Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия




Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия — одна из наиболее актуальных проблем ес­тествознания. Первые данные о латерализации функций от­носятся еще к школе Гиппократа, когда наблюдались и опи­сывались связи между односторонними ранениями головы и контралатеральными конвульсиями.

Анатомические, физиологические, кли­нические данные свидетельствуют о неравнозначности структур и функций левого и правого полушарий.

Так, у человека верхние отделы вторичных зон височной области в левом полушарии на одну треть больше симметричной ей зоны пра­вого полушария, нейроны левого полушария (у правшей) крупнее нейронов правого полушария и даже диаметр крове­носных сосудов в левом полушарии больше чем в правом. Есть сведения о различиях в организации левого и правого таламуса, левого и правого хвостатого ядра в тех ядрах таламуса, которые связаны с речью.

Еще более убедительны физиологические данные: при ре­гистрации вызванных потенциалов они сначала отмечаются в правом полушарии, а потом постепенно охватывают левое.

Клинические наблюдения подтверждают полученные фак­ты: речевые нарушения возникают преимущественно при по­ражении левого полушария, в то время как поражение пра­вого приводит к появлению своеобразного симптомокомплекса, включающего нарушение схемы тела, выпадение поля зрения, нарушение пространственной ориентировки и т. д.

В настоящее время проблема межполушарной асиммет­рии рассматривается как проблема функциональной специ­фичности полушарий, своеобразия того вкла­да, который вносит каждое полушарие в организацию любой психической функции. Под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимос­ти участие левого или правого полушария мозга в осуществ­лении психических функций. Такому подходу свойствен­ны следующие положения:

—функциональная асимметрия носит не глобальный, а парциальный характер. Выделяют моторные асимметрии (мануальную, ножную, оральную, глазодвигательную и т. д.), сенсорные (зрительную, слуховую, тактильную) и психичес­кие (асимметрия организации речи и других психических функций);

—каждая конкретная форма функциональной асимметрии отличается своей степенью, мерой выраженности;

—функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека есть продукт действия биосоциальных структур. Как показали исследования, проведенные на де­тях, основы функциональной специализации являются врожденными, но по мере развития ребенка происходит усовер­шенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

Второй аспект проблемы межполушарной асимметрии, не менее важный, но менее изученный — это вопрос межполу­шарного взаимодействия. Долгое время считалось, что оба полушария мозга абсолютно самостоятельны и представляют собой такой же парный орган, как почки или легкие. Но работы Роджера Уолкотта Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают серьезные нару­шения психических функций. Результат перерезки комис­сур мозга (мозолистого тела), получивший название «Мо­дель расщепленного мозга», характеризуется триадой сим­птомов:

—аномия, проявляющаяся в нарушении способности да­вать отчет обо всех видах сенсорной информации, поступаю­щей в правое полушарие;

—дископия-дисграфия, для которой характерно нарушение письма и конструктивной деятельности при выполнении их одной (правой или левой) рукой;

—нарушение координации движений. Эксперименты показали, что при частичной перерезке мозолистого тела эти симптомы проявляются не полностью. Это связано с тем, что мозолистое тело не является одно­родным органом, а представляет собой дифференцирован­ную систему, различные участки которого выполняют разные функции в механизмах межполушарного взаимодей­ствия. При частичной перерезке отдельных участков мозо­листого тела возникают нарушения только одной модально­сти (зрительной, тактильной или слуховой). Модально-специфический характер этих нарушений зависит от места и объема перерезки волокон мозолистого тела (передние, средние, зад­ние отделы). Так, при перерезке средне-задних отделов мозолистого тела возникает тактильная аномия в виде нарушения называния стимулов при тактильном восприятии их левой рукой (при сохранности называния тех же объектов при ощупывании их правой рукой), что объясняется разобщением задних отделов больших полушарий. При более каудальной перерезке мозолистого тела нарушения межполушарного взаимодействия проявляются только в зрительной сфере, что иногда сочетается с гомонимной гемианопсией — выпадением полей зрения слева (чаще) или справа. Называние объектов, информация о которых поступает в правое полушарие, также невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать — только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять эти действия обеими руками. Нару­шение взаимодействия слуховых систем проявляется в виде невозмож­ности воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо (по методике дихотического прослушивания), и наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела. При частичном пораже­нии только передних отделов мозолистого тела нарушается реципрокная координация движений и запаздывает время переноса кожно-кинестетической информации слева направо и наоборот.

Кроме того, при частичной перерезке мозолис­того тела отмечается сравнительно быстрое восстановление психических функций.

Процессы межполушарного взаимодействия у детей протекают иначе, чем у взрослых. Функциональная неравнознач­ность полушарий проявляется уже на самых ранних ступенях онтоге­неза. У детей одностороннее поражение левого или правого полушария приводит к различным по характеру расстройствам высших психических функций, как это наблюдается и у взрослых людей. Од­нако у детей речевые нарушения проявляются менее отчетливо, чем у взрослых, и в наибольшей степени страдают вербально-мнестические процессы. В ходе онтогенеза роль левого полушария в обеспечении ре­чевых функций возрастает по мере изменения психологической струк­туры самой речевой деятельности (обучение грамоте, письму, чте­нию). В то же время поражение правого полушария в детском возрасте приводит к более грубым пространственным нарушениям, чем у взрос­лых. Для детского мозга характерна высокая пластичность, вследствие чего нейропсихологические симптомы поражения левого или правого полушария отчетливо проявляются лишь при быстро развивающих­ся патологических процессах или непосредственно сразу после пора­жения. Иначе протекают у детей и процессы межполушарного взаи­модействия: при их нарушении вследствие патологического очага в мозолистом теле полный синдром «расщепленного мозга» не возника­ет, что объясняется неразвитостью структур, объединяющих левое и правое полушария, поскольку мозолистое тело созревает достаточно поздно (примерно к двадцати годам).

Системный характер психической деятельности состоит в дифференцированном участии различных мозговых образо­ваний и полушарий мозга в организации высших психичес­ких функций. Ни одно полушарие не может быть рассмотре­но как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свой­ственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции. Таким образом, можно сказать, что межполушарная органи­зация психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии (специализации) полу­шарий мозга и их взаимодействии в психической деятельности человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.