КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Девичья субкультура и половое воспитание
СБ. БОРИСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕЧТЕНИЕ Рассказы порнографического содержания относятся к неофициальной культуре, к той ее части, которую можно назвать закрытой, эзотерической. Ее элементами являются также девичий «страшный» устный рассказ (быль), любовно-трагедийный рукописный рассказ, любовно-авантюрный устный рассказ, девичий (женский) анекдот, девичий альбом-песенник. Рукописный порнографический или развратный рассказ представляет собой вид самиздатовской литературы. Такие тексты различаются по жанру, уровню художественного мастерства и, как правило, включают подробное описание естественного или извращенного сексуального действия. Целый ряд произведений приписывается (а, возможно, и принадлежит) перу реальных авторов. В качестве эротических текстов циркулируют также произведения Г. Мопассана, В. Набокова. Характерная особенность подобной литературы — установка на отождествление читательницы с главной героиней, на разжигание чувственности, эмоциональное переживание прочитанного. Это и отличает данные тексты от самых подробных, но «отстраненных», обезличенных научных книг и популярных брошюр. В 1987 г. автор опросил 95 студенток I—IV курсов Шадринского педагогического института (факультеты русского языка и литературы, педагогики начального обучения, дошкольного воспитания). Наряду с другими в анкетах были следующие вопросы: «Приходилось ли Вам когда-либо читать рукописные тексты непристойного, порнографического характера?», «Можете ли Вы сказать, что у Вас сформировалось половое влечение?». На первый вопрос утвердительно ответили 76 (80%) девушек, отрицательно — 19 (20%). Напрашивается вывод: чтение самиздатовской порнолитературы является существенным элементом девичьей субкультуры. Налицо устойчивая связь между чтением эротических текстов и формированием полового влечения (факт определялся на основе самооценки). Прорисовывается следующая тенденция: чем позже девушка познакомилась с упомянутыми произведениями, тем позже формируется у нее половое влечение и тем менее охотно она отвечает на щекотливые вопросы. Для подтверждения приведем результаты опроса в одной из групп (27 человек). Восемь девушек впервые познакомились с произведениями чувственного характера в возрасте 12—14 лет; половое влечение возникло у них примерно в 16 лет. В этой подгруппе лишь одна не ответила на соответствующий вопрос. Девять человек взяли в руки подобные тексты в возрасте 14,5- 16 лет, половое влечение сформировалось не ранее 17 и пятеро отказались отвечать. К десяти девушкам литература развратного характера попала, когда им было от 16 до 20; средний возраст формирования влечения — 19 лет; неот-ветивших — семеро. Мы попытались выяснить, какое влияние на становление сексуальности оказывает, с одной стороны, чтение издающейся у нас литературы по проблемам полового воспитания, а с другой — физиологическое развитие индивида. В последнем случае показателем служили ответы на вопрос: «Можете ли Вы указать возраст, явившийся для Вас рубежом перехода от девочки к девушке?» Опрашивалось 25 человек. Вопросы зачитывались вслух. Респонденты должны были написать в бланке только код выбранного ответа. Кроме того, оговаривалось еще одно условие — не обозначать пункт отказа от ответа. Данные подтверждают первоначальную гипотезу: чем старше возраст знакомства с порнотекстами, тем позже у девушек формируется половое влечение и тем больше доля тех, кто признает себя фригидной. Среди респондентов, прочитавших подобные произведения в возрасте до 16 лет, половое влечение возникло у 80,3%. Прямо противоположная картина в группе тех, кому такие поделки попались в руки после 16 лет. Здесь фригидных девушек 80%. Что касается полового созревания, то трудно обнаружить какую-то взаимосвязь между этим фактором и временем чтения порнографической литературы, а также периодом формирования полового влечения. Научную и популярную литературу, посвященную сексуальным вопросам, читали практически все опрошенные. Судя по всему, она оказывает определенное воздействие на формирование полового влечения. Вместе с тем некоторые факты заставляют думать, что такое влияние носит вторичный характер. Во-первых, абсолютное большинство девушек, не знакомых с порнографическими текстами, не ассоциируют свои установки с половым влечением. Их чтение не имело никакого эффекта для тех, кто не был знаком с порнографическими текстами. Во-вторых, «официальная» литература по половому воспитанию находит своего адресата спустя в среднем полтора года после того, как в руки девушек попали самиздатовские тексты, т.е. когда сложились многие сексуальные установки. Автор сознает, что малое число опрошенных (95 человек) и неотработанность методики требуют осторожного отношения к полученным результатам. И все же, опираясь на полученные данные, рискну высказать некоторые суждения о проблеме полового воспитания. Сциентистский, чисто просветительский подход к вопросам пола малоэффективен. Огрубление и схематизация сексуальных отношений, присущие абсолютному большинству специальных популярных изданий, отпугивают молодых читательниц. Чтобы найти отклик в девичьей душе, нужны не столько логически-рациональные описания, а тем более менторские наставления, сколько доверительные повествования. Отсутствие таких «официальных» текстов побуждает девушек обращаться к рукописной (реже — художественной) литературе чувственно-эротического характера, где отношения полов показаны в неприемлемой с нравственной и эстетической точек зрения форме. По моему мнению, единственной эффективной мерой борьбы против таких поделок может быть широкое издание основанной на данных науки, в том числе и общественной, безупречной в нравственном плане литературы, где бы в художественной форме изображались отношения полов. В таких текстах в качестве партнеров должны действовать не случайные любовники, как это чаще всего имеет место в порнографических сюжетах, а молодые супруги, приобретающие совместно опыт сексуальной жизни. Подобная литература могла бы выдаваться и даже обсуждаться по мере необходимости на уроках этики и психологии семейной жизни. Сокращено по: Борисов СБ. Эротические тексты как источник сексуального самообразования // Социс. 1989. № 1. С. 81-84
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |