КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория системной динамической локализации высших психических функций и принцип синдромного анализа
Для анализа состояния высших психических функций ребенка в их связи с работой различных зон мозга наиболее удобным инструментом является теория системной динамической локализации и принцип синдромного анализа нарушений высших психических функций, разработанные А.Р. Лурией. Согласно его представлениям, структурной основой психических функций человека является объединение, констелляция различных отделов мозга в функциональные системы, где каждый отдел мозга вносит свой специфический вклад в работу всей системы и, соответственно, в целостное осуществление психической функции. Развивая это положение, можно сказать, что различные по составу объединения мозговых зон образуют нейрофизиологические функциональные системы, которые, в свою очередь, становятся структурной основой различных психических функций или психических функциональных систем. А.Р. Лурия определяет высшие психические функции как «сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования» (Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: М 1969. С. 31.). В этом определении подчеркиваются основные характеристики психических функциональных систем, отличающие их от физиологических функциональных систем: формирование в онтогенезе, опосредованность речью, сознательный контроль за протеканием. В теории системной динамической локализации высших психических функций связующим звеном для двух уровней анализа (психологического и нейрофизиологического) является нейропсихологический фактор. Под фактором подразумевается специфический результат (механизм) аналитико-синтетической (интегративной) работы отдельной мозговой структуры, проявляющийся в психическом плане (на уровне психики) в форме определенного осознаваемого или неосознаваемого качества или стороны психического, которые могут быть зафиксированы в психологическом исследовании в виде поведенческого проявления, имеющего конкретное смысловое содержание. Применение нейропсихологического фактора как методологического конструкта позволяет сформулировать следующие иерархии построения психической функции: (мозговая структура) - (функция мозговой структуры) - (звено психической функции) - (отдельная составляющая, параметр психической функции); а также (совокупность мозговых зон /нейрофизиологическая функциональная система) - (психический процесс/психическая функциональная система). Нейропсихологический синдромный анализ, проводимый с помощью батареи методик А.Р. Лурия, позволяет решить проблему, связанную с определением состава мозговых зон, вовлекаемых в работу нейрофизиологических функциональных систем, и квалифицировать роль каждой из них в обеспечении целостного протекания различных психических процессов, входящих в психические функциональные системы. Обнаруживаемый при тестовом обследовании дефицит в выполнении заданий позволяет при помощи синдромного анализа установить связь этого дефицита с работой той или иной мозговой зоны. Гетерохрония роста и темпов созревания функциональных систем индивидуальна у каждого ребенка и детерминирует индивидуальные различия между детьми как в пределах одного возрастного этапа онтогенеза, так и на разных этапах онтогенеза. Эти различия отражают степень зрелости различных мозговых структур (структурной основы психических функций) и проявляются в уровне сформированности (продуктивности) психических функций. При неблагоприятных условиях жизни ребенка различные внутренние и внешние влияния могут стать факторами «риска», приводящими к дисгармоничному развитию функциональных систем и связей между ними. В этом случае снижение уровня психического развития ребенка (т.е. сформированности различных психических процессов) по отношению к среднему уровню од-новозрастной популяции в силу внешних факторов позволяет говорить о дефиците психической составляющей онтогенеза, т.е. недостаточности социальных воздействий. В случае снижения уровня психического развития из-за внутренних факторов можно говорить о дефиците неврологической составляющей онтогенеза, т.е. отставании в формировании нейрофизиологической основы функциональных систем. Нарушение баланса этих факторов может стать одной из причин, вызывающих трудности в поведении и деятельности ребенка, особенно в периоды возрастных кризисов (начало учебной деятельности, пубертатный период и др.).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |