Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие субкультур




У каждой нации, возрастной или профессиональной группы свой куль­турный мир, а значит, своя система норм и ценностей, обычаев и ритуалов, свой образ жизни и свои способы поведения. Малые культурные миры на­зывают еще субкультурой. Субкультуру в зарубежной литературе называют также микрокультурой23. В ее основе лежит своеобразие в поведении, взгля­дах на жизнь, обычаях и верованиях какой-либо общности или группы. В со­циологии употребляют такие понятия, как «уличная культура» («субкульту­ра улицы»), «профессиональная субкультура», «субкультура пожилых лю­дей», «молодежная субкультура» и т.п. За каждым словом стоит особый аспект реальности, ими обозначаемый.

Каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкульту­ры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы24. С точки зрения С. Матвеевой, общество пред­ставляет собой орбитальную систему разнообразных субкультур враща­ющихся на разном расстоянии от некого общекультурного ядра, которое яв­ляется «базовой субкультурой»25. Похожих взглядов придерживаются авто­ры коллективной монографии «Субкультуры и этносы в художественной жизни» (1996), которые создали «теорию среднего уровня», базируясь на «социокультурной стратификации общества».

Молодежная культура какой-либо страны, будь то Англия, США или Россия, похожа на разноцветное, скроенное из огромного числа лоскутков одеяло. В нем есть преобладающие цвета со множеством оттенков, а вокруг группируются маленькие пятнышки-субкультуры — одни побольше, другие поменьше, но каждая — еле различимый островок в безбрежном море мас­совой культуры, которая по преимуществу и владеет умами подавляющей части людей в возрасте от 14 до 24 лет (рис. 25).

Активно изучаются субкультура компьютерного андеграунда и хакеровская субкультура, субкультура митьков, субкультура сопротивления, субкультура дискотеки (диско), гомосексуальная субкультура, геевская субкультура, суб­культура скинхедов, субкультура готов, клубная субкультура, наркотическая

22 См.: ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996.

23 Ziegahn L. Considering Culture in the Selection of Teaching Approaches for Adults// ERIC Digest. 2001.

24 Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодеж­
ные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Костюшева. СПб., 1999. С. 19.

25 Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи. М.,
1987. С. 17.

субкультура, молодежная субкультура социальных низов, девиантная субкуль­тура, субкультура спальни {«bedroom culture»), субкультура фурри, субкульту­ра индеанистов, школьная субкультура и др. Собственную субкультуру могут сформировать беженцы, экспатриаты, богема, моды, тедды, панки, скинхэ-ды, люберы и др. На Урале готовится эмпирический материал по субкультуре «чатлан» — завсегдатаев екатеринбургских и других уральских чатов.

Рис.25. Мозаика субкультур

В рамках исследовательского проекта «Молодежные движения и субкуль­туры Санкт-Петербурга» социологи рассматривают молодежные субкульту­ры, представленные в различных секторах городской жизни современного мегаполиса: молодые неформальные музыканты; приверженцы новых ре­лигиозных движений; молодежь, вовлеченная в радикальные политические организации (национал-большевики); представители нетрадиционных сек­суальных меньшинств; новые комсомольцы; футбольные фанаты; индеани-сты; молодые христианские демократы; неоязычники; фанаты Виктора Цоя; молодые поэты, объединенные в неформальные поэтические объединения; натуристы (нудисты); сорокоманы-читатели и авторы анонимной переписки в газете «Сорока»; толкиенисты и другие ролевики; отечественные скинхе­ды; анархисты; молодые экологи; любители самодеятельной песни.

Субкультуры выделяются по целому ряду признаков, в том числе:

♦ тендерному — субкультура гееев, лесбиянок, девичья субкультура;

♦ территориально-поселковому — примером выступает субкультура люберов (поселка в Московской области);

♦ историческому — поколенческие субкультуры. Например субкультура шестидесятников;

♦ возрастному критерию — подростковая, детская, подростково-моло­дежная, субкультура «третьего возраста».

В частности, В. Соколов и Ю. Осокин типологизируют субкультуры в соот­ветствии с типами общностей, выделяя: половозрастные (детская, молодежная; добавим еще упоминавшиеся в литературе субкультуры матерей, геев и парко­вые собрания пенсионеров); социально-профессиональные (авторы выделяют

здесь рабочих и интеллигенцию; можно конкретизировать, назвав, например, такие профессионально-корпоративные субкультуры, нашедшие некоторое отражение в литературе, как компьютерную, медицинскую, археологическую, а также армейскую, нищенскую и криминально-тюремную) и досуговые; ре­лигиозные и этнические. По мнению Дж.Б. Маиса, необходимо проводить раз­личение между культурой, базирующейся в основном на рабочем классе, т.е. на групповой солидарности и коммерционализированном мире развлечений, и культурой, основывающейся на индивидуалистически ориентированном сред­нем классе, модели школьной и университетской карьеры.

Отечественные социологи, как правило, подразделяют все субкультуры на три типа — просоциальные, асоциальные, антисоциальные. Просоциальные и отчасти асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и развитию личности, антисоциальные и часть асоциальных — деформации общества и дезорганизации личности. Такие группы характеризуются размы­тостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, отсутствием запретов на любую, в том числе и интим­ную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития.

Нормы в просоциальных субкультурах в основном не противоречат обще­ственным, а дополняют и (или) трансформируют их. В антисоциальных суб­культурах нормы прямо противоположны общественным. В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частич­но антиобщественные нормы. У них разные ценности, а также характер кон­троля за соблюдением норм поведения и регуляция взаимоотношений в сво­ей среде. В антисоциальных субкультурах нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей. Так, в мафиозных и бандитских субкультурах за нарушение групповых норм — из­мену, сотрудничество с правоохранительными органами или самовольное изъятие денег из «общака» — может последовать смерть. Во многих асоциаль­ных и в ряде просоциальных субкультурах регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру, а мера обяза­тельности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

В каждой субкультуре увлечения, вкусы, способы свободного времяпре­провождения определяются возрастными, тендерными, национальными и статусными особенностями, условиями жизни и модой — всеобщим времен­ным поветрием в какой-либо сфере общественной жизни. Наиболее явно мода проявляется в одежде, прическе, предметах быта, а также манере по­ведения, речи, музыкальных и иных эстетических предпочтениях.

Во многих субкультурах бытует свой фольклор — комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Словесный вид включает в себя различные предания из истории субкультуры, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре — считалки, дразнилки, страшилки и др. Игры подразделяются на созданные в рамках субкультуры (интеллектуальные — в профессиональных, карточные — в деликвентных, подвижные — в детской и т.п.) и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные). Набор видов и содержание фольклорного твор­чества различаются в зависимости от характера, меры оформленности и сте­пени закрытости субкультуры26.

26 Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru).

Субкультуры можно подразделить еще нереальные и номинальные. Реаль­ными будем называть такие субкультуры, создатели и носители которых существуют в настоящее время, формируют и поддерживают соответствую­щие нормы, традиции, ценности и язык. Номинальными надо называть та­кие субкультуры, которые выделяют только лишь ученые, но их реальных авторов и исполнителей либо не существует, либо они существовали в прош­лом. К примеру, родильная субкультура — чистый образец номинальной субкультуры, поскольку она существует только на бумаге, т.е. в научных мо­нографиях антропологов и этнографов. В традиционном обществе много ве­ков или десятилетий тому назад у нее были реальные носители, но теперь их не существует. Нет бабок-повитух, нет соответствующих обрядов, заговоров, поверий и культурных практик. Ныне все делается в крупных клиниках, и процесс родов поставлен на поток. То, что удалось выявить современным со­циологам и антропологам в роддомах или при опросах женщин-рожениц, а именно уход за ребенком, имянарече­ние, народные приметы, связанные с определением пола будущего ребенка (по форме и размеру живота беремен­ной, поведению младенца в утробе ма­тери, сердцебиению плода, способу показа беременной рук, «по глазам» и др.), советы и табу для беременных, суеверия, техники обращения со своим телом и соответствующие стереотипы поведения, представляют собой куль­турные рудименты, которые правильнее интерпретировать не как элемен­ты целостной субкультуры, циркулирующей среди всей категории рожениц, а как исторические пережитки традиционной культуры, которые изредка вспоминают в городе и довольно часто их можно встретить еще в деревне. Столь же спорным является понятие «девичья субкультура», которое пер­вым в отечественной литературе употребил СБ. Борисов в 1989 г.27 и он яв­ляется постоянным исследователем этой темы почти в одиночестве. Боль­шинство этнографов и культурологов девичью субкультуру от мальчишечь­ей не отделяют, а если хотят поговорить о ней как об отдельном феномене, то используют термины «девичья культура» и «девичья школьная культура». По мнению СБ. Борисова, женские альбомы, особый стиль тендерных вза­имоотношений, обряды дружбы и посестримства являются воплощением характерных черт девичьей субкультуры28. Но те же самые черты вполне можно приписать не субкультуре, а просто девической культуре. Вводимое

27 Борисов СБ. Эротические тексты как источник сексуального самообразования //Социс. 1989. № 1.
С. 81-84.

28 Он же. Ритуальное закрепление дружбы и обряды посестримства у девочек//Живая старина. 2003.
№3. С. 15-17.

же здесь понятие идентифицирует не культурный феномен, а нечто другое — формы социализации девочек.

Напротив, субкультура скинхедов — пример реальной субкультуры. Мож­но сказать даже очень реальной, поскольку избиение и убийства иностран­цев, в том числе в нашей стране, происходят в массовом порядке. К реаль­ным феноменам надо отнести тюремную или тюремные субкультуры. У них есть живые носители и авторы, которые не только создают свои культурные миры, но постоянно пополняют их новыми продуктами своего творчества, следят за ними и охраняют их от посторонних. Для реальных, в первую оче­редь молодежных, субкультур характерна выработка совместных ценностей, стиля поведения и общения, постоянное взаимодействие и общение. В та­ком случае понятие субкультуры сближается с понятием движения, и во многих случаях молодежные движения есть по существу молодежные суб­культуры.

Под реальной субкультурой мы будем понимать группу людей, признава­емую окружающими, и самоидентифицирующую себя как отдельную часть общей культуры, имеющую свою систему взглядов и особую поведенческую практику. Под это определение попадают фанаты «Спартака», рэйверы, реперы, панки, киноалисоманы и скинхеды и др.

Культурной закваской, вокруг которой формируется самостоятельная субкультура, может быть:

1) сходство интересов, взглядов и ценностей людей; так возникали
субкультуры революционеров и скинхедов, комсомольские и пионерские
субкультуры;

2) материальные предметы, вызывающие повышенный интерес или ув­
лечение у людей; на этой основе формируются многие субкультуры, связан­
ные с хобби и увлечениями, например, субкультура индеанистов;

3) влияние других людей и желание подражать моде.
Субкультурное поведение различается в зависимости от того, к какому

социальному классу, национальности и расе принадлежат его субъекты. Так выделяют субкультуры рабочего и среднего класса. Тедди-бойз (теды) — характерная субкультура малоквалифицированной молодежи из рабочего класса в Англии 1950-х гг. К субкультурам рабочего класса относятся бри­танские моды (mods) начала 1960-х гг. и современные скинхеды. Американ­ский рок-н-ролл (середина 1950-х) выражает консервативные ценности ра­бочего класса. Термин «хиппи» относится к достаточно широкому спектру богемных и студенческих субкультур. Ядро хиппи составляла молодежь, оставившая высшее образование, занявшаяся поиском «исхода» из техно­кратического общества и стремящаяся к романтическому возрождению па­сторальной наивности. Формирование субкультуры хиппи объясняется ре­акцией студенческой молодежи на выключение ее из структур власти.

Рабочие субкультуры — это своего рода «почасовое» занятие — субкультур­ная активность проявляется только в свободное от «основной» работы время. Период субкультурной активности при этом ограничивается несколькими годами и погружен в локальный контекст группы сверстников. Субкультуры среднего класса значительно менее локализованы во времени и пространстве, больше ориентированы на так называемое «хорошее искусство», носят интер­национальный характер благодаря своей распространенности среди студен­чества — самой мобильной и подвижной группы населения.

Еще один водораздел — различия по возрастам. Есть поведение: отроче­ское, юношеское, подростковое. В Америке дети родителей, входящих в так называемый средний класс, сильно отличаются своим поведением от детей низшего класса и элиты. Они читают разные книжки, ходят в разные шко­лы и ориентируются на разные идеалы, т.е. ведут себя так же, как и взрос­лые, во всем соблюдающие социальную дистанцию.

Итак, у каждой социальной группы свой мир и своя система поведения. Когда они пересекаются, то не всегда исход завершается мирным путем. Акти­висты движения «зеленых» и подростковые банды, профессиональные спорт­смены и торговцы наркотиками, науч­ная элита и проститутки существуют в одном обществе, в одной стране, имеют одно правительство и один закон. Но их интересы и жизненные миры различны, как различны манера поведения, форма одежды, язык и этикет. Они могут быть разделены пространством, а иногда и временем, но их соединяет общая основа — молодежная субкультура.

Доминирующая культура всегда монопольна, она определяет все миро­воззрение и все содержание жизни человека. В субкультурной ситуации че­ловек всегда находится перед лицом чужой или чужих культур, которые и противостоят, и контаминируют друг с другом. На практике это выражает­ся в миграции культурных элементов сквозь границы разных субкультур. Например, буквально на глазах одного поколения фенечки — атрибут суб­культуры хиппи — перешли в общеподростковую традицию (конкретнее — в девичью), потеряв тем самым функцию опознавательного знака хиппи29. Как полагает А. Тоффлер30, индивид, последовательно переходя из одной субкультуры в другую, приобретает не одно мировоззрение и модель пове­дения, а целую серию последовательно и одновременно существующих в одном человеке моделей мира и поведения. При этом человек перестает воспринимать ценности субкультуры как абсолютные, как жизненно важ­ные и единственно возможные. Человек в субкультуре «играет» в мировоз­зрение, не принимая его полностью всерьез. Следующим шагом на этом пути является создание «игровых» мировоззрений, «игровых» моделей мира, при­сущих постмодернистской культуре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.