Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и свойства субкультуры




Понятие «субкультура» (subculture) впервые использовал Т. Роззак в сере­дине 1930-х гг. Он употреблял его для определения таких социальных кон­структов как «богема», «золотая молодежь», «земляки» и пр.' Однако широ­кое распространение этот термин получил в 1960-1970-х гг. в связи с иссле­дованиями молодежных движений.

В переводе с латинского термин «субкультура» (sub — под; под чем-то) означает часть основной культуры. Приставка sub указывает на местополо­жение того, о чем идет речь: 1) расположенная внизу, под чем-либо или около чего-либо; 2) подчиненная, подначальная; 3) не основная, не главная2.

Roszak Т. The Making of a Counter Culture. N.Y., 1969. См.: Словарь иностранных слов. М., 1979. С. 488.

Следовательно, любая субкультура — это часть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от нее. Можно говорить о молодеж­ной субкультуре, субкультуре определенных социальных слоев, криминаль­ной субкультуре. В начале XX в., когда под «культурой» понималась господ­ствующая этическая, эстетическая и мировоззренческая система, создава­емая и охраняемая как нечто сакральное элитой общества, субкультура обозначала — в противоположность культуре — нечто малопристойное, скрываемое, профанное или стоящее на ступеньку ниже, т.е. находящееся «под» официальной культурой. Subculture стояла в одном смысловом ряду с subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье), обозна­чающих низший или низовой слой культуры3. Именно так многие десяти­летия воспринималась молодежь — как стадо вандалов, разрушающих все и вся на своем пути. Соответственно и их субкультура считалась разновидно­стью антикультуры, на ней лежал отпечаток хулиганства.

Однако в середине XX столетия ученые обнаружили, что многие соци­альные группы и этнические сообщества, в частности дети, пожилые люди, врачи, национальные меньшинства, обладают высоким уровнем этических ценностей, собственным языком, обычаями и традициями, которые не име­ют разрушительного начала. Понятие субкультуры получило новое осмыс­ление и стало интерпретироваться как часть общенациональной культуры, но со своим стилем и ценностями. Теперь оно — верный признак мульти-культурного характера общества: чем больше в нем субкультур, тем демо­кратичнее и разнообразнее его культура.

Таков этимологический путь субкультуры — от неприятного статуса на­ходиться «под» до вполне цивилизованной участи быть частью целого. Но если субкультура — всего лишь часть целого, то она не представляет собой самостоятельный культурный феномен. Своими собственными у нее могут быть лишь отдельные фрагменты и элементы. Даже профессиональный или криминальный жаргон не может самостоятельно существовать, не включая и не обращаясь к общеязыковым структурам. Ее культурный код, выража­ясь словами Т. Б. Щепанской, формируется в рамках более общей системы — национальной культуры. Иными словами, субкультура — всего лишь вари­ация на заданную музыку. Она берет главное из господствующей культуры и стилизует его под конкретные интересы либо потребности социальной группы. Вот почему за ней закрепилось второе наименование — lifestyles, т.е. жизненные стили.

Стилевая атрибутика действительно играет чрезвычайно важную роль в вопросе индентификации (узнавания, отличия от других) подростками «сво­ей» группы. Она заключается в обязательном соблюдении «правильного» вида (стиля) — «прикида» (одежда, обувь, стиль прически, аксессуары), а также разделения общих групповых вкусов (музыкальных, литературных, кинематографических). Соблюдение внутригрупповых правил служит ре­альным пропуском в субкультуру, не допуская никаких подделок, фальши. Основными компонентами стиля считаются: имидж, манеры, арго (слэнг, жаргон). Имеют немалую важность также подтекст имен и слов, формы машин, на которых предпочитают ездить фанаты, и даже величина волос на голове. Так, например, короткие волосы либо их отсутствие у скинхэдов

3 Щепанская Т.Б. Субкультуры // Современный городской фольклор. М., 2003.

совсем иное, нежели у призывников, которых стригут в первый же день принудительным образом. Если с армией у скинхэдов еще существует какая-то смысловая и поведенческая связь (агрессивность к инокомыслящим и инородцам, жесткая дисциплина, коллективная атака), то по отношению к другой «волосатой» субкультуре — хиппи — скинхэды стремятся явным об­разом дистанцироваться.

Субкультураэто не подчиненная, но самостоятельная часть культуры определенных категорий общества

Сам термин «субкультура» и объясняющие его социологические теории возникли на Западе исключительно ради описания молодежных движений и организаций и среди них — девиантной направленности. Появившись в середине 1950-х гг. (теории Т. Парсонса и Ш. Эйзенштадта), они сигнали­зировали о том, что в социологии наступил определенный кризис. Прежние социологические теории культуры исходили из двух посылок: 1) социальной основой любой культуры выступает класс и только класс, а, скажем, не воз­раст или тендер; 2) понимаемая так культура может быть только «взрослой», или «родительской культурой», создаваемой социальной зрелой личностью, имеющей высокий творческий потенциал4.

Между тем именно в середине 1950-х гг. в американском обществе про­изошли два радикальных сдвига, которые необходимо было как-то объяс­нять социологам. Во-первых, подходила к своему завершению эпоха инду­стриального общества и на смену ему приходило постиндустриальное обще­ство, где классовая структура отходила на второй план, уступая ведущие позиции профессионально-статусной структуре. Следовательно, говорить о классах как социальном фундаменте культуры было уже невозможно. Во-вторых, послевоенный экономический бум в США привел к серьезному росту материального благосостояния населения, расширению потребностей и сферы досуга. Наступала эра массовой культуры, одним из главных дви-

4 Key concepts in communication and cultural studies / T. O'Sullivan et al. London; N.Y., 1995. P. 307.

жителей которой являлась молодежь. И с этой стороны социологам прихо­дилось пересматривать прежние позиции. Теперь молодежная культура ас­социировалась у них прежде всего с отдыхом. Многие социологи и сейчас полагают, что именно сфера досуга делает молодежь особой социальной группой, что досуг — это именно та сфера социальной жизни, которой и должна заниматься социология молодежи. А виды и направления в молодеж­ной субкультуре различаются в зависимости от того, как молодежь прово­дит свое свободное время.

Расширение потребительских ориентации молодежи отразилось на разно­образии ее увлечений и досуговых предпочтений. Их было так много, что уместить все это в рамки единой культуры было уже невозможно. Сама собой напрашивалась новая исследовательская парадигма — вместо единой культу­ры начали говорить о множестве культур и множестве субкультур, за каждой из которых стояла социальная группа. Таким образом, прародителем нынеш­него культурного плюрализма явилась молодежь, настойчиво потребовавшая себе специального термина для определения своеобразия своей культуры и поиска собственного места в культуре современного общества.

С тех пор как появился в научном обиходе новый термин, социологи и культурологи не перестают спорить о сущности субкультуры, причинах, источниках и механизмах ее возникновения, видах, типах и формах ее про­явления. Например, М. Брейк определял субкультуру через понятие «нор­мы» и «стиля жизни». Субкультура, по М. Брейку, это «нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделенного от традиционно­го стиля, принятого в данном обществе»5. По отношению к молодежи ее субкультура выполняет две важные функции: 1) предлагает воображаемое решение тех структурных проблем, с которыми молодежь сталкивается и которые переживает как часть своего коллективного опыта; 2) помогает ото­брать те культурные элементы — стиль, одежду, досуговые ценности, идео­логию, — которые помогают молодежи самоидентифицироваться подходя­щим ей способом вне тех границ и рамок, которые ей предписывают госу­дарство, семья, школа. Скрытая функция субкультуры — решение тех противоречий, которые возникают в родительской культуре. Молодежь ра­бочего класса в современном обществе занимает маргинальную позицию. Она теряет власть, статус и богатство, а в будущем у нее будет еще более ог­раниченный доступ к этим ценностям. И это неудивительно, поскольку те­ряет власть и общественное значение сам рабочий класс, который в индус­триальном обществе был ведущей социальной силой, а ныне уступил свои позиции интеллектуалам, инженерам, программистам.

К.Т. Теплиц строит определение субкультуры опираясь на перечисление групповых характеристик: «... если она (группа) достаточно велика, если виды деятельности группы достаточно разнообразны, если группа способ­на создать свою собственную систему ценностей, убеждений, традиций, наконец, свои собственные средства художественного самовыражения, — по отношению к ней обычно используется термин "субкультура"»6.

5 Brake M. Comparative Youth Culture: The Sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America,
Britain and Canada. London, 1985. P. 13.

6 Теплиц К.Т. Всё для всех: массовая культура и современный человек. М., 1996. С. 118.

К подобному способу определения прибегает и большинство российских исследователей субкультур, например, Б. Ерасов: «под субкультурами в со­циологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по неко­торым культурным признакам: обычаям, нормам, ценностным ориентациям, стилям поведения, а иногда и институтам»7. В Педагогическом энцикло­педическом словаре субкультура определяется как совокупность специфи­ческих социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереоти­пов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных но­минальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума)8. Субкультура конституируется не толь­ко по оригинальным ценностям и воз­зрениям людей, но также на основе предпочитаемых источников инфор­мации (газеты, журналы, передачи ра­дио, телевидение и другие источники массовой коммуникации), увлечений, способов времяпрепровождения, жар­гону и фольклору.

По мнению Б. Гладарева, субкульту­ра — это социальная группа, т.е. кон­кретные люди, объединенные чем-то в некое сообщество9. Эта группа выделе­на из социума набором общих призна­ков, т.е. для признания группы людей субкультурой необходимо доказать об­щность их отличия, более того они дол­жны сами это отличие осознавать, а в некоторых случаях подчеркивать. Согласно А. Тарасову, атрибуты молодежно-подростковой субкультуры — субъязык (жаргон), система опознавательных знаков («фенечки», одежда, прическа), понятная только «своим» музыка, исключительно «свои» танцы, непонятные «чужим» развлечения, специфическая, оппозиционная «офи­циальной взрослой культуре» философия (идеология), сверхценность «сво­их» групп (объединений), собственная этика, не говоря уже о таких вещах, как обряды инициации10.

Обряды инициации, или ритуалы вступления в сообщество — черта всех или большинства субкультур. В тюремной субкультуре такой обычай полу­чил название «прописки», в растаманской субкультуре, связанной с употреб­лением конопли и ее производных, существуют ритуалы первого приобще­ния к наркотику, а человек, желающий стать последователем Викки (одно

7 Ерасов Б.С. Социальная культурология. М, 1994. С. 268. Ч. 1.

8 Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru).

9 Гладарев Б. Формирование и функционирование milieu (на примере археологического кружка ЛД П-ДТЮ
1970—2000 гг.) (www.indepsocres.spb.ru).

10 Тарасов А. О молодежи — в жанре доноса (www.left.ru).

из направлений современного ведьмовства), в течении 81 дня переписыва­ет от руки ритуальную книгу своего учителя. После посвятительных обря­дов жизнь в субкультуре подчиняется ежедневным культурным практикам, которые требуют ношения социальных маркеров (у пионеров — красного галстука) и подчинения жестким правилам, которые демонстрируют принад­лежность своему сообществу (нормы идентификации) и помогают отличать себя от представителей других сообществ. Так, применяя одни вещества, представители многих субкультур активно отрицают другие. Например, ра-стаманы осуждают пьянство, а последователи национал-большевизма пред­почитают дешевую (паленую) водку более дорогим напиткам, которые ас­социируются у них с «буржуазностью».

Носителями уголовной и криминальной субкультуры выступают в нашей стране так называемые «братки» и «братва» — сплоченная полувоенизиро­ванная группа с преступным прошлым, которая отличает «своих» от «чужих» по внешним манерам, языку и одежде. Их можно без труда узнать на улице: короткие стрижки, кашемировые кепки, такие же полупальто, широкие спортивные штаны или джинсы — «трубы», кроссовки или черные полубо­тинки. Сложение плотное, взгляд мрачный, голос грубый, татуировки си­ние. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выраже­ний и пары десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией («пальцовкой»). Род занятий: противозаконная и противоправная деятельность либо моральная или физическая подготовка к ней. Средства передвижения зависят от роли в криминальной иерархии и колеблются от самых «навороченных» тачек до битых БМВ и банального метрополитена".

Вокруг них как своеобразного субкультурного ядра циркулирует широ­кий круг так называемых «приблатненных» — в основном подростков и молодых людей из среды рабочего класса, к «братве» никакого отношения не имеющих, но считающих своим долгом косить под бандитов (их называ­ют также «фраерами»). «Беспредел», «общак», «стрелка», «тусовка», «ство­лы», «путана», «зелень» — все это хлынуло из зон и малин в газеты и на ТВ, обсуждаемо и используемо юмористами, политиками, правителями, бизнес­менами, обозревателями. Первыми его жертвами стали подростки, которые, используя блатную лексику, решили исключительно возрастные проблемы: как стать или выглядеть более взрослым и повысить свой статус в группо­вой (дворовой, уличной) иерархии.

Теоретики функционального подхода, в частности, Т. Парсонс12 и Ш. Эй-зенштадт13, считали, что все молодежные субкультуры, несмотря на вызы­вающие поведение и стиль жизни, выполняют позитивную функцию, так как представляют собой такие адаптивные формы, которые помогают обществу достичь стабильности. Они нужны как обществу, так и самой молодежи, поскольку облегчают очень сложный процесс перехода детей во взрослый статус. А сами подростки, равно как и молодежь, и созданные ими субкуль-

11 Багоцкии Ю. «Братковский» язык (http://www.5ballov.ru).

12 См.: Parsons T. Age and Sex in the Social Structure of the United States // American Sociological Rev.
1942. Vol. 7. № 5. P. 604-616; bid. Youth in the Context of American Society // Daedalus. 1962. Vol. 91.
P. 97-123.

13 Eisenstadt S. From Generation to Generation. Glencoe IL, 1956.

туры носят, несомненно, маргинальный характер. Но другими они и быть не могут. Такова их природа.

Обряд инициации (посвящения)один из самых важных в молодежной субкультуре

Понятие «молодежная культура» первым употребил Т. Парсонс14. Для него молодежь — важнейший компонент социальной структуры общества, тран­зитивная (переходящая из одного возраста в другой) социальная группа, находящаяся на стыке двух ценностных систем — традиционного и совре­менного общества — и обеспечивающая плавный, гармоничный либо кон­фликтный, кризисный переход от одного типа общества к другому. Моло­дежные субкультуры облегчают адаптацию подростков и юношей к новой среде, помогают тяжелому процессу перехода детей во взрослый статус. По мнению Ш. Эйзенштадта, молодежные субкультуры — это период подготов­ки молодых людей к миру, где главную роль играет не семья и малая группа, а социальные институты и формальные организации. Довольно часто сме­на социальных ролей принимает девиантный характер. Но и в этом случае молодежные субкультуры продолжают выполнять незаменимую роль в со­циализации молодых людей, потому что именно они создают набор цен­ностей, позиций и поведенческих норм, которые возвращают чувство влас­ти, потерянное молодыми людьми в своем маргинальном статусе.

Причиной возникновения молодежных субкультур часто служат музы­кальные пристрастия. Однако современную молодежь сегодня волнует не только что носит и с кем спит их певец-кумир или какую сексуальную ориентацию себе выбрать, какую одежду и в каком бутике купить, на каком танцполе «клубиться», но и социальные проблемы земной жизни: армия, группировки, война, наркотики. В своей субкультуре молодежь стремится увидеть нечто гораздо большее, чем совокупность культурных норм и моду одеваться. Для нее это поиск своего места в жизни, особое мировосприятие

14 Parsons Т. Age and Sex in the Social Structure of the United States / T. Parsons. Essays in Sociological Theory. Glencoe, 1942.

и даже идеология — как целостная система ответов на животрепещущие вопросы общественной жизни. Такое положение характерно для многих молодежных субкультур в России: своей идеологией диггеры, грин-хиппи, клайдеры, толкиенисты выбрали экологию; скинхэды, анархисты, панки — национальную идею, хакеры, крекеры, фрикеры, киберпанки — компьютер­ный андеграунд. Музыканты преподносят хип-хоп как политику, религию идола, трактуя его установки как идеологию современной молодежи.

Субкультурные характеристики обусловлены общим для данной группы способом конструирования реальности. Если это так, то субкультура — это социальная группа, обладающая отличным от остального социума (и других субкультур в том числе) способом конструирования реальности и осозна­ющая свое отличие как внутреннее сходство. Рано или поздно она строит собственную картину мира, которую можно именовать субкультурной кар­тиной мира. К примеру, для тюремной картины мира характерно восприятие пространства как замкнутого, времени — как цикличного. Эта картина мира отражена и в наивной литературе заключенных. Две доминанты арестантской картины мира — путь и круг. Тюремный путь — этап: в восприятии новичка — явление страшное, в восприятии старого сидельца, «своего» в тюремном про­странстве — знакомое, но отмеченное печалью и страданием15.

Способ конструирования реальности, т.е. «картины мира»16, закреплен своеобразными нормами, обычаями, ценностными ориентациями, тради­циями и стилями жизни, а в некоторых случаях также сленгом, манерой говорить и одеваться, средствами художественного самовыражения. В тече­ние своей жизни из детской субкультуры человек плавно переходит в одну из молодежных субкультур, а затем в одну из взрослых, завершая процесс социализации в субкультуре пожилых людей. Таким образом, формирова­ние субкультурной картины мира динамично. В течение жизни человек ме­няет свои взгляды, ценностные ориентации, способы конструирования ре­альности и в соответствии с этим свои картины мира.

Вместе с тем известно, что ценности и нормы, составляющие ядро «кар­тины мира», обладают определенной инертностью. Их быстрая смена может быть затруднительна для индивида. Переходя из одного возраста в другой, из одной социальной группы в другую, человек какое-то время сохраняет старую картину мира. Следовательно, существует промежуточный этап, временной разрыв между пребыванием в одной и другой субкультуре. Значит, вероятно, существует некоторое социальное пространство, где находятся люди, «еще» или «уже» не принадлежащие ни одной из множества субкультур. Такие про­межуточные состояния социологи называют маргинальностью.

Можно вполне согласиться с М. Соколовым, что «понятие "субкультура" постигла судьба других наиболее употребляемых понятий социальных наук: оно получило множество не вполне четких определений, которые сделали его в высшей степени неоднозначным. Большая часть из них указывает на разные, хотя и одинаково реальные вещи, поэтому затруднительно выделить какое-нибудь в качестве "правильного" и отмести остальные как "неверные"»17.

15 Ефимова Е.С. Картина мира тюремной лирики (www.ruthenia.ru).

16 Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодеж­
ные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Костюшева. СПб., 1999. С. 23.

17 Там же. С. 16.

Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социаль­ной группой людей, например этнической или экономической общностью, которая обладает собственным характером в пределах господствующей куль­туры (С. Фрис). В таком контексте понятие используется для определения образцов поведения и ценностей у различных меньшинств. Предметом ис­следования при таком подходе может выступить субкультура мормонов в США или субкультура старообрядцев в России, субкультура китайской ди­аспоры в Великобритании или субкультура криминального сообщества (ма­фии) в Италии. Важно отметить, что в любом определении понятия «субкуль­тура» подчеркивается принципиально немассовый, в известном смысле эзо-теричный ее характер, явное или скры­тое противопоставление общей культу­ре. Вектор становления субкультуры противоположен вектору установле­ния культурного господства18.

Субкультура — это часть общей куль­туры нации, в отдельных аспектах от­мечающаяся или противостоящая це­лому, но в главных чертах согласующа­яся и продолжающая культуру нации. Последняя называется доминирующей культурой. Субкультура включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, ха­рактерные только для нее. Субкультур­ные образования в известной мере ав­тономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собой культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и мо­ральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным во­ровать у «чужих», но такой поступок, совершенный внутри табора, оцени­вается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Среди заключен­ных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стан­дарты поведения, типичные только для данной среды.

Кроме того, субкультура обладает известной герметичностью. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность своих жизненных установок и культур­ных практик, напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они воспринимают как «чужую». То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образова­нием и вовсе не стремится превратиться в официальную.

Хотя в отечественной литературе не проводится четких различий между субкультурами и организованными группами, за рубежом на этот момент об­ращают достаточно пристальное внимание. Молодежные группировки,

18 Косарецкий С.Г., Егорышева СВ. Современные молодежные субкультуры как фактор наркотиза­ции (www.tgngu.tyumen.ru).

именуемые «бандами» («gangs»), лишь на поверхностный взгляд похожи на субкультуры: они могут также одеваться, иметь «секретный» язык, свои сим­волы и обычаи, музыкальные предпочтения, ценности и верования. Тем не менее все они представляют организованные группы — малые сообщества, включающие трех и более человек, характеризующиеся совместными дей­ствиями и кооперацией, разделением функций, наличием иерархии и груп­повой сплоченности, занятые преимущественно в криминальной сфере и создающие вокруг себя атмосферу страха и угроз19.

Субкультуры отличаются от организованных банд и уличных группиро­вок следующими признаками:

♦ относятся по преимуществу к большим социальным группам, не име­ют постоянного членства и характеризуются свободным доступом. В субкультуру может войти любой желающий, не проходя специальных обрядов посвящения, не принимая на себя никаких обязательств в свя­зи со своим участием в ней;

♦ не являются строго организованными корпорациями, а большинство из них не организовано вовсе. У них нет четко выраженной иерархии и лидерства. Правила членства никак не прописываются и не артику­лируются;

♦ никак не связаны с преступностью. Хотя незначительное число участ­ников могут быть замешанными в совершении противоправных дей­ствий, их доля (3—5%) не превышает число таких поступков в среднем по населению. Противоправные действия одиночек остаются их лич­ным делом и никак не вытекают из декларируемых субкультурой це­лей, идеалов, идеологии или верований20.

Характер и уровень участия в криминогенной деятельности являются решающими критериями, на основе которых субкультуры отличают от орга­низованных банд. Кроме того, у этих видов молодежных объединений раз­ная судьба. С течением времени субкультуры растворяются в доминирующей культуре (абсорбируются ею), сходят на нет, как только ее участники взрос­леют или на массовое увлечение проходит мода. Так произошло с известным движением и субкультурой хиппи, которые, появившись в 1960-е гг., в на­чале 1980-х исчезли с культурной сцены американского общества, превра­тившись в респектабельных буржуа. Члены организованных групп эволю­ционируют в соответствии с теорией криминальной карьеры, переходя от мелких к крупным деяниям. В результате они заканчивают жизнь в тюрьме или находят свою смерть от рук таких же, как они сами, уголовников. Ре­цидив — повторное преступление — возможен в банде и невозможен в суб­культуре.

Нелегко провести четкие различия между субкультурой и контркульту­рой. Если это сделать затруднительно либо невозможно, специалисты к од­ному и тому же явлению применяют оба названия. Примером служит так называемая «уличная культура» и (суб)контркультура хиппи.

Движение хиппи, возникшее в элитарных университетах США и Запад­ной Европы, получило за свой радикализм и неуемное желание порвать с прошлым название контркультуры. На место господствовавшего культа де-

19 Arciaga M. The Evolution of Prominent Youth Subcultures in America (www.nagia.org).

20 Idem.

нег, материального благополучия длинноволосые недоучившиеся студенты выдвинули культ простоты и всеобщего братства. На место конформизма как ценности («будь как все») пришла высокая оценка способности быть непо­хожим на других, жить, как живется, не оглядываясь на окружающих.

Во всемирном масштабе, как это выяснилось позже, произошла переоцен­ка всех ценностей. Подобного рода революция ценностей потянула за собой и революцию в стиле потребления (не считая политической революции 1968 г.). Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали использоваться состоя­тельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой

посещали университет, гуляли по ули­це, ходили на концерты. Хиппи ввели моду на длинные волосы у мужчин. Рас­пущенные женские волосы из атрибута спальни стали выходной прической21. У мужчин в обиход вошли грубые бо­тинки рабочего и солдатского типов, а у женщин — мини-юбки.

Что здесь относится к контркульту­ре, а что — к субкультуре, до конца так и не ясно. Манеру одеваться или вести себя — ходить в обнимку по улице, от­крыто целоваться в метро или зани­маться сексом вне брака — вряд ли можно считать формой социального протеста, хотя его элементы в новой моде просматриваются. Более радикаль­ные вызовы, в том числе так называемая «сексуальная революция», бродяж­ничество или номадизм, пацифизм, выросший из протеста против войны во Вьетнаме, могут быть отнесены к элементам контркультуры. Формой про­теста следует считать и то обстоятельство, что молодежь в пику властям ув­лекалась чтением Маркса, кубинского революционера Че Гевары, алжир­ского революционера и публициста Фаннона.

Однако политический активизм довольно быстро сошел на нет. Студен­чество с баррикад вернулось в аудитории, никто не призывал к свержению существующего строя. Но от тех времен многое осталось и вошло в повсе­дневную молодежную субкультуру, например, джинсовые костюмы, рок-музыка, длинные волосы, употребление наркотиков. Таковы остаточные явления контркультуры 1960-х гг. В менее вызывающих и весьма смягчен­ных формах элементы контркультуры сначала распространились в массе студентов элитарных университетов, а потом стали проникать и во все уни­верситеты США. Современная молодежная субкультура появилась как след­ствие декаданса (заката, упадка) контркультуры хиппи. Ходить в обнимку и целоваться на улице осталось, а увлечение марксизмом и Че Геварой ушло. Бизнес встретил контркультуру как очередной виток вечного цикла спрос-предложение, моментально отреагировав массовым производством новых товаров и символов. Полмира оделось в американские джинсы, ры­нок завалили грампластинками с рок-музыкой, а наркодельцы пережили свой звездный час.

См.: ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996.

В считанные годы контркультура была коммерциализирована. Ее экс­плуатация принесла баснословные барыши тем, кого она однажды стреми­лась низвергнуть. Бизнесмены показали молодежи, что они являются куда более гибкими и умеют быстро приспосабливаться к любым ее прихотям. Элементы контркультуры были интегрированы в господствующую культу­ру: президент, банкир в джинсах стали вполне нормальным явлением. Бу­дучи изначально вызовом потребительству, контркультура стала его самым ярким символом22.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.