КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Учебно – методическое пособие для студентов
Владикавказ 2012 ТОМ I НЕОНАТОЛОГИЯ Владикавказ 2012 ТОМ I НЕОНАТОЛОГИЯ Учебно – методическое пособие для студентов
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации КАФЕДРА ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ С ЛФК И ВК Учебно – методическое пособие для студентов
СОСТАВИТЕЛИ: Хетагурова Ю.Ю. – к.м.н., ассистент Бораева Т.Т. – д.м.н., доцент Хубаева И.В. – асситент
Рецензенты: Заведующая кафедрой поликлинической педиатрии д.м.н. проф. Калоева З.Д.
Заведующий кафедрой детских инфекционных болезней с курсом пропедевтики детских болезней д.м.н. проф. Лазарев В.В.
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании ЦУМК (протокол № от.)
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………5 Введение в неонатологию………………………………………………………….6
Внутриутробная гипоксия…………………………………………………………39
Интра- и перивентрикулярные кровоизлияния…………………………………100
Родовая травма……………………………………………………………………139
Врожденные инфекции…………………………………………………………...167
Гемолитическая болезнь………………………………………………………….234
Синдром дыхательных расстройств и массивная аспирация у новорожденных……………………………………….285 Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов - V курса педиатрического факультета, проходящих практические занятия в отделениях патологии новорожденных детей и отделениях неонатологии родильных домов. Данное пособие может быть использовано для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям, а также для работы на занятиях. При составлении учебно-методического пособия учитывалась необходимость предоставления учащимся необходимой информации по основным разделам заболеваний новорожденных детей. Для реализации поставленной цели пособие имеет специальную структуру и содержание. В начале каждого раздела указаны цель изучения темы и задачи для реализации этой темы. В кратком введении к каждой теме подчеркнута значимость поставленных задач для врача-педиатра. Важным ориентиром служит «Учебная карта самоконтроля», содержащая наиболее значимую для решения задач информацию. В кратком блоке дополнительной информации приведены сведения из монографий, руководств и периодической научной литературы. Основу разработки составляют тестовый контроль, ситуационные задачи и средства для их решения. Среди последних, особое место занимает схема врачебной деятельности и действий, выполняемых студентом в определенной последовательности при решении клинических задач. Упомянутая схема врачебной деятельности включает необходимые ориентиры, позволяющие предвидеть возможные ошибки на каждом из этапов работы. Содержащиеся в пособии эталоны ответов позволяют осуществить самоконтроль и самокоррекцию при решении ситуационных задач. Таким образом, разработка в руках студента является средством управления собственной учебной деятельностью, а преподавателю дает возможность оперативно оказывать индивидуальную помощь студенту на занятии, управлять их учебно-профессиональной деятельностью. ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В НЕОНАТОЛОГИЮ Мотивация: Новорожденный – это ребенок с момента рождения, первого вдоха и перевязки пуповины до четырехнедельного возраста. Главные особенности периода новорожденности заключаются в том, что новорожденный переходит от внутриутробных к внеутробным условиям существования. Акт рождения, период от плацентарного обмена веществ к самостоятельному метаболизму в новой среде обитания, обусловливает ряд адаптационных сдвигов всех жизненно важных органов и систем новорожденного, функционирование которых в значительной степени зависит от уровня морфологической и функциональной зрелости организма. В связи с этим новорожденные нуждаются в особом уходе и вскармливании. Здоровье детей периода новорожденности во многом зависит от ухода за ними с первых минут и часов жизни, что прежде всего определяется правильной организацией работы по оказанию медицинской помощи на всех этапах выхаживания и лечения. Оценить работу врача гинеколога, так и врача неонатолога можно по статистическим показателям.
Цель занятия: Научить студента основам организации медицинской помощи новорожденным в родильном доме, на II этапе лечения и на педиатрическом участке. Разобрать специальную терминологию понятий периода адаптации и пограничных с нормой состояний. Научить своевременно распознавать нарушения гомеостаза и адекватно их корректировать. Студент должен знать:
1. Анатомо-физиологические особенности доношенного и недоношенного ребенка. 2. Комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий в акушерских стационарах. 3. Мероприятия по профилактике омфалитов и гнойно-воспалительных заболеваний кожных покровов у новорожденных. 4. Особенности первичного и последующих туалетов новорожденных детей. 5. Методику осмотра новорожденного в родильном блоке, в отделении новорожденных, на педиатрическом участке. 6. Особенности адаптационного периода у доношенных и недоношенных новорожденных. 7. Пограничные (транзиторные) состояния по всем органам и системам. 8. Вопросы вскармливания здоровых и больных новорожденных. 9. Правила преемственности в работе между персоналом родильного блока и персоналом отделения новорожденных родильного дома. 10. Показатели заболеваемости и смертности новорожденных. 11. Организационные задачи совершенствования неонатологической и перинатальной службы.
Студент должен уметь: 1. Собрать подробный анамнез, выделяя факторы риска, уделяя особое внимание состоянию здоровья матери, условиям ее работы, профессиональным вредностям, вредным привычкам. 2. Выяснить навыки матери по уходу за ее новорожденным; ее санитарно-гигиенический уровень. 3. Проводить первичный туалет новорожденного в родильном блоке. 4. Проводить ежедневный туалет кожи, слизистых, пуповинного остатка и/или пупочной ранки. 5. Проводить клинический осмотр новорожденного по органам и системам. 6. Оценивать правильно состояние новорожденного с учетом имеющихся у него транзиторных состояний. 7. Составить план обследования с учетом имеющихся у него отклонений в состоянии здоровья. 8. Назначить новорожденному вскармливание и комплекс лечебно-профилактических мероприятий в раннем постнатальном периоде. 9. Рассчитывать различные статистические показатели пери- и неонатального периодов. 10. Дать рекомендации для дальнейшего наблюдения за новорожденным в поликлинике. 11. Уметь оформить историю развития новорожденного, написать эпикриз. Продолжительность занятия – 4 ч Место проведения занятия — учебная комната, отделение неонатологии род. дома РКБ, отделение патологии новорожденных ДРКБ Оснащение занятия: 1. Техническое обеспечение: муляжи разные, слайды, видеофильмы, слайдоскоп, кодоскоп, видеомагнитофон, лабораторное оборудование, кабинет доклинической практики, компьютерный класс, данные лабораторных исследований. 2. Методическое обеспечение: новорожденные с различным План проведения занятия:
Схема интегративных связей темы
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |