Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответ к задаче №1. 1. ВУИ. Врожденный токсоплазмоз




1. ВУИ. Врожденный токсоплазмоз

2. а) выделение возбудителя из спинно-мозговой жидкости, мочи

б) ПЦР - обнаружение антигенов

в) ИФА - обнаружение антигенов

г) обнаружение специфических Ig M к токсоплазме

д) серологическое исследование парными сыворотками у матери и
ребенка. Можно ожидать увеличение титра антител в 4 раза через 1-14
дней после первого исследования. Тогда анализ считается
положительным

е) кожный тест с токсоплазмином

3. а) антенатальный путь, гематогенно (диаплацентарно)

лимфогенно

ч/з околоплодные воды

б) интранатальный - при рождении через родовой канал

в) постнатальный - через респираторный тракт, кожу, слизистые, per
os, через пупочную ранку

4. Антенатальный - гематогенный - диаплацентарный, т.е.
трансплацентарный

5. Гематогенно проникший к плоду возбудитель оседает в тканях и
вызывает воспаления. Чем раньше происходит инфицирование, тем
чаще выкидыши или пороки развития. Заражение на поздних сроках
гестации приводит к инфицированию плода и манифестированию
клинической картины. При ВУИ синтез иммуноглобулинов
активируется, прежде всего, за счет Ig M. У плодов иммунные
комплексы оседают в основном в сосудах мозга, отсюда и
энцефалопатии и энцефалиты. Поражаются также сосуды почек,
печени. Геморрагический синдром, синдром интоксикации. Всему
этому способствует и невынашивание, внутриутробная гипоксия,
массивная лекарственная терапия

 

6. Увеличено многократно содержание белка, что особенно характерно
для врожденного токсоплазмоза

7. Увеличение желудочков мозга (из-за гидроцефалии), кальцификаты в
мозгу

8. Клиника (картина) хореоритинита
9). Увеличение печени, селезенки

10). Комплексное. При острой и подострой формах - хлоридин (дароприм) в течение 5 дней в дозе 0,5-1 мг/кг/сутки. В 2 приема. Лечение проводится 2-3 курсами. Перерыв между ними - 1,5-2 недели. Витамины А, В1 В2, С. Дезинтоксикационная терапия. Симптоматическая терапия.

11. Инфекциониста, невропатолога, иммунолога

12. К II-Б группе

 

Задача № 2

Мальчик О., 4 дней, поступил в отделение патологии новорожденных из родильного дома. Из анамнеза известно, что ребенок от матери 21 года. Беременность первая. В первом триместре у женщины отмечался подъем температуры до 38°С в течении 2 дней, заболевание сопровождалось мелкой розовой сыпью на туловище и конечностях, к врачу не обращалась. Роды на 38-й неделе. Масса тела при рождении - 2750г, длина тела 48см, закричал после отсасывания слизи, крик слабый, оценка по шкале Апгар 5-6 баллов, окружность головы - 32 см, грудной клетки - 33см. На коже туловища, конечностей отличалась геморрагическая сыпьв виде петехий и мелких экхимозов. Над областью сердца на верхушке выслушивался грубый систолический шум, в легких дыхание жесткое. Печень выступала из -под края ребра на Зсм, селезенка - на 1 см. При осмотре выявлена катаракта.

В течение последующих суток состояние было тяжелым, цианоз носогубного треугольника, акроцианоз, одышка. Отличалась выраженная гипотония, гипорефлексия, пастозность тканей, отечность внизу живота. Печень и селезенка прежних размеров.

 

Задание:

 

1. О каком состоянии с большей вероятностью можно думать в данном случае?

2. В какой период внутриутробного развития плода могли возникнуть выявленные изменения?

3. Какие периоды внутриутробного развития плода вы знаете и чем они характеризуются?

4. Какое дополнительное обследование следует провести для развития ребенка по массо-ростовому показателю.

5. Назовите возможные причины появления геморрагической сыпи у этого ребенка.

6. Какие результаты можно ожидать при проведении ЭхоКГ?

7. Какие изменения можно выявить при проведении УЗИ органов брюшной полости и чем они обусловлены?

8. Что такое классическая триада Грегга?

9. Возможно ли назначение этиопатогенетического лечения данному ребенку? Какие результаты лечения можно ожидать?

10. Возможна ли была внутриутробная диагностика этого заболевания? Как следует наблюдать женщину в схожей ситуации врачу женской консультации?

11. Показано ли проведение БЦЖ данному ребенку?

12. Ккакой группе здоровья можно отнести этого ребенка после выписки?

13. С участием каких специалистов должен наблюдаться этот ребенок в детской поликлинике?


Задача № 3.

Девочка Д., 13 дней, находится в отделении патологии новорожденных. Из анализа известно, что ребенок от матери 24 лет, страдающей генитальным герпесом. Беременность первая, протекала с обострением герпеса в 36-37 нед. гестации. Роды срочные, в головном предлежании.

1-й период - 7 часов, 2-й - 25 мин., безводный промежуток - 12 часов. Околоплодные воды светлые. Оценка по шкале Апгар 7/8 балов. Масса тела при рождении 2950 г., длина тела 51 см., окружность головы 35 см., грудной клетки - 32 см. В периоде ранней неонатальной адаптации отмечались повышенная возбудимость, крупноразмашистый тремор рук, расхождение сагиттального шва на 0,3 см., большой родничок 2X2 см., малый - 0,3 X 0,3 см. На 3-й день жизни появилась желтуха с тенденций к нарастанию, в связи с чем на 5-й день жизни в состоянии средней тяжести ребенок переведен в стационар. На 13-й день жизни на туловище, конечностях, слизистой рта появились визикулярные высыпания с плотной покрышкой и прозрачным содержимым. Через 3 дня состояние ухудшилось до тяжелого, отмечался подъем температуры до 38,3°С, крик раздраженный, гиперестезия, клоникотонические судороги.

Общий анализкрови на 6-й день жизни: Нв-172 г/Л; Эр-4,6 X 10 12/л; Ц.П.-0,94; тром-190,0 X 109 /л,; Лейк-10.0 X 10 9; п/я-1%; с-30%; л-54%; м-15%; СОЭ-2мм/час.

Биохимический анализ крови: общий белок-60,0 г/л,

Билирубин: общий-310 мкмоль/л, непрямой-298 мкмоль/л, прямой-12 мкмоль/л, мочевина-4,2 ммоль/л, холестерин-3,6 ммоль/л, калий-5,1 ммоль/л, натрий-141 ммоль/л.

Исследование спинномозговой жидкости: на 12-й день жизни: прозрачность - мутная, белок - 1650 г/Л, реакция Панди - +++, цитоз -350 в 3 мкл: нейтрофилы-25%, лимфоциты-75%.

Задание:

1. О каком заболевании с большей вероятностью можно думать в данном случае?

2. Каковы пути инфицирования плода и новорожденного? О каком варианте можно думать в данном случае?

3. Какое дополнительное обследование следует провести уточнения диагноза? Возможные результаты?

4. Какова тактика гинеколога женской консультации при наблюдении таких женщин до и во время беременности?

5. Правильной ли была тактика ведения родов?

6. Оцените результаты общего анализа крови?

7. Оцените результаты исследования ликвора. С чем могут быть связаны выявленные изменения?

8. Оцените результаты биохимического анализа крови? Чем могут быть обусловленны выявленные изменения?

9. Какие изменения на слизистой полости рта могут выявляться при этом заболевании?

10. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз?

11. Какова лечебная тактика в этом случае?

12. Что включает специфическая терапия при данном заболевании? Каков механизм действия этих препаратов?

13. Показано ли такому ребенку проведение прививки БЦЖ?

14. Возможна ли профилактика этого заболевания?

15. Какова тактика диспансерного наблюдения такого ребенка после выписки из стационара?

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Шабалов Н.П. «Неонатология». Учебник т. 1,2 - СПб, 2009

 

Дополнительная:

1. Базовая помощь новорожденному – международный опыт /под ред. Н.Н. Володина, Г.Т.Сухих.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.-208с.

2. Неонатология: национальное руководство /под ред. Н.Н.Володина.-М.:ГЭОТАР-Медиа.-2007.-848с.

3. Современная терапия в неонатологии. Справочник Перевод с англ. / Русская редакция Н. П. Шабалова. – Москва, 2000.

4. Основы перинатологии // Под ред. Н. П. Шабалова и Ю. В. Цвелева. – Москва, 2002.

5. Неонатология: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений /Н.Н.Володин, В.Н.Чернышов, Д.Н.Дегтярев и др. – М.:Изд. центр «Академия№, 2005.-448с.

6. Практическое руководство по неонатологии /под ред. Г.В.Яцык.-М.: ООО «МИА», 2008.-334с.

7. Протокол диагностики, лечения и профилактики внутриутробных инфекций у новорожденных детей - РАСПМ, М.,2001

8. Внутриутробные инфекции и патология новорожденных, под ред. К.В. Орехова.-М.,2002

9. Перинатальные инфекции В.А. Цизерлинг, В.Ф.Мельникова.-СПб,2002

10. Врожденные и перинатальные инфекции, пер. с англ. А.В. Михайлов.- СПб., 2004


ТЕМА: ГЕМОЛИТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

Мотивация: Гемолитическая болезнь новорожденных – заболевание, обсловленное иммунологическим конфликтом вследствие несовместимости плода и матери по эритроцитарным антигенам. В России ГБН диагностируют у 0,6% всех новорожденных, однако, учитывая частоту анемий у новорожденных, возможно, она встречается чаще, чем диагностируется. При данном заболевании отмечаются повышенная частота врожденных пороков развития, хроническая внутриутробная гипоксия и гипотрофия, высокая частота недонашивания, гибель ранее рожденных детей и выкидышей у повторнобеременных, осложненное течение родов и высокая частота геморрагических расстройств в раннем неонатальном периоде, что свидетельствует о полисистемном характере заболевания и подтверждает участие иммунологических механизмов в прцессах эмбрио- и фетогенеза и становления функций в антенатальном периоде. Возможно, малой изученностью этой проблемы объясняются многие неясные вопросы различий в частоте и выраженности синдромов при ГБН, отсутствие строгой корреляции степени гипербилирубинемии, тяжести энцефалопатии и другие. Знание вопросов клиники, диагностики, лечения и, что особенно важно, профилактики ГБН необходимы современному врачу.

Цель занятия: научить студента оценить нарушение гомеостаза в системе «Мать - плод - новорожденный» при изоиммунной несовместимости по Rh-фактору и/или АВО системе, связать эти изменения с общим состоянием ребенка. Правильно поставить диагноз, своевременно назначитьлечение и профилактические мероприятия.

Студент должен знать:

1. Анатомо-физиологические особенности гепато-билиарной системы и иммунного статуса новорожденных.

2. Схему образования билирубина, этапы его обмена.

3. Патогенез развития ГБН по резус и групповым конфликтам.

4. Разные формы ГБН.

5. Особенности клинической картины различных форм ГБН.

6. Дифференциальный диагноз между различными видами желтух и ГБН.

7. Осложнения, развивающиеся при различных формах ГБН.

8. Клинико-лабораторную характеристику различных форм ГБН.

9. Современные схемы (протоколы) лечения различных форм ГБН.

10. Вопросы профилактики и диспансерного наблюдения новорожденных, перенесших ГБН.

 

Студент должен уметь:

1. Правильно собрать анамнез у матери.

2. Выделить характерные клинические симптомы, позволяющие правильно поставить диагноз.

3. Провести объективное обследование новорожденного.

4. Оценить степень тяжести ГБН и состояния больного новорожденного.

5. Составить план обследования и уметь правильно интерпретировать результаты обследования.

6. Проводить дифференциальный диагноз между различными видами желтух и ГБН.

7. На основании анамнеза, данных объективного исследования и параклиники поставить клинический диагноз согласно принятой классификации.

8. Составить план лечебных мероприятий, обосновать назначенную медикаментозную терапию.

9. Дать рекомендации для дальнейшего наблюдения за новорожденными в поликлинике.

10. Уметь оформить историю болезни, написать эпикриз.


Продолжительность занятия – 4 ч.


Место проведения занятия - учебная комната, отделение неонатологии род. дома РКБ, отделение патологии новорожденных ДРКБ

Оснащение занятия:

1. Техническое обеспечение: муляжи разные, слайды, видеофильмы, слайдоскоп, видеомагнитофон, кодоскоп, лабораторное оборудование, кабинет доклинической практики, компьютерный класс, установки для фототерапии, набор инструментов для проведения операции заменного переливания крови.

2. Методическое обеспечение: новорожденные с гемолитической
болезнью, истории болезней, выписки из историй болезней, эпикризы,
методические пособия, информационные письма, журнальные статьи,
перечень практических навыков, микротаблицы, набор R-грамм,
информационный блок по теме, данные параклинических и
инструментальных методов исследования.


План проведения занятия
Этапы занятий Место проведения Время (мин.)
  Перекличка, формулировка темы и цели занятия Учебная комната 15мин.
  Контроль исходного уровня знаний Учебная комната 30мин.
  Микрокурация. Новорожденные с гемолитиской болезнью. Разбор теоретических вопросов. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Больные новорожденные из отделение неонатологии род. дома РКБ и отделения патологии новорожденных ДРКБ. Работа в кабинете доклинической практики. Компьютерный класс. Учебная комната 90мин.
  Итоговый контроль знаний Учебная комната 30мин.
  Подведение итогов занятия. Задание для самостоятельной работы на дом Учебная комната 15мин.

 

СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ ТЕМЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.