Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отраслевая структура теории современного английского языка




Отраслевая структура той или иной науки зависит, во-первых, от состава дисциплин, входящих в в данную науку, а во-вторых, от числа подходов, которые используются в рамках отдельных дисциплин. В первом случае мы имеем дело с дисциплинарной структурой этой науки, а во втором – с ее методологической структурой.

Отличие между ними состоит в том, что научная дисциплина имеет дело с особым предметом исследования, а методологический подход – с особой точкой зрения на определенный предмет исследования.

В процессе исследования любого объекта, в том числе и языка, выделяются его новые, неизвестные ранее свойства, накапливается новый материал, принимаются более современные методы исследования. Это ведет к тому, что постоянно пересматриваются общие взгляды на язык, появляются новые школы и направления в науке. При этом постоянно уточняется и членение науки, выделяются новые отрасли знания, временно уходят в тень старые отрасли. В середине XX века в языкознании, особенно в отечественном, преобладает следующее членение:

1. лексикология как наука о словарном составе языка;

2. грамматика как наука о грамматическом строе языка (то есть морфология и синтаксис);

3. фонетика как наука о звуковой стороне языка и речи.

Это деление исходит из материалов исследования, то есть из единиц языка, и ведет к расщеплению частных наук по мере того, как выделяются новые единицы языка. Так возникли словообразование, морфология, фразеология.

Будучи очень сложным явлением, язык сегодня изучается в одном ряду с другими внеязыковыми объектами (физическими, биологическими, психологическими и культурологическими) в зависимости от подхода исследователя к изучаемому объекту. Поскольку мы считаем язык знаковой системой, мы будем его рассматривать в контексте тех исследований, которые в той или иной степени развивались под влиянием семиотики.

Семиотика (семиология) – это общая теория знаков, которая изучает функционирование знаков в человеческом обществе, включая знаки всех естественных языков (русский, английский и др.) и знаки искусственных языков (математика, химия, транспортная и морская сигнализация и т.п.)

Один из основателей этой науки Ч. Моррис ввел следующее членение семиотики:

1. Семантика – учение об отношении знаков к объектам действительности.

2. Синтактика - учение об отношениях между знаками.

3. Прагматика – учение об отношении знаков к их интерпретаторам (то есть к тем, кто пользуется знаковыми системами).

Со временем термины «синтактика», «семантика» и «прагматика» заняли прочное место в языкознании и отразились в его структуре. Так, раньше понятие «синтаксис» традиционно относилось к учению о предложении. Но если синтаксис – это отношение между знаками, то он изучает и отношения между словами и словосочетаниями. Например, одни части речи сочетаются с другими (наречие + глагол), другие не сочетаются (наречие + существительное).

E.g. If anybody sees a white nigger around.

В этом предложении локативное наречие “around” не может относиться к существительному “nigger”, оно может сочетаться только с глаголом, так как оно не соотносится по смыслу с глаголом “sees”, то можно предположить наличие в семантике предложения скрытого глагола типа “walk”.

E.g. If anybody sees a white nigger walking around.

Термин «семантика» мы привыкли соотносить со значением слова. Действительно, первые полвека своего существования семантика была наукой лексической, изучающей слово и его эквиваленты то есть такие проблемы, как полисемию, антонимию, синонимию, омонимию. Однако, в семиологии семантикой стали называть раздел науки, изучающий отношение знаков к действительности. А поскольку знаками являются не только слово, но и словосочетание и предложение, в середине XX века наука обратилась к изучению значений всех других знаков языка, включая и предложения. Это привело к пониманию того, что явления, традиционно рассматривающиеся приминительно к слову, то есть явления синонимии и многозначности, присущи и предложению. (оно может быть многозначно)

E.g. Visiting relatives can be annoying – means:

- It is annoying to visit relatives

- It is annoying to be visited by relatives.

Можно так же обратить внимание на совпадение значений предложения, то есть синонимию:

E.g. the apple was eaten by John = John ate the apple.

После периода интенсивной разработки вопросов семантики наступает увлечение прагматикой, ибо стало ясно, что нельзя не учитывать условий, в которых происходит общение, и индивидуальности говорящего. Все это накладывает много смысловых оттенков на значение того, о чем говорят, то есть меняет смысл.

Классическим примером отношения знаков к говорящим являются следующие слова:

1. here – there

2. now – then

Все они полностью зависят от контекста и говорящего, то есть имеют так называемое, прагматическое значение. (here [b1] - значит «здесь», где находится говорящий; now - «в момент, когда говорит говорящий»)

 

E.g. Yesterday John was in London.

Yesterday John was still in London.

Yesterday John was already in London.

Все они обозначают одну и туже ситуацию и с точки зрения семантики имеют одно и тоже значение: «Джон вчера находился в Лондоне». Однако во втором и третьем предложениях выражается отношение говорящего к обозначенной в предложении ситуации. Таким образом, к значению предложения присоединяется новый прагматический элемент, в результате смысл всех трех предложений оказывается различным.

В курсе «Современный английский язык» слово и предложение будут рассматриваться как основные, взаимосвязанные и взаимообусловленные единицы речевой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.