КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Измерение параметров геометрических элементов дорог
Измерение параметров геометрических элементов автомобильных дорог производят при первичных обследованиях, уточнении паспортных данных до и после производства ремонтных работ, а также при определении эксплуатационного состояния и технического уровня дорог. В процессе полевых измерений восстанавливают ось дороги, определяют параметры ширины проезжей части и обочин, величины продольных и поперечных уклонов, радиусы кривых в плане и продольном профиле, видимость в плане и продольном профиле, высоту насыпей и глубину выемок, заложение откосов и другие параметры. При проведении полевых измерений применяются геодезические приборы и инструменты, позволяющие определять параметры геометрических элементов с требуемой точностью: нивелиры, теодолиты, тахеометры, дальномеры и дальномерные насадки, геодезические рейки, землемерные ленты и рулетки, вешки и другие приборы и оборудование. Места проведения измерений в целях обеспечения безопасности ограждают переносными ограждениями и предупреждающими знаками. При восстановлении трассы работы начинают с определения положения оси проезжей части на прямых участках дороги и установления положения вершин углов поворота. Положение оси определяют несколькими промерами ширины земляного полотна и проезжей части с фиксацией осевых точек дороги вехами. Вехи, выставленные таким образом, выравнивают по теодолиту в створ. Промер линии производят в соответствии с правилами по технике безопасности по бровке земляного полотна. В случае значительного разрушения бровки, а также при большой извилистости существующей дороги и частом чередовании закруглений малых радиусов - по оси проезжей части. Пикетные точки и сторожки забивают на правой бровке дороги, считая по направлению хода пикетажа. На сторожках и в пикетажном журнале с точностью до 0,1 м указывают расстояние от точки, установленной на бровке, до оси для того, чтобы все последующие виды изыскательских работ могли быть привязаны к пикетажу трассы по оси. Положение трассы фиксируют: а) на дорогах с усовершенствованными покрытиями - краской; б) на дорогах с переходными типами покрытий - штырями или трубками, забиваемыми вровень с поверхностью покрытия; в) на дорогах с низшими типами покрытий - деревянными колышками; г) на горных дорогах - краской на скальных обнажениях и отдельно расположенных крупных камнях. Начало и конец трассы, как и весь промер линии, увязывают с существующими знаками километража. Все пикеты, кратные десяти, совмещают с положением существующих километровых знаков на дороге. Промер линии и ведение пикетажного журнала производят в соответствии с «Наставлением пикетажисту при изысканиях автомобильных дорог». Ширину проезжей части, ширину левой и правой краевых укреплённых полос, укреплённых и неукреплённых обочин (а на дорогах I категории и ширину разделительной полосы) измеряют на каждом характерном участке дороги, но не реже, чем одно измерение на 1 км. К характерным относят: прямые участки в плане с одинаковой шириной проезжей части и укрепленных краевых полос, а при отсутствии краевых полос - участки дороги с одинаковой шириной проезжей части; участки кривых в плане с радиусами кривых 200 м и более; участки кривых в плане с радиусами кривых менее 200 м; участки сужений проезжей части над трубами, в местах установки ограждений, парапетов, направляющих столбиков с шагом установки менее 10 м; участки с продольными уклонами до 20 ‰ и более 20 ‰. На участках подъёмов и спусков с дополнительными полосами движения ширина проезжей части измеряется в створах начала и конца дополнительной полосы полной ширины и в любом створе на уклоне. На подъездах к мостам (ж/д переездам) проводятся два измерения ширины проезжей части: в створе до начала отгона ширины проезжей части на сужение либо уширение (если таковое имеется) и в створе начала моста (ж/д переезда). В случае отсутствия изменения ширины проезжей части на подходах к мосту измерение ширины проезжей части на подходах может не производиться. В пределах населённых пунктов сельского и городского типа (городах) ширина проезжей части измеряется в начале и конце застройки (на подходах - в местах уширения или сужения проезжей части), в любом характерном створе дороги, расположенном в пределах рассматриваемого участка, а также в местах изменения ее ширины (если таковое имеется), отслеживаемых визуально. На месте измерения разбивают поперечник, местоположение которого заносят в пикетажный журнал. Измерения с точностью до 0,1 м производят стальной лентой, рулеткой или курвиметром, который представляет собой колесо, установленное на вилке с ручкой и соединенное зубчатой передачей со счётчиком. До начала измерений с поверхности проезжей части, краевых укреплённых полос и укреплённых обочин очищают пыль и грязь, чтобы были четко видны границы укрепления. В тех случаях когда из-за одинакового покрытия визуально невозможно выделить границу проезжей части и краевой укрепленной полосы или укреплённой обочины, их размеры уточняют по данным проектной и исполнительной документации. Ширину основной укреплённой поверхности, необходимую для определения показателя ее влияния на обеспеченность расчётной скорости, определяют как сумму ширины проезжей части и краевых укреплённых полос. Одновременно с измерением ширины проезжей части, краевых укреплённых полос и обочин в журнал измерений заносят данные о числе полос движения, типе и состоянии покрытия и поверхности обочины, а также о наличии разметки. Следует различать число полос движения, устанавливаемое по: официальным данным дорожных организаций; фактической разметке проезжей части (при ее наличии); фактической ширине проезжей части. Число полос движения по официальным данным дорожных организаций устанавливается по паспорту дороги при сборе исходной информации. Число полос движения по фактической разметке проезжей части устанавливается при визуальном обследовании покрытия проезжей части. Число полос движения по фактической ширине проезжей части устанавливается расчётным способом путём деления измеренной ширины проезжей части на: 3,75 для дорог I-II категории; 3,5 для дорог III категории; 3,0 для дорог IV-V категории. Количество полос движения принимают равным округлённому до целого числа результату деления. Округление выполняется в сторону меньшего значения в случае, если дробная часть числа равна или меньше: 0,7 для дорог I-II категории, 0,85 для дорог III категории и 0,95 для дорог IV-V категории. Величину продольных уклонов измеряют на всём протяжении дороги, радиусы кривых в плане измеряют на каждой кривой, видимость в плане и продольном профиле измеряют на каждом участке с ограниченной видимостью (видимость менее 500 м). Для определения геометрических параметров автомобильных дорог применяют специализированные передвижные лаборатории, оборудованные соответствующей измерительной аппаратурой (например, гироскопическими установками). Наибольшее распространение получили передвижные лаборатории - КП-514МП и КП-514МПГ, выпускаемые Саратовским научно-производственным центром ГП "Росдортех" (рис. 10.3). Эти лаборатории оснащены гироскопическими датчиками, динамометрическим прицепом ПКРС для измерения ровности и коэффициента сцепления, геодезическими и другими инструментами, позволяющими измерить продольный и поперечный уклоны, утлы поворота и радиусы кривых в плане, расстояние видимости, пройденный путь, высотные отметки, ровность и сцепные качества покрытий. Рис. 10.3. Комплексная передвижная лаборатория диагностики дорог КП-514МП При измерении радиусов кривых в плане траектория движения автомобиля должна соответствовать кривизне автомобильной дороги. Для этого в процессе проезда кривой измерительная установка должна двигаться строго параллельно оси проезжей части. При измерении радиусов кривых на автомобильных дорогах с многополосной проезжей частью передвижная лаборатория должна двигаться по внутренней полосе проезжей части (по полосе с наименьшим радиусом) как в прямом, так и в обратном направлении. При этом точность определения параметров должна быть для угла поворота трассы не менее 1°, для продольного и поперечного уклона проезжей части - 5 ‰, для пройденного пути - 0,2 %. При отсутствии передвижной лаборатории геометрические параметры дорог определяют с помощью измерений геодезическими приборами. Радиусы существующих кривых в плане определяют по таблицам для разбивки кривых. Для кривых малого радиуса - по измеренным углам поворота трассы, биссектрисам и тангенсам, а для кривых больших радиусов или при недоступности вершины угла поворота - по нескольким измеренным хордам и стрелкам. При определении радиуса кривой по методу тангенсов находят и маркируют точки начала и конца кривой. На пересечении тангенсов находят вершину угла поворота. С помощью теодолита и рулетки измеряют угол поворота трассы, тангенсы и биссектрису. При определении радиуса кривой по методу хорд измерение производят в несколько приемов с помощью длинной мерной ленты или рулетки. Между точками внешней стороны кривой откладывают хорду, например 50 м. Из середины хорды до пересечения с кривой восстанавливается перпендикуляр. Точка пересечения перпендикуляра с кривой служит началом следующей хорды. В несколько приемов измеряют всю кривую. Для круговых кривых все измеренные стрелки равны между собой. Радиусы кривых в плане вычисляют по измеренным тангенсам, биссектрисе, углам поворота трассы, хордам и стрелкам, используя известные формулы. (Мытько Л.Р. Оценка транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог. - Минск.: «ВУЗ - ЮНИТИ», 2001. - 200с.) В журнале измерения радиусов кривых в плане указывают наличие виража и величину поперечного уклона, который определяют нивелированием или угломерной линейкой. При определении продольных уклонов существующих дорог производят продольное нивелирование, по результатам которого вычерчивают продольный профиль измеренного участка и вычисляют величины продольных уклонов. Измерение расстояния геометрической видимости поверхности дороги выполняют с помощью дальномера. Порядок проведения измерений и обработки результатов изложен в паспорте на данный прибор. Видимость поверхности дороги может быть измерена также мерной лентой (рис. 10.4). Рис. 10.4. Схема измерения видимости: Высоту насыпей, глубину выемок и крутизну откосов измеряют на каждом характерном участке. Для измерения параметров геометрических элементов дорог применяют различные геодезические приборы и инструменты, передвижные лаборатории, а также методы аэрофотосъёмки и наземной стереофото-грамметрической съёмки. Из простейших приспособлений для определения уклонов обочин и откосов земляного полотна, а также продольных и поперечных уклонов дорожных покрытий используют угломерную линейку (типа КП-135) или другие подобные инструменты.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |