Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихология




Нейропсихология – конкретная область знания, где предметом является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологии, прежде всего, на материале локальных поражений г/м.

Нейропсихология, как отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы ХХ века в разных странах. Для ее формирования подготовили почву успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала ХХ века.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л.С.Выготским, однако, основная заслуга создания Н. как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р.Лурия.

На основании работ Выготского (1934,1956) им были сформулированы принципы локализации высших псих. ф-ций человека. Он впервые высказал идею о том, что мозг человека обладает новым принципом организации ф-ций, который он обозначил как принцип «экстракортикальной» организации псих. процессов (с помощью орудий, знаков и языка).

Наблюдения над процессами псих. развития реб. привели Выготского к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших псих. ф-ций человека и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации как основной закономерности псих. развития. Он сформулировал положение о разном влиянии очага поражения мозга на высшие псих. ф-ции в детском возрасте и у взрослого человека.

Центральной задачей нейропсихол. исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной ф-ции.

Основные задачи нейропсихологии.

1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности.

2. Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах.

3.Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Существует две группы методов, используемых в нейропсихологии. К первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.

В первой группе, выделяют сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения.

В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р, Лурия метод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». А. Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и позволяет определить зону поражения мозга.

Данные методы, являясь основным инструментом клинической нейропсихологической диагностики, направлены на изучение различных познавательных процессов и личностных характеристик больного — речи, мышления, письма и счета, памяти.

В настоящее время появилось несколько направлений нейропсихологии, различающихся своими задачами.

Клиническая нейропсихология занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Основная задача изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования.

Экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов). Основная задача: экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия и его учеников наиболее изучены память и речь. В экспериментальной Н. по инициативе Лурия было создано психофизиологическое направление — это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций.

Реабилитационная нейропсихология. Основная задача: восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи.

Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.

Нейропсихология развития. Задача — выявление закономерностей развития мозга.

В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского возраста. Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей. Исследования в этой области позволяют выделить закономерности локализации высших психических функций, а также проанализировать влияние локализации очага поражения на психическую функцию в зависимости от возраста.

Наконец, в последнее время все более начинает утверждаться ней­ропсихология индивидуальных различий (или дифференциальная ней­ропсихология), которая изучает мозговую организацию психических процессов и состояний у здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений отечественной нейропсихологии.

Практические задачи, встающие перед дифференциальной нейро­психологией, связаны, прежде всего, с психодиагностикой, с примене­нием нейропсихологических знаний в целях профотбора, профориен­тации и т. п.

Нейропсихология сформировалась благодаря запросам практики, в первую очередь — необходимости диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных психических функций.

В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий. Первый — это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; второй — это собственно нейропсихологические по­нятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.

К первому классу понятий относятся такие, как:

* высшая психическая функция;

* психическая деятельность;

* психологическая система;

* психический процесс;

* речевое опосредование;

* значение;

* личностный смысл;

* психологическое орудие;

* образ;

* знак;

* действие;

* операция;

* интериоризация и многие другие.

Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологиче­ской теории к нейропсихологии. Основу этой теории составляет положение о системном строении высших психических функций и их системной мозговой организации.

В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими пси­хическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программа­ми и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

Высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками:

* они формируются прижизненно под влиянием социальных фак­торов (осознанность);

* они опосредованы по своему психологическому строению (пре­имущественно с помощью речевой системы) - опосредованность;

* они произвольны по способу осуществления (произвольность)

Высшие психические функции как системы обладают большой пла­стичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов.

Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма взаимодей­ствия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс.

Под функциональной системой в нейропсихологии понимается морфофизиологическая основа высших психических функций (т. е. совокуп­ность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов), которая обеспечивает их осуществление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.