КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чатлане
МИТЬКИ Одной из самых экстравагантных субкультур, возникших из художественного андеграунда, является группа питерских художников-нонконформистов «Митьки»31. В ее состав входят Владимир Шинкарев, Александр Флоренский, Василий Голубев, Владимир Яшке, Ирина Васильева, Ольга Флоренская, Алексей Семичев, Андрей Филиппов, другие питерские художники и музыканты. Митьки-художники считают «своими» также Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, Виктора Цоя. 29 Ферапонтов И.Е. Туристский быт и фольклор: Опыт системного анализа (http://ivgi.rsuh.ru). 30 Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. 1 Участников движения называют митьками по имени художника Дмитрия Шагина. 8G9 Группа возникла в 1982 г., а официальным началом считается книга художника Владимира Шинкарева «Митьки», которую он написал на день рождения Шагина в 1984 г.32 Сначала это был небольшой кружок друзей — художников, писателей и музыкантов, которых не очень жаловала советская власть. Как вспоминает Шагин, сначала он работал «в котельной, сутки через семь, мне досталась котельная высшей школы спортивного мастерства. Там тренировались борцы, говорят, сам Путин тренировался. А мы в котельной собирались, беседовали и пили. Постепенно в этой компании друзей выработались какие-то свои ритуалы, не имевшие, впрочем, никакого «антисоветского» подтекста: например, принято было считать, что митьки общаются исключительно с помощью выражений "бра-тушка", "дык!" и "ёлы-палы!", "оп-паньки!", одеваются в тельняшки и валенки. Но главным ритуалом было, конечно, пьянство... Мои родители были художники, но не признанные официально. Отца вообще посадили по ходу кампании по борьбе со стилягами, поэтами и художниками, когда я был еще совсем маленький. Маму за участие в крамольной выставке выгнали из Худфонда. Я пошел по их стопам и тоже окончил школу при Академии художеств, но дальше официальный путь в искусстве для меня был закрыт. Я в школе отказался вступать в комсомол. Меня за это комсорг на выпускном вечере наградил большой бутылкой «Южного крепкого». Он, наверное, думал меня этим обидеть, но я уже тогда в душе был митёк и тут же выпил ее у всех на глазах из горла. Наш главный лозунг: "Митьки никого не хотят победить". Поэтому мы и работали в котельных, а в свободное время рисовали свои картины. Ну иногда меня, правда, забирали в вытрезвитель, однажды сломали ребра. В 1984 г. разогнали квартирную выставку, был большой скандал. КГБ, конечно, следил за нами, со мной проводили всякие беседы, но, в общем, мы никого не трогали и нас никто особенно не трогал... Митьки создали некий миф, но этот миф, видимо, точно лег на психологию какой-то части советской интеллигенции. А что касается пьянства, то тут преувеличения не было, пили мы без дураков. Я однажды за вечер выпил пять бутылок водки, но в основном это был портвейн. Дешево и сердито. В этом был какой-то пассивный протест против всего, что нам не нравилось в советском образе жизни. Мы выдвинули лозунг: "На красный террор ответим белой горячкой". У нас в котельной собирались человек по пятнадцать, и каждый тащил, что мог. Потом одна корреспондентка в журнале "Юность" написала, что у нас проходят съезды митьков по 50 человек. Она хотела как лучше, но в 1988 г. начальство спорткомитета выгнало меня из котельной. Но уже через год наши выставки "Митьки в Европе" поехали в Париж, Кельн и Антверпен...»33. 32 Текст распространился в «самиздате», о нем узнала вся интеллигенция, а затем и вся страна. 33 Митьки без портвейна // Новая газета. 2004.07.08. По философской ориентации митьки относят себя к стоикам, ибо умудрялись питаться на 3 рубля в месяц, а друг для друга им не жалко и последней рубашки. Высшее одобрение митёк выражает так: рука прикладывается к животу, паху или бедру и митёк, сжав кулак, мерно покачивает руку вверх и вниз; на лице его в это время сияет неописуемый восторг. Для субкультуры митьков, рассматриваемой как одна из форм пассивного культурного протеста, характерны подчеркнутое добродушие, неприкрытая лень, пьянство, пацифизм и лозунги типа «Митьки никого не хотят победить», «Митьки всегда будут в г.., в проигрыше, и этим они завоюют мир». Митьки никого не хотят победить!, (шепотом) поэтому они завоюют весь мир В. Шинкарев в своей культовой книге «Митьки» так описывает их образ жизни, философию и ценности. Митьки одеваются во что попало, лучше всего в стиле битников 1950-х гг., но ни в коем случае не попсово. На лице митька чередуются два аффектированно поданных выражения: граничащая с идиотизмом ласковость и сентиментальное уныние. Все его движения и интонации хоть и очень ласковы, но энергичны, поэтому митёк всегда кажется навеселе. Теоретически митёк — высокоморальная личность, мировоззрение его тяготеет к формуле: «православие, самодержавие, народность», однако на практике он настолько легкомыслен, что может показаться лишенным многих моральных устоев. Однако митёк никогда не прибегает к насилию, не причиняет людям сознательного зла и абсолютно не агрессивен. Митек никогда не выразит в глаза обидчику негодования или неудовольствия по поводу причиненного ему зла. Скорее он ласково, но горестно скажет: «Как же ты братушка?», однако за глаза он по поводу каждого высказанного ему упрека будет чуть ли не со слезами говорить, что его «съели с говном». Для митька характерно использование длинных цитат из многосерийных телефильмов; предпочитаются цитаты, имеющие жалостливый или ласковый характер. Если митёк не ведет разговор сам, он сопровождает каждую фразу рассказчика заливистым смехом, ударами по коленям или ляжкам. Обращение митька с любым встречным характерно чрезвычайной доброжелательностью, он всех называет ласкательными именами, братками, се- стренками. При встрече даже с малознакомыми людьми для митька обязателен трехкратный поцелуй, а при прощании он сжимает человека в объятиях, склоняется к нему на плечо и долго стоит так с закрытыми глазами. Митек конечно же зарабатывает в месяц не более 70 руб. в своей котельной (сутки через семь), где он пальцем о палец не ударяет, ибо он неприхотлив: он, например, может месяцами питаться только плавленными сырками, считая этот продукт вкусным, полезным и экономичным, не говоря уж о том. что его потребление не связано с затратой времени на приготовление. Митек не выполняет взятых на себя обязательств (чего от него, впрочем уже и не ждут), но считает важным исполнение своих невысказанных желаний (ведь так и надо в любви — а митьки всех любят). Митьки любят музыку, вернее, песни, преимущественно жалостливые, причем собственно музыкальная часть не играет роли. Митьки любят и джаз, и классическую музыку, и советские песни военных лет. Во времена брежневского застоя митьки с удовольствием маялись дурью, писали картины, пили всякую гадость, и были в своем роде уникальны тем, что никого не хотели победить34. Митьковская лень стала назидательным понятием, их живопись поражала обывателей могучим примитивизмом и нехитрым отношением к жизни, о митьковских «оттяжках» складывались легенды. Поцелуи митьков — это не только дань традиции. В них есть общежитейская мудрость: пока какого-нибудь человека ритуально целуешь, то успеваешь к нему присмотреться, принюхаться. После этого можно и разговор душевный завести. Культурный код митьков — лукавые игры и симпатичные эпатажи, серьезные суждения, загримированные наивными шутками, и шутки, обсуждаемые всерьез. Критики и эстеты продолжают спорить: митьки — это «последнее поколение советского андеграунда» или «яркие представители постмодернизма»? Но все соглашаются с тем, что они — наиболее самобытный национальный феномен не только в области живописи, но и во всей андеграундной субкультуре, поскольку митьки — это еще и новый образ жизни, впитавший в себя элементы традиционного русского шалопайства (по их собственному выражению) и советского соцреализма. В начале 1990-х гг. митьки поехали в США лечиться от алкоголизма — водка и портвейн являлись обязательными атрибутами их субкультуры. Примерно через полгода вернулись в Петербург и учредили Общество анонимных алкоголиков (чтобы держать себя в форме), а в 1997 г. с помошью американских друзей построили «Дом надежды на горе» — благотворительный реабилитационный центр по излечению от алкоголизма. Излечившись от пьянства, они с не меньшим энтузиазмом занялись разработкой собственной антиалкогольной пропаганды, в частности предложили проект «мить-ковского вытрезвителя» — чистенького, уютного, с тельняшечно-полосатым постельным бельем и умиротворяющими картинками на стенах. Их произведения выставлялись и продолжают выставляться во многих странах мира. В 2000 г. в Нью-Йорке в галерее «Inter■ArtGellery» состоялась очередная выставка художественной группы «Митьки». «Позади 15 лет пути: от тельняшек, телогреек и кирзовых сапог до приличных костюмов, а порою и смокингов. От портвейна до виски и "Метаксы", а затем — к полнейшей 34 Желтое А. Митьки в современном обществе (www.studik.ru). трезвости. От декларированной несексуальности до удачных браков. От сидения в «говнище» до бесконечных зарубежных вояжей. От нищеты до более или менее приличного благосостояния. От андеграунда до вершин. Сейчас субкультура митьков находится на распутье. Какую из множества дорог они выберут — неизвестно, но как бы там ни было — доброго им пути»35. Когда митьки вернулись на родину, их творчество активно продолжилось. В середине 1990-х у них появилось два издательства — «Митькилибрис» и «Красный матрос». Круг авторов: О. Григорьев, В.И. Гусев, А. Флоренский, М. Сапего, Т. Кибиров, Д.А. Пригов, М. Немиров, А. Хвостенко, Д. Шагин, М. Белозор, Р.Васми, В. Шинкарев, В. Голубев, Л. Рубинштейн и др. Со временем «митёк» стал определением нарицательным, вызывающем в сознании людей устойчивый образ чего-то большого, бородатого, светлого, нетрезвого и добродушного. Митьки и их поклонники многочисленны, с удовольствием рисуют свои «картинки», мастерят хитроумные инсталляции и пишут книжки, гастролируют по стране, выступают на концертах и записывают компакт-диски с «митьковскими» песнями, снимают мультфильмы. На главной странице митьковского сайта в Интернете посетителя встречает «программная» цитата: «Митьки никого не хотят победить», — а под ней (как бы «застенчивым шепотом»): «и поэтому всегда побеждают». Критики полагают, что митьковский миф создавался на общедоступном отечественном материале, который всегда под рукой. В ход пошли легендарное российское пьянство, тельняшки с телогрейками, уменьшительно-ласкательные суффиксы, вечные жалобы на судьбу, плавленые сырки, цитаты из старых добрых кинофильмов «о главном» и скромное обаяние наивного искусства. Новый миф они предложили обществу в качестве нового массового молодежного движения вроде хиппи или панков. Во многих российских городах можно встретить митьков-«добровольцев», не принадлежащих собственно к художественной группе, а просто осознавших стоически-эпикурейский митьковский стиль «своим». Однако по настоящему массовым это явление не стало. Зато возникла беспрецедентная художественная группировка, объединенная «коллективной тельняшкой» (по аналогии с «коллективным телом»), группа, создававшая свое социальное окружение как предмет искусства. Митьки работают в жанре общественно-политического лубка уже почти 20 лет. В свое время они отправляли Брежнева в Афганистан, спасали Маяковского и помогали Штирлицу. Недавно художники создали очередной шедевр — «Митьки пишут письмо олигархам». Картина в точности повторяет репинский шедевр, но посвящена она социальной тематике —росту цен на хлеб. И в год своего двадцатилетия (2004 г.) неугомонные митьки продолжают баловать своих почитателей самыми разнообразными выставками, вечеринками и тому подобными акциями. Состоялось торжественное открытие оче- 35 Желтое А. Митьки в современном обществе (www.studik.ru). редной выставки под названием «Митьки на подводной лодке Д-2 "Народоволец"». Эта выставка приурочена к столетию подводного флота России. А недавно мэр Санкт-Петербурга В. Матвиенко особо подчеркнула, что митьки — один из культурных символов Петербурга и необходимо создать все условия для их плодотворной работы. К 20-летию объединения, а также к 300-летию Питера, 300-летию Кронштадта и 80-летию Ленинграда ху-дожники-митьки совместно с дружественными им музыкантами выпустили альбом «Митьковский Питер». Название субкультуры «чатлан» не установлено. В нем удачно соединяются современные компьютерные технологии и ностальгия по широко известному в советские времена фильму «Кин-Дза-Дза», вышедшему в свет в 1986 г. на киностудии «Мосфильм». Авторы сценария — Реваз Габриадзе и Георгий Данелия. Режиссер-постановщик — Георгий Данелия. В главных ролях — Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Леван Габриадзе. Чатлане Чатлане — это от слова чат (chat), т.е. люди, общающиеся в чате. Ну, конечно, чатлане это еще средняя каста населения планеты «Кин-Дза-Дза» (полет до которой невозможен без «гравицаппы»). Таким образом, чатла-нин — это, с одной стороны, пользователь, который проводит много времени в чате, с другой — фанат фильма «Кин-Дза-Дза». На современном компьютерном языке чатланин — это фанат интернет-общения, на психологическом языке — человек больной, целиком и полностью зависимый от доступа (и недоступа) к сети Интернет. Психиатры записали всех чатлан в аутисты. У каждого уважающего себя чатланина есть свой ник (псевдоним), например, такой, как: spawn098{e переводе «отродье»), зю-байт (z-bait), FoCuS, Maria, Login, art, ZaR, Olympus, Венеруська, Oblina, Hidden, Shiko, EnEmEy, Sashlik, b3easty (он же ICE-CREAM), раПуЗАН, Coolio, Raptor, ALLIGATOR, Cadet098, мася (masya), Анаська, cvazi, oxy, Avan, Abbat, DadyBolshoy, RAVER, Priispodnia, Trinity.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |