КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Н Л Лейдерман 57 страница
монологизм 167 монументальный рассказ 98, 113, 178, 222 Мориц Ю. 297, 315 Москаленко В. 537, 560 Мухина О. 515 Набоков В. 322, 376, 401, 415, 425, 455, 471, 489, 498, 501, 599 Нагибин Ю. 112, 203 Найман А. 297 направление литературное 17, 287, 671 Нарбикова В. 424 Нарбут В. 328 народная эпопея 15, 17, 19 - 22 натурализм 98, 128, 129, 133, 140, 494, 526, 530, 559, 562, 564, 565, 568, 641 натуралистическая образность 116 натуралистический сентиментализм 99, 564, 565, 567 Неизвестный Э. 586 Некрасов Вик. 521 Некрасов Be. 415, 419, 420, 422 Немзер А. 472, 533 неоакмеизм 297 - 300, 313, 315, 322, 327 необарокко 423 - 425, 451, 477 неосентиментализм 451, 560, 565, 566 Непомнящая К. 205 Непомнящий В. 205 Неркаги А. 83 Никонов Н. 112, 203 Ницше Ф. 117 Новиков Вл. 144, 146, 274, 464, 465, 532, 533 "Новый мир" 107, 132, 219, 418, 421, 666 Носов Е. 203 Оболдуев Г. 297 ОБЭРИУ, обэриуты 429 "Октябрь" 113, 418, 419 Окуджава Б. 139, 418, 533, 673 Олеша Ю. 259, 347, 367, 368 Орлов В. 203 Оруэлл Д. 175, 188, 526 Островский Н. 31, 253 Павлов О. 86, 522, 528, 530 Палей М. 563 -566 Палиевский П. 10 Панченко А. 395, 397 Паперно И. 393 парадигма художественности 16, 584, 585, 670 пародия, пародийность 66, 123, 151, 152, 163, 181, 185, 277, 385, 392, 393, 398, 408, 480, 498, 499, 513, 597 Парщиков А. 415, 424, 426, 451, 452, 459, 465-467 Пастернак Б. 125. 140, 177, 207, 256, 316, 344, 345, 347, 356, 366, 414, 450, 473, 498, 501, 521, 526, 584, 587 Пелевин В. 380, 424, 425, 452, 477, 501-507, 509, 510, 531, 642 "Generation П" 502, 507, 509, 531 "Жизнь насекомых" 502, 504, 505 "Омон Pa" 502 - 504 "Принц Госплана" 504, 505-507 "Чапаев и Пустота" 424, 502, 505 Передреев А. 47 Петров С. 31 Петровых М. 297 Петрушевская Л. 272, 283, 526, 563, 565, 574, 593-595, 610-626 Пискунов В. 204, 206, 207 Пискунова С. 204, 206, 207 Платонов А. 259, 414, 415, 498, 501, 521, 526, 584 - 588 полифонизм 83, 501 Полонский Г. 31, 32, 49 Полухина В. 642, 656 Полянская И. 531, 563, 590, 595 Попов Вал. 138 Попов Евг. 11, 381, 397, 419, 423-425, 487, 488, 490, 610 Поспелов Г. 17 постмодернизм 16, 159, 164, 259, 260, 351, 358, 365, 368, 372, 374-380, 390, 391, 397, 402, 410, 415, 420, 422, 423, 426, 451, 474, 477, 483, 486, 490, 497, 499, 500, 502, 509-511, 531, 559, 565, 568, 583, 584, 594-596, 600, 642-645. 650, 667-669 постреализм 287, 313, 451, 487, 531, 559, 583, 585-590, 593-596, 598, 641, 666-668, 673 "правда жизни" 610 Прасолов В. 47 премии литературные 421, 427 Пригов Д. А. 381, 415, 419, 420, 422, 423, 426, 427, 429, 430, 432, 433, 435, 436, 438, 444, 488, 490. 502 притчевость 193, 202 Промет Л. 13 Пропп В. 154, 188 Проскурин П. 13, 20, 21, 529 "простой советский человек" 36-39, 45, 81, 84, 97, 142, 144 Пруст М. 11, 317, 525 Пулатов Т. 203 Путилов Б. 38, 83 Пушкин А. 124, 206, 213, 267. 303, 306-308, 317, 328, 365, 386-390, 392, 421, 433, 464, 576, 577 Пьецух В. 381, 424, 478-480. 483, 486 РадзинскийЭ. 15, 199 Разумовская Л. 272 Райен-Хайес К. 175 Распутин В. 13, 63, 73, 74, 77-81, 191, 203, 417 "Живи и помни" 78 "Пожар" 78 - 80, 417 "Последний срок" 73 - 77 "Прощание с Матерой" 78. 81, 203 Рассадин С. 178, 182, 311, 673 рассказы 93, 94, 98, 112, 138 148, 222, 258, 478, 484, 487, 501, 559, 590, 600, 604, 624 реализм классический 372, 522. 526, 549, 557, 585, 668 Рейн Е. 297, 673 Роднянская И. 315, 323, 329. 412, 426, 522, 629, 675 Розанов В. 256, 257 Розанова М. 7 Розов В. 19, 272 роман воспитания 416, 531, 532, 595 идеологический 23, 26 - 28 исторический 15, 23, 25 - 28, 530, 536 панорамный 161 производственный 222 - 224, 496 хроника 19, 24, 125 эпический 19, 20 романизация 394 Ромашов А. 26 Рубинштейн Л. 415, 419, 422 - 424, 426, 427, 429, 442-445, 642 Рубцов Н. 47-62, 191 Русаков Г. 297 Рыбаков А. 414, 415, 417, 522 Рыбальченко Т. 200, 226 Садур Н. 415, 424, 452, 510, 515-520 Салимон В. 426 "самиздат" 8, 218, 381, 391, 425, 427 Самойлов Д. 297, 299, 300, 305-309, 313-315, 671 Сапгир Г. 8, 415, 420 Сарнов Б. 317, 318, 347 Сартр Ж. П. 199, 273 Сахаров А. 8, 9 Сегал Д. 297 Седакова О. 297, 392, 394, 396, 419, 644, 660 Семенов Ю. 15, 26, 27 Семин В. 26 сентиментализм 122, 128, 132, 133, 564, 568, 674 Сергеев А. 531, 533, 593 Сергеев Е. 144 Серман И. 599 Сидур В. 587 Симмонс К. 611 Симонов К. 125, 501 симулякр 358, 360, 362, 367, 368, 377, 378, 382, 385, 422, 428, 437, 450, 460, 505, 507, 509, 517, 520, 566, 600 симуляция 377, 380, 383, 384, 389, 390, 450, 488, 508, 517, 600 Синявский А. (Абрам Терц) 7, 138, 193, 376, 414, 596 сказ 22, 103, 232, 481, 482 сказочность 154, 288, 467, 468, 477 Скалой А. 38 Скобелев А. 143, 146 Скобликов Г. 63 Славкин В. 200, 272, 283 Слаповский А. 565, 593, 595 Слуцкие М. 13, 31 - 34 Случевский К. 327 СмеляковЯ. 125 Смирнов И. 659, 660, 669, 674 Соколов В. 47 Соколов Саша 375, 376, 380, 397, 401-403, 406-411, 415, 419, 422-424, 474, 498, 502 "Между собакой и волком" 402, 407, 410, 424 "Палисандрия" 402, 408 - 410, 419, 424, 622 "Школа для дураков" 401 - 407, 410, 424 Соколова А. 99, 272 Солженицын А. 9, 36, 63, 167, 175, 218, 307, 414, 415, 417, 421, 527, 559, 596, 601, 610 "Архипелаг ГУЛАГ" 37, 414, 417 "Красное колесо" 167 Сологуб Ф. 135, 327 "сорокалетние" 589, 627 Сорокин В. 329, 381, 423, 450, 490-500, 510, 515, 568, 610, 642 "Голубое сало" 497 - 501 "Норма" 494, 498 "Роман" 494 "Сердца четырех" 496 социалистический реализм 11, 12, 17, 45, 46, 600, 668 "соцреализм с человеческим лицом" 36, 45, 415, 420, 480, 522, 526 Сталин И. 28, 41, 126, 140, 164, 165, 168, 172, 184-186, 205, 206, 217, 221, 255, 383, 403, 416, 417, 484, 485, 499, 501, 539, 550, 556, 558 стиль 65, 66, 150, 159, 161, 165, 181, 201, 232, 287, 392, 408, 488, 498, 591, 607, 674 Степанян К. 522, 583 Стратановский С. 297 Стрихл С. 584 Стругацкие А. и Б. 144, 192, 199, 287, 288-296, 472 "Волны гасят ветер" 294, 295 "Жук в муравейнике" 294 "За миллиард лет до конца света" 293, 295 "Обитаемый остров" 291, 294 "Пикник на обочине" 292 "Понедельник начинается в субботу" 288 "Сказка о Тройке" 288 "Трудно быть богом" 289, 291 "Улитка на склоне" 291 субъектная организация повествования 247, 337, 343 Сурганов В. 66 Сэлинджер Д. 599 Тагер Е. 11, 12 "тамиздат" 205, 218, 402, 427 Тарковский Андрей 292, 671 Тарковский Арс. 297, 299-306, 308, 309, 313, 314, 455 Твардовский А. 99, 194, 220, 414 "По праву памяти" 414 Тендряков В. 27, 192, 200, 219, 414, 522 Терехов А. 528, 560 течение литературное 63, 451, 477, 565, 670 ТименчикР. 