Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности отношения людей к опасностям




Резюме

Корреляционный анализ взаимосвязей факторов, характеризующих особенности отражения старшими школьниками и студентами жизненных событий с позиций безопасности

 

Проведенный в предыдущем параграфе количественный анализ является важной, но недостаточной составляющей для ответа на вопрос о специфики и закономерностях отражения личностью жизненных событий с позиций опасности или безопасности. В таких случаях всегда возникает другой вопрос, а как связаны эти факторы между собой, какова вероятность, что личность, выбирающая в качестве значимой сферу учебной деятельности, будет реагировать на трудности взаимодействия со сверстниками или родителями? Чтобы снять все эти возникающие вопросы, мы провели корреляционный анализ, отдельно для контингента старших школьников и отдельно для студентов. В результате выявились как общие, так и специфические закономерности, которые мы и излагаем в настоящем разделе главы.

Обратимся вначале к описанию выявленных взаимосвязей у школьников. Предварительно рассмотрим особенности отражения ситуации школьной жизни старшеклассниками-юношами и старшеклассницами-девушками. Результаты отражены на рисунке 5.

 

Рис. 5. Особенности отражения ситуаций школьной жизни

юношами и девушками

Примечание: сплошная линия – положительная связь у юношей; пунктирная линия – положительная связь у девушек; обозначения: ю/д – юноши/девушки; 4 – тревожный тип реагирования, 9 – потребность в избегании неприятностей, 29 – учитель отказывается видеть личность, 33 – частота возникновения неприятных ситуаций со сверстниками, 37 – предательство друзей, 38 – сверстник общается только в том случае, если видит в этом выгоду, 44 – родители ругают за плохую учебу, 46 – родители заставляют выполнять работу по дому, 47 – обвинение родителей в неприспособленности к жизни.

 

Приведенные данные на рисунке 5 хорошо иллюстрируют тот факт, что у юношей обнаружено всего две положительные связи, кардинально отличающие их от девушек. Это «учитель отказывается видеть личность» и «родители ругают за плохую учебу». Остальные факторы, характерные для девушек, их не особо волнуют. Таким образом, источником тревожных переживаний для них является непризнание взрослым, конкретно учителем, их личности, и определенное раздражение вызывают нотации родителей по поводу учебы и успеваемости. Иная картина наблюдается у старшеклассниц, их волнует несколько другие проблемы, прежде всего, проблемы, связанные с взаимоотношением со сверстниками. У них гораздо чаще, чем у юношей, актуализируется потребность в избегании неприятностей и, как следствие этого, стремление преувеличить значение опасностей (тревожный тип реагирования). Они полагают, что у них нередко возникают напряженные ситуации со сверстниками, обусловленные эгоизмом и предательством друзей, а также трения с родителями, особенно их обижают и травмируют обвинения родителей в неприспособленности к жизни.

Аналогичным образом рассмотрим корреляционные связи между факторами, характеризующими опасные ситуации в сферах учебной деятельности, отношениях со сверстниками, учителями и родителями. Результаты отражены на рисунке 6.

Рис. 6. Корреляционные взаимосвязи факторов в сферах учебной деятельности, отношений со сверстниками, учителями и родителями у старших школьников

Примечание: 10 – сфера учебной деятельности; 11 – сфера отношений с учителями; 12- сфера отношения со сверстниками, 13 – сфера отношения с родителями; 14 – частота возникновения опасных ситуаций, связанный с учебой; 15 – вызов к доске; 20 – пропал интерес к учебе; 23 – неудовлетворительная отметка; 24 - учитель критикует в присутствии сверстников; 25 – учитель унижает личностное достоинство; 32 – предвзятое отношение учителя; 33 – частота возникновения неприятных ситуаций со сверстниками; 34- боязнь обсуждения и распускания слухов со стороны сверстников; 36 –безразличное отношение сверстников; 37 – предательство друзей; 43 – частота возникновения неприятных ситуаций с родителями; 44 - родители ругают и наказывают за плохую учебу.

 

Как хорошо видно из рисунка 6, сферы учебной деятельности и отношения со сверстниками связаны отрицательной корреляционной зависимостью. Это означает, что школьники, которые считают, что основные их трудности и проблемы, возникающие у них, связаны с учебой, полагают, что у них нет таких проблем с друзьями. И, наоборот, кто испытывает трудности во взаимодействии со сверстниками, не выделяют сферу учебы как опасную для себя. Обращает внимание на себя тот факт, что старшеклассники, которые свои трудности и проблемы видят в учебной деятельности, не утратили интереса к учебе и родители не ругают их за плохую успеваемость (отрицательная корреляционная зависимость), то есть учатся они неплохо и имеют соответствующую мотивацию. Что же их беспокоит и тревожит? Как это не банально, однако основные переживания связаны с желанием не получить плохую отметку, для них до сих пор неприятной является ситуация опроса и вызова к доске. Другими словами, для таких учащихся больше всего волнует ситуации потери своего реноме, оказаться несостоятельными, не добиться тех результатов, к которым они привыкли.

Школьники, которые выделяют для себя как потенциально опасную сферу взаимодействия со сверстниками, больше всего опасаются безразличного отношения к себе и предательства друзей. Указывая на тот факт, что у них возникают достаточно часто напряженные ситуации со сверстниками, по всей видимости, они уже имели негативный опыт такого взаимодействия, с чем и связаны их переживания.

Те учащиеся, для которых опасными являются ситуации взаимодействия с учителями, прямо указывают, что у них пропал интерес к учебе, для них крайне неприятной является ситуация постоянной их критики со стороны педагогов в присутствии сверстников. По всей вероятности, это приводит и к частым конфликтам с родителями, которые ругают и наказывают за плохую учебу.

Старшеклассники, выделяющие сферу отношений с родителями как основную с позиций реальной и потенциальной опасности для себя, отмечают, что учителя унижают их достоинство и предвзято относятся к ним из-за их успеваемости, в результате чего родители и ругают за плохую учебу. Они же больше всего опасаются предательства друзей. Таким образом, натянутые отношения с родителями обусловлены, вероятно, учебными неуспехами, жалобами учителей, что осложняется не всегда безоблачными отношениями и с друзьями.

Обратимся теперь к результатам, полученным на контингенте студентов, проанализировав в начале корреляционные связи между факторами, характеризующими психологически опасные ситуации в сферах учебной деятельности, отношениях со сверстниками, преподавателями и родителями. Результаты отражены на рисунке 7.

Рис. 7. Корреляционные взаимосвязи факторов в сферах учебной деятельности, отношений со сверстниками, учителями и родителями у студентов

Примечание: 9 – сфера учебной деятельности; 10 – сфера отношений с преподавателем; 11 – сфера отношений со сверстниками; 12 – сфера отношений с родителями; 14 – иногда возникают опасные ситуации, связанные с учебой; 6 – потребность в обеспечении будущего; 8 – потребность в избегании неприятностей; 16 – ситуации вызова преподавателем; 17 – страх быть опрошенным, будучи не готовым к занятиям; 20 – ситуации выступления перед аудиторией; 32 – наличие преподавателей, которых следует опасаться; 35 - авторитет преподавателя; 37 - частота конфликтов со сверстниками; 40 – боязнь обсуждения и распускания слухов со стороны сверстников; 42 – предательство друзей; 43 – общение сверстника из-за выгоды.

Как видно из рисунка 7, на контингенте студентов получены данные, которые имеют как общие, так и различные моменты, по сравнению со старшеклассниками. Общим является тот факт, что сферы учебной деятельности и отношения со сверстниками связаны отрицательной корреляционной зависимостью. То есть, так же, как и школьники, студенты, испытывающие трудности в учебной деятельности, не испытывают таковых со своими друзьями, и наоборот. В то же время, если у школьников обнаружились положительные и отрицательные связи сфер взаимодействия с учителями и родителями с другими факторами, то у студентов таких зависимостей не обнаружено. Но, это не означает, что данные сферы не имеют значения для студентов. Как видно из приведенного рисунка и последующего (рис. 8), эти связи обнаружились между конкретными показателями взаимоотношений с преподавателями и родителями.

Итак, те испытуемые, которые выделяют сферу учебы как потенциально опасную для себя, отмечают, что у них иногда возникают опасные ситуации, связанные с учением. Однако если у школьников они связаны с боязнью получения неудовлетворительной оценки и вызова к доске, то у студентов – с боязнью преподавателей. Попутно следует отметить, что те студенты, которые ориентированы на будущее такого страха не испытывают и признают объективный авторитет преподавателей. Здесь же выявлены еще две зависимости, напрямую не связанные с выделением учебной деятельности как потенциально опасной для себя и, скорее всего, описывают некоторые личностные характерологические особенностей некоторых студентов. Так потребность в избегании неприятностей напрямую оказалась связанной со страхом быть спрошенным на семинаре, будучи не готовым к занятиям, а «вызов к доске» - с боязнью выступать перед аудиторией.

Что касается сферы взаимодействия со сверстниками, то здесь выявлены примерно такие же закономерности, как и старшеклассников. Прежде всего, они боятся распускания о себе слухов, а конфликты со сверстниками связаны с предательством друзей и общением с человеком только из-за какой-то выгоды.

 

В сознании людей понятие «опасность» чаще ассоциируется с угрозами жизни и здоровью. Однако, начиная со старшего подросткового возраста, факторы психологического плана также начинают восприниматься и осознаваться как угроза. Опасности же социального плана реально идентифицируются как таковые только взрослыми людьми, начиная со студенческого возраста». Реально же угрозы не только жизни и здоровью, но и психологического, и социального содержания способны воспринимать люди разных возрастов, хотя бы на эмоциональном уровне через свои переживания»

Оценка своей готовности к встрече с опасностями детерминирована возрастными особенностями людей, и существенно различается в младшем школьном и подростковом возрасте, а также у взрослых людей. В то же время, даже высоко оценивая в ряде случаев свою готовность справиться с трудностями (прежде всего, это дети), люди чаще всего испытывают замешательство, растерянность, сталкиваясь с жизненными невзгодами и проблемами, несущими в себе негативный заряд. Надеются на помощь других людей или на «лечебный эффект времени» («время – лечит»).

Начиная с подросткового возраста, развивается способность к классификации различных событий с позиций опасности или безопасности для своей жизни, здоровья, психологического и социального благополучия и формируются механизмы вероятностной их оценки. Большинство учащихся способно дифференцированно оценивать такие события в зависимости от их негативной значимости для себя. В одних случаях даже при незначительной вероятности наступления события они испытывают тревогу и беспокойство, в других – такая вероятность должна быть достаточно высокой. Однако имеются и такие, у кого этот механизм еще не развит.

Исследование показало, что в целом уровень психологического благополучия обследованного контингента молодежи удовлетворительный. Как видно из приведенных данных, основные опасения у молодых людей вызывает учеба, с которой связаны далеко не всегда приятные переживания. Сфера отношений с родителями и сверстниками отступает на второй план, не становясь при этом менее значимой. В сфере учебной деятельности неприятные переживания вызывают неподготовленность к урокам или семинарским занятиям, а у школьников на первое место выдвигается боязнь получить неудовлетворительную отметку. Боязнь получить «двойку» связывается в сознании у учащихся с предвзятостью учителя, а у студентов еще и с опасением критики в присутствии однокурсников. В отношениях со сверстниками и школьники, и студенты больше всего опасаются распускания слухов, предательства друзей и предвзятого мнения. Во взаимодействии с родителями молодых людей больше всего обижает обвинения в безответственности и неприспособленности к жизни, порицания за плохую учебу, лень и неорганизованность. Серьезные опасения также вызывает неадекватное поведение родителей или близких родственников, выражающееся в пьянстве и скандалах, оскорблениях и унижениях, распускании слухов.

Проведенный корреляционный анализ подтвердил эти выводы. Выявлена специфика восприятия школьной жизни у старшеклассников-юношей и старшеклассниц-девушек. Были выявлены некоторые общие закономерности. В частности, сферы учебной деятельности и отношения со сверстниками связаны отрицательной корреляционной зависимостью. То есть, как и школьники, так и студенты, испытывающие трудности в учебной деятельности, не испытывают таковых со своими друзьями, и наоборот. Кроме того, опасности в учебе у школьников связываются с самим фактом, например, ответа у доски и получения неудовлетворительной оценки, а у студентов – с боязнью преподавателя. Что касается сферы взаимодействия со сверстниками, то школьники и студенты опасаются распускания о себе слухов и предательства друзей.

Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.