Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прочность зрительной и слухоречевой памяти у младших школьников




Показатели зрительной и слухоречевой памяти у младших школьников

 

Тип пробы Группы школьников Возраст, лет ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ
количество непосредственно воспроизводимых элементов количество предъявлений, необходимых для заучивания количество элементов, воспроизведённых после интерференции*
Заучивание 5 фигур Успевающие 7-8 1,8 2,6 4,9
9-10 2,3 2,4 4,8
11-12 3,7 2,1  
Неуспевающие 7-8 1,8 3,6 3,9
9-10 1,8 3,5 3,8
11-12 2,6 2,9 4,4
Заучивание 5 слов Успевающие 7-8 3,4   4,8
9-10 3,8 2,2  
11-12 4,1 1,6  
Неуспевающие 7-8 2,8 3,1 3,9
9-10 3,2 2,8 4,7
11-12 2,7 3,4  

 

* Интерференция - отвлекающая задача между запомина­нием и воспроизведением. Ухудшение воспроизведения после неё указывает на повышенную тормозимость следов памяти.

 

Таблица 5

 

Тип пробы Группы школьников Возраст, лет ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ
нормальное (после интерференции воспроизведены верно все 5 элементов) нарушенное (есть ошибки или пропуски)
Заучивание 5 фигур Успевающие 7-8 90*  
9-10    
11-12   --
Неуспевающие 7-8    
9-10    
11-12    
Заучивание 5 слов Успевающие 7-8    
9-10   --
11-12   --
Неуспевающие 7-8    
9-10    
11-12    

 

* Процент испытуемых определенного возраста, продемон­стрировавших соответствующий уровень выполнения проб.

Качественный анализ ошибок показал, что, хотя они имеют место у всех школьников, в подгруппе неуспе­вающих наряду с трудностями усвоения порядка элемен­тов и искажениями слов и фигур при воспроизведении возникают и специфические для данной категории школьников ошибки типа инертных повторов одних и тех же элементов стимульного ряда. Анализ возрастной динамики частоты встречаемости различных типов оши­бок свидетельствует о том, что у успевающих школьников с увеличением возраста количество ошибок имеет четкую тенденцию к снижению или исчезновению, в то время как у неуспевающих эта тенденция себя не обна­руживает.

Исследование различных видов восприятия показало, что наиболее информативной в диагностическом и про­гностическом смысле является оценка акустического не­речевого гнозиса (восприятие и воспроизведение ритми­ческих структур). Для успевающих учащихся младших возрастов наибольшую трудность представляет задача на определение количества ударов в ритмической группе как для простых, так и для серийных ритмических ком­плексов. При этом воспроизведение структур по слухо­вому образцу и особенно по речевой инструкции осуще­ствлялось очень успешно. Такая диссоциация, на наш взгляд, свидетельствует о возрастной гетерохронии в раз­витии функций, обеспечиваемых левым и правым полу­шариями мозга. У неуспевающих школьников затрудне­ния в оценке ритмических структур сохраняются на всех возрастных этапах, а в младшем школьном возрасте дос­тигают уровня дефекта. Так, у 56% школьников в возрас­те 7-8 лет обнаруживаются стойкие ошибки в оценке предъявляемых в быстром темпе простых ритмов (как правило в сторону переоценки). Кроме того, у них часто нарушается и выполнение ритмических структур по ре­чевой инструкции (таблица 6). В старших возрастных группахнеуспевающих школьников процент нарушений не только не уменьшается, но в ряде случаев значитель­но увеличивается. Это может указывать на отсутствие или снижение у данной категории детей положительной возрастной динамики в состоянии акустического нерече­вого гнозиса (вплоть до регресса функции).

 

Таблица 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.