Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние различных видов произвольных движений у младших школьников




Данные о количестве обследованных детей и их возрасте

 

Группа Возраст Успевающие Неуспевающие
7-8 лет    
9-10    
11-12    
всего 35 *  

 

* Среди успевающих школьников было 28 девочек и 7 мальчиков, среди неуспевающих - 14 девочек и 54 мальчика.

 

Представляется целесообразным сначала представить основные, наиболее информативные результаты исследо­вания в соответствии со схемой рассмотрения отдельных психических функций, а затем на основании обобщения этих данных выделить качественно специфичные типы функционирования различных мозговых зон и систем в младшем школьном возрасте.

Исследование произвольных движений позволяет сде­лать вывод о том, что уровень их сформированности у успевающих детей имеет возрастную динамику (таблица 3). Наиболее медленно формируется у детей пространственная организация движений. В возрасте 7-8 лет лишь половина детей без ошибок выполняет пробы, требующие воспроизведения по образцу различных про­странственных положений правой и левой рук. Харак­терно, что и к 11-12 годам у небольшого процента детей (у 10%) встречаются незначительные ошибки при вы­полнении этих заданий.

 

 

Таблица 3

 

Проба Группы школьников Возраст, лет ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ
нормальные негрубые нарушения выраженные нарушения
Перенос поз пальцев руки по кинестетическому образцу Успевающие 7-8 67 *   --
9-10      
11-12   -- --
Неуспевающие 7-8      
9-10      
11-12     --
Пространственный праксис (пробы Хеда) Успевающие 7-8      
9-10      
11-12     --
Неуспевающие 7-8   --  
9-10      
11-12      
Реципрокная координация Успевающие 7-8      
9-10      
11-12   -- --
Неуспевающие 7-8      
9-10      
11-12      
«Кулак-ребро-ладонь» Успевающие 7-8     --
9-10      
11-12     --
Неуспевающие 7-8      
9-10      
11-12      

 

* Процент испытуемых определенного возраста, продемон­стрировавших соответствующий уровень выполнения пробы.

 

Серьезные затруднения вызывает у всех детей также проба «кулак-ребро-ладонь», с помощью которой ис­следуется динамический (кинетический) праксис. Ее вы­полнение требует не только хорошей «мелодии» движе­ний, но и запоминания пространственных характеристик элементов моторной программы, их порядка, включения в деятельность произвольной регуляции с помощью внешней и внутренней речи. Лишь 70% успевающих школьников в возрасте 11-12 лет удается нормальное выполнение этой пробы.

У неуспевающих школьников аналогичные затрудне­ния встречаются значительно чаще, приобретая порой характер дефекта. Достаточно сказать, что 73% неуспе­вающих школьников в возрасте 7-8 лет практически не справляются с пространственными перешифровками в пробах Хеда. Не менее выражен у них и дефект при вы­полнении пробы «кулак-ребро-ладонь» (таблица 3).

Исследование памяти показало, что с увеличением возраста изменяется ряд параметров этой психической функции. У успевающих школьников можно констати­ровать увеличение с возрастом объема непосредствен­ного воспроизведения в слухоречевой и зрительной па­мяти, уменьшение количества предъявлений, необходи­мых для заучивания (таблица 4). У успевающих школь­ников с увеличением возраста повышается устойчивость следов памяти к интерферирующим воздействиям, осо­бенно в слуховой модальности (таблицы 4 и 5).

Неуспевающие учащиеся обнаруживают достаточно выраженное снижение показателей по указанным пара­метрам памяти (таблицы 4 и 5). Дефицит функции мо­жет усугубляться с увеличением возраста детей при от­сутствии адекватных коррекционных воздействий.

Таблица 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.