КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Массовая культура и творческое «потребление» — новый подход
Существует и другое направление в понимании смысла молодежного потребления. Отправной точкой анализа в нем служит критический взгляд по отношению к идее молодежного потребительства как нового опиума. По-другому подходят эти ученые и к самому объекту исследования. Если раньше употреблялся термин «массовая культура», то теперь стали говорить о «популярной культуре». Массовая культура понимается как процесс внешнего формирования («сверху») спроса на культурные товары с последующим манипулированием вкусами и потребностями людей. В понятии «популярная культура» акцент переносится на сам процесс потребления. С помощью этого термина ученые стремятся уйти от упрощенного взгляда на этот процесс. Это новая школа мышления не отрицает полностью идеи Франкфуртской школы: 1. Социальный и идеологический контроль общества над рабочим классом действительно переносится с рабочего времени также и на сферу досуга. 2. Буржуазия действительно пытается контролировать и досуг, и свободное время рабочего класса. Она постоянно превращает народные праздники в официальные и национальные праздники, как бы легализуя необходимые паузы, но делает это до определенных пределов — так, чтобы рабочие смогли после этого снова встать «за станок». Объектами этих новых исследований стали самые различные культурные феномены: мода, реклама, мыльные оперы, сериалы, игровые шоу по телевидению, спортивные соревнования и др. Эти исследования анализировали механизмы передачи через культуру всевозможных стереотипов и предрассудков. Так, например, в одной очень известной английской мыльной опере до сих пор нет ни одного «черного» героя, хотя ее действие происходит в большом промышленном городе, где достаточно велик процент небелого населения. Или, например, эти исследования демонстрируют то, что современная реклама продолжает подтверждать подчиненный статус женщины в современном обществе. Самый яркий и частый пример тому — постоянное использование женских тел, украшающих товары для продажи, скажем, машины. Эта объективация женского тела поощряет мужчин смотреть на женщин только как на сексуальные объекты. В отличие от франкфуртцев новые социологи вовсе не считают зрителей только лишь пассивными участниками этой культуры. Наоборот, они считают, что люди активно потребляют эти ценности и часто переделывают их значение. Исследование в Австралии, проведенное Джоном Фиском, было посвящено изучению реакции женщин на известный игровой спектакль «Игра новых супругов». Смысл этой передачи — выяснить, какая пара больше всего похожа на супружескую жизнь телезрителей, для чего участникам отдельно задаются специальные вопросы об этом. Фиск считает, что, хотя смысл игры и ясен — он явно патриархальный, — однако, большинство женщин используют эту игру совсем иначе, чем этого «требуют» правила. Ученый объяснил это тем, что женщины употребляли игру в качестве бытового протеста против господствующей патриархальной системы. Самым интересным в их реакции было то, что женщинам нравились не те жены, которые соглашались, и, таким образом, помогали паре выиграть, а наоборот, те женщины, которые объясняли всем, что, существует различие между тем, что хочется услышать, и тем, что есть на самом деле. Культура «Тэдди боев» — это первая послевоенная молодежная субкультура, которая стала новым видом социальной проблемы для общества. Это были милые, «очаровательные» девианты. Они первыми начали предлагать мальчишкам из рабочей среды желанный имидж преуспевающего молодого человека. Исследователи этой новой подростковой потребительской культуры (поскольку она требовала поддержания, прежде всего не поведенческого стиля, а определенного стиля в одежде, следовательно, нуждалась в новой индустрии) обратили внимание на то, что эта подростковая культура отражает не просто возросшее изобилие (как полагал Абраме), но также и распад довоенного типа сообщества рабочего класса. В этой культуре нашли отражение перспективы социальных изменений в поствоенной Великобритании, а именно: переделывание трущоб-коммуналок в отдельные дома; усиление социокультурных различий между теми «местами», где люди живут, и теми, где они работают; увеличение времени, которое дети проводят в школе, — всего того, что ослабляло власть родителей, столь характерную для традиционных семей. Практически впервые (в текущем столетии) родители действительно не могли передать своим детям личный культурный опыт, дать им какие-либо полезные советы о том, что значит вести себя по-тинейджерски. Сами родители в данном потребительском контексте никогда тинейджерами не были. Именно поэтому рыночное исследование Марка Абрамса измеряет действительно новую, массовую тинейджерскую культуру, систему ее вкусов и потребления: специфику