Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гностические слуховые расстройства




В основе слухового восприятия лежит работа слухового анализатора. Периферический конец слухового анализатора начинается в кортиевом органе, расположенном в улитке внут­реннего уха. Отдельные участки этого органа возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания. Возбуждения идут по слуховому пути, частично перекрещиваются во внутрен­нем лемниске, прерываются во внутреннем коленчатом теле и заканчиваются в первичных зонах височной коры, распо­ложенных в извилине Гешля. Особенностями слухового про­водящего пути является его соматотопическая организация и отсутствие полного представительства каждого уха в од­ном, противоположном полушарии.

Корковый конец слухового анализатора (первичные зоны височной коры) состоит преимущественно из 6 и 4 слоев, обладает модальной специфичностью и выполняет функцию приема и анализа слуховой информации. Т.е. первичные зоны височной коры обеспечивают остроту слуха и восприятие тон-шка­лы (восприятие звуков определенной высоты).

При одностороннем поражении первичных зон височной шкалы нет выпадения слуха, но наблюдается повышение по­рогов слухового ощущения в условиях затрудненного воспри­ятия (на противоположном ухе).

Вторичные зоны височной коры расположены в наружных отделах височной доли, состоят из клеток с короткими аксо­нами, сохраняют модальную специфичность и обеспечивают синтез слуховых раздражений в целостный слуховой образ. Внутри слуховой системы выделяют две самостоятель­ные подсистемы, которые имеют общие подкорковые механизмы, но на уровне коры различаются. Первая дает возможность ориентироваться в неречевых звуках (неречевой слух), вторая — слышать и анализировать звуки речи (речевой слух).

Исследования нейропсихологов позволили выделить две ос­новные функции вторичных зон височной области коры:

—дифференциация комплексов одновременно предъявля­емых слуховых раздражителей (выделение предметных звуков) и последовательных серий звуковысотных отношений или ритмических слуховых структур;

—синтез речевых звуков. Чтобы различить звуки речи, необходимо кодировать их соответственно фонематической системе, выделяя смыслоразличительные фонематические признаки. Данная функция обеспечивается вторичными зо­нами височной области левого полушария.

Поражение вторичных зон височной области приводит к нарушению интегративности слухового восприятия. В зави­симости от места поражения выделяют следующие наруше­ния слухового восприятия.

Слуховая агнозия возникает при поражении как левого, так и правого полушарий. При этом страдает понимание предметных звуков. Больной слышит звуки, может отличить один от другого, но не может назвать их источник. Хотя больные могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру, они не имеют для них никакого смысла.

Сенсорная амузия характерна для поражения верхних отде­лов вторичных зон височной области правого полушария. На­рушается способность узнавать и воспроизводить знакомую ме­лодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. При грубых нарушениях могут возникать болевые ощущения при восприятии мелодий.

Аритмия — состоит в том, что больной не может правильно оценивать и воспроизводить ритмические структуры (набо­ры звуков, чередующиеся через разные промежутки време­ни). Возникает и при правостороннем, и при левостороннем поражении височной доли,

Речевая акустическая агнозия (сенсорная афазия) прояв­ляется при поражении верхних отделов вторичных зон ви­сочной области левого полушария. При этом сохранна острота слуха, нет выпадения тон-шкалы, но боль­ные не различают фонематические признаки речи (путают близкие по звучанию фонемы: «Б — П», «Г — К»). При мас­сивных поражениях вместо речи слышат неречевой шум (шум моря, шорох листьев).

Акустико-мнестическая афазия (нарушение слухо-речевой памяти) возникает при поражении средних отделов вто­ричных зон височной области левого полушария. Больной не может удержать в памяти даже небольшую серию звуков: «дом — лес — стол». При повторении первое слово уже забывается.

Нарушение интонационной стороны речи связано с по­ражением правой височной области. Больные не различают речевые интонации, не выразительны в своей речи, плохо различают мужские и женские голоса, не узнают знакомые голоса.

Согласно представлениям о синдромном анализе наруше­ний высших психических функций, поражение одного учас­тка мозга приводит к первичному нарушению психической функции, что вызывает расстройство всех функциональных систем, в которые он входит в качестве составного компонента. Расстройство речевого (фонематичес­кого) слуха приводит к нарушению всех психических функ­ций, так или иначе с ним связанных. Эти нарушения имеют вторичный, или системный характер и получили на­звание «синдром височной афазии», вклю­чающий в себя следующие симптомы:

—расстройство понимания речи. Невозможность различать близкие фонемы приводит к затруднению понимания устной речи: путая близкие по звучанию фонемы, больной не понимает отдельные слова (при утяжелении поражения
начинает воспринимать родную речь как иностранный язык
или как неречевой шум);

—затруднения в назывании предметов: перестает с легкостью припоминать нужные слова (возникают обильные лите­ральные парафазии). Например, при попытке произнести «колос», у больного получается «голос», «хорост», «горст»;

—расстройство экспрессивной речи: не имея опоры в фо­нематической системе, больной плохо владеет связной речью, она представляет бессвязный набор слов;

—распад письма: поскольку больные не могут выделить
фонемы и проанализировать сложный состав слова, то не
могут найти и нужный звуко-буквенный состав слова;

—частичное нарушение чтения: нарушено чтение мало
встречающихся слов при сохранности автоматизмов;

—нарушение вербального мышления проявляется в том,
что больные не могут удержать в слухоречевой памяти последовательность операций.

Все эти нарушения возникают при поражении верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария (у правшей).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.