Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория системной динамической локализации высших психических функций и принцип синдромного анализа




 

Для анализа состояния высших психических функ­ций ребенка в их связи с работой различных зон мозга наиболее удобным инструментом является теория сис­темной динамической локализации и принцип синдром­ного анализа нарушений высших психических функций, разработанные А.Р. Лурией.

Согласно его представлениям, структурной основой психических функций человека является объединение, констелляция различных отделов мозга в функциональ­ные системы, где каждый отдел мозга вносит свой специфический вклад в работу всей системы и, соответст­венно, в целостное осуществление психической функ­ции.

Развивая это положение, можно сказать, что различ­ные по составу объединения мозговых зон образуют ней­рофизиологические функциональные системы, которые, в свою очередь, становятся структурной основой различ­ных психических функций или психических функцио­нальных систем.

А.Р. Лурия определяет высшие психические функции как «сложные саморегулирующиеся процессы, социаль­ные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по спо­собу своего функционирования» (Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: М 1969. С. 31.). В этом определении подчеркиваются основные характеристики психических функциональных систем, отличающие их от физиологи­ческих функциональных систем: формирование в он­тогенезе, опосредованность речью, сознательный кон­троль за протеканием.

В теории системной динамической локализации высших психических функций связующим звеном для двух уровней анализа (психологического и нейрофизио­логического) является нейропсихологический фактор. Под фактором подразумевается специфический результат (механизм) аналитико-синтетической (интегративной) работы отдельной мозговой структуры, проявляющийся в психическом плане (на уровне психики) в форме опре­деленного осознаваемого или неосознаваемого качества или стороны психического, которые могут быть зафик­сированы в психологическом исследовании в виде пове­денческого проявления, имеющего конкретное смысло­вое содержание.

Применение нейропсихологического фактора как методологического конструкта позволяет сформулиро­вать следующие иерархии построения психической функции: (мозговая структура) - (функция мозговой структуры) - (звено психической функции) - (от­дельная составляющая, параметр психической функции); а также (совокупность мозговых зон /нейрофизио­логическая функциональная система) - (психический процесс/психическая функциональная система).

Нейропсихологический синдромный анализ, прово­димый с помощью батареи методик А.Р. Лурия, позволя­ет решить проблему, связанную с определением состава мозговых зон, вовлекаемых в работу нейрофизиологиче­ских функциональных систем, и квалифицировать роль каждой из них в обеспечении целостного протекания различных психических процессов, входящих в психиче­ские функциональные системы.

Обнаруживаемый при тестовом обследовании дефи­цит в выполнении заданий позволяет при помощи синдромного анализа установить связь этого дефицита с ра­ботой той или иной мозговой зоны.

Гетерохрония роста и темпов созревания функцио­нальных систем индивидуальна у каждого ребенка и де­терминирует индивидуальные различия между детьми как в пределах одного возрастного этапа онтогенеза, так и на разных этапах онтогенеза. Эти различия отражают степень зрелости различных мозговых структур (структурной основы психических функций) и проявля­ются в уровне сформированности (продуктивности) пси­хических функций.

При неблагоприятных условиях жизни ребенка раз­личные внутренние и внешние влияния могут стать фак­торами «риска», приводящими к дисгармоничному раз­витию функциональных систем и связей между ними.

В этом случае снижение уровня психического разви­тия ребенка (т.е. сформированности различных психиче­ских процессов) по отношению к среднему уровню од-новозрастной популяции в силу внешних факторов по­зволяет говорить о дефиците психической составляющей онтогенеза, т.е. недостаточности социальных воздейст­вий.

В случае снижения уровня психического развития из-за внутренних факторов можно говорить о дефиците неврологической составляющей онтогенеза, т.е. отстава­нии в формировании нейрофизиологической основы функциональных систем.

Нарушение баланса этих факторов может стать одной из причин, вызывающих трудности в поведении и деятельности ребенка, особенно в периоды возрастных кризисов (начало учебной деятельности, пубертатный период и др.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.