ее доходов и трат, которые явно превосходили опыт соседства, выходили за рамки связей в общине и семейно-патриархальных традиций. На самом деле тинейджерская культура была все-таки формой американской культуры. Даже Тэдди бои комбинировали свой эдвардский имидж со стилем Голливуда: городские галстуки — макинтош, бакенбарды западного картежника и длинный плащ. Они, подобно всем английским подросткам из рабочего класса, слушали американский рок-н-ролл. Даже само понятие «подросток» оставалось для большинства английских взрослых чуждой американской идеей, которая подразумевала включение американских мифов, идолов и фантазий об американской жизни в непривычную для них британскую атмосферу. Тинейджер — это «подросток потребляющий или подросток, взятый в его досугово-потребительском измерении». Сокращено по: Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000 СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ ТЕРМИНОВ Агиография — литература в жанре житий, одной из основных форм церковной словесности. Адстрат — черты, появившиеся в языке в результате влияния на него со стороны другого языка в условиях их длительного существования. Акторы — субъекты социального действия. Андеграунд — обозначение контркультуры, или неформальной культуры в СССР. Сообщества андеграунда, или сообщество-изгой формируются из тех, кто выпал из общества, кто противостоит ему или не принимает его. Анимизм — вера в существование духов, и души. Аномия — состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализовать. Антагонизм — непримиримое противоречие. Антиклерикализм — движение против гражданских привилегий церкви и влияния клериков (священнослужителей) на общество. Апартеид — крайняя форма расовой дискриминации, подразумевающая лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Апостасия — предубеждение против церкви и христианства. Артефакт — предмет, изготовленный, сделанный человеком. Аскетизм — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п. присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т.п.). Ассимиляция — этническое поглощение, почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Беспредел — отсутствие норм жизнедеятельности, насилие. Блэкстер — фанат тяжелого металла, сатанинское направление. Боди-арт — вид художественного творчества, где главным объектом является тело самого художника (или статиста), а содержание раскрывается позой, жестами, покрывающими тело знаками. Бюджет времени — распределение всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т.д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей. Верования — эмоциональная приверженность определенным ценностям или идеям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности фактов. Вестерн — жанр американского кино, получивший распространение также за пределами США. Вестернизация — процесс заимствования ценностей западной культуры народами, исторически не принадлежавшими к орбите западной цивилизации. Геноцид — действия, направленные на уничтожение какой-либо национальной, этнической группы людей. Глобализация — исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращаются в единую политическую систему. Глоссарий — перечень толкований слов, имеющихся на полях и между строк рукописей. Двоеверие — сочетание христианских и языческих верований. Демократизация культуры — распространение культурных ценностей на все более широкие слои населения, расширение доступа к ним рядовых граждан, привлечение к принятию решений, касающихся культурной жизни, всех социальных групп и национальных меньшинств. Депортация — изгнание, ссылка. Дестинация — туристское (рекреационное) направление. Децентрализация культуры — перенесение очагов культуры из центра на периферию, борьба с культурной монополией столицы, ведомства, организации или нации. Диалект — языковая система, которая служит средством общения небольшой территориально замкнутой группы людей. Диаспора — часть этноса, живущая вне места его происхождения, в различных странах мира. Дискурс — различные виды речевой практики, например обычный повседневный разговор, интервью, лекция, деловые переговоры и др. Диссидент — лицо, несогласное с господствующей идеологией и политикой властей; инакомыслящий. Диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Доминирующая культура — совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Досуг— часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Евангелизация — провозглашение Евангелия, пропагандистская работа с населением в западноевропейском христианстве. Знания — суждения, достоверность которых проверена наукой или опытом. Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому) человеку. Идентичность — набор тех или иных культурных черт, позволяющих отличать одного человека от другого.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |