КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Н Л Лейдерман 56 страница
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Весь представленный в настоящем пособии анализ литературного процесса, протекавшего в русской литературе в течение второй половины XX века, его основных тенденций и наиболее значительных свершений, убеждает в том, что 1950 - 1990-е годы представляют собой относительно завершенный цикл художественного развития. При необычайном многообразии творческих исканий, при всей сложности художественного развития: с порывами и прорывами, торможениями и откатами - в литературном процессе этого времени вполне определенно просматриваются несколько стержневых тенденций, которые определили своеобразие литературы второй половины XX века и придали ей целостность историко-литературного этапа: это расширяющийся кризис соцреалистического эстетического сознания и в связи с этим поиски путей трансформации направления социалистического реализма; это возрождение модернистских (неклассических) тенденций и их развитие, в том числе формирование постмодернизма; это восстановление авторитета классического реализма и поиски новых художественных ресурсов внутри этой традиции; это оживление процесса взаимодействия классических и неклассических художественных систем и вызревание постреализма как литературного направления. В определенной мере именно современный этап может быть рассмотрен как подведение итогов всего XX века, вобравшего в себя художественные озарения Серебряного века, эксперименты модернизма и авангарда 1910 - 1920-х годов, апофеоз соцреализма в 1930-е и его саморазрушение в последующие десятилетия, и отмеченного началом формирования на основе этого великого и трагического опыта новых художественных тенденций, характеризующихся напряженными поисками таких ценностных ориентиров и творческих методов, которые бы открывали выход из затяжного духовного кризиса, переживаемого Россией в течение всего столетия. Сейчас, когда календарный XX век уже завершен, можно попытаться (пусть в самом первом приближении) представить литературный процесс, протекавший в эти сто лет в координатах Большого времени. Совершенно ясно, что начавшийся в последние десятилетия XIX века новый виток художественной спирали обернулся крупным историко-литературным циклом, а именно - целой эпохой. Причем эпохой особого - переходного типа. Эту гипотезу могут подтвердить сопоставления с XVII веком - ближайшей по времени переходной эпохой (между Возрождением и Новым временем). Тогда возникло барокко как особый тип культуры... Типологическое сходство между модернизмом/постмодернизмом и барокко несомненно*412. Но барокко не заполнило собою всю художественную культуру XVII века, рядом с ним существовали другие парадигмы, которые строились на мирообразе Космоса, - и прежде всего классицизм, который, как известно, в отличие от барокко, укрепился со временем и надолго стал господствующим направлением следующей культурной эпохи (Нового Времени, или modernity). Именно такую конфигурацию западноевропейского литературного процесса в XVII веке обнаруживает Ю. Б. Виппер. Он отмечает, что в эту эпоху "параллельно (пусть и с чередованием определенных периодов взлетов и спадов) развиваются классицизм и различные, иногда по своей идейной ориентации весьма далекие друг от друга разновидности барочной литературы: с одной стороны, та, которая получила наименование прециозной, а с другой - так называемая "литература вольномыслия" (в ней временами находят выражение еще весьма незрелые, пародийно и натуралистически ограниченные, но все же самобытно реалистические по своей природе тенденции). При этом каждое из этих самостоятельных литературных течений (что является принципиально важным компонентом направления как такового) обладает своей эстетической программой, своей литературной критикой (пусть она еще не сформировалась как самостоятельная отрасль словесности) и своими организационными центрами"*413. И далее Ю. Б. Виппер уточняет характер сосуществования разных художественных систем в литературе XVII века: "Вместе с тем, предупреждает ученый, - не следует думать, что взаимодействие отдельных направлений сводится обязательно к их борьбе; взаимодействие это зачастую принимает и иные, более сложные формы. <-.. > Сложное сочетание барочных и классицистических тенденций вообще одно из примечательных проявлений национальной специфики литературного развития Франции в этот период. Барокко доминирует, но и классицистическая поэтика завоевывает все новые и новые позиции и временами порождает замечательные творческие достижения" (308). О неотрывности "барочного" типа культуры от классических парадигм, о вторичности "барочности" по отношению к классическим художественным системам говорить можно достаточно уверенно. А это значит, что в переходные эпохи "хаографический" тип культуры и "космографический" тип культуры (термины П. Борнхофен) образуют некую биполярную метаструктуру, прочно связанную отношениями зеркального взаимоотталкивания, взаимопритяжения и взаимопроникновения. И именно эта биполярная метаструктура и процессы, в ней протекающие, определяют внутреннюю логику художественного развития в переходную эпоху. А если судить по опыту все того же XVII века, то переходная эпоха завершается угасанием культуры барочного типа и утверждением новой художественной парадигмы классического типа, утверждением надолго, и без равных соперников. Можно ли экстраполировать эти положения на культурную ситуацию в XX веке? Несомненно, можно. Но - с весьма существенными коррективами. Прежде всего, кризис в XX веке значительно острее и отчаяннее, чем в XVII, когда барокко родилось и впервые структурно оформилось в виде литературных направлений. Барокко со всем своим скепсисом все-таки оставалось под Богом, барочный менталитет был защищен от полного распада неутраченной верой в наличие высших трансцендентальных сил и их волю. XX век оголил человека, оставил его наедине с Хаосом, заставив осознать ужас своего одиночества, трагизм своей судьбы и искать в самом себе ресурсы сопротивления энтропии. Метания из крайности в крайность со всеми происходящими при этом разрывами и разрушениями есть принцип внутреннего развития в переходные эпохи. Но в масштабах Большой Истории переходные эпохи относительно недолги, им принадлежит роль "мостов" между огромными культурными эрами, роль соединительной ткани на месте глубочайших ментальных разрывов. Есть определенные основания полагать, что переходная литературная эпоха, которая в России началась в 90-е годы XIX века, в 90-е годы XX века приходит к своему завершению. Один из первых симптомов завершения эпохи это некое возвращение к началу. Первый знак - возвращение к "вечным темам". "Какие-то вечные темы", - отмахнулся было один из персонажей последнего новеллистического цикла Юрия Трифонова "Опрокинутый дом" (1980). Но сам Трифонов не отмахнулся. Не отмахнулась и вся российская словесность 1970 - 1990-х годов. "Деревенская проза" и "тихая лирика", Юрий Домбровский, Василий Шукшин, Александр Вампилов, плеяда "старых" поэтов-неоакмеистов (А. Тарковский, Д. Самойлов, С. Липкин). Критики заговорили о "метафизических" мотивах, о философичности, об экзистенциальном пафосе в писаниях молодых авторов. Строго говоря, Вечность всегда присутствует в художественном образе мира любого периода - это его неизбежный горизонт. Но о "вечных темах" заговаривают лишь тогда, когда Вечность переходит с линии горизонта на передний план, становится Временем и Местом судьбы литературного героя, овнешняется в конкретном хронотопе - в пейзаже, в подробностях и деталях предметного мира произведения, пульсирует в сюжете, а главное - диктует логику развития конфликта и динамику характеров. Нечто подобное происходило и сто лет назад. Один из самых добросовестных летописцев Серебряного века П. С. Коган в третьем томе своих "Очерков по истории русской литературы", названном "Современники", писал в связи с творчеством Бунина: "Бунин в наши дни, быть может, единственный хранитель "вечной" поэтической традиции. Эта "вечность" в его поэзии имеет тот ясный облик, который затуманила вычурная поэзия крайнего модернизма. В мире и в истории нет ничего вечного. Человеческие общества меняются, а вместе с этим меняются чувства, понятия и настроения. <... > Меняются общества и общественные организации, но сходны, повторяются и поэтому в известном смысле "вечны" личные драмы, сопровождающие эти смены, сходны муки тех, кому выпадает на долю стать жертвами переходов и духовных междуцарствий. <... > Они родили этот порыв к небу. <... > Им нужна поэзия, рожденная меланхолической думой и одиноким созерцанием поколений, отмечавших своими муками всякий новый шаг истории. Надземная поэзия это поэзия переходных эпох. И она "вечна", потому что эпохи различны, а переходы одинаковы. Человеческие общества несходны, но драмы, через которые проходит процесс их образования, сходны"*414. Так начинался XX век - новая переходная эпоха. В конце XX века, как и в конце XIX, опять обнаружилось, что спор между разными социальными доктринами (концепциями) нельзя разрешить, оставаясь внутри социальных масштабов, опираясь только на социальные координаты. И вновь на границах переходной эпохи выступили "вечные темы" - как напоминание о главном, о верховных критериях жизни, по отношению к которым социальные парадигмы есть не более чем часть, а то и частность. Возвращение к "вечному" означало, в сущности, возвращение к человеческому измерению - в свете вечности существование и бытие человека, его судьба, его духовный мир выступают "ценностным центром" искусства*415. Следующий симптом конца литературной эпохи - завершение ряда художественных траекторий, которые зародились в начале века и протекали в течение всего литературного