КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю
Письменное синтаксирование Примечание. Пробы 1 -3 имеют общую цель — выявить способность ребенка к синтаксическому структурированию письменной речи. В связи с этим к ним дается общий комментарий. Для детей младшего школьного возраста: Тест 1. Письменный диалог Дается задание написать кому-нибудь записку. Тест 2. Сочинение Дается задание написать сочинение либо на заданную тему, либо на любую другую, придуманную ребенком самостоятельно. Основная патологическая симптоматика. Основные нарушения письменного монолога те же, что и устного, однако встречаются они значительно чаще (ввиду большей объективной психолого-лингвистической сложности монолога в сравнении с диалогом). Выявляют состояние одного из наиболее важных компонентов мышления. Диагностическое значение теста. Неспособность к письменному монологу препятствует возможности обучения в школе и интеллектуальному развитию в целом. Приоритетные методы формирования и коррекции функции. 1. Развитие вербально-логического процессуального мышления в устной речи, а именно способности к построению максимально развернутых устных текстов. 2.Опора на графические образы слов как дополнительные мнемонические средства для усвоения типовых моделей письменной речи (клише).
НЕУСПЕВАЮЩИЕ ДЕТИ: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 160 с.
Корсакова Н.К. - канд. психол. наук, доцент факультета психологии МГУ, зав. лаб. клинической психологии Научного центра психического» здоровья РАМН; Микадзе Ю.В. - доктор психол. наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ; Балашова Е.Ю. - канд. психол. наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ.
Учебное пособие знакомит читателя с возможностями нейропсихологических методов диагностики состояния и развития психических функций у младших школьников. Приводятся данные по уровню сформированности произвольных движений, акустического гнозиса, разных видов памяти, зрительного внимания, счетных операций, речи, пространственных представлений у детей 7-12 лет. В книге рассматриваются вопросы, связанные с прогностическими возможностями диагностики и ее ролью в коррекционной работе. Учебное пособие предназначено психологам, педагогам, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми младшего школьного возраста.
ОТ АВТОРОВ
Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является сегодня очень и очень актуальной. Ее решение требует разработки и практического применения новых подходов к диагностике уровня психического развития ребенка, к анализу причин, вызывающих трудности в учебной деятельности. Авторы книги ставили перед собой задачу познакомить педагогов и психологов, работающих в начальной школе, с возможностями применения нейропсихологического метода и методик, разработанных на его основе, для анализа развития младшего школьника в связи с особенностями функционирования мозга. Несмотря на то, что трудности в обучении могут зависеть от многих обстоятельств, в значительном своем числе затруднения в учении обусловлены недостаточной (или несвоевременной) сформированностью отдельных функциональных систем психики ребенка. Можно выделить две основные причины, ведущие к такой несформированности. Первая из них связана с неблагоприятной средой, в которой происходит формирование ребенка. В этом случае может возникнуть относительная «незрелость» психических процессов, свойственных возрастному периоду. Такое отставание в формировании психики ребенка является следствием негативных влияний окружающей среды (сложные семейные отношения и плохие бытовые условия, вредные экологические воздействия, недостаточная социализация и включенность в учебные и воспитательные программы и др.). Вторая причина связана со спецификой созревания мозга ребенка. Индивидуальные проявления неравномерного развития отдельных областей мозга, наличие незначительных отклонений в их работе могут отрицательно влиять на формирование функциональных систем психики, обеспечивающих определенные функции (память, внимание, речь и связанные с ней письмо и чтение, мышление). Это, в свою очередь, приводит к возникновению особенностей во времени становления познавательной деятельности в целом и в качественных характеристиках ее выполнения у детей разного возраста. Необходимо соответствие между педагогическими требованиями к ребенку и его возможностями, в том числе и на уровне функционирования нервной системы. Несоответствие может привести к трудностям в усвоении учебного материала. Своевременное выявление и понимание психологических и нейрофизиологических механизмов возникновения этих трудностей с последующей коррекционной работой должно уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость и предотвратить тем самым ситуацию возникновения у школьника нервно-психических и психосоматических расстройств и отклоняющегося поведения, развивающихся на основе психоэмоционального реагирования на «стресс неуспеваемости». Решение вопроса о гармоничном познавательном развитии ребенка, соответствующем требованиям учебного процесса, требует введения в инструментарий работы школьного психолога специальных методик, позволяющих выявить одновременно психофизиологические и психологические причины, определяющие неуспех учащегося в усвоении школьной программы. Нейропсихологические методы, предлагаемые в этой книге, позволяют установить связь между познавательным развитием ребенка и особенностями развития и работы его мозга. Учебное пособие обобщает результаты проведенных авторами экспериментальных нейропсихологических обследований. Авторы приносят благодарность О.В. Горбуновой и Н.П. Чурсиной, принимавшим участие в этой работе. Первое издание учебного пособия (1997 г.) показало необходимость внесения в него некоторых дополнений и уточнений. Помимо устранения отдельных неточностей, существенным представляется введение во второе издание нейропсихологической трактовки понятия «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), которое широко применяется в возрастной и педагогической психологии. Кроме того, за время, прошедшее после первого издания, осуществлялась дальнейшая работа по накоплению экспериментальных данных и обработке всего эмпирического материала с помощью специальной компьютерной программы «Диакор», которая позволяет проводить статистическую обработку результатов обследования детей (программист О.Р. Маслов). Использование этой программы дает возможность сразу после ввода данных получить графики, отражающие специфику памяти конкретного ребенка, нейропсихологический тип, к которому он относится, и сравнить результаты тестирования с нормативами, соответствующими определенной возрастной группе. В текст второго издания внесены уточненные сведения о связи отклонений в познавательной деятельности ребенка с особенностями работы отдельных мозговых зон, что удалось сделать на основе более тщательной компьютерной обработки материалов исследования. Глава 1 подготовлена Н.К. Корсаковой, главы 2 и 4 - Ю.В. Микадзе, глава 3 - Е.Ю. Балашовой.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |