КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нейропсихологическая диагностика
К вопросу о типологии непатологических вариантов психического развития
Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Занимаются проблемой отклонений в развитии специалисты в области педагогики, психологии, психиатрии, невропатологии. Это определяет различия в используемых подходах к определению основных вариантов нарушений психического развития и их классификации. Для дефиниции отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используется термин «задержка психического развития» (ЗПР). Предполагается, что у этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована и это привело к появлению новых проблем в учебе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк - от «специфической неспособности к обучению», «медленная обучаемость» до «пограничная дебильность». В то же время обычно подчеркивается пограничный характер наблюдаемых нарушений. В основе различных вариантов ЗПР могут лежать разные причины: повреждения и функциональная незрелость нервной системы, педагогическая запущенность. В этиологии нарушений психического развития называют наследственные и экологические факторы, патологию беременности и родов, черепно-мозговые травмы и болезни первых лет жизни, недоедание, неблагоприятные социальные и микросоциальные факторы, педагогическую запущенность, депривацию, двигательные и эмоциональные расстройства и т.д. Более подробный обзор различных подходов к проблеме ЗПР можно найти в работе И.Ф. Марковской (1993). Клинические варианты ЗПР рассматриваются с точки зрения психоорганического синдрома, как правило, так называемого «резидуально-органического» генеза, что подразумевает в качестве причины ЗПР какое-то нарушение работы мозга. Для этих вариантов употребляется также термин «минимальная мозговая дисфункция» (ММД), предложенный Э. Деноффом в 1959 году, для обозначения нескольких важнейших симптомов, возникающих в результате поражения мозга: трудности обучения в школе, трудности у ребенка с контролем собственной активности и поведения в целом. В разных странах существует более 32 терминов, обозначающих это состояние, но ни одно из них не описывает полностью все нарушения, имеющиеся у этих детей. В 1969 году в Национальном институте неврологических заболеваний и слепоты (NINDS) были опубликованы работы: «Минимальная мозговая дисфункция у детей» и «Дисфункция процессов обработки информации в ЦНС», где были освещены научные аспекты проблемы. Г.Б. Леви считает, что существо дела лучше всего отражает термин «дисфункция процесса обработки информации в ЦНС», однако термин ММД слишком широко укрепился в практике, чтобы его менять. В работах таких авторов, как Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, А.И. Захаров и др. рассматриваются классификации различных форм ЗПР. Например, В.В. Лебединский выделяет такие варианты психического дизонтогенеза или аномалий развития, как: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие. В этой классификации, как и во многих других, основным является выделение форм нарушений психического развития, которые носят стойкий, часто необратимый характер. В то же время следует выделить ряд отклонений психического развития, которые можно было бы расположить в диапазоне «норма - пограничные состояния» и которые только по некоторым своим характеристикам приближаются к наиболее легким формам ЗПР (В ряде случаев для обозначения этих форм ЗПР применяется термин ЗТПР (задержка темпов психического развития.). В основе одних из них может лежать дефицит, обусловленный недостаточной сформированностью (свойственной определенному возрастному периоду) психических функциональных систем. Причиной этому может быть отставание в темпах формирования нейрофизиологических функциональных систем, основной базы, на которой развертываются формирующиеся психические процессы («функциональные органы» по А.Н. Леонтьеву). При нормальных темпах морфогенеза мозговых структур причина лежит за пределами «невостребованного» мозга и связана с недостатком педагогических и социальных воздействий. Этот дефицит не связан с патологией мозга или психики ребенка и имеет обратимый характер при соответствующей работе с ребёнком. Выше приводились данные о том, что лишь 50% детей достигают уровня школьной зрелости в шесть лет. Такое изменение в формировании функциональных систем в последующем будет обозначаться как «иррегулярность психического развития» ребенка (ИПР). Смысл, вкладываемый в термин «иррегулярность психического развития», означает отклонение от нормы, неподчиненность определенному порядку, неравномерность, возникающая в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка и несвязанная с какой-либо патологией мозга или психики ребенка. Причиной других отклонений психического развития могут быть микрофункциональные нарушения мозга. Изменения в психическом развитии при таких нарушениях занимают особое и статистически значимое место в связи со школьной неуспеваемостью и соотносятся с «минимальными мозговыми дисфункциями» (ММД). В этом случае происходит изменение функционирования отдельных мозговых структур или мозга в целом. Формирование психических функциональных систем вследствие этого осуществляется специфическим образом, нехарактерным для соответствующего возрастного периода и базирующемся нередко на стихийном включении компенсаторных механизмов. В данном контексте рассматриваются такие спонтанно компенсированные формы ММД, за которыми не скрывается явно выраженная патология, но есть своеобразно измененное, в силу компенсации, функционирование нейрофизиологических и психических функциональных систем, которое может быть зафиксировано и объективными методами обследования. По данным различных авторов, количество детей с ММД составляет до 30% в популяции, и их количество возрастает. Так, медицинские обследования выявили до 21% детей с такими нарушениями в детских садах и до 53% - в детских домах. Характерно, что ММД в дошкольном периоде онтогенеза достаточно часто не попадают в поле зрения родителей и воспитателей детских садов в силу своей минимальности и парциальности. Переход к освоению нового для ребенка вида деятельности - обучению создает сенсибилизированные условия для психики. В это время может обнаружиться указанный выше дефицит, затрудняющий последующее полноценное усвоение школьной программы. Не менее важно отметить, что у детей с ИПР или ММД в условиях нагрузок, связанных с адаптацией к учебному процессу, может иметь и такая форма декомпенсации, как регресс некоторых недостаточно сформированных и закрепленных в индивидуальном опыте психических функций. Накопленные к настоящему времени данные позволяют говорить о том, что подобная декомпенсация обнаруживается и приводит к сбоям в учебной деятельности не только (и не всегда) у детей 6-7 лет, но и позднее - в возрасте 9 и 11-12 лет. В это время ребенок сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок, расширяется количество школьных дисциплин, растет темп подачи материала и его объем, возникают проблемы, связанные с адаптацией к индивидуальному стилю педагогов, преподающих разные предметы. К этому присоединяются перестройки в деятельности систем организма, обусловленные половым созреванием. Одновременно существенную нагрузку на психику и центральную нервную систему оказывает влияние смена ведущей деятельности в сторону приоритета общения, формирования самосознания и т.п. Все эти факторы могут привести у детей с ИПР или ММД к снижению уровня функционирования «слабых» звеньев психических функциональных систем и возникновению трудностей обучения именно на этом возрастном этапе. Следует отметить, что в группу риска при этом могут попасть дети, ранее справлявшиеся с учебной программой. В завершение можно сказать, что в сферу внимания нейропсихологической диагностики детей должны войти не только дети с клиническими формами нарушения психического развития, но и здоровые дети, находящиеся в диапазоне «норма - пограничные состояния». Основной задачей нейропсихологического обследования в этом случае становится, с одной стороны, выявление индивидуальных особенностей психического развития детей, обусловленных индивидуальной спецификой их мозговой организации, т.е. получение данных, позволяющих осуществлять индивидуальный подход к ребенку в процессе обучения. С другой стороны - это выявление детей с субклиническими формами отклонений в психическом развитии, которые нуждаются в профилактике или специальной (неврологической, логопедической и др.) помощи для предотвращения пере хода этих отклонений в клинические формы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |