КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отклонения в развитии памяти у детей группы риска
Нейропсихологический профиль
Соотнесение выделенных параметров с различными участками мозга позволяет сделать вывод о степени включенности тех или иных структур мозга в нейрофизиологические функциональные системы памяти. С точки зрения рассмотренных выше фактов наиболее интенсивно включены в процессы формирования (являются ведущими) различные структуры задних и передних отделов левого полушария. Меньшая «включенность» отмечается в отношении структур задних отделов правого полушария. Чтобы описать их интеграцию, следует ввести понятие «позитивного нейропсихологического синдрома развития». Основным фактором здесь выступает развитие памяти, а образующими синдром «позитивными симптомами» становятся те параметры разных видов памяти, которые получают наиболее выраженное развитие в этом возрастном периоде. Такой синдром соотносится с интегративной работой мозга, каждый отдел которого вносит в нее специфический вклад. В то же время гетерохронное созревание мозговых структур предполагает, что участие отдельных из них в этой интеграции может иметь разную продуктивность. Нейропсихологическое обследование позволяет выявить этот вклад посредством квалификации ошибок, рассматриваемых как симптомы, допускаемых ребенком и отражающих продуктивность работы соответствующего звена психических функций и соответствующей зоны мозга. Разные составляющие памяти связаны в своем функционировании с работой разных мозговых структур. В этой связи вопрос топической локализации синдрома может быть решен через понятие распределенной локализации, то есть совместного (и наиболее активного на данный момент) участия ряда структур мозга в формировании функциональных систем памяти. При таком подходе к топической диагностике позитивный нейропсихологический синдром развития памяти в возрасте 7-10 лет связан с более активным включением задних отделов левого полушария мозга в формирование функциональных отделов памяти, а также с включением передних отделов левого и задних отделов правого полушария мозга. Порядок, в котором здесь располагаются отделы мозга, означает их значимость для развития психических функций.
Варианты отклонений в развитии памяти
В группы риска были отобраны дети, показатели тестирования которых превышали нормативные значения на величину 0,55. Это составляет около 30% обследованной популяции (51 ребенок из 165 обследованных) и соответствует литературным данным разных авторов относительно общего количества неуспевающих школьников. Можно разделить группу риска на ряд подгрупп, в которых наблюдается превышение показателей только по одному виду памяти или по различным сочетаниям слухоречевой, зрительной и двигательной памяти. В данном контексте будут рассмотрены только два варианта из всех возможных. Внутри каждой возрастной группы были выделены варианты по критерию большего преобладания штрафных баллов по слухоречевой или по зрительной памяти и затем эти группы сопоставлялись между собой. Анализ показателей тестирования группы с преобладанием штрафных баллов по слухоречевой памяти (всего 27 человек по всем возрастным группам) выявил ряд параметров, по которым имелось превышение абсолютных нормативных показателей (больше + 0,5δ) во всех возрастных группах. Эти параметры следующие: устойчивость к интерференции (3), эффективность заучивания (1), объем непосредственной памяти (5), стабильность регуляции и контроля (4) в слухоречевой памяти; стабильность регуляции и контроля в зрительной памяти (14); наличие смыслового объединения стимулов (7), сохранение порядка стимулов по ригидному типу (8) в слухоречевой памяти, сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу в зрительной памяти (19). Ниже нормативных были показатели параметров: прочность следов (12), сохранение порядка стимулов по ригидному типу (18) в зрительной памяти; сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу в слухоречевой памяти (9); сохранение пространственных характеристик стимулов в зрительной памяти (17). Если рассматривать в качестве «негативных симптомов» параметры, по которым наблюдались отклонения от нормативных показателей, то можно описать соответствующий «негативный нейропсихологический синдром развития слухоречевой памяти». В его состав войдут такие симптомы, как: повышенная тормозимость слухоречевых следов интерферирующими воздействиями, трудности заучивания слухоречевых стимулов, несмотря на многократные предъявления материала, снижение объема воспроизведения слухоречевого материала непосредственно после предъявления, большое количество персевераций и замен при припоминании слухоречевого и зрительного материала, трудности в смысловом объединении слухоречевых стимулов, нарушение запоминания порядка слухоречевых стимулов в виде инертных стереотипов и неустойчивость в сохранении порядка зрительных стимулов. При соотнесении этих параметров с соответствующими мозговыми структурами можно определить распределенную топическую локализацию этого синдрома (с ранжированием по вкладу мозговых зон, инициирующих соответствующие «симптомы»). Она будет выглядеть следующим образом - задние и передние отделы левого полушария - передние отделы правого полушария. Это означает, что в формировании системы слухоречевой памяти возможен функциональный дефицит, связанный с работой в первую очередь мозговых зон левого полушария, а также передних отделов правого полушария (После выхода первого издания книги получены уточненные результаты по большому количеству испытуемых (около 500 детей).). Результаты тестирования группы риска, в которой преобладают штрафные баллы по зрительной памяти (всего 24 ребенка по всем возрастным группам), также выявил ряд параметров, по которым имелось превышение абсолютных нормативных показателей (больше + 0,5δ) во всех возрастных группах. Это следующие параметры: устойчивость к интерференции (13) и эффективность заучивания (11) в зрительной памяти; объем непосредственной памяти (5) и стабильность регуляции и контроля (4) в слухоречевой памяти; стабильность регуляции и контроля (14) и семантическая устойчивость (16) в зрительной памяти. Нет превышения нормативных показателей по параметрам: эффективность заучивания (1), прочность следов (2), устойчивость к интерференции (3), наличие смыслового объединения стимулов (7) в слухоречевой памяти; сохранение порядка стимулов по ригидному типу в слухоречевой (8) и зрительной (18) памяти. На основе выявленных отклонений в показателях можно описать совокупность симптомов «негативного нейропсихологического синдрома развития зрительной памяти». В него войдут: повышенная тормозимость зрительных следов интерферирующими воздействиями, трудности заучивания зрительных стимулов, несмотря на многократные предъявления материала, сужение объема непосредственного запоминания зрительного материала, персеверации и замены при воспроизведении, ошибки при воспроизведении зрительно предъявляемых фигурок по типу параграфий. Кроме этого наблюдаются персеверации и замены и в слухоречевой памяти. Распределенная топическая локализация этого синдрома (с учетом степени вовлеченности мозговых зон): передние отделы правого полушария - задние отделы левого и правого полушарий. Это означает, что в формировании системы зрительной памяти возможен функциональный дефицит, связанный с работой мозговых зон левого полушария, а также задних отделов правого полушария.
С целью выявления общих дефицитарных звеньев функциональных систем слухоречевой и зрительной памяти проводилось сравнение описанных выше негативных нейропсихологических синдромов. Были выделены общие (первичные) «симптомы», характерные как для сниженной слухоречевой, так и зрительной памяти. Они соотносились с превышением штрафных баллов по параметрам: 4, 14 - регуляция и контроль в слухоречевой и зрительной памяти; 5 - объем непосредственной слухоречевой памяти.
В то же время при сниженной слухоречевой памяти в синдром включаются «симптомы» ухудшения показателей для параметров: 3 - устойчивость к интерференции в слухоречевой памяти; 1 - эффективность заучивания в слухоречевой памяти.
При сниженной зрительной памяти в синдром включаются «симптомы» ухудшения показателей для параметров: 13 - устойчивость к интерференции в зрительной памяти; 11 - эффективность заучивания в зрительной памяти.
Это может свидетельствовать о том, что основной дефицит в становлении слухоречевой и зрительной памяти связан с недостаточной сформированностью регуляции и контроля в слухоречевых процессах. На это указывает сочетание в нарушениях и зрительной и слухоречевой памяти симптомов снижения регуляции и контроля и симптома сужения объема непосредственной слухоречевой памяти, который близко связан с процессом слухоречевого восприятия. Кроме этого, не исключено, что существуют разные мозговые механизмы, обеспечивающие устойчивость к интерференции в зрительной и слухоречевой памяти. Очевидно, что можно проводить дальнейшую детализацию описанных выше синдромов. Задние и передние отделы левого и правого полушарий мозга не являются однородными образованиями. Они, в свою очередь, состоят из ряда отделов, каждый из которых выполняет определенную функцию в разных психических процессах. Выявление этих функций в общей структуре мнестической деятельности является следующим шагом в описании различных вариантов отклонений развития памяти.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |