КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познавательных функций в младшем школьном возрасте
Материал предыдущей главы показывает возможности нейропсихологического синдромного анализа в психологической диагностике когнитивной сферы ребенка, в том числе и для изучения индивидуально-типологических различий в психическом развитии детей младшего школьного возраста, в частности, для анализа причин школьной неуспеваемости. Применение нейропсихологических методик для этих целей адекватно и плодотворно потому, что зачастую неуспеваемость возникает как прямое или косвенное следствие мозговых дисфункций и асинхроний развития мозга и психических процессов разной степени выраженности. В таких случаях объективное нейропсихологическое обследование, выявляя даже очень тонкие «пробелы» в состоянии высших психических функций, позволяет сделать точные выводы о деятельности мозга в целом и его отдельных систем. При этом не менее, а может быть и более значимым является выявление слабого звена в структуре психических функций, которое в свою очередь должно стать «мишенью» психолого-педагогического воздействия с целью оказания помощи ребенку в преодолении трудностей в обучении. При построении и проведении такого обследования необходимо в первую очередь учитывать возрастные особенности познавательных процессов и поведения детей. Нежелательно, чтобы обследование было слишком долгим. Оптимальная продолжительность обследования составляет 40-50 минут. Предлагаемые тестовые задания должны быть понятны и доступны детям. Другим необходимым правилом является реализация синдромального подхода в обследовании, то есть применяется комплекс методик, который включает в себя исследование произвольных движений (праксиса), памяти, различных видов восприятия (гнозиса), пространственных функций, речи и связанных с ней процессов письма и чтения, внимания, вербального и невербального мышления. В методику нейропсихологического обследования входят следующие субтесты. Исследование произвольных движений направлено на анализ кинестетической, кинетической, пространственной и регуляторной составляющих праксиса и осуществляется с помощью различных проб. Выполнение этих заданий требует воспроизведения различных поз пальцев рук (с закрытыми глазами), воспроизведения по зрительному образцу и по речевой инструкции моторных программ (проба «кулак-ребро-ладонь»), двуручных реци-прокных движений (проба на реципрокную координацию), различных пространственных поз рук относительно тела (пробы Хеда), выбора, фиксации и смены двигательного стереотипа (проба на т.н. «реакцию выбора»), копирование серийно организованных графических контуров (проба «забор»). Исследование памяти направлено на изучение объема, скорости и прочности заучивания слухоречевого и зрительного материала. Оно осуществляется с помощью запоминания ряда из пяти слов в заданном порядке («дом-лес-кот-стол-звон»), двух серий слов, следующих одна за другой («ночь-игла-пирог», «рама-холод-книга»), двух фраз («В саду за высоким забором росли яблони», «На опушке леса охотник убил волка»), двух рассказов («Курица и золотые яйца», «Галка и голуби»). Специальное внимание уделяется исследованию зрительной памяти (запоминание пяти контурных фигур, не имеющих словесного эквивалента) и воспроизведению ранее упроченных знаний. Исследование различных видов восприятия включает методики, направленные на изучение зрительного, акустического, тактильного гнозиса. В качестве заданий предлагается опознание различных по сложности изображений предметов, а также портретов известных лиц; оценка и воспроизведение ритмических структур; опознание предметов путем осязания; чтение букв и цифр, наносимых на тыльную сторону ладоней. Исследование пространственных функций производится с помощью набора субтестов, позволяющих оценить различные пространственные представления и зрительно-конструктивные навыки. К ним относится рисование по инструкции простых геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата), домика, человека, куба; срисовывание тех же объектов с образца; изображение по речевой инструкции двух геометрических фигур, связанных пространственными отношениями («треугольник справа от квадрата», «крест под кругом» и т.п.), определение времени по реальным часам со стрелками и по часам с расставленными стрелками, но без циферблата. Исследование речевой сферы направлено на изучение понимания речи, построения высказывания в устной и письменной форме и степени сформированности речевой регуляции психической деятельности. Методический комплекс включает исследование письма под диктовку, чтения, а также специальные пробы, позволяющие оценить возможности ребенка в анализе звукового состава слов и в понимании слов, фраз, текстов. В комплекс входят также пробы, исследующие речевую моторику и артикуляцию, сформированность номинативной функции речи (называние предметов), грамматики и словарного запаса. В процессе нейропсихологического обследования уделяется особое внимание тому, как ребенок выполняет различные речевые инструкции и самостоятельно регулирует с помощью речи свою деятельность. Исследование внимания направлено на оценку динамики и селективности психических процессов. Оно включает как оценку динамических параметров и качества выполнения отдельных перечисленных выше заданий, так и специальные, пробы - отыскивание чисел на таблицах Шульте. Исследование мышления проводится с помощью таких заданий, как выполнение отдельных и серийных (вычитание «от 100 по 7») счетных операций, решение арифметических и логических задач, интерпретация содержания сюжетных картинок, понимание прямого и переносного смысла рассказов, пословиц и метафор. Очевидно, что особенности выполнения всех проб не только дают возможность оценить состояние отдельных психических функций и процессов, но и позволяют судить о степени сформированности таких компонентов психической деятельности, как произвольная регуляция ребенком собственного поведения, возможность самостоятельного выполнения проб и работы совместно с психологом, контроль, критичность к допускаемым ошибкам. Следует также подчеркнуть, что подавляющее большинство описанных выше проб так «портативны» и просты в применении, что могут быть использованы почти полностью в рамках одного обследования, занимающего 40-50 минут (В случае выявления очевидных расстройств в каких-либо составляющих речи их квалификация и коррекция осуществляется совместно с логопедом.). Более того, при применении данных методик нет необходимости в жесткой стандартизации порядка их следования. Достаточно придерживаться принципа чередования проб, направленных на исследование одной и той же функции, с другими заданиями, чтобы не вызывать пресыщения и утомления. Обработка результатов подобного нейропсихологического обследования включает ряд последовательных этапов и позволяет провести их качественный и количественный анализ. Нормальным считается быстрое выполнение задания без ошибок. Как негрубые нарушения интерпретируются те случаи, когда имеют место изменения динамических параметров деятельности (например, замедление ее темпа) и допускаются отдельные ошибки, доступные самостоятельной коррекции. Нарушения оцениваются как грубые, если при выполнении проб допускается много ошибок, доступных коррекции только с помощью обследующего или вообще некорректируемых. Анализ данных о характере допускаемых при выполнении заданий ошибок, о динамических и временных параметрах деятельности, об особенностях реакции ребенка на ошибки и о возможности их самостоятельной коррекции позволяет сделать выводы об уровне сформированности тех или иных функций, об их качественных особенностях, о степени выраженности их дефицитарности. Индивидуальные результаты могут быть при необходимости количественно оценены, статистически обработаны, могут послужить предпосылкой для анализа особенностей развития психических функций в различных группах детей. Апробация данного методического комплекса была проведена в трех общеобразовательных школах г. Москвы. В целом нейропсихологическое обследование прошли 103 учащихся в возрасте от 7 до 12 лет, из них 68 детей были направлены на обследование учителями в связи с трудностями обучения. Контрольную группу составили 35 учащихся, отнесенных педагогами к успевающим в учебе. Данные о количественном соотношении и распределении по возрастным рангам детей в обследованных группах приведены в таблице 2. Выбор успевающих школьников в качестве контрольной группы целесообразен по ряду причин. Во-первых, успевающие и неуспевающие школьники учатся вместе, в одинаковых условиях, т. е. подвергаются сходным микросоциальным и педагогическим влияниям. Во-вторых, представляет специальный интерес выделение особенностей тех психических функций, которые позволяют успешно осваивать школьную программу. В-третьих, нейропсихологическое обследование позволяет и среди успевающих школьников выявить детей, относящихся по определенным показателям к «группам риска», осуществлять прогноз в отношении возможных декомпенсаторных проявлений и определить коррекционные мероприятия, направленные на профилактику декомпенсации. Таблица 2
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |