Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отклонения в развитии памяти у детей группы риска




Нейропсихологический профиль

 

Соотнесение выделенных параметров с различными участками мозга позволяет сделать вывод о степени включенности тех или иных структур мозга в нейрофи­зиологические функциональные системы памяти.

С точки зрения рассмотренных выше фактов наибо­лее интенсивно включены в процессы формирования (являются ведущими) различные структуры задних и пе­редних отделов левого полушария. Меньшая «включенность» отмечается в отношении структур задних отделов правого полушария.

Чтобы описать их интеграцию, следует ввести поня­тие «позитивного нейропсихологического синдрома раз­вития». Основным фактором здесь выступает развитие памяти, а образующими синдром «позитивными симпто­мами» становятся те параметры разных видов памяти, которые получают наиболее выраженное развитие в этом возрастном периоде.

Такой синдром соотносится с интегративной работой мозга, каждый отдел которого вносит в нее специфиче­ский вклад. В то же время гетерохронное созревание мозговых структур предполагает, что участие отдельных из них в этой интеграции может иметь разную продук­тивность. Нейропсихологическое обследование позволяет выявить этот вклад посредством квалификации ошибок, рассматриваемых как симптомы, допускаемых ребенком и отражающих продуктивность работы соответствующего звена психических функций и соответствующей зоны мозга.

Разные составляющие памяти связаны в своем функционировании с работой разных мозговых структур. В этой связи вопрос топической локализации синдрома может быть решен через понятие распределенной лока­лизации, то есть совместного (и наиболее активного на данный момент) участия ряда структур мозга в формиро­вании функциональных систем памяти.

При таком подходе к топической диагностике пози­тивный нейропсихологический синдром развития памяти в возрасте 7-10 лет связан с более активным включени­ем задних отделов левого полушария мозга в формиро­вание функциональных отделов памяти, а также с вклю­чением передних отделов левого и задних отделов пра­вого полушария мозга.

Порядок, в котором здесь располагаются отделы мозга, означает их значимость для развития психических функций.

 

 

Варианты отклонений в развитии памяти

 

В группы риска были отобраны дети, показатели тес­тирования которых превышали нормативные значения на величину 0,55. Это составляет около 30% обследован­ной популяции (51 ребенок из 165 обследованных) и со­ответствует литературным данным разных авторов отно­сительно общего количества неуспевающих школьников.

Можно разделить группу риска на ряд подгрупп, в которых наблюдается превышение показателей только по одному виду памяти или по различным сочетаниям слу­хоречевой, зрительной и двигательной памяти. В данном контексте будут рассмотрены только два варианта из всех возможных.

Внутри каждой возрастной группы были выделены варианты по критерию большего преобладания штраф­ных баллов по слухоречевой или по зрительной памяти и затем эти группы сопоставлялись между собой.

Анализ показателей тестирования группы с преобла­данием штрафных баллов по слухоречевой памяти (всего 27 человек по всем возрастным группам) выявил ряд па­раметров, по которым имелось превышение абсолютных нормативных показателей (больше + 0,5δ) во всех возрастных группах.

Эти параметры следующие: устойчивость к интерфе­ренции (3), эффективность заучивания (1), объем непо­средственной памяти (5), стабильность регуляции и кон­троля (4) в слухоречевой памяти; стабильность регуляции и контроля в зрительной памяти (14); наличие смысло­вого объединения стимулов (7), сохранение порядка стимулов по ригидному типу (8) в слухоречевой памяти, со­хранение порядка стимулов по неустойчивому типу в зрительной памяти (19).

Ниже нормативных были показатели параметров: прочность следов (12), сохранение порядка стимулов по ригидному типу (18) в зрительной памяти; сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу в слухоречевой памяти (9); сохранение пространственных характеристик стимулов в зрительной памяти (17).

Если рассматривать в качестве «негативных симпто­мов» параметры, по которым наблюдались отклонения от нормативных показателей, то можно описать соответст­вующий «негативный нейропсихологический синдром развития слухоречевой памяти».

В его состав войдут такие симптомы, как: повышен­ная тормозимость слухоречевых следов интерферирую­щими воздействиями, трудности заучивания слухорече­вых стимулов, несмотря на многократные предъявления материала, снижение объема воспроизведения слухоречевого материала непосредственно после предъявления, большое количество персевераций и замен при припо­минании слухоречевого и зрительного материала, труд­ности в смысловом объединении слухоречевых стимулов, нарушение запоминания порядка слухоречевых стимулов в виде инертных стереотипов и неустойчивость в сохра­нении порядка зрительных стимулов.

При соотнесении этих параметров с соответствую­щими мозговыми структурами можно определить рас­пределенную топическую локализацию этого синдрома (с ранжированием по вкладу мозговых зон, инициирующих соответствующие «симптомы»). Она будет выглядеть сле­дующим образом - задние и передние отделы левого по­лушария - передние отделы правого полушария.

Это означает, что в формировании системы слухоре­чевой памяти возможен функциональный дефицит, свя­занный с работой в первую очередь мозговых зон левого полушария, а также передних отделов правого полуша­рия (После выхода первого издания книги получены уточненные результаты по большому количеству испытуемых (около 500 детей).).

Результаты тестирования группы риска, в которой преобладают штрафные баллы по зрительной памяти (всего 24 ребенка по всем возрастным группам), также выявил ряд параметров, по которым имелось превыше­ние абсолютных нормативных показателей (больше + 0,5δ) во всех возрастных группах. Это следующие параметры: устойчивость к интерференции (13) и эффек­тивность заучивания (11) в зрительной памяти; объем непосредственной памяти (5) и стабильность регуляции и контроля (4) в слухоречевой памяти; стабильность ре­гуляции и контроля (14) и семантическая устойчивость (16) в зрительной памяти.

Нет превышения нормативных показателей по пара­метрам: эффективность заучивания (1), прочность следов (2), устойчивость к интерференции (3), наличие смысло­вого объединения стимулов (7) в слухоречевой памяти; сохранение порядка стимулов по ригидному типу в слу­хоречевой (8) и зрительной (18) памяти.

На основе выявленных отклонений в показателях можно описать совокупность симптомов «негативного нейропсихологического синдрома развития зрительной памяти». В него войдут: повышенная тормозимость зри­тельных следов интерферирующими воздействиями, трудности заучивания зрительных стимулов, несмотря на многократные предъявления материала, сужение объема непосредственного запоминания зрительного материала, персеверации и замены при воспроизведении, ошибки при воспроизведении зрительно предъявляемых фигурок по типу параграфий. Кроме этого наблюдаются персеве­рации и замены и в слухоречевой памяти.

Распределенная топическая локализация этого син­дрома (с учетом степени вовлеченности мозговых зон): передние отделы правого полушария - задние отделы ле­вого и правого полушарий. Это означает, что в формиро­вании системы зрительной памяти возможен функцио­нальный дефицит, связанный с работой мозговых зон левого полушария, а также задних отделов правого по­лушария.

 

С целью выявления общих дефицитарных звеньев функциональных систем слухоречевой и зрительной па­мяти проводилось сравнение описанных выше негатив­ных нейропсихологических синдромов. Были выделены общие (первичные) «симптомы», характерные как для сниженной слухоречевой, так и зрительной памяти. Они соотносились с превышением штрафных баллов по па­раметрам:

4, 14 - регуляция и контроль в слухоречевой и зри­тельной памяти;

5 - объем непосредственной слухоречевой памяти.

 

В то же время при сниженной слухоречевой памяти в синдром включаются «симптомы» ухудшения показате­лей для параметров:

3 - устойчивость к интерференции в слухоречевой памяти;

1 - эффективность заучивания в слухоречевой памяти.

 

При сниженной зрительной памяти в синдром вклю­чаются «симптомы» ухудшения показателей для парамет­ров:

13 - устойчивость к интерференции в зрительной памяти;

11 - эффективность заучивания в зрительной памяти.

 

Это может свидетельствовать о том, что основной дефицит в становлении слухоречевой и зрительной памя­ти связан с недостаточной сформированностью регуля­ции и контроля в слухоречевых процессах. На это указывает сочетание в нарушениях и зрительной и слухоречевой памяти симптомов снижения регуляции и контроля и симптома сужения объема непосредственной слухоречевой памяти, который близко связан с процессом слухоречевого восприятия.

Кроме этого, не исключено, что существуют разные мозговые механизмы, обеспечивающие устойчивость к интерференции в зрительной и слухоречевой памяти.

Очевидно, что можно проводить дальнейшую детали­зацию описанных выше синдромов. Задние и передние отделы левого и правого полушарий мозга не являются однородными образованиями. Они, в свою очередь, со­стоят из ряда отделов, каждый из которых выполняет определенную функцию в разных психических процес­сах. Выявление этих функций в общей структуре мнестической деятельности является следующим шагом в опи­сании различных вариантов отклонений развития памя­ти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.