КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качественные показатели состояния памяти
В качественном анализе ошибок, допускаемых при тестировании, учитывались следующие их типы. 1. Пропуски элементов стимульного ряда рассматривались как проявление действия механизма интерференции, который мог влиять на такие параметры памяти, как эффективность запоминания и прочность сохранения следов. Например, ребенок 7 лет воспроизводит повторно две группы слов: рана-пена; мена-сина-шина. В этом случае пропущено три слова из стимульного ряда, что соответствует трем ошибкам. 2. Персеверации - многократные повторения одних и тех же элементов стимульного ряда. Замены - появление в воспроизведении элементов, которых не было в стимульном ряду. Литеральные и вербальные парафазии - замены слов стимульного ряда на слова, близкие по звучанию или по смыслу. Параграфии - замены фигурок стимульного ряда другими, схожими по начертанию. Эти ошибки рассматривались как следствие недостаточной сформированности активного контроля, произвольной регуляции - с одной стороны, и мыслительных операций, связанных с включением стимулов в системы смысловых и перцептивных связей - с другой стороны. Они отражают состояние таких параметров памяти, как стабильность регуляции и контроля, устойчивость семантической отнесенности (стабильность удержания и выбора стимула из семантического или перцептивного поля). Также эти ошибки указывают на связь памяти с такими функциями, как внимание, зрительное и слухоречевое восприятие, мышление. Например, ребенок 9-ти лет воспроизводит две группы слов: утка-зубр-краб; утка-краб -волк- удав. Выделено повторение (персеверация) двух слов. Ребенок 8-ми лет: рама-Ира-тина; мина-сено. Здесь можно видеть замену (Ира) и литеральную парафазию (рама вместо рана). Ребенок 10-ти лет: утка-зубр-краб; волк-питон-удав. В воспроизведении использовано слово «питон», являющееся вербальной парафазией по отношению к слову «удав». Ребенок 9-ти лет воспроизводит фигурки: . Вместо фигурки воспроизведена близкая по начертанию фигурка 3. Ошибки в воспроизведении порядка стимулов рассматриваются как проявление дефицита произвольной регуляции (ригидный тип ошибок) и пространственное организации перцептивного поля восприятия (неустойчивый тип ошибок). Например, ребенок 7-ми лет воспроизводит серию слов сначала как «зима-лед-снег-поле-птица». При последующих воспроизведениях «зима - лед - снег - птица - снег - река»; «река - лед - зверь - снег - птица - поле - зима»; «зима - лед - снег - птица - зверь - зима - поле». Если сопоставить припоминаемые слова с их местом в стимульном ряду, то воспроизведения будут выглядеть следующим образом: 1, 5, 3, 2, 7; 1, 5, 3, 6, 7, 3, 4; 4, 5, 6, 3, 7, 2, 1; 1, 5, 3, 7, 6, 1, 2. Здесь видно, что устойчиво, инертно ставятся не на свое место элементы 5 и связка элементов 3, 7 (они выделены и подчеркнуты) - это ошибки ригидного типа. Другие выделенные и не подчеркнутые элементы в каждом новом воспроизведении расставляются на произвольные места - это ошибки неустойчивого типа. Другой тип ошибок связан с пространственной организацией перцептивного поля - это ошибки в воспроизведении пространственных характеристик стимула. Появление такого типа ошибок обусловлено несформированностью таких параметров памяти, как стабильность регуляции и контроля, сохранение пространственных характеристик стимула, стабильность перцептивной организации стимула. Эти ошибки могут быть связаны также с пространственно-временной организацией других психических функций. Например, ребенок 8-ми лет воспроизводит серию фигурок: фигурка при воспроизведении оказывается зеркально переориентированной 4. Ошибки, связанные с переводом следов на более высокий уровень смысловой организации, в задаче объединения слов в рассказ. Здесь требуется включение следов в смысловые связи, подчиненные сохранению последовательности их формирования (программе, задаваемой стимульным рядом), а также определенной логико-грамматической системе. В то же время они отражают связь процессов памяти с процессами вербально- Например, ребенок 9-ти лет так объединяет, соблюдая порядок слов, стимульный ряд «зима - поле - снег - река - лед - зверь - птица» в рассказ: Земля бывает черной, а пшеничное поле желтое.\\ Зверь живет в лесу, а птица в воздухе.\\ И на земле лед скользкий, бесцвет-ный.\\ Река зеленая.\\ Сугроб белый. Видно, что ребенок не использовал все слова, не соблюдается их порядок. Текст разбит на ряд отрезков, в которых не прослеживается общая логическая связь, заложенная в наборе стимульных слов. 5. Кинестетические и кинетические ошибки проявляются в трудностях воспроизведения позы пальцев на руке и переносом позы пальцев на другую руку. Например, ребенок 7-ми лет при выполнении пробы 2-й и 3-й палец вытягивает, остальные сжаты, вытягивает 3-й и 4-й пальцы; при переносе с правой руки на левую пробы 1-й и 4-й пальцы в кольце, соединяет в кольцо 1-й и 3-й пальцы. Такие ошибки обусловлены недостаточным функционированием систем, обеспечивающих межполушарное взаимодействие и формирование кинестетической и кинетической схем движения. Они не являются только феноменом, относящимся к памяти, и проявляются в трудностях письма, чтения и др.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |