КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение и свойства субкультуры
Понятие «субкультура» (subculture) впервые использовал Т. Роззак в середине 1930-х гг. Он употреблял его для определения таких социальных конструктов как «богема», «золотая молодежь», «земляки» и пр.' Однако широкое распространение этот термин получил в 1960-1970-х гг. в связи с исследованиями молодежных движений. В переводе с латинского термин «субкультура» (sub — под; под чем-то) означает часть основной культуры. Приставка sub указывает на местоположение того, о чем идет речь: 1) расположенная внизу, под чем-либо или около чего-либо; 2) подчиненная, подначальная; 3) не основная, не главная2. Roszak Т. The Making of a Counter Culture. N.Y., 1969. См.: Словарь иностранных слов. М., 1979. С. 488. Следовательно, любая субкультура — это часть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от нее. Можно говорить о молодежной субкультуре, субкультуре определенных социальных слоев, криминальной субкультуре. В начале XX в., когда под «культурой» понималась господствующая этическая, эстетическая и мировоззренческая система, создаваемая и охраняемая как нечто сакральное элитой общества, субкультура обозначала — в противоположность культуре — нечто малопристойное, скрываемое, профанное или стоящее на ступеньку ниже, т.е. находящееся «под» официальной культурой. Subculture стояла в одном смысловом ряду с subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье), обозначающих низший или низовой слой культуры3. Именно так многие десятилетия воспринималась молодежь — как стадо вандалов, разрушающих все и вся на своем пути. Соответственно и их субкультура считалась разновидностью антикультуры, на ней лежал отпечаток хулиганства. Однако в середине XX столетия ученые обнаружили, что многие социальные группы и этнические сообщества, в частности дети, пожилые люди, врачи, национальные меньшинства, обладают высоким уровнем этических ценностей, собственным языком, обычаями и традициями, которые не имеют разрушительного начала. Понятие субкультуры получило новое осмысление и стало интерпретироваться как часть общенациональной культуры, но со своим стилем и ценностями. Теперь оно — верный признак мульти-культурного характера общества: чем больше в нем субкультур, тем демократичнее и разнообразнее его культура. Таков этимологический путь субкультуры — от неприятного статуса находиться «под» до вполне цивилизованной участи быть частью целого. Но если субкультура — всего лишь часть целого, то она не представляет собой самостоятельный культурный феномен. Своими собственными у нее могут быть лишь отдельные фрагменты и элементы. Даже профессиональный или криминальный жаргон не может самостоятельно существовать, не включая и не обращаясь к общеязыковым структурам. Ее культурный код, выражаясь словами Т. Б. Щепанской, формируется в рамках более общей системы — национальной культуры. Иными словами, субкультура — всего лишь вариация на заданную музыку. Она берет главное из господствующей культуры и стилизует его под конкретные интересы либо потребности социальной группы. Вот почему за ней закрепилось второе наименование — lifestyles, т.е. жизненные стили. Стилевая атрибутика действительно играет чрезвычайно важную роль в вопросе индентификации (узнавания, отличия от других) подростками «своей» группы. Она заключается в обязательном соблюдении «правильного» вида (стиля) — «прикида» (одежда, обувь, стиль прически, аксессуары), а также разделения общих групповых вкусов (музыкальных, литературных, кинематографических). Соблюдение внутригрупповых правил служит реальным пропуском в субкультуру, не допуская никаких подделок, фальши. Основными компонентами стиля считаются: имидж, манеры, арго (слэнг, жаргон). Имеют немалую важность также подтекст имен и слов, формы машин, на которых предпочитают ездить фанаты, и даже величина волос на голове. Так, например, короткие волосы либо их отсутствие у скинхэдов 3 Щепанская Т.Б. Субкультуры // Современный городской фольклор. М., 2003. совсем иное, нежели у призывников, которых стригут в первый же день принудительным образом. Если с армией у скинхэдов еще существует какая-то смысловая и поведенческая связь (агрессивность к инокомыслящим и инородцам, жесткая дисциплина, коллективная атака), то по отношению к другой «волосатой» субкультуре — хиппи — скинхэды стремятся явным образом дистанцироваться. Субкультура — это не подчиненная, но самостоятельная часть культуры определенных категорий общества Сам термин «субкультура» и объясняющие его социологические теории возникли на Западе исключительно ради описания молодежных движений и организаций и среди них — девиантной направленности. Появившись в середине 1950-х гг. (теории Т. Парсонса и Ш. Эйзенштадта), они сигнализировали о том, что в социологии наступил определенный кризис. Прежние социологические теории культуры исходили из двух посылок: 1) социальной основой любой культуры выступает класс и только класс, а, скажем, не возраст или тендер; 2) понимаемая так культура может быть только «взрослой», или «родительской культурой», создаваемой социальной зрелой личностью, имеющей высокий творческий потенциал4. Между тем именно в середине 1950-х гг. в американском обществе произошли два радикальных сдвига, которые необходимо было как-то объяснять социологам. Во-первых, подходила к своему завершению эпоха индустриального общества и на смену ему приходило постиндустриальное общество, где классовая структура отходила на второй план, уступая ведущие позиции профессионально-статусной структуре. Следовательно, говорить о классах как социальном фундаменте культуры было уже невозможно. Во-вторых, послевоенный экономический бум в США привел к серьезному росту материального благосостояния населения, расширению потребностей и сферы досуга. Наступала эра массовой культуры, одним из главных дви- 4 Key concepts in communication and cultural studies / T. O'Sullivan et al. London; N.Y., 1995. P. 307. жителей которой являлась молодежь. И с этой стороны социологам приходилось пересматривать прежние позиции. Теперь молодежная культура ассоциировалась у них прежде всего с отдыхом. Многие социологи и сейчас полагают, что именно сфера досуга делает молодежь особой социальной группой, что досуг — это именно та сфера социальной жизни, которой и должна заниматься социология молодежи. А виды и направления в молодежной субкультуре различаются в зависимости от того, как молодежь проводит свое свободное время. Расширение потребительских ориентации молодежи отразилось на разнообразии ее увлечений и досуговых предпочтений. Их было так много, что уместить все это в рамки единой культуры было уже невозможно. Сама собой напрашивалась новая исследовательская парадигма — вместо единой культуры начали говорить о множестве культур и множестве субкультур, за каждой из которых стояла социальная группа. Таким образом, прародителем нынешнего культурного плюрализма явилась молодежь, настойчиво потребовавшая себе специального термина для определения своеобразия своей культуры и поиска собственного места в культуре современного общества. С тех пор как появился в научном обиходе новый термин, социологи и культурологи не перестают спорить о сущности субкультуры, причинах, источниках и механизмах ее возникновения, видах, типах и формах ее проявления. Например, М. Брейк определял субкультуру через понятие «нормы» и «стиля жизни». Субкультура, по М. Брейку, это «нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделенного от традиционного стиля, принятого в данном обществе»5. По отношению к молодежи ее субкультура выполняет две важные функции: 1) предлагает воображаемое решение тех структурных проблем, с которыми молодежь сталкивается и которые переживает как часть своего коллективного опыта; 2) помогает отобрать те культурные элементы — стиль, одежду, досуговые ценности, идеологию, — которые помогают молодежи самоидентифицироваться подходящим ей способом вне тех границ и рамок, которые ей предписывают государство, семья, школа. Скрытая функция субкультуры — решение тех противоречий, которые возникают в родительской культуре. Молодежь рабочего класса в современном обществе занимает маргинальную позицию. Она теряет власть, статус и богатство, а в будущем у нее будет еще более ограниченный доступ к этим ценностям. И это неудивительно, поскольку теряет власть и общественное значение сам рабочий класс, который в индустриальном обществе был ведущей социальной силой, а ныне уступил свои позиции интеллектуалам, инженерам, программистам. К.Т. Теплиц строит определение субкультуры опираясь на перечисление групповых характеристик: «... если она (группа) достаточно велика, если виды деятельности группы достаточно разнообразны, если группа способна создать свою собственную систему ценностей, убеждений, традиций, наконец, свои собственные средства художественного самовыражения, — по отношению к ней обычно используется термин "субкультура"»6. 5 Brake M. Comparative Youth Culture: The Sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, 6 Теплиц К.