КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика типов отношения к опасностям
Обобщенная характеристика типов отношения к опасностям школьников и студентов Исследование взаимосвязей выбора способов реагирования в ситуациях опасности, сензитивности к угрозам, потребностей в безопасности с особенностями отражения школьниками и студентами жизненных событий Проблема, обозначенная в заглавии настоящего параграфа может быть решена двумя способами: с использованием таблиц, с применением методов математической статистики, в данном случае корреляционного анализа. Если бы перед нами стояла задача, установить взаимосвязи между отдельными параметрами отношения к опасностям: сензитивностью, выбором способов реагирования в ситуациях опасности, потребностями в безопасности, достаточно было бы использовать табличный способ. Однако мы поставили задачу, выявить взаимосвязи не только между указанными переменными, но и всеми другими, характеризующими особенности отражения школьниками и студентами жизненных событий. Поэтому предпочтение было отдано корреляционному анализу с использованием дихотомического коэффициента корреляции. Он, может быть, и не в состоянии выявить всех нюансов взаимосвязей, но наиболее существенные и значимые зависимости способен обнаружить. Результаты такого анализа применительно к учащимся старших классов представлены на рисунке 8.
Рис.8 Взаимосвязь сензитивности и типов реагирования в ситуациях угрозы с содержательными характеристиками отношения к опасностям у школьников Примечание: Д – девочки; С – сензитивность к угрозам; А – адекватный тип реагирования; Т – тревожный тип реагирования; И – игнорирующий тип реагирования; 8 – потребность в упрочнении своего положения; 9 – потребность в избегании неприятностей; 11 – сфера отношений с учителем; 13 – сфера отношений с родителями; 18 – боязнь выступать перед аудиторией; 19 – лень; 20 – пропал интерес к учебе; 25 – учитель унижает достоинство; 29 – учитель отказывается видеть личность; 30 – боязнь учителя; 31 – боязнь учителя обусловлена его авторитетом; 33 – частота возникновения неприятных ситуаций со сверстниками; 36 – безразличное отношение сверстников; 41 – авторитет сверстника; 43 – частота конфликтов с родителями; 46 – родители заставляют выполнять работу по дому; 47 – родители обвиняют в неприспособленности к жизни.
Приведенные данные достаточно иллюстративны и хорошо описывают особенности взаимосвязи сензитивности, типов реагирования в ситуациях угроз с различными факторами жизнедеятельности школьников. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что сензитивность обнаруживает отрицательную связь со всеми субъектами взаимодействия. То есть сензитивные к опасностям школьники не испытывают проблем взаимодействия с учителями, со сверстниками и с родителями. Более того, именно сензитивные учащиеся чаще всего способны к выбору адекватных способов реагирования в ситуациях угрозы. В то же время у них в достаточной мере выражена потребность в избегании неприятностей (особенно у девочек). Способность к адекватному реагированию в ситуациях опасности, кроме сензитивности, положительно коррелирует с потребностью упрочить свое положение и признанием авторитета сверстников, с которыми общается личность. При этом обнаруживается отрицательная взаимосвязь с боязнью выступать перед аудиторией. Таким образом, адекватный сензитивный тип отношения к опасностям следует признать оптимальным. Такие школьники способны избегать неприятностей во всех сферах взаимодействия с социальным окружением, достаточно уверенны в себе, у них оптимально сочетаются потребности в избегании неприятностей и в самоутверждении. Школьники тревожного типа реагирования обнаружили всего две положительные и одну отрицательную связь. Желание преувеличивать значение опасностей, то есть осторожность, приводит к тому, что у них нет проблем во взаимодействии с родителями. Учитель же для них – непререкаемый авторитет, его требования воспринимаются как данность, не вызывающая сомнения, сопровождаемая некоторыми сомнениями в возможности не соответствовать им. Это и порождает некоторый страх перед взрослым, конечно же, часто преувеличенный, и некоторое поклонение авторитету. Наибольший интерес вызывают учащиеся игнорирующего типа реагирования. Как мы помним, это школьники, преуменьшающие значение угроз, бравирующие своей смелостью (или иногда глупостью). Однако, как видим из полученных результатов, такое отношение к опасностям имеет под собой вполне объяснимые причины. Во-первых, они признаются в лени, нежелании выполнять свои обязанности ученика, в частности, готовить домашние задания, свою лень они объясняют тем, что полностью пропал интерес к учебе. Во-вторых, полагают, что учителя предвзято относятся к ним, то есть унижают достоинство и отказываются видеть личность. В-третьих, родители обвиняют в неприспособленности, да еще в придачу заставляют выполнять определенные обязанности по дому. Более того, ситуация осложняется далеко не безоблачными отношениями со сверстниками. То есть вырисовывается вполне определенный тип личности человека, которые игнорирует опасности, не желает прикладывать усилия для достижения целей и считает, что к нему педагогики и родители относятся предвзято. Интересно отметить, что игнорирующий тип реагирования может быть как у мальчиков, так и у девочек. Аналогичным образом представим результаты, полученные у студентов (рис. 9).
Рис. 9. Взаимосвязь сензитивности и типов реагирования в ситуациях угрозы с содержательными характеристиками отношения к опасностям у студентов
Примечание: С – сензитивность; А – адекватный тип; Т – тревожный тип; И – игнорирующий тип; 14 – частота возникновения опасных ситуаций, связанных с учебой; 26 частота возникновения ситуаций, связанных с преподавателем; 28 – страх получения неудовлетворительной отметки; 29 – предвзятое отношение преподавателя; 30 - отказ преподавателя видеть личность; 32 – наличие преподавателей, которых следует опасаться; 46 – частота конфликтов с родителями; 49 – родители игнорируют мнение; 50 – родители обвиняют в безответственности; 51 – обвинения родителей в неприспособленности к жизни; 52 – наличие родственников, которых студент опасается; 54 – страх перед родственником обусловлен его авторитетом.
Из приведенного рисунка 9 хорошо видно, что здесь также получены как общие, так и различные связи, по сравнению со старшеклассниками. Общим является тот момент, что сензитивность к опасностям оказалась положительно связаны со способностью личности выбирать адекватные способы реагирования в ситуациях опасности, тем самым эффективно ограждать себя от возможных стрессов и неприятностей. Поэтому у студентов адекватного типа практически нет проблем в сфере учебной деятельности. Наиболее интересные и многообразные связи получены у студентов тревожного типа реагирования, то есть у людей, которые явно преувеличивают опасности психологического плана. Старшеклассники данного типа просто боятся учителя, что обусловлено его объективным авторитетом, а не какими-то сверхтребованиями и «привязками» к личности. Студенты же описываемого типа, указывая на высокую частоту возникновения конфликтов с преподавателями, нередко надуманную, связывают свои опасения с вероятностью получения плохой оценки на экзамене, и объясняют это предвзятым мнением преподавателей, их нежеланием считаться с личностью студента. Такая вероятность приводит к конфликтам с родителями, которые, по мнению представителей данного типа, обвиняют их в безответственности и не желают считаться с мнением. Понятно, что в силу специфики типа, такие страхи во многом являются вымышленными и только накаляют обстановку, дезорганизуют деятельность. Что касается игнорирующего типа реагирования, то здесь тенденция к преуменьшению опасностей переживается как конфликт не с преподавателями, в отличие от старшеклассников, а в большей степени с родителями. В данном случае, по мнению испытуемых этого типа, родители обвиняют их в неприспособленности к жизни. Кроме того, переживания осложняются тем, что в их семье есть авторитетные родственники, перед которыми эти студенты испытывают некоторую напряженность. Итак, если кратко резюмировать все сказанное в настоящем подразделе, то можно констатировать тот факт, что своеобразие отношения к опасностям обусловлено многими факторами и не возникает на пустом месте. В то же время проведенное исследование со всей очевидностью иллюстрирует тот факт, что наличие сензитивности к угрозам и способность к выбору адекватных способов реагирования в ситуациях опасности являются непременными психологическими условиями становления безопасного типа личности.
В предыдущем разделе мы попытались дать детальную и развернутую характеристику различных взаимосвязей сензитивности, способов реагирования в ситуациях угрозы и содержательных параметров отношения к опасности. Однако проведенный анализ не дает нам возможности сделать выводы о индивидуально-типических особенностях отношения к опасностям школьников и студентов. В соответствии с эти возникает ряд вопросов. Во-первых, каковы логические основания выделения типических особенностей отношения к опасностям. Во-вторых, какими психологическими характеристиками отличаются эти типы. Как следует из предыдущего содержания, в качестве логического основания для выделения типов отношения к опасностям нами выделены два основания: сензитивность к угрозам и выбор способов реагирования в ситуациях опасности: адекватный, тревожный, игнорирующий и неопределенный. В итоге возможно существование 8 типов отношения людей к опасностям: адекватный-сензитивный; адекватный – с пониженной сензитивностью, тревожный - сензитивный, тревожный – с пониженной сензитивностью, игнорирующий - сензитивный, игнорирующий – с пониженной сензитивностью, неопределенный - сензитивный и неопределенный – с пониженной сензитивностью. Количественная представленность этих типов у старших школьников и студентов отражена в таблице 27.
Таблица 27 Типы отношения к опасностям (в %)
Приведенные в таблице 27 данные достаточно показательны. В старшем школьном возрасте у 30% испытуемых еще не сформировался однозначный тип реагирования в ситуациях опасности, они либо не знают, как нужно поступать в той или иной обстановке, либо выбирают разные, иногда противоречивые, способы реагирования. При этом преобладает неопределенный – с пониженной сензитивностью тип. Достаточно высок процент (36%) игнорирующего типа, где игнорирующий – с пониженной сензитивностью тип доминирует (27%). Адекватные способы реагирования в ситуациях опасности выбирают всего 23% школьников, причем адекватный - сензитивный – составляет всего 11%. Реже других у данной возрастной категории встречается тревожный тип (сензитивный – 6%, с пониженной сензитивностью – 5%), то есть связанный с преувеличением значения опасностей. Иная картина наблюдается у студентов. Здесь адекватный тип отношения к опасностям в сумме составляет 49%, хотя процент испытуемых сензитивных к угрозам не так и велик, как хотелось бы, и составляет 24%. Заметно возрастает число тревожных – с пониженной сензитивностью студентов (14%), несколько снижается количество людей с неопределенным – с пониженной сензитивностью типом отношения, и существенно уменьшается число студентов игнорирующего типа (игнорирующий – сензитивный – 2%, игнорирующий – с пониженной сензитивностью – 5%. Обращает на себя внимание и тот факт, что 9% испытуемых демонстрирует высокую сензитивность при неопределенном способе реагирования в угрожающих ситуациях, что также требует объяснения и интерпретации. Попытаемся теперь дать некоторую обобщенную психологическую характеристику выделенных типов отношения к опасностям. С этой целью проведем сравнительный анализ различий, обнаруживающихся в типах, по всем ранее заявленным параметрам. Результаты отражены в таблицах 28 и 29. В таблицах приняты следующие обозначения: 1 тип - адекватный – сензитивный; 2 тип - адекватный - с пониженной сензитивностью; 3 тип - тревожный – сензитивный; 4 тип - тревожный - с пониженной сензитивностью; 5 тип - игнорирующий – сензитивный; 6 тип - игнорирующий - с пониженной сензитивностью; 7 тип - неопределенный – сензитивный; 8 тип - неопределенный - с пониженной сензитивностью. Таблица 28 у старших школьников (в %)
Таблица 29 Характеристика отношения к опасностям у студентов (в %)
Как было указано ранее, в качестве оптимального типа отношения к опасностям мы принимаем первый тип, то есть школьников и студентов, которые сензитивны к угрозам и способны адекватно реагировать в ситуациях опасности. Приведенные данные в полной мере подтверждают эту мысль. Старшие школьники данного типа в качестве значимой сферы своих неприятностей и переживаний выделяют учебную деятельность (71%). Однако реально выраженных угроз ни в этой области, ни в других они не отмечают. Учитель для них авторитетен (57%), а все переживания связаны лишь с боязнью получить плохую отметку (57%). Студенты в качестве значимой сфер также выделяют учебу (60%), кроме того, они несколько озабочены проблемами, которые могут возникать во взаимодействии со сверстниками (60%) и родителями (55%). На самом деле им практически ничего не угрожает. Итак, принимая первый тип отношения к опасностям за некоторый эталон, достаточно сравнить с ним все остальные и выделить наиболее значимые различия, чтобы понять специфику того или иного типа, проводя дифференцировку применительно к школьному и студенческому возрасту. Второй тип – адекватный – с пониженной сензитивностью. Юноши и девушки данного типа способны в угрожающих ситуациях находить адекватные способы реагирования, однако они не всегда чувствительны к угрозам и могут их вовремя идентифицировать. У школьников данной категории, в отличие от первого типа, значительно актуализирована потребность в упрочнении своего положения, и чаще отмечается отношение со сверстниками как значимая сфера переживаний. Их волнует тот факт, что сверстники могут предвзято к ним относиться и не прислушиваются к мнению. Это усугубляется тем, что, по их мнению, родителя часто относятся к ним, как к маленьким. Таким образом, невысокий уровень сензитивности к угрозам мешает школьникам вовремя обнаруживать опасности в межличностной сфере, что и актуализирует потребность в самоутверждении. У студентов данного типа несколько снижается значимость учебы как потенциально опасной сферы, их не волнуют и проблемы со сверстниками. У них иногда возникают неприятные ситуации, связанные с преподавателями, что находит выражение в опасении предвзятого отношения с их стороны к себе и в боязни выступать перед большой аудиторией. Таким образом, здесь стремление к самоутверждению при объективно слабо выраженной потребности в упрочнении своего положения, проявляется в желании не уронить свое достоинство в глазах преподавателей и группы. Третий тип – тревожный – сензитивный. Он характеризуется способностью обнаруживать угрозы в различных сферах жизнедеятельности и существенно преувеличивать их. В основе, по всей видимости, лежат, как это отмечается в когнитивно-поведенческом направлении в психологии, иррациональные установки, связанные с восприятием любого угрожающего события как катастрофы. У школьников это выражается в актуализации потребности в избегании неприятностей, а у студентов в потребности обеспечить свое будущее и упрочить положение. В соответствии с этим для старшеклассников значимой сферой становятся отношения со сверстниками, где более всего они опасаются предвзятого мнения о себе одноклассников и предательства друзей. Побаиваются они также и учителей, их страхи вызваны неготовностью к уроку, боязнью выступать перед аудиторией. У студентов данного типа боязнь преподавателей существенно усиливается. Они опасаются предвзятого мнения о себе преподавателей, отрицательной оценки, панически боятся выступать перед большой аудиторией. В отношениях со сверстниками они опасаются общения только из-за выгоды, их обижает, что сверстники (а также и родители) далеко не всегда прислушиваются к их мнению. Кроме того, неприятные переживания вызывают обвинения родителей в безответственности, которое, в силу специфических особенностей типа, не соответствует истине. Четвертый тип – тревожный – с пониженной сензитивностью. Юноши и девушки данного типа далеко не всегда способны обнаружить реальную угрозу, и в силу этого склонны преувеличивать значение любого события, воспринимая его как потенциально опасное для себя. У школьников на первый план выдвигаются сферы взаимодействия с преподавателями и со сверстниками, хотя и учеба не является для них безразличной с точки зрения тех неприятностей, которые она вызывает. Чего они опасаются в отношениях с учителями? Прежде всего, критики в присутствии одноклассников и предвзятого отношения, вызванной боязнью не подготовиться к урокам, выступать перед аудиторией. В отношениях со сверстниками такие школьники больше всего боятся, что сверстники к ним безразличны и общаются только ради выгоды. У студентов данного типа превалирует потребность в избегании неприятностей, которая находит выражение в боязни преподавателя, который воспринимается как авторитет, а конкретно, своей неготовностью к семинарскому или практическому занятию. Пятый тип – игнорирующий - сензитивный. Данный тип представляет особый интерес. Это молодые люди, которые чувствительны к угрозам, но выбирают игнорирующий способ реагирования в ситуациях опасности. Скорее всего, такая тактика поведения носит демонстративный защитный характер. Игнорируя опасности, личность как бы демонстрирует свою неуязвимость, независимость, внутренне переживая возможные последствия своих действий. В качестве ведущих сфер возможного возникновения проблем у школьников являются отношения с преподавателями и отношения со сверстниками. Наиболее чувствительны они к фактам унижения достоинства, игнорирования мнения и отказ видеть личность со стороны учителей, что осложняется признанием достаточно частой неготовности к урокам. В отношениях со сверстниками их более всего волнует предательство друзей и тот факт, что сверстники нередко игнорируют их мнение. У студентов данного типа ситуация несколько иная. Они не указывают прямо на преподавателей как на источник своих бед и трудностей, хотя и отмечают их некоторую предвзятость, свои неудачи они объясняют большим объемом работы. Что касается сверстников, здесь они, как и школьники, очень чувствительны к предательству друзей. Шестой тип – игнорирующий – с пониженной сензитивностью. От предыдущего типа он отличается тем, что проявляет нечувствительность к опасностям, это находит отражение и в тех проблемах, которые они отмечают. Другими словами, это достаточно беспечный тип личности. У школьников здесь на первый план выдвигаются проблемы, связанные с признанием своей неподготовленности к урокам. Они игнорируют возможные последствия своего нежелания учиться, поэтому треть из них признает, что родители ругают за лень и неорганизованность. У студентов примерно такая же картина. Наибольшие переживания у них вызывают обвинения родителей в неприспособленности к жизни. Седьмой тип – неопределенный - сензитивный. Обнаружен только у студентов (у школьников 1 человек). Это люди, которые способны к обнаружению опасностей, недаром здесь самый высокий процент испытуемых (88%), которые указывают на учебу и отношения со сверстниками как основные источники своих неприятностей, а 63% - на проблемы с преподавателями и родителями, но ведут себя непоследовательно, спонтанно выбирая различную тактику поведения. Реальных же угроз, которые могли их как-то задеть, они не отмечают. Лишь 50% указывает, что они боятся выступать перед большой аудиторией, 38% объясняют некоторые свои неудачи большим объемом работы и боязнью получить неудовлетворительную оценку. В отношениях со сверстниками их волнует предательство друзей и общение с ними сверстников только из-за выгоды. Восьмой тип – неопределенный – с пониженной сензитивностью. У школьников он является самым многочисленным. Это учащиеся, которые особо не переживают за свои неудачи, они не чувствительны к проблемам, в ситуациях требующих принятия решения, они просто избегают этого. Учеба для них является значимой сферой переживаний, но только 39% отмечает, что неприятные ситуации возникают часто. Здесь самый высокий процент испытуемых, которые признают, что они ленятся, 30% признает также, что родители ругают за плохую учебу. У студентов примерно такая же картина с некоторыми нюансами. Свои неудачи, неготовность к деятельности они объясняют не ленью, а большим объемом работы. 38% признает, что родители обвиняют их в неприспособленности к жизни. Резюмируя все сказанное, следует отметить, что выделенные типы школьников и студентов, различающиеся своим отношением к опасностям, действительно, существуют объективно и имеют свои специфические особенности. В то же время понятно, что приведенные характеристики типов не дают возможности еще ответить на один из главных вопросов, о причинах социального и психологического плана, способствующие их возникновению. В частности, возникает вопрос о личностных детерминантах, определяющих существование того или иного типа. Решение этих вопросов и составляет дальнейшую перспективу настоящего исследования.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |