КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет элементов соединительных рамп
Пакет прикладных программ по проектированию развязок движения в разных уровнях, разработанный в Союздорпроекте (автор В.А. Федотов), охватывает практически все возможные случаи проектирования плана лево- и правоповоротных соединительных рамп развязок. Каждую соединительную рампу рассчитывают самостоятельно и она может быть представлена последовательностью сопрягающихся между собой геометрических элементов, образующих соединительную кривую, сопрягающуюся обеими концами с осями прямолинейных участков дорог на пересечении или с касательными к криволинейным участкам. В пакете прикладных программ предусмотрены все представляющие практический интерес случаи сопряжения геометрических элементов между собой. Для замкнутого аналитического описания всей соединительной кривой каждый ее элемент представляют в локальной системе координат, а прямые и круговые кривые представляют также и в общей системе координат (рис. 33.7). Рис. 33.7. Аналитическое выражение основных элементов соединительной кривой: Различают простые и сложные соединительные кривые. К простым соединительным кривым относят кривые, представленные последовательностью следующих элементов: переходная кривая (ПК-1) - круговая кривая (КК) - переходная кривая (ПК-2). Эти элементы образуют выпуклое очертание, характерное для петлеобразных левоповоротных соединительных рамп (рис. 33.8, а), и вогнутое очертание, характерное для правоповоротных соединительных рамп (рис. 33.8, б). Простые соединительные кривые характеризуются наличием одного центра постоянной кривизны. К сложным соединительным кривым относят кривые, характеризуемые наличием двух и более центров постоянной кривизны. Рис. 33.8. Простая соединительная кривая: Автоматический расчет простых соединительных рамп выпуклого или вогнутого очертания и аналитическое размещение их между осями пересекающихся прямолинейных участков дорог или касательными к осям криволинейных участков выполняют на основе следующих исходных параметров: j - внутренний угол пересечения между криволинейными участками дорог или касательными к криволинейным участкам, в котором должна быть размещена соединительная кривая; R - радиус круговой кривой; D R - шаг изменения радиуса. Первоначально заданный радиус автоматически может быть изменен, если в процессе расчета будет установлена невозможность размещения соединительной кривой в заданный угол при назначенных исходных параметрах; В 1, В 2 - ширины полос проезжих частей, с которых и к которым происходит ответвление и примыкание соединительных рамп; iВ 1, iВ 3 - поперечные уклоны проезжей части на соответствующих полосах; В 2 - ширина проезжей части соединительной рампы; iВ 2 - поперечный уклон проезжей части (виража) в пределах круговой кривой; J - изменение центробежного ускорения; iд - увеличение поперечного уклона на переходной кривой при отгоне виража (по внешней кромке проезжей части); L1Т (А1Т), L2Т (А2Т) - длины или параметры соответствующих переходных кривых, назначенные из определенных условий на основе первоначальной графической проработки. В случае отсутствия требований, устанавливающих длины или параметры переходных кривых, последние определяются автоматически по условию разделения кромок проезжих частей и возможности отгона виража; S1 и S2 - расстояния от конечных точек N1 и N2 соединительной кривой до точки пересечения осей автомагистралей. В результате автоматического расчета инженер-дорожник получает следующую информацию: L1 (А1), L2 (А2) - оптимальные длины и параметры переходных кривых; g 1, g 2 - углы положения центра круговой кривой Q относительно прямолинейных участков автомагистралей и точки их пересечения S; - координаты центра кривой в локальных системах координат каждой переходной кривой; SN1, SN2 - расстояния от точки пересечения автомагистралей до точек ответвления и примыкания соединительных кривых; - координаты точек начала К1 и конца К2 круговой кривой в локальной системе координат соответствующей переходной кривой; SQ - расстояние от точки пересечения осей автомагистралей до центра круговой кривой Q; w1, w2 - углы, стягивающие части круговой кривой между направлениями SM со стороны каждой переходной кривой. Одновременно определяют и все другие параметры, необходимые для построения рампы. Сложные соединительные кривые, имеющие несколько центров постоянной кривизны, представляют последовательность сопряженных между собой (т.е. имеющих общую касательную в точке сопряжения) отрезков переходных кривых. При этом в качестве переходных кривых, входящих в состав сложных соединительных кривых, вследствие относительно небольших и практически постоянных скоростей движения обычно используют клотоиду, оптимальная длина которой: где R - радиус сопрягающей круговой кривой, м; g - ускорение свободного падения, м/с2; j 2 - расчетный коэффициент поперечного сцепления колеса с дорогой; iB - уклон виража в пределах круговой части кривой; J - изменение центробежного ускорения, м/с3. Расчеты сложных соединительных кривых сводятся к решению с использованием компьютерной техники конечного числа частных задач сопряжения элементов, т.е. к решению уравнений, в которых в качестве переменных принимают параметр одной из клотоид А1. Математические выражения основных параметров кривых, оформленные в виде отдельных операторов (процедур), представлены в табл. 33.1. Таблица 33.1. Математические выражения основных параметров кривых
Компьютерная программа расчета сложных соединительных кривых включает решение следующих частных задач сопряжения геометрических элементов. 1. Сопряжение двух круговых кривых прямой линией. Комбинация элементов КК1 - П - KK2 (рис. 33.9). Для расчета задают координаты центров круговых кривых в общей системе координат Q 1[ XQ 1, YQ 1] и Q 2[ XQ 2, YQ 2], радиусы R 1 и R 2 с учетом правила знаков. В результате расчета определяют неизвестные коэффициенты уравнения общей касательной к заданным круговым кривым. Рис. 33.9. Сопряжение двух круговых кривых прямой 2. Сопряжение круговой кривой с прямой посредством клотоиды. Комбинация элементов: КК - КЛ - П (рис. 33.10). В качестве исходных данных задают координаты центра круговой кривой в общей системе Q [ XQ, YQ ], радиус R и уравнение прямой координатами двух точек или координатами одной точки и углом наклона к оси абсцисс общей системы координат. В результате расчета устанавливают длину или параметр сопрягающей клотоиды L (A). Рис. 33.10. Сопряжение круговой кривой с прямой посредством клотоиды 3. Сопряжение круговой кривой с двумя прямыми посредством клотоид. Комбинация элементов: П1 - КЛ1 - КК - КЛ2 - П2 (рис. 33.11). Задают уравнения прямых П1 и П2, каждое координатами двух точек в общей системе координат или соответствующими координатами одной точки и углом j между пересекающимися прямыми, а также другие исходные данные, используемые для расчета простых соединительных кривых. В результате расчета получают длины или параметры сопрягающихся клотоид L 1(A 1), L 2(A 2). Рис. 33.11. Сопряжение круговой кривой с двумя прямыми посредством клотоид 4. Сопряжение двух круговых кривых клотоидами, переходящими в общую прямую. Комбинация элементов: КК1 - КЛ1 - П - КЛ2 - КК2 (рис. 33.12). В качестве исходной информации задают координаты центров круговых кривых Q 1[ XQ 1, YQ 1], Q 2[ XQ 2, YQ 2] и их радиусы со своими знаками R1 и R2, длины переходных кривых или их параметры L 1(A 1), L 2(A 2), или их отношение m = A 1/ A 2, а также сдвижки р 1 и р 2. В результате расчета устанавливают параметры уравнения сопрягающей прямой П. Рис. 33.12. Сопряжение круговых кривых с клотоидами: 5. Сопряжение двух круговых кривых третьей круговой кривой. Комбинация элементов: КК1 - КК2 - КК3 (рис. 33.13). Задают координаты центров круговых кривых Q 1[ XQ 1, YQ 1] и Q 2[ XQ 2, YQ 2] в общей системе координат, а также значения их радиусов R1 и R2. В результате расчета определяют координаты центра сопрягающей круговой кривой Q 3[ XQ 3, YQ 3], ее радиус R3, а также координаты точек сопряжения B 1[ XB 1, YB 1] и B 2[ XB 2, YB 2]. Рис. 33.13. Сопряжение двух круговых кривых третьей 6. Сопряжение двух круговых кривых двумя клотоидами. Комбинация элементов: КК1 - КЛ1 - КЛ2 - КК2 (рис. 33.14). В качестве исходной информации задают координаты центров круговых кривых в общей системе координат Q 1[ XQ 1, YQ 1], Q 2[ XQ 2, YQ 2] и их радиусы со своими знаками R1 и R2, отношение параметров m = A 1/ A 2. В результате расчета устанавливают положение локальной системы координат, параметры клотоид L 1(A 1), L 2(A 2), а также координаты главных точек (N1, N2, К1, К2, Т1, Т2). Рис. 33.14. Сопряжение двух круговых кривых соединяющимися клотоидами: 7. Сопряжение двух круговых кривых двумя отрезками клотоид с круговой вставкой между ними. Комбинация элементов: КК1 - КЛ1 - КК3 - КЛ2 - КК2 (рис. 33.15). Рис. 33.15. Сопряжение двух круговых кривых внешними клотоидами с круговой вставкой между ними В качестве исходной информации задают координаты центров круговых кривых Q 1[ XQ 1, YQ 1] и Q 2[ XQ 2, YQ 2], радиусы R1 и R2 со своими знаками, отношение параметров m и может быть также задан радиус сопрягающей кривой R3. В результате расчета определяют параметры клотоид А1 и А2, радиус сопрягающейся с ними круговой кривой R3, положение локальной системы координат и координаты главных точек (Q3, K1, К2, К3, К4, N1, N2). 8. Сопряжение круговых кривых отрезком клотоиды. Комбинация элементов: КК1 - КЛ - КК2 (рис. 33.16). Рис. 33.16. Сопряжение двух круговых кривых отрезком клотоиды Задают координаты центров круговых кривых Q 1[ XQ 1, YQ 1], Q 2[ XQ 2, YQ 2], радиусы R1 и R2. В результате расчета определяют параметр сопрягающей клотоиды А, положение локальной системы координат и координаты главных точек (К1, К2). Использование метода сопряжения элементов позволяет весьма эффективно рассчитывать соединительные кривые право- и левоповоротных рамп практически любого очертания в плане. Однако при проектировании правоповоротных и директивно-направленных левоповоротных соединительных рамп, проектируемых в рамках существенно менее жестких ограничений по сравнению с левоповоротными петлеобразными рампами, возможен принципиально новый подход к решению плана соединительных рамп. Этот подход, во многом сходный с решением плана трассы основных дорог, реализован в Союздорпроекте в виде конкретного алгоритма и программы для компьютера. В основе метода лежат принципы трассирования посредством кубических сплайнов. Суть метода, названного методом координатного задания оси трассы, состоит в следующем. 1. По плану в общей системе координат прорабатывают с использованием шаблонов или специальной гибкой линейки эскизный вариант сложной соединительной кривой. 2. Трассу задают координатами последовательности точек с шагом 40 - 60 м, снимаемых (лучше всего с помощью дигитайзера) с эскизной кривой. 3. Заданную последовательность точек аппроксимируют кубическими сплайнами (отрезками алгебраических полиномов, обычно третьей степени), обладающих высокой степенью гладкости, достигаемой посредством минимизации интеграла квадратов вторых производных по длине кривой: причем на отрезке а = х 0 < х 1,..., хn = b каждому значению абсциссы соответствует значение ординаты y 0, y 1,..., yn. Задача сводится к нахождению аппроксимирующей функции S (x), называемой сплайном сетки А, интерпретирующей значения ординату, в узлах сетки. Основное соотношение для кубических сплайнов: где (33.5) Требование непрерывности второй производной в точках хi, (i = 1, 2,..., п -1) выполняется при откуда следует: где i = 1, 2,..., п -1. Система линейных уравнений имеет вид: (33.6) Система линейных уравнений (33.6) (в левой части предопределена трехдиагональная матрица коэффициентов) решается методом прогонки, в результате чего определяются неизвестные коэффициенты в виде первых производных т 1, т 2,..., тп, входящих в уравнение (33.5). Поскольку в начале и конце соединительной кривой направления определены касательными в точках ответвления и примыкания к осям пересекающихся автомагистралей, то при х = а и х = b соответственно задают. Длина всей кривой определяется как сумма длин отдельных ее участков: (33.7) Кривизна соединительной кривой в любой точке со своим знаком: (33.8) 4. Строят диаграмму кривизны сплайн-функции (рис. 33.7) и аппроксимируют ее в виде ломаной, представляемой отрезками прямых, параллельных и непараллельных оси абсцисс. Тогда соединительная кривая уже может быть предопределена известными элементами клотоидной трассы: прямыми, круговыми кривыми, клотоидами и отрезками клотоид. При этом на диаграмме кривизны этим элементам соответствуют: прямая, совпадающая с осью абсцисс; прямая, параллельная оси абсцисс, наклонная прямая, примыкающая одним концом к оси абсцисс; наклонная прямая. Изложенный метод координатного задания оси соединительной кривой с последующей аппроксимацией кубическими сплайнами является весьма эффективным при проектировании правоповоротных и директивно-направленных левоповоротных соединительных рамп, особенно в случае криволинейного характера плана пересекающихся дорог и при наличии контурных ограничений. Рис. 33.17. Проектирование плана соединительных рамп по методу «кубических сплайнов»:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |