности теперь несокрушимо. Прежде я даже не подозревал, что бессмертие существует. Одна минута видения в первый раз, во второй раз, и теперь после этих двух случаев у меня нет ни облачка сомнения в бессмертии. Прежде я часто говаривал об Уитмене, что его «мысли о бессмертии не вытекают из логики, а просто красивая картина. Он не верит в бессмертие. Он видит его». Уитмен много раз говорил мне по поводу этой фразы: «Каждое слово правильно. Вы попали в точку». Теперь я по собственному опыту знаю, что я действительно не ошибся в выборе выражения, — Уитмен видит бессмертие. Я теперь вижу явление и снаружи, и изнутри, теперь явление уже не служит для меня завесой сущности. Теперь я способен работать так, как прежде никогда не мог. Явление, происшедшее со мной, дало мне друзей и сочувственные поздравления со всех концов мира. Я должен обратить внимание на одну сторону моих сочинений. Мне кажется, я уже давно говорил вам, что я автоматически пишу что-нибудь серьезное. Мне кажется, я не пишу. Я беру перо и едва ли знаю, что я пишу. Написав, я часто удивляюсь, о чем я сказал. Предметы эти для меня так же новы, как и для любого читателя. Из моих произведений все, что имело успех, было написано именно в таком настроении. В ту ночь, когда произошел раскол в Этическом Обществе, я случайно оказался оратором от партии свободы. Я произнес такую речь, что мои противники поздравляли меня даже больше, чем друзья. Это было так: когда я встал и начал говорить, я вдруг погрузился в странный свет, который я видел и во время первого явления; я просто говорил, не думая и не рассуждая, повторял слова той высшей силы, которая овладела мной. С той поры я узнал, что в критический момент я должен просто постараться прибегать к этому ресурсу, чтобы найти в себе любую силу, — говоря духовно — он изошел из меня и он изойдет опять. Моя жизнь — загруженная, в ней есть временные тревоги, и это средство — более чем хорошая сумма на текущем счету в банке или эфемерное, материальное благосостояние — обеспечивает мне победу. В самом деле, это средство — альфа и омега моей силы. Когда спутываются мелочи повседневной жизни и большинство из них, по-видимому, совершенно неразрешимы, я уверен, в конце концов выход найдется благодаря приходу такого откровения. Этот дух еще ни разу не покидал меня, ни разу еще искомый свет не опаздывал приходить в необходимое время — конечно, он не всегда одной и той же силы. Разница, которую этот свет вносит в жизнь, та же разница, что между приготовлением и потреблением. Во время второго явления (апрель 1891 г.), которое не было заметно извне, я увидел, что мое первоначальное сомнение в своих силах — вопрос, способен я или не способен — уже не появлялся снова. Если вы прочтете мое стихотворение «Озарение» и постараетесь его перевести на протокольный язык, то вы увидите, что в нем я выразил ряд явлений глубокого значения для всех, кто получил подобное благословение. Теперь мои члены больше не враждуют друг с другом. Смолоду я зачитывался древностями, особенно древней восточной религиозной литературой — это озаренный путь для духа. После 1889 года (тут был большой промежуток в чтении этого рода) я опять принялся за нее> чтобы проверить мои первоначальные впечатления. Новый свет облегчил мое чтение и сделал его гораздо производительнее. Прежде я чувствовал, что все религии —религии отчаяния. Теперь я увидел, что религий отчаяния не существует: всякая религия, как только она перестает быть делом учреждений, или прежде чем она им сделалась, — выливается в свет и бессмертие. Пожалуй, укажу еще и на то, что разные лица в разных случаях поздравляли меня с моей наружностью во время проявления во мне того, что я называю «моим высшим я». Это может значить или очень много, или ничего не значить. Вы сказали мне — «опишите это явление простым прозаическим языком». Но как я могу сделать это? Я никогда не мог в прозе передать эти ощущения так, чтобы они были понятны и лицам, их не переживавшим. Я сказал много такого, что имеет привкус эгоизма, но это — просто откровенность. Я не причисляю себя ни к гениям, ни к идиотам, я просто — третье лицо, для которого слава и карьера — абсолютный закон. Я написал вам эту заметку импульсивно, без заботы о слоге и теперь прочел ее, чтобы знать, что поведало вам мое перо». Стихотворение, написанное Г. Траубелем вскоре после озарения:
Ночи и дни меня держат рабом, Сети людей мою веру тащат к земле — Истерзанный болью, заботой случайной Тоскую, — гляжу — вдруг жизнь! Я свободен! Ушел! Сказать ли мне, как двери широко открылись и пали засовы ворот? Я бодрствую, потом перехожу через линию кордона И занимаю мое место среди поселенцев. Встретил ли я спокойно тот час и без боязни, когда стоял у портала? Теперь меня выкликают, теперь заговорили уста моей любви: Не принимаю ли я тебя за другого, о божественно славный? Уж не другую ли душу окликнули? Я сам, был мой ответ: В сердце моем есть голос, что отвечает на зов и навеки кует невыразимую связь! Это связь та, что не вяжет, — она лишь свободу открывает и милость дает. Смотри! Я переполнен неисчерпаемым владением! Пропали прежние меры, расширился я в безграничном стремленье. О мир! Для тебя я не умер — наконец-то я вижу и знаю тебя, Смешавшись с бесчисленными мирами, зная тебя, я знаю и их: О год! Для тебя я не умер — наконец-то я вижу и знаю тебя, Смешавшись со всем временем, я распутываю узлы на нити времен: О мир! О год! — До рождения рождение вы видите, после жизни вы видите жизнь! Любящий глаз бесконечной небесной синевы глядит на меня. О голос, мной управляя, ты и меня делаешь мастером — Я прильнул ухом, я слышу, звуки идут Волнами на берега дальних миров, волнами на берега дня. Облака рассеиваются: О лицо — О лицо — О лицо! Лицо улыбается мне, мне улыбаются крылья, летящие вне настоящего, — оно отброшено, подешевело. (Ты тоже, о настоящее, все еще остаешься, Все еще сердце мое посещаешь и не изгнано, Но уступаешь высшее место.) Я превратился в глаз — о Бог! Ты весь — речь: Мелодия небес — вид и голос, цвет и тон слились в гармонию, Поднявшись в безграничной синеве. Чья рука меня коснулась? — моего лба, груди, моей непросящей руки И самого меня, уводя к себе? Божественный образ — мать, отец — только теперь раскрылась тайна пола, существующий необратимый союз: Божественный образ, я сотворен совсем по тебе, Слились различные здесь элементы. Возросла в бесконечности эта минута, далекие миры простерлись предо мной, Полет души бесконечный, лиц длинный ряд, все солнцем божественным озарено — Быстро или тихо, рано или поздно, но линия нигде не прервана, Все — все — в одном темпе, захвачено той же судьбой жизни на море и суше, Для всех зажжен маяк, триумф неизбежен. Взгляни, душа моя, опять: В той панораме стоишь и ты также, Чело твое чудным лучом осветила заря, Здесь ты со мной — там не со мной. Смерть обилием своим меня наполняет, Что за потоп затопляет тело и чувство? Я чувствую, мой череп трещит, перегородки разделись и солнца сияние вошло — Не потерялись любовь и познанье, они увеличились и поплыли по вечным морям сущности — До и после смертей и рождений, духовная склонность, выход все шире. О душа, потерял я тебя иль нашел? Я нашел! безошибочный круг наконец к тебе подошел После годов ожиданья. Позади, впереди далекие эры, только немногие годы я знаю. Лучи от центрального солнца, Бегущие для большей плодотворности пространства орбит. Назад, к первому лепету речи, Вперед, к последнему предсказанью пророков, Моя душа, зная свое, принимая различные образы, уловляет совершенную песнь. Бог! Я окружен — от прилива жизни я пьян — В твоей орбите вращаясь — я сказал бы, но должен молчать -Предоставив тебе, о мой брат, сказать каждому. Здравствуйте, братья миры! Колесо повернулось и открылся бесконечный вид: Сложно все — неограниченно свет несет бремя всего. Вы думаете, что здесь нет вас, что не для вас бьется огромное сердце? Что где-нибудь на этом пути вы, потеряв силы, умрете? Сила будет дана для всего того, что вам нужно, И, когда придет ночь — которая есть день, — слабейшие Пойдут навстречу милосердному гиганту-королю. Теперь ясно видны бессмертные года и непрестанное круговращенье — У сомненья оторваны крылья и ноги, Самый далекий союз — совсем близко, и множество бесконечностей теснится здесь, в моей груди. О задаватель вопросов! ты не меня подозревай — подозревай себя: Завтра, увидя себя, ты увидишь меня, И озаренный дух, переступив за порог, В Боге возросши, меня будет гордо приветствовать. Если бы у нас ничего не было о Траубеле, кроме вышеприведенного стихотворения, то все же можно было бы с уверенностью сказать, что у Траубеля было озарение. Того, что написано Траубелем в течение десяти лет, более чем достаточно для подтверждения нашей мысли. Гораций Траубель, Блейк, Иепес, Бёме, Сведенборг и другие принадлежат к разряду бессознательных писателей. Они пишут под влиянием божественного побуждения — божественно для тех, кто в состоянии следить за ходом их мысли, для тех же, кто не в состоянии следить, все это — глупость. Может быть, все озаренные люди пишут автоматически, но в некоторых случаях выражение космического сознания более понятно обыкновенному человеку или само по себе, или потому, что оно подверглось переработке в самосознании писателя. Но ни один из них не пишет прямо — чтобы их понять, надо их читать часто и много. Уитмен так же мало понятен, как Бёме или Сведенборг, пока не станешь смотреть на них под правильным утлом зрения. Уитмен, однако, всю жизнь переделывал свои стихи, чтобы сделать их доступными человечеству. Траубелю не удалось уйти от проклятия, лежащего на новом человечестве, — непонятности для обыкновенных людей. Но, несмотря на это, он производит должное впечатление. Очень странно: эти люди пишут непонятно, но так божественно, что их слова благоговейно помнятся в течение веков. «Шекспировские» сонеты никогда не были понятны, а всё же все принимают их за то, что они есть, — за откровение. У Траубеля есть круг понимающих его читателей, но даже и на тех, кто не вполне его понимает, производит впечатление его личность, озаренная божественным светом.
Глава 34 Павел Тайнер
«Я родился ночью 7 марта в 1860 году в городе Корк, в Ирландии. Моя мать ирландка, из старого рода Сорфильдов. Маколэй говорит, что один из Сорфильдов принимал участие в столкновении войск Стюартов и Вильгельма Оранского в Ирландии. Мой отец был представителем Ирландии в одной лондонской издательской фирме. Он говаривал, что его предки пришли в Ирландию с Вильгельмом Оранским. Когда мне было четыре года, меня привезли в Америку. Там я учился в городской школе в Альбани (штат Нью-Йорк) и затем окончил Колумбийское юридическое училище в Нью-Йорке. Когда мне было двадцать лет, я переменил юридическую карьеру на журналистику, став сотрудником нью-йоркской газеты «Мир», где и работал без перерыва восемь лет. В 1887 году я уехал в Центральную Америку, чтобы заняться там горным делом. Пробыв год в Гондурасе, я отправился в Коста-Рику, где полгода издавал ежедневную коммерческую газету, затем вернулся в Нью-Йорк и стал писать редакционные статьи в газете «Пресса». Я был всегда склонен к мистицизму, эта склонность еще увеличилась под влиянием моих последних работ, когда я был в общине трясунов в Лебаноне (штат Нью-Йорк). Это было в 1891-1892 годах. После этого я занимался общественно-экономическими науками и историей с проф. Висконсинского университета. Рано утром 11 мая 1895 года со мной случилось самое важное событие моей жизни. Вечером того же дня я записал точный подробный отчет о явлении, каким я его видел. Здесь я воспроизвожу этот отчет. Утром этого дня получено великое откровение и великая миссия. При пробуждении была мысль: увенчанного терниями, Его били по щекам, плевали Ему в лицо, насмехались, оскорбляли, били плетьми, ставили к позорному столбу... Человек горя, привычный к печали, пригвожденный к кресту, пронзенный, презираемый всеми людьми. Убит, как злодей. Похоронен. — Затем огромная мысль: истина, делающая свободным. Человек, повелевающий судьбой, всеми условиями. Победа человека... Все люди — в этом человеческом человеке... Это — старший брат человеческий, восторжествовавший над грехом, боязнью и смертью! Осталось одно, что необходимо показать всему человечеству: полная победа человека над смертью во всех ее видах — победа как необходимое последствие единства человека с Богом — с Жизнью Вечной, Совершенной Любовью, Совершенной Справедливостью, Всезнанием и Всемогуществом; видимое явление человека, прожившего дольше любого человека и все еще живущего во плоти без тени изменения или ослабления. И я сказал себе: для этого стоит ждать, наблюдать и работать тысячу лет. Все же я хотел бы, чтобы высшее освобождение не было таким. И вот сегодня на рассвете я узнал — я знаю абсолютно точно, как факт: истину ничто не может разрушить, я узнал, что человек, почти две тысячи лет тому назад одержавший победу над смертью, — жив, Он живет на земле в совершенном плотском теле, живет как человек между людьми, деля с нами наши труды и заботы, наши радости и печали, работая с нами душа в душу, плечо к плечу, вдохновляя, руководя, поддерживая во всех наших стремлениях вперед. Слава этой истины, величие этого характера, высшее благородство, терпение, мудрость, любовь этой жизни — пронзили меня экстазом и несказанным благоговением, переполнили, овладели мной. Он живет не в далеком небе, сидя на громадном белом престоле. Он живет здесь, теперь. Он не придет — он здесь, с нами: он любит, помогает, живет, ободряет и вдохновляет человечество, к которому сам принадлежит настолько же полно и истинно, как человечество принадлежит ему. Теперь, конечно, понятно, что, когда он поднимается, он поднимает с собой людей — он поднимал, поднимает и будет поднимать вследствие своей сущности — высшей человечности. Бессмертие уже не гипотеза теологов, вымысел воображения, мечта поэта. Люди будут жить вечно, потому что человек, не поддающийся ни времени, ни изменению, даже насильственному умерщвлению, ныне живет все с той же полной жизненной силой, как когда ему было тридцать три года; лишь увеличились его благость, величие и красота, хотя со времени его последнего рождения на земле прошло 1895 лет. Эту истину из века в век дают человечеству во всех странах. Это истина, которую наконец увидят все люди во всей ее полноте и чистоте. Человек познает самого себя. Вполне повелевая собой и внешними условиями, располагая неограниченным временем для действия, человек не только устремится, но и достигнет высот существования и красоты, которые нам и не снятся. Человек создает небо на земле, которое настолько превзойдет небеса, как они представляются христианами, насколько небо христиан выше небес в представлении дикаря. Это — тот факт, который мне дано знать; в нужное время придет и его доказательство. Моя обязанность — засвидетельствовать его, быть гласом вопиющего в пустыне: «исправьте путь Госпо-ден». Я живу новой жизнью при свете этой истины. Я поднялся, проникнутый жизненной энергией. Душа и тело перестали существовать порознь, но соединились в славе. Я буду достоин великой миссии быть Носителем Истины роду человеческому и в моем теле, мыслях, словах, жизни и действиях укажу, что истина сделалась частью меня — истина единства человека с жизнью вечной...
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |