КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многообразие субкультур
У каждой нации, возрастной или профессиональной группы свой культурный мир, а значит, своя система норм и ценностей, обычаев и ритуалов, свой образ жизни и свои способы поведения. Малые культурные миры называют еще субкультурой. Субкультуру в зарубежной литературе называют также микрокультурой23. В ее основе лежит своеобразие в поведении, взглядах на жизнь, обычаях и верованиях какой-либо общности или группы. В социологии употребляют такие понятия, как «уличная культура» («субкультура улицы»), «профессиональная субкультура», «субкультура пожилых людей», «молодежная субкультура» и т.п. За каждым словом стоит особый аспект реальности, ими обозначаемый. Каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкультуры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы24. С точки зрения С. Матвеевой, общество представляет собой орбитальную систему разнообразных субкультур вращающихся на разном расстоянии от некого общекультурного ядра, которое является «базовой субкультурой»25. Похожих взглядов придерживаются авторы коллективной монографии «Субкультуры и этносы в художественной жизни» (1996), которые создали «теорию среднего уровня», базируясь на «социокультурной стратификации общества». Молодежная культура какой-либо страны, будь то Англия, США или Россия, похожа на разноцветное, скроенное из огромного числа лоскутков одеяло. В нем есть преобладающие цвета со множеством оттенков, а вокруг группируются маленькие пятнышки-субкультуры — одни побольше, другие поменьше, но каждая — еле различимый островок в безбрежном море массовой культуры, которая по преимуществу и владеет умами подавляющей части людей в возрасте от 14 до 24 лет (рис. 25). Активно изучаются субкультура компьютерного андеграунда и хакеровская субкультура, субкультура митьков, субкультура сопротивления, субкультура дискотеки (диско), гомосексуальная субкультура, геевская субкультура, субкультура скинхедов, субкультура готов, клубная субкультура, наркотическая 22 См.: ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996. 23 Ziegahn L. Considering Culture in the Selection of Teaching Approaches for Adults// ERIC Digest. 2001. 24 Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодеж 25 Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи. М., субкультура, молодежная субкультура социальных низов, девиантная субкультура, субкультура спальни {«bedroom culture»), субкультура фурри, субкультура индеанистов, школьная субкультура и др. Собственную субкультуру могут сформировать беженцы, экспатриаты, богема, моды, тедды, панки, скинхэ-ды, люберы и др. На Урале готовится эмпирический материал по субкультуре «чатлан» — завсегдатаев екатеринбургских и других уральских чатов. Рис.25. Мозаика субкультур В рамках исследовательского проекта «Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга» социологи рассматривают молодежные субкультуры, представленные в различных секторах городской жизни современного мегаполиса: молодые неформальные музыканты; приверженцы новых религиозных движений; молодежь, вовлеченная в радикальные политические организации (национал-большевики); представители нетрадиционных сексуальных меньшинств; новые комсомольцы; футбольные фанаты; индеани-сты; молодые христианские демократы; неоязычники; фанаты Виктора Цоя; молодые поэты, объединенные в неформальные поэтические объединения; натуристы (нудисты); сорокоманы-читатели и авторы анонимной переписки в газете «Сорока»; толкиенисты и другие ролевики; отечественные скинхеды; анархисты; молодые экологи; любители самодеятельной песни. Субкультуры выделяются по целому ряду признаков, в том числе: ♦ тендерному — субкультура гееев, лесбиянок, девичья субкультура; ♦ территориально-поселковому — примером выступает субкультура люберов (поселка в Московской области); ♦ историческому — поколенческие субкультуры. Например субкультура шестидесятников; ♦ возрастному критерию — подростковая, детская, подростково-молодежная, субкультура «третьего возраста». В частности, В. Соколов и Ю. Осокин типологизируют субкультуры в соответствии с типами общностей, выделяя: половозрастные (детская, молодежная; добавим еще упоминавшиеся в литературе субкультуры матерей, геев и парковые собрания пенсионеров); социально-профессиональные (авторы выделяют здесь рабочих и интеллигенцию; можно конкретизировать, назвав, например, такие профессионально-корпоративные субкультуры, нашедшие некоторое отражение в литературе, как компьютерную, медицинскую, археологическую, а также армейскую, нищенскую и криминально-тюремную) и досуговые; религиозные и этнические. По мнению Дж.Б. Маиса, необходимо проводить различение между культурой, базирующейся в основном на рабочем классе, т.е. на групповой солидарности и коммерционализированном мире развлечений, и культурой, основывающейся на индивидуалистически ориентированном среднем классе, модели школьной и университетской карьеры. Отечественные социологи, как правило, подразделяют все субкультуры на три типа — просоциальные, асоциальные, антисоциальные. Просоциальные и отчасти асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и развитию личности, антисоциальные и часть асоциальных — деформации общества и дезорганизации личности. Такие группы характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития. Нормы в просоциальных субкультурах в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) трансформируют их. В антисоциальных субкультурах нормы прямо противоположны общественным. В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы. У них разные ценности, а также характер контроля за соблюдением норм поведения и регуляция взаимоотношений в своей среде. В антисоциальных субкультурах нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей. Так, в мафиозных и бандитских субкультурах за нарушение групповых норм — измену, сотрудничество с правоохранительными органами или самовольное изъятие денег из «общака» — может последовать смерть. Во многих асоциальных и в ряде просоциальных субкультурах регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру, а мера обязательности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей. В каждой субкультуре увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения определяются возрастными, тендерными, национальными и статусными особенностями, условиями жизни и модой — всеобщим временным поветрием в какой-либо сфере общественной жизни. Наиболее явно мода проявляется в одежде, прическе, предметах быта, а также манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических предпочтениях. Во многих субкультурах бытует свой фольклор — комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Словесный вид включает в себя различные предания из истории субкультуры, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре — считалки, дразнилки, страшилки и др. Игры подразделяются на созданные в рамках субкультуры (интеллектуальные — в профессиональных, карточные — в деликвентных, подвижные — в детской и т.п.) и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные). Набор видов и содержание фольклорного творчества различаются в зависимости от характера, меры оформленности и степени закрытости субкультуры26. 26 Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru). Субкультуры можно подразделить еще нереальные и номинальные. Реальными будем называть такие субкультуры, создатели и носители которых существуют в настоящее время, формируют и поддерживают соответствующие нормы, традиции, ценности и язык. Номинальными надо называть такие субкультуры, которые выделяют только лишь ученые, но их реальных авторов и исполнителей либо не существует, либо они существовали в прошлом. К примеру, родильная субкультура — чистый образец номинальной субкультуры, поскольку она существует только на бумаге, т.е. в научных монографиях антропологов и этнографов. В традиционном обществе много веков или десятилетий тому назад у нее были реальные носители, но теперь их не существует. Нет бабок-повитух, нет соответствующих обрядов, заговоров, поверий и культурных практик. Ныне все делается в крупных клиниках, и процесс родов поставлен на поток. То, что удалось выявить современным социологам и антропологам в роддомах или при опросах женщин-рожениц, а именно уход за ребенком, имянаречение, народные приметы, связанные с определением пола будущего ребенка (по форме и размеру живота беременной, поведению младенца в утробе матери, сердцебиению плода, способу показа беременной рук, «по глазам» и др.), советы и табу для беременных, суеверия, техники обращения со своим телом и соответствующие стереотипы поведения, представляют собой культурные рудименты, которые правильнее интерпретировать не как элементы целостной субкультуры, циркулирующей среди всей категории рожениц, а как исторические пережитки традиционной культуры, которые изредка вспоминают в городе и довольно часто их можно встретить еще в деревне. Столь же спорным является понятие «девичья субкультура», которое первым в отечественной литературе употребил СБ. Борисов в 1989 г.27 и он является постоянным исследователем этой темы почти в одиночестве. Большинство этнографов и культурологов девичью субкультуру от мальчишечьей не отделяют, а если хотят поговорить о ней как об отдельном феномене, то используют термины «девичья культура» и «девичья школьная культура». По мнению СБ. Борисова, женские альбомы, особый стиль тендерных взаимоотношений, обряды дружбы и посестримства являются воплощением характерных черт девичьей субкультуры28. Но те же самые черты вполне можно приписать не субкультуре, а просто девической культуре. Вводимое 27 Борисов СБ. Эротические тексты как источник сексуального самообразования //Социс. 1989. № 1. 28 Он же. Ритуальное закрепление дружбы и обряды посестримства у девочек//Живая старина. 2003. же здесь понятие идентифицирует не культурный феномен, а нечто другое — формы социализации девочек. Напротив, субкультура скинхедов — пример реальной субкультуры. Можно сказать даже очень реальной, поскольку избиение и убийства иностранцев, в том числе в нашей стране, происходят в массовом порядке. К реальным феноменам надо отнести тюремную или тюремные субкультуры. У них есть живые носители и авторы, которые не только создают свои культурные миры, но постоянно пополняют их новыми продуктами своего творчества, следят за ними и охраняют их от посторонних. Для реальных, в первую очередь молодежных, субкультур характерна выработка совместных ценностей, стиля поведения и общения, постоянное взаимодействие и общение. В таком случае понятие субкультуры сближается с понятием движения, и во многих случаях молодежные движения есть по существу молодежные субкультуры. Под реальной субкультурой мы будем понимать группу людей, признаваемую окружающими, и самоидентифицирующую себя как отдельную часть общей культуры, имеющую свою систему взглядов и особую поведенческую практику. Под это определение попадают фанаты «Спартака», рэйверы, реперы, панки, киноалисоманы и скинхеды и др. Культурной закваской, вокруг которой формируется самостоятельная субкультура, может быть: 1) сходство интересов, взглядов и ценностей людей; так возникали 2) материальные предметы, вызывающие повышенный интерес или ув 3) влияние других людей и желание подражать моде. социальному классу, национальности и расе принадлежат его субъекты. Так выделяют субкультуры рабочего и среднего класса. Тедди-бойз (теды) — характерная субкультура малоквалифицированной молодежи из рабочего класса в Англии 1950-х гг. К субкультурам рабочего класса относятся британские моды (mods) начала 1960-х гг. и современные скинхеды. Американский рок-н-ролл (середина 1950-х) выражает консервативные ценности рабочего класса. Термин «хиппи» относится к достаточно широкому спектру богемных и студенческих субкультур. Ядро хиппи составляла молодежь, оставившая высшее образование, занявшаяся поиском «исхода» из технократического общества и стремящаяся к романтическому возрождению пасторальной наивности. Формирование субкультуры хиппи объясняется реакцией студенческой молодежи на выключение ее из структур власти. Рабочие субкультуры — это своего рода «почасовое» занятие — субкультурная активность проявляется только в свободное от «основной» работы время. Период субкультурной активности при этом ограничивается несколькими годами и погружен в локальный контекст группы сверстников. Субкультуры среднего класса значительно менее локализованы во времени и пространстве, больше ориентированы на так называемое «хорошее искусство», носят интернациональный характер благодаря своей распространенности среди студенчества — самой мобильной и подвижной группы населения. Еще один водораздел — различия по возрастам. Есть поведение: отроческое, юношеское, подростковое. В Америке дети родителей, входящих в так называемый средний класс, сильно отличаются своим поведением от детей низшего класса и элиты. Они читают разные книжки, ходят в разные школы и ориентируются на разные идеалы, т.е. ведут себя так же, как и взрослые, во всем соблюдающие социальную дистанцию. Итак, у каждой социальной группы свой мир и своя система поведения. Когда они пересекаются, то не всегда исход завершается мирным путем. Активисты движения «зеленых» и подростковые банды, профессиональные спортсмены и торговцы наркотиками, научная элита и проститутки существуют в одном обществе, в одной стране, имеют одно правительство и один закон. Но их интересы и жизненные миры различны, как различны манера поведения, форма одежды, язык и этикет. Они могут быть разделены пространством, а иногда и временем, но их соединяет общая основа — молодежная субкультура. Доминирующая культура всегда монопольна, она определяет все мировоззрение и все содержание жизни человека. В субкультурной ситуации человек всегда находится перед лицом чужой или чужих культур, которые и противостоят, и контаминируют друг с другом. На практике это выражается в миграции культурных элементов сквозь границы разных субкультур. Например, буквально на глазах одного поколения фенечки — атрибут субкультуры хиппи — перешли в общеподростковую традицию (конкретнее — в девичью), потеряв тем самым функцию опознавательного знака хиппи29. Как полагает А. Тоффлер30, индивид, последовательно переходя из одной субкультуры в другую, приобретает не одно мировоззрение и модель поведения, а целую серию последовательно и одновременно существующих в одном человеке моделей мира и поведения. При этом человек перестает воспринимать ценности субкультуры как абсолютные, как жизненно важные и единственно возможные. Человек в субкультуре «играет» в мировоззрение, не принимая его полностью всерьез. Следующим шагом на этом пути является создание «игровых» мировоззрений, «игровых» моделей мира, присущих постмодернистской культуре.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |