Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество. Острое восприятие, ясное мышление и более эффективное действие, что достигается при занятиях ТМ, ведет к увеличению умственных способностей




Разум

Острое восприятие, ясное мышление и более эффективное действие, что достигается при занятиях ТМ, ведет к увеличению умственных способностей. Когда используется слово ум, имеется в виду нечто, что отдает приказ и направление изменения. Человек стал умнее - имеется в виду, что мышление и поступки стали более упорядочены. То есть, чем умнее человек, тем лучше он может управлять получаемыми данными со множеством смыслов и направлять поступки в правильное русло.

На самом деле это концепция, которая придерживается современных подходов изучения разума, которые сейчас отошли от идеи разума как постоянного, т.е. как IQ (intelligence quotient - коэффициент умственного развития), и рассматривают его как способность человека узнавать, учиться, как результат пройденного.

Хотя нет возможности в рамках этой книги обсудить предмет полностью, некоторые направления в исследованиях выдвигают мысль, что ТМ увеличивает быстроту и емкость информационных процессов в мозге, изменений, которые, как мы ожидаем, ведут к увеличению умственных способностей. Тесты, проведенные в Голландии, подтверждают это. Измеряя такой показатель как "рост умственных способностей", было обнаружено, что школьники, занимавшиеся медитацией, значительно обходили контрольную группу.

Махариши рассматривает упорядоченность мышления как результат упорядоченности мозговой деятельности (проиллюстрированной в синхронности и согласованности образцов ЭЭГ) и утверждает, что сама эта упорядоченность есть прямое следствие того, что нервной системе дается отдых. Он пишет:
"Это правило 'интеллектуальности через отдых' аналогично всеобщему закону природы, открытому физикой и применимому ко всем природным системам.
Этот закон - третий закон термодинамики - гласит, что энтропия (беспорядок) снижается, когда температура (активность) падает и что при условии нулевой энтропии совершенный порядок совпадает с температурой абсолютного нуля (полное отсутствие активности). Область температуры, близкая к абсолютному нулю в физических системах тесно связана со строгой тенденцией к волновой синхронии и соотношению, и служит примером начала сверхпроводимости и сверхтекучести в области абсолютного нуля, когда наблюдается минимум активности. Это наводит на явную аналогию с синхронией мозговых волн, вызванной полным отдыхом во время ТМ. Если с целью сравнения мы определим 'умственную температуру', соответствующую уровню умственной и нейтрофизической деятельности, и будем систематически добиваться этого через ТМ, мы определим ряд тенденций в человеческом уме, которые напомнят нам о третьем законе термодинамики. Эта квантовая механическая особенность указывает, что упорядоченность ума и мышления естественна для человека. ТМ дополняет эту упорядоченность, давая возможность уму следовать естественной тенденции наиболее общих моделей природы".

Мысль, что тенденция к порядку - это естественный импульс жизни, была признана физиком Эрвином Шредингером. "Жизнь, - писал он, - питается негативной энтропией. "Если бы общая энтропия организма была увеличена, то он впал бы в состояние молекулярного беспорядка, характерного для смерти. Существо выживает, так как оно может "выпить" порядок из своего окружения и остается в высоко упорядоченном состоянии. Следуя Махариши, мы можем сказать, что жизнь есть, следовательно, выражение ума в Природе, и что производя умственную деятельность, ТМ дает возможность личности почерпнуть больше порядка и больше самой жизни.

Творчество часто рассматривается как способность создавать новые и оригинальные изменения и обычно вызывает некоторые ассоциации или синтез ранее несвязанных концепций. Ньютон, наблюдавший как падает яблоко, провел связь между движением яблока и орбитой луны, и создал свою теорию гравитации. Шекспир противопоставил любовь долгу в "Антонии и Клеопатре" а Сезанн внес различные элементы в живопись и подчеркнул их единство в своих картинах.

Многие творческие люди, как ученые, так и художники, замечали, что созидательный процесс происходит тогда, когда ум находится в спокойном состоянии. Кекуле, например, рассчитал формулу бензина (проблема, которая ставила в тупик многих ученых его времени), когда он предавался праздным размышлениям, сидя у огня. И любому школьнику известно, что Кольридж сочинил поэму "Кубла Хан" во сне.

Согласно модели ума по Махариши, состояния сновидения, мечтания соответствуют тончайшим уровням мышления. Считается, что тонкие слои мышления, в отличие от плотных, менее сформированы и определены, и чем больше барьеров будет снято, тем больше появится шансов для создания между ними перекрестных связей. Ассоциации, возникающие в таких состояниях, принимают более конкретную форму, то есть творческая личность сможет чередовать состояния грез и поверхностного бодрствования.

Благодаря этому внимание сможет переводиться на более глубокие уровни сознания, чем это бывает при сновидениях, что позволит установить более прочные и простирающиеся перекрестные связи.

Общепризнано, что выйдя из медитации, человек находит решение проблем, которые находились в сознании длительное время. Во время медитации не предпринимается попыток найти решение проблем - это бы удерживало внимание на поверхностных уровнях мышления и мешало медитации: ассоциация возникает спонтанно, без сознательного управления. Более того, расширяя сознательную способность ума, ТМ дает возможность удерживать сознание на глубоких уровнях мышления и в состоянии бодрствования. Творческая мысль становится общей чертой жизни, работая в состоянии бодрствования так же, как и в состоянии мечтаний.

Мы могли бы рассмотреть созидательный процесс, основываясь на функциях двух полушарий мозга. Существуют доказательства, что творческая мысль связана с правым полушарием. Но творческая личность может полностью задействовать и левое. Интуитивная проницательность бесполезна, если ее нельзя сформулировать и передать. Творческая личность - это человек, который может установить спонтанные перекрестные связи и затем развить словесное (вербальное) или символическое выражение этого синтеза. Эта интеграция усиливается типом мозговой синхронизации, наблюдаемой в процессе ТМ, и тот факт, что она продолжается после медитации, говорит о том, что ТМ должна вести к общему росту творчества. Эта гипотеза возникла из проверок медитирующих, которые действительно демонстрировали высокий творческий потенциал.

С точки зрения художественного творчества была высказана мысль, что снижение стресса привело бы к снижению и творческих возможностей. Считается, что множество шедевров в искусстве было создано людьми, которые находились в значительном стрессе, и что стресс неообходим для творчества. Если бы стресс был удален, то стимул для художественного выражения отсутствовал бы.

Отвечая на это, Махариши допускает, что некоторое "побуждение" необходимо для художника - любая деятельность нуждается в стимуле и побуждении - но, говорит он, нет необходимости в том, чтобы этим стимулом был стресс. Если устранить стресс полностью, то любое побуждение для творческой деятельности сможет свободно проистекать. В сущности, он делает такое же различие между стрессом, как физиологическим вредом, и давлением на котором я подробно останавливался в предыдущей главе. Художнику нужен стресс, в смысле напряжения, но не в смысле физиологического недуга. Если нервная система художника недостаточно крепка, чтобы справиться с требованиями, то давление, необходимое для творчества может проявиться в физиологическом недуге. Точка зрения Махариши состоит в том, что хотя такой физиологический стресс, для большинства художников может быть неизбежным следствием их труда, в нем нет необходимости. Творчество зависит от присутствия высокого сознания, открытости ума и способности решать внутренние разногласия путем творческого синтеза. Эти качества возрастают при уменьшении физиологического стресса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.