Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сопоставительный анализ особенностей отражения жизненных событий с позиций опасности и безопасности в старшем школьном и студенческом возрасте




 

В предыдущих параграфах настоящей главы мы привели результаты отдельных исследований особенностей представлений и восприятия жизненных событий как угрожающих жизни, здоровью, психологическому и социальному благополучию с учетом возрастных особенностей людей. Было установлено, что чаще всего опасность в сознании репрезентируется как опасность жизни и здоровью. И только начиная со старшего подросткового возраста, жизненные события начинают оцениваться и как опасные для психологического благополучия, а еще позже (у студентов) – как опасные и для благополучия социального. В то же время было установлено, что, начиная с того же старшего подросткового возраста, реально, личность способна дифференцировать события как опасные или безопасные для себя, давать им вероятностную оценку. Это и послужило основанием для более детального комплексного изучения закономерностей отражения учащимися жизненных событий с позиций безопасности для своей личности.

Эмпирическое исследование было осуществлено на контингенте старших школьников и студентах. Испытуемым была предложена большая анкета, состоящая из 18 вопросов, где они должны были выразить свое отношение к событиям школьной и студенческой жизни как реально или потенциально опасных для себя. Оценке подверглись четыре сферы жизнедеятельности: учеба, отношение с педагогами, отношение со сверстниками, отношение с родителями. Содержание анкеты приведено в приложении.

Итак, обратимся к основным результатам исследования. В первую очередь нас интересовали, в каких сферах личность испытывает наибольший дискомфорт и считает их потенциально опасными для своего психологического благополучия. Результаты отражены в таблице 6.

Таблица 6

Сферы возникновения опасных ситуаций (в %)

Варианты ответа* Школьники Студенты   В целом
Учебный процесс      
Отношения с педагогами      
Отношения со сверстниками      
Отношения с родителями      
Не знаю        

* могли быть выбраны несколько сфер

Как видно из таблицы 6, по частоте возникновения неприятных переживаний, опасных ситуаций, первое место и среди школьников, и среди студентов занимает учеба (67%). На втором и третьем местах находятся сферы «Отношения со сверстниками» и «Отношения с родителями», причем они неодинаково представлены в двух возрастных группах: у школьников чаще среди других сфер упоминаются отношения с родителями, у студентов - со сверстниками. Отношение с педагогами как сфера возникновения угроз занимает последнее место. Таким образом, возникает некоторое противоречие: учеба рассматривается как наиболее травмоопасная для психики сфера, а возможный источник травмирования – педагогики – не занимают доминирующего положения в сознании учащихся.

Частота возникновения опасных ситуаций в учебной сфере отражена в таблице 7.

Таблица 7

Частота возникновения опасных ситуаций в учебной сфере (в %)

Варианты ответа Школьники   Студенты   В целом
Часто      
Редко      
Нет      
Не знаю      
Итого      

 

Частота возникновения опасных ситуаций в учебном процессе оценивается представителями обеих возрастных групп одинаково: более половины опрошенных отметило, что такие ситуации возникают редко (63%), около трети школьников (36%) и пятая часть студентов (23%) считают, что такие ситуации возникают в их жизни часто. В целом, можно сказать, что около 90% опрошенных в той или иной степени сталкивались с опасными ситуациями в учебной сфере.

Какие же ситуации респонденты оценивают как опасные? Результаты отражены в таблице 8.

 

 

Таблица 8

Характеристика ситуаций, вызывающих отрицательные переживания в учебной сфере (в %)

Варианты ответа*   Школьники   Студенты   В целом  
  Вызов к доске      
  Не готов к уроку/ семинару      
  Поставили двойку      
  Не готов к контрольной работе      
  Выступление перед большой аудиторией      
  Большой объемом учебной нагрузки -    
  Опоздание на ответственное мероприятие      
  Лень      
  Отсутствие интереса к учебе      
  Увлечение мешает учебе      
  Непонимание учебного материала      
  Отметка ниже ожидаемой      
  Не даешь списать вопреки ожиданиям окружающих      
  Отсутствие помощи сверстников на контрольной      
  Окружающие считают неспособным к учебе      
  Свой вариант      

