Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н Л Лейдерман 57 страница




монологизм 167

монументальный рассказ 98, 113, 178, 222

Мориц Ю. 297, 315

Москаленко В. 537, 560

Мухина О. 515

Набоков В. 322, 376, 401, 415, 425, 455, 471, 489, 498, 501, 599

Нагибин Ю. 112, 203

Найман А. 297

направление литературное 17, 287, 671

Нарбикова В. 424

Нарбут В. 328

народная эпопея 15, 17, 19 - 22

натурализм 98, 128, 129, 133, 140, 494, 526, 530, 559, 562, 564, 565, 568, 641

натуралистическая образность 116

натуралистический сентиментализм 99, 564, 565, 567

Неизвестный Э. 586

Некрасов Вик. 521

Некрасов Be. 415, 419, 420, 422

Немзер А. 472, 533

неоакмеизм 297 - 300, 313, 315, 322, 327

необарокко 423 - 425, 451, 477

неосентиментализм 451, 560, 565, 566

Непомнящая К. 205

Непомнящий В. 205

Неркаги А. 83

Никонов Н. 112, 203

Ницше Ф. 117

Новиков Вл. 144, 146, 274, 464, 465, 532, 533

"Новый мир" 107, 132, 219, 418, 421, 666

Носов Е. 203

Оболдуев Г. 297

ОБЭРИУ, обэриуты 429

"Октябрь" 113, 418, 419

Окуджава Б. 139, 418, 533, 673

Олеша Ю. 259, 347, 367, 368

Орлов В. 203

Оруэлл Д. 175, 188, 526

Островский Н. 31, 253

Павлов О. 86, 522, 528, 530

Палей М. 563 -566

Палиевский П. 10

Панченко А. 395, 397

Паперно И. 393

парадигма художественности 16, 584, 585, 670

пародия, пародийность 66, 123, 151, 152, 163, 181, 185, 277, 385, 392, 393, 398, 408, 480, 498, 499, 513, 597

Парщиков А. 415, 424, 426, 451, 452, 459, 465-467

Пастернак Б. 125. 140, 177, 207, 256, 316, 344, 345, 347, 356, 366, 414, 450, 473, 498, 501, 521, 526, 584, 587

Пелевин В. 380, 424, 425, 452, 477, 501-507, 509, 510, 531, 642

"Generation П" 502, 507, 509, 531

"Жизнь насекомых" 502, 504, 505

"Омон Pa" 502 - 504

"Принц Госплана" 504, 505-507

"Чапаев и Пустота" 424, 502, 505

Передреев А. 47

Петров С. 31

Петровых М. 297

Петрушевская Л. 272, 283, 526, 563, 565, 574, 593-595, 610-626

Пискунов В. 204, 206, 207

Пискунова С. 204, 206, 207

Платонов А. 259, 414, 415, 498, 501, 521, 526, 584 - 588

полифонизм 83, 501

Полонский Г. 31, 32, 49

Полухина В. 642, 656

Полянская И. 531, 563, 590, 595

Попов Вал. 138

Попов Евг. 11, 381, 397, 419, 423-425, 487, 488, 490, 610

Поспелов Г. 17

постмодернизм 16, 159, 164, 259, 260, 351, 358, 365, 368, 372, 374-380, 390, 391, 397, 402, 410, 415, 420, 422, 423, 426, 451, 474, 477, 483, 486, 490, 497, 499, 500, 502, 509-511, 531, 559, 565, 568, 583, 584, 594-596, 600, 642-645. 650, 667-669

постреализм 287, 313, 451, 487, 531, 559, 583, 585-590, 593-596, 598, 641, 666-668, 673

"правда жизни" 610

Прасолов В. 47

премии литературные 421, 427

Пригов Д. А. 381, 415, 419, 420, 422, 423, 426, 427, 429, 430, 432, 433, 435, 436, 438, 444, 488, 490. 502

притчевость 193, 202

Промет Л. 13

Пропп В. 154, 188

Проскурин П. 13, 20, 21, 529

"простой советский человек" 36-39, 45, 81, 84, 97, 142, 144

Пруст М. 11, 317, 525

Пулатов Т. 203

Путилов Б. 38, 83

Пушкин А. 124, 206, 213, 267. 303, 306-308, 317, 328, 365, 386-390, 392, 421, 433, 464, 576, 577

Пьецух В. 381, 424, 478-480. 483, 486

РадзинскийЭ. 15, 199

Разумовская Л. 272

Райен-Хайес К. 175

Распутин В. 13, 63, 73, 74, 77-81, 191, 203, 417

"Живи и помни" 78

"Пожар" 78 - 80, 417

"Последний срок" 73 - 77

"Прощание с Матерой" 78. 81, 203

Рассадин С. 178, 182, 311, 673

рассказы 93, 94, 98, 112, 138 148, 222, 258, 478, 484, 487, 501, 559, 590, 600, 604, 624

реализм классический 372, 522. 526, 549, 557, 585, 668

Рейн Е. 297, 673

Роднянская И. 315, 323, 329. 412, 426, 522, 629, 675

Розанов В. 256, 257

Розанова М. 7

Розов В. 19, 272

роман

воспитания 416, 531, 532, 595

идеологический 23, 26 - 28

исторический 15, 23, 25 - 28, 530, 536

панорамный 161

производственный 222 - 224, 496

хроника 19, 24, 125

эпический 19, 20

романизация 394

Ромашов А. 26

Рубинштейн Л. 415, 419, 422 - 424, 426, 427, 429, 442-445, 642

Рубцов Н. 47-62, 191

Русаков Г. 297

Рыбаков А. 414, 415, 417, 522

Рыбальченко Т. 200, 226

Садур Н. 415, 424, 452, 510, 515-520

Салимон В. 426

"самиздат" 8, 218, 381, 391, 425, 427

Самойлов Д. 297, 299, 300, 305-309, 313-315, 671

Сапгир Г. 8, 415, 420

Сарнов Б. 317, 318, 347

Сартр Ж. П. 199, 273

Сахаров А. 8, 9

Сегал Д. 297

Седакова О. 297, 392, 394, 396, 419, 644, 660

Семенов Ю. 15, 26, 27

Семин В. 26

сентиментализм 122, 128, 132, 133, 564, 568, 674

Сергеев А. 531, 533, 593

Сергеев Е. 144

Серман И. 599

Сидур В. 587

Симмонс К. 611

Симонов К. 125, 501

симулякр 358, 360, 362, 367, 368, 377, 378, 382, 385, 422, 428, 437, 450, 460, 505, 507, 509, 517, 520, 566, 600

симуляция 377, 380, 383, 384, 389, 390, 450, 488, 508, 517, 600

Синявский А. (Абрам Терц) 7, 138, 193, 376, 414, 596

сказ 22, 103, 232, 481, 482

сказочность 154, 288, 467, 468, 477

Скалой А. 38

Скобелев А. 143, 146

Скобликов Г. 63

Славкин В. 200, 272, 283

Слаповский А. 565, 593, 595

Слуцкие М. 13, 31 - 34

Случевский К. 327

СмеляковЯ. 125

Смирнов И. 659, 660, 669, 674

Соколов В. 47

Соколов Саша 375, 376, 380, 397, 401-403, 406-411, 415, 419, 422-424, 474, 498, 502

"Между собакой и волком" 402, 407, 410, 424

"Палисандрия" 402, 408 - 410, 419, 424, 622

"Школа для дураков" 401 - 407, 410, 424

Соколова А. 99, 272

Солженицын А. 9, 36, 63, 167, 175, 218, 307, 414, 415, 417, 421, 527, 559, 596, 601, 610

"Архипелаг ГУЛАГ" 37, 414, 417

"Красное колесо" 167

Сологуб Ф. 135, 327

"сорокалетние" 589, 627

Сорокин В. 329, 381, 423, 450, 490-500, 510, 515, 568, 610, 642

"Голубое сало" 497 - 501

"Норма" 494, 498

"Роман" 494

"Сердца четырех" 496

социалистический реализм 11, 12, 17, 45, 46, 600, 668

"соцреализм с человеческим лицом" 36, 45, 415, 420, 480, 522, 526

Сталин И. 28, 41, 126, 140, 164, 165, 168, 172, 184-186, 205, 206, 217, 221, 255, 383, 403, 416, 417, 484, 485, 499, 501, 539, 550, 556, 558

стиль 65, 66, 150, 159, 161, 165, 181, 201, 232, 287, 392, 408, 488, 498, 591, 607, 674

Степанян К. 522, 583

Стратановский С. 297

Стрихл С. 584

Стругацкие А. и Б. 144, 192, 199, 287, 288-296, 472

"Волны гасят ветер" 294, 295

"Жук в муравейнике" 294

"За миллиард лет до конца света" 293, 295

"Обитаемый остров" 291, 294

"Пикник на обочине" 292

"Понедельник начинается в субботу" 288

"Сказка о Тройке" 288

"Трудно быть богом" 289, 291

"Улитка на склоне" 291

субъектная организация повествования 247, 337, 343

Сурганов В. 66

Сэлинджер Д. 599

Тагер Е. 11, 12

"тамиздат" 205, 218, 402, 427

Тарковский Андрей 292, 671

Тарковский Арс. 297, 299-306, 308, 309, 313, 314, 455

Твардовский А. 99, 194, 220, 414

"По праву памяти" 414

Тендряков В. 27, 192, 200, 219, 414, 522

Терехов А. 528, 560

течение литературное 63, 451, 477, 565, 670

ТименчикР. 297, 615

Токер Л. 402

Толстая Т. 422, 424, 467-469, 471-477, 563, 565

Толстой А. Н. 259, 492, 527

Толстой Л. Н. 484, 498, 501, 524, 525, 531, 537, 538, 627

Топоров В. 297

Топоров Вик. 280, 599, 609

Трифонов Ю. 13, 192, 199-201, 218-224, 226, 227, 230-237, 239, 242-248, 252-254, 256, 258--260, 383, 414, 524, 526, 589, 610 671

"Время и место" 253 254 258, 289

"Долгое прощание" 229 230 242, 246, 253

"Дом на набережной" 218 237, 242-248

"Другая жизнь" 237, 242, 249

"московские (городские) повести" 200, 218, 227, 232, 242, 254

"Обмен" 226-229, 231, 233 237, 239, 242

"Опрокинутый дом" 253, 258 289, 671

"Отблеск костра" 225, 226, 252

"Предварительные итоги" 229, 231, 242

"Студенты" 219 - 221

"Утоление жажды" 219, 222, 224

Тряпкин Н. 47

Туровская М. 274, 276, 412, 613, 615

Тынянов Ю. 674

Уайльд О. 519

Улицкая Л. 522, 530, 533, 563, 565, 566

Умывакина Г. 297

Уфлянд В. 137, 139

Уханов И. 63

Фадеев А. 17

Фаулз Д. 376, 584

Федин К. 219, 255

Федоров Е. 593, 594

Филиппович А. 63, 83, 112

Фрейденберг О. 572

фронтовая лирическая повесть 120

Фуко М. 376, 486, 490

Фукуяма Ф. 376

Хазанов Б. 193-195, 415

Хандке П. 376

Хандусь О. 528, 560

Хансен-Лёве А. 446

хаос/хаотическое в литературе 374

Харитонов Е. 565

Харитонов М. 533, 590, 595

Хармс Д. 135, 140, 397, 425

Хемингуэй Э. 151, 193, 273

Хлебников В. 642

Ховелл И. 291, 293

Ходасевич В. 327, 415

Холин И. 415, 420, 422

хронотоп 90, 92, 322, 337, 373, 432, 470, 528, 564, 569, 586, 622, 671

Хрущев Н. 6, 22, 498, 537, 545, 546

Цветаева М. 319, 587, 638, 642, 673

Цивьян Т. 298

Чаковский А. 21

Чалмаев В. 10, 64, 82

Чередниченко Т. 444, 445, 451

Черниченко Ю. 418

"чернуха" 511, 560, 561, 564, 566, 568, 573, 579, 580, 594, 610

Чехов А. 327, 501, 525, 585, 627

Чиладзе О. 13, 203

Чуковская Л. 202, 414

Чупринин С. 304, 319, 412, 419

Чухонцев О. 297, 314, 315, 327-332

Шаламов В. 521, 524, 526, 600, 601

Шаров В. 381, 424, 478, 484-486, 593, 595

Шатров М. 14, 417

Шаулов С. 143, 146

Шварц Евг. 199, 415, 452

Шварц Елена 199, 415, 424, 426, 452, 455-459

Шипенко А. 424, 510, 515

Шитов А. 218, 224

Шишкин М. 533, 590

Шкловский В. 318

Шкловский Е. 590

Шкловский И. 9

Шолохов М. 23, 98

Штурман Д. 218, 219, 583

Шукшин В. 13, 63, 81, 84-97, 191, 219, 524, 610, 630, 671

Щербакова Г. 565, 566

Щербина Т. 426

Эдлис Ю. 15

экзистенциализм 95, 273, 527, 645

Эко У. 376, 477

Эпштейн М. 56, 377, 391, 392, 394, 419, 420, 428, 450, 451, 462, 465, 468, 490, 565, 568, 590, 641, 646, 648

Эрдман Н. 414

Эренбург И. 223

Эткинд Е. 8

этология 110

Эфроимсон В. 9

"Юность" 333, 418, 427, 599

Якобсон А. 381

Ямпольский Б. 414

Яркевич И. 423

Яшин А. 141

ОГЛАВЛЕНИЕ ТОМА 1

От автора

Введение

1. Методологические основы и теоретические принципы курса

2. Мирообразы Космоса и Хаоса в русской литературе XX в.

3. Предшествия и предпосылки современного этапа

Часть первая

Литература "оттепели" (1953 - 1968)

Глава I. Середина века - "предварительные итоги"

1. Послевоенное десятилетие - культурный контекст

2. Под маской соцреализма: "Русский лес" Леонида Леонова (1950 - 1953)

3. Кристаллизация новой художественной стратегии:

"Доктор Живаго" Бориса Пастернака (1946 - 1955)

4. Взгляд с другого берега: "Лолита" Владимира Набокова(1953)

Глава II. Соцреализм с человеческим лицом

1. Культурная атмосфера "оттепели"

2. "Правда жизни": от документализма к натурализму

3. Обновление соцреалистической концепции личности: рассказ Михаила Шолохова "Судьба человека"

4. Лирический "взрыв" и поэзия "шестидесятников"

5. Песенки Булата Окуджавы

6. Лирическая тенденция в драматургии и прозе 1960-х годов

7. Трансформация соцреалистических жанров

8. Александр Твардовский

Глава III. За пределами соцреализма

1. Александр Солженицын

2. Варлам Шаламов

3. Традиции классического реализма

4. "Фантастический реализм" Абрама Терца и Николая Аржака

5. Неоавангард

Рекомендуемая литература

Учебное издание

Лейдерман Наум Лазаревич и Липовецкий Марк Наумович

Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т. 2

Учебное пособие

Редактор Т. И. Шеповалова

Ответственный редактор Т. В. Козьмина

Технический редактор Н. И. Горбачева

Компьютерная верстка: Р. Ю. Волкова

Корректоры Л. Л. Белкина, Е. Н. Зоткина

Качество печати соответствует качеству предоставленных издательством диапозитивов.

Изд. No A-851-I/1. Подписано в печать 15. 05. 2003. Формат 60 х 90/16. Гарнитура "Таймс". Бумага тип. No 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 43, 0. Тираж 30 000 экз. (1-й завод 1 - 10000 экз.). Заказ No 2926.

Лицензия ИД No 02025 от 13. 06. 2000. Издательский центр "Академия". Санитарно-эпидемиологическое заключение No 77. 99. 02. 953. Д. 002682. 05. 01 от 18. 05. 2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к, 223. Тел. /факс: (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

Книги издательства в розницу можно приобрести в магазине по адресу:

Москва, ул Черняховского, 9 (в здании Института развития профессионального образования)

Часы работы понедельник - пятница с 10. 00 до 19. 00 Тел. (095)152-2271, факс 152-1878.

Отдел оптовой торговли

1. Москва, ул Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел/факс (095)330-1092, 334-8337. E-mail: academph@online. ru

2. Москва, ул. 2-я Фрезерная, 14, к. 402. Тел/факс (095)234-0855, 273-1608. E-mail: academia@rol. ru

Издательство имеет возможность отправлять заказанную литературу железнодорожными контейнерами, почтово-багажными вагонами и почтовыми отправлениями.

*1 В своем "Письме вождям Советского Союза" (1974) А. И. Солженицын писал: "Сегодня эта идеология уже только ослабляет и связывает вас. Она захламляет всю жизнь общества, мозги, речи, радио, печать - ложью, ложью, ложью. Ибо как же еще мертвому делать вид, что оно продолжает жить, если не пристройками лжи? Всё погрязло во лжи, и все это знают и в частных разговорах об этом говорят, и смеются, и нудятся, а в официальных выступлениях лицемерно твердят то, "что положено", и так же лицемерно, со скукой читают и слушают выступления других - сколько же уходит на это впустую энергии общества! И вы - открывая газеты или включая телевизор, вы сами разве верите сколько-нибудь в искренность этих выступлений? Да давно уже нет, я уверен" (Солженицын А. Публицистика: В 3 т. - Ярославль, 1995. - Т. 1: Статьи и речи. - С. 177).

*2 Первый выпуск "Хроники текущих событий" появился 30 апреля 1968 года, а к концу 1983 г. на Западе было опубликовано 64 выпуска. (См.: Алексеева Л. История инакомыслия в СССР // Самиздат века / Сост. А. Стреляный, Г. Сапгир, Б. Бахтин, Н. Ордынский. - Минск; М., 1998. - С. 25 - 26.) В разные годы "Хронику текущих событий" редактировали С. Ковалев, А. Якобсон, И. Габай. Каждый номер журнала представлял собой тетрадку из 10 - 15 страниц, отпечатанных на пишущей машинке. Только факты, только информация - о новых судебных процессах, обысках, арестах, увольнениях с работы, принудительных госпитализациях, условиях содержания заключенных. Власти скоро почувствовали особую опасность, исходящую из "Хроники", факты надо было либо опровергать, либо признавать. Вместе с тем, как вспоминает С. А. Ковалев, издание "Хроники" было сопряжено с особым типом ответственности: малейшая неточность в информации давала повод суду для обвинений в клевете. Сам Ковалев получил 7 лет лагерей плюс 3 года ссылки фактически на том основании, что из 2800 эпизодов, о которых сообщалось в семи номерах "Хроники", где он был редактором, следствию удалось опровергнуть только два эпизода. (См.: Ковалев С. Свобода приходит нагая // Известия. - 1998. - 30 апреля. - С. 2.)

*3 Сахаров А. Д. Горький, Москва, далее везде // Знамя. - 1991. - No 10. - С. 98.

*4 См.: Капица П. Л. Дом наш - планета Земля // Наука и современное общество. - М., 1998.

*5 Вопросы философии. - 1976. - No 9. Статья завершалась следующим заключением: "Нам представляется, что вывод о нашем одиночестве во Вселенной (если не абсолютном, то практическом) имеет большое морально-этическое значение для человечества. Неизмеримо возрастает ценность наших технологических и особенно гуманистических достижений. Знание того, что мы есть как бы "авангард" материи если не во всей, то в огромной части Вселенной, Должно быть могучим стимулом для творческой деятельности каждого индивидуума и всего человечества. В огромной степени вырастает ответственность человечества перед исключительностью стоящих перед ним задач. Предельно ясной становится недопустимость атавистических социальных институтов, бессмысленных и варварских войн, самоубийственного разрушения окружающей среды. Твердое сознание того, что никто нам не будет давать "ценных указаний", как овладевать Космосом и какой стратегии должна придерживаться наша уникальная цивилизация, должно воспитывать чувство ответственности за поступки отдельных личностей и всего человечества. Выбор должны делать только мы сами. Не подлежит сомнению, что диалектический возврат к весьма своеобразному варианту геоцентрической (вернее, антропоцентрической) концепции по-новому ставит старую проблему о месте человека во Вселенной" (с. 93).

*6 См.: Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. - СПб., 1995.

*7 См.: Чалмаев В. Великие искания // Молодая гвардия. - 1968. - No 3; Его же. Неизбежность // Молодая гвардия. - 1968. - No 9. Пройдет почти два десятка лет, успеют ярко расцвести и потускнеть "деревенская проза" и "тихая лирика", и Чалмаев напишет: "Крестьянин, говоря по-старинному мужик, не может быть объектом завышенных оценок, быть невероятным мессией, должным спасти и город, и прежде всего интеллигенцию, вечно виноватую перед ним. Ему навязывается роль не по силам" (Чалмаев В. "Воздушная воздвиглась арка... " // Вопросы литературы. - 1985. - No 6. - С. 116).

*8 См.: Дементьев А. Г. О традициях и народности: Литературные заметки // Новый мир. - 1969. - No 4.

*9 Защищая своих "фрондеров", власти не миловали даже видных функционеров. Стоило, например, А. Н. Яковлеву, в ту пору первому заместителю заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС, выступить с критикой современных "почвенников" (Яковлев А. Против антиисторизма // Лит. газета. - 1972. - 15 ноября. - С. 4, 5), как он тут же был смещен со своего поста и отправлен в почетную ссылку, послом в Канаду, где пробыл до начала "перестроечных" времен.

*10 История создания альманаха и последовавшей затем идеологической кампании вокруг него описана Виктором Ерофеевым в предисловии к переизданию книги. (См.: Ерофеев В. Десять лет спустя // МетрОполь: Литературный альманах / Сост. В. Аксенов, А. Битов, В. Ерофеев, Ф. Искандер, Е. Попов. М., 1991.) Но на этот раз литвластям не удалось сломить или согнуть инакомыслящих. Пощечиной руководству Союза писателей стал поступок старых поэтов Семена Липкина и Инны Лиснянской, которые в знак солидарности с молодыми авторами "МетрОполя", не допущенными в Союз, сами вышли из Союза.

*11 Тагер Е. Б. О границах социалистического реализма // Актуальные проблемы социалистического реализма. - М., 1969. - С. 550. (Далее страницы указаны в скобках.)

*12 Марков Д. Ф. Социалистический реализм - новая эстетическая система // Вопросы литературы. - 1975. - No 2.

*13 См., например: Егорова Л. П. Проблемы типологии социалистического реализма. - Ставрополь, 1971; Ген Н. К. Художественное богатство литературы социалистического реализма. - М., 1971; Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т. - М., 1971; Камина Р. В. Современная советская литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. М., 1984; Эльяшевич А. П. Единство цели - многообразие поисков: О стилевых течениях в советской литературе. - Л., 1980.

*14 Ефремов О. Слышать истории дыханье: (Заметки о пьесах Михаила Шатрова) // Комсомольская правда. - 1982. - 3 апреля.

*15 Не случайно такого рода произведения Г. Н. Поспелов предложил называть "героико-романическими эпопеями" (Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. - М., 1972. - С. 208).

*16 Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 456, 457.

*17 Цит. по: Баруздин С. Возвращение (Об Аркадии Львове) // Львов А. Двор. - М., 1992. - С. 7, 8.

* 18 Справедливости ради следует вспомнить, что новый взгляд на коллективизацию и на весь период 1930-х годов впервые был представлен в неоконченном романе Эм. Казакевича "Новая земля. (Картины советской жизни)", над которым писатель работал с 1958 года вплоть до своей смерти в 1962 году. Роман должен был охватить исторический отрезок с конца 1920-х до середины 1950-х годов. Казакевич успел написать только начальные главы, но они дают представление о масштабности замысла и глубине проникновения автора в драматическую судьбу отдельного человека и всего народа в эту эпоху. Именно здесь впервые были описаны трагические сцены "раскулачки", азарта дозволенного властью грабежа - когда на глазах молоденькой крестьянской девчушки Настеньки Ошкуркиной ее вчерашние закадычные подружки весело роются в сундуке с ее приданым. Здесь и мучительное состояние Настенькиного брата Феди, которого ждет исключение из вуза за сокрытие "кулацкого происхождения". Есть и совершенно неожиданные картины Москвы 1930-х годов: в приемной у "всесоюзного старосты" Калинина, который в окружении своей охраны сам выглядит арестантом, предчувствия апокалиптических времен, чисток и арестов наряду с упованиями на нового царя, каким видится старому нэпману Сталин, стоящий на Мавзолее... Эти главы были опубликованы в журнале "Урал" (1967. - No 3), отдельные фрагменты и наброски включены составителем Г. О. Казакевич в сборник Казакевича "Слушая время": Дневники. Записные книжки. Письма. (M., 1990).

*19 В русле этой тенденции располагаются разные по материалу и художественному облику произведения. Здесь и роман В. Семина "Нагрудный знак "Ост"" (1977), написанный на основе лично пережитого в германском арбайтслагере, и повесть А. Ромашова "Диофантовы уравнения" (1981), где воссоздается далекая эпоха религиозных распрей в Великой Римской империи.

*20 Обстоятельный анализ романа "Белые одежды" проведен в кандидатской диссертации Е. Н. Володиной "Романы В. Дудинцева: типология и эволюция жанра" (защищена в 1998 году). Частично материал главы об этом романе представлен в статье Е. Н. Володиной "Художественные притчи в романе В. Дудинцева "Белые одежды"" (в сб.: Русская литература XX века: Направления и течения. - Вып. 4. - Екатеринбург, 1998).

*21 Теракопян Л. Сергей Залыгин. - М., 1973. - С. 114.

*22 Впервые опубликован в журнале "Новый мир" (1979. - No 1).

*23 Вопросы литературы. - 1978. - No 5. - С. 148.

*24 Политическое объяснение того, что произошло с героем повести Залыгина, дал в "Архипелаге ГУЛАГ" А. И. Солженицын: "Нужно было освободиться от тех крестьян (иногда совсем небогатых), кто за свою удаль, силу, решимость, звонкость на сходках, любовь к справедливости были любимы односельчанами, а по своей независимости - опасны для колхозного руководства. (Этот крестьянский тип и судьба его бессмертно представлены Степаном Чаузовым в повести С. Залыгина.)" (Солженицын А. Малое собр. соч. - М., 1991. - Т. 5. - С. 49).

*25 Айтматов Ч. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1983. - Т. 2. - С. 196.

*26 Эта точка зрения абсолютно аксиоматична для литераторов круга "Нашего современника". В этом смысле весьма показательно сочинение Н. Коняева "Путник на краю поля: Книга о жизни, смерти и бессмертии поэта Николая Рубцова" (в кн.: Николай Рубцов: Вологодская трагедия. - М., 1997). Подобную позицию отстаивают В. Кожинов, Ф. Кузнецов, Л. Баранова-Гонченко, А. Казинцев и некоторые другие критики.

*27 См.: Новиков Вл. Придуманный поэт: Из цикла "Три стакана терцовки" // Заскок. - М., 1997.

*28 Македонов А. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930- 1970 годов. - Л., 1983. - С. 281, 282.

*29 Эпштейн М. После будущего: О новом сознании в литературе // Знамя. - 1991. -No1. -С. 225.

*30 Стихотворения А. Жигулина, за исключением специально оговоренных случаев, цитируются по изданию: Жигулин А. В надежде вечной: Стихи. - М., 1983.

*31 Солженицын А. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 года // Новый мир. - 2000. - No 5. - С. 186.

*32 Белая Г. А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления "нейтрального" стиля // Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. - М., 1978. -С. 477.

*33 Там же. - С. 473.

*34 См. статьи и рецензии В. Кожинова, В. Чалмаева, П. Глинкина, Е. Клепиковой, Л. Фоменко, Т. Наполовой, И. Золотусского, М. Лобанова, посвященные В. Белову и его повести "Привычное дело".

*35 Дедков И. А. Страницы деревенской жизни: (Заметки) // Новый мир. 1969. - No 3. - С. 243.

*36 Там же. - С. 243, 245.

*37 О "пошехонстве", как одной из сторон жизни героев "Привычного дела", первым сказал В. А. Сурганов. Он заметил, что пошехонцы, "непутевые эти герои, порождение горьковатого народного юмора... совсем не случайно появились в повести. За лежащей на поверхности сказки иронической и наивной дидактикой есть еще и глубинный подтекст - невеселая усмешка над собственной нескладицей и, пожалуй, едва ли не над философией "привычного дела" (Сурганов В. А. Человек на земле: Историко-литературный очерк. - М., 1975. - С. 501).

*38 Это наблюдение принадлежит И. Шайтанову. См.: Шайтанов И. Реакция на перемены: (Точка зрения автора и героя в литературе о деревне) // Вопросы литературы. - 1981. -No5. -С. 50.

*39 Распутин В. Необходимость правды: (Выступление на теоретическом семинаре "Литература и нравственность") // Литературная учеба. - 1984. - No 3. - С. 131-132.

*40 Распутин В. "Я ценю порядочность в человеке" (Беседу вела Т. Земскова) // Неделя. - 1987. - No 9. - С. 15.

*41 Вопросы литературы. - 1985. - No 6. - С. 116.

*42 Жесткую оценку романа "Все впереди" дал В. Лакшин в статье "По правде говоря" (Известия. - 1986. - 3, 4 дек.). См. также обстоятельный анализ романа на страницах журнала "Вопросы литературы" (1987. - No 9) в статьях Д. Урнова и А. Мальгина.

*43 Макаров А. Критик и писатель. - М., 1974. - С. 255.

*44 Ярхо В. Образ человека в классической греческой литературе и история реализма // Вопросы литературы. - 1957. - No 5. - С. 73.

*45 О театральности рассказов Шукшина см.: Ваняшова М. Г. Жанровое своеобразие рассказов В. Шукшина // Проблемы эстетики и поэтики. Ярославль, 1976; Ее же: Шукшинские лицедеи // Литературная учеба. - 1979. No 4; Кузьмук В. А. Василий Шукшин и ранний Чехов (Опыт типологического анализа) // Русская литература. - 1977. - No 3.

*46 В наш анализ не вошел роман Шукшина "Я пришел дать вам волю... " (1974). Но центральный персонаж этого романа Степан Разин, при всей несоизмеримости масштабов деяний и их исторического резонанса с героями шукшинских рассказов, глубоко родствен им по типу характера - он тоже "чудик", которому никак не удается совместить святость намерений с безбожностью поступков.

*47 См.: Золотусский И. Час выбора. - М., 1976. - С. 79; Ваняшова М. Шукшинские лицедеи // Литературная учеба. - 1979. -No4.

*48 Шукшин В. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1975. - Т. 3. - С. 641 - 642.

*49 Астафьев В. Сюжеты и судьбы: (Монолог о времени и о себе) // Всему свой час. - М., 1985. - С. 7.

*50 Большую роль в судьбе Астафьева сыграл критик А. Н. Макаров, который написал о нем обстоятельную статью "Во глубине России", она увидела свет в столичном журнале "Знамя" (1964. - No 12).

*51 Астафьев В. Как начиналась книга // Всему свой час. - М., 1986. С. 117.

*52 Вопросы литературы. - 1974. - No 11. - С. 215 - 216.

*53 В 1988 году настоящий литературный скандал вызвал рассказ Астафьева "Ловля пескарей в Грузии", где автор позволил себе иронические высказывания о быте и нравах у грузин. Произошел обмен весьма резкими открытыми письмами между писателем-историком Н. Эйдельманом, который упрекал Астафьева в неуважении к нерусским народам, и автором. Конечно, слово повествователя в художественном тексте нельзя отождествлять с позицией автора. Но в крайне напряженной атмосфере первых лет "перестройки", когда выплеснулись наружу ранее загонявшиеся внутрь проблемы межнациональных отношений в "Союзе нерушимом республик свободных", любое экспрессивно окрашенное слово по поводу той или иной нации становилось детонатором бурных перепалок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.