Т. Всё для всех: массовая культура и современный человек. М., 1996. С. 118. К подобному способу определения прибегает и большинство российских исследователей субкультур, например, Б. Ерасов: «под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаям, нормам, ценностным ориентациям, стилям поведения, а иногда и институтам»7. В Педагогическом энциклопедическом словаре субкультура определяется как совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума)8. Субкультура конституируется не только по оригинальным ценностям и воззрениям людей, но также на основе предпочитаемых источников информации (газеты, журналы, передачи радио, телевидение и другие источники массовой коммуникации), увлечений, способов времяпрепровождения, жаргону и фольклору. По мнению Б. Гладарева, субкультура — это социальная группа, т.е. конкретные люди, объединенные чем-то в некое сообщество9. Эта группа выделена из социума набором общих признаков, т.е. для признания группы людей субкультурой необходимо доказать общность их отличия, более того они должны сами это отличие осознавать, а в некоторых случаях подчеркивать. Согласно А. Тарасову, атрибуты молодежно-подростковой субкультуры — субъязык (жаргон), система опознавательных знаков («фенечки», одежда, прическа), понятная только «своим» музыка, исключительно «свои» танцы, непонятные «чужим» развлечения, специфическая, оппозиционная «официальной взрослой культуре» философия (идеология), сверхценность «своих» групп (объединений), собственная этика, не говоря уже о таких вещах, как обряды инициации10. Обряды инициации, или ритуалы вступления в сообщество — черта всех или большинства субкультур. В тюремной субкультуре такой обычай получил название «прописки», в растаманской субкультуре, связанной с употреблением конопли и ее производных, существуют ритуалы первого приобщения к наркотику, а человек, желающий стать последователем Викки (одно 7 Ерасов Б.С. Социальная культурология. М, 1994. С. 268. Ч. 1. 8 Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru). 9 Гладарев Б. Формирование и функционирование milieu (на примере археологического кружка ЛД П-ДТЮ 10 Тарасов А. О молодежи — в жанре доноса (www.left.ru). из направлений современного ведьмовства), в течении 81 дня переписывает от руки ритуальную книгу своего учителя. После посвятительных обрядов жизнь в субкультуре подчиняется ежедневным культурным практикам, которые требуют ношения социальных маркеров (у пионеров — красного галстука) и подчинения жестким правилам, которые демонстрируют принадлежность своему сообществу (нормы идентификации) и помогают отличать себя от представителей других сообществ. Так, применяя одни вещества, представители многих субкультур активно отрицают другие. Например, ра-стаманы осуждают пьянство, а последователи национал-большевизма предпочитают дешевую (паленую) водку более дорогим напиткам, которые ассоциируются у них с «буржуазностью». Носителями уголовной и криминальной субкультуры выступают в нашей стране так называемые «братки» и «братва» — сплоченная полувоенизированная группа с преступным прошлым, которая отличает «своих» от «чужих» по внешним манерам, языку и одежде. Их можно без труда узнать на улице: короткие стрижки, кашемировые кепки, такие же полупальто, широкие спортивные штаны или джинсы — «трубы», кроссовки или черные полуботинки. Сложение плотное, взгляд мрачный, голос грубый, татуировки синие. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений и пары десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией («пальцовкой»). Род занятий: противозаконная и противоправная деятельность либо моральная или физическая подготовка к ней. Средства передвижения зависят от роли в криминальной иерархии и колеблются от самых «навороченных» тачек до битых БМВ и банального метрополитена". Вокруг них как своеобразного субкультурного ядра циркулирует широкий круг так называемых «приблатненных» — в основном подростков и молодых людей из среды рабочего класса, к «братве» никакого отношения не имеющих, но считающих своим долгом косить под бандитов (их называют также «фраерами»). «Беспредел», «общак», «стрелка», «тусовка», «стволы», «путана», «зелень» — все это хлынуло из зон и малин в газеты и на ТВ, обсуждаемо и используемо юмористами, политиками, правителями, бизнесменами, обозревателями. Первыми его жертвами стали подростки, которые, используя блатную лексику, решили исключительно возрастные проблемы: как стать или выглядеть более взрослым и повысить свой статус в групповой (дворовой, уличной) иерархии. Теоретики функционального подхода, в частности, Т. Парсонс12 и Ш. Эй-зенштадт13, считали, что все молодежные субкультуры, несмотря на вызывающие поведение и стиль жизни, выполняют позитивную функцию, так как представляют собой такие адаптивные формы, которые помогают обществу достичь стабильности. Они нужны как обществу, так и самой молодежи, поскольку облегчают очень сложный процесс перехода детей во взрослый статус. А сами подростки, равно как и молодежь, и созданные ими субкуль- 11 Багоцкии Ю. «Братковский» язык (http://www.5ballov.ru). 12 См.: Parsons T. Age and Sex in the Social Structure of the United States // American Sociological Rev. 13 Eisenstadt S. From Generation to Generation. Glencoe IL, 1956.
Обряд инициации (посвящения) — один из самых важных в молодежной субкультуре Понятие «молодежная культура» первым употребил Т. Парсонс14. Для него молодежь — важнейший компонент социальной структуры общества, транзитивная (переходящая из одного возраста в другой) социальная группа, находящаяся на стыке двух ценностных систем — традиционного и современного общества — и обеспечивающая плавный, гармоничный либо конфликтный, кризисный переход от одного типа общества к другому. Молодежные субкультуры облегчают адаптацию подростков и юношей к новой среде, помогают тяжелому процессу перехода детей во взрослый статус. По мнению Ш. Эйзенштадта, молодежные субкультуры — это период подготовки молодых людей к миру, где главную роль играет не семья и малая группа, а социальные институты и формальные организации. Довольно часто смена социальных ролей принимает девиантный характер. Но и в этом случае молодежные субкультуры продолжают выполнять незаменимую роль в социализации молодых людей, потому что именно они создают набор ценностей, позиций и поведенческих норм, которые возвращают чувство власти, потерянное молодыми людьми в своем маргинальном статусе. Причиной возникновения молодежных субкультур часто служат музыкальные пристрастия. Однако современную молодежь сегодня волнует не только что носит и с кем спит их певец-кумир или какую сексуальную ориентацию себе выбрать, какую одежду и в каком бутике купить, на каком танцполе «клубиться», но и социальные проблемы земной жизни: армия, группировки, война, наркотики. В своей субкультуре молодежь стремится увидеть нечто гораздо большее, чем совокупность культурных норм и моду одеваться. Для нее это поиск своего места в жизни, особое мировосприятие 14 Parsons Т. Age and Sex in the Social Structure of the United States / T. Parsons. Essays in Sociological Theory. Glencoe, 1942. и даже идеология — как целостная система ответов на животрепещущие вопросы общественной жизни. Такое положение характерно для многих молодежных субкультур в России: своей идеологией диггеры, грин-хиппи, клайдеры, толкиенисты выбрали экологию; скинхэды, анархисты, панки — национальную идею, хакеры, крекеры, фрикеры, киберпанки — компьютерный андеграунд. Музыканты преподносят хип-хоп как политику, религию идола, трактуя его установки как идеологию современной молодежи. Субкультурные характеристики обусловлены общим для данной группы способом конструирования реальности. Если это так, то субкультура — это социальная группа, обладающая отличным от остального социума (и других субкультур в том числе) способом конструирования реальности и осознающая свое отличие как внутреннее сходство. Рано или поздно она строит собственную картину мира, которую можно именовать субкультурной картиной мира. К примеру, для тюремной картины мира характерно восприятие пространства как замкнутого, времени — как цикличного. Эта картина мира отражена и в наивной литературе заключенных. Две доминанты арестантской картины мира — путь и круг. Тюремный путь — этап: в восприятии новичка — явление страшное, в восприятии старого сидельца, «своего» в тюремном пространстве — знакомое, но отмеченное печалью и страданием15. Способ конструирования реальности, т.е. «картины мира»16, закреплен своеобразными нормами, обычаями, ценностными ориентациями, традициями и стилями жизни, а в некоторых случаях также сленгом, манерой говорить и одеваться, средствами художественного самовыражения. В течение своей жизни из детской субкультуры человек плавно переходит в одну из молодежных субкультур, а затем в одну из взрослых, завершая процесс социализации в субкультуре пожилых людей. Таким образом, формирование субкультурной картины мира динамично. В течение жизни человек меняет свои взгляды, ценностные ориентации, способы конструирования реальности и в соответствии с этим свои картины мира. Вместе с тем известно, что ценности и нормы, составляющие ядро «картины мира», обладают определенной инертностью. Их быстрая смена может быть затруднительна для индивида. Переходя из одного возраста в другой, из одной социальной группы в другую, человек какое-то время сохраняет старую картину мира. Следовательно, существует промежуточный этап, временной разрыв между пребыванием в одной и другой субкультуре. Значит, вероятно, существует некоторое социальное пространство, где находятся люди, «еще» или «уже» не принадлежащие ни одной из множества субкультур. Такие промежуточные состояния социологи называют маргинальностью. Можно вполне согласиться с М. Соколовым, что «понятие "субкультура" постигла судьба других наиболее употребляемых понятий социальных наук: оно получило множество не вполне четких определений, которые сделали его в высшей степени неоднозначным. Большая часть из них указывает на разные, хотя и одинаково реальные вещи, поэтому затруднительно выделить какое-нибудь в качестве "правильного" и отмести остальные как "неверные"»17. 15 Ефимова Е.С. Картина мира тюремной лирики (www.ruthenia.ru). 16 Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодеж 17 Там же. С. 16. Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социальной группой людей, например этнической или экономической общностью, которая обладает собственным характером в пределах господствующей культуры (С. Фрис). В таком контексте понятие используется для определения образцов поведения и ценностей у различных меньшинств. Предметом исследования при таком подходе может выступить субкультура мормонов в США или субкультура старообрядцев в России, субкультура китайской диаспоры в Великобритании или субкультура криминального сообщества (мафии) в Италии. Важно отметить, что в любом определении понятия «субкультура» подчеркивается принципиально немассовый, в известном смысле эзо-теричный ее характер, явное или скрытое противопоставление общей культуре. Вектор становления субкультуры противоположен вектору установления культурного господства18. Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации. Последняя называется доминирующей культурой. Субкультура включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собой культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у «чужих», но такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. Кроме того, субкультура обладает известной герметичностью. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность своих жизненных установок и культурных практик, напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они воспринимают как «чужую». То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официальную. Хотя в отечественной литературе не проводится четких различий между субкультурами и организованными группами, за рубежом на этот момент обращают достаточно пристальное внимание. Молодежные группировки, 18 Косарецкий С.Г., Егорышева СВ. Современные молодежные субкультуры как фактор наркотизации (www.tgngu.tyumen.ru). именуемые «бандами» («gangs»), лишь на поверхностный взгляд похожи на субкультуры: они могут также одеваться, иметь «секретный» язык, свои символы и обычаи, музыкальные предпочтения, ценности и верования. Тем не менее все они представляют организованные группы — малые сообщества, включающие трех и более человек, характеризующиеся совместными действиями и кооперацией, разделением функций, наличием иерархии и групповой сплоченности, занятые преимущественно в криминальной сфере и создающие вокруг себя атмосферу страха и угроз19. Субкультуры отличаются от организованных банд и уличных группировок следующими признаками: ♦ относятся по преимуществу к большим социальным группам, не имеют постоянного членства и характеризуются свободным доступом. В субкультуру может войти любой желающий, не проходя специальных обрядов посвящения, не принимая на себя никаких обязательств в связи со своим участием в ней; ♦ не являются строго организованными корпорациями, а большинство из них не организовано вовсе. У них нет четко выраженной иерархии и лидерства. Правила членства никак не прописываются и не артикулируются; ♦ никак не связаны с преступностью. Хотя незначительное число участников могут быть замешанными в совершении противоправных действий, их доля (3—5%) не превышает число таких поступков в среднем по населению. Противоправные действия одиночек остаются их личным делом и никак не вытекают из декларируемых субкультурой целей, идеалов, идеологии или верований20. Характер и уровень участия в криминогенной деятельности являются решающими критериями, на основе которых субкультуры отличают от организованных банд. Кроме того, у этих видов молодежных объединений разная судьба. С течением времени субкультуры растворяются в доминирующей культуре (абсорбируются ею), сходят на нет, как только ее участники взрослеют или на массовое увлечение проходит мода. Так произошло с известным движением и субкультурой хиппи, которые, появившись в 1960-е гг., в начале 1980-х исчезли с культурной сцены американского общества, превратившись в респектабельных буржуа. Члены организованных групп эволюционируют в соответствии с теорией криминальной карьеры, переходя от мелких к крупным деяниям. В результате они заканчивают жизнь в тюрьме или находят свою смерть от рук таких же, как они сами, уголовников. Рецидив — повторное преступление — возможен в банде и невозможен в субкультуре. Нелегко провести четкие различия между субкультурой и контркультурой. Если это сделать затруднительно либо невозможно, специалисты к одному и тому же явлению применяют оба названия. Примером служит так называемая «уличная культура» и (суб)контркультура хиппи. Движение хиппи, возникшее в элитарных университетах США и Западной Европы, получило за свой радикализм и неуемное желание порвать с прошлым название контркультуры. На место господствовавшего культа де- 19 Arciaga M. The Evolution of Prominent Youth Subcultures in America (www.nagia.org). 20 Idem. нег, материального благополучия длинноволосые недоучившиеся студенты выдвинули культ простоты и всеобщего братства. На место конформизма как ценности («будь как все») пришла высокая оценка способности быть непохожим на других, жить, как живется, не оглядываясь на окружающих. Во всемирном масштабе, как это выяснилось позже, произошла переоценка всех ценностей. Подобного рода революция ценностей потянула за собой и революцию в стиле потребления (не считая политической революции 1968 г.). Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали использоваться состоятельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой посещали университет, гуляли по улице, ходили на концерты. Хиппи ввели моду на длинные волосы у мужчин. Распущенные женские волосы из атрибута спальни стали выходной прической21. У мужчин в обиход вошли грубые ботинки рабочего и солдатского типов, а у женщин — мини-юбки. Что здесь относится к контркультуре, а что — к субкультуре, до конца так и не ясно. Манеру одеваться или вести себя — ходить в обнимку по улице, открыто целоваться в метро или заниматься сексом вне брака — вряд ли можно считать формой социального протеста, хотя его элементы в новой моде просматриваются. Более радикальные вызовы, в том числе так называемая «сексуальная революция», бродяжничество или номадизм, пацифизм, выросший из протеста против войны во Вьетнаме, могут быть отнесены к элементам контркультуры. Формой протеста следует считать и то обстоятельство, что молодежь в пику властям увлекалась чтением Маркса, кубинского революционера Че Гевары, алжирского революционера и публициста Фаннона. Однако политический активизм довольно быстро сошел на нет. Студенчество с баррикад вернулось в аудитории, никто не призывал к свержению существующего строя. Но от тех времен многое осталось и вошло в повседневную молодежную субкультуру, например, джинсовые костюмы, рок-музыка, длинные волосы, употребление наркотиков. Таковы остаточные явления контркультуры 1960-х гг. В менее вызывающих и весьма смягченных формах элементы контркультуры сначала распространились в массе студентов элитарных университетов, а потом стали проникать и во все университеты США. Современная молодежная субкультура появилась как следствие декаданса (заката, упадка) контркультуры хиппи. Ходить в обнимку и целоваться на улице осталось, а увлечение марксизмом и Че Геварой ушло. Бизнес встретил контркультуру как очередной виток вечного цикла спрос-предложение, моментально отреагировав массовым производством новых товаров и символов. Полмира оделось в американские джинсы, рынок завалили грампластинками с рок-музыкой, а наркодельцы пережили свой звездный час. См.: ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996. В считанные годы контркультура была коммерциализирована. Ее эксплуатация принесла баснословные барыши тем, кого она однажды стремилась низвергнуть. Бизнесмены показали молодежи, что они являются куда более гибкими и умеют быстро приспосабливаться к любым ее прихотям. Элементы контркультуры были интегрированы в господствующую культуру: президент, банкир в джинсах стали вполне нормальным явлением. Будучи изначально вызовом потребительству, контркультура стала его самым ярким символом22.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |