Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жертвоприношения древних германцев




Врезка

Погребальные обряды

Жертвоприношение

С древнейших времен люди совершали жертвоприношения предкам, богам и духам, чтобы отвратить их гнев или отблагодарить за милость. Часто в жертву приносили животных, обычно овцу или корову. Иногда таким приношением мог быть отказ человека от удовольствий или богатства. Христианство отка­залось от реальных жертвоприношений, заменив их символическими. При­мером служит ритуал возжигания свечей и лампад перед иконами.

На ранней стадии развития общества в культ возводились духи, силы природы и божества. Одним из древнейших, если не самым древним, счи­тается культ плодородия. Он связан с почитанием богини-матери и сопро­вождался праздниками весны и урожая. Среди духов центральную роль иг­рал культ умерших предков и связанный с ним погребальный обряд. Кроме них существовало множество культов тайных обществ. Позже появились культы богов. В античной Греции сложилась целая система культов богов — бога Аполлона, богини плодородия Деметры и т.д.

Погребальные обряды — часть приготовлений к жизни в ином мире. С древних времен в человеке зародилась вера в то, что смерть — еще не пос­ледний предел, а земная жизнь — не единственная, данная нам. Одни народы верят в то, что душа бесконечно возрождается в разных телах, другие, — что тело и душа вновь воссоединятся после смерти.

Дабы умилостивить богов и получить от них по­мощь в особо тяжелых обстоятельствах (в случае голода, стихийных бедствий, войны), в I в. н.э. германцы приносили им в дар всевозможные во-тивные (посвятительные) предметы — съестные припасы, предметы культа, диких животных и даже людей. По представлениям германцев, об­ряды жертвоприношений были неотъемлемой частью правосудия.

Чаще всего обреченных на смерть загоняли в болота, где их останки и сохранились в результа­те действия содержащихся в воде химических ве­ществ. В жертву приносили либо осужденных преступников, либо специально отобранных лю­дей, возможно, также и добровольцев, надеяв­шихся таким образом обрести святость. Прежде чем погрузить жертв в трясину, их умерщвляли особым ритуальным способом. Им либо разруба­ли череп, либо вешали (т.е. удавливали). Вид смерти зависел от того, какому богу они были посвящены. Вотан (в германской мифологии вер-


ховный бог и военный вождь), согласно верова­ниям германцев, сам себя принес в жертву и ви­сел на «мировом древе», — поэтому посвящен­ных ему жертв также вешали на дереве.

Жертву приносил военный вождь, который был и верховным жрецом в племени. В знаменитом гер­манском святилище — храме Уппсалы (в совр. Швеции) раз в девять лет совершался великий праздник жертвоприношения в честь германских богов. Ритуал жертвоприношения дополняла об­щественная трапеза. Источник: Хрестоматия «Хроника человечества»

Погребение умершего и превращение его впоследствии в предка пред­ставляло собой сложный ритуальный комплекс. Он именуется погребальным ритуалом или обрядом. У одних народов в него входят плачи и причитания, у других — специальные погребальные танцы. У догонов в Западной Афри­ке похороны служат поводом для сложных танцевальных действий, сопро­вождаемых пением на тайном языке. В них воспроизводится догонское ска­зание о том, как из-за непослушания молодежи в мир вошла смерть.

Готовясь к смерти, древние египтяне мумифицировали тела умерших (мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем

пропитывали ароматическими смола­ми и обворачивали погребальными пе­ленами), чтобы сохранить их навечно как вместилище, куда всегда мог вер­нуться дух умершего. В гробницах ос­тавляли пищу и вещи, которые могли понадобиться в иной жизни, а также всевозможные обереги, призванные помочь в опасном путешествии в иной мир. На саркофагах мумий изобража­лись символы, призванные облегчить переход умершего к загробной жизни. У древних египтян существовал специ­альный свод наставлений отправляю­щемуся в этот нелегкий путь.

Что символизирует в человеческой культуре появление погребений? Бо­язнь мертвецов, веру в переселение душ или что-то еще? В конечном ито­ге погребальные обряды знаменуют отрешение продолжить существование человека и вместе с этим — впервые ощущение ценности жизни. Погребе­ние как бы утверждает, что важнейшая часть человеческого существа — душа, она не поддается гибели и продолжает существовать после смерти тела.

Погребальный обряд в Древнем Египте отражал мифологические пред­ставления о мире. Иерархическое устройство загробной жизни точно отра­жало порядки восточных деспотий. Гробницы жен фараонов и высокопо­ставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире, так же как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Обряд, который можно назвать «проводами в дальнюю дорогу», прослежи­вается у многих народов, в том числе и у славян. Умершего снабжали иног­да гораздо богаче, отдавая все самое лучшее (иногда и последнее), чем жи­вого в дорогу. Курганы-могильники древних скифов до сих пор удивляют археологов роскошью золотых украшений, изобилием бытовой утвари и военного оружия.

У народов различались формы и способы погребения умершего: захороне­ние покойника на кладбище (предание праха земле), кремация (сожжение трупа в огне), «пускание по воде», «подвешивание на деревьях», развеива­ние праха над морем, опускание тела покойного в воду и др.

«Книги мертвых»

У многих древних народов, достигших стадии письменности, существо­вали специальные книги, где записывались наставления для умерших, их путь по загробному миру и указывались основные божества или духи, кото­рые должны сопровождать его в загробной жизни. «Книги мертвых» созда­вались в соответствии с убеждением, что религиозный текст, произнесен­ный жрецом при жизни человека, и впоследствии сохраняет свою ритуаль­ную силу и оказывает воздействие после его смерти.

У древних египтян «Книга мертвых» являлась своеобразным даром умер­шим. Она представляла свиток папируса, на котором записаны заклинания, призванные помочь умершему пройти к загробной жизни. По форме свит­ки представляли собой мольбы самого умершего. В статуэтке Осириса (бог перерождений, судивший души умерших в загробном мире) создавалось скрытое вместилище, куда и вставлялся свиток. Помимо папирусных свит­ков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме. Рели­гиозно-магические тексты, по представлениям древних египтян, должны были обеспечить умершим загробное блаженство, указывали путь умерше­му на том свете, учили его, как нужно избегать ловушек Солнца, подстере­гающих путешествующего по царству мертвых каждый час

В тибетской «Книге мертвых» пять татхагат — высших будд — олицетво­ряли один из аспектов «божественной сущности». Татхагаты встречали умер­шего на небесах и по состоянию его духа определяли, на какой ступени про­светления он находился и, соответственно этому, каким должно быть его новое рождение.

«Книги мертвых» — уникальное явление мировой литературы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.