Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности восприятия угроз на разных возрастных этапах




Представление об опасностях, восприятие и оценка событий как угрожающих жизни, здоровью, психологическому и социальному благополучию

Резюме

 

Итак, в настоящей главе мы охарактеризовали основные цели и задачи настоящей работы, сформулировали основные гипотезы, которые и задали систему координат для организации серии эмпирических исследований.

С целью выявления особенностей отношения людей к опасностям нами был разработан соответствующий диагностический инструментарий. А именно: тест-опросник на выявление сензитивности к угрозам; тест-опросник на выявление преобладающих способов реагирования в ситуациях опасности (адекватный, тревожный и игнорирующий), отдельно для школьников и для студентов; анкеты на изучение особенностей восприятия ситуаций школьной и студенческой жизни с позиций опасности или безопасности. Методика выявления вероятностной оценки жизненных событий с позиций безопасности. Использовался также метод парных сравнений В.В.Скворцова для изучения особенностей потребностей в безопасности. Апробация этих методик на достаточном контингенте школьников, студентов и взрослых людей показала их валидность и надежность, что позволило сделать выводы о возможности их использования в широкой практике.

 

Глава 4

 

 

Первый вопрос, который мы задали себе при организации исследования, звучал следующим образом: «Насколько часто люди сталкиваются в своей жизни с опасностями, и что они под эти подразумевают?». Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Опыт оценки школьниками, студентами и взрослыми своего опыта встречи с опасными ситуациями (в %)

  Учащиеся 1-2 классов Учащиеся 3-4 классов Учащиеся 5-6 классов Учащиеся 7-9 классов Студенты Взрослые
Да, встречались            
Нет, не встречались            
Не знаю              
Всего:              

 

Как видно из таблицы 1, полученные данные достаточно иллюстративны, в них, как в зеркале, отображаются возрастные особенностей людей.

Конечно, трудно поверить, что 42% учащихся первых и вторых классов реально сталкивалось с серьезными угрозами. Оценка своего опыта встречи с опасностями очень субъективна и основывается на конкретных фактах, которые, вызвали у ребенка страх, например: «испугался собаки», «глубоко зашёл в воду», «упал с лестницы», «болел». Учащиеся третьих-четвертых классов уже более объективно способны оценить своей реальный опыт встречи с опасностями. Большая часть из них (61%) отмечает, что таких ситуаций не было.

А вот в младшем подростковом возрасте такой процент вновь возрастает. Половина подростков полагает, что сталкивалась в своей жизни с реальными угрозами. Чем это обусловлено? Во-первых, действительно, в младшем подростковом возрасте расширяется сфера взаимодействия учащегося с миром, а, следовательно, появляются и новые угрозы, с которыми не сталкивается младший школьник. Во-вторых, немаловажную роль начинает играть «чувство взрослости» как центральное новообразование этого возраста. Желание «быть и казаться взрослым» подталкивает подростка показать окружающим, что он «тоже взрослый» и, как все, имеет опыт встречи с опасностями.

Ситуация кардинально меняется к 7-9 классу. Здесь оценка своих встреч с реальными опасностями, скорее всего, носит более объективный и реалистичный характер. Можно поверить, что треть на самом деле имела такой опыт. Тем более позволяет утвердиться в этом мнении и тот факт, что 32% респондентов сомневается в оценке определенной травмирующей ситуации как реально угрожающей.

У студентов уже 80% отмечает, что такой опыт был, а у взрослых людей все 100% опрошенных указывают на наличие такого опыта. Что же здесь фиксируется в первую очередь? У студентов – это ДТП, аварии (27%), тонули (16%), нападение, избиение, ограбление (14%), собственная болезнь (14%). У взрослых – собственная болезнь (25%), ДТП, аварии (16%). Касательно опасностей психологического плана получены следующие данные. У взрослых на первом месте стоят конфликты в семье – 63% (у студентов только 11%), угрозы психологическому благополучию – 46% (у студентов – 14%) и угрозы близким людям – 33% (у студентов – 4%).

Далее мы сгруппировали опыт встречи с опасностями в три категории, на которые указывали ранее: угрозы жизни и здоровью; угрозы психологическому благополучию; угрозы социальному благополучию. Учитывая то факт, что учащиеся почти не относят опасности психологического и социального плана к угрозам (только несколько учащихся 7-9 классов отнесли события типа «не сдать экзамен», «отчисление из школы» к угрозам), анализ проведем в группах студентов и взрослых людей. Результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2

Опыт встречи с опасностями в прошлом у студентов и взрослых (в %)

 

Типы угроз Студенты Взрослые
Угрозы жизни, здоровью      
Угрозы собственному психологическому благополучию Отрицательные переживания, связанные с угрозами близким людям      
Угрозы социальному благополучию        

 

Как видим, половина опрошенных из той и другой категории испытуемых сталкивалась в своей жизни с угрозами собственной жизни и здоровью. Никто, кроме 4% взрослых, не имел опыта встречи с угрозами социальному благополучию. Что же касается опасностей психологического плана, то опыт взрослых людей здесь гораздо богаче, чем у студентов. Три четверти взрослых людей (работающие психологи) столкнулись с угрозами психологического типа (у студентов только 22%) и треть испытала негативные переживания в результате угроз близким людям (у студентов – 4%).

Приведенные данные позволяют сформулировать рабочую гипотезу о том, что понятие «опасность» отражается в сознании людей только как угроза жизни и здоровью, факторы психологического и социального содержания не воспринимаются в качестве угрожающих?

Для того чтобы как-то либо дифференцировать и конкретизировать эту гипотезу, или модифицировать ее, нами и школьникам, и студентам, и взрослым был задан вопрос (в разной форме и подаче): «Чего они боятся в настоящем?».

Школьников мы просили в письменном виде закончить предложение: «Самая большая опасность в школе – это …». В итоге получили следующие результаты.

Подавляющее большинство младших школьников на первый план выдвинули два фактора, представляющие, по их мнению, опасность для школы и, соответственно, для себя в школе – это «пожар» и «драки» (конфликты со старшеклассниками). Почему «пожар»? Школа никогда не горела. Дело в том, что на момент обследования в данном учебном заведении велась активная кампания по противопожарной безопасности, что, естественно, не могло не отразиться на оценках младших школьников. Почему «драки»? Реально здесь они встречаются редко. Но, как и в любой школе, существует проблема взаимоотношений старших и младших детей. Младшие школьники бояться притеснений, конфликтов со старшими (в основном младших подростков – учеников 5-6 классов), и не столько физического насилия, сколько унижения собственного достоинства.

Ситуация меняется в суждениях учащихся 7-9 классов. Боязнь пожара встречается очень редко, драки и конфликты со старшеклассниками вообще не упоминаются (более старших учащихся здесь нет), а на первый план выдвигаются проблемы, связанные с психологическим благополучием, обусловленные проблемами с учебой, отношением с учителями. Поэтому предложение «Самая большая опасность в школе», трансформируется в их сознании в положение «Самая большая опасность в школе для меня». Ответы здесь вполне определённы и однозначны. Самая большая опасность в школе: «Получить двойку», «Не выполнить домашнее задание», «Спросят на уроке, когда я не знаю материал», «Отношения с учителями», «Боязнь встречи с директором» и т.п.

Ответы же учащихся 5-6 классов являются как бы разделительной линией между оценкой ситуаций опасности в школе младшими школьниками и старшими подростками. У них еще встречается в ответах: «Самая большая опасность в школе – это пожар», но значительно реже отмечается «боязнь старшеклассников» как реальной угрозы, и начинают появляться суждения, характерные для учащихся 7-9 классов типа: «боязнь санкций учителя, родителей», «боязнь получить «2» и т.п. Таким образом, получается, что они чувствуют себя в большей безопасности, чем другие категории учащихся. Те страхи и опасения, которые были характерны для младших школьников, уже теряют свою актуальность (особенно боязнь старшеклассников). Неприятности же с учебой, переживаемые старшими подростками, они еще не осознают до конца как опасности психологического характера, хотя иногда испытывают чувство вины и угрызения совести, обусловленные, главным образом, не столько реальными неудачами, сколько боязнью санкций за неуспех.

У студентов и взрослых работающих людей мы просто обобщили их ответы на анкету, касающихся оценки опасностей в настоящем. Результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Оценка опасностей в настоящем (данные в процентах)

Типы угроз   Студенты Психологи
Угрозы жизни, здоровью      
Угрозы собственному психологическому благополучию. Отрицательные переживания, связанные с угрозами близким людям        
Угрозы социальному благополучию      

 

Как видно из таблицы 3, обнаружены существенные различия в оценке студентами и взрослыми людьми угроз в настоящем. Стабильным остается оценка опасностей жизни и здоровью в обеих выборках испытуемых (в пределах 60%). У студентов примерно на этом же уровне оцениваются опасности собственному психологическому благополучию и вероятность переживаний, связанных с угрозами близким людям (67% и 66%). Несколько иная картина наблюдается в подгруппе взрослых, работающих людей. Здесь снижается значимость психологических угроз лично в свой адрес (до 46%), однако значительно возрастает оценка собственного дискомфорта, вызванная угрозами близким людям (до 79%). И, если студенты переживают в основном за своих родителей, то у взрослых спектр переживаний расширяется, главным образом, за счет тревоги за будущее своих детей. Почему же происходит снижение значимости угроз психологического типа относительно собственной личности, ведь 75% взрослых, а это практические психологи образования, имеют опыт встречи с такими угрозами? Ответ – прост, они способны с ними справляться, используя методы саморегуляции и выстраивания психологических защит. Опасности же, которые грозят близким людям, непредсказуемы, поэтому многие из них находятся в постоянной тревоге за своих близких. Наиболее существенные различия обнаружены относительно угроз социальному благополучию. В группе психологов боязнь за свою карьеру, остаться без средств к существованию, потерять работу, не состояться как мать и др., более чем в 2,5 раза выше, чем у студентов (71%). Студентов же в основном волнует проблема отчисления, трудности с будущим трудоустройством, создание семьи и т.п.

И ещё один интересный факт обнаружился: и в той, и в другой группе гораздо легче выделяются угрозы жизни и здоровью, чем угрозы психологическому и социальному благополучию. Спектр выделяемых опасностей первого рода, примерно в 2-3 раза шире, чем спектр опасностей второго и третьего рода. В частности, в качестве угроз жизни и здоровью выступают такие, как боязнь нападения, ограбления, изнасилования; собственная смерть. Боязнь заболеть, в том числе СПИДОМ, раком. Опасность войны, нестабильности в мире, боязнь террористических актов. Немаловажную роль играют и природные и техногенные катастрофы, несчастные случаи, ДТП, аварии и другое. Спектр угроз психологического и социального плана не только уже, но и неопределеннее. Например, указываются конфликты, личные неприятности (психологический пласт), или экономический кризис, финансовая нестабильность, проблемы с трудоустройством (социальный пласт).

Тем не менее, как видно из таблицы 3, мы сталкиваемся с парадоксом: постепенно возрастает доля угроз социального плана, хотя в опыте опрошенные испытуемые с ними не сталкивались.

Какой же вывод следует из приведенных результатов исследования, создает ли оно (исследование) предпосылки для конкретизации гипотезы? Да, дает. Она может быть существенно конкретизирована и представлена уже не как гипотеза, а как научно доказанный факт: «В сознании людей понятие «опасность» чаще ассоциируется с угрозами жизни и здоровью. Однако, начиная со старшего подросткового возраста, факторы психологического плана также начинают восприниматься и осознаваться как угроза. Опасности же социального плана идентифицируются как таковые только взрослыми людьми, начиная со студенческого возраста». Реально же угрозы не только жизни и здоровью, но и психологического, и социального содержания способны воспринимать люди разных возрастов, хотя бы на эмоциональном уровне через свои переживания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.