КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизмы сплочения
Если итальянская мафия коренится в менталитете и характере нации, то ее невозможно или почти невозможно экспортировать в ту страну, национальный характер народа которой резко отличается от итальянского. Так, например, все или большинство лидеров американской мафии были итальянцами по происхождению. Если сами американцы, заразившись этой иде- 1 Schiavo G. The Truth about the Mafia and Organized Crime in America. N.Y., 1962. 2 Ibid. P. 86; Gambetta D. Fragments of an Economic Theory of the Mafia // Archives europeennes de ей, становятся мафиози, то речь идет о вторичном, заимствованном феномене. Вместе с тем страна, народ которой достаточно похож на итальянцев и имеет собственный опыт выращивания тюремной субкультуры, как например, русский народ, может легко усвоить общую идею мафии либо органично соединить ее со своим собственным криминальным творчеством, породив новую субкультуру или форму социальной организации. Не случайно по всему миру прославилась русская мафия. Но то же самое можно сказать о японском (жестокая якудза), китайском (знаменитые китайские триады), вьетнамском (мафиозная структура «змея») и латиноамериканских (колумбийские картели) народах. Сила и сплоченность мафии в значительной степени обеспечиваются благодаря безусловному повиновению каждого из ее членов руководителям, а также вследствие соблюдения строгих правил, выработанных этой организацией. Эти правила представляют собой подлинный «кодекс чести», который каждый новичок при своем посвящении клянется соблюдать. Сицилийская мафия — не просто преступная организация, но общество, спаянное железной дисциплиной и имеющее свою, достаточно сильную идеологию. Ей незнакомо пресловутое предательство, которое существует в большинстве открытых и закрытых организаций. В этом смысле мафию не смогла превзойти никакая иная организация — ни армия, ни церковь, ни государство. Тайное сообщество сплачивал особый ритуал, который назывался омер-та — клятва членов тайного сообщества под страхом смерти не выдавать секреты мафии. Умение хранить тайну являлось главным качеством, требуемым от новобранца. За ее разглашение мучительная смерть, а позор ложился на всю родню. Если учесть, что родственные кланы являются в традиционном обществе очень многочисленными, можно считать, что омертой повязано все население острова. С тех пор омерта («молчание») стала ключевым и весьма эффективным принципом организации дисциплинарной системы сицилийской мафии. Понятие омертэ, которое приблизительно можно перевести как «поведение, достойное мужчины», подразумевающее прежде всего неразглашение секретов своей «семьи» (клана, нации) чужакам, было впитано с молоком матери не только «людьми чести», но и большинством их соотечественников. В экономически отсталой Сицилии, бедствиями которой остаются крайняя нищета и безработица, закон молчания прижился очень легко: люди всегда предпочитали не восставать против «хозяев жизни», но искать их покровительства. Мафия, опирающаяся на молчаливое большинство, его же, это большинство, держит в постоянном страхе, который вполне можно квалифицировать как террор. Именно закону молчания (или, иначе говоря, круговой поруке) мафия во многом обязана своей необычной живучестью. Без круговой поруки мафия никогда не могла бы существовать. Отказ говорить и добиваться защиты гражданских властей вызван тем фактом, что законы, которым должны были подчиняться сицилийцы, никогда не были их собственными законами, а были законами оккупанта, законами, навязанными извне. Соблюдать их или подчиняться им значило предавать своих. Такая привычка настолько глубоко укоренилась, что член мафии, который добровольно выбирает, например американское гражданство, тем не менее отказывается подчиняться законам своей новой родины. Мафиози все-таки задерживают. Арест Джованни Бруска. 1996 Однако страх сурового наказания — отнюдь не единственная, а, возможно, и не главная причина сплочения гангстеров. Основой мафиозных объединений, как подчеркивает немецкий социологи. Паоли3, выступают прежде всего отношения «ритуального родства», вытекающие из «братского» контракта, который заключает на неограниченный срок каждый новый член преступной группы. «На членов мафиозных объединений возлагаются обязанности оказывать друг другу материальную и иную помощь. «Подпись» под таким контрактом означает, что отныне новичок не только разрывает свои связи с семьей и старыми друзьями, но и обязан при необходимости пожертвовать даже собственной жизнью ради интересов преступной группы. Это предполагает господство внутри группы альтруистических взаимоотношений без ожидания наград, по типу отношений в архаичных общинах. Младшие члены мафии не имеют права отказываться от выполнения распоряжений старших. Отношения фиктивного родства придают криминальным организациям экстраординарную прочность, которую невозможно найти в предпринимательских фирмах»4. В сицилийской мафии в качестве механизмов, обеспечивающих сплочение группы, выступают также: доступ к участию в незаконных предприяти- 3 Paoli L. Organized Crime: Criminal Organizations or Organization of Crime? // Criminological Research 4 Латов АЭ.Й.Организованная преступность постсоветской России — государство в государстве? // ях, жесткие санкции за нарушение тайны и кодекса чести, иерархия с распределением ролей, функций и заданий, перспективы продвижения. Центральное положение семьи является надежной гарантией добросовестности, поскольку совершить хищение средств можно только путем отказа от своей принадлежности не только к организации, но и к семье. Кроме того, имеется разработанная система эмоционально значимых ритуалов, цементирующая внутригрупповые отношения. Существует четко отлаженный механизм, в котором нет ничего лишнего, где предусмотрено все: система защиты, система работы, система понимания друг друга. В мафиозных структурах существует непоколебимый устав, который выполняется всеми, кто считает себя мафиози. Три основные заповеди в нем говорят о том, что, во-первых, каждый должен быть предан своему делу, своей команде, во-вторых, обязательное уважение к старшему и третье — соблюдение слова. Если слово сказано — это закон, его надо держать5. Среди механизмов сплочения можно выделить следующие: ♦ заключение системы незаконных скрытых соглашений между участии кам и; ♦ механизм принудительной мотивации, основанный на властном побуждении к соблюдению норм и угрозах жестких санкций; ♦ механизм статусной мотивации, предполагающий заинтересованность человека к продвижению и стремление занять более высокое место в иерархической структуре криминальной организации; ♦ ограничение для членов организации до минимума контактов с правоохранительными органами; ♦ использование принципа Blutkit, состоящего в укреплении членства в группе и ее консолидации посредством принуждения к нарушению правового запрета (например, на Сицилии от новых членов требуется иметь на своей совести убийство); ♦ гибкая сетевая организационная структура, обеспечиваемая за счет отделения функций управления (общего руководства, обеспечения безопасности) от непосредственной криминальной деятельности. Она закрепляется за специализированными оболочечными структурами, которые жестко не связаны с иерархами, не знают их в лицо и по именам, а, следовательно, не могут их выдать. По внешнему виду мафия напоминает пирамиду, поскольку ее стержнем выступает иерархия более привилегированных и статусных позиций и менее привилегированных. Вовсе неслучайно мафиозную пирамиду часто сравнивают с бюрократической структурой. Но это лишь внешнее сходство. Дело в том, что в бюрократической машине доминируют вертикальные связи, принцип единоначалия, диапазон контроля, отчетность низов перед верхами, личная преданность начальнику, постоянное общение подчиненных с руководством и наоборот. Мафия как закрытая преступная организация, функционирующая в поле высокого риска, напоминает скорее подпольную организацию партизан времен Второй мировой войны, которая действовала небольшими террористическими группами, не знающими в лицо командование, общающихся через связных и при помощи специальных шифров. Только таким способом достигалась минимизация провала. 5 Gambetta D. The Sicilian Mafia: The Business of Private Protection. Cambridge (Mass.), 1986; Чем сильна мафия // Аргументы и факты. 1993. № 18. Независимые боевые ячейки, опосредованно связанные гибкими каналами информации, самостоятельно разрабатывающие план мероприятий, действующие по обстоятельствам, а не по указке сверху, в теории напоминают современную сетевую организацию. Так построены многие типы мафии, в том числе Ндрангета, Каморра и русская мафия. В результате формируется пирамидальная структура, где каждый этаж напоминает изолированный от других слой преступников, связанных горизонтальными функциями. По мнению известного специалиста по исследованию сицилийской мафии Р. Катанзаро, в основании мафии лежат механизмы коллективной защиты жизненно важных ценностей, прежде всего чести. Честь может быть фамильной и родовой, принадлежать семье и всем поколениям ее членов. Честь как бы выделяет человека, признает в нем незаменимую личность. Вследствие такой гипертрофированной оценки собственной значимости и стремления свою значимость всячески защищать, легко формируются ложные представления о чести, которые и послужили основой возникновения мафиозной организации. Мафия построена на законе омерты — молчания окружающих под угрозой насилия. Если член шайки совершает убийство, то он знает, что «свои» его никогда не выдадут. Более того, оставшиеся на свободе сообщники заставят молчать свидетелей под угрозой смерти. Мафия — тесно сплоченное и всегда тайное сообщество людей, применяющих насилие в равной мере к «своим» и «чужим». Здесь реинтерпрети-руются (истолковываются иначе) привычные понятия. Так, например, преступление — это то, что нарушает неписаные законы тайного сообщества, а не юридические законы страны. «Предательство вообще» ненаказуемо, но наказывается проступок по отношению к «своим»; доносительство, неповиновение. Групповая мораль замещает общечеловеческие ценности. Параллельно формированию социальной структуры мафии создавался определенный свод законов — кодекс чести, исполнять который присягал любой, которому присвоили звание «пичотти». Кодекс чести — это пять общих правил и два закона: Пять общих правил 1. Члены мафии взаимно помогают друг другу, каков бы ни был характер этой помощи. 2. Любое посягательство на одного из членов мафии в какой бы то ни было форме является посягательством на всех; за него следует отомстить любой ценой. 3. Они обязуются полностью повиноваться вышестоящим. 4. Когда нужно совершить правосудие, то члены мафии обращаются не к гражданским властям, а к самой мафии. Именно она судит. Именно она выносит приговор. Именно она приводит приговор в исполнение. 5. Если кто-нибудь по какой бы то ни было причине выдает имена членов организации, он может быть убит кем угодно, когда угодно; месть распространяется не только на него, но и на всю его семью.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |