КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В нейропсихологической диагностике познавательной сферы
Роль тестирования памяти МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Изучение памяти занимает особое место в процедуре. Память может выступать в качестве базисной функции в диагностическом нейропсихологическом обследовании в силу следующих ее особенностей: - обладает высокой сензитивностью к изменению функциональных состояний мозга; - является интегративной для ряда других психических процессов, таких, как мышление, восприятие, речь и др., оказывая влияние на их развитие и вместе с тем позволяя в отдельных составляющих памяти достаточно хорошо «высветить» уровень развития этих процессов и их особенности; - достаточно хорошо изучена в общепсихологическом контексте с точки зрения различных звеньев и составляющих ее структуры; - хорошо изучена в нейропсихологическом контексте с точки зрения связи различных параметров памяти с работой определенных структур мозга; - удобна для количественной оценки; - значима в контексте учебной деятельности. Следует указать на условность выделения отдельных психических функций при обследовании, поскольку психика формируется не как совокупность независимых, самодостаточных частей, а как единое целое, отдельные части которого взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В силу этого уровень развития отдельной психической функции может свидетельствовать о состоянии и других функций, с которыми она имеет общие звенья. Нейропсихологические исследования структурно-функциональных основ памяти предполагают решение двух групп вопросов. Первая из них направлена на анализ роли отдельных мозговых структур в обеспечении процессов памяти, связанных с ней других психических функций и поиском тех физиологических условий (механизмов), которые характерны для работы этих структур. Вторая - связана с анализом психологической структуры процессов памяти (процессов запоминания, сохранения и воспроизведения) и выявлением роли отдельных звеньев этой структуры в осуществлении целостного процесса памяти. Решение этих вопросов позволяет раскрыть проблему мозговой организации памяти и уточнить ее психологическую структуру, а также понять ее связь с другими психическими процессами. Нейропсихологический подход к изучению памяти в этом контексте заключается, во-первых, в выявлении позвеньевого состава психических функциональных систем памяти, где каждое звено «отвечает» за свой аспект, параметр мнестической деятельности, проявляющийся на поведенческом уровне. Во-вторых, он позволяет определить состав мозговых зон, объединяющихся в нейрофизиологические функциональные системы для обеспечения процессов памяти и роль каждой из них в этом объединении. В третьих - дает возможность оценить, в силу каких причин и как нарушается полноценная работа всей системы памяти и отдельных ее составляющих. Для исследования познавательной сферы ребенка с помощью диагностики разных видов памяти была разработана методика, позволяющая с учетом изложенных в главе I принципов психического развития ребенка проводить анализ причин школьной неуспеваемости младших школьников.
4.2. Методика нейропсихологической диагностики памяти «ДиаКор»
Комплексная методика нейропсихологического обследования памяти состоит из трех блоков, каждый из которых включает в себя набор субтестов, необходимых для оценки состояния памяти в одной из трех основных модальностей: слухоречевой, зрительной и двигательной. Ниже приводятся основные принципы работы с методикой, более подробно познакомиться с ней можно в книге «Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников» (Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М.: Интел-Тех, 1994.). Тестировалось запоминание двух групп слов и фигурок по три в каждой, которые предъявлялись последовательно, одна за другой, а затем поочередно воспроизводились. Эти тесты показали свою эффективность в нейропсихологических исследованиях, как наиболее чувствительные к различным изменениям памяти. Тесты были модифицированы за счет подбора групп слов и фигурок, объединенных общими фонетическими, семантическими (слова) и графическими, перцептивными (фигурки) признаками. При этом в тестах, относящихся к перечисленным блокам, использовался стимульный материал, относящийся к разным уровням организации мнестической деятельности: запоминание элементов, не связанных между собой, и запоминание стимулов, объединенных общим признаком, который обследуемый может самостоятельно выделить и использовать при запоминании. Это позволяло исследовать память в ее связи с другими процессами, такими, как восприятие, мышление, речь и т.д.
I. Исследование слухоречевой памяти проводится с помощью тестов на запоминание двух групп по три слова с последующим воспроизведением каждой из них: а) слова в группах сходны по звучанию, ритмически сгруппированы: 1 группа: «рана-пена-тина»; 2 группа: «мина-сено-шина»; б) слова в группах относятся к одному родовому понятию: 1 группа: «утка-зубр-краб»; 2 группа: «волк-грач-удав»; в) заучивание серии слов, с последующим выполнением задания объединить их в рассказ (зима-поле-снег-река-лед-зверь-птица).
II. Исследование зрительной памяти: а) запоминание серии фигур в заданном порядке: Запоминание двух групп по три фигуры с последующим воспроизведением каждой из триад: б) фигуры в группах имеют общий признак (графическая категоризация):
в) фигуры в каждой из групп доступны объединению в единый структурно-целостный контур (перцептивная целостность, гештальт):
III. Исследование двигательной памяти включает тесты на запоминание серии поз пальцев на руке (при отсутствии зрительного контроля, на основе кинестетической афферентации) с последующим воспроизведением каждой позы противоположной рукой: а) позы запоминаются и воспроизводятся на правой руке: вытянуты 2-й, 3-й палец, остальные сжаты; 1-й и 2-й палец в кольце; вытянуты 3-й, 4-й, 5-й пальцы; 1-й и 4-й пальцы в кольце; вытянуты 2-й и 5-й пальцы; б) позы запоминаются и воспроизводятся на левой руке: 1-й, 2-й пальцы в кольце; 2-й, 5-й пальцы вытянуты; 3-й, 4-й, 5-й пальцы вытянуты; 1-й, 4-й пальцы в кольце; 2-й, 3-й пальцы вытянуты; в) перенос позы с правой руки на левую; г) перенос позы с левой руки на правую.
IV. Дополнительно исследовались латеральные признаки при помощи теста «Шкала латеральных признаков» с целью выявления профиля латерализации обследуемого школьника, который должен учитываться при решении диагностических задач.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |