Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субкультура мафии




Б7

По рассказам ребят, в детстве их компании были небольшие — 3—5 че­ловек, которые именовались «друзьями». К 15 годам круг знакомств расши­рился: малые группы объединялись в крупные тусовки по 20—30 человек. С возрастом меняются не только размеры, но и требования приема в ком­панию. Если в детстве обязательным условием была дружба, то в 15-17 лет, чтобы войти в компанию достаточно «знать хотя бы одного человека». Про­стота приема изменяет ее структуру. Все делятся на «друзей» и «знакомых»: «Многих в компании я не знаю хорошо вообще — что это за человек, откуда он, сколько ему лет, где он учится. Просто знакомый... так пришел с нами,

кто-то его знает, он пришел с нами го­ворить. Теперь ты здороваешься с ним и все... и, конечно, есть еще друзья»20. По данным социологических иссле­дований, проведенных в Кировском районе г. Екатеринбурга (N= 750,1995) Л.А. Журавлевой, на вопрос о типич­ных занятиях в свободное время 19% опрошенных подростков ответили: «Иногда выпиваем с приятелями», а 7% отметили, что употребляют нарко­тики. На контрольный вопрос «Что Вас привлекает в Вашей компании?» 14% респондентов указали: «Возможность выпить и поймать "кайф"». Изучая мо­тивы первого употребления наркотика, мы получили ответы: нечем было за­няться, для того, чтобы заполнить до­суг, было скучно, друзья предложили21. Для многих подростков характерно неумение получать удовлетворение от повседневной работы, достигнутой цели, победы над собой22. Не секрет, что употребление наркотиков сопро­вождается беспорядочными сексуальными контактами юношей и девушек, обедняет их в эмоциональной и интимной сферах.

С большой компанией интересней «пойти в клуб», «зависнуть в подъезде» или «поехать на природу». Употребление спиртных напитков и эксперимен­тирования с наркотиками также происходит именно в них. Подростки впер­вые пробуют спиртные напитки и наркотики по предложению «знакомых», а не «друзей», которые отговаривают или не одобряют подобные поступки. В свое время П. Бергер и Т. Лукман отмечали, что для усвоения некоторых ви­дов социального знания людям требуется большая, чем обычно, степень ано­нимности в общении23. Для российских подростков существуют две соци­альные сети — небольшая референтная группа друзей и довольно широкий круг знакомых. Чаще всего они пробуют наркотики по инициативе знакомых,

20 Лукьянова Е. «Айдате прикольнемся» или «пойдем с нами, и тебе все будет пофиг» (проблема вклю­
чения наркотиков в подростковые культуры) // (http://region.ulsu.ru).

21 Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. 2000. № 6. С. 43-47.

22 Зборовский Г.Е. и др. Молодежь района: социальные проблемы и пути их решения. Екатеринбург.
1996. С. 141-142.

23 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

а не друзей. На помощь друзей ребята надеются при отказе от наркотиков. Они уверены, что друзья «никогда не дадут сесть на иглу»24.

Любопытно, что отношение к табакокурению, как установила Е. Лукья­нова, совершенно иное. Ребята первый раз пробовали курить в детстве в компании близких друзей, а само курение являлось их «маленьким секре­том», о котором запрещалось говорить знакомым. На друзей рассчитывают и девочки, и мальчики. Однако если мальчики ждут от своих друзей реши­тельных действий, например, «приковать наручниками к батарее» или «не пускать никуда из квартиры», то девочки чаще всего прибегают к угрозам разорвать дружбу.

Выяснилось, что мальчики предпочитают придерживаться одной компа­нии на протяжении длительного времени, а девочки могут входить сразу в несколько компаний, и опыт общения в них бывает не очень продолжитель­ным. В результате они гораздо лучше, чем мальчики, осведомлены о том, кто в их дворе принимает наркотики и «плотно сидят на игле». Следовательно, для девочек общение в дворовых компаниях является большим фактором риска, чем для мальчиков.

Наличие свободного времени часто тратится на позлю «кайфа~ в компания* себе подобных

Риск кроется и в другом: если на мальчиков девочки повлиять не могут, то девочек заразить наркотиками могут как те, так и другие. Подруги, име­ющие опыт употребления наркотиков, влияют значительно сильнее на де­вочек, чем мальчики. Девочки, рассказывая о своих экспериментах с нар-

24 Лукьянова Е. «Айдате прикольнемся» или «пойдем с нами, и тебе все будет пофиг» (проблема вклю­чения наркотиков в подростковые культуры) // (http://region.ulsu.ru).

Э69

котиками, непременно упоминали о какой-нибудь своей знакомой или под­руге, до них уже попробовавшей наркотики. Таким образом, они старались объяснить свое поведение примером подруг. Мальчики, наоборот, пытались доказать, что они самостоятельно принимали решение употреблять им нар­котики или нет.

Криминализация дворовых компаний увеличивает риск их наркотиза­ции. Хотя насильно никого не принуждают пробовать наркотик, приобще­ние происходит опосредованно — через систему социальных норм и правил поведения, позаимствованных из более жесткой, чем подростковая субкуль­тура. Дворовые компании, судя по материалам интервью, переняли боль­шинство норм и ценностей молодежных криминальных группировок и бри­гад, в которых всегда было терпимое отношение к разовым употреблениям наркотиков. У ребят такое общение принято называть «общением по пацан-ским правилам» или «общением по понятиям».

Важнейшая социальная норма — распределение ролей в дворовой ком­пании согласно возрасту. Самые старшие ребята пользуются авторитетом и уважением. В обязанность старших входит решение конфликтов и ссор на «дворовых стрелках». На младших «никто не обращает внимание», их глав­ное правило — подчиняться старшим. В дворовой компании обычно стар­шие предлагают наркотики всей компании. Ребята находят это вполне нор­мальным, поскольку у «старших есть деньги» и они «хоть что-то знают, зна­ют как разводить дозу или что-то раскурить». Влияние старших чаще всего сводится к ссылкам на свой личный опыт употребления наркотиков, поэтому важно выяснить, какое потребление с точки зрения периодичности и видов наркотиков старшие считают нормальным, так как именно их отношение во многом задает характер и темпы наркотизации дворовой компании.

Исследователи обычно связывают конформное употребление наркоти­ков в компаниях со стремлением подростков быть принятым в группу, само­утвердиться в ней, укрепить свой статус, т.е. получить некое социальное вознаграждение. В дворовых компаниях, образовавшихся по принципу груп­пировок, становится значимым и обратный мотив — избежать наказания. Некоторые респонденты рассказывали Е. Лукьяновой о том, что в их ком­паниях считается обязательным попробовать наркотики, иначе «ты будешь, грубо так не пацан... если не испытаешь в этой жизни все». Разовые упот­ребления наркотиков воспринимаются как своеобразная защита от компа­нии: «Ты скажешь, что уже пробовал, но тебе это не понравилось, то это нормально, никто к тебе не пристанет. Это твое право попробовать, но не принимать... иначе тебе потом прибьют». В то же время наказываются регу­лярные употребления сильных наркотиков: «Вообще, сейчас наркоманов никто не уважает... в компании сразу становится отношение хуже, мы ста­раемся с такими не иметь дела». Следовательно, можно предположить, что сегодня для многих подростков 15—17 лет дворовая компания взяла на себя функции социального контроля за употреблением наркотиков, успев рань­ше, чем «взрослое общество», сформировать свои нормы поведения по от­ношению к ним25. Анализ норм дворовых компаний указывает на то, что большинство из них направленно на выработку конформных установок

25 Лукьянова Е. «Айдате прикольнемся» или «пойдем с нами, и тебе все будет пофиг» (проблема вклю­чения наркотиков в подростковые культуры) (http://region.ulsu.ru).

поведения: ребятам в таких компаниях легче быть такими, какими их про­сят быть друзья.

Следующее правило — «все за одного». У подростков принято делиться не только сигаретами, но и пивом, жевательной резинкой, едой. В дворовых компаниях презирают тех, кто не соблюдает это правило. В компании обыч­но не осуждают тех ребят, у кого нет денег на наркотики, и они на равных участвуют в их употреблении. Еще одна опасность правила «все за одного» заключается в том, что оно предполагает ответную благодарность за угоще­ние. В компаниях, в которых наркотиками «балуются» время от времени,

не требуется благодарить снова имен­но ими, это могут быть сигареты, пиво, водка, билеты в клуб или на дискотеку. Там же, где принимают наркотики бо­лее или менее постоянно, ожидается, что в следующий раз их будут доставать те, кого сегодня угощают.

Наконец, согласно еще одному пра­вилу, подростки разделяют всех своих сверстников на «правильных пацанов» («пацанов по понятиям») и «лохов». Для ребят «лох» является одним из наи­более серьезных оскорблений. В их представлениях «лохи» не способны на смелые поступки, в том числе и на употребление наркотиков. Поэтому для таких подростков безопаснее попро­бовать наркотик, чем прослыть «лохом».

В дворовых компаниях мальчики не требуют от девочек жесткого соблю­дения их норм. Девочки нередко даже критикуют мальчиков за их действия. Однако мальчики обычно не привлекают их к каким-то своим совместным делам, считая их сугубо мужскими. К числу «своих дел» мальчики относят криминальные или полукриминальные виды заработков, решение спорных вопросов «на стрелках» и т.п. Однако девочки стремятся между собой вос­создать недоступные им мужские практики. Мальчики из дворовых компа­ний обычно достают деньги, вымогая («отжимая») их у своих сверстников или ребят помладше. Девочки отдельно от мальчиков «тоже деньги трясут в основном с девчонок». Мальчики предпочитают разбираться со своими про­блемами на так называемых «стрелках», где приглашенные старшие реша­ют, кто прав. Тот, кого признали виновным, должен «деньги заплатить, либо собрать еще одну стрелку, на которой тебя побьют»26. Девочки также при­бегают к такому способу решения проблем.

В свое время Анджелла МакРобби, изучавшая роль девочек в различных английских субкультурах, назвала их практики «существующими, но невиди­мыми»27. По наблюдениям Е. Лукьяновой, учителя и милиция скорее запо­дозрят мальчиков, чем девочек. Их опыт знакомства с наркотиками более разнообразен, чем у мальчиков. Они соглашаются попробовать наркотики в

26 Лукьянова Е. «Айдате прикольнемся» или «пойдем с нами, и тебе все будет пофиг» (проблема вклю­
чения наркотиков в подростковые культуры) (http://region.ulsu.ru).

27 См.: МсRobbie A. Feminism and Youth Culture. From Jackie to Just Seventeen. London, 1991.

большой дворовой компании, с двумя-тремя подругами у себя дома или на­едине со своим любимым человеком. Таким образом, у девочек труднее оп­ределить пределы их включенности в употребление наркотиков. Другая отли­чительная черта девочек — скрытый характер многих практик, в особенности касающихся покупки наркотиков. Это приводит к возникновению у девочек мотивации поиска наркотиков, почти не свойственной для мальчиков в этом возрасте. Следовательно, особенности девичьих практик таковы, что делают даже разовые употребления наркотиков целенаправленными.

Вызывает тревогу и то обстоятель­ство, что роль малой группы — знако­мых и друзей — в приобщении к нарко­тикам остается решающим фактором и на более поздних этапах социализа­ции — уже на студенческой скамье. Так, поданным исследования Л. А. Жу­равлевой28, у 49% опрошенных студен­тов (половины контингента) есть дру­зья, употребляющие наркотики. При­чем речь в анкете шла не просто о знакомых, а о самых близких друзьях, с которыми молодые люди общаются наиболее интенсивно. Причем у 76% из них — таких друзей несколько, у 18% — один человек и у 6% — большинство. 39% опрошенных считают, что первое употребление наркотиков происходит с друзьями и в компании. Из полученных данных следует, что более половины из ближайшего окружения студентов принимают наркотики достаточно регулярно (систематически, ежедневно и еженедельно) и возможность перехода от психологической за­висимости к физической весьма вероятна. В случае физической зависимо­сти («ломки») наркоману становится выгодным (психологически и эконо­мически) вовлечение друзей в этот процесс, следовательно, возрастает риск заболевания и у остальных. Ответы на другой вопрос позволили выяснить, что 82% респондентов твердо убеждены в том, что непосредственное влия­ние на употребление наркотиков оказывает «улица» и компания; 80% счи­тают, что студенты обращаются к наркотикам, когда что-то не ладится в се­мье и в связи с непониманием со стороны взрослых; около 40% утвержда­ют, что употреблять наркотики «просто модно»; пятая часть студентов выделяют как причину потребления наркотических веществ посещение дискотек; 16% ответивших думают, что наркотики создают вокруг себя не­кий «круг по интересам», в котором реализуется неумение общаться, нахо­дясь вне состояния эйфории.

При ответе на открытый вопрос респонденты описывали сопутствующие ситуации мотивы первичного употребления наркотиков: «давление» со сто­роны сверстников (чтобы не быть «белой вороной»), алкогольное опьянение, желание снять стресс, забыть неприятности, ради интереса, ради заполнения досуга, назло взрослым, для поднятия настроения. Более половины опрошен­ных (65%) утверждают, что студенты впервые пробуют наркотики на вечерин­ках, когда собирается близкий круг знакомых, и на дискотеках, когда присут-

28 Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. 2000. № 6. С. 43-47.

ствует много незнакомых людей. Из интервью с одним из студентов выясни­лась технология вовлечения новичков вданный процесс. «На дискотеке ко мне подошли незнакомые люди и предложили бесплатно попробовать наркотик. «Иначе "кайфа" не получишь, — сказали они. — Когда я отказался, они ска­зали, что все наши (приятели респондента) уже попробовали, и если я отка­жусь, они не будут меня уважать»29. Исследование Л.А. Журавлевой подтвер­дило гипотезу о связи девиантного поведения с системой ценностей, высту­пающей ориентиром как группового поведения студентов в целом, так и каждого студента в отдельности.

Клубы и дискотекинаиболее популярные места первого «знакомства» с наркотиками

В последнее время возникла самостоятельная разновидность наркотиче­ской субкультуры — «клубная наркомания»: именно в ночных клубах моло­дежь обычно узнает о новых наркотиках и пробует их. По данным столич­ного УБНОНа, с начала 2002 г. в столичных клубах изъято: героин — 14 г (140 доз), кокаин — 4 г (16 доз), марихуана — 88 г (880 доз), гашиш — 3 г (12 доз), экстази и другие амфетамины — 73 г (292 дозы).

Наркотики органично вписываются в концепцию наслаждения. По сво­ей биохимической природе, способности вызывать высокоинтенсивные ощущения удовольствия, наслаждения, они являются идеальным предметом гедонистической активности. Специалисты доказали, что гедонистическое сознание в определенной мере присуще всем детям и подросткам в силу воз­растных особенностей их психологического развития. Вместе с тем они ука­зывают на растущее влияние гедонистического мировоззрения в среде мо­лодежи, распространение иллюзии возможности легкой жизни без усилий

29 Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. 2000. № 6. С. 43-47.

и трудов. Нынешние тинейджеры не помнят времена, когда их родители жили в бедности, они воспринимают высокий уровень жизни как должное. Взрослые дети живут, почти не соприкасаясь с родителями. Они приходят и уходят, когда им вздумается.

Наркоманы и алкоголики становятся все моложе и моложе. На молодеж­ных сборищах, когда подростки накачиваются пивом и нарушают ночной покой мирных граждан, можно встретить и 12-летних детей. Тинейджеры прекрасно знают все места, где продаются наркотики. Не исключено, что некоторые дети приторговывают ими прямо в школах. Мало кто приходит на дискотеку без марочки с кислотой или нежно-кремовой таблетки экстази.

Таким образом, употребление психоактивных веществ может выступать как ритуал приобщения к субкультуре, способ идентификации, достижения аутентичности, формой протеста по отношению к остальной культуре.

Подробное рассмотрение в томе В «Фундаментальной социологии» де­структивных функций международной мафии, истории ее возникновения и принципов социальной организации оставляет вне поля зрения ее суб­культурную составляющую. К ее анализу мы приступим в настоящем томе, обратив особое внимание на традиции, обычаи, ритуалы, ценности и нормы поведения людей, которых относят к мафиозо. В мафии, как справедливо полагает А.Н. Олейник, следует видеть не столько формальную организацию, сколько образ жизни, совокупность ценностей и норм поведения. Как показывает итальянский ученый Дж. Чиаво, мафия — это ментальная привычка, особое состояние созна­ния. В первую очередь она отражает идею, и лишь затем уже четко ор­ганизованный институт1. Дж. Чиаво и Д. Гамбетта3, проведя кросскуль-турный анализ, пришли к выводу о том, что мафию невозможно экспор­тировать, она порождается местными условиями. Понятие «мафия» стало метафорой деформированного состояния об­щества периода экономических реформ 1990-х гг. Складывается впе­чатление, что мафия никогда не исчезала из нашей жизни. Мы именуем мафией все, что мешает нам жить, прячется от закона, над чем бессильна власть и над чем бессильно само общество. Создается впечатление, что идея мафии становится или уже стала частью национальной идеи и ор­ганической составляющей российской культуры. Так что такое субкуль­тура мафии и какова ее социальная организация?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.