* могли быть выбраны несколько вариантов

Как видно из таблицы 8, в обеих группах испытуемых на первом месте стоит ситуация, связанная с опасением вызова для ответа при недостаточной подготовке к занятию (45% школьников и 35% студентов). В то же время, среди двух групп испытуемых выявлены различия относительно частоты выбора опасных ситуаций, связанных с учебой: если в группе студентов чаще выбирался вариант ответа «выступление перед большой аудиторией», то у школьников на первом месте стоит «получение двойки». Можно предположить, что если у школьников невозможность ответа связывается именно с опасностью получить неудовлетворительную отметку, то для студентов страшнее показать свою несостоятельность на публике. Публичное выступление оценивается как опасная ситуация и 28% школьников, наряду с таким вариантом как лень (32%). Для студентов опасными ситуациями являются большой объем учебной нагрузки (31%) и опоздание на ответственное мероприятие (23%).

Обратимся теперь к сфере взаимодействия старшеклассников и студентов с педагогами. Частота возникновения напряженных ситуаций во взаимодействии с педагогами отражена в таблице 9.

Таблица 9

Частота возникновения напряженных ситуаций в сфере взаимодействия с педагогами (в %)

Варианты ответа Школьники   Студенты   В целом  
Часто      
Редко      
Нет      
Не знаю      
итого      

 

В сфере отношений с педагогами по оценке испытуемых опасные ситуации возникают несколько реже, чем в процессе учебы. Особенно это различие видно у студентов. Наиболее встречающимся ответом в обеих группах является вариант «редко» (48% в целом по выборке), на втором месте – вариант «нет» - так считают 30% школьников и 39% студентов. В целом, с опасными ситуациями при общении с педагогами сталкиваются около половины опрошенных (53%). Вариант «часто» встречается ощутимо реже по сравнению со сферой «учеба».

Какие же ситуации во взаимодействии с педагогами учащиеся оценивают как психологически опасные? Результаты отражены в таблице 10.

 

Таблица 10

Опасные ситуации в сфере отношений с педагогами (в %)

 

Варианты ответа*   Школьники   Студенты   В целом  
  Низкий балл/ отметка      
  Критика преподавателя в присутствии сверстников      
  Разговор на повышенных тонах, физическая угроза      
  Угроза жалобы родителям/ угроза отчислением      
Предвзятое отношение со стороны педагога -    
  Насмешки со стороны педагога      
  Запрет на свое мнение      
  Заставляют делать то, что не входит в твои планы      
  Стремление завалить (спрашивает на каждом занятии)      
  Отказ в учете личности, индивидуальных особенностей      
  Наказание (удаление из класса/ невозможность получить допуск к зачету, экзамену)      

* могли быть выбраны несколько вариантов

В сфере отношений с педагогами одинаково опасными для представителей обеих возрастных групп оказались ситуации, связанные с получением неудовлетворительной отметки (33% и 44%). Для школьников такой же по значимости является ситуация, когда педагог критикует их в присутствии сверстников (33%). Для студентов на втором месте стоит предвзятое отношение педагога, далее – отказ в учете педагогом индивидуальных особенностей (20%), критика в присутствии сверстников и разговор на повышенных тонах (что также является проявлением неуважения к личности учащегося) (по 18%). Для школьников также психологически опасны ситуации, в которых идет унижение их личности: запрет на свое мнение (33%), насмешки со стороны педагога (30%), отказ в учете индивидуальных особенностей (25%), и т.п. Кроме того, для детей опасными представляются ситуации, когда их заставляют что-то делать против их желания (20% школьников) и опрос (предвзятый) на каждом уроке (23%).

Кого же опасаются учащиеся – одного педагога, нескольких или никого? Результаты отражены в таблице 11.

Таблица 11

Количество педагогов, вызывающих ощущение опасности (в %)

 

Варианты ответа Школьники   Студенты   В целом  
Один   21  
Несколько      
Нет      
Не знаю      
Итого      

 

В целом среди опрошенных наиболее частыми являются ответы, свидетельствующие об отсутствии педагогов, вызывающих чувство опасности (41% в целом по выборке). В то же время, если в группе студентов вторым по частоте является вариант ответа «один педагог» (21%), то в группе школьников - вариант ответа «несколько» (30%). Данные результаты позволяют предположить, что если в студенческом возрасте ситуации опасности в отношениях с педагогом обусловлены определенными личностными особенностями педагога и/или студента, то в школе это может быть связано как раз с недостатком опыта выстраивания конструктивного взаимодействия с взрослыми.

Таблица 12

Характер опасности в отношениях с педагогами (в %)

 

Варианты ответа Школьники   Студенты   В целом  
Напряженность во взаимодействии с педагогам обусловлена его авторитетом      
Опасность связана с предвзятым отношением педагога ко мне      
Итого      

 

Как видно из таблицы 12, у школьников, испытывающих ощущение опасности в отношениях с педагогами, большинство объясняет свои переживания авторитетом педагога. В группе же студентов несколько чаще встречаются испытуемые, которые расценивают опасность как проявление предвзятого отношения педагога (28%).

Какие же действия и поведенческие паттерны педагога в наибольшей степени вызывают опасения? Результаты отражены в таблице 13.

Таблица 13

Характер действий педагога, вызывающего ощущение опасности (в %)

Варианты ответа* Школьники   Студенты   В целом  
  Относится ко мне строже, чем к другим      
  Неприятен своим внешним видом      
  Занижает мне отметки/ рейтинговые баллы      
  Жалуется на меня родителям   -  
  Постоянно делает мне замечания      
  Спрашивает, когда я не готов      
  Часто унижает меня      
  Ругает меня в присутствии одноклассников      
  Наказывает чаще, чем других   -  
  Критикует мой внешний вид      
  Никогда не выслушивает моего мнения      
  Обвиняет в том, чего я не делал   -  
  Не доверяет мне важное дело      
14ш Может меня ударить   -  
  Пренебрегает мною      

* могли быть выбраны несколько вариантов

При оценке того, в чем выражается предвзятое отношение педагога, школьники отмечают, что чаще всего это выставление заниженных отметок (40%), проявление излишней строгости, предъявление неоправданных обвинений, стремление «подловить»; такой педагог неприятен им своим внешним видом, манерами и т.д. (по 27%). Другими словами, ощущение опасности связано с ожиданием со стороны педагога какой-то несправедливости, неприятности. У студентов картина несколько иная: на первом месте стоит пренебрежение со стороны педагога (54%), на втором – негативная внешняя оценка педагога (36%), на третьем – несправедливые отметки и повышенная строгость (27%). Можно предположить, что в отношениях с преподавателями студентом более важно наличие контакта и признание педагогом личности студента.

Следующая сфера, где возможно возникновения психотравмирующих ситуаций – отношение со сверстниками. Частота возникновения психологически опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками отражена в таблице 14.

 

 

Таблица 14

Частота возникновения опасных ситуаций в сфере отношений со сверстниками (в %)

Варианты ответа Школьники   Студенты   В целом  
Часто      
Редко      
Нет      
Не знаю      
Итого      

 

Как видим, ситуация в целом благоприятная. Треть испытуемых отмечает, что у нее вообще не возникает проблем со сверстниками, и только 5% в целом указывает, что такие ситуации возникают часто. Более половины респондентов отмечают, что, если такие ситуации и встречаются, то достаточно редко. Тем не менее, мы продолжили исследование и проанализировали, что же является опасными ситуациями во взаимодействии со сверстниками. Результаты отражены в таблице 15.

Таблица 15

Опасные ситуации в сфере отношений со сверстниками (в %)

Варианты ответа* Школьники   Студенты   В целом  
  Распускают слухи      
  Унижают достоинство      
  Не прислушиваются к мнению      
  Бойкот      
  Безразличие      
  Предательство      
  Насмешки      
  Общаются в зависимости от выгоды      
  Невольный свидетель драки      
  Выставляют в невыгодном свете      
  Жалуются родителям   -  
  Требование подчинения      

* могли быть выбраны несколько вариантов

Интересно отметить, что в отношении опасных ситуаций в сфере «Отношения со сверстниками» среди групп двух возрастов практически не выявлено различий по наиболее предпочитаемым в выборке ответам. Самой опасной ситуацией и школьники, и студенты считают распространение слухов о себе (30% в целом), на втором месте стоит предательство (29% по всей выборке) и общение из-за личной выгоды (24% у студентов); последняя ситуация вышла на третье место у школьников, наряду с безразличием со стороны сверстников (17%), а у студентов на третьем месте по частоте выборов – ситуации, когда к их мнению не прислушиваются (22%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что умение отстаивать свое достоинство и противостоять внешнему давлению в группе сверстников – одна из важнейших задач формирования безопасного типа личности (в сфере общения со сверстниками).

Таблица 16

Количество сверстников, вызывающих ощущение опасности (в %)

Варианты ответа Школьники Студенты   В целом
Один      
Несколько      
Нет      
Не знаю      
Итого      

 

Результаты показывают, что количество сверстников, вызывающих ощущение опасности, невелико в обеих возрастных группах – подавляющее большинство ответило, что таких сверстников в их окружении нет. В то же время, среди школьников такие сверстники встречаются в 23% случаев («несколько» и «один»), тогда как у студентов – около 8%. В целом с такими сверстниками сталкиваются 14 % опрошенных. Сопоставление данных результатов с результатами в сферах отношений с родителями и педагогами показывают, что, вероятно, педагоги гораздо чаще представляют для ребенка угрозу, нежели сверстники. Но степень опасности для личности может быть разная (в сфере общения со сверстниками наблюдается большее единодушие в ответах).

 

Таблица 17

Характер опасности в отношениях со сверстниками (в %)

Варианты ответа Школьники   Студенты   В целом  
Признание авторитета сверстника      
Опасность связана с предвзятым отношением сверстника      
Итого      

 

Как школьники, так и студенты чаще связывают свое ощущение опасности при общении со сверстником с предвзятым отношением с его стороны. Различий по этому показателю практически нет. Это может говорить о том, что независимо от возраста в группе испытуемых существуют проблемы как в способности к правильному восприятию сверстника, так и в выработке способов конструктивного взаимодействия с ним.

Таблица 18

Характер действий сверстника, вызывающего ощущение опасности (в %)

Варианты ответа* Школьники   Студенты   В целом  
  Неприятен внешне      
  Оскорбляет в присутствии других      
  Вымогательство      
  Подговаривает других, чтобы не общались      
  Подставляет      
  Угроза физическая      
  Слухи      
  Игнорирование      
  Не считает за человека      
  Натравливает других      
  Насмешки      
  Заставляет употреблять алкоголь, наркотики      

* могли быть выбраны несколько вариантов

Как видно из таблицы 18, сверстник-школьник, вызывающий ощущение опасности, обладает большим числом характеристик по сравнению со сверстником-студентом. Если для студентов наиболее значимым оказывается внешний вид такого сверстника (67%), то для школьников кроме этого фактора важны такие действия «опасного сверстника» как игнорирование (25%), распространение слухов (25%), насмешки (25%), унижение личного достоинства (25%) и ряд др.

И, наконец, рассмотрим последнюю сферу, где могут возникать напряженные ситуации у школьников и студентов – это взаимодействие с родителями. Частота возникновения опасных ситуаций во взаимодействии с родителями отражена в таблице 19.

Таблица 19

Частота возникновения опасных ситуаций в сфере отношений с родителями (в %)

Варианты ответа Школьники   Студенты   В целом  
Часто      
Редко      
Нет      
Не знаю      
Итого      

 

В сфере отношений с родителями опасные ситуации возникают примерно в стольких же случаях, как и со сверстниками. Половина опрошенных обеих возрастных групп указали на то, что в их жизни опасные ситуации в данной сфере возникают редко, не сталкивались с такими ситуациями 20% школьников и 32% студентов. В то же время по количеству ответов «часто» данная сфера стоит на втором месте после сферы «учеба». То есть, отношения с родителями чаще связываются с состоянием опасности, нежели отношения с педагогами и сверстниками.

Какие же ситуации во взаимодействии с родителями вызывают наибольшее напряжение? Результаты отражены в таблице 20.

Таблица 20

Опасные ситуации в сфере отношений с родителями,

родственниками (в %)

Варианты ответа* Школьники   Студенты   В целом  
  Ругает или наказывает за плохую учебу      
  Ругает или наказывает за плохое поведение      
  Ругает или наказывает за лень и неорганизованность      
  Заставляют выполнять работу по дому      
  Не хотят разговаривать      
  Игнорируют твое мнение      
  Не позволяют долго гулять/ посещать различные мероприятия      
  Запрещают дружить со сверстниками, которые им не нравятся      
  Не дают заниматься любимым делом      
  Не интересуются твоими делами      
11с Жестко контролируют твое свободное время -    
  Говорят, что ты еще маленький и ничего не понимаешь в жизни/ не готов к принятию ответственных решений      
  Обвиняют в том, что ты ни к чему не приспособлен      
  Требуют полного подчинения и послушания      
  Не дают денег и не покупают то, что ты хочешь      

* могли быть выбраны несколько вариантов

Опасные ситуации в отношениях с родителями (близкими) в обеих группах выбраны примерно одинаково. Ведущие места у школьников занимают такие ситуации как «родитель ругает за плохую учебу, лень и неорганизованность» (по 31%), обвинения в том, что ни на что не способен (24%), а также когда «не интересуются твоими делами» (20%) и «говорят, что ты еще маленький» (20%). В группе студентов несколько меняется соотношение названных ситуаций (в соответствии с частотой выбора). На первом месте ситуация «мне говорят, что я не готов к принятию ответственных решений», на втором – «ругают за лень и неорганизованность» (22%) и «обвиняют в том, что ты ни к чему не способен» (21%). К этому еще добавляется ситуация «игнорирование мнения» (18%).

Таким образом, опасные ситуации в отношениях с родителями вызваны неспособностью студентов и школьников к временной и смысловой организации своей жизни, отсутствием навыков построения жизненной перспективы, целеполагания и/или неумением проявить эти навыки при общении с близкими взрослыми. Возможно, сами взрослые не создают достаточно условий для формирования и проявления данных компетенций у своих детей, демонстрируя им недоверие к их способностям и возможностям. В связи с этим в качестве одной из задач формирования безопасного типа личности может стоять развитие у взрослых (родителей и близких) необходимых качеств и навыков общения с детьми, которые способствовали бы формированию у них внимания и доверия своим чувствам (и ощущениям), способности осознавать и защищать свои личностные границы и границы другого и др.

Таблица 21

Количество родственников, вызывающих ощущение опасности (в %)

Варианты ответа Школьники   Студенты   В целом  
Один      
Несколько      
Нет      
Не знаю      
Итого      

 

По мнению большинства опрошенных, в их жизни нет родственников, вызывающих чувство опасности: так считают 67% школьников и 73% студентов. Число респондентов, в чьей жизни такие люди присутствуют, примерно одинаково в обеих возрастных группах – это 26% школьников и 24% студентов.

Обратимся к результатам исследования характера возможных опасностей с родственниками. Данные отражены в таблице 22.

Таблица 22

Характер опасности в отношениях с родственниками (в %)

Варианты ответа Школьники   Студенты   В целом  
Напряженность связана с авторитетом родственника      
Опасность связана с предвзятым отношением родственника ко мне      
Итого      

 

Интересно отметить, что школьники чаще связывают негативные эмоции (страх) в общении с взрослым с его авторитетом, тогда как студенты относительно чаще указывают на предвзятое отношение такого взрослого. Тем не менее, индекс «предвзятости» в целом достаточно высок, что наводит на определенные размышления, которые мы изложим позже.

Таблица 22




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.