Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчёт и прогнозирование глубины колеи и динамики её развития




Методика расчёта и прогнозирования глубины колеи разработана на кафедре строительства и эксплуатации дорог МАДИ (ГТУ) проф. А.П. Васильевым, проф. Ю.М. Яковлевым и канд. техн. наук СВ. Луговым.

Процесс образования колеи связан с накоплением остаточных деформаций в грунте земляного полотна, слоях основания и покрытия, а также со структурным разрушением каменного материала. Чтобы определить общую глубину колеи на поверхности покрытия по полосам наката, необходимо знать величину остаточных деформаций, накопившихся в активной зоне земляного полотна, в слоях основания и покрытия, а также учесть высоту гребней выпора.

Накопление остаточных деформаций в грунте обусловлено большим количеством факторов, в числе которых наиболее существенную роль играют вид грунта, его консистенция, а также суммарное число приложений нагрузки и общая жесткость вышележащих слоев дорожной одежды (Васильев А.П. Проблемы разработки методов прогнозирования глубины колеи на автомобильных дорогах // Проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог в начале XXI века. - М., 2000. - С. 4-32. - (Сб. науч. тр./ МАДИ (ТУ).

Вычисление ожидаемого суммарного числа приложений расчетных нагрузок по годам эксплуатации дороги Npct производят по формуле:

где (18.2)

Np 1 - суточная интенсивность движения автомобилей на полосу, приведённых к расчётной нагрузке (100 кН на ось) в первый год службы дорожной одежды, авт/сут;

q - показатель изменения интенсивности движения по годам;

t - год, на который прогнозируют глубину колеи;

Тpcг - расчётное количество дней в году, соответствующее определённому состоянию дорожной одежды (для грунта земляного полотна по табл. п 6.1 [72]);

Кпу - коэффициент поперечной установки автомобиля, учитывающий неточное попадание последовательно движущихся автомобилей в один след, Кпу = 0,6-0,7.

Вычисление остаточной осадки земляного полотна hЗПt за срок службы производят по формуле:

hЗПt = hГРt · КЕ · Khа, м, где (18.3)

hГРt - исходная остаточная осадка грунта земляного полотна под дорожной одеждой, определяемая по графику (рис. 18.4), который построен для ЕД / ЕГ = 30, h / D = 2 (ЕД - средневзвешенный модуль упругости дорожной одежды, МПа; ЕГ - модуль упругости грунта, МПа; h - общая толщина слоев дорожной одежды, м; D - диаметр круга, равновеликого отпечатку колеса расчётного автомобиля, равный 0,37 м);

(18.4)

п - число слоев в дорожной одежде;

Еi и hi - модуль упругости материала и толщина i -того слоя;

КЕ - коэффициент, учитывающий поправку на фактическое соотношение ЕД / ЕГ, определяемый по табл. 18.1 (при ЕД / ЕГ =30, принятом при построении графика на рис. 18.4- КЕ = 1,0);

K - коэффициент, учитывающий поправку на фактическую относительную толщину дорожной одежды h/D, определяемый по табл. 18.2 (при h / D = 2, принятом при построении графика на рис. 18.4 - K = 1,0).

Основной причиной накопления остаточных деформаций в слоях основания, не содержащих битум, является одновременное (совместное) воздействие на материал транспортной нагрузки и природно-климатических факторов. С течением времени каменный материал разрушается (измельчается) и дорожная одежда теряет свою первоначальную прочность и жесткость, начинают преобладать пластические деформации. В песчаных слоях при многократно повторяющихся нагрузках также происходит накопление деформаций вследствие сдвиговых явлений.

Таблица 18.1

Значения коэффициента КЕ

ЕД / ЕГ                        
КЕ 2,0 1,65 1,5 1,35 1,25 1,17 1,08 1,04 1,02 1,0 0,95 0,92

Примечание. Для промежуточных значений ЕД / ЕГ величину КЕ определять способом линейной интерполяции.

Таблица 18.2

Значения коэффициента K при различных h / D

h / D 0,75 0,8 1,0 1,15 1,25 1,5 1,75 2,0 2,25 2,6 3,25
Khа 2,3 2,05 1,5 1,33 1,25 1,13 1,04 1,0 0,96 0,94 0,90

Примечание. Для промежуточных значений h / D величину K определять способом линейной интерполяции.

Рис. 18.4. График для определения исходной остаточной деформации в грунте: цифры на кривых - угол внутреннего трения грунта, зависящий от его влажности, град.

Экспериментально установлено, что накопление остаточных деформаций в слоях основания в значительной степени зависит от величины остаточной деформации, накопленной в активной зоне грунта земляного полотна.

Абсолютная остаточная деформация слоя основания из щебня, гравия, песчано-гравийной смеси может быть определена по эмпирической зависимости

где (18.5)

а и b - эмпирические показатели, зависящие от толщины слоя (табл. 18.3);

ЕМ - модуль упругости материала слоя, МПа.

Таблица 18.3

Показатель Величины показателей а и b в зависимости от толщины слоя (толщина слоя в метрах)
0,1 0,15 0,2 0.25 0,3
а -0,025 -0,033 -0,037 -0,039 -0,043
b 0.3 0,5 0.7 0,85 1,0

Примечание. Для промежуточных толщин следует применять линейную интерполяцию.

Для слоев основания, укреплённых неорганическим вяжущим, и песчаных слоев следует использовать выражение

где (18.6)

с и d - эмпирические показатели, зависящие от толщины слоя и материала слоя (табл. 18.4).

Таблица 18.4

Показатель Величины показателей с и d в зависимости от толщины песчаного слоя, м Величины показателей с и d в зависимости от толщины укреплённого слоя
0,15 0,2 0,25 0,3 0,4 0,5 0,15 0,2 0,25 0,3
с 1,1 0,88 0,97 1,2 1,19 0,87 0,69 0,53 0,47 0,49
d -1,6 -1,14 -1,1 -1,22 -1,04 -0,7 -1,0 -0,66 -0,47 -0,39

Примечание. Для промежуточных толщин с и d надо округлять до ближайшего значения.

Величину пластической деформации в битумосодержащих слоях можно вычислить по видоизменённой формуле, полученной на основе исследований A.M. Богуславского (Богуславский A.M., Богуславский Л.А. Основы реологии асфальтобетона / Под ред. проф. Н.Н. Иванова. - М., 1972. - 200 с), учитывающей изменения напряжений и расчётной вязкости по толщине слоя:

где (18.7)

М - число расчётных слоев;

Квып - коэффициент, учитывающий выпор по краям колеи (Квып = 1,0-1,3);

Npct - суммарное число приложений расчётной нагрузки, вычисленное по формуле (18.2) при Tpcг, назначенном по табл. 18.5, в зависимости от среднегодовой положительной температуры воздуха (см. формулу (18.8));

tц - длительность одного приложения транспортной нагрузки в пределах следа колеса (tц = 0,015-0,03), большие значения для низких категорий и большей доле в транспортном потоке грузовых автомобилей и автобусов, с;

Т (z) - касательное напряжение, ориентировочно определяемое по формуле (18.9), МПа;

hj - толщина слоя, в пределах которого вязкость существенно не меняется (hj = 0,02 м);

hр - расчётная вязкость асфальтобетона при температуре 50°С, полученная путём лабораторных испытаний стандартных образцов (Руденский А.В. Дорожные асфальтобетонные покрытия. - М.: Транспорт, 1992. - 254 с), МПа·с;

Квj - коэффициент, учитывающий различие между лабораторными испытаниями образца и фактической работой асфальтобетона в покрытии, а также увеличение вязкости по слоям вследствие уменьшения среднесуточной температуры и осреднённые условия старения материала (табл. 18.6).

Среднегодовую положительную температуру воздуха определяют по формуле

где (18.8)

tcpi - средняя температура i -того месяца (по данным метеостанции или климатического справочника), °С,

nм - количество месяцев в году с устойчивой положительной температурой;

Таблица 18.5

Приведённое количество дней в году с температурой покрытия +50°С

, °С                
Трсг, дни 0,5 1,1 3,5 10,5        

Примечание. Промежуточные значения следует определять линейной интерполяцией.

Таблица 18.6

Средние значения коэффициентов увеличения расчётной вязкости по слоям

Глубина расположения слоя, м 0,00- 0,02 0,03-0,05 0,06-0,1
Среднее значение Квj 1,0 3,5 5,0

Т (z) = Кт · Р, где (18.9)

Кт - коэффициент перехода от нормального напряжения к касательному (Кт = 0,1-0,5 - большие значения для верхних расчётных слоев);

Р - давление от колеса расчётного автомобиля, МПа.

Общая глубина колеи (средняя на участке, для которого производится прогноз) может быть выражена зависимостью, учитывающей, что остаточные деформации в различных направлениях (продольное, поперечное) взаимосвязаны, так как являются функциями снижения деформационной устойчивости конструкции:

где (18.10)

Кно - показатель, характеризующий долю неравномерной остаточной деформации, одной из существенных причин которой является неравномерное увлажнение грунта земляного полотна, может быть принят в зависимости от уровня надёжности одежды от 0,12 до 0,17 (большие значения при уровне надёжности 0,98 меньшие при 0,85 и меньше);

m - число слоев основания, не содержащих органическое вяжущее;

КП - коэффициент перехода от неравномерной остаточной деформации в продольном направлении к глубине колеи, может быть принят 2,56 (Фадеев В.Б. Прогнозирование процесса колееобразования с учетом накопления остаточных деформаций в грунте земляного полотна // Проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог в начале XXI века. - М., 2000. - С. 142-149.- (Сб. науч. тр /МАДИ (ГТУ)

D Иt - износ (истирание) покрытия за t лет, м.

Если необходимо располагать данными о максимально возможной глубине колеи на данном участке, то она может быть рассчитана по формуле

где (18.11)

t - коэффициент доверительной вероятности, назначаемый в соответствии с [72] в зависимости от принятого уровня надёжности дорожной одежды;

Cv - коэффициент вариации глубины колеи (Cv = 0,25-0,35 большие значения для дорог низких категорий).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.