столетия. Так, в печальные дни прощания с Иосифом Бродским Евгений Рейн говорил: "Для меня смерть Бродского - это конец прекрасной эпохи, конец литературного цикла, который продолжался 30 лет - со дня смерти Анны Ахматовой". На самом же деле Бродский, чья поэтическая юность прошла "под крылом" Анны Ахматовой, не только впитал в себя сохраненные ею творческие интенции начала века - прежде всего акмеизма*416, но и наиболее последовательно развивал их, создавая к концу века новую поэтическую парадигму, в которой человек, плотно сращенный со своим временем, преодолевает его власть, самоопределяясь в координатах Вечности, вступая в трагедийный диалог с Небытием. Уход Булата Окуджавы в июне 1997 года тоже был воспринят как завершение еще одной художественной линии. "Тринадцатого июня я сразу от нескольких услышал: "Закончилась эпоха"", - писал в эти дни в "Литературной газете" Ст. Рассадин. Поэзия Окуджавы своими корнями тоже уходит в долговременную тенденцию - одну из тех, что оказалась едва ли не наиболее значительной и плодотворной среди родившихся в годы революции и гражданской войны - тенденцию интимно-романтическую, лелеявшую идеалы доброты и человечности. Ей Окуджава придал новую жизнь в период "оттепели" и "застоя" - освободил от социальной узости и расширил ее общечеловеческий горизонт. Завершение отмеченных творческих линий не стало обрывом нитей, а, наоборот, обернулось утверждением на их основе новых, сильных художественных тенденций. В данном случае речь идет о явлениях, получивших наименование "постреализма" и "нового сентиментализма". (О них шла речь на страницах нашего пособия.) Крайне существенно, что оба явления представляют собой первичные художественные системы. Напомним, что в основе дихотомии первичных/вторичных стилей (в современном литературоведении обоснованной Д. С. Лихачевым и подробно разработанной И. Р. Деринг и И. П. Смирновым) лежат диаметрально противоположные решения вопроса об отношениях между художественным миром и внетекстовой, фактической, исторической и т. д. реальностью: "все "вторичные" художественные системы ("стили") отождествляют фактическую реальность с семантическим универсумом, т. е. сообщают ей черты текста... тогда как все "первичные" художественные системы, наоборот, понимают мир смыслов как продолжение фактической действительности, сливают воедино изображение с изображаемым"*417. Действительно, во всех переходных эпохах после энергичного наступления вторичных художественных систем приходило время формирования и утверждения в качестве доминанты литературного процесса новой первичной художественной системы, вновь моделирующей мир как Космос: это означало, что пора всеобщего ментального кризиса кончается созданием новой культурной парадигмы, которая предлагает новые объяснения мироустройству, создает новую мифологию миропорядка. Следовательно, у нас есть определенные основания ожидать в начале третьего тысячелетия наступления начала новой культурной эры, которая предложит новую идею Космоса - возможно, из тех, которые забрезжили на исходе XX века. Какой будет эта новая концепция Космоса? Будет ли это возвращение к уже известным моделям - реализму, сентиментализму, классицизму, оснащенным приставкой "нео"? Не приведет ли возвращение к Космосу к новому нормативизму и диктату культурного этикета (угадываемому, например, в американской "политической корректности" или в постсоветской эстетике "новых русских")? Не создаст ли это почву для нового застоя, связанного с сознательным отказом от художественного экспериментирования? Или это будет Космос, знающий о своей хрупкости, необъективности и условности (уроки постмодернистской эры не могут пройти зря), Космос, знающий о своей хрупкости, необъективности и условности (уроки постмодернистской эры не могут пройти зря); Космос, не забывающий о соседстве с хаосом, не отделяющий себя от хаоса и ведущий с ним не прекращающийся ни на секунду философский диалог? Нам кажется наиболее перспективным последний вариант. Но, как известно, литература чаще всего избегает намеченных критиками путей: "Ей закажут Индию, а она откроет Америку" (Тынянов). Рекомендуемая литература Громова М. И. Современная русская драматургия. - М., 1999. Иванова Н. Б. Точка зрения: О прозе последних лет. - М., 1988. История русской литературы XX века (20 - 90-е годы): Основные имена / Отв. ред. С. И. Кормилов. - М., 1998. Кулаков Вл. Поэзия как факт: Статьи о стихах. - М., 1999. Немзер А. С. Литературное сегодня: О русской прозе: 1990-е. - М., 1998. Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов XX века. - Минск, 1998. Роднянская И. Б. Литературное семилетие. - М., 1995. Русская литература XX века: В 2 т. - Т. 2 (1940 - 1990-е) / Под ред. Л. П. Кременцов. - М., 2002. Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М., 2000. Русская проза конца XX века / Сост. и вступ. статья С. И. Тиминой. М., 2002. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. - М., 1999. Эпштейн М. Н. Постмодерн в России: Литература и теория. - М., 2000. Предметно-именной указатель Абрамов Ф. 17-20, 63, 65, 203 абсурдизм 274, 489, 610 - 612, 667 авангард 288, 379, 425, 429, 523, 596, 642, 644, 668 автобиографизм 593, 599 Агеев А. 271, 627 Адамович А. 118, 192, 195 - 198, 418 Адмони В. 8 Айзенберг М. 429, 439, 451, 590 Айтматов Ч. 13, 30, 36, 39-42, 44, 45, 203, 417, 516, 522, 524 "Белый пароход" 44 "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок") 39, 40, 44 "Плаха" 39, 41-45, 146, 522 "Прощай, Гульсары!" 39 "Ранние журавли" 44, 203 Аксенов В. 11, 137-139, 148, 150, 151, 153-155, 157-161, 383, 415, 419, 424, 478, 480, 508, 522 "Затоваренная бочкотара" 151, 153, 159, 288 "Звездный билет" 160, 480 "Коллеги" 160, 480 "Московская сага" 161, 522 "Ожог" 157-159, 415 "Остров Крым" 159, 160, 415, 478 "Победа" 148 - 150 "Поиски жанра" 150, 154 - 157 Акулов И. 17, 23-25 Алексеев М. 23, 25 Алешковский П. 137, 522 Алешковский Ю. 137 - 139, 162 - 167, 176, 415, 478, 516, 562, 571 аллегория 161, 165, 190, 194, 389, 468, 476 Амирэджиби Ч. 13, 203 андеграунд (литературный) 391, 419, 420, 425, 596, 598, 631, 638-640 Анненский И. 297, 320, 327, 646 Аннинский Л. 203, 412, 416, 533, 534, 629 Антонов С. 522 Арбузов А. 272 Арро В. 200, 272, 283 Архангельский А. 162, 446, 637 Астафьев В. 13, 63, 81, 84, 97-109, 112-134, 191, 219, 417, 524, 560, 610 "Жизнь прожить" 113, 115, 117, 131 "Звездопад" 98, 120 "Пастух и пастушка" 99, 119, 120, 122, 123, 125 "Печальный детектив" 113, 116-119, 133, 560 "Последний поклон" 98 - 108 "Прокляты и убиты" 119, 125, 130, 131, 133 "Царь-рыба" 99, 108, 109, 112, 113 "Ясным ли днем" 99 Ахмадулина Б. 297, 314 - 320, 626 Ахматова А. 140, 297-299, 319, 414, 498, 499, 584 - 586, 588, 642, 673 Бабель И. 259, 585 Багрицкий Э. 311, 347 Байтов Н. 423 Бакин Д. 590 Бакланов Г. 120, 200, 260, 522 барокко, барочность 201, 202, 423, 455, 457, 465, 644, 645, 650, 659-661, 669, 670 Барт Р. 482, 645 Бартон Джонсон Д. 402 Басинский П. 522, 529, 583, 635 Баткин Л. 661 Бахтин М. 19, 133, 135, 138, 162, 164, 167, 255, 276, 299, 378, 390, 391, 394, 401, 439, 501, 564, 585, 588, 622, 623 Безродный М. 424 Бек А. 414, 417 БекТ. 233 Беккет С. 274, 511, 611, 612 Белая Г. 64, 412 Белов В. 23-25, 63 - 68, 71-73, 81-83, 191, 220, 221, 417, 418 "Все впереди" 73, 83, 417 "Кануны" 23, 25 "Лад" 73, 82, 83, 113 "Плотницкие рассказы" 64 - 72 "Привычное дело" 64, 72, 73 Белый А. 135 Беляускас А. 13 Бераха Л. 171 Бетеа Д. 646, 656 Битов А. 162, 200, 202, 205, 375, 376, 380-382, 384, 385, 387-391, 394, 402-404, 406, 410, 415, 419, 422, 424, 474, 502, 626 Блаженный В. 590 Блок А. 49, 326, 327, 392, 519 Бобышев Д. 297 Богомолов В. 192, 200, 533, 537 Бодрийяр Ж. 376, 377, 383, 390 Бокарев Г. 15 Бондарев Ю. 27, 120, 260, 283 Борнхофен П. 646, 661, 670 Борхес Х. Л. 193, 376, 381 Бочаров А. 192, 412, 416 Бочаров С. 564 Брежнев Л. 22, 409, 488 Брехт Б. 135 бриколаж 450 Бродский И. 7, 8, 297, 320, 376, 415, 420, 422, 424, 425, 449, 454, 501, 570, 572, 599, 641-654, 656-667, 673 Буйда Ю. 478, 590, 595 Булатов Э. 427, 428, 490 Булгаков М. 135, 207, 347, 414, 521, 527, 586, 587 Бунин И. 300, 333, 344-346, 372, 414, 585, 671 Быков В. 13, 116, 192, 199, 219, 260-272, 524 Вагинов К. 587 Вайль П. 158, 176, 599 ВалеевР. 31, 83 Валтон А. 13 Вампилов А. 13, 15, 192, 199, 200, 272-284, 286, 287, 574, 671 "Провинциальные анекдоты" 273, 278-280, 574 "Прошлым летом в Чулимске" 273-275, 283 "Прощание в июне" 273 - 277 "Старший сын" 275, 277, 278 "Утиная охота" 273 - 276, 280-283 Ванеева Л. 563 Василенко С. 563 Бахтин Б. 8, 599 Верников А. 590, 595 Ветемаа Э. 13, 192, 200 Вигдорова Ф. 7 Виктюк Р. 611 Вилльямс Р. 524 - 527 Виппер Ю. 669, 670 Вишневецкая М. 565 Вишневский В. 426 Владимов Г. 193, 194, 415, 522, 533-542, 546-551, 555, 557-559 Вознесенский А. 315 Войнович В. 136-139, 166-176, 178, 415, 478, 516, 522, 559 "Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина" 167 - 173 "Иванькиада" 173, 174 "Москва 2042" 170, 175 "Шапка" 136, 173, 174 Володин А. 272 Волохов М. 515 Воробьев К. 120, 524 Вудворд Дж. 206, 214, 215 Вульф В. 525 Высоцкий В. 137-139, 143-147, 159, 319, 414, 448, 504 Габышев Л. 528, 560 Гаврилов А. 423 Гайсер-Шнитман С. 391, 393, 394 Галин А. 200, 272 Галич А. 137-143, 414 Галкин Ю. 38, 63 Галковский Д. 424, 593, 594 Гандельсман В. 590 Гандлевский С. 427, 447, 531, 590, 593 Гареев 3. 423 Гаспаров Б. 393 Гельман А. 15, 30, 36, 418 Генис А. 158, 176, 496, 499, 504, 507, 510, 599, 603, 685 герой 20, 21, 31, 32, 36-40, 42, 46, 55, 56, 59-62, 69, 78, 85-87, 91-94, 97, 99-101, 122, 143, 145-147, 150 - 152, 162, 165, 166, 176, 188, 200, 202, 214, 229-231, 244, 246, 254, 260-262, 271, 276, 277, 283, 294, 303, 310, 323, 329, 331, 339, 340, 343, 344, 346-348, 351, 353, 357, 359, 397, 408, 415, 436, 446, 464, 466, 491, 496, 503, 507, 508, 532, 544, 558, 565, 573, 578, 581, 595, 599, 603, 606, 609, 632, 634, 638, 646, 649, 652, 654 Гинзбург Лев 200-202 Гинзбург Л. Я. 202, 324 Гладилин А. 138, 233, 415 Гоготишвили Л. 564 Гончар О. 17, 531 Гордин Я. 643, 646, 650, 652 Горенштейн Ф. 415, 524, 527, 590-592, 594 Горин Г. 15, 192, 199 Горланова Н. 563 Горький М. 45, 105, 414 Гощило X. 467, 563, 564 Гранин Д. 30, 35, 118, 192, 196, 417, 418, 522 Грекова И. 219 Григорьев О. 139 Гроссман В. 125, 208, 309, 414, 417, 418, 521, 527 "Все течет" 414, 417 "Жизнь и судьба" 125, 414, 521 гротеск 98, 135-139, 141, 143, 148, 161-163, 173, 175, 177, 190, 240, 498, 517, 633, 666 Губерман И. 137, 139 Гущанская Е. 283 Давыдов Ю. 205, 522 Даниэль Ю. (Николай Аржак) 7, 136, 138, 376, 414 Дворецкий И. 15 Дедков И. 65, 412 деконструкция 161, 374, 376, 379, 387, 389, 390, 425, 450, 474, 486, 490, 493, 494, 496, 497, 499, 509, 527, 561, 643 Дементьев А. Г. 10 Деринг И. Р. 674 Деррида Ж. 376, 387, 390, 475, 643 Джеймсон Ф. 376 Джойс Д. 11, 135, 380, 501, 525 диссиденты 157, 166, 218, 329, 376, 409, 513, 626 Дмитриев А. 590, 594 Довженко А. 17 Довлатов С. 415, 526, 593-595, 598-601, 604, 606-609 "Записные книжки" 604, 609 "Заповедник" 599, 603 "Зона" 598, 600, 604 "Иностранка" 599, 603 "Компромисс" 599 "Наши" 598, 603, 604, 606, 608 "Невидимая газета" 599, 603 "Невидимая книга" 599 Долгополов Л. 146 Домбровский Ю. 192, 199, 204-215, 414, 524, 527, 671 Достоевский Ф. 28, 117, 196, 198, 206, 266, 378, 484, 498, 501, 523-525, 531, 549, 585, 645 Доценко В. 27, 528 Драгомирецкая Н. 585 Дрофенко С. 47 Дружников Ю. 218 Друк В. 426 Друце И. 45 Дудинцев В. 23, 27, 414, 417, 522 "Белые одежды" 27, 414, 417, 522 Думбадзе Н. 13, 45, 192, 203 Евдокимов Н. 200 Евтушенко Е. 315, 383, 418, 522, 618 Еременко А. 415, 424, 426, 427, 451, 452, 457, 459, 461-464, 466 Ермаков О. 522, 528, 560, 595 Ермолин Е. 583 Ерофеев Вен. 147, 375, 376, 380, 391, 393-398, 401, 406, 408, 410, 415, 419, 422, 424, 425, 432, 500, 502, 510, 511, 514, 515, 571, 642 "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" 398, 510, 511, 515 "Москва - Петушки" 147, 391, 410, 419, 424, 425, 432, 452, 483, 500, 513, 640 Ерофеев Вик. 11, 381, 419, 420, 422, 424, 478, 481-483, 486 Есаулов И. 128 Есенин С. 47-49, 108, 151, 266, 347 Ефимов И. 600 Ефремов О. 14 Жванецкий М. 137, 139, 166, 566 Жданов И. 415, 424, 426, 427, 451-455, 457 женская проза 560, 563 Жигулин А. 47, 58 - 61 Жолковский А. 148, 149 Заболоцкий Н. 333 Закруткин В. 99 Залыгин С. 21, 23, 27-30, 36, 45, 203, 219 Замятин Е. 175, 414, 472, 526, 584, 585, 587 Захаров М. 611 Зверев А. 141, 207 Зиновьев А. 131, 139, 200-202, 415, 527 "Знамя" 417, 420, 427, 502, 534 Золотусский И. 64, 96, 412 Зорин А. 72, 391, 425, 430, 435, 561 Зощенко М. 140, 259, 324 Зубова Л. 450 Зульфикаров Т. 203 Ибрагимбеков М. 38 Иванов АН. 15, 21 Иванов Вяч. 586 Иванова Н. 176, 178, 185, 521, 533, 549, 583 Иванченко А. 424, 507, 560, 593, 595 Изельман Р. 259 Икрамов К. 175 Ионеско Э. 274, 611, 612 Иртеньев И. 426 Искандер Ф. 137 - 139, 166, 176-178, 180-183, 185, 187, 188, 190, 205, 219, 415, 418, 478, 596, 610 "Кролики и удавы" 188 - 190, 415 Рассказы о Чике 177 "Сандро из Чегема" 178, 414, 478 "Созвездие Козлотура" 177 Искренко Н. 426 "исповедальная" проза 138, 148, 150, 599, 626, 627 Кабаков А. 565, 567, 633 Кабаков И. 214, 427, 428, 490 Казак В. 511 Казаков В. 419 Казанцев А. 272 КалабрезеО. 424, 451 Каледин С. 560, 562, 563 Кальвино И. 376 Кальпиди В. 424, 426, 452, 457 Камю А. 199, 273 Капица П. 9 Карабчиевский Ю. 202, 218, 381 Кардин В. 533 карнавализация 162, 163, 166, 167, 391 Каррикер А. 402 Катаев В. 16, 333-342, 344 - 353, 356-360, 362, 363, 365-375, 422 "Алмазный мой венец" 343, 347-349, 351 "Маленькая железная дверь в стене" 334 - 337, 375 "Спящий" 351-353, 359-362 "Сухой лиман" 351, 362, 369, 371, 372 "Трава забвения" 343 - 346, 351, 353, 357, 358 "мовизм" 333, 334, 338, 351, 356, 372, 374, 422 Кафка Ф. 11, 135, 193, 525 Кедров К. 426, 465 Кенжеев Б. 590 Кибиров Т. 381, 424-427, 429, 444-450, 465, 467, 468 Ким А. 203, 589 Киреев Р. 83, 589 Кларк К. 491, 496 Климушкин В. 38 Коган П. С. 671 Кожинов В. 10, 48, 64 Коляда Н. 565, 566, 568-581 Комар В. 490 Комина Р. 12, 192 Кондратьев В. 418 Коновалов Г. 15 Кононов Н. 590 концептуализм 379, 419, 423, 425, 427-429, 446, 450, 451, 462, 490, 494, 499, 500, 642 Коняев Н. 48 Коркия В. 426 Королев А. 424, 565, 567, 568 Кривулин В. 297, 609, 644, 650, 661 Крон А. 196, 200 Крупин В. 63 Крымова Н. 144, 146, 347 Крячко Б. 560 Кузнецов А. 158 Кузнецов Ю. 61, 62 Кундера М. 448, 596 Куняев С. 10, 47, 61 Курбатов В. 583 Курчаткин А. 589, 633 Кутик И. 426 Кушнер А. 297, 298, 314, 315, 320-328 Лебедев А. 182, 602 Левин Ю. 297, 387-390 Левитанский Ю. 297, 315 Ленин В. 14, 15, 165, 175, 183, 184, 334-337, 357, 403, 417, 483, 484, 504, 508, 601, 602 изображение в период "застоя" 13 Леонов Л. 10, 527, 596, 597 "Пирамида" 596, 597 "Русский лес" 596 - 598 Лесков Н. 348, 524 "лианозовцы"-поэты 422, 427, 498, 642 Лимонов Э. 415 ЛиотарЖ. Ф. 376, 522 Липкин С. 297, 299-301, 309-315, 671 Лиснянская И. 11, 297, 315 Литвинов В. 565 Лихачев Д. 78, 322, 418, 487, 488, 561, 673 Личутин В. 63 Лобанов М. 10, 64 Лосев Л. 297, 645 Лотман М. 650, 655, 657, 661 Лотман Ю. 650, 655, 657, 661 Луговской В. 223, 347 Львов А. 17, 21, 22 Любимов Ю. 218 Маканин В. 526, 533, 589, 594, 595, 598, 626-635, 637, 638, 641 "Андеграунд, или Герой нашего времени" 627, 631, 637 - 641 "Антилидер" 627, 629 "Голоса" 627, 630, 631, 636 "Гражданин убегающий" 627, 628 "Кавказский пленный" 627, 635, 636 "Лаз" 631-634, 637 "Предтеча" 627, 628 "Прямая линия" 626 "Человек свиты" 627, 628, 630 Макаров А. 84, 98, 148 Македонов А. 54, 55, 146, 412 Максимов В. 27, 415, 527, 559 Мандельштам О. 140, 206, 297, 298, 304, 319, 333, 345, 347, 414, 464, 489, 498, 499, 526, 584, 586-588, 596, 642 Маравал Х. А. 645 Марамзин В. 138, 139, 599 Маринина А. 27, 528, 530 Маркес Г. 376 Марков Г. 15, 21, 529 Марков Д. 12 Маркович В. 524 Матевосян Г. 83, 112, 203 Маяковский В. 47, 49, 135, 206, 344-347, 349, 642 Меламид А. 490 метажанр 191 "МетрОполь" 10, 150, 218, 419 Микелинкас Й. 13 Миллер Л. 297, 314, 590 Милош Ч. 661 мифологизация 300, 306, 379, 499, 558, 598, 610 модернизм 11, 48, 135, 199, 259, 274, 287, 372, 374, 375, 379, 381, 382, 401, 405, 415, 425, 457, 471, 477, 497-500, 511, 523, 525, 526, 529, 549, 559, 583, 584, 596, 642-644, 668, 671 Можаев Б. 23, 24, 30, 37, 63, 136
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |