КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постановка проблемы
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ
Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определенной части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. В последнее время отмечается значительный рост числа учащихся, отстающих в учебе. Так, по различным данным, число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах. Уровня готовности к школьному обучению достигают к шестилетнему возрасту менее 50% детей. Общее ухудшение социальной и экологической ситуации привело к тому, что в 1994 году здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ и 15,1% детей-дошкольников. Слабое здоровье дошкольников становится одной из причин, оказывающей влияние на адаптацию к школе. Учебные нагрузки и напряженный режим школьной деятельности могут привести к резкому ухудшению соматического и психического здоровья ослабленного ребенка. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости на начальных этапах обучения у детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств как последствий стресса, связанного с отрицательными эмоциями, и различных форм девиантного поведения, выступающих в качестве индивидуальной, но неадекватной компенсации неуспеха в школьной деятельности. Поиск причин, лежащих в основе неуспеваемости, связан с разработкой специальных психологических методов их анализа, в которых должны учитываться биологическая и социальная составляющие развития ребенка. Этим требованиям удовлетворяют нейропсихологические методы исследования, позволяющие оценить состояние психических функций и особенности структурно-функциональной организации мозга ребенка. Созревание мозга и развитие психических функций в онтогенезе необходимо рассматривать в единстве формирования структурно-функциональной организации как мозга, так и психических процессов. С одной стороны - это становление дифференцированных мозговых структур (морфогенез мозга) и нейрофизиологических механизмов их работы, определяющих роль каждой из них в психической деятельности. С другой стороны - формирование психических процессов как систем, состоящих из ряда звеньев, каждое из которых выполняет свою специфическую задачу в общей архитектуре психической функциональной системы. Формирование взаимодействующих между собой зон мозга происходит в результате последовательного созревания различных мозговых структур и связей между ними, в ходе которого складывается объединение мозговых структур в нейрофизиологические функциональные системы. Эти системы выступают, в свою очередь, как базис, анатомо-физиологическая основа различных психических функций. Различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза, поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и реализации психических функций и, соответственно, определенные психологические возможности ребенка. Это, в свою очередь, определяет индивидуальные особенности развития каждого ребенка, которые необходимо учитывать в процессе обучения, особенно если оно ориентировано на индивидуальный подход к ученику. Нейропсихологический подход к проблеме формирования психических функций в онтогенезе состоит в раскрытии соотношения и взаимосвязи, существующей между созревающими структурами мозга и развивающимися на их основе психическими функциями. Рассмотрим основные положения, следуя которым можно раскрыть эти соотношения и взаимосвязь. Это - представления о функциональных системах и их гетерохронном развитии (П.К. Анохин); представления о связи биологического и социального в развитии ребенка (Л.С. Выготский); теория системной динамической локализации высших психических функций человека и принцип синдромного анализа нарушений высших психических функций (А.Р. Лурия).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |