КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субкультура мафии
Б7 По рассказам ребят, в детстве их компании были небольшие — 3—5 человек, которые именовались «друзьями». К 15 годам круг знакомств расширился: малые группы объединялись в крупные тусовки по 20—30 человек. С возрастом меняются не только размеры, но и требования приема в компанию. Если в детстве обязательным условием была дружба, то в 15-17 лет, чтобы войти в компанию достаточно «знать хотя бы одного человека». Простота приема изменяет ее структуру. Все делятся на «друзей» и «знакомых»: «Многих в компании я не знаю хорошо вообще — что это за человек, откуда он, сколько ему лет, где он учится. Просто знакомый... так пришел с нами, кто-то его знает, он пришел с нами говорить. Теперь ты здороваешься с ним и все... и, конечно, есть еще друзья»20. По данным социологических исследований, проведенных в Кировском районе г. Екатеринбурга (N= 750,1995) Л.А. Журавлевой, на вопрос о типичных занятиях в свободное время 19% опрошенных подростков ответили: «Иногда выпиваем с приятелями», а 7% отметили, что употребляют наркотики. На контрольный вопрос «Что Вас привлекает в Вашей компании?» 14% респондентов указали: «Возможность выпить и поймать "кайф"». Изучая мотивы первого употребления наркотика, мы получили ответы: нечем было заняться, для того, чтобы заполнить досуг, было скучно, друзья предложили21. Для многих подростков характерно неумение получать удовлетворение от повседневной работы, достигнутой цели, победы над собой22. Не секрет, что употребление наркотиков сопровождается беспорядочными сексуальными контактами юношей и девушек, обедняет их в эмоциональной и интимной сферах. С большой компанией интересней «пойти в клуб», «зависнуть в подъезде» или «поехать на природу». Употребление спиртных напитков и экспериментирования с наркотиками также происходит именно в них. Подростки впервые пробуют спиртные напитки и наркотики по предложению «знакомых», а не «друзей», которые отговаривают или не одобряют подобные поступки. В свое время П. Бергер и Т. Лукман отмечали, что для усвоения некоторых видов социального знания людям требуется большая, чем обычно, степень анонимности в общении23. Для российских подростков существуют две социальные сети — небольшая референтная группа друзей и довольно широкий круг знакомых. Чаще всего они пробуют наркотики по инициативе знакомых, 20 Лукьянова Е. «Айдате прикольнемся» или «пойдем с нами, и тебе все будет пофиг» (проблема вклю 21 Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. 2000. № 6. С. 43-47. 22 Зборовский Г.Е. и др. Молодежь района: социальные проблемы и пути их решения. Екатеринбург. 23 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. а не друзей. На помощь друзей ребята надеются при отказе от наркотиков. Они уверены, что друзья «никогда не дадут сесть на иглу»24. Любопытно, что отношение к табакокурению, как установила Е. Лукьянова, совершенно иное. Ребята первый раз пробовали курить в детстве в компании близких друзей, а само курение являлось их «маленьким секретом», о котором запрещалось говорить знакомым. На друзей рассчитывают и девочки, и мальчики. Однако если мальчики ждут от своих друзей решительных действий, например, «приковать наручниками к батарее» или «не пускать никуда из квартиры», то девочки чаще всего прибегают к угрозам разорвать дружбу. Выяснилось, что мальчики предпочитают придерживаться одной компании на протяжении длительного времени, а девочки могут входить сразу в несколько компаний, и опыт общения в них бывает не очень продолжительным. В результате они гораздо лучше, чем мальчики, осведомлены о том, кто в их дворе принимает наркотики и «плотно сидят на игле». Следовательно, для девочек общение в дворовых компаниях является большим фактором риска, чем для мальчиков. Наличие свободного времени часто тратится на позлю «кайфа~ в компания* себе подобных Риск кроется и в другом: если на мальчиков девочки повлиять не могут, то девочек заразить наркотиками могут как те, так и другие. Подруги, имеющие опыт употребления наркотиков, влияют значительно сильнее на девочек, чем мальчики. Девочки, рассказывая о своих экспериментах с нар- 24 Лукьянова Е. «Айдате прикольнемся» или «пойдем с нами, и тебе все будет пофиг» (проблема включения наркотиков в подростковые культуры) // (http://region.ulsu.ru). Э69 котиками, непременно упоминали о какой-нибудь своей знакомой или подруге, до них уже попробовавшей наркотики. Таким образом, они старались объяснить свое поведение примером подруг. Мальчики, наоборот, пытались доказать, что они самостоятельно принимали решение употреблять им наркотики или нет. Криминализация дворовых компаний увеличивает риск их наркотизации. Хотя насильно никого не принуждают пробовать наркотик, приобщение происходит опосредованно — через систему социальных норм и правил поведения, позаимствованных из более жесткой, чем подростковая субкультура. Дворовые компании, судя по материалам интервью, переняли большинство норм и ценностей молодежных криминальных группировок и бригад, в которых всегда было терпимое отношение к разовым употреблениям наркотиков. У ребят такое общение принято называть «общением по пацан-ским правилам» или «общением по понятиям». Важнейшая социальная норма — распределение ролей в дворовой компании согласно возрасту. Самые старшие ребята пользуются авторитетом и уважением. В обязанность старших входит решение конфликтов и ссор на «дворовых стрелках». На младших «никто не обращает внимание», их главное правило — подчиняться старшим. В дворовой компании обычно старшие предлагают наркотики всей компании. Ребята находят это вполне нормальным, поскольку у «старших есть деньги» и они «хоть что-то знают, знают как разводить дозу или что-то раскурить». Влияние старших чаще всего сводится к ссылкам на свой личный опыт употребления наркотиков, поэтому важно выяснить, какое потребление с точки зрения периодичности и видов наркотиков старшие считают нормальным, так как именно их отношение во многом задает характер и темпы наркотизации дворовой компании. Исследователи обычно связывают конформное употребление наркотиков в компаниях со стремлением подростков быть принятым в группу, самоутвердиться в ней, укрепить свой статус, т.е. получить некое социальное вознаграждение. В дворовых компаниях, образовавшихся по принципу группировок, становится значимым и обратный мотив — избежать наказания. Некоторые респонденты рассказывали Е. Лукьяновой о том, что в их компаниях считается обязательным попробовать наркотики, иначе «ты будешь, грубо так не пацан... если не испытаешь в этой жизни все». Разовые употребления наркотиков воспринимаются как своеобразная защита от компании: «Ты скажешь, что уже пробовал, но тебе это не понравилось, то это нормально, никто к тебе не пристанет. Это твое право попробовать, но не принимать... иначе тебе потом прибьют». В то же время наказываются регулярные употребления сильных наркотиков: «Вообще, сейчас наркоманов никто не уважает... в компании сразу становится отношение хуже, мы стараемся с такими не иметь дела». Следовательно, можно предположить, что сегодня для многих подростков 15—17 лет дворовая компания взяла на себя функции социального контроля за употреблением наркотиков, успев раньше, чем «взрослое общество», сформировать свои нормы поведения по отношению к ним25. Анализ норм дворовых компаний указывает на то, что большинство из них направленно на выработку конформных установок 25 Лукьянова Е. «Айдате прикольнемся» или «пойдем с нами, и тебе все будет пофиг» (проблема включения наркотиков в подростковые культуры) (http://region.ulsu.ru). поведения: ребятам в таких компаниях легче быть такими, какими их просят быть друзья. Следующее правило — «все за одного». У подростков принято делиться не только сигаретами, но и пивом, жевательной резинкой, едой. В дворовых компаниях презирают тех, кто не соблюдает это правило. В компании обычно не осуждают тех ребят, у кого нет денег на наркотики, и они на равных участвуют в их употреблении. Еще одна опасность правила «все за одного» заключается в том, что оно предполагает ответную благодарность за угощение. В компаниях, в которых наркотиками «балуются» время от времени, не требуется благодарить снова именно ими, это могут быть сигареты, пиво, водка, билеты в клуб или на дискотеку. Там же, где принимают наркотики более или менее постоянно, ожидается, что в следующий раз их будут доставать те, кого сегодня угощают. Наконец, согласно еще одному правилу, подростки разделяют всех своих сверстников на «правильных пацанов» («пацанов по понятиям») и «лохов». Для ребят «лох» является одним из наиболее серьезных оскорблений. В их представлениях «лохи» не способны на смелые поступки, в том числе и на употребление наркотиков. Поэтому для таких подростков безопаснее попробовать наркотик, чем прослыть «лохом». В дворовых компаниях мальчики не требуют от девочек жесткого соблюдения их норм. Девочки нередко даже критикуют мальчиков за их действия. Однако мальчики обычно не привлекают их к каким-то своим совместным делам, считая их сугубо мужскими. К числу «своих дел» мальчики относят криминальные или полукриминальные виды заработков, решение спорных вопросов «на стрелках» и т.п. Однако девочки стремятся между собой воссоздать недоступные им мужские практики. Мальчики из дворовых компаний обычно достают деньги, вымогая («отжимая») их у своих сверстников или ребят помладше. Девочки отдельно от мальчиков «тоже деньги трясут в основном с девчонок». Мальчики предпочитают разбираться со своими проблемами на так называемых «стрелках», где приглашенные старшие решают, кто прав. Тот, кого признали виновным, должен «деньги заплатить, либо собрать еще одну стрелку, на которой тебя побьют»26. Девочки также прибегают к такому способу решения проблем. В свое время Анджелла МакРобби, изучавшая роль девочек в различных английских субкультурах, назвала их практики «существующими, но невидимыми»27. По наблюдениям Е. Лукьяновой, учителя и милиция скорее заподозрят мальчиков, чем девочек. Их опыт знакомства с наркотиками более разнообразен, чем у мальчиков. Они соглашаются попробовать наркотики в 26 Лукьянова Е. «Айдате прикольнемся» или «пойдем с нами, и тебе все будет пофиг» (проблема вклю 27 См.: МсRobbie A. Feminism and Youth Culture. From Jackie to Just Seventeen. London, 1991. большой дворовой компании, с двумя-тремя подругами у себя дома или наедине со своим любимым человеком. Таким образом, у девочек труднее определить пределы их включенности в употребление наркотиков. Другая отличительная черта девочек — скрытый характер многих практик, в особенности касающихся покупки наркотиков. Это приводит к возникновению у девочек мотивации поиска наркотиков, почти не свойственной для мальчиков в этом возрасте. Следовательно, особенности девичьих практик таковы, что делают даже разовые употребления наркотиков целенаправленными. Вызывает тревогу и то обстоятельство, что роль малой группы — знакомых и друзей — в приобщении к наркотикам остается решающим фактором и на более поздних этапах социализации — уже на студенческой скамье. Так, поданным исследования Л. А. Журавлевой28, у 49% опрошенных студентов (половины контингента) есть друзья, употребляющие наркотики. Причем речь в анкете шла не просто о знакомых, а о самых близких друзьях, с которыми молодые люди общаются наиболее интенсивно. Причем у 76% из них — таких друзей несколько, у 18% — один человек и у 6% — большинство. 39% опрошенных считают, что первое употребление наркотиков происходит с друзьями и в компании. Из полученных данных следует, что более половины из ближайшего окружения студентов принимают наркотики достаточно регулярно (систематически, ежедневно и еженедельно) и возможность перехода от психологической зависимости к физической весьма вероятна. В случае физической зависимости («ломки») наркоману становится выгодным (психологически и экономически) вовлечение друзей в этот процесс, следовательно, возрастает риск заболевания и у остальных. Ответы на другой вопрос позволили выяснить, что 82% респондентов твердо убеждены в том, что непосредственное влияние на употребление наркотиков оказывает «улица» и компания; 80% считают, что студенты обращаются к наркотикам, когда что-то не ладится в семье и в связи с непониманием со стороны взрослых; около 40% утверждают, что употреблять наркотики «просто модно»; пятая часть студентов выделяют как причину потребления наркотических веществ посещение дискотек; 16% ответивших думают, что наркотики создают вокруг себя некий «круг по интересам», в котором реализуется неумение общаться, находясь вне состояния эйфории. При ответе на открытый вопрос респонденты описывали сопутствующие ситуации мотивы первичного употребления наркотиков: «давление» со стороны сверстников (чтобы не быть «белой вороной»), алкогольное опьянение, желание снять стресс, забыть неприятности, ради интереса, ради заполнения досуга, назло взрослым, для поднятия настроения. Более половины опрошенных (65%) утверждают, что студенты впервые пробуют наркотики на вечеринках, когда собирается близкий круг знакомых, и на дискотеках, когда присут- 28 Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. 2000. № 6. С. 43-47. ствует много незнакомых людей. Из интервью с одним из студентов выяснилась технология вовлечения новичков вданный процесс. «На дискотеке ко мне подошли незнакомые люди и предложили бесплатно попробовать наркотик. «Иначе "кайфа" не получишь, — сказали они. — Когда я отказался, они сказали, что все наши (приятели респондента) уже попробовали, и если я откажусь, они не будут меня уважать»29. Исследование Л.А. Журавлевой подтвердило гипотезу о связи девиантного поведения с системой ценностей, выступающей ориентиром как группового поведения студентов в целом, так и каждого студента в отдельности. Клубы и дискотеки — наиболее популярные места первого «знакомства» с наркотиками В последнее время возникла самостоятельная разновидность наркотической субкультуры — «клубная наркомания»: именно в ночных клубах молодежь обычно узнает о новых наркотиках и пробует их. По данным столичного УБНОНа, с начала 2002 г. в столичных клубах изъято: героин — 14 г (140 доз), кокаин — 4 г (16 доз), марихуана — 88 г (880 доз), гашиш — 3 г (12 доз), экстази и другие амфетамины — 73 г (292 дозы). Наркотики органично вписываются в концепцию наслаждения. По своей биохимической природе, способности вызывать высокоинтенсивные ощущения удовольствия, наслаждения, они являются идеальным предметом гедонистической активности. Специалисты доказали, что гедонистическое сознание в определенной мере присуще всем детям и подросткам в силу возрастных особенностей их психологического развития. Вместе с тем они указывают на растущее влияние гедонистического мировоззрения в среде молодежи, распространение иллюзии возможности легкой жизни без усилий 29 Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. 2000. № 6. С. 43-47. и трудов. Нынешние тинейджеры не помнят времена, когда их родители жили в бедности, они воспринимают высокий уровень жизни как должное. Взрослые дети живут, почти не соприкасаясь с родителями. Они приходят и уходят, когда им вздумается. Наркоманы и алкоголики становятся все моложе и моложе. На молодежных сборищах, когда подростки накачиваются пивом и нарушают ночной покой мирных граждан, можно встретить и 12-летних детей. Тинейджеры прекрасно знают все места, где продаются наркотики. Не исключено, что некоторые дети приторговывают ими прямо в школах. Мало кто приходит на дискотеку без марочки с кислотой или нежно-кремовой таблетки экстази. Таким образом, употребление психоактивных веществ может выступать как ритуал приобщения к субкультуре, способ идентификации, достижения аутентичности, формой протеста по отношению к остальной культуре. Подробное рассмотрение в томе В «Фундаментальной социологии» деструктивных функций международной мафии, истории ее возникновения и принципов социальной организации оставляет вне поля зрения ее субкультурную составляющую. К ее анализу мы приступим в настоящем томе, обратив особое внимание на традиции, обычаи, ритуалы, ценности и нормы поведения людей, которых относят к мафиозо. В мафии, как справедливо полагает А.Н. Олейник, следует видеть не столько формальную организацию, сколько образ жизни, совокупность ценностей и норм поведения. Как показывает итальянский ученый Дж. Чиаво, мафия — это ментальная привычка, особое состояние сознания. В первую очередь она отражает идею, и лишь затем уже четко организованный институт1. Дж. Чиаво и Д. Гамбетта3, проведя кросскуль-турный анализ, пришли к выводу о том, что мафию невозможно экспортировать, она порождается местными условиями. Понятие «мафия» стало метафорой деформированного состояния общества периода экономических реформ 1990-х гг. Складывается впечатление, что мафия никогда не исчезала из нашей жизни. Мы именуем мафией все, что мешает нам жить, прячется от закона, над чем бессильна власть и над чем бессильно само общество. Создается впечатление, что идея мафии становится или уже стала частью национальной идеи и органической составляющей российской культуры. Так что такое субкультура мафии и какова ее социальная организация?
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |