Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Учебно – методическое пособие для студентов




Владикавказ 2012

ТОМ I

НЕОНАТОЛОГИЯ

Владикавказ 2012

ТОМ I

НЕОНАТОЛОГИЯ

Учебно – методическое пособие для студентов

 

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

КАФЕДРА ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ С ЛФК И ВК

Учебно – методическое пособие для студентов

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:

Хетагурова Ю.Ю. – к.м.н., ассистент

Бораева Т.Т. – д.м.н., доцент

Хубаева И.В. – асситент

 

 

Рецензенты:

Заведующая кафедрой

поликлинической педиатрии д.м.н. проф. Калоева З.Д.

 

Заведующий кафедрой

детских инфекционных болезней

с курсом пропедевтики детских болезней д.м.н. проф. Лазарев В.В.

 

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании ЦУМК

(протокол № от.)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………5

Введение в неонатологию………………………………………………………….6

 

Внутриутробная гипоксия…………………………………………………………39

 

Интра- и перивентрикулярные кровоизлияния…………………………………100

 

Родовая травма……………………………………………………………………139

 

Врожденные инфекции…………………………………………………………...167

 

Гемолитическая болезнь………………………………………………………….234

 

Синдром дыхательных расстройств

и массивная аспирация у новорожденных……………………………………….285

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов - V курса педиатрического факультета, проходящих практические занятия в отделениях патологии новорожденных детей и отделениях неонатологии родильных домов. Данное пособие может быть использовано для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям, а также для работы на занятиях.

При составлении учебно-методического пособия учитывалась необходимость предоставления учащимся необходимой информации по основным разделам заболеваний новорожденных детей.

Для реализации поставленной цели пособие имеет специальную структуру и содержание. В начале каждого раздела указаны цель изучения темы и задачи для реализации этой темы. В кратком введении к каждой теме подчеркнута значимость поставленных задач для врача-педиатра. Важным ориентиром служит «Учебная карта самоконтроля», содержащая наиболее значимую для решения задач информацию. В кратком блоке дополнительной информации приведены сведения из монографий, руководств и периодической научной литературы.

Основу разработки составляют тестовый контроль, ситуационные задачи и средства для их решения. Среди последних, особое место занимает схема врачебной деятельности и действий, выполняемых студентом в определенной последовательности при решении клинических задач. Упомянутая схема врачебной деятельности включает необходимые ориентиры, позволяющие предвидеть возможные ошибки на каждом из этапов работы. Содержащиеся в пособии эталоны ответов позволяют осуществить самоконтроль и самокоррекцию при решении ситуационных задач.

Таким образом, разработка в руках студента является средством управления собственной учебной деятельностью, а преподавателю дает возможность оперативно оказывать индивидуальную помощь студенту на занятии, управлять их учебно-профессиональной деятельностью.


ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В НЕОНАТОЛОГИЮ

Мотивация: Новорожденный – это ребенок с момента рождения, первого вдоха и перевязки пуповины до четырехнедельного возраста. Главные особенности периода новорожденности заключаются в том, что новорожденный переходит от внутриутробных к внеутробным условиям существования. Акт рождения, период от плацентарного обмена веществ к самостоятельному метаболизму в новой среде обитания, обусловливает ряд адаптационных сдвигов всех жизненно важных органов и систем новорожденного, функционирование которых в значительной степени зависит от уровня морфологической и функциональной зрелости организма. В связи с этим новорожденные нуждаются в особом уходе и вскармливании. Здоровье детей периода новорожденности во многом зависит от ухода за ними с первых минут и часов жизни, что прежде всего определяется правильной организацией работы по оказанию медицинской помощи на всех этапах выхаживания и лечения. Оценить работу врача гинеколога, так и врача неонатолога можно по статистическим показателям.

 

Цель занятия: Научить студента основам организации медицинской помощи новорожденным в родильном доме, на II этапе лечения и на педиатрическом участке. Разобрать специальную терминологию понятий периода адаптации и пограничных с нормой состояний. Научить своевременно распознавать нарушения гомеостаза и адекватно их корректировать.

Студент должен знать:

 

1. Анатомо-физиологические особенности доношенного и недоношенного ребенка.

2. Комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий в акушерских стационарах.

3. Мероприятия по профилактике омфалитов и гнойно-воспалительных заболеваний кожных покровов у новорожденных.

4. Особенности первичного и последующих туалетов новорожденных детей.

5. Методику осмотра новорожденного в родильном блоке, в отделении новорожденных, на педиатрическом участке.

6. Особенности адаптационного периода у доношенных и недоношенных новорожденных.

7. Пограничные (транзиторные) состояния по всем органам и системам.

8. Вопросы вскармливания здоровых и больных новорожденных.

9. Правила преемственности в работе между персоналом родильного блока и персоналом отделения новорожденных родильного дома.

10. Показатели заболеваемости и смертности новорожденных.

11. Организационные задачи совершенствования неонатологической и перинатальной службы.

 

Студент должен уметь:

1. Собрать подробный анамнез, выделяя факторы риска, уделяя особое внимание состоянию здоровья матери, условиям ее работы, профессиональным вредностям, вредным привычкам.

2. Выяснить навыки матери по уходу за ее новорожденным; ее санитарно-гигиенический уровень.

3. Проводить первичный туалет новорожденного в родильном блоке.

4. Проводить ежедневный туалет кожи, слизистых, пуповинного остатка и/или пупочной ранки.

5. Проводить клинический осмотр новорожденного по органам и системам.

6. Оценивать правильно состояние новорожденного с учетом имеющихся у него транзиторных состояний.

7. Составить план обследования с учетом имеющихся у него отклонений в состоянии здоровья.

8. Назначить новорожденному вскармливание и комплекс лечебно-профилактических мероприятий в раннем постнатальном периоде.

9. Рассчитывать различные статистические показатели пери- и неонатального периодов.

10. Дать рекомендации для дальнейшего наблюдения за новорожденным в поликлинике.

11. Уметь оформить историю развития новорожденного, написать эпикриз.

Продолжительность занятия – 4 ч

Место проведения занятия — учебная комната, отделение неонатологии род. дома РКБ, отделение патологии новорожденных ДРКБ

Оснащение занятия:

1. Техническое обеспечение: муляжи разные, слайды, видеофильмы, слайдоскоп, кодоскоп, видеомагнитофон, лабораторное оборудование, кабинет доклинической практики, компьютерный класс, данные лабораторных исследований.

2. Методическое обеспечение: новорожденные с различным
гестационным возрастом, с различными проявлениями транзиторных
состояний, истории болезней, выписки из историй болезней,
эпикризы, методические пособия, информационные письма,
журнальные статьи, перечень практических навыков, микротаблицы,
набор R-грамм, информационный блок по теме, данные
параклинических и инструментальных методов исследования.

План проведения занятия:

 

№   Этапы занятий Место проведения Время (мин.)
  Перекличка, формулировка темы и цели занятия Учебная комната 15 мин.
  Контроль исходного уровня знаний Учебная комната 30 мин.
  Микрокурация. Новорожденные с различными проявлениями пограничных с нормой состояний. Разбор теоретических вопросов. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя Больные новорожденные из отделения неонатологии род. дома РКБ и отделения патологии новорожденных ДРКБ. Работа в кабинете доклинической практики. Компьютерный класс. Учебная комната 90 мин.
  Итоговый контроль знаний Учебная комната 30 мин.
  Подведение итогов занятия. Задание для самостоятельной работы на дом. Учебная комната     15 мин.

 

Схема интегративных связей темы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.