КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Быстрое развитие субкультуры
Мы живем уже в XXI в. — эпохе невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. Его называют также информационным обществом. А это означает, что расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями станут моделью поведения для будущих поколений. Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена места работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование — все это очерчивает контуры того мира, в котором приходится жить молодежи. Отличительным признаком молодежно-подростковых субкультур является возраст. Юные граждане еще не вступили во взрослую жизнь и не знают цен ностей производительного труда. Их основная ориентация — потребительство. Этим определяются главные черты такого рода субкультур. На потребительских интересах молодежи в США выросли целые индустрии с многомиллиардными оборотами. Особенно заметно это стало в 1950—1960-е гг. Потребляемые товары, с точки зрения молодежи, были специфичны по отношению к товарам для «взрослых»: подростки покупали больше всего одежды, обуви, спиртных напитков и табачных изделий, конфет и шоколада, закусок, тратили много денег на кино, театр, журналы, газеты, пластинки и книги36. Формами репрезентации молодежно-подростковой культуры стали досуговые виды деятельности: времяпрепровождение в кофейнях, молочных барах, молодежных пабах; демонстрация модной одежды, причесок, косметики; культурные пристрастия — записи рок-н-ролла, просмотр фильмов и чтение журналов; новые типы невзрослой активности — увлечение мотоциклами и дискотеками. Исследование М. Абрамса показало, что молодежь не просто тратит больше денег на модную одежду и записи модных песен, но также и то, что молодежь тратит деньги на специфическую одежду и кассеты. Когда у молодежи появляются лишние деньги, она тратит их иначе, чем взрослые, обремененные заботами о пропитании семьи, строительстве дома, 36 Abrams M. The Teenage Consumer. London, 1959. приобретении машины. Потребительский приоритет взрослых — предметы длительного пользования и недвижимое имущество. Приоритеты молодежи — «краткосрочный гедонизм», «моментальное удовольствие», т.е. отдых и развлечения. Взрослые и подростки иначе смотрят на деньги: для одних они заработанные, для других — выданные на карманные расходы или выпрошенные у родителей. Взрослые предпочитают инвестировать их в долгосрочные проекты и в собственность. Покупательские привычки молодежи не обременены социальной и семейной ответственностью. Молодежь — перводвигатель массовой культуры. Определение молодежной субкультуры как формы массовой культуры позволило социологам Франкфуртской школы (Г. Маркузе, Т. Адорно) распространить на нее классовый подход и рассматривать молодежную субкультуру как объект капиталистической эксплуатации, контроля и манипуляции со стороны государства и СМИ. По их воззрениям, социальный и идеологический контроль общества над рабочим классом переносится с рабочего времени на сферу досуга; буржуазия действительно пытается контролировать и досуг, и свободное время рабочего класса. Они утверждали, что такого рода субкультуры — это искусственный продукт, конструируемый и создаваемый не молодежью, а для нее кем-то еще (Р. Хоггарт). Т. Адорно и М. Хоркхеймер исходили из того, что так называемая «массовая культура» в современном обществе — ТВ, кино, радио, газеты, журналы, модные романы (популярное чтиво), поп-музыка — не являлась собственно культурой, идущей от самих масс (т.е. народной культурой), а была культурой для масс. Британский социолог Ричард Хоггарт, основатель знаменитого Бирмингемского Центра современных культурных исследований (BCCCS), изучая образ жизни английского рабочего класса, приходит к выводу, что духовное обеднение национальной культуры связано, в том числе с молодежным потребительством американского типа. Голливуд, по его мнению, «ослеплял» молодежь37. Но и нынешним состоянием британской культуры он не очень доволен. Он полагает, что существует «наследственное» хамство, которое сохраняется в отдельных слоях общества. Среди них, в частности, «люди дна», беднейшие 10% населения, которые фактически выпали из нормальной жизни. Однако сейчас, говорит он, грубо и жестоко ведут себя не только люмпены. Скажем, становятся все более распространенными такие явления, как «дорожная ярость» (road rage), когда водители машин оскорбляют друг друга. Встречается также air rage — «самолетная ярость» против стюардесс в самолетах, и «ярость покупателей» в магазине38. Теоретики постмодернизма 1980—1990-х гг. возражали им, полагая, что молодежь — причина самой себя, а не следствие репрессивных режимов или буржуазной культуры. Защищая свою точку зрения, они обращали внимание на культурные явления, создаваемые молодежью для самой себя (например, «фанзины» — журналы, посвященные особым течениям в музыке или отдельным музыкальным группам и выпускаемые самими «фанами», молодежные радио- и телепередачи, наконец, веб-сайты), и, в известной степени, противопоставляемые культурной продукции, предлагаемой ей взрослыми. Серьезно различаются и типы культуры: для взрослых это серьезное 37 Hoggart R. The Uses of Literacy: Aspects of Working Class Culture. Harmondsworth, 1958. 38 Hoggart R. The Way We Live Now. London, 1995. профессиональное творчество, во главу угла которого ставятся философские и духовные вопросы бытия, для молодежи культура — пространства игры и экспериментирования с новыми формами, особенно в сфере культуры тела (бритье головы, татуировки, нанесение шрамов, пирсинг, бодибилдинг и др.)- Даже употребление наркотиков рассматривается как своеобразный способ экспериментирования — манипуляции со своей телесностью и чувственностью. Подростково-молодежная субкультура, которая и в прошлые века изменялась, пожалуй, даже быстрее, чем взрослая мода, особенно женская, сегодня опережает естественную смену поколений. Так, например, еще в середине 1990-х гг. российская пресса обсуждала вопрос «нужен ли студенту пейджер?». Тогда они еще не входили в массовый обиход и многим были недоступны. В конце 1990-х гг. наиболее продвинутая часть отечественной молодежи уже вовсю ставила свои авто на «пейджин-говую сигнализацию». Студенты использовали пейджер весьма своеобразно. Например, присваивали пейджеру свой интернетовский ник (псевдоним), дублировали все сообщения и содержимое информационных каналов на адрес электронной почты, отправляли сообщения на пейджер через Интернет. Один третьекурсник, подрабатывавший в турфирме курьером, страдал патологической забывчивостью: то вовремя не забирал из посольства визы, то не отвозил в МИД паспорта, то терял важные документы, то путал авиабилеты и вместо своей брони забирал чужую. Начальство грозилось уволить, но выручил пейджер, который каждые пять минут посылал ему напоминания. Работа и карьера вскоре наладились. Голосом мамы пейджер напоминал о необходимости принять противоаллергенные таблетки, голосом декана — о предстоящем зачете. В 2003 г. сотовые телефоны стали у молодежи более популярны, чем пейджеры. В студенческих аудиториях — на лекциях или семинарах — постоянно раздается неприятный призыв «сотового дружка», который заставляет срочно выбегать в коридор или извиняться перед соседями. Если в середине 1990-х гг. продвинутая молодежь вынуждена была шерстить секондхэнды в поисках ну хоть одной модненькой вещички с Запада, то через 5—6 лет мальчики и девочки все чаще становились завсегдатаями дорогих магазинов. Уже не в диковинку было увидеть у одноклассников рубашечку из «NAFNAF», брючки из «Diesel», маечку, штанишки или курточку из «PlayLife». Внешний вид нашей молодежи зависит конечно же от ее собственных финансовых возможностей, а еще больше — от финансовых возможностей родителей. Поскольку ВВП России за 2000—2003 гг. вырос на 30%, то соответственно поднялся у многих категорий населения и уровень жизни. Расслоение российского общества, начавшись у взрослых, передается детям. И они делятся на бедных, зажиточных и богатых. Соответственно своему классовому положению, месту в обществе и жизненным шансам (видам на будущее) у них формируются: мировоззрение, жизненные планы, идейные установки. Какими они станут завтра? Некоторые эксперты считают, что часть нынешних 10-летних станет высокоинтеллектуальной элитой, которой будут доступны все дороги и пути благодаря папиному кошельку. Еще одна часть — управляемая и ищущая радикального вождя масса, в которой индивид лишен личной ответственности. И третья часть — «разночинцы», дети интеллигентов-неудачников, у которых велик интеллектуальный потенциал, но отсутствуют социальные возможности39. Примерно такой же расклад сил наблюдался в России накануне Октябрьской революции 1917 г. Эксперты, к сожалению, редко ошибаются. Исследования показывают: если предыдущее поколение студентов оказывало предпочтение тем же партиям, что и их родители, то сегодняшняя молодежь в большинстве своем склонна самостоятельно делать политический выбор, не ориентируясь на семейные традиции. Этот факт говорит о том, что молодежь не хочет слепо следовать родительским установкам, а ее система ценностей подвергается активному воздействию внешних факторов. 39 Батенева Т. День зашиты детей. От кого? // Известия. 1999.06.01. УЛИЧНАЯ (СУБ)КУЛЬТУРА Понятие, вынесенное в название этой главы, вовсе не случайно заключено в скобки. Дело в том, что ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, считать ли все множество культурных феноменов (и эпифеноменов), сосредоточенных на части городской территории, именуемой улицей, элементом доминирующей в данном обществе культуры или самостоятельной ее разновидностью. В литературе почти в равной мере широко употребляются оба термина — уличная культура и уличная субкультура. Одни ученые полагают, что уличная субкультура сформировалась как альтернатива социальному поведению ребенка в семье и школе, а другие утверждают, что надо вести речь о более широком комплексе явлений, связанных не только с подростками и молодежью, но также со взрослыми, а потому именовать его уличной культурой. Бродячие скоморохи и толпа туристов в историческом центре европейских городов точно так же, как брейк-дансеры и любители граффити, должны относиться к указанному культурному эмифеномену.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |