Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательных функций в младшем школьном возрасте




 

Материал предыдущей главы показывает возможно­сти нейропсихологического синдромного анализа в пси­хологической диагностике когнитивной сферы ребенка, в том числе и для изучения индивидуально-типологи­ческих различий в психическом развитии детей младшего школьного возраста, в частности, для анализа причин школьной неуспеваемости.

Применение нейропсихологических методик для этих целей адекватно и плодотворно потому, что зачас­тую неуспеваемость возникает как прямое или косвенное следствие мозговых дисфункций и асинхроний развития мозга и психических процессов разной степени выра­женности. В таких случаях объективное нейропсихологическое обследование, выявляя даже очень тонкие «пробелы» в состоянии высших психических функций, позволяет сделать точные выводы о деятельности мозга в целом и его отдельных систем. При этом не менее, а может быть и более значимым является выявление сла­бого звена в структуре психических функций, которое в свою очередь должно стать «мишенью» психолого-педагогического воздействия с целью оказания помощи ребенку в преодолении трудностей в обучении.

При построении и проведении такого обследования необходимо в первую очередь учитывать возрастные осо­бенности познавательных процессов и поведения детей. Нежелательно, чтобы обследование было слишком дол­гим. Оптимальная продолжительность обследования со­ставляет 40-50 минут. Предлагаемые тестовые задания должны быть понятны и доступны детям. Другим необ­ходимым правилом является реализация синдромального подхода в обследовании, то есть применяется комплекс методик, который включает в себя исследование произ­вольных движений (праксиса), памяти, различных видов восприятия (гнозиса), пространственных функций, речи и связанных с ней процессов письма и чтения, внима­ния, вербального и невербального мышления.

В методику нейропсихологического обследования входят следующие субтесты.

Исследование произвольных движений направлено на анализ кинестетической, кинетической, пространствен­ной и регуляторной составляющих праксиса и осуществ­ляется с помощью различных проб. Выполнение этих заданий требует воспроизведения различных поз пальцев рук (с закрытыми глазами), воспроизведения по зритель­ному образцу и по речевой инструкции моторных про­грамм (проба «кулак-ребро-ладонь»), двуручных реци-прокных движений (проба на реципрокную координа­цию), различных пространственных поз рук относитель­но тела (пробы Хеда), выбора, фиксации и смены двига­тельного стереотипа (проба на т.н. «реакцию выбора»), копирование серийно организованных графических кон­туров (проба «забор»).

Исследование памяти направлено на изучение объе­ма, скорости и прочности заучивания слухоречевого и зрительного материала. Оно осуществляется с помощью запоминания ряда из пяти слов в заданном порядке («дом-лес-кот-стол-звон»), двух серий слов, следую­щих одна за другой («ночь-игла-пирог», «рама-холод-книга»), двух фраз («В саду за высоким забором росли яблони», «На опушке леса охотник убил волка»), двух рассказов («Курица и золотые яйца», «Галка и голу­би»).

Специальное внимание уделяется исследованию зри­тельной памяти (запоминание пяти контурных фигур, не имеющих словесного эквивалента) и воспроизведению ранее упроченных знаний.

Исследование различных видов восприятия включает методики, направленные на изучение зрительного, аку­стического, тактильного гнозиса. В качестве заданий предлагается опознание различных по сложности изображений предметов, а также портретов известных лиц; оценка и воспроизведение ритмических структур; опо­знание предметов путем осязания; чтение букв и цифр, наносимых на тыльную сторону ладоней.

Исследование пространственных функций произво­дится с помощью набора субтестов, позволяющих оце­нить различные пространственные представления и зри­тельно-конструктивные навыки. К ним относится рисо­вание по инструкции простых геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата), домика, человека, куба; срисовывание тех же объектов с образца; изображение по речевой инструкции двух геометрических фигур, свя­занных пространственными отношениями («треугольник справа от квадрата», «крест под кругом» и т.п.), опреде­ление времени по реальным часам со стрелками и по часам с расставленными стрелками, но без циферблата.

Исследование речевой сферы направлено на изучение понимания речи, построения высказывания в устной и письменной форме и степени сформированности рече­вой регуляции психической деятельности. Методический комплекс включает исследование письма под диктовку, чтения, а также специальные пробы, позволяющие оце­нить возможности ребенка в анализе звукового состава слов и в понимании слов, фраз, текстов. В комплекс входят также пробы, исследующие речевую моторику и артикуляцию, сформированность номинативной функ­ции речи (называние предметов), грамматики и словар­ного запаса. В процессе нейропсихологического обследо­вания уделяется особое внимание тому, как ребенок вы­полняет различные речевые инструкции и самостоя­тельно регулирует с помощью речи свою деятельность.

Исследование внимания направлено на оценку дина­мики и селективности психических процессов. Оно включает как оценку динамических параметров и качест­ва выполнения отдельных перечисленных выше заданий, так и специальные, пробы - отыскивание чисел на таб­лицах Шульте.

Исследование мышления проводится с помощью та­ких заданий, как выполнение отдельных и серийных (вычитание «от 100 по 7») счетных операций, решение арифметических и логических задач, интерпретация со­держания сюжетных картинок, понимание прямого и переносного смысла рассказов, пословиц и метафор.

Очевидно, что особенности выполнения всех проб не только дают возможность оценить состояние отдельных психических функций и процессов, но и позволяют су­дить о степени сформированности таких компонентов психической деятельности, как произвольная регуляция ребенком собственного поведения, возможность само­стоятельного выполнения проб и работы совместно с психологом, контроль, критичность к допускаемым ошибкам. Следует также подчеркнуть, что подавляющее большинство описанных выше проб так «портативны» и просты в применении, что могут быть использованы почти полностью в рамках одного обследования, зани­мающего 40-50 минут (В случае выявления очевидных расстройств в каких-либо со­ставляющих речи их квалификация и коррекция осуществля­ется совместно с логопедом.).

Более того, при применении данных методик нет не­обходимости в жесткой стандартизации порядка их сле­дования. Достаточно придерживаться принципа чередо­вания проб, направленных на исследование одной и той же функции, с другими заданиями, чтобы не вызывать пресыщения и утомления.

Обработка результатов подобного нейропсихологического обследования включает ряд последовательных эта­пов и позволяет провести их качественный и количест­венный анализ.

Нормальным считается быстрое выполнение задания без ошибок. Как негрубые нарушения интерпретируются те случаи, когда имеют место изменения динамических параметров деятельности (например, замедление ее тем­па) и допускаются отдельные ошибки, доступные само­стоятельной коррекции. Нарушения оцениваются как грубые, если при выполнении проб допускается много ошибок, доступных коррекции только с помощью обсле­дующего или вообще некорректируемых.

Анализ данных о характере допускаемых при выпол­нении заданий ошибок, о динамических и временных параметрах деятельности, об особенностях реакции ре­бенка на ошибки и о возможности их самостоятельной коррекции позволяет сделать выводы об уровне сформи­рованности тех или иных функций, об их качественных особенностях, о степени выраженности их дефицитарности. Индивидуальные результаты могут быть при необхо­димости количественно оценены, статистически обра­ботаны, могут послужить предпосылкой для анализа осо­бенностей развития психических функций в различных группах детей.

Апробация данного методического комплекса была проведена в трех общеобразовательных школах г. Моск­вы. В целом нейропсихологическое обследование про­шли 103 учащихся в возрасте от 7 до 12 лет, из них 68 детей были направлены на обследование учителями в связи с трудностями обучения. Контрольную группу со­ставили 35 учащихся, отнесенных педагогами к успе­вающим в учебе. Данные о количественном соотноше­нии и распределении по возрастным рангам детей в об­следованных группах приведены в таблице 2.

Выбор успевающих школьников в качестве кон­трольной группы целесообразен по ряду причин. Во-первых, успевающие и неуспевающие школьники учатся вместе, в одинаковых условиях, т. е. подвергаются сход­ным микросоциальным и педагогическим влияниям. Во-вторых, представляет специальный интерес выделение особенностей тех психических функций, которые позво­ляют успешно осваивать школьную программу.

В-третьих, нейропсихологическое обследование по­зволяет и среди успевающих школьников выявить детей, относящихся по определенным показателям к «группам риска», осуществлять прогноз в отношении возможных декомпенсаторных проявлений и определить коррекционные мероприятия, направленные на профилактику де­компенсации.

Таблица 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.