Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы психоанализа 4 страница




Я считаю, что в условиях краткосрочной аналитичес­кой терапии профессиональное поведение лучше ориен­тировать не на классические образцы, рекомендуемые Фрейдом и сторонниками ортодоксального психоанали­за, а согласовывать его с принципами, предложенными, например, Х.Кохутом [112] или М.Гиллом [109]. Анали­тик в качестве терпеливого и участливого слушателя, а не только "бесстрастного зеркала", будет и более эффектив­ным, и более человечным. Для клиента необходимость высказывать свои чувства или фантазии человеку, на ко­торого они направлены, сама по себе является весьма пу­гающей. А с учетом того, что в ходе терапии пациент все больше осознает и вспоминает свой негативный опыт, связанный с подобными ситуациями, вполне понятно, как велико будет его сопротивление выражению чувств, испытываемых в переносе.

В терапевтическом анализе клиент имеет возможность не только заново пережить влечения, тревоги и бессозна­тельные конфликты прошлого, но и научиться соприка­саться со своими негативными чувствами, выражать их в безопасных условиях, обсуждать без осуждения, пони­мать причины и прогнозировать последствия. Интерпре­тация трансферентных чувств — абсолютно необходимая составляющая терапевтического процесса, без этого он может зайти в тупик. Особую чуткость и внимательность следует проявлять в групповой работе, когда Трансфе­рентные реакции членов группы могут давать самые нео­жиданные сочетания.

Так, в одной из обучающих групп студент Д., бывший весьма активным и открытым на занятиях, неожиданно замкнулся, перестал принимать участие не только в тера­певтической работе, но и в ее обсуждениях. Просидев два-три занятия в мрачном молчании, он подошел к од­ному из руководивших работой группы ко-терапевтов и попросил назначить ему индивидуальную встречу. А по­скольку такая практика существовала только в отноше­нии тех участников, которые не могли рассказывать о своих проблемах из-за робости и различных страхов (гос­подин Д. таким вовсе не был), ко-терапевты решили про­вести встречу вместе.

Перед индивидуальным сеансом клиент несколько раз пробовал объяснить, что для решения его "мелкой про­блемы" вовсе не обязательно присутствие обоих терапев­тов. Мы предложили ему прямо рассказать, что произош­ло, и господин Д. ответил, что он очень расстроен поведением одной из участниц группы на предыдущем занятии. Эта клиентка, истерически демонстративная жен­щина, предприняла несколько попыток манипуляции котерапевтами, пытаясь настроить нас друг против друга и внести раскол в работу группы. Кроме того, она часто бы­ла неискренней в своих "признаниях" и имела привычку делать провокационные комментарии относительно своих сокурсников. Работа с ней отнимала много времени, но оба терапевта были настроены по отношению к этой уча­стнице толерантно, доброжелательно и терпимо.

Господин Д. сказал, что он внезапно и сильно вознена­видел "эту дуру" и несколько раз с трудом удерживался от того, чтобы поставить ее на место, показав ей, кем она в действительности является и чего хочет. Более того, он начал отдавать себе отчет, что переполнен сильными аг­рессивными импульсами по отношению к тем членам группы, которые, по его мнению, "недостаточно быстро соображают, много лгут и вообще мешают работать". По­сле этого клиент произнес несколько сбивчивых фраз о том, как он благодарен более старшему и опытному ко-терапевту, как ему бывает стыдно за других членов группы в некоторых ситуациях и выразил сомнение, что в таком эмоциональном состоянии он способен эффективно ра­ботать и "не быть обузой для руководителей семинара".

Мы поняли, что поведение г-на Д. обусловлено трансферентными чувствами к аналитику. Второй из пары котерапевтов решил прояснить это клиенту:

Т (терапевт): Вам не приходило в голову, что Ваши враждебные чувства к участникам семинара, возможно, обусловлены симпатией к Н.Ф.? Вы цените ее как тера­певта и как личность и, испытывая чувства восхищения и благодарности, наверное, хотели бы выразить их?

К (клиент): Ну да. Но меня злит, что остальные этого не поймут.

Т: Следовательно, по-Вашему, лучший способ выра­зить свои чувства — это "призвать к порядку" непутевых слушателей?

К: Они должны ценить возможность получить такую подготовку. И вести себя соответственно.

Т: Как именно?

К: Ну... они могли бы сразу говорить правду...меньше социальной желательности — это только требует допол­нительных усилий от Вас и от Н.Ф. Они должны думать... понимать...

Т: То есть Вы злитесь на них, потому что они плохо ду­мают, чего-то не понимают?

К: Нет, мне просто неловко... (долгая пауза)

Т: Вам неловко оттого, что другие члены группы могут догадаться о Ваших чувствах? И еще потому, что, воз­можно, некоторые из них испытывают такие же?

К: Ну да.

Т: Теперь Вы понимаете, что Ваше поведение объясня­ется трансферентными переживаниями? В них нет ниче­го необычного или плохого, мы неоднократно обсуждали природу и функции переноса в лекциях и на практичес­ких занятиях. Просто у вас перенос приобрел форму рев­ности и агрессивного стремления защищать аналитика от других клиентов, так? Поэтому Вы и стали испытывать сомнения касательно возможности своего участия в груп­повой работе.

К: А почему молчит Н.Ф.? (Обращаясь ко мне) А что Вы думаете?

Второй терапевт: Вы с самого начала испытывали не­ловкость и хотели говорить с моим коллегой. Ему удалось быстро и точно прояснить ситуацию, и все акценты те­перь расставлены правильно. Я могу добавить, что мне приятно слышать, как высоко Вы оцениваете мою рабо­ту. В свою очередь, я полагаю, что Вы и впредь будете ра­ботать в группе так же продуктивно, а любые чувства, ко­торые покажутся Вам неуместными, будете сначала анализировать, а потом уже — отреагировать.

К: Но если чувства неуместные, то их вряд ли стоит проявлять?

Т: Как раз анализ — единственное место, где это мож­но делать. (С улыбкой) Безнаказанно.

Второй терапевт: И, конечно же, не стоит стремиться наказать других членов группы за их, по Вашему мнению, неуместные чувства или неправильное поведение.

 

После этого разговора господин Д. вернулся в группу и чувствовал себя в ней комфортно. Его участие вновь ста­ло продуктивным, а поведение — существенно более тер­пимым и мягким.

Силу влияния трансферентных отношений трудно пре­увеличить. В краткосрочном анализе ограниченный его рамками терапевт может незаметно для себя злоупотре­бить таким влиянием, стремясь провести терапию быст­ро и с максимальной эффективностью. Здесь уместно вспомнить предостережение Фрейда, который, обсуждая меру и степень допустимого вмешательства, писал:

"Следует предостеречь от неправильного использования этого нового влияния. Как бы не было заманчиво для анали­тика стать учителем, примером и идеалом для других людей и создавать их по своему подобию, он не должен забывать, что не это является его задачей в аналитических взаимоотно­шениях и что в действительности он не выполнит свою зада­чу, если поддастся такому желанию. Если же это случится, то аналитик лишь повторит ошибку родителей, которые сокру­шили своим влиянием независимость ребенка, и врач лишь поменяет прежнюю зависимость пациента на новую. Во всех своих попытках улучшения и обучения пациента психоанали­тик должен уважать его индивидуальность. Та мера воздейст­вия, которую он вправе себе позволить, будет определяться степенью подавления развития пациента" [76, с. 97].

Проблема распознавания переноса, его видов и форм, способов и техник работы с ним выходит далеко за преде­лы этой книги. Главное, что мне хотелось бы подчеркнуть здесь, в изложении принципов терапевтического анали­за, — необходимость этого аспекта в психотерапевтичес­кой практике. Многие терапевты, не владеющие основами психоанализа, опасаются переноса, боятся оставить трансферентный невроз неразрешенным. Те, кто работает в рамках не-психодинамических направлений, часто игно­рируют трансферентную симптоматику и не могут уберечь себя и клиентов от деформации отношений, вызванных чувствами, возникающими в переносе и контрпереносе. Нередки также случаи, когда трансферентные отношения используются в корыстных целях — например, терапевт

злоупотребляет ими для неоправданного увеличения про­должительности терапии и получения дополнительной оп­латы. Но, несмотря на все эти сложности, в аналитичес­кой терапии нет другой альтернативы.

2.4. Сопротивление и защиты

Специфика терапевтического анализа диктует модифи­цированные формы работы с сопротивлением и психоло­гическими защитами клиентов. Это касается прежде все­го интерпретаций указанных феноменов. В отличие от толкований классического типа, когда аналитик стремит­ся найти причины сопротивления или защиты в раннем детском опыте, в рамках описываемого подхода важны интерпретации, связанные с актуальным состоянием лич­ности и психики пациента. Толкование служит прежде всего целям сознательной переработки патогенного со­держания, а его понимание должно способствовать изме­нению позиции клиента. Однако для успеха анализа од­них только актуальных интерпретаций недостаточно, а углубление в предысторию проблемы может сделать его затяжным. Тут нужна, что называется, золотая середина.

Сопротивление в широком психоаналитическом кон­тексте понимается как специфическая установка пациен­та на отвержение знаний, полученных в результате интер­претации бессознательных содержаний и вытесненных влечений. Многие терапевты упускают из виду, что это сопротивление не столько аналитику, сколько его действи­ям, так что наличие мощного сопротивления свидетель­ствует как о силе Я пациента (благодаря которой негатив­ные аспекты внутреннего и межличностного опыта продолжают оставаться вытесненными и подавленными), так и, возможно, о не совсем адекватном или малоэффек­тивном терапевтическом воздействии. Сопротивление воз­вращению вытесненного нуждается в специальных поясне­ниях, трансферентное сопротивление — в эмпатии и поддержке со стороны терапевта в роли открытого и до­верительного участника аналитического процесса. Одним словом, "сопротивление больных чрезвычайно разнооб­разно, в высшей степени утонченно, часто трудно распоз­нается, постоянно меняет форму своего проявления" [75, с. 182]. Эти слова Фрейда справедливы и по сей день.

В терапевтическом анализе, как правило, из многочис­ленных форм сопротивления особенно "досадными" яв­ляются, во-первых, так называемые явные или откры­тые13 формы сопротивления, проявляющиеся во всевозможных нарушениях правил терапевтической рабо­ты и ее распорядка, а во-вторых — сопротивления, обус­ловленные вторичной выгодой от заболевания. Явное со­противление может полностью дезорганизовать анализ и превратить его в нечто среднее между ссорой влюблен­ных ("наверное, ты меня не любишь") и семейной раз­боркой ("ты опять не сделал-(а) то-то и то-то — потому что ты такой-сякой"). Как пишут Х.Томэ и Х.Кэхеле, "эти грубые нарушения создают впечатление сознатель­ного и намеренного саботажа и задевают особо чувстви­тельные места аналитика. Некоторые из форм вышеупо­мянутого поведения, такие, как опоздания, пропуск занятий, подрывают аналитическую работу и предполага­ют глобальные интерпретации, которые в лучшем случае становятся воспитательными мерами или в худшем слу­чае ведут к борьбе за власть" [67, т.1, с. 155].

Вторичная выгода от болезни — это особое положение, "режим наибольшего благоприятствования", на которые претендует клиент в связи с имеющимися у него симпто­мами или проблемами. Всем известны отъявленные исте­рички, у которых "слабое сердце и такая ранимая психи­ка", великовозрастные "дети", демонстрирующие свою инфантильность в широком социальном окружении, аг­рессивные психопаты, которых "нельзя трогать, потому что они слишком возбудимы" и так далее. По моим на­блюдениям, клиенты с выраженной заинтересованностью во вторичной выгоде ориентированы на то, чтобы про­должать получать ее в анализе — теперь уже в форме вто­ричной выгоды от терапии,

Этот интересный феномен я впервые обнаружила, столкнувшись с клиентом Е., который сделал себе из психотерапии образ жизни. Молодой человек, совмещав­ший заочное обучение с сезонной работой, производил впечатление дисгармоничной и неадекватной в социуме личности, хотя на теоретических занятиях по психологи­ческому консультированию и психотерапии демонстри­ровал недюжинную эрудицию. С первых дней знакомст­ва с господином Е. как со студентом я слышала от него неоднократные просьбы пройти индивидуальную тера­пию. Он стал особенно настойчив после того, как я ска­зала, что своих студентов консультирую бесплатно.

Попытка начать работу с господином Е. была весьма специфической — он напрочь не желал идентифициро­ваться с ролью клиента, а хотел лишь рассказывать о том, как много терапевтических групп различной ориентации успел посетить и как мало ему помогло участие в этих группах. На вопрос о том, в чем же состоит его пробле­ма, он не сумел (или не захотел) ответить, а когда я спро­сила, не является ли ею навязчивое желание проходить психотерапию снова и снова, просто промолчал. Тогда я спросила, зачем он столь настойчиво "рвался" в клиенты. Господин Е. ответил: "Ну как же, я еще ни разу не про­бовал юнгианский анализ сновидений". Вопрос "А за­чем?" так и остался без ответа.

В дальнейшей групповой работе со студентами, среди которых был и господин Е., я обратила внимание на его аг­рессивно-неадекватное поведение. Было очевидно, что эта агрессия — типичный acting out, отыгрывание вовне. Но ведь анализ даже не начинался — я просто отказала г-ну Е., не найдя возможности работать с ним как терапевт. Я ре­шила мягко игнорировать эту агрессию, в результате чего Е. демонстративно покинул учебную группу. Остальные студенты пояснили, что такое поведение господина Е. вы­звано тем, что я отказалась "психоанализировать" его.

На следующее групповое занятие г-н Е. пришел как ни в чем не бывало и стал настойчиво предлагать себя в ка­честве клиента. Я предложила ему прокомментировать мотивы своего желания. Господин Е. с готовностью отве­тил: "Но Вы сами предложили вызваться тому, у кого есть проблема". Я предложила ему как-то обозначить свою проблему. "Но Вы должны сделать это сами — это же Вы психоаналитик, а не я" — ответил Е. Я спросила, что по этому поводу думает группа. Сокурсники господи­на Е. наперебой стали говорить, что его проблема состо­ит в том, что он хочет показать всем, какой он "ас" в психотерапии. После того, как все высказались, я проин­терпретировала поведение г-на Е. как желание самоут­вердиться в роли клиента и добавила, что у него это, ви­димо, верный способ вызывать интерес к собственной личности и ощущать свою значимость. Господин Е. нехо­тя признал это. Опыт дальнейшего взаимодействия с ним подтвердил справедливость такой интерпретации.

В терапевтическом анализе полезно различать сопро­тивления, исходящие из Сверх-Я (совести, чувства вины, боязни социального неодобрения) клиента, и собственно сопротивления Эго. Последние (сопротивление осозна­нию вытесненного) требуют содержательных интерпрета­ций, тщательного реконструирования переживаний кли­ента, тогда как первые могут быть преодолены на уровне базовых терапевтических установок (безоценочного при­нятия, конфиденциальности, эмпатии). Иногда тревогу, связанную с обостренной чувствительностью Сверх-Я, может преодолеть вовремя осуществленное самораскры­тие терапевта. Не всегда нужно ревностно соблюдать принцип "бесстрастного зеркала" — обеспокоенному ро­дителю или неуверенному супругу можно рассказать о том, как терапевт разрешает собственные проблемы в этой сфере. Для принятия правильного решения (где, когда и в какой форме стоит это делать) нужен опыт, но бывает достаточно простой тактичности и чувства меры.

Психологической защитой принято называть широкий круг поведенческих реакций личности, не обязательно имеющих отношение к психопатологии. Это присущие каждому человеку устойчивые способы восприятия и пе­реживания мира, в процессе которых отдельные аспекты действительности изменяются, искажаются. В отечест­венной психологии феномены, относящиеся к защитам, описываются как субъективные характеристики образа восприятия. Процессы взаимодействия с реальностью могут иметь защитную функцию, и это вполне естествен­но. Люди стремятся в той или иной степени смягчить не­гативные и угрожающие влияния социального окруже­ния, защититься от несправедливой или резкой критики, не замечают многих досадных и неприятных событий.

Однако искажение реальности не должно быть настоль­ко сильным, чтобы с его помощью можно было отгоро­диться от подлинной действительности и жить иллюзия­ми. Устойчивая привычка не замечать неприятные факты и события, считая их чем-то не стоящим внимания, мо­жет постепенно привести к полному краху жизненных планов. Психоаналитическая традиция рассматривает за­щиты в контексте их интенсивности и дереализующей, искажающей интенции. Психологическая защита создает проблемы как в случаях, когда она чрезмерно деформиру­ет реальность, так и при недостаточности — последнее чревато психотической декомпенсацией личности.

Защиты тесно связаны с эго индивида, его сознатель­ным Я. Ж.Лапланш и Ж.-Б.Понталис определяют психо­логическую защиту как "совокупность действий, на­целенных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости био­психологического индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Я, которое всячески стремится ее сохра­нить, его можно считать ставкой и действующим лицом в этом процессе" — пишут они [37, с. 145]. Психологичес­кие защиты рассматриваются в психоанализе не только как важнейшие функции эго, но и как его структурные элементы с выраженным индивидуальным своеобразием сочетаний и проявлений.

Работа с защитами предполагает акцент на познаватель­ных возможностях клиента, тогда как трасферентные от­ношения больше затрагивают эмоциональную сферу. В ка­честве привычных способов формирования субъективной психической реальности (картины мира, каким он кажет­ся индивиду) психологические защиты поддерживают Я-концепцию и неразрывно связаны с системой ценнос­тей личности. Конкретизация субъективной истины вы­глядит (и поначалу является) работой мысли, однако очень скоро превращается в эмоциональную, пристрастную, личностно вовлеченную деятельность. Основные пробле­мы при анализе защит обусловлены не столько противоре­чиями между субъективной и объективной реальностью, сколько противостоянием двух субъективных реальнос­тей — клиента и терапевта. Первый при каждом удобном случае приписывает "неудобные" аспекты действительно­сти субъективизму аналитика, второй же зачастую рассма­тривает свою точку зрения как полностью объективную.

Эта трудность разрешима только в случае, когда тера­певт хорошо знает теоретические аспекты данной про­блемы и умеет отделять один тип защиты от другого. Четкое представление о природе и функциях психологи­ческих зашит, с моей точки зрения, абсолютно необходи­мо любому психотерапевту, даже не являющемуся психо­аналитиком. Умение распознавать и интерпретировать защиты столь же необходимо в работе с людьми, как эмпатия, безоценочность, конфиденциальность и другие ба­зовые терапевтические установки.

Я приведу классификацию защитных механизмов как они представлены в работе Н.Мак-Вильямс [41]. Она делит зашиты по принципу их локализации на первичные иди примитивные, располагающиеся между Я и внешним ми­ром, и вторичные или зрелые, предохраняющие личность от внутри- и межсистемных конфликтов14. К числу первич­ных защит относятся примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесце­нивание, расщепление эго, диссоциация, проекция, интроекция и проективная идентификация. Характерной особен­ностью примитивных защитных механизмов является их автоматический бессознательный характер ("мгновенное включение") и отсутствие связи с принципом реальности. Можно сказать, что примитивные защиты работают на уровне первичного процесса, не допуская в сознание мате­риал, против которого они направлены. Первичные защи­ты соответствуют ранней стадии развития объектных отношений, так называемой параноидно-шизоидной пози­ции15, на которой индивид не в состоянии воспринимать амбивалентные характеристики и свойства окружающей реальности, рассматривая внешний мир как только хоро­ший или исключительно плохой. Более подробно теория объектных отношений изложена в пятой главе, а сейчас нас интересуют лишь сами защитные механизмы,

Большинство примитивных защит в силу своей архаич­ной и довербальной природы представляются клиентам естественным аспектом психического функционирова­ния. Хотя картина мира, возникающая в сознании инди­вида с большим количеством незрелых защит, весьма противоречива и содержит множество упущений, сам че­ловек не склонен обращать на это внимание, даже в тех случаях, когда у него возникают серьезные проблемы. Его мышлению присущи особенности, выделенные Л.Леви-Брюлем и Ж.Пиаже в качестве характеристик перво­бытного (до-логического) мышления и ранних стадий развития интеллекта у детей — нечувствительность к про­тиворечию, артификализм16, вывод "от частного к част­ному, минуя общее".

Клиенты, предпочитающие примитивные защиты, со­ставляют особую категорию. Они редко пользуются сим­патией окружающих, ибо слишком настойчиво навязыва­ют им предвзятую картину своих взаимоотношений с людьми. Субъективно "корыстный" характер их пред­ставлений о себе и других весьма прозрачен. Стиль ис­пользования примитивных защит чаще всего агрессив­ный. Приведу характерный пример.

Госпожа Ж. обратилась за помощью в связи проблемой воспитания дочери. По ее словам, 14-летняя девочка бы­ла неуправляемой, уходила из дому, ночевала на вокзале, попрошайничала, месяцами не посещала школу. Я сразу обратила внимание на абсолютно негативное описание ребенка: в течение часа мать рассказывала о своей доче­ри только плохое, неоднократно подчеркивала ее тупость, упрямство, неблагодарность, называла позором семьи и т.п. Это позволило высказать следующее предположение:

Т: Вы, видимо, не любите свою дочь?

К: Да, не люблю. Да и за что ее любить, если она себя так ведет?

Т: Вы говорили ей об этом?

К: Конечно, говорила.

Т: Тогда поведение Вашей дочери выглядит естествен­ным и закономерным — она уходит, убегает из дому, где ее не любят и всячески подчеркивают, что она скверная, хуже своего младшего брата, не заслуживает доверия.

К: Но ведь я забочусь о ней!

Т: Вы называете заботой желание контролировать по­ведение девочки, "пресекать" любые ее намерения. И в то же время утверждаете, что Ваша главная цель — по­мочь ей, наладить с ней нормальные отношения.

К: Конечно! Ради этого я даже пошла учиться на пси­холога.

Т: Но зачем налаживать нормальные отношения с тем, кого не любишь?

К: Как это не любишь! Она ведь моя дочь!

Т: Но Вы сами об этом только что сказали.

К: Я такого не говорила. Я всю жизнь дочери посвяти­ла, и сейчас ни сил, ни времени не жалею... (истеричес­кие рыдания).

Попытка терапевта интерпретировать истерику как скрытое признание вины успеха не имела. Клиентка на­стойчиво утверждала, что плачет она из жалости к себе и от трудной жизни, оттого, что старается сделать для до­чери все, а той ничего не нужно — она не любит свою мать, и точка. Многочисленные противоречия в своем рассказе госпожа Ж. продолжала начисто отрицать.

На одном из следующих сеансов г-жа Ж. рассказала эпизод, относящийся к началу учебы девочки в школе. Она случайно увидела дочь у игровых автоматов, стала спрашивать, откуда у нее деньги. Далее произошла безо­бразная сцена скандала и побоев, она обвинила семилет­него ребенка в воровстве, привела в школу, позорила перед одноклассниками и учительницей. Позже выясни­лось, что денег девочка не крала.

Т: Что произошло после?

К: Да ничего. Училась она средне, упрямилась, не хо­тела отвечать на уроках, даже если выучила.

Т: Но ведь этот случай был настоящим потрясением для первоклассницы. Дети очень зависимы от мнения то­варищей, первой учительницы.

К: По-Вашему, я не должна была выяснить, откуда у девочки деньги на игру? Ведь я мать! Я в ответе за ее по­ведение.

Т: Вы не сожалеете о содеянном? Не раскаиваетесь?

К: Вы просто не знаете, каким упрямым и скрытным созданием она была уже в первом классе! Вечно хитрила, что-то утаивала, врала...

Т: Скажите, Вы не связываете поведение Вашей доче­ри с тем, как Вы относитесь к ней?

К: Как это?

Т: Вы часто ведете себя несправедливо и предвзято по отношению к дочери.

К: Да ничего подобного! Я всеми силами старалась сде­лать из нее человека.

Отрицание, обесценивание и примитивная идеализация, многочисленные проекции, свойственные этой клиентке, полностью исказили ее восприятие поведения и личности дочери. Их отношения зашли в тупик, из которого мать пыталась вырваться посредством истерических реакций, а дочь — демонстрируя асоциальный образ жизни. Аналити­ческая работа с госпожой Ж. оказалась безрезультатной, поскольку в основе ее обращения за помощью лежала по­пытка самоутвердиться через демонстрацию собственный страданий. Изменить эту мотивацию мне не удалось, един­ственным итогом было некоторое снижение интенсивнос­ти ее истерического поведения в учебной группе.

Вторичные защиты характеризуются более специфич­ным действием (направлены только на чувства или на конкретные аспекты восприятия и переживаний) и обя­зательным участием мышления. Они в меньшей степени искажают и деформируют реальность, более адаптивны и почти всегда могут быть опознаны по наличию рацио­нальных и рационализирующих компонентов. Так удобно быть разумным, иметь хорошие объяснения на все случаи жизни и находить логические основания для того, чтобы делать только то, что хочется, или вообще ничего не дедать. По сравнению с примитивными зрелые защиты лег­че осознаются; как правило, клиенты признают их нали­чие, но не очень склонны что-либо менять в своем пове­дении и привычных способах действия.

По-видимому, устойчивость вторичных защит к тера­певтическому влиянию обусловлена тем, что многие кли­енты склонны отождествлять невротические защиты с соб­ственным Я. Ж.Лакан не зря определял Я (Воображаемое) как сумму всех защит и сопротивлений, свойственных ин­дивиду, как отчуждающую иллюзию, которая занимает ме­сто между природным естеством человека (влечениями) и окружающей действительностью. Анна Фрейд в классиче­ской работе "Я и механизмы защиты" пишет:

"В отдельные периоды жизни и в соответствии со своей собственной конкретной структурой индивидуальное Я выби­рает то один, то другой способ защиты — это может быть вы­теснение, смещение, перестановка и т.д. — и может исполь­зовать его как в своем конфликте с инстинктами, так и в защите от высвобождения аффекта. Если мы знаем, как кон­кретный пациент стремится защититься от всплывания своих инстинктивных импульсов, мы можем составить представле­ние о его возможной установке по отношению к собственным нежелательным аффектам. Если же у какого-либо пациента ярко выражены конкретные формы трансформации аффек­тов, такие, как полное вытеснение эмоций, отрицание и т.д., нас не удивит, если он применит те же самые способы для за­щиты от своих инстинктивных импульсов и свободных ассо­циаций. Я остается одним и тем же, и во всех своих конфлик­тах оно более или менее последовательно в использовании имеющихся в его распоряжении защитных средств" [71, с.30].

К числу вторичных защит относят вытеснение, регрес­сию, рационализацию и интеллектуализацию, изоляцию, морализацию, раздельное мышление, аннулирование, смещение, поворот против себя, идентификацию, реак­тивное образование, реверсию, отыгрывание, сексуализа-цию и сублимацию. Все они в той или иной степени яв­ляются "уловками сознания", посредством которых оно оберегает себя от столкновения с нежелательными аспек­тами реальности — как внешней, так и внутренней. 06щим для всех вторичных защит будет также стремление справиться с аффектами (сильными чувствами и пережи­ваниями) посредством интеллекта, рационализирующего мышления, благодаря которому клиент способен найти разумное логическое объяснение для сколь угодно проти­воречивых действий и поступков.

Вытеснение или мотивированное забывание неприятных событий, негативных чувств и переживаний встречается очень часто. Вытеснение может быть мощным или сла­бым, особенно сильно подавляется материал, связанный с инцестуозными влечениями, перверсивными склонностя­ми и т.п. "Сигналом" к вытеснению является обычно чув­ство тревоги, пусть даже и не локализованное — в этом случае эго прибегнет к тотальному подавлению всего, что хотя бы в малой степени связано с вызывающей тревогу проблемой. Строго говоря, вытеснение создает неудобства не столько само по себе, сколько в случаях, когда репрес­сия недостаточно надежно удерживает в бессознательном то, чему там надлежит оставаться. Это, в свою очередь, вы­зывает тревогу, которая снова заставляет прибегнуть к вы­теснению, и круг замыкается. О.Маурер назвал данное яв­ление "невротическим парадоксом", оно часто лежит в основе истерического невроза.

В практике терапевтического анализа клиенты хорошо реагируют на интерпретации, касающиеся вытесненных травм, фрустрирующих ситуаций, и менее проницаемы для интерпретаций по поводу вытесненных и подавлен­ных желаний и влечений. А поскольку для успешного ис­пользования этой защиты необходимо сильное и устой­чивое эго ("слабые" личности предпочитают изоляцию и отрицание), то терапевт часто сталкивается с упрямым нежеланием признать наличие вытесненных мотивов, чувств, желаний. В этом случае может помочь конкрет­ный пример с анализом вытеснения того, что было пред­метом обсуждения на одном из предыдущих сеансов. Так, один из клиентов темпераментно рассказывал об обиде, которую нанес ему начальник в день юбилея. При следу­ющей встрече он настойчиво утверждал, что юбилей про­шел очень хорошо и сопровождался только приятными




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.