297, 615 Токер Л. 402 Толстая Т. 422, 424, 467-469, 471-477, 563, 565 Толстой А. Н. 259, 492, 527 Толстой Л. Н. 484, 498, 501, 524, 525, 531, 537, 538, 627 Топоров В. 297 Топоров Вик. 280, 599, 609 Трифонов Ю. 13, 192, 199-201, 218-224, 226, 227, 230-237, 239, 242-248, 252-254, 256, 258--260, 383, 414, 524, 526, 589, 610 671 "Время и место" 253 254 258, 289 "Долгое прощание" 229 230 242, 246, 253 "Дом на набережной" 218 237, 242-248 "Другая жизнь" 237, 242, 249 "московские (городские) повести" 200, 218, 227, 232, 242, 254 "Обмен" 226-229, 231, 233 237, 239, 242 "Опрокинутый дом" 253, 258 289, 671 "Отблеск костра" 225, 226, 252 "Предварительные итоги" 229, 231, 242 "Студенты" 219 - 221 "Утоление жажды" 219, 222, 224 Тряпкин Н. 47 Туровская М. 274, 276, 412, 613, 615 Тынянов Ю. 674 Уайльд О. 519 Улицкая Л. 522, 530, 533, 563, 565, 566 Умывакина Г. 297 Уфлянд В. 137, 139 Уханов И. 63 Фадеев А. 17 Фаулз Д. 376, 584 Федин К. 219, 255 Федоров Е. 593, 594 Филиппович А. 63, 83, 112 Фрейденберг О. 572 фронтовая лирическая повесть 120 Фуко М. 376, 486, 490 Фукуяма Ф. 376 Хазанов Б. 193-195, 415 Хандке П. 376 Хандусь О. 528, 560 Хансен-Лёве А. 446 хаос/хаотическое в литературе 374 Харитонов Е. 565 Харитонов М. 533, 590, 595 Хармс Д. 135, 140, 397, 425 Хемингуэй Э. 151, 193, 273 Хлебников В. 642 Ховелл И. 291, 293 Ходасевич В. 327, 415 Холин И. 415, 420, 422 хронотоп 90, 92, 322, 337, 373, 432, 470, 528, 564, 569, 586, 622, 671 Хрущев Н. 6, 22, 498, 537, 545, 546 Цветаева М. 319, 587, 638, 642, 673 Цивьян Т. 298 Чаковский А. 21 Чалмаев В. 10, 64, 82 Чередниченко Т. 444, 445, 451 Черниченко Ю. 418 "чернуха" 511, 560, 561, 564, 566, 568, 573, 579, 580, 594, 610 Чехов А. 327, 501, 525, 585, 627 Чиладзе О. 13, 203 Чуковская Л. 202, 414 Чупринин С. 304, 319, 412, 419 Чухонцев О. 297, 314, 315, 327-332 Шаламов В. 521, 524, 526, 600, 601 Шаров В. 381, 424, 478, 484-486, 593, 595 Шатров М. 14, 417 Шаулов С. 143, 146 Шварц Евг. 199, 415, 452 Шварц Елена 199, 415, 424, 426, 452, 455-459 Шипенко А. 424, 510, 515 Шитов А. 218, 224 Шишкин М. 533, 590 Шкловский В. 318 Шкловский Е. 590 Шкловский И. 9 Шолохов М. 23, 98 Штурман Д. 218, 219, 583 Шукшин В. 13, 63, 81, 84-97, 191, 219, 524, 610, 630, 671 Щербакова Г. 565, 566 Щербина Т. 426 Эдлис Ю. 15 экзистенциализм 95, 273, 527, 645 Эко У. 376, 477 Эпштейн М. 56, 377, 391, 392, 394, 419, 420, 428, 450, 451, 462, 465, 468, 490, 565, 568, 590, 641, 646, 648 Эрдман Н. 414 Эренбург И. 223 Эткинд Е. 8 этология 110 Эфроимсон В. 9 "Юность" 333, 418, 427, 599 Якобсон А. 381 Ямпольский Б. 414 Яркевич И. 423 Яшин А. 141 ОГЛАВЛЕНИЕ ТОМА 1 От автора Введение 1. Методологические основы и теоретические принципы курса 2. Мирообразы Космоса и Хаоса в русской литературе XX в. 3. Предшествия и предпосылки современного этапа Часть первая Литература "оттепели" (1953 - 1968) Глава I. Середина века - "предварительные итоги" 1. Послевоенное десятилетие - культурный контекст 2. Под маской соцреализма: "Русский лес" Леонида Леонова (1950 - 1953) 3. Кристаллизация новой художественной стратегии: "Доктор Живаго" Бориса Пастернака (1946 - 1955) 4. Взгляд с другого берега: "Лолита" Владимира Набокова(1953) Глава II. Соцреализм с человеческим лицом 1. Культурная атмосфера "оттепели" 2. "Правда жизни": от документализма к натурализму 3. Обновление соцреалистической концепции личности: рассказ Михаила Шолохова "Судьба человека" 4. Лирический "взрыв" и поэзия "шестидесятников" 5. Песенки Булата Окуджавы 6. Лирическая тенденция в драматургии и прозе 1960-х годов 7. Трансформация соцреалистических жанров 8. Александр Твардовский Глава III. За пределами соцреализма 1. Александр Солженицын 2. Варлам Шаламов 3. Традиции классического реализма 4. "Фантастический реализм" Абрама Терца и Николая Аржака 5. Неоавангард Рекомендуемая литература Учебное издание Лейдерман Наум Лазаревич и Липовецкий Марк Наумович Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т. 2 Учебное пособие Редактор Т. И. Шеповалова Ответственный редактор Т. В. Козьмина Технический редактор Н. И. Горбачева Компьютерная верстка: Р. Ю. Волкова Корректоры Л. Л. Белкина, Е. Н. Зоткина Качество печати соответствует качеству предоставленных издательством диапозитивов. Изд. No A-851-I/1. Подписано в печать 15. 05. 2003. Формат 60 х 90/16. Гарнитура "Таймс". Бумага тип. No 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 43, 0. Тираж 30 000 экз. (1-й завод 1 - 10000 экз.). Заказ No 2926. Лицензия ИД No 02025 от 13. 06. 2000. Издательский центр "Академия". Санитарно-эпидемиологическое заключение No 77. 99. 02. 953. Д. 002682. 05. 01 от 18. 05. 2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к, 223. Тел. /факс: (095)330-1092, 334-8337. Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. Книги издательства в розницу можно приобрести в магазине по адресу: Москва, ул Черняховского, 9 (в здании Института развития профессионального образования) Часы работы понедельник - пятница с 10. 00 до 19. 00 Тел. (095)152-2271, факс 152-1878. Отдел оптовой торговли 1. Москва, ул Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел/факс (095)330-1092, 334-8337. E-mail: academph@online. ru 2. Москва, ул. 2-я Фрезерная, 14, к. 402. Тел/факс (095)234-0855, 273-1608. E-mail: academia@rol. ru Издательство имеет возможность отправлять заказанную литературу железнодорожными контейнерами, почтово-багажными вагонами и почтовыми отправлениями. *1 В своем "Письме вождям Советского Союза" (1974) А. И. Солженицын писал: "Сегодня эта идеология уже только ослабляет и связывает вас. Она захламляет всю жизнь общества, мозги, речи, радио, печать - ложью, ложью, ложью. Ибо как же еще мертвому делать вид, что оно продолжает жить, если не пристройками лжи? Всё погрязло во лжи, и все это знают и в частных разговорах об этом говорят, и смеются, и нудятся, а в официальных выступлениях лицемерно твердят то, "что положено", и так же лицемерно, со скукой читают и слушают выступления других - сколько же уходит на это впустую энергии общества! И вы - открывая газеты или включая телевизор, вы сами разве верите сколько-нибудь в искренность этих выступлений? Да давно уже нет, я уверен" (Солженицын А. Публицистика: В 3 т. - Ярославль, 1995. - Т. 1: Статьи и речи. - С. 177). *2 Первый выпуск "Хроники текущих событий" появился 30 апреля 1968 года, а к концу 1983 г. на Западе было опубликовано 64 выпуска. (См.: Алексеева Л. История инакомыслия в СССР // Самиздат века / Сост. А. Стреляный, Г. Сапгир, Б. Бахтин, Н. Ордынский. - Минск; М., 1998. - С. 25 - 26.) В разные годы "Хронику текущих событий" редактировали С. Ковалев, А. Якобсон, И. Габай. Каждый номер журнала представлял собой тетрадку из 10 - 15 страниц, отпечатанных на пишущей машинке. Только факты, только информация - о новых судебных процессах, обысках, арестах, увольнениях с работы, принудительных госпитализациях, условиях содержания заключенных. Власти скоро почувствовали особую опасность, исходящую из "Хроники", факты надо было либо опровергать, либо признавать. Вместе с тем, как вспоминает С. А. Ковалев, издание "Хроники" было сопряжено с особым типом ответственности: малейшая неточность в информации давала повод суду для обвинений в клевете. Сам Ковалев получил 7 лет лагерей плюс 3 года ссылки фактически на том основании, что из 2800 эпизодов, о которых сообщалось в семи номерах "Хроники", где он был редактором, следствию удалось опровергнуть только два эпизода. (См.: Ковалев С. Свобода приходит нагая // Известия. - 1998. - 30 апреля. - С. 2.) *3 Сахаров А. Д. Горький, Москва, далее везде // Знамя. - 1991. - No 10. - С. 98. *4 См.: Капица П. Л. Дом наш - планета Земля // Наука и современное общество. - М., 1998. *5 Вопросы философии. - 1976. - No 9. Статья завершалась следующим заключением: "Нам представляется, что вывод о нашем одиночестве во Вселенной (если не абсолютном, то практическом) имеет большое морально-этическое значение для человечества. Неизмеримо возрастает ценность наших технологических и особенно гуманистических достижений. Знание того, что мы есть как бы "авангард" материи если не во всей, то в огромной части Вселенной, Должно быть могучим стимулом для творческой деятельности каждого индивидуума и всего человечества. В огромной степени вырастает ответственность человечества перед исключительностью стоящих перед ним задач. Предельно ясной становится недопустимость атавистических социальных институтов, бессмысленных и варварских войн, самоубийственного разрушения окружающей среды. Твердое сознание того, что никто нам не будет давать "ценных указаний", как овладевать Космосом и какой стратегии должна придерживаться наша уникальная цивилизация, должно воспитывать чувство ответственности за поступки отдельных личностей и всего человечества. Выбор должны делать только мы сами. Не подлежит сомнению, что диалектический возврат к весьма своеобразному варианту геоцентрической (вернее, антропоцентрической) концепции по-новому ставит старую проблему о месте человека во Вселенной" (с. 93). *6 См.: Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. - СПб., 1995. *7 См.: Чалмаев В. Великие искания // Молодая гвардия. - 1968. - No 3; Его же. Неизбежность // Молодая гвардия. - 1968. - No 9. Пройдет почти два десятка лет, успеют ярко расцвести и потускнеть "деревенская проза" и "тихая лирика", и Чалмаев напишет: "Крестьянин, говоря по-старинному мужик, не может быть объектом завышенных оценок, быть невероятным мессией, должным спасти и город, и прежде всего интеллигенцию, вечно виноватую перед ним. Ему навязывается роль не по силам" (Чалмаев В. "Воздушная воздвиглась арка... " // Вопросы литературы. - 1985. - No 6. - С. 116). *8 См.: Дементьев А. Г. О традициях и народности: Литературные заметки // Новый мир. - 1969. - No 4. *9 Защищая своих "фрондеров", власти не миловали даже видных функционеров. Стоило, например, А. Н. Яковлеву, в ту пору первому заместителю заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС, выступить с критикой современных "почвенников" (Яковлев А. Против антиисторизма // Лит. газета. - 1972. - 15 ноября. - С. 4, 5), как он тут же был смещен со своего поста и отправлен в почетную ссылку, послом в Канаду, где пробыл до начала "перестроечных" времен. *10 История создания альманаха и последовавшей затем идеологической кампании вокруг него описана Виктором Ерофеевым в предисловии к переизданию книги. (См.: Ерофеев В. Десять лет спустя // МетрОполь: Литературный альманах / Сост. В. Аксенов, А. Битов, В. Ерофеев, Ф. Искандер, Е. Попов. М., 1991.) Но на этот раз литвластям не удалось сломить или согнуть инакомыслящих. Пощечиной руководству Союза писателей стал поступок старых поэтов Семена Липкина и Инны Лиснянской, которые в знак солидарности с молодыми авторами "МетрОполя", не допущенными в Союз, сами вышли из Союза. *11 Тагер Е. Б. О границах социалистического реализма // Актуальные проблемы социалистического реализма. - М., 1969. - С. 550. (Далее страницы указаны в скобках.) *12 Марков Д. Ф. Социалистический реализм - новая эстетическая система // Вопросы литературы. - 1975. - No 2. *13 См., например: Егорова Л. П. Проблемы типологии социалистического реализма. - Ставрополь, 1971; Ген Н. К. Художественное богатство литературы социалистического реализма. - М., 1971; Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т. - М., 1971; Камина Р. В. Современная советская литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. М., 1984; Эльяшевич А. П. Единство цели - многообразие поисков: О стилевых течениях в советской литературе. - Л., 1980. *14 Ефремов О. Слышать истории дыханье: (Заметки о пьесах Михаила Шатрова) // Комсомольская правда. - 1982. - 3 апреля. *15 Не случайно такого рода произведения Г. Н. Поспелов предложил называть "героико-романическими эпопеями" (Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. - М., 1972. - С. 208). *16 Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 456, 457. *17 Цит. по: Баруздин С. Возвращение (Об Аркадии Львове) // Львов А. Двор. - М., 1992. - С. 7, 8. * 18 Справедливости ради следует вспомнить, что новый взгляд на коллективизацию и на весь период 1930-х годов впервые был представлен в неоконченном романе Эм. Казакевича "Новая земля. (Картины советской жизни)", над которым писатель работал с 1958 года вплоть до своей смерти в 1962 году. Роман должен был охватить исторический отрезок с конца 1920-х до середины 1950-х годов. Казакевич успел написать только начальные главы, но они дают представление о масштабности замысла и глубине проникновения автора в драматическую судьбу отдельного человека и всего народа в эту эпоху. Именно здесь впервые были описаны трагические сцены "раскулачки", азарта дозволенного властью грабежа - когда на глазах молоденькой крестьянской девчушки Настеньки Ошкуркиной ее вчерашние закадычные подружки весело роются в сундуке с ее приданым. Здесь и мучительное состояние Настенькиного брата Феди, которого ждет исключение из вуза за сокрытие "кулацкого происхождения". Есть и совершенно неожиданные картины Москвы 1930-х годов: в приемной у "всесоюзного старосты" Калинина, который в окружении своей охраны сам выглядит арестантом, предчувствия апокалиптических времен, чисток и арестов наряду с упованиями на нового царя, каким видится старому нэпману Сталин, стоящий на Мавзолее... Эти главы были опубликованы в журнале "Урал" (1967. - No 3), отдельные фрагменты и наброски включены составителем Г. О. Казакевич в сборник Казакевича "Слушая время": Дневники. Записные книжки. Письма. (M., 1990). *19 В русле этой тенденции располагаются разные по материалу и художественному облику произведения. Здесь и роман В. Семина "Нагрудный знак "Ост"" (1977), написанный на основе лично пережитого в германском арбайтслагере, и повесть А. Ромашова "Диофантовы уравнения" (1981), где воссоздается далекая эпоха религиозных распрей в Великой Римской империи. *20 Обстоятельный анализ романа "Белые одежды" проведен в кандидатской диссертации Е. Н. Володиной "Романы В. Дудинцева: типология и эволюция жанра" (защищена в 1998 году). Частично материал главы об этом романе представлен в статье Е. Н. Володиной "Художественные притчи в романе В. Дудинцева "Белые одежды"" (в сб.: Русская литература XX века: Направления и течения. - Вып. 4. - Екатеринбург, 1998). *21 Теракопян Л. Сергей Залыгин. - М., 1973. - С. 114. *22 Впервые опубликован в журнале "Новый мир" (1979. - No 1). *23 Вопросы литературы. - 1978. - No 5. - С. 148. *24 Политическое объяснение того, что произошло с героем повести Залыгина, дал в "Архипелаге ГУЛАГ" А. И. Солженицын: "Нужно было освободиться от тех крестьян (иногда совсем небогатых), кто за свою удаль, силу, решимость, звонкость на сходках, любовь к справедливости были любимы односельчанами, а по своей независимости - опасны для колхозного руководства. (Этот крестьянский тип и судьба его бессмертно представлены Степаном Чаузовым в повести С. Залыгина.)" (Солженицын А. Малое собр. соч. - М., 1991. - Т. 5. - С. 49). *25 Айтматов Ч. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1983. - Т. 2. - С. 196. *26 Эта точка зрения абсолютно аксиоматична для литераторов круга "Нашего современника". В этом смысле весьма показательно сочинение Н. Коняева "Путник на краю поля: Книга о жизни, смерти и бессмертии поэта Николая Рубцова" (в кн.: Николай Рубцов: Вологодская трагедия. - М., 1997). Подобную позицию отстаивают В. Кожинов, Ф. Кузнецов, Л. Баранова-Гонченко, А. Казинцев и некоторые другие критики. *27 См.: Новиков Вл. Придуманный поэт: Из цикла "Три стакана терцовки" // Заскок. - М., 1997. *28 Македонов А. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930- 1970 годов. - Л., 1983. - С. 281, 282. *29 Эпштейн М. После будущего: О новом сознании в литературе // Знамя. - 1991. -No1. -С. 225. *30 Стихотворения А. Жигулина, за исключением специально оговоренных случаев, цитируются по изданию: Жигулин А. В надежде вечной: Стихи. - М., 1983. *31 Солженицын А. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 года // Новый мир. - 2000. - No 5. - С. 186. *32 Белая Г. А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления "нейтрального" стиля // Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. - М., 1978. -С. 477. *33 Там же. - С. 473. *34 См. статьи и рецензии В. Кожинова, В. Чалмаева, П. Глинкина, Е. Клепиковой, Л. Фоменко, Т. Наполовой, И. Золотусского, М. Лобанова, посвященные В. Белову и его повести "Привычное дело". *35 Дедков И. А. Страницы деревенской жизни: (Заметки) // Новый мир. 1969. - No 3. - С. 243. *36 Там же. - С. 243, 245. *37 О "пошехонстве", как одной из сторон жизни героев "Привычного дела", первым сказал В. А. Сурганов. Он заметил, что пошехонцы, "непутевые эти герои, порождение горьковатого народного юмора... совсем не случайно появились в повести. За лежащей на поверхности сказки иронической и наивной дидактикой есть еще и глубинный подтекст - невеселая усмешка над собственной нескладицей и, пожалуй, едва ли не над философией "привычного дела" (Сурганов В. А. Человек на земле: Историко-литературный очерк. - М., 1975. - С. 501). *38 Это наблюдение принадлежит И. Шайтанову. См.: Шайтанов И. Реакция на перемены: (Точка зрения автора и героя в литературе о деревне) // Вопросы литературы. - 1981. -No5. -С. 50. *39 Распутин В. Необходимость правды: (Выступление на теоретическом семинаре "Литература и нравственность") // Литературная учеба. - 1984. - No 3. - С. 131-132. *40 Распутин В. "Я ценю порядочность в человеке" (Беседу вела Т. Земскова) // Неделя. - 1987. - No 9. - С. 15. *41 Вопросы литературы. - 1985. - No 6. - С. 116. *42 Жесткую оценку романа "Все впереди" дал В. Лакшин в статье "По правде говоря" (Известия. - 1986. - 3, 4 дек.). См. также обстоятельный анализ романа на страницах журнала "Вопросы литературы" (1987. - No 9) в статьях Д. Урнова и А. Мальгина. *43 Макаров А. Критик и писатель. - М., 1974. - С. 255. *44 Ярхо В. Образ человека в классической греческой литературе и история реализма // Вопросы литературы. - 1957. - No 5. - С. 73. *45 О театральности рассказов Шукшина см.: Ваняшова М. Г. Жанровое своеобразие рассказов В. Шукшина // Проблемы эстетики и поэтики. Ярославль, 1976; Ее же: Шукшинские лицедеи // Литературная учеба. - 1979. No 4; Кузьмук В. А. Василий Шукшин и ранний Чехов (Опыт типологического анализа) // Русская литература. - 1977. - No 3. *46 В наш анализ не вошел роман Шукшина "Я пришел дать вам волю... " (1974). Но центральный персонаж этого романа Степан Разин, при всей несоизмеримости масштабов деяний и их исторического резонанса с героями шукшинских рассказов, глубоко родствен им по типу характера - он тоже "чудик", которому никак не удается совместить святость намерений с безбожностью поступков. *47 См.: Золотусский И. Час выбора. - М., 1976. - С. 79; Ваняшова М. Шукшинские лицедеи // Литературная учеба. - 1979. -No4. *48 Шукшин В. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1975. - Т. 3. - С. 641 - 642. *49 Астафьев В. Сюжеты и судьбы: (Монолог о времени и о себе) // Всему свой час. - М., 1985. - С. 7. *50 Большую роль в судьбе Астафьева сыграл критик А. Н. Макаров, который написал о нем обстоятельную статью "Во глубине России", она увидела свет в столичном журнале "Знамя" (1964. - No 12). *51 Астафьев В. Как начиналась книга // Всему свой час. - М., 1986. С. 117. *52 Вопросы литературы. - 1974. - No 11. - С. 215 - 216. *53 В 1988 году настоящий литературный скандал вызвал рассказ Астафьева "Ловля пескарей в Грузии", где автор позволил себе иронические высказывания о быте и нравах у грузин. Произошел обмен весьма резкими открытыми письмами между писателем-историком Н. Эйдельманом, который упрекал Астафьева в неуважении к нерусским народам, и автором. Конечно, слово повествователя в художественном тексте нельзя отождествлять с позицией автора. Но в крайне напряженной атмосфере первых лет "перестройки", когда выплеснулись наружу ранее загонявшиеся внутрь проблемы межнациональных отношений в "Союзе нерушимом республик свободных", любое экспрессивно окрашенное слово по поводу той или иной нации становилось детонатором бурных перепалок.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |