КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состояние различных видов произвольных движений у младших школьников
Данные о количестве обследованных детей и их возрасте
* Среди успевающих школьников было 28 девочек и 7 мальчиков, среди неуспевающих - 14 девочек и 54 мальчика.
Представляется целесообразным сначала представить основные, наиболее информативные результаты исследования в соответствии со схемой рассмотрения отдельных психических функций, а затем на основании обобщения этих данных выделить качественно специфичные типы функционирования различных мозговых зон и систем в младшем школьном возрасте. Исследование произвольных движений позволяет сделать вывод о том, что уровень их сформированности у успевающих детей имеет возрастную динамику (таблица 3). Наиболее медленно формируется у детей пространственная организация движений. В возрасте 7-8 лет лишь половина детей без ошибок выполняет пробы, требующие воспроизведения по образцу различных пространственных положений правой и левой рук. Характерно, что и к 11-12 годам у небольшого процента детей (у 10%) встречаются незначительные ошибки при выполнении этих заданий.
Таблица 3
* Процент испытуемых определенного возраста, продемонстрировавших соответствующий уровень выполнения пробы.
Серьезные затруднения вызывает у всех детей также проба «кулак-ребро-ладонь», с помощью которой исследуется динамический (кинетический) праксис. Ее выполнение требует не только хорошей «мелодии» движений, но и запоминания пространственных характеристик элементов моторной программы, их порядка, включения в деятельность произвольной регуляции с помощью внешней и внутренней речи. Лишь 70% успевающих школьников в возрасте 11-12 лет удается нормальное выполнение этой пробы. У неуспевающих школьников аналогичные затруднения встречаются значительно чаще, приобретая порой характер дефекта. Достаточно сказать, что 73% неуспевающих школьников в возрасте 7-8 лет практически не справляются с пространственными перешифровками в пробах Хеда. Не менее выражен у них и дефект при выполнении пробы «кулак-ребро-ладонь» (таблица 3). Исследование памяти показало, что с увеличением возраста изменяется ряд параметров этой психической функции. У успевающих школьников можно констатировать увеличение с возрастом объема непосредственного воспроизведения в слухоречевой и зрительной памяти, уменьшение количества предъявлений, необходимых для заучивания (таблица 4). У успевающих школьников с увеличением возраста повышается устойчивость следов памяти к интерферирующим воздействиям, особенно в слуховой модальности (таблицы 4 и 5). Неуспевающие учащиеся обнаруживают достаточно выраженное снижение показателей по указанным параметрам памяти (таблицы 4 и 5). Дефицит функции может усугубляться с увеличением возраста детей при отсутствии адекватных коррекционных воздействий. Таблица 4
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |