Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У младших школьников




Пространственные представления и зрительно-конструктивная деятельность

Акустический неречевой гнозис у младших школьников

 

Проба Группы школьников Возраст, лет ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ
нормальные негрубые нарушения выраженные нарушения
Оценка простых ритмов Успевающие 7-8 56*    
9-10   --  
11-12   -- --
Неуспевающие 7-8      
9-10      
11-12      
Оценка серийных ритмов Успевающие 7-8      
9-10     --
11-12   -- --
Неуспевающие 7-8      
9-10      
11-12      
Воспроизведение акцентированных ритмов по образцу Успевающие 7-8     --
9-10     --
11-12   -- --
Неуспевающие 7-8      
9-10      
11-12      
Воспроизведение ритмов по инструкции Успевающие 7-8   -- --
9-10   -- --
11-12   -- --
Неуспевающие 7-8      
9-10     --
11-12      

 

* Процент испытуемых определенного возрастного ранга, продемонстрировавших соответствующий уровень выполнения пробы.

 

Состояние пространственных функций позволяют оценить такие пробы, как копирование куба с образца и рисование простых геометрических фигур, связанных пространственными отношениями. Успевающие школь­ники и с этими заданиями справляются лучше, чем не­успевающие, хотя к 12 годам эти виды психической дея­тельности оказываются полностью сформированными не у всех учащихся (только у 80%) (таблица 7). При копиро­вании куба основные трудности у успевающих школьни­ков состоят в передаче объема изображения, его глубины и перспективы. Воспроизведение образа фигуры как це­лого и более или менее точная передача ее размера не вызывает серьезных затруднений даже у самых младших из них (рис. 1). У неуспевающих школьников мы сталки­ваемся с иной картиной, которую можно определить как сочетание расстройств симультанности, целостности восприятия с дефицитом в звене развертывания про­граммы рисунка, сличения результата с образцом, с за­метным преобладанием двумерного типа изображений (рис. 2, 3, 4). Этот дефект остается выраженным во всех возрастных подгруппах. Нормальное копирование куба доступно лишь 9% детей в возрасте 11-12 лет.

Таблица 7

 

Проба Группы школьников Возраст, лет ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ
нормальные негрубые нарушения выраженные нарушения
Рисование геометрических фигур, связанных пространственными отношениями Успевающие 7-8 67*   --
9-10     --
11-12     --
Неуспевающие 7-8      
9-10      
11-12      
Копирование куба Успевающие 7-8      
9-10     --
11-12     --
Неуспевающие 7-8 --    
9-10      
11-12      

 

* Процент испытуемых определенного возраста, продемон­стрировавших соответствующий уровень выполнения пробы.

 

Рис. 1 (А, Б). Копирование куба успевающими школьниками 7-8 лет

 

 

Рис. 2 (А, Б). Копирование куба неуспевающими школьниками 7-8 лет

 

 

 

Рис. 3. Копирование куба неуспевающими школьниками 9-10 лет

 

 

Рис. 4 (А, Б). Копирование куба неуспевающими школьниками 11-12 лет

 

 

Выполнение рисунка 2-х или 3-х фигур, связанных пространственными отношениями (например, «нари­совать треугольник справа от квадрата» и т.п.), обнару­живает те же закономерности, хотя является несколько более доступным для всех детей (таблица 7).

Особый вид нарушений пространственной деятель­ности был обнаружен у детей-левшей, выяснилось, что ряд навыков, опирающихся на ориентировку в простран­стве, может в случае более или менее длительного неуп­ражнения подвергаться почти полному регрессу. Приме­ром является выполнение двумя мальчиками пробы на определение времени по часам без цифр и реальным ча­сам со стрелками. При этом очень высокой была частота зеркальных ошибок, затруднений при дифференцирова­нии часовой и минутных стрелок, при интеграции пока­заний стрелок; иногда тип ошибок было даже затрудни­тельно обозначить, настолько нелепыми и неожиданны­ми были ответы. Следует отметить, что серьезные труд­ности вызывала и просьба «назвать время по-другому» (т.е. произвести пространственное преобразование в ре­чевом плане); это коррелировало с замедленным и раз­вернутым выполнением многих заданий, направленных на изучение пространственных и квазипространственных синтезов в речевой деятельности. Мальчики жаловались, что раньше умели определять время, а теперь разучились. Не исключено, что одной из причин столь явных труд­ностей было то, что обоим мальчикам некоторое время назад купили электронные наручные часы типа цифро­вого табло, показывающие время без помощи стрелок. Можно предположить, что особая организация при левшестве функциональных систем мозга, связанных с про­странственной деятельностью, привела в данном случае к быстрому распаду упроченного навыка.

Исследование речевой функции показывает, что у неуспевающих школьников имеют место такие симпто­мы, как ограничение объема речевой памяти и словар­ного запаса, недостаточная сформированность семанти­ческой стороны речи, затруднения нахождения родст­венных слов, необходимых для проверки словонаписания. У них преобладает «фонетический» тип письма, свя­занный с отсутствием четких представлении о звуковом составе слова. Обнаруживаются также нарушения ре­чевой моторики, отчетливо выступающие при повторе­нии скороговорок в виде инертных повторов, пропусков и перестановок звуков и слогов. Недостаточно сформи­рован у неуспевающих школьников и внутренний план речи, лежащий в основе произвольной регуляции и кон­троля за собственной деятельностью. Что касается успе­вающих школьников, то у них в целом можно встретить лишь отдельные слабо выраженные сходные проявления в структуре речевой деятельности, которые легко подда­ются самоконтролю и коррекции.

Исследование произвольного внимания с помощью таблиц Шульте показало, что у успевающих школьников эта функция сформирована уже в начале обучения в школе. Конечно, у них имеют место колебание внимания и некоторая истощаемость этой функции (таблица 8).

Однако эти симптомы не носят такого выраженного характера, как у неуспевающих детей. У них процесс по­иска чисел в таблицах замедлен, часто имеют место зна­чительные колебания уровня внимания, сильнее выра­жена истощаемость (таблица 8). В некоторых случаях при интенсивном «подталкивании» со стороны психолога ребятам удавалось выполнять задание лучше. Таким об­разом, дополнительная стимуляция со стороны взрослого помогает ребенку в организации собственной деятельно­сти, что косвенно указывает на недостаточную сформированность способов ауторегуляции деятельности. Доста­точно часто подобный «допинг» оказывался неэф­фективным, что свидетельствует о более выраженной дефицитарности произвольной регуляции внимания.

Информативной пробой для исследования мышле­ния (в частности, степени сформированности внутрен­него плана психических действий) является серийный устный счет (вычитание «от 100 по 7»). Не все успеваю­щие дети успешно справляются с этими заданиями, хотя у большинства навык серийного устного счета можно считать сформированным. Допускаемые ими ошибки, как правило, немногочисленны, возникают в основном в начале или в середине выполнения при переходе через десяток и исправляются самостоятельно (таблица 9). У неуспевающих школьников характер выполнения этой темпе и без ошибок удалось крайне незначительному числу детей. Часть детей испытывали трудности при включении в деятельность, другие совершали много ошибок при переходе через десяток или при истощении в конце задания.

Таблица 8

Результаты* выполнения таблиц Шульте младшими школьниками




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.