Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовая культура и творческое «потребление» — новый подход




Существует и другое направление в понимании смысла молодежного потребления. Отправной точкой анализа в нем служит критический взгляд по отношению к идее молодежного потребительства как нового опиума. По-другому подходят эти ученые и к самому объекту исследования. Если рань­ше употреблялся термин «массовая культура», то теперь стали говорить о «популярной культуре».

Массовая культура понимается как процесс внешнего формирования («сверху») спроса на культурные товары с последующим манипулировани­ем вкусами и потребностями людей. В понятии «популярная культура» ак­цент переносится на сам процесс потребления. С помощью этого термина ученые стремятся уйти от упрощенного взгляда на этот процесс.

Это новая школа мышления не отрицает полностью идеи Франкфуртской школы:

1. Социальный и идеологический контроль общества над рабочим классом действительно переносится с рабочего времени также и на сферу досуга.

2. Буржуазия действительно пытается контролировать и досуг, и свобод­ное время рабочего класса. Она постоянно превращает народные праздни­ки в официальные и национальные праздники, как бы легализуя необходи­мые паузы, но делает это до определенных пределов — так, чтобы рабочие смогли после этого снова встать «за станок».

Объектами этих новых исследований стали самые различные культурные феномены: мода, реклама, мыльные оперы, сериалы, игровые шоу по теле­видению, спортивные соревнования и др. Эти исследования анализирова­ли механизмы передачи через культуру всевозможных стереотипов и пред­рассудков. Так, например, в одной очень известной английской мыльной опере до сих пор нет ни одного «черного» героя, хотя ее действие происхо­дит в большом промышленном городе, где достаточно велик процент не­белого населения. Или, например, эти исследования демонстрируют то, что современная реклама продолжает подтверждать подчиненный статус жен­щины в современном обществе. Самый яркий и частый пример тому — по­стоянное использование женских тел, украшающих товары для продажи, скажем, машины. Эта объективация женского тела поощряет мужчин смот­реть на женщин только как на сексуальные объекты.

В отличие от франкфуртцев новые социологи вовсе не считают зрителей только лишь пассивными участниками этой культуры. Наоборот, они счи­тают, что люди активно потребляют эти ценности и часто переделывают их значение. Исследование в Австралии, проведенное Джоном Фиском, было посвящено изучению реакции женщин на известный игровой спектакль «Игра новых супругов». Смысл этой передачи — выяснить, какая пара боль­ше всего похожа на супружескую жизнь телезрителей, для чего участникам

отдельно задаются специальные вопросы об этом. Фиск считает, что, хотя смысл игры и ясен — он явно патриархальный, — однако, большинство женщин используют эту игру совсем иначе, чем этого «требуют» правила. Ученый объяснил это тем, что женщины употребляли игру в качестве быто­вого протеста против господствующей патриархальной системы. Самым интересным в их реакции было то, что женщинам нравились не те жены, которые соглашались, и, таким образом, помогали паре выиграть, а наобо­рот, те женщины, которые объясняли всем, что, существует различие меж­ду тем, что хочется услышать, и тем, что есть на самом деле.

Культура «Тэдди боев» — это первая послевоенная молодежная субкуль­тура, которая стала новым видом социальной проблемы для общества. Это были милые, «очаровательные» девианты. Они первыми начали предлагать мальчишкам из рабочей среды желанный имидж преуспевающего молодо­го человека. Исследователи этой новой подростковой потребительской куль­туры (поскольку она требовала поддержания, прежде всего не поведенче­ского стиля, а определенного стиля в одежде, следовательно, нуждалась в новой индустрии) обратили внимание на то, что эта подростковая культура отражает не просто возросшее изобилие (как полагал Абраме), но также и распад довоенного типа сообщества рабочего класса. В этой культуре нашли отражение перспективы социальных изменений в поствоенной Великобри­тании, а именно: переделывание трущоб-коммуналок в отдельные дома; усиление социокультурных различий между теми «местами», где люди жи­вут, и теми, где они работают; увеличение времени, которое дети проводят в школе, — всего того, что ослабляло власть родителей, столь характерную для традиционных семей.

Практически впервые (в текущем столетии) родители действительно не могли передать своим детям личный культурный опыт, дать им какие-либо полезные советы о том, что значит вести себя по-тинейджерски. Сами ро­дители в данном потребительском контексте никогда тинейджерами не бы­ли. Именно поэтому рыночное исследование Марка Абрамса измеряет дей­ствительно новую, массовую тинейджерскую культуру, систему ее вкусов и потребления: специфику ее доходов и трат, которые явно превосходили опыт соседства, выходили за рамки связей в общине и семейно-патриархальных традиций.

На самом деле тинейджерская культура была все-таки формой американ­ской культуры. Даже Тэдди бои комбинировали свой эдвардский имидж со стилем Голливуда: городские галстуки — макинтош, бакенбарды западного картежника и длинный плащ. Они, подобно всем английским подросткам из рабочего класса, слушали американский рок-н-ролл. Даже само понятие «подросток» оставалось для большинства английских взрослых чуждой аме­риканской идеей, которая подразумевала включение американских мифов, идолов и фантазий об американской жизни в непривычную для них британ­скую атмосферу.

Тинейджер — это «подросток потребляющий или подросток, взятый в его досугово-потребительском измерении».

Сокращено по: Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000

СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ ТЕРМИНОВ

Агиография — литература в жанре житий, одной из основных форм церковной словесности.

Адстрат — черты, появившиеся в языке в результате влияния на него со сторо­ны другого языка в условиях их длительного существования.

Акторы — субъекты социального действия.

Андеграунд — обозначение контркультуры, или неформальной культуры в СССР. Сообщества андеграунда, или сообщество-изгой формируются из тех, кто выпал из общества, кто противостоит ему или не принимает его.

Анимизм — вера в существование духов, и души.

Аномия — состояние общественного сознания, которое характеризуется разло­жением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противо­речием между провозглашенными целями и невозможностью их реализо­вать.

Антагонизм — непримиримое противоречие.

Антиклерикализм — движение против гражданских привилегий церкви и влия­ния клериков (священнослужителей) на общество.

Апартеид — крайняя форма расовой дискриминации, подразумевающая лише­ние определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлеж­ности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

Апостасия — предубеждение против церкви и христианства.

Артефакт — предмет, изготовленный, сделанный человеком.

Аскетизм — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п. присущие практике фи­лософских школ (например, киников) и особенно различных религий (мо­нашество и т.п.).

Ассимиляция — этническое поглощение, почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом.

Беспредел — отсутствие норм жизнедеятельности, насилие.

Блэкстер — фанат тяжелого металла, сатанинское направление.

Боди-арт — вид художественного творчества, где главным объектом является

тело самого художника (или статиста), а содержание раскрывается позой,

жестами, покрывающими тело знаками. Бюджет времени — распределение всего фонда времени суток (недели, месяца,

года и т.д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной

совокупностью людей.

Верования — эмоциональная приверженность определенным ценностям или идеям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности фактов.

Вестерн — жанр американского кино, получивший распространение также за пределами США.

Вестернизация — процесс заимствования ценностей западной культуры на­родами, исторически не принадлежавшими к орбите западной цивили­зации.

Геноцид — действия, направленные на уничтожение какой-либо национальной,

этнической группы людей. Глобализация — исторический процесс сближения наций и народов, между

которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество

превращаются в единую политическую систему. Глоссарий — перечень толкований слов, имеющихся на полях и между строк

рукописей.

Двоеверие — сочетание христианских и языческих верований.

Демократизация культуры — распространение культурных ценностей на все более широкие слои населения, расширение доступа к ним рядовых граж­дан, привлечение к принятию решений, касающихся культурной жизни, всех социальных групп и национальных меньшинств.

Депортация — изгнание, ссылка.

Дестинация — туристское (рекреационное) направление.

Децентрализация культуры — перенесение очагов культуры из центра на пери­ферию, борьба с культурной монополией столицы, ведомства, организации или нации.

Диалект — языковая система, которая служит средством общения небольшой территориально замкнутой группы людей.

Диаспора — часть этноса, живущая вне места его происхождения, в различных странах мира.

Дискурс — различные виды речевой практики, например обычный повседнев­ный разговор, интервью, лекция, деловые переговоры и др.

Диссидент — лицо, несогласное с господствующей идеологией и политикой властей; инакомыслящий.

Диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.

Доминирующая культура — совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Досуг— часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению.

Евангелизация — провозглашение Евангелия, пропагандистская работа с насе­лением в западноевропейском христианстве.

Знания — суждения, достоверность которых проверена наукой или опытом.

Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому) человеку. Идентичность — набор тех или иных культурных черт, позволяющих отличать одного человека от другого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.